Фетва что это в исламе

Фетва

Фе́тва (фатва, фатуа) (араб. فتوى ‎‎, мн.ч. фатауа) — в исламе решение по какому-либо вопросу, выносимое муфтием или факихом [1] и основываемое на принципах ислама и на прецедентах мусульманской юридической практики.

Фетвы выносятся выдающимися мусульманскими учёными-законоведами, имеющими общепризнанный авторитет в мусульманском мире — муджтахидами. Фетва является мнением муджтахида по конкретной правовой проблеме и должна быть основана на принципах шариата. В конечном счете фетва является также источником права, но скорее производным, так как вытекает из шариата, впрочем, как и байа.

Фетва содержит в себе введение (постановка проблемы), описание проблемы, мотивировочную часть (изложение доводов муджтахида) и в конце повеление (установленное правило поведения).

Фетвы сильно обусловлены мазхабами (правовыми школами) муджтахидов, но все же многие из фетв носят общемусульманский характер. Фетва является в какой-то степени аналогом прецедента в англосаксонской правовой системе, так как выносится конкретным человеком по конкретной правовой проблеме, однако этим человеком является не судья, а учёный.

См. также

Примечания

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Фетва» в других словарях:

фетва́ — фетва … Русское словесное ударение

ФЕТВА — (араб.) приговор муфтия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ФЕТВА араб., от fata, учить. а) Письменное решение турецкого муфти о спорном деле. b) Скрепление великим визирем приговора о казни… … Словарь иностранных слов русского языка

Фетва — (fatwa) Правовое заключение по вопросам исламского ритуала, поведения или юриспруденции. Человек, имеющий право выносить подобные суждения, в исламском законе называется юристом (муфтием). Его правовые заключения основываются на религиозных… … Политология. Словарь.

фетва — (араб.), в мусульманских странах решение высшего религиозного авторитета (муфтия) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату. * * * ФЕТВА ФЕТВА (араб.), в мусульманских странах решение высшего религиозного авторитета… … Энциклопедический словарь

ФЕТВА — в мусульманском праве заключение, даваемое муфтием. В самом общем смысле Ф. означает оценку какой либо ситуации с позиций шариата и фикха. Она может быть индивидуальным заключением мусульманского правоведа или выражать коллективное мнение группы… … Юридический словарь

ФЕТВА — (арабское), в мусульманских странах решение высшего религиозного авторитета (муфтия) о соответствии того или иного действия или явления нормам ислама … Современная энциклопедия

ФЕТВА — (араб.) в мусульманских странах решение высшего религиозного авторитета (муфтия) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату … Большой Энциклопедический словарь

фетва — сущ., кол во синонимов: 2 • заключение (51) • приговор (23) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Фетва — (ар. мнение, решение) письменное, обязательное для мусульман заключение высшего религиозного авторитета (муфтия, шейх уль ислама) о соответствии или несоответствии нормам ислама правовых, политических и др. постановлений светских властей, а также … Энциклопедия права

Источник

Что такое фетва

Фетва представляет собой богословско-правовое решение в исламе по проблеме, которая отличается актуальностью на общественном, групповом либо индивидуальном уровне.

С ранних лет развития религии Аллаха свои взгляды на тонкие религиозные аспекты стали выражать наиболее образованные мусульмане. Временной промежуток со II по IV века по Хиджре называется историками «золотым временем иджтихада». Именно тогда были выработаны условия, выполнение которых придавало суждениям богословов характер фетвы – правового суждения.

Отличительные черты фетвы

1. Фетва должна исходить из коранических аятов и хадисов.

2. Решение принимается человеком либо группой лиц, обладающих необходимым знанием и чистотой помыслов.

3. Фетва должна быть свободной от политической конъюнктуры.

4. Решение должно быть адекватным современным реалиям.

Именно к периоду «золотого века иджтихада» относится жизнь и деятельность основателей практически всех мазхабов суннитского ислама.

