Филателист что это такое
Филателия
Содержание
Происхождение термина
История
XIX век
Коллекционирование и коллекции
Уже в 1846 году в Англии были известны случаи собирания почтовых марок в большом количестве, впрочем безо всякой системы, например, для оклеивания стен. Систематическое коллекционирование знаков почтовой оплаты по странам, выпускам и т. д. началось в середине 1850-х годов. Первым филателистом считается живший в Париже гравёр Мансен, который в 1855 году продал свою коллекцию, содержавшую почти все выпущенные к тому времени почтовые марки торговцу марками и букинисту Эдуарду Лапланту. [10] Благодаря спросу на почтовые марки появились торговцы, которые занялись продажей марок для целей коллекционирования.
К концу XIX века собирание марок охватило сотни тысяч людей всех классов общества, от детей бедняков до миллионеров и принцев царствующих домов. Даже некоторые государства имели коллекции знаков почтовой оплаты (например, Англия, Германия, Франция, Бавария, Болгария). Для этой цели с 1870-х годов в ряде стран стали создаваться национальные почтовые музеи, где собирались и хранились государственные коллекции знаков почтовой оплаты (первые — в Германии, Франции, Болгарии). На первом месте стояла коллекция Британского музея, собранная членом парламента Таплингом и завещанная им в 1892 году Музею; она обошлась в &&&&&&&&&0800000.&&&&&0 800 000 немецких марок. Имперский почтовый музей в Берлине также обладал обширной коллекцией марок. Возникали крупные частные коллекции. Обширнейшая и единственная в своем роде коллекция принадлежала барону Филиппу Феррари в Париже и обошлась ему свыше 1 млн немецких марок.
Так как число почтовых знаков с каждым годом увеличивалось, то собирание их становилось всё затруднительнее. Поэтому, с начала 1880-х годов, появились так называемые специалисты-собиратели, которые ограничивались какой-нибудь одной частью света или несколькими государствами, или даже одним государством.
Общества филателистов и выставки
Торговля марками
Торговлей марками занимались тысячи людей; в крупных центрах существовали биржи и бывали аукционы. За редкие марки платили значительные цены: за марку Британской Гвианы первого выпуска (1850) в 2 цента на розовой бумаге было уплачено, например, 1010 долларов. Ввиду высоких цен на редкие марки, появились в обращении фальшивые марки; например, в Париже была открыта целая фабрика фальшивых марок. Обнаружение подделок было одной из задач филателических обществ. Некоторые государства приходили на помощь коллекционерам: когда какая-нибудь вышедшая из употребления марка становилась редкой в продаже, почтовое ведомство отпечатывало со старых досок новое издание марок, которые продавало по умеренным ценам. Иногда печатные доски каким-нибудь путём попадали к частным лицам, которые также выпускали новые издания марок, ценимые, впрочем, дешевле правительственных.
Высоко ценились коллекционерами пробные марки (англ. Essays ), которые изготавливались почтовым ведомством раньше выпуска марок, чтобы решить, не нужно ли сделать изменения в рисунке, печатании, красках и т. п. Кроме официальных, существовали и частные пробные марки, которые были представлены почтовому ведомству и последним забракованы.
Некоторые государства пользовались страстью коллекционеров для извлечения доходов и часто производили выпуски марок, вызывавшиеся не действительной необходимостью, а желанием сбыть их коллекционерам; особенно много различных знаков почтовой оплаты выпускалось государствами Средней и Южной Америки, где к тому же часто менялись формы правления и правители, а последние считали долгом выпускать новые марки. Иногда случалось, что при недостатке марок известной ценности они заменялись марками другой ценности, с наложением соответственного штемпеля. Такие марки со штемпелями также высоко ценились коллекционерами, которые иногда искусственно вызывали появление подобных марок, скупая все имеющееся в наличности количество обыкновенных марок.
Любопытно, что к маркам, выпущенным со спекулятивной целью, в прошлом относили, за некоторыми исключениями, появившиеся в изобилии в последней четверти XIX века юбилейные знаки почтовой оплаты. Впервые появились в 1876 году в Соединенных Штатах Америки юбилейные конверты по случаю празднования столетия объявления независимости; в 1887 году были выпущены в Англии марки по случаю 50-летия царствования королевы и т. д. Заслуживает внимания юбилейный конверт Великобритании 1890 года, продававшийся вместе с вложенным в него бланком для письма, с довольно сложным рисунком конверта, на котором были изображены старые и новые средства почтовой доставки. В таком же роде Швейцарией было выпущено юбилейное открытое письмо в 1893 году, по случаю 50-летия первых швейцарских знаков почтовой оплаты.
Филателистическая литература
С 1860-х годов стали издаваться каталоги и журналы по филателии. Первый журнал, посвященный почтовым маркам, появился в 1862 году [1] в Ливерпуле под названием «The Stamp Collector’s Review and Monthly Advertiser», который выходил до 1864 года. С 1863 года [1] начали также издавать журналы «Le Timbreposte» (Брюссель) и «Magazin für Briefmarken-Sammler» (Лейпциг); в 1864 году [1] вышел в свет первый филателистический журнал США.
В конце XIX века литература по филателии была довольно обширна: на 13 языках выходило до 800 журналов, посвященных почтовым маркам; наиболее распространенный — «Illustriertes Briefmarkenjournal», издававшийся братьями Зенф и имевший &&&&&&&&&&017000.&&&&&0 17 000 подписчиков. Ещё до журналов начали выходить каталоги почтовых марок. Первый был издан в 1861 году [1] А. Потике в Париже, затем были выпущены каталоги Ж.-Б. Моэнса (Moens; Брюссель, 1862), Скотта (Scott; Нью-Йорк, 1867), «Stanley Gibbons» (Великобритания, 1879—1895), «Yvert et Tellier» (Франция, 1897—1913). До конца XIX века было издано 720 каталогов и руководств; одними из лучших считались:
XX век
Филателия как один из самых популярных видов коллекционирования продолжала развиваться в XX столетии. Наряду с каталогами «Scott», «Stanley Gibbons» и «Yvert et Tellier», начали издаваться также получившие впоследствии мировую известность «Цумштейн» (нем. Zumstein ; Швейцария, 1909), «Michel» (Германия, 1910).
