Фггс и ггс в чем разница
Чем отличается государственная служба от гражданской службы?
Возникновение государства предопределяет формирование государственной службы, которая является средством осуществления обязанностей государства. Дееспособность органов государственной службы зависит от организации, функционирования и политической воли всех веток власти, а также органов местного управления. Действенность государственной политики обусловлена также высоким профессионализмом государственных служащих и приверженность законодательству страны.
Специфика государственной службы
К государственной службе относится служебная деятельность высококвалифицированных граждан, которые способны обеспечить осуществление полномочий всех государственных органов и субъектов государственной власти. Поскольку одним из условий пребывания на службе является профессионализм, соответственно, занимать должности в государственных структурах могут граждане, имеющие соответствующее образование, при наличии подтверждающих документов.
Осуществление государственной деятельности может осуществляться в нескольких направлениях:
Данной службе присуще не только достижение конкретных целей, поставленных государством, но и обеспечение сохранности прав граждан.
Характеристика гражданской службы
Гражданская служба является одной из вариаций государственной службы и представляет собой осуществление гражданами служебных обязанностей по обеспечению исполнения правомочий федеральных органов и государственных субъектов, а также лиц, которые замещают должности в соответствующих структурах государства.
Различают федеральную и региональную службы. Разница состоит в выполнении обязанностей и принятия постановлений на уровне государства и отдельного региона.
Функциональное предназначение государственной гражданской службы состоит из:
Сходство и различия государственной и гражданской служб
Поскольку гражданская служба является одним из вариантов государственной службы, то их служебные принципы будут совпадать. К ним относятся: федерализм, легитимность, верховенство прав и свобод граждан, доступ общества к государственной службе на равных правах, профессионализм государственных должностных лиц.
Отличительными особенностями государственной и гражданской служб являются:
Государственные служащие: виды, порядок назначения и денежное довольствие
В своей предыдущей статье, я писала про муниципальных служащих Подробнее ➤
Сейчас я хотела бы рассказать о том, кто такие госслужащие и чем они отличаются от муниципальных служащих.
Государственные служащие
Что такое государственная служба, кто относится к госслужащим?
Государственная служба — это исполнение государственных функций в рамках действующего законодательства. Государственная служба Российской Федерации подразделяется на гражданскую и военную.
Рассмотрим, кто такие госслужащие, кто к ним относится, определим список профессий государственных служащих. Сотрудники, работающие в федеральных и региональных органах власти, выполняющие государственные функции в разных сферах относятся к госслужащим. Выплата заработной платы таким сотрудникам производится из федерального или регионального бюджета. Военнослужащим выплачивают заработную плату из бюджета Министерства обороны.
Кто является госслужащим в России?
Статья 10. Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» дает четкое определение государственным служащим.
К госслужащим относятся сотрудники, которые работают в:
Должности государственной гражданской службы создают на основании указов Президента РФ, федерального законодательства, актов субъектов РФ.
Все должности государственных служащих условно подразделяют на пять основных групп:
Сюда входят как высшие руководители государства, так и их помощники. Им присваивают чины действительных государственных советников.
К госслужащим относятся те специалисты, которые работают в госорганах федерального или регионального уровня. Заработную плату им выплачивают из федерального или регионального бюджета. Госслужащие могут быть военные и гражданские.
Так, по закону к гражданским госслужащим относят:
Ограничения Условия и порядок принятия на госслужбу, а также требования к гражданским служащим установлены в ФЗ № 79. В 16 статье этого нормативного акта закреплены определенные ограничения.
На госслужбу не могут приниматься субъекты:
Прочие ограничения могут предусматриваться федеральными законами.
Работодатель
Особенности статуса
Не являются гражданскими служащими работники бюджетных организаций, в том числе реализующие властно-распорядительные полномочия. В данном случае должности, которые занимают эти сотрудники, не удовлетворяют требованиям должностей госслужбы, однако денежное содержание им выплачивается из бюджетных средств. К таким работникам относят, к примеру, педагогов школ и вузов, врачей медучреждений.
Классификация
Существуют разные критерии, по которым выделяют группы гражданских служащих. Это, в частности, такие признаки, как:
Основным критерием классификации является вид службы. По этому признаку выделяют федеральных и региональных гражданских служащих. Классные чины также являются критерием классификации.
Федеральными госслужащими являются граждане, осуществляющие профессиональную деятельность на должностях в федеральных органах и получающие денежное довольствие из средств федерального бюджета.
