Фигуры на ростральных колоннах что означает
Ростральные колонны
в Санкт-Петербурге
Ростральные колонны, которые давно стали символом северной столицы, расположены на знаменитой Стрелке Васильевского острова — в самом сердце Санкт-Петербурга. Две достопримечательности высотой 32 метра возвышаются с обеих сторон от Биржевого сквера на расстоянии чуть больше 200 метров друг от друга. Они символизируют силу и мощь морского флота России. Эти качества олицетворяют монументальные фигуры, которые помещены у подножия триумфальных колонн. Раньше они играли роль маяков, а сегодня их зажигают только по знаменательным событиям и в дни «Алых парусов».
Все экскурсии по Санкт-Петербургу обязательно включают знакомство с Ростральными колоннами. Туристы со всего мира спешат увидеть эти величественные произведения архитектурного искусства. А местные жители любят собираться в праздничные дни и фотографироваться у подножия скульптур. В летний сезон рядом с колоннами открываются кафе, где можно посидеть и насладиться прекрасным видом вокруг.
История Ростральных колонн в Санкт-Петербурге
Триумфальные колонны были возведены в 1810 г. Их строили в одно время со зданием Биржи, которое находится рядом с колоннами. Над проектом работал Тома де Томон — архитектор родом из Франции, которому принадлежит идея украсить колонны рострами, что в переводе с латинского означает «носы кораблей». В связи с этим их и стали называть Ростральными.
Маяки
Сначала колонны играли роль маяков. Их зажигали ночью и при сильном тумане, чтобы осветить путь судам. Всего колонн две. Южная указывает путь к Большой Неве, а северная — к Малой. В старину маяки зажигали с помощью конопляного масла, которым наполняли специальные чаши. Поднимались к ним по винтовым крутым лестницам, расположенным внутри.
Освещение
Горящее масло давало огромный столб пламени, но огоньки летели на головы прохожих. В связи с этим в 1896 г. было принято решение к Ростральным колоннам подключить электричество. Однако такой способ освещения оказался слишком дорогим, поэтому после революции они долгое время не горели. В 1957 г. к маякам был проведен газ. Сегодня огненные столбы, поднимающиеся над колоннами где-то на 7 метров, можно увидеть только по праздникам.
Реставрация
Со времени открытия маяков их три раза реставрировали. Первые работы проводились в начале XX в. Вторая реставрация состоялась по окончании Великой Отечественной войны, во время которой триумфальные колонны серьезно пострадали. Последняя реставрация осуществлялась в 1998—1999 гг.
Скульптуры и фигуры
Колонны украшены медными рострами, что означает носы трофейных кораблей, наяды и якоря. В основании колонн стоят по две статуи, которые были сделаны из пудостского камня. По одной из последних гипотез, они символизируют реки. Южная колонна украшена женской статуей, изображающей Неву, и мужской, которая олицетворяет Волхов. Мужчина держит кувшин, из которого льется вода, что означает реку.
У подножия северной скульптуры тоже есть две статуи — мужчина, который является символом Днепра, и женщина, изображающая Волгу. Кувшин держит тоже мужчина. И хотя многие придерживаются именно этой версии, сам архитектор утверждал, что скульптуры у подножия колонн символизируют богов моря и торговли.
Интересен тот факт, что три статуи были созданы французом Тибо, а Днепр — антверпенским мастером. Несмотря на это, они сделаны в одном стиле. Кстати, по первоначальному замыслу их хотели сделать из чугуна, но в то время литейные технологии были еще на слабом уровне развития, поэтому не нашлось мастера для такой работы.
Как добраться
Доехать до Стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге, где расположены Ростральные колонны, несложно. Туда ходит общественный транспорт, а также можно воспользоваться услугами такси.
На речном трамвае
В Санкт-Петербурге между главными достопримечательностями курсируют речные трамвайчики. Сесть на такой трамвайчик можно на любом причале. Чтобы попасть к Ростральным колоннам, выходить нужно на пристани, которая находится на Стрелке Васильевского острова.