В 1926 году была основана Международная федерация филателии (ФИП), под патронатом которой с 1929 года регулярно организуются международные филателистические выставки. В 1976 году ФИП объединяла национальные общества из 57 стран, которые провели свыше 100 выставок.
С середины XX века филателия стала наиболее массовой областью любительского коллекционирования, чему способствовали значительно расширившийся почтовый обмен между странами, выпуск почтовыми ведомствами большинства стран коммеморативных (памятных) эмиссий, многокрасочных серий марок, посвящённых истории, важнейшим событиям современности, искусству, фауне, флоре, спорту и пр.; отдельных марок, блоков (сувенирный лист с одной или несколькими напечатанными марками и надписью на полях), цельных вещей, предназначенных специально для филателистов; широкая продажа (в том числе комиссионная) коллекционных знаков почтовой оплаты, альбомов, кляссеров и других предметов филателии; издание каталогов марок; организуемые филателистическими обществами национальные и международные выставки, внутригосударственный и международный обмен, пропаганда филателии через специализированные журналы и другие периодические издания.
Филателистические журналы издавались во многих странах мира, в том числе социалистических: «Филателен преглед» (НРБ), «Filatéliai Szemie» (ВНР), «Sammler Express» (ГДР), «Filatelia Cubana» (Куба), «Filatelista» (ПНР), «Filatelie» (СРР), «Filatelie» (ЧССР); в капиталистических — «The London Philatelist» и «Philatelic Magazine» (Великобритания), «The American Philatelist» и «Linn’s Weekly Stamp News» (США), «Der Sammler-Dienst» и «Deutsche Zeitung für Briefmarkenkunde» (ФРГ), «Austria-Philatelist» (Австрия), «Schweizer Briefmarken-Zeitung» (Швейцария), «L’Echo de la Timbrologie» и «La Philatélie française» (Франция), «Il Collezionista», «La Tribuna del Collezionista», «Cronaca Filatelica», «Francobolli», «Il Nuovo Corriere Filatelico» (Италия), «Dansk Filatelistisk Tidsskrift» (Дания).
В социалистических странах филателия наибольшее развитие получила в СССР, ГДР, ПНР, ЧССР и ВНР, в капиталистических — в ФРГ, Франции, Великобритании, США, Австрии. Уникальными государственными коллекциями почтовых марок располагали Британский музей (Лондон), почтовые музеи в Стокгольме, Париже, Берне; среди известных частных собраний — коллекции английской королевской семьи, Ф. Феррари (Австрия), М. Бурруса (Швейцария), А. Лихтенштейна, А. Хинда и Д. Бокера (США), Х. Канаи (Япония).
В середине 1970-х годов национальные организации и другие объединения филателии имелись в большинстве стран, а филателией занимались 150—200 млн человек. [6]
Филателия в России
Филателия в Российской империи
Зарождение филателии в России тесно связано с выпуском первых российских марок (1858) и конвертов (1845). Уже в XIX веке некоторые русские марки высоко ценились коллекционерами. Так, 6-копеечная марка для восточной корреспонденции выпуска 1863 года оценивалось в 100 немецких марок, 5-копеечный конверт Московской городской почты выпуска 1846 года — в 1000 немецких марок.
Земские марки, чистые (то есть неупотреблённые), также весьма ценились: за марки новейших выпусков платили от 3 до 5 раз дороже действительной ценности. Цены на марки более отдалённых выпусков росли в геометрической прогрессии, а за некоторые марки первых выпусков торговцы спрашивали 400 рублей и дороже. Причина высокой цены на чистые земские марки заключалась в том, что в 1860-х годах никто не думал их собирать. Гашёные (то есть употреблённые) марки были гораздо дешевле, хотя марки первых выпусков были также дороги. Земские марки очень ценились иностранными филателистами; изданы даже несколько сочинений на французском и немецком языках о русских земских марках. Известность также имело сочинение Д. Чудовского «Описание русских земских почтовых марок, конвертов и бандеролей» (Киев, 1888).
В сентябре 1872 года в рамках проходившей в Москве Политехнической выставки состоялся первый в России показ коллекций знаков почтовой оплаты, подготовленной Почтовым департаментом Министерства внутренних дел.
Общества собирателей почтовых марок появились в России (в Москве, Петербурге и других городах) в последней четверти XIX века.
В качестве отделений Дрезденского международного общества филателистов 10 октября 1883 года Ф. А. Брейтфусом [12] была основана Московская секция Международного общества филателистов, первая в России филателистическая организация, а в декабре того же года — Санкт-Петербургская секция. Московская секция просуществовала до 1898 года с перерывом в 1888 и 1889 годах. В марте 1907 года Санкт-Петербургская секция была преобразована в Российское общество филателистов, ставшее первой всероссийской филателистической организацией.
С ноября 1895 года существовало Санкт-Петербургское (русское) отделение Германского союза филателистов, на базе которого в августе 1906 года было создано Санкт-Петербургское общество собирателей почтовых знаков. Большой популярностью у филателистов пользовался издаваемый обществом ежемесячник «Всемирная почта». Он издавался громадным для тогдашней филателистической периодики тиражом до 800 экземпляров.
Филателия в РСФСР и СССР
В РСФСР первое общество филателистов было создано в 1918 году в Москве. В Московское общество филателистов и коллекционеров (МОФИК) вошло большинство членов дореволюционного Московского общества собирателей знаков почтовой оплаты. МОФИК просуществовало до февраля 1921 года. Мысль о создании нового общества филателистов была поддержана в 1922 году Российским бюро филателии при Народном комиссариате почт и телеграфов РСФСР и Уполномоченным по марочным пожертвованиям ЦК Помгол при Народном комиссариате внешней торговли РСФСР. Первое организационное собрание нового общества состоялось 6 апреля 1923 года. В соответствии с уставом, утверждённым 15 марта 1923 года, оно стало называться Всероссийским обществом филателистов. Отделения общества имелись в Баку, Тифлисе, Ташкенте, Ашхабаде и других городах. Оно просуществовало до конца 1930-х годов. В 1924—1925 году проведена первая Всероссийская филателистическая выставка. Органом Всероссийского общества филателистов был журнал «Советский филателист» (1922—1932; ряд лет назывался «Советский коллекционер»). В 1950-е годы объединения филателистов возникли во многих городах страны, с учреждением в 1966 году Всесоюзного общества филателистов (ВОФ) [1] они вошли в его состав.
