Фикх в исламе что
Фикх в исламе что
Фикх (араб. فقه — «понимание», «понимание сути вещей») — одно из научных исламских направлений, занимающихся изучением практических религиозных положений, основанное преимущественно на канонических источниках – Священном Коране и Сунне. Другими словами, фикх — это мусульманское право.
Изучение базовых знаний фикха, необходимых для выполнения повседневных религиозных предписаний (например, совершение омовения, молитвы и т. д.), является обязанностью каждого совершеннолетнего верующего человека. Кроме этого, каждый верующий человек должен хорошо изучить положения фикха, связанные с той деятельностью, которой он занимается, например, торговля.
Углубленное изучение фикха, со всеми его тонкостями и особенностями, обязанностью каждого мусульманина не является. Будет достаточно, если этим будут заниматься только некоторые из мусульман, делая это на добровольных началах.
История развития фикха берет свое начало с момента появления Ислама и пророческой миссии пророка Мухаммада. Основным источником фикха на тот период времени был Священный Коран, ниспосылаемый в виде откровений от Бога, а также некоторые решения пророка Мухаммада, принимаемые им самостоятельно.
После смерти пророка Мухаммада изучением фикха и выведением его норм в разные времена занимались различные ученые-богословы, оставив после себя огромный кладезь богословского наследия.
Кстати, изучение фикха, а также любых других исламских наук, с последующей передачей полученных знаний другим людям занимает высокое, почетное место в Исламе. Более того, за подобную деятельность полагается огромная награда в мире вечном[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Фикх // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 32. С. 193–199.
Фикх в исламе что
фикх — фикх, а … Русский орфографический словарь
ФИКХ — ФИКХ (араб. понимание) исламская доктрина о правилах поведения мусульман (юриспруденция), исламский комплекс социальных норм (мусульманское право в широком смысле). Фикх в обоих значениях сложился не сразу с возникновением ислама и… … Философская энциклопедия
ФИКХ — (араб. глубокое понимание, знание) в мусульманском праве означает прежде всего систематизированные знания о правилах поведения, которых должны придерживаться мусульмане при исполнении своих религиозных обязанностей, совершении обрядов, в быту и в … Юридический словарь
фикх — м. Исламская доктрина о правилах поведения мусульман, определяющая правила культа, регулирующая взаимоотношения, толкуемая факихом, являющаяся источником права и законодательства, признанным основополагающим и неизменным в конституциях многих… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ФИКХ — [арабск., тур. «мусульманский кодекс; глубокое понимание, знание»] в исламе (ИСЛАМ): ДОКТРИНА о правилах поведения мусульман, мусульманское право. Конституции многих исламских стран признают основополагающие и считающиеся неизменными нормы ф.… … Словарь иностранных слов русского языка
фикх — сущ., кол во синонимов: 1 • кодекс (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Фикх — (ар., букв. разумение) мусульманское правоведение. Основами Ф. (усуль) признаются Коран, сунна, иджма (согласие всей мусульманской общины, фактически единство мнений законоведов теологов факихов) и кийас (логико аналогическое толкование Корана).… … Энциклопедия права
Фикх — Ислам Столпы Ислама … Википедия
Фикх — (араб., буквально – разумение) мусульманское правоведение. Основами Ф. признаются Коран, Сунна, Иджма и кийас (логико аналогическое толкование Корана). К середине 9 в. сложились суннитские школы или толки Ф. (см. Мазхаб); параллельно… … Большая советская энциклопедия
«Фикх» и его понимание
Cлово «фикх» с точки зрения арабской лексики означает «понимание», «знание чего-либо», и употребляется не для обозначение знания или науки, а в значении точного понимания и восприятия того, что говорит и что хочет сказать говорящий.
Именно это значение – точно понимать и правильно воспринимать то, что говорит и что хочет сказать говорящий, как нельзя лучше раскрывает суть науки, получившей название «фикх» или «аль-фикх аль-ислями». Что же касается терминологического значения слова фикх, то согласно определению, данному этой науке имамом Абу Ханифой, да смилуется над ним Всевышний Аллах, это «Знание человеком своих прав и обязанностей в исламе».