На метро
Ближайшая к достопримечательности станция метро — «Адмиралтейская». Она находится в 1,1 км от южной колонны. Путь к ней ведет через Дворцовый мост. Доехать до станции можно по фиолетовой ветке М5.
На автобусе и троллейбусе
Рядом с Ростральными колоннами находится остановка «Биржевая площадь», куда можно доехать автобусами № 10, 191 и троллейбусом № 7. В 185 метрах к юго-западу от южной колонны есть остановка «Университетская набережная». К ней прибывают автобусы № 7, 24 и троллейбусы № 1, 10, 11. Чуть дальше находится остановка «Менделеевская линия», которая принимает автобус № 47.
На такси
Доехать до Ростральных колонн можно и на такси. В Санкт-Петербурге огромное количество разных служб. Стоимость проезда будет зависеть от расстояния, времени суток, класса автомобиля и других факторов. Наиболее популярные службы такси — Яндекс. Такси, Gett, Maxim.
Ростральные колонны на панораме Яндекс-карт
Видео о ростральных колоннах в Питере
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Ростральные колонны
Памятники
Краткое описание
Ростральные колонны на берегу Невы олицетворяют величие морского флота России. В XIX веке они служили маяками, освещая путь кораблям, заходящим в порт. Эта архитектурная композиция представляет собой высокие, мощные, выразительные по силуэту и пропорциям сооружения красновато-охристого цвета, которые видны издалека. Название памятника, символизирующего военно-морскую славу государства, происходит от латинского слова «rostra».
Во времена расцвета Древнего Рима в носовой части военных кораблей, ниже ватерлинии, размещался таран с металлическим наконечником, как правило, в форме трезубца, предназначавшийся для создания пробоин в корабле противника. Чуть выше находился малый таран в форме свиной, бараньей или крокодильей головы, служивший ограничителем для основного. Римляне снимали ростры с захваченных кораблей и украшали ими ораторскую трибуну в центре города, которая и стала прообразом Ростральных колонн.
История памятника
Памятник был воздвигнут в 1810 году и открыт в 1815. Строительство контролировал Совет Академии художеств во главе с зодчим А. Д. Захаровым. Внешний вид и функциональное назначение Ростральных колонн обсуждались в мельчайших нюансах, что свидетельствует о важности этих сооружений для города и государства.
В 1896 году к колоннам было проведено электричество, а в 1957 году огонь стали зажигать при помощи газа. Сегодня факелы на Ростральных колоннах загораются крайне редко, только в особо торжественные дни.
Автор композиции и скульпторы
Автором проекта стал французский архитектор, работавший в Италии, Австрии, а затем и в России, Жан-Франсуа Тома де Томон, который реализовывал собственный проект ансамбля на Стрелке Васильевского острова.
Над созданием этой грандиозной композиции трудился также Самсон Суханов – мастер из Вологодской губернии, известный в Петербурге как весьма искусный каменщик-ваятель. Скульптор Жозеф Камберлен выполнил мужскую фигуру у основания северной колонны, остальные же принадлежат руке Жака Тибо, и можно заметить, что они отличаются большей сложностью силуэта и динамичностью.
Особенности композиции
Архитектурное сооружение представляет собой две колонны высотой 32 метра, украшенные носами кораблей, которые, в свою очередь, декорированы фигурами нимф рек и ручьев, головами крокодилов и водяных, рыбами и морскими коньками.
У подножия колонн расположены монументальные статуи в виде сидящих мужских и женских фигур, символизирующих божества моря и коммерции. Они выполнены из прочного и легкого в обработке камня красивого теплого желтовато-сероватого оттенка из поселка Пудость Гатчинского района, который стал альтернативой изначально предполагавшейся бронзе. Однако пудостский известняк оказался более подверженным разрушительному воздействию сырого климата и перепадов температуры, нежели другие каменные породы.