ВОФ было добровольной культурно-просветительской организацией и объединяло филателистов СССР. Оно возникло на основе Московского городского общества филателистов и ряда филателистических объединений в других городах страны. Целью ВОФ являлось всестороннее использование филателии как одного из видов общественно полезной деятельности, сочетающей разумный отдых с расширением культурного кругозора и способствующей коммунистическому воспитанию. Основные направления деятельности ВОФ составляли пропаганда филателии, создание отделений и клубов на местах, научно-исследовательская работа и экспертиза, организация выставок, расширение и укрепление дружеских и культурных связей с зарубежными филателистическими организациями и др.
В 1967 году ВОФ было принято в члены Международной федерации филателии. Деятельностью ВОФ руководило Правление со штаб-квартирой в Москве. Первым председателем ВОФ был Герой Советского Союза Э. Т. Кренкель, с 1977 года — лётчик-космонавт Герой Советского Союза Л. С. Дёмин. В 1977 году ВОФ объединяло свыше 2 тыс. первичных организаций и 3 тыс. клубов юных филателистов (многие из которых имели секции фалеристики, филумении, филокартии, бонистики и др.), свыше 200 тыс. членов. В 1966—1976 годах ВОФ экспонировало на международных выставках свыше 1 тыс. коллекций, отмеченных 854 медалями и 198 призами. За заслуги в развитии и пропаганде советской филателии было учреждено звание «Почётный член ВОФ»; к 1977 году оно было присвоено 62 советским и зарубежным филателистам. [13]
В 1976 году был выпущен «Каталог почтовых марок СССР. 1918—1974», к которому издавались ежегодные дополнения.
В середине 1970-х годов филателией в СССР занимались 0,5 млн человек, из них свыше 200 тыс. были членами ВОФ. [6]
Новейший период
В настоящее время (с 1992 года) действует Союз филателистов Российской Федерации (СФР), правопреемник Союза филателистов СССР (до 1989 года — ВОФ). Журнал «Филателия СССР» издаётся под новым названием «Филателия».
IV съезд СФР был проведён в ноябре 2005 года.
Виды филателии и коллекций
Изучение предметов коллекционирования в филателии может иметь три разных аспекта [1] :
Филателистические коллекции подразделяются на [1] :
Интересные факты
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Почтовые марки · Легендарные марки · Марки стран и территорий мира · Тематическая филателия · Непочтовые марки · Штемпели и гашения · Каталоги и издания · Персоналии · Почта · Полиграфия · Организации и компании · Филателистические и почтовые праздники
Филателист что это такое
. И юноше в расцвете лет,
Едва увидевшему свет,
И закаленному судьбой
Бойцу с седою головой.
Их зовут коллекционерами.
Собирание коллекций, пожалуй, самое распространенное на земле увлечение. Что только не собирают люди?! Книги и оловянных солдатиков, картины и монеты, граммофонные пластинки и открытки, газетные вырезки и спичечные этикетки. Всего не перечислишь. Однако подавляющее большинство коллекционеров отдает свой досуг почтовой марке.
Чем же скромная почтовая марка прельстила такое небывало огромное количество людей?
Прежде всего, своей доступностью. Марка встречается на каждом шагу: в почтовом отделении, в газетном киоске, в книжном магазине, на конверте письма, которое утром принес вам почтальон. Нет ничего легче, как приобрести почтовую марку. (И нет ничего труднее, добавит со вздохом бывалый филателист.)
Вот в чем, оказывается, неодолимая притягательная сила почтовой марки. Вот на чем стоит филателия. Значит, недаром, совсем недаром для многих миллионов людей она становится верным спутником на сею жизнь. Среди убежденных коллекционеров не так уж редко встречаются люди, имена которых с уважением произносятся во всем мире.
Возлюбив «освобождение от оплаты», первые коллекционеры, вероятно, начали собирать марки, погашенные почтовым штемпелем. Они попросту отдирали их от конвертов и наглухо приклеивали к листам тетради. Наиболее аккуратные, подравнивая края марки ножницами, срезали и зубчики. Едва начав вторую жизнь, искалеченная марка погребалась в альбоме.
А марок становилось все больше. Они низвергались в мир подобно лавине. В наши дни их насчитывается свыше трехсот тысяч. Уже для марок одной страны требуется не один, а добрая дюжина альбомов.
В начале 1966 г. многочисленные кружки, клубы н городские общества коллекционеров нашей страны объединились во Всесоюзное общество филателистов. Создание ВОФ означало признание филателии как одной из полезных форм общественной деятельности. В ней удачно сочетается разумный отдых с повышением идейного и культурного уровня человека.
1 января 1858 г. была наклеена на конверт первая русская почтовая марка.
МАРКИ НАШЕЙ РОДИНЫ
Интересно отметить, что первые марки Англии были также беззубцовыми и каждую марку приходилось отделять от листа при помощи ножниц. Все последующие марки дореволюционной России были с зубцами.
Обычно на этом ставят точку. И совершенно напрасно. Как говорится, «из песни слова не выкинешь», тем более из истории. А история русской почты хранит многое, что вызывает живой интерес у советских филателистов. Ведь общее количество почтовых марок, находившихся в обращении в старой России, не исчерпывается теми, о которых говорилось выше. Оно достигает трех тысяч. Все они хорошо известны старым коллекционерам и бережно хранятся в их альбомах. Надо и молодым хоть коротко рассказать о свидетелях старины российской.