Кто такой муджтахид?

Человек, который способен выдавать такие решения, именуется муфтием либо муджтахидом. Важно понимать, что изначально термин «муфтий» не предполагал формализованного, то есть санкционированного со стороны какого-то политического института, поста. Однако в настоящее время, когда говорят о муфтии, подразумевают некое юридически закреплённое положение. В частности, такая ситуация наблюдается в России, Казахстане, Узбекистане и некоторых других постсоветских странах.

Перед человеком, который стремится именоваться муджтахидом либо муфтием и принимать богословско-правовые решения, стоит задача отвечать нескольким важнейшим требованиям. В частности, это совершенное владение арабским языком, необходимость быть хафизом Корана, прекрасное знание разных вариантов тафсира и, как минимум, трёх тысяч высказываний Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) со всеми комментариями и пояснениями.

Существует отдельная градация степени муджтахидов. Самая высшая – это те, кто способен выдавать решения в масштабах всего Шариата (фи-ш-шар’и). Далее идут муджтахиды, которые могут производить богословско-правовые суждения на уровне отдельных масхабов (фи-ль-мазхаб). Наконец, третья ступень характеризуется тем, что в её рамках муджтахиды издают фетвы по отдельным вопросам (фи-т-тарджих).

Источники фетв

Сам процесс поиска ответа на злободневные проблемы сквозь призму религиозных источников называется иджтихадом. Источники, из которых мусульманские учёные черпают фетвы, разнятся в зависимости от мазхабов. Однако главными, бесспорно, являются Коран и Благородная сунна. Кроме того, большое значение имеют иджма (единогласное мнение сообщества мусульманских богословов), кыяс (суждение по аналогии). Иногда, в частности, в рамках ханафитского мазхаба, традиции, характерные для какой-то местности и не противоречащие шариатским установлениям, так же могут выступать в качестве источника, откуда богословы черпают основания для своих выводов.

Может возникнуть мнение, что фетва является мусульманским аналогом прецедента, который характерен для англосаксонской правовой школы. Однако это не совсем так. Кардинальным отличием двух видов юридических решений является степень их всеобщности. Если судебный прецедент в США и Великобритании универсален для всех, то с мусульманскими фетвами ситуация обстоит ровным счётом наоборот. Это не более чем мнение богослова, которое обычные верующие могут принимать в качестве некоего ориентира, а могут закрыть на него глаза. Таково, например, положение разнообразных маргинальных структур и деятелей, которые принимают экстремистские решения, вводя тем самым обычных мусульман в заблуждение. Естественно, что сами верующие понимают конъюнктурность решений таких деятелей и не ведутся на их пропаганду.

Тем не менее, в некоторых современных государствах существуют специальные органы по вынесению фетв, которые являются обязательными для всех граждан. В частности, речь идёт о Саудовской Аравии, где функционирует специальная Комиссия по вынесению фетв и исследованиям.

Актуальность института фетв для современной мусульманской уммы невозможно переоценить. Как бы банально это ни звучало, но мир в последние десятилетия меняется стремительным образом. Мусульмане всё чаще сталкиваются с вопросами, ответы на которые отсутствуют в классических источниках. Например, о пересадке человеческих органов ничего не сказано ни в Коране, ни в Пречистой сунне Пророка Мухаммада (с.г.в.). В связи с этим перед лучшими мусульманскими умами встаёт задача вынесения наиболее грамотного решения, которое позволяло бы обычным верующим пользоваться благами науки в виде новейших технологий, не ставя под сомнение свои убеждения.