Винтовые лестницы внутри колонн ведут на смотровую площадку, где на металлическом треножнике установлена чаша-светильник, предназначавшаяся для розжига масла, дававшего сильное пламя, которое освещало путь кораблям ночью и во время тумана
Где находится
Адрес
Ростральные колонны находятся на Биржевой площади Стрелки Васильевского острова.
Метро
Как добраться
От Малой Морской улицы у метро Адмиралтейская:
Интересные факты
Ростральные колонны в Петербурге
Однако основа этого ансамбля (здание Биржи и Ростральные колонны) была заложена в начале XIX века французским архитектором Тома де Томоном.
В отличие от Чесменской и Морейской колонн в Царском Селе Ростральные колонны на Стрелке не являются памятником конкретной морской победы, но являются символом торжества русского флота, как военного, так и торгового.
Кроме важной декоративной роли в создании ансамбля Стрелки, колонны имели и сугубо практическое значение. Они были маяками, которые зажигали по ночам, и когда над Невой стелился туман. Один из них показывал путь для прохода судов по малой Неве, другой освещал путь по Большой Неве.
Такова распространенная версия о назначении колонн. Но не все с ней согласны. Некоторые историки указывают на то, что маяки на берегах рек ставят редко, тем более в центре большого города.
Как знать? Расположенные на стрелке* в местности с непростым климатом и своенравной рекой, маяки возможно и не были бесполезны? Но это не более, чем размышления дилетанта.*Стрелка — место слияния, или разделения двух водных потоков.
Так или иначе, в 1885 году порт на Стрелке прекратил свое существование, и Ростральные колонны перестали служить маяками, даже, если таковыми и являлись.
Украшением мощных колонн стали стилизованные ростры кораблей.Правда, в отличие от римских триумфальных колонн, которые несли на себе носы настоящих побежденных судов, на питерских колоннах ростры условны.
Нижние ростры украшены фигурами русалок с крыльями
Ростры, расположенные на втором “ярусе”, декорированы головой животногоТретья пара украшена головой морского бога, или водяногоСамые верхние ростры рассекают питерское небо морскими коньками
Дорический ордер, который выбрал Тома де Томон для создания Ростральных колонн, более всего соответствовал идее могущества российского МОРСКОГО государства. Этот ордер самый строгий, мужественный (если так можно сказать) и мощный.Работая над ансамблем Стрелки Васильевского острова, Тома де Томон не удовлетворился единственным вариантом, и с каждым новым проектом менялись пропорции и декор Ростральных колонн.
Андреян Захаров – русский зодчий, который помогал в поисках оптимального решения, писал:
Колонны (высота 32 метра) выполнены из пудостского камня, оштукатурены, и выкрашены в темно красный (кирпичный) цвет.Внутри колонн – винтовая лестница ведет на верхнюю площадку, на которой установлены светильники в виде треножников с чашами, в которых пылали горящие фитили.Сначала это были смоляные факелы, позже смолу попытались заменить конопляным маслом, но при горении масло выбрасывало множество огненных брызг, что было небезопасно.
С появлением электричества была попытка (1896 г.) подключить к светильникам мощные лампы, однако этот способ оказался слишком дорогим. И от него отказались “по причине великого расхода”. В 1957 году, когда в Ленинграде началась масштабная газификация города, к Ростральным колоннам подвели газ. С тех пор мощные горелки в дни больших праздников выбрасывают в питерское небо семиметровые огненные струи.У подножия Ростральных колон – четыре фигуры из пудостского камня. Первоначально предполагалось отлить скульптуры из чугуна, но работа оказалась слишком сложной для того времени.По моделям скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо были выполнены модели, а знаменитый мастер Самсон Суханов высек по ним четыре фигуры, которые сидят у подножия колонн уже более века.Кого же изображают эти каменные сидельцы?
Чаще всего туристам говорят, что это символы рек – Волги, Днепра, Невы и Волхова. Но это не более, чем расхожая версия. Во-первых, обязательные атрибуты рек (сосуды с льющейся водой) есть только у двух фигур. К тому же сам Тома де Томон писал:
В городском фольклоре существует своя версия. По одной из легенд, объясняющей название Васильевского острова, здесь во времена оны жил некий рыбак Василий с женой Василисой. Предание гласит, что именно эта супружеская пара дала название острову.