В марте 1860 г. была выпущена 10-копеечная марка того же рисунка, что и первая русская миниатюра, и отличалась лишь цветом (голубая и карминово-розовая) и надписью: «Za lot kop 10». Это была первая и единственная польская марка, выпущенная русским почтовым ведомством, потому что в то время Царство Польское входило в состав Российской империи. Сейчас эта 109-летняя марка, как историческая реликвия, высоко ценится филателистами Польской Народной Республики.
Более четверти века (с 1891 г. по 1917 г.) на территории Финляндии курсировали русские стандартные марки. Они отличались либо декоративными кружочками по углам, либо тем, что их номиналы были обозначены по-фински «1 pen», «1 marka». Ведь в те времена Великое Княжества Финляндское также входило в состав Российской империи.
К тому времени государственная почтовая служба в России охватывала только города и уездные центры. Жителям многочисленных сел и деревень, чтобы отправить простое письмо, приходилось ехать до ближайшего уездного города двадцать, тридцать, а то и все пятьдесят верст в один конец. Земская почта как бы продолжила обрывавшиеся в городах линии государственной почтовой связи. Одновременно с выполнением своих чисто местных функций, она приняла на себя доставку корреспонденции из государственных почтовых учреждений во все населенные пункты уезда, а также и доставку почтовых отправлений местных жителей до ближайшей конторы почтового ведомства. Для оплаты ее услуг были введены специальные почтовые знаки, впоследствии получившие общей название «земских марок».
В общем, земские марки, наряду с марками государственной почты, находились в обращении с 1865 г. по 1917 г. на территории 33-х губерний Европейской части России, охватывая 162 уезда.
Право выпуска почтовых марок предоставлялось только уездным земским управам, и то при обязательном соблюдении двух условий. Во-первых, земские марки могли находиться в обращении лишь на территории выпустившего их уезда, и, во-вторых, по своему внешнему виду они должны были резко отличаться от общегосударственных знаков почтовой оплаты. Именно последнее требование породило неумирающий вот уже сто лет интерес филателистов всего мира к русской земской почтовой марке. Такого разнообразия форм, размеров и рисунков не знает, пожалуй, ни одна государственная почтовая марка тех времен.
Совсем недавно, еще в 1966 г., считали, что первые советские почтовые марки увидели свет в августе 1921 г. Оказалось, что это совсем не так. Любознательные филателисты-исследователи документально доказали: первые революционные марки были выпущены Народным комиссариатом почт и телеграфов 25 октября (7 ноября) 1918 г. Это известные марки достоинством в 35 и 70 коп. (синяя и коричневая) с изображением руки с мечом, разрубающим цепь. Правда, курсировали они недолго: с 1 января 1919 г. ленинским декретом была введена бесплатная пересылка простых писем. Но они были первыми советскими почтовыми марками.
Годы революции и гражданской войны оставили очень своеобразный след в почтовых марках нашей страны. След вьется тремя тропинками.
Почему так спешили, например, дашнакские почтмейстеры Армении? Они чувствовали: скоро кончится их время. На Ереванском почтамте им посчастливилось захватить солидные запасы старых русских марок. Снабжая надпечатками ничего не стоившие, вышедшие из употребления знаки почтовой оплаты, они превращали их в ходкий филателистический товар и большими партиями сбывали его марочным торговцам в Турцию.
Отгремела гражданская война. Наркомпочтель РСФСР впервые получил возможность приступить к налаживанию регулярной почтовой связи в мирных условиях. С августа 1921 г. начинается время регулярных почтовых эмиссий в нашей стране. Появляются марки оригинальных рисунков.
Советские марки пришли в мир не только как скромные знаки почтовой оплаты, но и как произведения искусства. У их колыбели стояли крупнейшие мастера русской классической гравюры П. Ксидиас и А. Троицкий, выдающиеся графики Г. Рейндорф и Р. Зарриньш. Среди авторов советских почтовых марок немало художников, работы которых составляют неотъемлемую часть музейных экспозиций, их золотой фонд: В. Сварог, Г. Савицкий, И. Владимиров, Е. Кибрик, П. Васильев, Н. Жуков и др. Оригиналы первого стандартного выпуска почтовых марок СССР были исполнены по знаменитым скульптурам И. Шадра «Рабочий», «Крестьянин» и «Красноармеец». Классиками же советской почтовой миниатюры филателисты единодушно признают художников Ивана Дубасова и Василия Завьялова.
Эти качества превратили советскую марку в совершенно особое явление среди знаков почтовой оплаты всего мира. Для трудящихся зарубежных стран советская марка стала драгоценной вестницей с родины социалистической революции. Они воспринимали каждую новую марку нашей страны как образную сводку с фронта строительства социализма. Многие простые люди капиталистических стран становились коллекционерами только потому, что впервые получили возможность поместить в альбом близкую им по духу и устремлениям советскую марку с портретом Владимира Ильича Ленина, с изображением герба Советского Союза, почтовую марку, правдиво рассказывающую о делах и днях великой Страны Советов.
Есть множество свидетельств о первых шагах советской филателии, о зарождении любви к нашим маркам за рубежом, любви, которая растет и крепнет год от года. Вот одно из них:
Нам очень нравится разнообразие советских почтовых марок. И, по-моему, было бы большой потерей для всей филателии, если бы не появились такие прекрасные марки, как «Богатыри» Васнецова, репинские марки 1956 года, марки, популяризирующие народное художественное творчество (1957 и 1958 годы), или чудесные миниатюры, посвященные XXI съезду КПСС. Вы не представляете себе, какими важными пропагандистами вашей страны за границей становятся эти маленькие многокрасочные марки!
И мы хорошо понимаем чувства, выраженные рядовым немецким коллекционером. Советскую марку есть за что любить. С августа 1921 г. увидело свет свыше 3700 почтовых марок СССР. Собранные вместе, в одной коллекции, они составляют живописную историю строительства социализма в нашей стране.
МАРКИ НАШИХ ДРУЗЕЙ
Буржуазия жестоко расправляется с борцами за народное счастье. Игнац Мартинович был казнен за участие в Великой французской революции XVIII в. Трагическая судьба постигла и художника Ф. Бокроша. В 1920 г., после того как пала задушенная контрреволюцией Советская Венгрия, он был брошен в тюрьму. Отбыв срок заключения, художник долго подвергался жестоким гонениям. И только после того как венгерский народ снова взял власть в свои руки, Ференц Бокрош смог найти применение своему таланту,
Современные венгерские марки отличаются разнообразием тематики, большим художественным вкусом, яркостью красок и совершенством полиграфического исполнения.