По сути, институт фетв «осовременивает» положения Шариата, способствуя тому, что эта правовая система не становится сводом архаичных норм, которые соблюдаются только из уважения к традиции и в качестве насилия над собственной верой.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ac-cалям!Мне думается сейчас,что смысл фетв опирается на уровень положения мусульман в мире вообще,т.е. зависит от власти,ведь посмотрите,в таких обществах как бильдельберский,итальянский клуб и др. подобных организаций,например мне не известен ни один мусульманин(имею в виду человека придерживающего религии Ислам),хотя в этих клубах,насколько мне кажется,учавствуют люди из еврейско-сионистского общества,но если брать арабов, то они во первых все как бы мусульмане,по крайней мере в основном так должно быть,а во вторых,они симиты,т.е. родня по крови этих самых участников клубов,но наверное их туда по каким-то причинам не принимаю.Вообщем мне думается сейчас,что это не спроста,т.е. идет какое-то тайное влияние,в том числе на вынесение фетв,дай Бог чтоб это только казалось.Короче,к началу,когда люди увидя,что Ислам действительно силен в мире,они сами потянутся,т.е. не из-за страха,а по Иману,иншаАллах!

Некоторые имамы особенно в КСА, Турции прям источники забавных фетв. Один говорит что жён можно есть, другой рассказывает, что у онаниста на том свете руки беременеют. Такие имамы делают из ислама посмешище.

Согласен! Сейчас ислам под пристальным вниманием мира. Только и ждут, в чем еще обвинить мусульман. Какие-то суждения богословов для нашей уммы понятны и приемлемы, а западный мир относится к ним с непониманием. Надеюсь в будущем фетвы будут выноситься с учетом мнения светских ученых, чтобы не было откровенно глупых фетв.

Источник

Фетва в Исламе

Фетва что это в исламе

Фетва представляет собой богословско-правовое решение в исламе по проблеме, которая отличается актуальностью на общественном, групповом либо индивидуальном уровне.

С ранних лет развития религии Аллаха свои взгляды на тонкие религиозные аспекты стали выражать наиболее образованные мусульмане. Временной промежуток со II по IV века по Хиджре называется историками «золотым временем иджтихада». Именно тогда были выработаны условия, выполнение которых придавало суждениям богословов характер фетвы – правового суждения.

Отличительные черты фетвы

1. Фетва должна исходить из коранических аятов и хадисов.

2. Решение принимается человеком либо группой лиц, обладающих необходимым знанием и чистотой помыслов.

3. Фетва должна быть свободной от политической конъюнктуры.

4. Решение должно быть адекватным современным реалиям.

Именно к периоду «золотого века иджтихада» относится жизнь и деятельность основателей практически всех мазхабов суннитского ислама.

Кто такой муджтахид?

Человек, который способен выдавать такие решения, именуется муфтием либо муджтахидом. Важно понимать, что изначально термин «муфтий» не предполагал формализованного, то есть санкционированного со стороны какого-то политического института, поста. Однако в настоящее время, когда говорят о муфтии, подразумевают некое юридически закреплённое положение. В частности, такая ситуация наблюдается в постсоветских странах.

Перед человеком, который стремится именоваться муджтахидом либо муфтием и принимать богословско-правовые решения, стоит задача отвечать нескольким важнейшим требованиям. В частности, это совершенное владение арабским языком, необходимость быть хафизом Кyр`ана, прекрасное знание разных вариантов тафсира и, как минимум, трёх тысяч высказываний Заключительного посланника Всевышнего ﷺ со всеми комментариями и пояснениями.

Существует отдельная градация степени муджтахидов. Самая высшая – это те, кто способен выдавать решения в масштабах всего Шариата (фи-ш-шар’и). Далее идут муджтахиды, которые могут производить богословско-правовые суждения на уровне отдельных масхабов (фи-ль-мазхаб). Наконец, третья ступень характеризуется тем, что в её рамках муджтахиды издают фетвы по отдельным вопросам (фи-т-тарджих).

Сам процесс поиска ответа на злободневные проблемы сквозь призму религиозных источников называется иджтихадом. Источники, из которых мусульманские учёные черпают фетвы, разнятся в зависимости от мазхабов. Однако главными, бесспорно, являются Кyр`ан и Благородная сунна. Кроме того, большое значение имеют иджма (единогласное мнение сообщества мусульманских богословов), кыяс (суждение по аналогии). Иногда, в частности, в рамках ханафитского мазхаба, традиции, характерные для какой-то местности и не противоречащие шариатским установлениям, так же могут выступать в качестве источника, откуда богословы черпают основания для своих выводов.