Особенности должностей
По категориям выделяют:
Должности служащих разделены на следующие группы:
Классные чины присваиваются в пределах соответствующих групп:
Служащие, находящиеся на должностях без ограничения срока их полномочий, получают классный чин после прохождения квалификационного экзамена.
Спорные моменты
Разделение госслужащих в зависимости от госорганов, в которых они осуществляют деятельность, предполагает учет как минимум 2-х обстоятельств:
В настоящее время вопрос о видах правоохранительных структур остается дискуссионным. Одни юристы относят к ним и судебные органы, другие исключают судебные инстанции. Между тем ни первый, ни второй подход нельзя принять безоговорочно. Дело в том, что в судебной системе существуют и инстанции общей юрисдикции, и военные суды.
Проверка уровня знаний и квалификации
Она осуществляется в ходе аттестации государственных гражданских служащих. Процедура проводится в порядке, закрепленном ФЗ № 79, и в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента № 110.
Аттестация государственных гражданских служащих способствует совершенствованию деятельности, связанной с отбором, подбором, расстановкой кадров и повышением квалификации сотрудников. Выступая в качестве правового института, она включает в себя совокупность норм, регламентирующих отношения, складывающиеся в ходе ее организации, оценку исполнения госслужащими задач, возложенных на них, характеристику перспектив использования кадров в будущем.
Участие в аттестации – не только право гражданского служащего, но и важнейшая его обязанность. Эту процедуру необходимо рассматривать как средство карьерного роста, изменения условий контракта между служащим и госорганом.
Исключения
Аттестацию обязаны проходить все госслужащие, кроме:
Прошедших квалификационный экзамен меньше года назад.
Этапы проверки
Аттестацию проводят в 2 этапа раз в 3 года. Первая стадия является подготовительной. От своевременности и качества работы на этом этапе во многом будут зависеть результаты проверки.
Подготовка к аттестации осуществляется планомерно. Она начинается с разъяснения служащим целей, задач и порядка проведения проверки. В ходе подготовки уточняется перечень сотрудников, подлежащих аттестации, формируется список членов комиссии, оформляются необходимые документы
Руководитель госоргана должен издать приказ, в котором указываются все существенные сведения о проверке, в том числе график и сроки ее проведения.
Гарантии для госслужащих
Лица, находящиеся на должностях госслужбы, имеют право на:
Обязанности
Они установлены в 15 статье ФЗ № 79. В обязанности госслужащего входят:
Соблюдение положений Конституции, ФКЗ, иных федеральных законов и нормативных актов и обеспечение их выполнения.
Исполнение должностных обязанностей согласно регламенту.
Выполнение поручений руководителей, данных в рамках их полномочий. В должностном регламенте устанавливается перечень лиц, чьи распоряжения должен исполнять служащий. Вместе с тем должностное лицо вправе не выполнять поручение, носящее явно противоправный характер.
Соблюдение интересов и прав организаций и граждан при исполнении обязанностей по службе.
Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащей реализации поставленных задач. Данная обязанность корреспондирует с правом госслужащего на повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.
Соблюдение служебного распорядка госоргана, утвержденного руководителем.
Сохранение конфиденциальности информации, отнесенной к тайне, охраняемой законодательством, и сведений, которые стали известны при исполнении обязанностей, в том числе данные, затрагивающие достоинство и честь граждан и касающиеся их жизни и здоровья. За разглашение такой информации предусмотрены не только дисциплинарные взыскания, но и уголовное наказание.
Бережное отношение к государственному имуществу, материальным ценностям, предоставленным служащему для исполнения обязанностей.
Предоставление в установленном законом порядке сведений о себе и членах семьи. Речь, в частности, о декларации. В отчет включаются сведения обо всем имуществе, находящемся в собственности. Декларации о доходах госслужащих размещены на официальных сайтах соответствующих министерств и ведомств.
Сообщение о выходе из гражданства РФ, приобретении гражданства иностранного государства.
Соблюдение ограничений, выполнение предписаний, установленных ФЗ № 79.
Сообщение руководителю о личной заинтересованности, которая может повлечь конфликт интересов, и принятие мер по его предотвращению.
Денежное довольствие
Содержание гражданского служащего формируется из должностного оклада, премий и надбавок за особые условия, выслугу, квалификационный разряд. Сотрудники также вправе получать материальную помощь.
Величина оклада, размер и правила определения надбавок устанавливаются в федеральных и региональных законодательных актах.
При утверждении фондов з/п федеральных госорганов в них помимо сумм, предназначенных для выплаты окладов, включают средства на надбавки за следующее:
Классный чин, квалификационный разряд, дипломатический ранг. Они выплачиваются ежемесячно в размере 4-х окладов.
Особые условия госслужбы. Они также выплачиваются ежемесячно, но в размере 2,5 оклада.
Выслугу лет. Эти надбавки предусмотрены каждый месяц и составляют 3 оклада.
В ФОТ включаются также средства на премии по итогам работы и материальную помощь. Их размеры – 3 и 2 оклада соответственно.
Повышение зарплат госслужащим
Сравнительно недавно активно обсуждался вопрос об увеличении денежного довольствия должностных лиц госорганов. Однако, по всей видимости, изменения размера содержания будут нескоро.
В течение нескольких последних лет повышения зарплаты госслужащим не производилось. Наоборот, указом Президента величина довольствия уменьшалась.
Заключение
В действующем законодательстве достаточно четко установлены организационно-правовые формы осуществления государственной гражданской службы и ограничен круг лиц, имеющих статус госслужащих. Эти граждане принимают непосредственное участие в управлении страной.
Необходимость существования госслужбы обуславливается существованием государства, его функциями и задачами. Как показывает мировой опыт, современное общество может нормально развиваться только при наличии эффективной системы управления. Государство должно располагать мощным, квалифицированным административным аппаратом.
Деятельность госслужащих востребована в любой стране вне зависимости от политической системы, устройства, формы правления, режима. Именно эти лица реализуют задачи, которые общество возлагает на государство. Соответственно, к госслужащим предъявляются более жесткие требования, чем к представителям других профессий. Ведь от них во многом зависит стабильность в стране, дальнейшее развитие народно-хозяйственного комплекса. Для улучшения эффективности деятельности госслужащих предусмотрены программы повышения квалификации.
Категории и группы должностей государственной гражданской службы
Категории должностей государственной гражданской службы — это классификация российских госслужащих по группам. Разбираемся, какие компетенции нужны, чтобы претендовать на место в этой структуре.
Общие положения
Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов и лиц, замещающих государственные посты.
Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, который подразделяет ее на два уровня:
Классификация ГГС распределяется на 4 категории и 5 групп.
Категории государственной службы
По действующему законодательству, должности гражданской службы подразделяются на категории:
Группы должностей государственной службы
Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.
В реестре должностей федеральной ГГС указано, кто относится к госслужащим в России по списку профессий и организаций (указ президента № 1574 от 31.12.2005):
Приведем пример федеральных государственных гражданских служащих (для категории специалисты):
В группах ведется классификация по категориям. Федеральный закон № 79-ФЗ соотносит группы должностей с их категориями следующим образом:
Первые три категории относятся к высшим классификационным группам не случайно: к ним предъявляются самые высокие квалификационные требования. В этом и заключаются основные различия между категориями должностей гражданской службы — в уровне подготовки, образования и трудовых навыков. Это связано, в первую очередь, с тем, что они должны одновременно выполнять и политические, и административные, и аналитические, и управленческие функции.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, для замещения должностей ГГС необходимо соответствовать квалификационным требованиям:
Требования к минимальному уровню профессионального образования:
Собрали в таблице групп должностей государственной гражданской службы требования к минимальному стажу:
Должностные группы ГГС | Необходимый стаж |
---|---|
Высшая | Не менее 4 лет ГГС или работы по специальности, направлению подготовки |
Главная | Не менее 2 лет ГГС или работы по специальности, направлению подготовки |
Ведущая, старшая и младшая | Без предъявления требований к стажу |
Ведущая, младшая и старшая группа должностей государственной гражданской службы, по общему правилу, трудоустраиваются без предъявления требований к стажу. Конкретные квалификационные требования к стажу устанавливаются законодательством субъектов РФ с учетом положений указа президента РФ от 16.01.2017 № 16 в редакции от 12.10.2017.
Чем отличается федеральная гражданская (государственная) служба от просто госслужбы?
Чем отличается федеральная гражданская (государственная) служба от просто госслужбы?
Ответы на вопрос:
Федеральная государственная службу это вид госслужбы, так же разновидностью является государственная служба субъекта РФ.
Похожие вопросы
Как соотносятся классные чины государственной гражданской службы в федеральных органах и государственных органах субъектов? При переходе на работу (службу) из гос. органов субъекта в федеральные государственные органы сохраняются ли у госслужащих присвоенные им классные чины в субъектах РФ или им должны вновь присваиваться классные чины федеральных государственных служащих? Как трактует Закон?
Федеральный государственный служащий (территориальное агентство) был принят на службу в субъект на должность главного специалиста-эксперта по срочному служебному контракту. Классный чин, присвоенный федеральной службой не был учтен, так как Порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы гражданским служащим субъекта РФ, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов гражданской службы субъектов РФ Указом от 01.02.05 № 113 не регулируется. В субъекте документ о соотношении классных чинов федеральной службы классным чинам государственной службы субъекта отсутствует. Нужно ли было присваивать сотруднику классный чин?
Здравствуйте. С 1 января 2018 года зарплаты работников бюджетной сферы вырастут в 1,04 раза. Оклады повысятся у сотрудников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы. Гражданский персонал Министерства Обороны попадает под это повышение?
Нужно ли уведомлять бывшего работодателя «госслужба» о новом месте работы, которая не входит в перечень Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557?
В I-ом разделе данного указа, сказан следующее:
Должности федеральной государственной гражданской службы, отнесенные Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», к высшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы.
Согласно вышеуказанного указа, а именно № 1574, моя старая должность относится не к высшей группе должностей, а к старшей.
Я верно понимаю, что уведомление нового работодателя к старому (в госслужбу) направлять не нужно?
Какое образование должно быть обязательно по закону у помощника депутата ГД и СФ, главы города. Прошу прощения за повторное обращение, но разъясните пожалуйста как понимать соответствующий закон, а в частности статью 12 пункт 3, где сказано что высшее образование должно быть, может я вас не так понял поскольку вы сказали что оно необязательно или не так закон понимаю! Спасибо
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
Принят Государственной Думой 7 июля 2004 года
Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года
Статья 12. Квалификационные требования к должностям гражданской службы
1. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
2. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.
3. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий руководители, помощники (советники), специалисты всех групп должностей гражданской службы, а также категории обеспечивающие специалисты главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.
4. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории обеспечивающие специалисты старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ
К СТАЖУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
(ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ИНЫХ ВИДОВ) ИЛИ СТАЖУ РАБОТЫ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации постановляю:
3. Руководителям федеральных государственных органов обеспечить: а) издание нормативных актов федеральных государственных органов об установлении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, с учетом функций, определенных положениями об этих органах; б) включение квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, в должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих.
4. Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа.
5. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 30 января 1996 г. № 123 О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 6, ст. 533).
6. Настоящий Указ вступает в силу одновременно с вступлением в силу указа Президента Российской Федерации о денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, предусмотренного частью 3 статьи 71 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации.
Система ГС. Виды и уровни ГС
В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» законодательно закреплено, что система ГС включает в себя два уровня (уровневая классификация): федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.
В свою очередь Федеральная государственная гражданская служба подразделяется на:
Ø государственную гражданскую службу;
Ø правоохранительную службу.
Государственная гражданская служба субъекта РФ включает только государственную гражданскую службу.
Правовое регулирование и организация ФГГС находится в ведении РФ, правовое регулирование ГССФ – в совместном ведении РФ и субъекта РФ, а ее организация – в ведении субъекта РФ (НПБ в субъекте не должна противоречить ФЗ о ГС).
*Организация – организационная структура, штатное расписание, денежное содержание, дополнительные гарантии.
ГГС – вид ГС, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях ГГС по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФЫ, лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ.
ФГС — профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, лиц, замещающих государственные должности РФ;
ФГС осуществляет от имени государства ГС в масштабе всей страны.
Федеральные государственные должности разделяются на должности ФГГС, должности ПС и должности ВС. При этом в федеральном органе могут быть учреждены должности ГС различных видов (МВД, Таможенная служба).
ФГГС.Согласно ветвям власти ФГГС классифицируется:
ФГГС законодательной власти предназначена для профессионального организационного, экспертного, информационно-аналитического, документального обеспечения законотворческого процесса (парламентская служба)
ГГС Государственной Думы – работники Аппаратов, Управлений, штатные помощники депутатов. Депутаты и работники аппаратов не являются государственными служащими.
ФГГС исполнительной власти – обеспечение исполнительного процесса – Президент, Председатель Правительства, Министры не являются государственными служащими (они замещают государственные должности). Руководители Агентств и Служб тоже не входят в состав ГС.
ГС сосредоточена в Секретариатах, Управлениях, Отделах и Департаментах.
ФГГС судебной власти – Судьи всех судов и всех уровней не являются государственными служащими. Это лица, замещающие государственные должности РФ.
Только работники Аппаратов, Секретариат, Управлений, Отделов, референты, консультанты.