Многие тысячи километров отделяют нас от джунглей Вьетнама, но наши сердца ощущают жар героической битвы вьетнамского народа против американских агрессоров. Почтовые марки Демократической Республики Вьетнам ведут, летопись священной войны, славят героев, образно рисуют полную суровых испытаний жизнь вооруженного народа, грудью вставшего за свою свободу и независимость.
Вьетнам не одинок! В мире крепнет голос солидарности трудящихся, растет гнев народов против империалистических агрессоров. Филателисты социалистических стран вносят свой вклад в святое дело. 7 октября 1966 г. в Лейпциге открылась выставка почтовых марок под девизом: «Непобедимый Вьетнам». Почтовое ведомство Германской Демократической Республики выпустило памятную марку с девизом выставки. У марки двойной номинал: «20+5». Это значит, что пятая часть ее стоимости поступит в фонд помощи борющемуся Вьетнаму.
Почтовые марки Чехословацкой Социалистической Республики нравятся многим филателистам нашей страны. Их отличает четкость графического рисунка, тонкий художественный вкус, прозрачная яркость красок, филигранная тщательность исполнения. Мировую славу чехословацким маркам принес народный художник Макс Швабинский, выдающийся график и живописец, замечательный рисовальщик, крупнейший представитель старшего поколения реалистов Чехословакии. Его вдохновенному резцу принадлежит около половины всех марок, изданных в республике после 1945 г.
Можно много и долго рассказывать о марках социалистических стран. Но «нельзя объять необъятное». Последовательное, одно за другим, описание тысяч и тысяч почтовых миниатюр под силу только каталогам. К ним мы и отсылаем наших читателей. Благо каталоги знаков почтовой оплаты всех социалистических стран изданы на русском языке.
При всем национальном разнообразии что-то роднит советскую почтовую марку с марками социалистических стран. Это общность устремлений, общность тематики рисунков, неразрывно связанной с жизнью трудового народа. Как сказал поэт:
. нам общим памятником будет
построенный в боях социализм.
«Магистралью дружбы» назван стальной нефтепровод, соединивший Волгу с жизненными центрами Польши, Германской Демократической Республики, Венгрии и Чехословакии. Советская нефть помогает им строить социализм. Эмблема Совета экономической взаимопомощи и трасса нефтепровода воспроизведены на памятных почтовых марках социалистической Германии и Польской Народной Республики.
Словом, тематика почтовых марок наших друзей разнообразна и обширна. Она охватывает главные области общественной жизни народов, знакомит с результатами социалистического строительства, отражает борьбу за мир и дружбу между народами, развитие науки и техники, культуры и искусства, рассказывает о природе, флоре и фауне каждой страны. Это делает марки наших друзей желанными для советских коллекционеров.
Много любви к делу, хорошей выдумки вкладывают в марки художники и полиграфисты социалистических стран. Начинающему филателисту предстоит встретиться с марками самых разнообразных форм и размеров. В его коллекции появятся квадратные, ромбовидные и треугольные марки, марки со специальными купонами и много иных. А некоторым коллекционерам предстоит потратить немало времени и труда, чтобы найти венгерскую марку, впервые в мире напечатанную не на бумаге, а на тончайших листках алюминия, или польский марочный блок, напечатанный на шелке, или сувенирный блок ГДР, материалом для которого послужила тончайшая синтетическая ткань.
МАРКИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН
Широкое развитие филателии и особенно зарождение тематического коллекционирования перевернуло все вверх дном. Обнаружив огромную притягательную силу марки-картинки, почуяв спрос, почтовые ведомства быстро перестроились. Стало ясно, что, выпуская большое количество красивых, добротно отпечатанных марок, ограничивая время почтового обращения каждой серии, они полностью гарантируют себя от подделок. Их главной заботой стало удовлетворение постоянно возрастающего спроса филателистов на разнообразные по тематике марки. Строго говоря, теперь скромную роль знака почтовой оплаты продолжают играть только стандартные почтовые марки. Их выпускается не так уж много, но тиражи их огромны. Львиную долю почтовых эмиссий заняли художественные марки, почти целиком оседающие в альбомах филателистов.
Филателия развивалась бурно, подобно лесному пожару. В шутку говорят, что в наши дни каждый второй житель Западной Европы собирает марки. В этой шутке есть доля правды. И буржуазия, находясь у власти, умело использует любовь, к марке в целях реакционной и клерикальной пропаганды, для идеологического воздействия на массы в нужном ей направлении.
Не столь давно почтовые марки были применены для шумной пропаганды так называемого «европейского единства». Почтовые ведомства девятнадцати стран Западной Европы несколько лет подряд выпускали марки одинакового рисунка с крупной надписью: «Европа». Их усиленно рекламировали среди филателистов как модные. И, надо признать, не без успеха. Даже в нашей стране кое-какие неразборчивые коллекционеры клюнули на модную приманку.
Несколько лет назад модной темой в филателии стала тема «Флора и фауна». На рынке немедленно появились многокрасочные марки с изображением экзотических животных, птиц и растений, отпечатанные с большим художественным мастерством государственной типографией Вены. Коллекционеры бросились покупать красивые марки. А они сыпались как из рога изобилия, их цены стремительно росли. В альбомах невзыскательных филателистов появилось уже 123 красивых марки «Молуку Селатен», когда ФИП (Всемирная филателистическая федерация) документально установила, что такой сказочной страны нет ни на одной карте мира. Поднялся шум, возник очередной скандал. «Молукские марки» оказались «разбойничьим изданием», фантастическим выпуском «Филателистического агентства в Нью-Йорке и Мюнхене».
Сейчас агентства ряда стран переключились на выпуск самых популярных во всем мире «космических» марок. На филателистическом рынке появляется огромное количество спекулятивных «космических серий» Панамы, Парагвая и других латиноамериканских стран.