Может возникнуть мнение, что фетва является мусульманским аналогом прецедента, который характерен для англосаксонской правовой школы. Однако это не совсем так. Кардинальным отличием двух видов юридических решений является степень их всеобщности. Если судебный прецедент в США и Великобритании универсален для всех, то с мусульманскими фетвами ситуация обстоит ровным счётом наоборот. Это не более чем мнение богослова, которое обычные верующие могут принимать в качестве некоего ориентира, а могут закрыть на него глаза. Таково, например, положение разнообразных маргинальных структур и деятелей, которые принимают экстремистские решения, вводя тем самым обычных мусульман в заблуждение. Естественно, что сами верующие понимают конъюнктурность решений таких деятелей и не ведутся на их пропаганду.

Тем не менее, в некоторых современных государствах существуют специальные органы по вынесению фетв, которые являются обязательными для всех граждан. В частности, речь идёт о Саудовской Аравии, где функционирует специальная Комиссия по вынесению фетв и исследованиям.

Актуальность института фетв для современной мусульманской уммы невозможно переоценить. Как бы банально это ни звучало, но мир в последние десятилетия меняется стремительным образом. Мусульмане всё чаще сталкиваются с вопросами, ответы на которые отсутствуют в классических источниках. Например, о пересадке человеческих органов ничего не сказано ни в Кyр`ане, ни в Пречистой сунне Пророка Мухаммада ﷺ. В связи с этим перед лучшими мусульманскими умами встаёт задача вынесения наиболее грамотного решения, которое позволяло бы обычным верующим пользоваться благами науки в виде новейших технологий, не ставя под сомнение свои убеждения.

По сути, институт фетв «осовременивает» положения Шариата, способствуя тому, что эта правовая система не становится сводом архаичных норм, которые соблюдаются только из уважения к традиции и в качестве насилия над собственной верой.

Источник

Что такое фетва, и кто может их выносить?

Фетва что это в исламе

«Если вы не знаете, то спросите обладателей напоминания»

Вопрос: Что такое фетва, и кто может их выносить?

Ответ: Фетва – это исчерпывающий ответ, данный знающим человеком на религиозный вопрос и устанавливающий определенный хукм. Человека, выносящего фетвы, называют муфтий. В терминологии исламского права термин муфтий является синонимом слова муджтахид. Алим, который не достиг степени муджтахида и который использует фетвы муджтахидов, также именуется муфтием в переносном смысле (Омер Насухи Бильмен, Истилахаты-Фикхиййа Камусу, I, 246).

В иджтихаде фетва имеет особое значение, так как иджтихад подразумевает извлечение правовых хукмов из источников вне зависимости от того, был ли задан вопрос или нет. Тогда как фетва является ответом на конкретный вопрос.

Человек, который нуждается в какой-либо религиозной информации, либо извлекает ее сам из источников, либо, если не может сделать этого, то спрашивает у знающих людей, так как в Коране говорится:

«Если вы не знаете, то спросите обладателей напоминания» (ан-Нахль 16/43).

Поскольку толкование аятов и хадисов, а также решение возникающих проблем требует определенных знаний и способностей, то люди, выносящие фетвы по религиозным вопросам, должны обладать определенными качествами. Имам Ахмад ибн Ханбал говорил, что человек, выносящий фетвы, должен обладать следующими пятью качествами:

1) Этот человек должен иметь хорошее намерение и стремиться исключительно к довольству Аллаха Всевышнего.

2) Обладать знаниями, достоинством и серьезностью.

3) Быть уверенным в себе и в своих знаниях.

4) Должен пользоваться уважением и авторитетом у людей.