Тот же фольклор утверждает, что именно эти старожилы удобно устроились у подножия Ростральных колонн, охраняя любимый остров.
Великая Отечественная война отметилась и на Ростральных колоннах: украшения были пробиты осколками и сильно поржавели. В 1947 – 1948 годах металлические украшения заменили дубликатами. Были восстановлены и скульптуры.
В моем студенческом прошлом (я училась в строительном институте) был предмет “История архитектуры”. Не могу сказать, что будущие инженеры хорошо знали историю города, а от зачета никуда не денешься. Кто-то учил, а кто-то пытался выхватить факты на ходу. Помню такой разговор:
— А почему колонны – Ростральные?
— Да их Растрелли построил!
— Да нет, это потому, что около них расстреливали)))
А современная молодежь называет их “факелами”.
Впрочем, никакие шутки не мешают Ростральным колоннам оставаться одним из узнаваемых символов Санкт-Петербурга.
Где искать:
Васильевский остров, Биржевая площадь
Ближайшие станции метро: Спортивная, Адмиралтейская
Зачем зажигают Ростральные колонны, и откуда они вообще появились на стрелке Васильевского острова
Тимофей Васильев, 1821, Здание Биржи с ея маяками
© Фото: citywalls.ru
«Ростральные колонны» – то словосочетание, которое могут выговорить лишь коренные петербуржцы, а историю их появления и жизни на В.О. не знают порой и они. «Санкт-Петербург.ру» начитался про такой нынче редкий «огонь на Неве» и рассказывает достоверные факты и любопытные легенды о нем.
Факелы на Неве
Ростральные колонны уже двести лет стоят на стрелке Васильевского острова Петербурга. Некоторые жители и гости города называют их то «расстрельными», то «растрелльными» колоннами в честь известного русского архитектора Растрелли. Молодежь предпочитает называть их просто факелами. «Санкт-Петербург.ру» разобрался в истории появления Ростральных колонн и их судьбы.
Первая Ростральная колонна появилась еще в 260 году до н. э. в Риме в честь победы над карфагенянами в морской битве при Милах. Название произошло от латинского слова «rostrum», что означает «нос корабля». Подобный обитый металлом нос, больше похожий на клюв птицы, применялся для тарана судов неприятеля. А «рострами» с побежденных судов украшались колонны, которые с Древнеримских времен воздвигались как символы морских побед. Традиция украшать колонны трофеями перекочевала со сражений на земле.
Ростральные колонны в Петербурге придумывались как олицетворение мощи и величия морского флота Российской империи. Этим монументальным сооружениям придавалось огромное значение. Об этом говорит в том числе тот факт, что все работы по их проектированию и строительству проводились французским архитектором Тома де Томон под строгим руководством Совета Академии художеств, возглавляемым Андреяном Захаровым.
Окончательный проект по формированию облика стрелки Васильевского острова был утвержден 26 февраля 1804 года. Сразу после этого была создана «Комиссия по построению биржевого здания и обложению невского берега камнем» во главе. Основные работы по строительству биржевого ансамбля закончились в 1810 году.
1910-е годы. Фото: citywalls.ru
Наяда, водяной и голова крокодила
На стволе каждой колонны симметрично в четыре яруса укреплены по восемь корабельных ростр с различными украшениями. Самая крупная их пара расположена внизу колонны. Одна носовая часть обращена к Бирже, а другая – к реке. Ростры украшает фигура речного божества – наяды. Другая пара ростр находится перпендикулярно первой, ее украшает изображение головы крокодила, морских коньков и рыб. Третью пару ростр украшает голова водяного, а четвертую – изображения морских коньков. Колонны также украшены рельефными якорями.
Фонарь на южной колонне указывает путь в Большую Неву, а на северной – в Малую. У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры, которые, согласно распространенной гипотезе, аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны – Волга и Днепр, у южной – Нева и Волхов. Однако сам Тома де Томон писал: «База каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции».