География космической темы с каждым днем расширяется. Арабские шейхи с побережья Персидского залива выражают признательность «филателистическим агентствам». Не имея почты, они обзавелись «космическими» марками и нашли в них неожиданный источник дохода.
Однако, как говорится, «сколько веревочку ни вить, а концу быть», 35-й конгресс ФИП, состоявшийся в сентябре 1966 г., объявил спекулятивными почтовые марки Панамы и Парагвая. Их запрещено экспонировать на филателистических выставках. Придет черед и для других порождений филателистического бизнеса.
Вернемся к почтовым маркам родной страны. Присмотримся к ним внимательней.
Марка может о многом рассказать пытливому человеку. Но для этого надо знать язык марки, уметь разговаривать с ней, оставаясь наедине с альбомом. В этом очарование филателии. И, овладевая тайнами марки, ее любитель постепенно из примитивного собирателя картинок становится увлеченным коллекционером, настоящим филателистом.
Есть такая книга: «Каталог почтовых марок СССР». В ней ведется летопись знаков почтовой оплаты, выпускаемых в нашей стране. Это настольная книга каждого филателиста. Раскроем ее и посмотрим, какие же виды марок выпускались нашим почтовым ведомством. Посмотрим, чем они отличаются друг от друга.
Видите, сколько различий мы обнаружили в марке сразу же, как только от поверхностного взгляда перешли к ее изучению.
С описанной нами серии ведут свою историю коммеморативные почтовые марки нашей страны. Коммеморативная, по филателистической терминологии, значит: памятная, выпущенная в память о каком-либо историческом событии, в честь юбилея великого человека.
Прошло совсем немного времени, и термин «коммеморатив» стал толковаться расширительно. Им стали именоваться не только памятные, но и все художественные марки, рисунки которых отражают какую-либо определенную тему. Первым отступлением от строгого правила оказалась серия «За индустриализацию СССР», появившаяся в октябре 1929 г. Это были вдвойне памятные почтовые миниатюры: они пропагандировали в массах вдохновляющие задачи первой пятилетки, заложившей основы социализма в нашей стране. Хорошим примером могут послужить также «Этнографическая серия» 1933 г. и «Пионерская серия» 1936 г.
Коммеморативные или художественные марки быстро завоевали признание коллекционеров в нашей стране и за ее рубежами. К ним привлекала дотоле небывалая в истории почтовых эмиссий революционная тематика, отражающая героическую борьбу советского народа за великие социалистические преобразования на шестой части земного шара. С 30-х гг. они стали основным видом советских знаков почтовой оплаты. Марка впервые стала тем маленьким зеркалом, которое день за днем, год за годом отражает великие свершения советского государства.
Отмечая памятными почтовыми сериями знаменательные годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, юбилейные даты жизни и революционной деятельности основателя Коммунистической партии и Советского государства В.И. Ленина и его ближайших соратников, советская марка воздала должное светлой памяти борцов революции, подготовивших победу Великого Октября или отдавших жизнь, защищая его завоевания. Вспомним художественные серии, выпущенные в честь памятных годовщин восстания декабристов и Первой русской революции (выпуски 1925 г.), посвященные памяти 26-ти бакинских комиссаров, зверски расстрелянных английскими интервентами в 1918 г. (выпуск 1933 г.), и памяти героев Великой Отечественной войны (выпуски 1942, 1944 гг. и последующих лет).
Коллекционеры всего мира высоко ценят тот раздел советских коммеморативных марок, который можно было бы назвать «филателистической персоналией». Он один может составить целую коллекцию. Это марки, посвященные великим людям Земли, имена которых написаны золотыми буквами на страницах истории человечества. Среди многих сотен памятных марок, отразивших эту тему, назовем художественные миниатюры, посвященные памяти основоположников научного коммунизма Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ильича Ленина, первого русского академика Михаила Ломоносова и целой плеяды ученых с мировым именем, великого поэта и создателя русского литературного языка Александра Пушкина и блестящего созвездия имен русской и мировой культуры: И. Репина, П. Чайковского, Ф. Шаляпина и др.
Сейчас коммеморативные художественные выпуски стали основным, преобладающим видом советских знаков почтовой оплаты. Они составляют около девяти десятых марок, выпускаемых в нашей стране.
До 1929 года., пока наша страна была еще бедна, поступило в обращение несколько серий почтово-благотворительных марок в помощь голодающим и беспризорным детям, в помощь ленинградцам, пострадавшим от наводнения. С тех пор такие почтовые марки у нас не выпускаются. Непрерывный рост материального благосостояния трудящихся позволил обходиться без частной благотворительности. В тех редких случаях, когда стихийное бедствие крупного масштаба (например, сильные землетрясения в 1948 и 1966 гг. в Средней Азии) вызывало необходимость оказать срочную помощь пострадавшим, в распоряжении Советского правительства всегда находились достаточные резервы. Сама природа социалистического общественного строя делает частную благотворительность излишней.
Несколько раньше в почтовое обращение была выпущена коммеморативная серия, посвященная пятой годовщине Великого Октября. Заключительная марка этой серии 45-рублевого достоинства с изображением рабочего, высекающего на камне юбилейную дату, печаталась на синем фоне. Для первой марки авиапочты взят тот же рисунок, но на зеленом фоне. Поверх рисунка сделана красной краской фигурная надпечатка в виде контуров летящего самолета. С тех пор марки авиапочты стали у нас обычным явлением. Они становились крылатыми вестниками экономического подъема нашей Родины. В каталоге мы все чаще встречаем почтовые миниатюры с надписями: «Воздушная почта», «СССР. Авиаэкспресс», «Авиапочта СССР».
Среди марок советской авиапочты есть выпуски, завоевавшие мировое признание в филателии. Встречаются и такие, о которых годами мечтают коллекционеры всех стран, но очень редко кому удается украсить ими свои коллекции.’
Это серия из десяти крупноформатных марок, посвященная героической эпопее спасения челюскинцев. На 10-копеечной марке этой серии и была сделана надпечатка, связанная с перелетом Леваневского.