5) Должен знать и понимать проблемы и потребности, как конкретного человека, так и общества в целом.

Источник

Фетва

Фетва что это в исламе

Содержание

Терминология [ править ]

Истоки [ править ]

В досовременном исламе [ править ]

Процесс ифтана [ править ]

Юридическая теория фетвы была сформулирована в классических текстах усул аль-фикх (принципы юриспруденции), в то время как более практические рекомендации для муфтиев были найдены в руководствах, называемых адаб аль-муфти или адаб аль-фатва (этикет муфтия / фетвы). ). [7]

Фетвы испрашивались мужчинами и женщинами из всех социальных слоев. Муфтием мог быть малоизвестный ученый, который время от времени отвечал на вопросы людей из своего района, или, наоборот, известный юрист или влиятельный государственный чиновник. Уровень технической детализации, представленной в фетве, такой как цитаты из источников или описание используемых правовых методологий, зависел от технического уровня петиционера. [6] Теоретически заявитель должен был проверить научную репутацию муфтия, но в руководствах муфтия ( adab al-mufti ) признавалось, что непрофессионалу это будет сложно сделать, и просителю рекомендовалось доверять своему пониманию муфтия и в идеале следовать советам одного ученого, известного своей образцовой моралью. [6] Муфтий часто был известной фигурой в своем районе. Некоторые петиционеры могли выбирать из нескольких местных муфтиев, в то время как другие должны были или решили поехать, чтобы получить фетву. [6] Судьи обычно отправляли письма с просьбой о принятии фетв от известных юристов из другого города или даже страны. [11] Суннитская правовая теория обычно позволяет эксперту получить фетву от нескольких юристов по одному и тому же запросу при условии, что она касается реальной, а не гипотетической ситуации. [1] Некоторые петиционеры искали вторую фетву, потому что не были удовлетворены первой, и обе стороны в юридическом споре, как правило, стремились получить фетву, которая поддержала бы их позицию. [6] Муфтии часто консультировались с другим муфтием по сложным делам, хотя такая практика не была предусмотрена правовой теорией, которая рассматривала футю как сделку между одним квалифицированным юристом и одним «неквалифицированным» заявителем. [12]

Теоретически ожидалось, что муфтий будет издавать фетвы бесплатно. На практике муфтии обычно получали поддержку из государственной казны, государственных пожертвований или частных пожертвований. Получение взяток было запрещено. [10] [6] До 11 или 12 века подавляющее большинство юристов занималось другой работой, чтобы содержать себя. Обычно это были профессии низшего и среднего класса, такие как дубление, копирование рукописей или мелкая торговля. [13]

Теоретически фетвы могут быть представлены в устной или письменной форме, но неясно, насколько распространены устные фетвы, помимо тех, которые издаются османским отделением, созданным специально для выпуска устных фетв. Многие рутинные письменные фетвы были доставлены непосредственно заявителю на листе бумаги, содержащем запрос, без каких-либо документальных следов. Однако большие собрания обычных фетв сохранились в архивах Османской империи и Индии. [6] Руководства муфтиев содержали ряд правил, касающихся стандартного формата фетвы, таких как недопущение пробелов, которые могут быть использованы для ложного добавления, и завершение фетвы выражением типа « аллаху а’лам» (Богу ведомо). Тем не менее, фетвы принимали самые разные формы в зависимости от местной правовой культуры. [6]

Роль фетв [ править ]

Фетвы играли три важные роли в классической правовой системе:

До появления современного образования изучение права было центральным элементом высшего образования в исламском мире. Относительно небольшой класс ученых-юристов контролировал толкование шариата по широкому кругу вопросов, важных для общества, от ритуалов до финансов. Считалось, что квалифицированные юристы обязаны сообщать свои знания посредством преподавания или издания фетв. Идеальный муфтий задумывался как личность, обладающая научными достижениями и образцовой моралью, и к муфтиям обычно подходили с уважением и почтением, соответствующими этим ожиданиям. [6]