Таким образом, Абу Ханифа имел в виду понимание религии в целом, не отделяя собственно фикх от вероучения и нравственных норм. В дальнейшем, с формированием фикха как отдельной науки, учёные дали ей более точное и подробное определение: «Фикх – это знание практических шариатских норм, исходя из их подробных доказательств». Согласно другому определению, фикх это «Понимание практических шариатских норм – таких как поклонение, взаимоотношения и наказания, исходя из их подробных доказательств».
Говоря о фикхе, мы, прежде всего, будем рассматривать шариатские нормы, а это требует от нас начать их изучение с эпохи Посланника Аллаха, чтобы понять то, как в дальнейшем отдельные шариатские нормы сформировались в комплекс и стали отдельной наукой, изучаемой сегодня.
Кроме того, свой иджтихад был и у сподвижников Пророка, но только после того, как он разрешал им это в связи с острой необходимостью. Например, из-за удалённости расстояния и невозможности советоваться с ним, или опасения того, что пока придёт ответ Посланника Аллаха, будет уже поздно. Когда же они возвращались и встречались с Посланником Аллаха, то он выносил свои решения относительно их иджтихада, и если он одобрял их решение, то это становилось частью Сунны. Как передаёт Абу Дауд, посылая Му’аза в Йемен, Посланник Аллаха сказал: «Если тебе придётся судить, как ты поступишь?» Он ответил: «Я вынесу решение в соответствии с Книгой Аллаха». Посланник Аллаха спросил: «А если ты не найдёшь решения в Книге Аллаха?» Он ответил: «Тогда я вынесу решение в соответствии с Сунной Посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует». Посланник Аллаха спросил: «А если ты не найдёшь решения ни в Сунне Посланника Аллаха, ни в Книге Аллаха?» Он ответил: «Тогда я, приложив усилия, вынесу решение в соответствии со своим мнением». Тогда Посланник Аллаха хлопнул его по груди и сказал: «Хвала Аллаху, Который помог посланцу Посланника Аллаха прийти к тому, чего желал Посланник Аллаха!». Этот хадис также передаёт ат-Тирмизи.
Своё мнение, о котором в хадисе говорит Му’аз, это и есть его иджтихад, соответствующий целям шариата и его основополагающим критериям. Однако необходимо отметить, что на это способен далеко не каждый, и для занятия иджтихадом человек должен обладать определёнными способностями и соответствовать целому ряду критериев.
В качестве другого примера иджтихада сподвижников можно привести хадис, который также передал Абу Дауд от Шакыка, который сказал: «Я сидел между Абдуллой и Абу Мусой, и Абу Муса сказал: «О Абу Абдуррахман, как ты считаешь – что следует делать осквернившемуся человеку, который в течение месяца не может найти воду?”. Абу Муса сказал: «Что вы думаете об аяте: «…и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ваши лица и руки›?”. Абдулла сказал: «Если бы им было дано разрешение, они готовы были бы обтираться землёй каждый раз, когда вода покажется им холодной!”. Абу Муса сказал: «Разве вы не слышали слов Аммара, который сказал Умару: ‹Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, отправил меня по одному делу, и я осквернился, но не нашёл воды. Тогда я вывалялся в пыли, как делают ездовые животные, а потом, придя к Пророку, рассказал ему об этом, и он сказал: «Тебе достаточно было сделать вот так – и он ударил рукой по земле, отряхнул её, потом ударил левой рукой по правой и правой – по левой, обтирая кисти рук, а потом протёр лицо›?”». Этот хадис также передают аль-Бухари, Муслим и ан-Насаи.
Таким был путь познания шариатских норм в эпоху Посланника Аллаха, их первоисточниками были Аллах и Его Посланник. И действительно – Коран и Сунна являются первоисточниками шариата, а всё остальное извлекается и выводится из них с помощью иджтихада. В своей проповеди во время прощального хаджа Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призвав Аллаха в свидетели, сказал: «Пусть присутствующий известит об этом отсутствующего, и может получиться так, что тот, кому передадут [мои слова], усвоит их лучше некоторых из тех, кто слышал их [собственными ушами]».