Это серия из четырех марок, выпущенная в 1931 г. в память об арктическом рейсе ледокола «Малыгин». В бухте Тихая, на Земле Франца-Иосифа, ледокол впервые в Арктике обменялся почтой с немецким дирижаблем «Граф Цеппелин».
Всего сейчас насчитывается более сотни советских марок авиапочты. Не так уж много, если вспомнить, что общее количество почтовых марок СССР превышает три с половиной тысячи. Дело в том, что широкое применение воздушного транспорта в народном хозяйстве нашей страны скоро превратило перевозку почты самолетами из явления редкого и чрезвычайного, достойного специальных знаков почтовой оплаты, в явление обычное и рядовое. В связи с этим корреспонденция, перевозимая по воздуху, оплачивается любой почтовой маркой соответствующего достоинства. И надобность в специальных выпусках отпала. Однако традиция сохраняется. Время от времени выпускаются в обращение марки с изображением самолетов или вертолетов, помеченные коротким словом «Авиа».
Стандартным выпуском или, на языке филателистов, просто «стандартом» называется полный набор марок, необходимых каждому отделению связи для всех операций, предусмотренных почтовыми тарифами. Имея под рукой набор, легко оплатить любое почтовое отправление, сколько бы оно ни стоило. Поэтому раньше, когда коммеморативные марки еще не имели большого распространения, стандарты выходили часто и были, как говорят филателисты, очень «длинными», т. е. содержали в себе большое количество марок разных номиналов (от 1 коп. до 5 руб.). С 1924 г. по 1926 г., например, первый стандарт выходил 7 раз, и в каждом его выпуске было до 20 марок.
Неудобства такой системы вскоре стали очевидны, и она была отменена. Доплатные марки просуществовали всего один год. С 1 февраля 1926 г. их заменили тем, что на неоплаченное письмо стали ставить специальный штемпель. Такой порядок сохранился до сих пор.
В истории нашей почты доплатные марки были единственным видом служебных знаков почтовой оплаты. За границей служебные марки распространены довольно широко и существуют поныне. Например, в Германской Демократической Республике и в Англии курсируют служебные марки, которыми оплачивается корреспонденция государственных ведомств и организаций. В ГДР они имеют надпись «Dienstmarken» (служебные), в Англии для этих целей используются обычные почтовые марки с фигурной перфорацией посредине в виде короны, букв «OS» («Служебная») или «HMSO» («На службе ее величества»). Иногда на служебных иностранных марках делается надпечатка: «Service» или «Official» («Служебная»).
1932 год. Каталог воспроизводит три красивых марки с изображением автомобиля, мотоциклиста и паровоза. Надпись на двух языках: «Express» и «Спешная почта».
Среди отечественных знаков почтовой оплаты есть один вид, совершенно неизвестный молодым филателистам. Это оригинально оформленные почтово-рекламные марки, выпускавшиеся в 1923-1929 гг.
Конкуренции всегда сопутствует оживленная реклама. В ней немалую роль сыграла и почтовая марка. В те годы она активно пропагандировала продукцию государственных предприятий. Появились первые почтово-рекламные марки, пользовавшиеся огромной популярностью. Всего их было выпущено более пятидесяти.
Рекламно-почтовые марки выпускались агентством «Связь», подчиненным Наркомпочтелю. Они представляли собой яркие, красочные этикетки размером, обычно, 4х5 сантиметров. На этикетке изображалась рекламируемая продукция (папиросные коробки, посуда, промышленные изделия), печаталось название и адрес государственной организации, которая ее производила. В нижнем углу или в центре нижней части этикетки оставлялось свободное место, обведенное тонкой рамочкой, для наклейки стандартной почтовой марки. Рекламные этикетки, перфорированные как марки, выпускались тиражом от 10 до 300 тыс. экземпляров каждая.
Почтово-рекламные марки широко распространены за границей. В Бельгии, например, они выпускаются в виде марки с купоном, на котором печатается рекламный текст, в Испании и Португалии рекламный текст иногда печатается на. оборотной стороне марки.
— Газетные марки (Чехословакия, Австрия, США и другие государства). Как видно из названия, ими оплачивается пересылка только периодических изданий.
— Военные марки или «Солдатская почта» (Китайская Народная Республика, Франция, Австрия и другие страны).
Встречаются также специальные марки для оплаты денежных, заказных и городских писем, телеграмм и других услуг, которые оказывают населению ведомства связи.
Дело постепенно проясняется. Конечно, почтовые марки не одинаковы. Мы уже имели возможность убедиться в их огромном разнообразии. Выяснены их простейшие, бросающиеся в глаза, элементарные различия. Совершенно очевидно, что марки отличаются друг от друга:
По рисунку, сюжетам изображения, которое на них напечатано.
По форме марки бывают прямоугольные, квадратные, ромбические, треугольные, многоугольные, круглые и овальные. А теперь появились даже такие марки, которые напоминают по форме. географические очертания своей страны. Да, совсем недавно серию подобных марок выпустило почтовое ведомство молодого африканского государства Сьерра-Леоне.
По цвету и достоинству (номиналу). Обычно здесь действует такое правило: если серия состоит из одинаковых по рисунку марок, они отличаются друг от друга по цвету и по номиналам. Но бывают и редкие исключения. К ним относится серия, посвященная памяти В. И. Ленина, выпущенная в 1924 году. Ее марки, одинаковые по рисунку и цвету, различаются лишь достоинством.
На этом и кончаются вполне очевидные различия почтовых марок. И мы вступаем на почву особых, специальных различий, относящихся к филателии и в значительной степени порожденных ею.
Такие надпечатки на марках, вызванные постоянными изменениями почтовых тарифов, в филателии получили название провизориев.
Но существуют надпечатки другого рода. Их порождает потребность немедленно отметить какое-либо выдающееся событие. Такой случай произошел в 1959 г. В Чили состоялись соревнования на первенство мира по баскетболу. Победила советская команда. Однако, подчиняясь американскому нажиму, судейская коллегия не признала этой победы. Нужно было как-то осудить столь беспрецедентный в истории спорта факт и закрепить завоевание советских баскетболистов. Буквально на следующий день была выпущена в обращение старая марка из спортивной серии 1954 г. с изображением волейболистов. На ней была сделана надпечатка красной краской: «Победа баскетбольной команды СССР. Чили 1959 г.».