Судьи обычно запрашивали мнение муфтия, обладающего более высоким научным авторитетом, чем они сами, по сложным делам или потенциально спорным приговорам. [1] [8] Фетвы обычно поддерживались в судах, и если фетва игнорировалась, то обычно это происходило потому, что другая фетва, поддерживающая иную позицию, считалась более убедительной. Если сторона в споре не сможет добиться поддержки своей позиции фетвой, она вряд ли продолжит дело в суде, выбрав вместо этого неформальное посредничество или полностью отказавшись от своего иска. [14] Иногда муфтиям можно было подать прошение о принятии фетвы в отношении уже вынесенного судебного решения, действуя как неформальный процесс апелляции, но масштабы этой практики и ее механизм менялись на протяжении истории. [15] В то время как в большинстве стран исламского мира от судей не требовалось консультироваться с муфтиями со стороны какого-либо политического органа, в мусульманской Испании такая практика была обязательной, так что судебное решение считалось недействительным без предварительного одобрения юриста. [16]

Авторы-юристы собирали фетвы муфтиев с высокой научной репутацией и абстрагировали их в краткие формулировки правовых норм, которые могли использоваться судьями, давая краткое изложение юриспруденции для конкретного мазхаба (юридической школы). [4] [14] Авторы-юристы искали фетвы, отражающие социальные условия их времени и места, часто отдавая предпочтение более поздним юридическим заключениям, которые расходились с доктриной ранних авторитетов. [14] Исследования Ваэля Халлака и Бабера Йохансена показали, что сборники фетв могли, а иногда и оказывали значительное влияние на развитие исламского права. [17]

В первые века ислама роли муфтия, писателя-юриста и судьи не исключали друг друга. Юрист мог вести учебный кружок, проводить заседание фетвы и выносить решения по судебным делам за один день, посвящая свои ночные часы написанию юридического трактата. Те, кто был способен действовать во всех четырех качествах, считались наиболее опытными юристами. [13]

Квалификация муфтия [ править ]

Согласно теории права, каждый муфтий должен был решать, когда он готов к практике. На практике начинающий юрист обычно несколько лет учится у одного или нескольких признанных ученых, следуя учебной программе, включающей арабскую грамматику, хадисы, право и другие религиозные науки. Учитель решал, когда ученик готов издать фетву, давая ему сертификат ( иджаза ). [15]

Фетва против приговора суда [ править ]

Муфтий и судья играют разные роли в классической системе шариата, с соответствующими различиями между фетвой и када (решением суда):

Учреждения [ править ]

В течение первых нескольких веков ислама муфтии получали образование в неформальных учебных кружках, но начиная с XI и XII веков правящие элиты начали создавать высшие религиозные учебные заведения, известные как медресе, в попытке заручиться поддержкой и сотрудничеством улемов. (религиоведы). Медресе, которые в первую очередь были посвящены изучению права, вскоре увеличились во всем исламском мире, помогая распространять исламское образование за пределы городских центров и объединять различные исламские общины в общем культурном проекте. [20]

В шиитском исламе [ править ]

Общественные и политические фетвы [ править ]

В других случаях муфтии обладали своим влиянием независимо от правителя, и несколько султанов в Марокко и Османской империи были свергнуты в результате фетв, изданных влиятельными юристами. [1] Это случилось, например, с османским султаном Мурадом V по причине его безумия. [5] Публичные фетвы также использовались для оспаривания доктринальных вопросов, а в некоторых случаях для провозглашения того, что определенные группы или лица, исповедующие мусульманство, должны быть исключены из исламского сообщества (практика, известная как такфир ). [1] Как в политической, так и в научной сфере, доктринальные противоречия между различными государствами, конфессиями или центрами обучения сопровождались противоборствующими фетвами. [6] Муфтии также действовали, чтобы противодействовать влиянию судей и светских чиновников. Формулируя жалобы и законные права населения, общественные фетвы часто побуждали судебную систему, в остальном не реагирующую на действия, обеспечить возмещение. [5]