Так жили сподвижники донося до отсутствовавших в том прощальном хадже религию Посланника Аллаха и она распространилась по земле после открытия мусульманами разных стран и территорий. Они распространяли этот призыв и обучали мусульман их религии, донося до них те знания, которыми наделил каждого из них Всевышний Аллах – кто-то просто в точности передавал хадисы Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, а кто-то, более твёрдый в знаниях и уверенный в себе ещё и выносил фетвы по различным проблемным вопросам. Многие из этих проблем не возникали ранее, и поэтому на них не было готового ответа или решения, и они возникали по причине различия времени и обстановки, традиций и нравственных качеств людей, общественной системы и обычаев. И сподвижники, да будет доволен ими Аллах, оказались вынуждены разъяснять всё это в свете Корана и Сунны, используя такие методы как суждение по аналогии – аль-кыйас, или использовать аль-истихса́н (Истихсан – или аль-истихсан – переводится как «предпочтение», в исламском фикхе аль-истихсан понимается как предпочтение муджтахидом противоречащего доводам суждения по аналогии (аль-кыйас), но более целесообразного в данной ситуации решения. То есть истихсан означает «предпочтение одного доказательства другому в силу того, что первое видится муджтахиду более подходящим для конкретной ситуации, даже если предпочитаемое доказательство будет слабее, чем то, которому его предпочли). При этом частное мнение (иджтиха́д) в их эпоху не ограничивалось только суждением по аналогии, но включало в себя истихса́н, маса́лих аль-мурсаля (один из видов маслаха – пользы, особенностью которой является тот факт, что на её законность или незаконность не указывает явный довод из Корана или Сунны) и другие. К числу тех, кто был известен широким применением самостоятельного суждения, принадлежали Умар бин аль-Хаттаб и Абдулла бин Мас’уд, да будет доволен ими обоими Аллах. Однако извлечение шариатских норм в этот период было ограничено только выведением их только в отношении того, что уже случилось. Так, например, Зейд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, когда его спрашивали о чём-то, спрашивал: «Это произошло?», и если ему отвечали утвердительно, давал фетву по этому вопросу, если же говорили что нет, он говорил: «Оставьте это до тех пор, пока это не произойдёт», таким образом, опасаясь ошибок, они старались лишний раз не давать фетвы.
Но вот их эпоха прошла, и наступило время, когда мусульмане в своей методологии разделись на целый ряд направлений – одни ограничивались только текстами Корана и Сунны, это направление сформировалось и развивалось в Хиджазе, другие – занимались иджтихадом, более широко применяя такие источники как истихсан и другие. Последнее направление особенно широко распространилось в Ираке, и возможно, что это объяснялось рядом причин:
По своей природе и образу жизни жители Ирака были более склонны к использованию самостоятельного суждения, по сравнению с жителями Хиджаза, свой отпечаток накладывала и древняя цивилизация этого региона. Это объяснялось тем, что именно в Ираке зачастую возникали вопросы, причиной которых было отличие цивилизации и оседлый образ жизни, и которые не освещались в Коране и Сунне.
В Ираке в особенности широкое распространение получила ложь, распространяемая различными группировками и сектами – хариджитами и шиитами. Также свою лепту внесли те, кто старался разрушить ислам изнутри, эти люди зачастую, прикрываясь исламом, на самом деле замышляли зло против религии Аллаха и её последователей. Один из раскаявшихся хариджитов впоследствии сказал: «Смотрите же от кого вы обучаетесь своей религии – поистине мы, когда хотели чего-то, придумывали хадис», эти слова передал Ибн Абу Хатим. Также в качестве примера этого приводится и история одного шиита, известного своим аскетизмом – когда его перед смертью спросили: «Что же ты думаешь о себе, ты надеешься на хорошее?», он ответил: «А как же иначе, ведь я сочинил семьдесят хадисов о достоинствах Али!», это рассказал Ибн Хиббан. В этой ситуации учёные Ирака просто были обязаны быть очень требовательными в принятии высказываний, а порой даже и жёсткими, и они – после подробного изучения ими текстов Корана и Сунны – поставили особые условия, с помощью которых взвешивали каждое дошедшее до них высказывание. Одним из таких условий было то, что передавший высказывание не должен противоречить ему своими поступками, а переданное сообщение не должно противоречить явному прямому значению Книги Аллаха и её общему смыслу, а также и другие условия.
Они учились у своего наставника Абдуллы Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, который был одним из тех, кто чаще всего использовал своё самостоятельное суждение. Сам за себя говорит уже тот факт, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал о нём: «Поистине я доволен для своей общины тем, чем для неё удовольствовался Ибн Умм Абд (Ибн Мас’уд»). Также и Умар, да будет доволен им Аллах, сказал о нём: «В том, что касается вас, я предпочитаю Абдуллу себе» и «Маленькая грудь, наполненная знаниями». Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, оставил великий след в душах жителей Ирака, настолько, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Да смилуется Аллах над Ибн Умм Абд, он наполнил это селение знанием». Вместе с этим не следует принижать значение Ирака как сокровищницы знаний арабского языка чтения Корана, фикха, хадисов, так, имам аль-Бухари, да будет доволен им Аллах, говорит: «Я не могу сосчитать того, сколько раз я входил в Куфу в поисках хадисов. ». Всё это свидетельствует о том, что в Ираке было предостаточно знаний для занятия иджтихадом, и вот именно в это время и именно в этой стране и возникло направление, которое называется «школа сторонников самостоятельного суждения». Именно тогда и берёт своё начало письменная фиксация фикха как науки, учёные начали писать свои труды, и многие из них дошли и до нашего времени.
Переведено специально для «Инфо-Ислам», подготовил Тимур Шарафиев.
Фикх в исламе что
Слово «фикх» имеет арабское происхождение и означает в переводе «понимать», «знать» или «понимать ситуацию», оно используется в качестве термина для определения знания тех положений исламской религии, которые касаются системы наказаний, религиозных ритуалов поклонения, мусульманского права в области наследования, а также взаимоотношений или «муамалят», и которые можно применить при решении спорных вопросов, касающихся позиции «за» или «против». Слово «фикх» понималось в значении «знания» в период исламской истории, когда длилась эпоха праведных халифов.
В Священном Коране употребляются различные слова, являющиеся от слова «фикх» производными, в значениях «постигать», «знать», «понимать». Фикхом также называют направления религиозно-правовых школ четырех мазхабов: ханафитского, шафиитского, ханбалитского и маликитского. В «Академии Медина» можно получить бесплатное образование по первым трем мазхабам исламского права.
Кто такой факих, муфтий и муджтахид
Факих (мн. ч. фукаха) – это ученый богослов, законовед, который является специалистом в вопросах фикха, владеющий в совершенстве исламским правом. Также может использоваться термин «муджтахид», который означает человека, который обладает знаниями и полномочиями и опирается на источники в религии Ислама и может выводить новые религиозные суждения, обладает полномочиями принимать новые решения.
Как сказал Пророк Мухаммад ﷺ, Всевышний сделает мусульманина в религии факихом, если Он пожелал для этого человека добра, подразумевая, что такой человек станет понимать все тонкости положений исламской религии.
Муфтий – это тот факих, который не является муджтахидом, но если возникают соответствующие вопросы, то он передает суждения или мнения других муджтахидов. Муфтий выносит ответ на вопрос, который называется «фетва». У фетвы относительно иджтихада характер узко-специфический. В иджтихаде нет необходимости, если вопрос или проблема ясны, не вызывают у ученых разногласий и освещены в Сунне и Коране достаточно ясно. Но происходят такие случаи, когда правильное решение необходимо найти в каких-то конкретных случаях, и для этого используется урф-адат, маслахат, истихсан, и другие, и в таких случаях необходима фетва.
Знания некоторых факихов, усовершенствованные в период табиинов и известных сподвижников с помощью различных фетв и иджтихадов, положили начало новым направлениям. Основоположникам новых направлений в науке стали Аиша, Абдуллах ибн Мас ‘ уд и Абдуллах ибн Умар. К этому числу относятся и семь факихов из Медины из числа табиинов, среди которых был Нафи‘. Также к этому числу относятся Алкама ибн Кайс, Ибрахим ан-Наха ‘ и, Хасан Басри и Хаммад ибн Абу Сулейман.
Трактовка
В труде «аль-фикху Акбар» содержались таухид и акаид: «аль-фикхуль виждани» в переводе означало «нравственное воспитание». Если же использовалось только слово «фикх», то речь шла именно о практических культовых вопросах.
Свое определение термину «фикх» дал ученый Абу Ханифа: «Фикх – это знание человеком тех положений, которые «за» или «против». По его определению, значение у данного термина более общее. Труд Абу Ханифы под названием «аль-Фикху Акбар» включал в себя вопросы вероучения, поскольку на тот период времени еще не было сформировано таких отдельных ветвей науки, как основы веры или «иман», вероучение и нравственность или «ахляк».
Постепенно после того, как стали развиваться различные отрасли религиозной науки, фикх был выделен в качестве раздела науки, который включает только такие направления, как «ибада» (поклонение), «укубат» (наказания) и «муамалят» (финансовые и торговые дела). Недавно было введено такое понятие, как «хукукуль-исламия» (исламское право): в него включены не только вышеперечисленные направления, но также вопросы наследования или «мирас».
Наука «фикх» изучает действия людей, которые обязаны выполнять все требования исламской религии, как запрещающего характера, так и повелительного, предписывая совершать определённые действия, такие, как намаз, а другие совершать запрещает и предписывает избегать – такие, как воровство. Есть такие области, в которых мусульманину предоставляется свобода выбора или мухайар – это вопросы питания.
Здравомыслящие и совершеннолетние мусульмане обязаны следовать требованиям, которые предписывает шариат, если личность обладает дееспособностью к исполнению законов. Шариат – это свод положений исламской религии, которые связаны с наказаниями, муамалятом и ибадой. Термин «шариат» также нередко используется в значении «религия», в которую включаются и культовые действия, вопросы вероучения. Но использование термина «шариат» относительно вопросов религиозно-культовых действий встречается чаще, отражая внешнюю и более практическую сторону религии.
Достаточно широко распространено в обществе использование терминов «фикх» и «шариат» в качестве синонимов, с помощью которых обозначают мусульманское право. Но представители других взглядов считают, что шариат – это более широкое понимание мусульманского права, и шариат является с этой точки зрения источником для фикха. Фикх – это более узкое понимание, то есть представляет собой только часть шариата, в котором содержатся нормы поведения в обществе мусульман и те обязанности, которые верующие несут перед Всевышним Аллахом.
История
Наибольшего своего расцвета наука фикха достигла в период правления Аббасидов, когда появились такие известные муджтахиды и имамы, как Суфьян ибн Уейана из Мекки, Малик ибн Анас из Медины, Хасан аль-Басри из Басры, Абу Ханифа и Суфьян ас-Саури из Куфы, аль-Ауза ‘ и из Шама, аль-Лейс ибн Са ‘ д и аш-Шафии из Египта, Исхак ибн Рахавей из Нишапура, а также Дауд аз-Захири, Ахмад ибн Ханбаль и ибн Джарир ат-Табари из Багдада.
Каждый из этих ученых факихов разработал свою методику и систему иджтихада, у каждого из них был свой взгляд на проблему и свои взгляды в науке.
У многих фикхов почти не осталось последователей в современной науке, поскольку их взгляды не были юридически систематизированы, как это сделал факих Захири, или к остальным направлениям относились слишком предвзято, не принимая методику кыяса.
В современном Исламе существуют до сих пор такие мазхабы, как ханафитский, основанный имамом Абу Ханифой, шафиитский мазхаб, основателем которого стал факих имам Шафии, маликитский мазхаб, основателем которого был факих имам Малик, а также мазхаб, основанный факихом имамом Ахмадом ибн Ханбалем.
Все четыре мазхаба получили среди современных мусульман широкое распространение. Частично сохранились и течения хариджитов и шиитов.
Современное понимание термина «фикх» подразумевает мусульманскую доктрину, включающую в себя как правила поведения, которые относятся к разделу юриспруденции, так и свод общественных норм, которые относятся к мусульманскому праву в более широком смысле.
Этапы
Фикх в своем развитии прошел через несколько этапов, из которых выделяют шесть основных, которые охватывают определенные исторические периоды.
Основан был фикх в период жизни Пророка Мухаммада ﷺ, и его формирование пришлось на 610—632 годы.
Период установления фикха как направления в науке пришелся на период между 632 и 661 годами, вошедший в историю Ислама под названием «Эпоха Праведных Халифов».
На период от основания Омейядской династии в 661 году до ее падения, которое пришлось на середину восьмого века, пришелся период построения науки фикха, а своего расцвета эта наука достигла во время правления династии Аббасидов с середины восьмого века до периода ее упадка в середине десятого века.
Когда же династия Аббасидов начала переживать свой упадок до того момента, как погиб последний Халиф династии Аббасидов, убитый монголами в тринадцатом веке, происходила консолидация науки фикха.
По мере развития исламского государства назрела необходимость оформления доктрины, которая бы включала в себя правила поведения мусульман, в которой были бы приведены те социальные нормы, которые уже действовали в обществе, с теми религиозными ориентирами, которые выдвигала религия ислама. Отношения в обществе с помощью доктрины или фикха должны были регулироваться, основываясь на учении Ислама.
Наука фикха началась не с правовых исследований, а трудов, которые были сборниками хадисов Пророка Мухаммада ﷺ. Основы методологии и языка той части фикха, которая включает в себя юриспруденцию, складывались в период с восьмого века по начало девятого, и в своей развитии они опирались на Сунну и Священную Книгу Коран, которые рассматривались как основные источники правовых решений. Были и самостоятельные источники решений в области права – таким стало мнение общины мусульман, высказанное единогласно, или иджма.
Как самостоятельная религиозная дисциплина фикх-юриспруденция сложилась окончательно только в десятом веке.
Со временем фикх начали понимать как науку о практических нормах шариата, то есть о таких, которые регулируют поведение мусульман, или о ильму ал-фуру, о таких нормах, которые были извлечены из источников конкретных – Сунны и Корана, иджтихада и иджма.
С того времени фикх начал состоять из правил исполнения религиозных обязанностей и культа или ибадата и правил, которые регулируют отношение мусульман между собой, отношений государства и человека, или муамалята.
Школы
На Средневековье пришлось формирование норм-принципов наряду с казуистическими фетвами, и для развития фикха это стало кульминационным периодом. Большое развитие получила такая отрасль фикха, как аль-ахваль аш-шахсия, которая представляла собой нормы, которые регламентировали отношения наследственные, отношения в браке, а также подобные. Укубат или та отрасль, которая подразумевала уголовное право становились нецелесообразными под давлением политики государства.
Фикх и современность
В современном исламе за фикхом-юриспруденцией сохранилось формальное значение правового источника, и в ряде мусульманских стран правовые нормы, содержащиеся в трудах мазхабов, применяются в шариатском суде – к таким странам относится Саудовская Аравия. Также законодательства некоторых мусульманских стран, если в законе отсутствует норма, предписывают применение тех выводов, которые предлагает фикх-юриспруденция. По такому принципу работают гражданские и уголовные кодексы мусульманских стран Кувейта, Алжира и ряда других стран. Также применение фикха допускается законодательствами Ирана или Бахрейна, если какие-либо взаимодействия людей не урегулированы основным законом.
Во многих исламских странах при разработке законодательства правоведы опирались на основополагающие нормы фикха.
Фикх имеет такие отдельные разделы, как ибадат, в котором содержатся вопросы поклонения, мунакахат, тематика связанная с семейными отношениями – браком или никяхом и разводом или таляком, муамалят, в котором рассматриваются вопросы, связанные с финансовыми или торговыми делами, а также укубат, связанная со сферой наказаний за правонарушения.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)