Надпечатки, вызванные срочностью событий, как правило, выпускаются небольшими тиражами. Почему? Объяснение находим в самом их названии: это не оригинальные почтовые марки, которые можно выпустить в любом количестве, а надпечатки, сделанные на старых, уже давно находящихся в обращении марках. Запасы их, естественно, ограниченны.
Вкусы и потребности филателистов продиктовали новый тематический принцип комплектования серий. Его основой стали не цвет и формат марок, а их рисунок и тема. Количество марок в тематической серии зависит только от того. насколько полно задумано отражение избранной темы: от двух до нескольких десятков. Известен даже такой анекдотический случай: в 1951 г. почтовая администрация Венесуэлы выпустила памятную серию, состоящую из. 191 марки!
Наряду с сериями, Министерство связи СССР выпускает в обращение и одиночные марки. Они обычно посвящаются какому-нибудь конкретному выдающемуся событию или юбилейной дате. В том же, 1966 г., одиночными марками отмечены XXIII съезд КПСС, XV съезд комсомола, 49-я годовщина Великого Октября, 500-летие Кишинева, 350-летие со дня смерти испанского писателя М. Сервантеса и другие события.
ТЭТ-БЕШ, КУПОН, СЦЕПКА
Способ, придуманный гравером, не смог уберечь марку от подделок. Зато он понравился филателистам. Последователи Юло появились во многих странах, и тэт-беш прочно вошел в обиход филателии.
Первый советский тэт-беш появился в сентябре 1921 г. С обратным расположением рисунка на листе напечатана 250-рублевая марка «Эмблемы культуры и искусства».
Кляйнбогены отличаются от сувенирных блоков отсутствием оформления и надписей. Это просто небольшой марочный лист с чистыми полями. Впрочем, ставшее филателистическим термином немецкое слово «Kleinbogen» ничего иного и не выражает. В переводе оно значит: маленький, миниатюрный лист. В Чехословакии кляйнбогенами, состоящими всего из четырех марок каждый, сопровождаются наиболее удачные серии. Так случилось в начале 1967 г. Серия из пяти марок, воспроизводящая выдающиеся произведения классического и современного чехословацкого изобразительного искусства, повторена в пяти кляйнбогенах-квартблоках. В ГДР серия из шести марок на сюжеты известной сказки о скатерти-самобранке («Столик-накройся»), выпущенная в конце 1966 г., целиком напечатана на кляйнбогене.
Строго говоря, блоки и кляйнбогены вряд ли можно считать знаками почтовой оплаты. Они не находят применения в почтовом обращении. Однако эти марочные сувениры полюбились филателистам и без них не обходится ни одна коллекция. Почтовые ведомства всего мира охотно идут навстречу любителям, выпуская блоки и кляйнбогены.
Накануне Ленинских дней 1960 г. Винницкий краеведческий музей счел нужным сообщить газетам, что его коллекции пополнились «уникальной почтовой маркой». На ней в виде кузнецов у наковальни изображены В.И. Ленин и Я.М. Свердлов. Из-под молота, вместо брызг раскаленного металла, вылетают самолеты.
Товарищи из винницкого музея были убеждены, что сделали открытие, внесли свой вклад в филателию. Однако исследование находки показало, что они ошиблись. В их руках оказалась не почтовая, а агитационная марка.
В первые годы Советской власти такие миниатюрные плакаты занимали свое место в арсенале многообразных средств агитационной работы Коммунистической партии. Их было издано великое множество. Приобретенная винницким музеем агитационная марка была выпущена в 20-х гг. местным Обществом друзей воздушного флота. Средства, полученные от распространения таких марок, передавались на постройку самолетов для рождавшейся в те годы советской авиации. Трудящиеся нашей страны охотно приобретали такие марки.
Как в нашей стране, так и за границей выпускается большое количество марок, не имеющих отношения к почте. Некоторые из них вводят в заблуждение даже знающих людей. Например, в каталоге, изданном в 1928 г., значатся четыре «марки оригинальных рисунков, разных форматов и размеров», достоинством в 2, 4 и 6 тыс. руб. На них напечатано: «Почта РСФСР. Юго-Восток. Помоги голодающим». Однако этих марок вы не найдете в современном советском каталоге. В чем тут дело?
Оказывается, в апреле 1922 г. в Юго-Восточной области РСФСР был введен местный налог в пользу голодающих Поволжья. Уполномоченный Наркомфина по Юго-Восточной области самовольно решил обложить. местным налогом все почтовые отправления, проходящие через государственную почту. Для этого он выпустил специальную серию марок. Вскоре незаконное распоряжение уполномоченного было отменено, а марки изъяты из обращения.
Марки, о которых идет речь, были ошибочно включены в каталог. Они не являлись знаками почтовой оплаты. Это не почтовые, а фискальные марки и по своей функции, и по тому, что их выпустили не органы связи, а финансовые учреждения.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ И РЕКЛАМНЫЕ
Дореволюционные русские и советские благотворительные и рекламные марки трудно спутать с почтовыми. Они отличаются крупными форматами, своеобразными рисунками; на них, в отличие от наших почтовых марок, нет надписи «Почта». Раньше такая надпись («Post», «Postage», «Correos») служила верным признаком почтовых марок и в зарубежных странах. Теперь иностранные почтовые ведомства все чаще ограничиваются лишь названием страны. И отличить непочтовую марку от почтовой зачастую можно только при помощи каталога.
Этими краткими сведениями о непочтовых марках мы стремимся предостеречь начинающих коллекционеров от возможных недоумений и ошибок. Ведь коллекционным материалом филателии служат только знаки почтовой оплаты и другие вещи, изготовленные почтой (блоки, кляйнбогены, почтовые карточки, маркированные конверты, оттиск штемпелей и т. д.). Разумеется, опыт и знакомство с каталогом и иллюстрированными альбомами лучше научит отличать почтовые марки от марок, имеющих другое назначение.