В современную эпоху [ править ]

Антиколониальные фетвы [ править ]

В начале эпохи западного колониализма было издано несколько фетв, основанных на классическом правовом различии между землями под исламским правлением ( дар аль-ислам ) и землями войны ( дар аль-харб ) или неверия ( дар аль-куфр ). Эти фетвы классифицировали страны, находящиеся под европейским господством, как страны войны или неверия, и ссылались на правовую теорию, обязывающую мусульман вести войну против правителей этих земель или эмигрировать. Ряд таких фетв был издан в 19 веке, в том числе в 1803 году шахом Абдул Азизом в Индии и в 1804 году Усманом дан Фодио в Западной Африке. Нереалистичность этих фетв вскоре была признана, и в 1870 году уламаСеверной Индии издали фетвы, в которых говорилось, что индийские мусульмане не обязаны бунтовать или эмигрировать. Похожая доктринальная полемика произошла в Алжире, находящемся под властью Франции. Фетвы, испрошенные алжирским антиколониальным лидером Абд аль-Кадиром, отличались техническими деталями, в то время как французские власти получили фетвы от местных муфтиев, в которых говорилось, что мусульмане, живущие под властью неверующих, не обязаны воевать или эмигрировать, пока они получили от властей свободу вероисповедания. [5]

Современные институты [ править ]

В то время как главные муфтии в прежние времена руководили иерархией муфтиев и судей, применяющих традиционную юриспруденцию, большинство современных государств приняли правовые кодексы под влиянием Европы и больше не используют традиционные судебные процедуры или традиционно подготовленных судей. Государственные муфтии обычно продвигают такое видение ислама, которое соответствует законам штата их страны. [5]

Хотя некоторые ранние теоретики утверждали, что муфтии не должны отвечать на вопросы по определенным предметам, таким как теология, на практике муфтии занимались вопросами, относящимися к широкому кругу вопросов. Эта тенденция сохраняется и в наше время, и современные назначаемые государством муфтии и учреждения для ифта отвечают на правительственные и частные запросы по различным вопросам, включая политические конфликты, исламские финансы и медицинскую этику, способствуя формированию национальной исламской идентичности. [1]

Правовая методология [ править ]

Новые формы иджтихада также породили фетвы, поддерживающие такие понятия, как гендерное равенство и банковские интересы, которые расходятся с классической юриспруденцией. Обычно это достигается путем применения различных традиционных правовых доктрин, таких как макасид (цели) шариата, маслаха (общественные интересы) и дарура (необходимость), вместо соблюдения буквы священных источников. Главный аргумент в пользу этого подхода заключается в том, что исламское право призвано служить интересам мусульман и облегчать их жизнь ( тайсир ). Эта форма иджтихада особенно заметна в фикх аль-акаллийат.(юриспруденция меньшинств), недавно разработанная ветвь исламской юриспруденции, направленная на удовлетворение потребностей мусульман, проживающих в странах с немусульманским большинством. Его противники возражают, что шариат должен определять интересы мусульман, а не наоборот. [3]

Политические фетвы и споры [ править ]

В наше время было издано несколько фетв о бойкоте, таких как фетва, изданная иракскими улемами в 1933 году, призывающая мусульман бойкотировать сионистскую продукцию. [5] В 2004 году Юсуф аль-Карадави издал фетву, призывающую к бойкоту израильских и американских товаров, утверждая, что покупка этих товаров усилит «врага», борющегося против мусульман в борьбе за Палестину. [4]

Фетвы на Западе [ править ]