В городском фольклоре, конечно, существует своя версия значения колонн. По одной из легенд, объясняющей название Васильевского острова, здесь до основания города жил некий рыбак Василий с женой Василисой. Предание гласит, что именно эта супружеская пара дала название острову. Тот же фольклор утверждает, что именно эти старожилы удобно устроились у подножия Ростральных колонн, охраняя любимый остров.
1947 год. Фото: citywalls.ru
1970-е годы. Фото: citywalls.ru
Масло – нет, электричество тоже не подойдет
В качестве материала для скульптур сначала была выбран чугун, но из-за сложности работы выбор пал на пудостский известняк, который добывался в поселке Пудость Гатчинского района. Мягкий и эластичный в земле известняк быстро твердеет после извлечения на поверхность, создавая прочную и величественную основу. Жозефом Камберленом была выполнена мужская фигура у северной колонны, остальные сотворены Жаком Тибо.
Внутри каждой колонны находится винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку. Раньше на ней располагалась огромная чаша-светильник с металлической треногой, удерживающей ее. Сначала для освещения использовали смоляные факелы, которые позже попытались заменить конопляным маслом, но при горении масло выбрасывало множество огненных брызг, что было небезопасно для проходящих мимо горожан.
Ростральные колонны служили маяками в темные ночи и во время тумана вплоть до 1885 года, когда торговый порт из центра был переведен на Гутуевский остров. В 1896 году с появлением электричества в Петербурге была попытка подключить на колоннах светильники с мощными лампами, однако этот способ оказался слишком дорогим и от него отказались «по причине великого расхода».
В 1957 году к запоздалому 250-летию Ленинграда партией было поручено в срочном порядке оборудовать Ростральные колонны горелками и подключить их к газовому снабжению. Специалисты 6 июня провели пробный пуск газового оборудования, а 23 июня возродили красивую традицию зажигания огня в честь праздника.
1816 год. Фото: citywalls.ru
«Доделки» и настоящая реконструкция
Советские годы и Великая Отечественная война нанесли значительный урон памятникам. В советское время было принято к важным юбилейным датам в быстром темпе поправлять и подлатывать памятники без должной реконструкции и ремонта. Делалось это наспех и без научного подхода. В тело скульптур вбивали штыри в качестве арматуры для очередной гипсовки, разрушенные фрагменты заменяли новыми из камней иных пород. И все это щедро замазывалось свежей масляной краской. Во время войны украшения на колоннах были пробиты осколками и сильно поржавели.
В 1947-1948 годах металлические украшения заменили дубликатами. Были восстановлены и скульптуры, их заменили дубликатами из медных патинированных листов. Тогда были заменены в том числе четырехугольные площадки, на которых покоятся чаши-светильники.
И только в 1998-1999 годах специалисты провели настоящую реконструкцию и восстановили памятники архитектуры. Был целый ряд работ по новой реставрационной технологии, примененной ранее к скульптурам у Адмиралтейства. Фигуры у Ростральных колонн промыли, нанесли на них состав от биопоражений, удалили поздние «доделки». Затем при помощи специального раствора укрепили недостающие детали из известняка. В качестве соединительных стержней были использованы изделия из корундовой керамики. Далее были проведены антикоррозирование, тонирование и защита от влаги.
Яркие языки пламени на крупные праздники
Многие туристы любят фотографироваться у одной из статуй колонны, так как она представлена на 50-рублевой купюре образца 1997 года вместе с изображением реки Невы.
В честь крупных праздников и годовщин на колоннах зажигают настоящий огонь. Семиметровый столб пламени ярко горит над акваторией Невы. Увидеть это можно в такие даты как Новый год и Рождество, День полного снятия блокады Ленинграда (27 января), День Победы (9 мая), День города и в день проведения праздника выпускников «Алые Паруса». В порядке исключения список может быть расширен, так, например, от огоня на Ростральных колоннах зажгли факел Паралимпиады в Сочи.