После терактов 11 сентября 2001 года группа исламских ученых Ближнего Востока издала фетву, разрешающую мусульманам, служащим в армии США, участвовать в военных действиях против мусульманских стран, в ответ на запрос мусульманского священника армии США. Эта фетва иллюстрирует две все более распространенные практики. Во-первых, он основывался непосредственно на Коране и хадисах, не ссылаясь на правоведческую науку из традиционных школ исламского права. Во-вторых, вопросы западных мусульман, адресованные муфтиям в странах с мусульманским большинством, становятся все более распространенными, поскольку около одной трети мусульман сейчас проживает в странах с мусульманским меньшинством. [5]

На Западе созданы институты, специально посвященные изданию фетв для западных мусульман, в том числе Совет по фикху Северной Америки (FCNA, основанный в 1986 г.) и Европейский совет по фетвам и исследованиям (ECFR, основанный в 1997 г.). Эти организации стремятся предоставить фетвы, которые затрагивают проблемы мусульманских меньшинств, помогая им соблюдать шариат, при этом подчеркивая совместимость ислама с различными современными контекстами. [24] FCNA была основана с целью разработки правовых методологий для внедрения исламского права в жизнь на Западе. [24] [5] ECRF опирается на все основные школы суннитского права, а также на другие традиционные правовые принципы, такие как забота об общественном благе, местные обычаи, и предотвращение вреда, чтобы вывести фетвы, пригодные для жизни в Европе. [24] Например, постановление ЕСРФ 2001 года разрешало женщине, обратившейся в ислам, оставаться в браке, не требуя обращения ее мужа, частично на основании европейских законов и обычаев, согласно которым женщинам гарантируется свобода религии. [5] Подобные постановления приветствуются некоторыми, но также критикуются другими как чрезмерно эклектичные с точки зрения правовой методологии и потенциально отрицательно влияющие на толкование шариата в странах с мусульманским большинством. [5] [24]

Роль современных СМИ [ править ]

Социальная роль фетв [ править ]

По мере того, как роль фетв по строго юридическим вопросам в наше время снизилась, наблюдается относительное увеличение доли фетв, касающихся ритуалов, и дальнейшее распространение в чисто религиозных областях, таких как толкование Корана, вероучение и суфизм. Современные фетвы также затрагивают широкий спектр других тем, включая страхование, операции по смене пола, исследование Луны, употребление пива [7], аборты в случае фатальных аномалий плода или совместное использование рабочих мест мужчинами и женщинами. [25] Публичные «войны фетв» отразили политические разногласия в мусульманском мире, от антиколониальной борьбы до войны в Персидском заливе.1990-х годов, когда муфтии в некоторых странах издали фетвы в поддержку сотрудничества с возглавляемой США коалицией, а муфтии из других стран поддержали призыв Ирака к джихаду против США и их пособников. [26] [7] В частной сфере некоторые муфтии стали напоминать социальных работников, давая советы по различным личным вопросам, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни. [7]

Социальный профиль петиционера фетвы также претерпел значительные изменения. В связи с распространением всеобщего образования те, кто исповедует фетвы, стали более образованными, что изменило традиционные отношения между муфти и мустафти, основанные на ограниченной грамотности. В настоящее время все чаще задает вопрос женщина, и в современном мире мусульманские женщины, как правило, обращаются к муфтиям напрямую, а не через родственников-мужчин, как в прошлом. Поскольку в настоящее время женщины составляют значительную часть студентов, изучающих исламское право и имеющих квалификацию муфтия, их значимость в его толковании, вероятно, возрастет. [7] [25] Горячая линия для фетв в Объединенных Арабских Эмиратах.обеспечивает доступ к муфтиям мужского или женского пола, позволяя женщинам запрашивать фетвы у исламских ученых-юристов-женщин. [25]

Огромное количество фетв, издаваемых в современном мире, свидетельствует о важности исламской аутентичности для многих мусульман. Однако существует мало исследований, показывающих, в какой степени мусульмане признают авторитет различных фетв и прислушиваются к их постановлениям в реальной жизни. Вместо того, чтобы отражать реальное поведение или мнения мусульман, эти фетвы могут представлять собой совокупность мнений о том, что мусульманам «следует думать». [3]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *