Фет кактус о чем

Публицистика и художественная проза А.А. Фета. Поэтика рассказа «Кактус»

Фет кактус о чем Фет кактус о чем Фет кактус о чем Фет кактус о чем

Фет кактус о чем

Фет кактус о чем

Даже краткий анализ всех известных публицистических трудов Фета поражает актуальностью для различных сфер современной науки. Так, сельскохозяйственные расчеты Фета, постоянно представляемые им на страницах различных очерков, статей и заметок, безусловно, должны заинтересовать специалистов в области исследования становления и развития экономики как науки. Историки найдут здесь много фактического материала для работ, выявляющих социально-экономическое благосостояние крестьянского сословия в пореформенной России. В настоящее время обострился интерес к изучению истории судебных институтов. Это актуализирует изучение публицистики Фета как источника по истории деятельности мировых судей и самого института мирового суда в русской провинции, так как дает богатый материал по становлению и функционированию его в русской провинции за первые десять лет существования. А краеведы обнаружат в публицистике Фета весьма ценные сведения для восстановления истории Мценского уезда Орловской губернии во второй половине XIX в. Анализ публицистики Фета как целого позволил выявить ее характерную особенность, которая заключается в том, что все последующие публицистические тексты вбирают в себя материалы предыдущих и выполняют по отношению к ним роль обобщающего текста. А обширный трактат «Наши корни» и очерк «Из деревни» (1871), с одной стороны, многогранно отражают реалии жизни Фета, а, с другой стороны, обобщают все его разнообразные размышления в предыдущей публицистике, становясь, тем самым, подобием «мемуарного» текста об одном из эпохальных периодов в жизни Фета.

Идеологическая многоуровневость и сложность композиции поначалу сбивает с толку, именно поэтому рассказ требует от читателя внимательности и не терпит небрежения. Для того чтобы в полной мере прочувствовать то, что хочет донести до читателя автор, важно знать, что побудило его написать такое произведение.

«Кактус» был создан в 1881 году. До смерти поэта оставалось 10 лет. Именно в последнее десятилетие своей жизни писатель с удвоенным интересом обратился к экспериментам в области соотношения жизненного и придуманного материалов в сюжетной прозе. Как и многие рассказы, написанные в этот период, «Кактус» включает в себя элементы автобиографии. Именно автобиографический материал, составляющий основу произведения, позволил Фету обозначить свои эстетические позиции и вступить в полемику с современными философскими теориями.

Изначально сюжет закручивается вокруг кактуса, цветущего лишь раз в году. Как поэт «чистого искусства», воспевающий любовь и природу, А.Фет помогает нам разглядеть робкую, болезненную красоту в только что распустившемся, но уже начинающем увядать цветке, который, несмотря на всю свою незначительность и есть одно из проявлений прекрасного, творимого жизнью и самой природой. Но если бы было всё так просто! Кактус – лишь вступление, помогающее использовать подлинную историю, произошедшую с писателем, в качестве главной темы рассказа. Именно она и является ответом циничному обществу, не способному понять истинной красоты искусства, умеющему лишь «философствовать». В роли «общества» выступает молодая гостья Софья Петровна.

Фет кактус о чем

Именно это подтверждает история о влюблённой цыганке Стеше, слывшей лучшей исполнительницей в хоре. Ведь если бы она не была влюблена, смогла бы она спеть «ТАК»?
В песне девушки было «столько неги, столько грусти, столько красоты»! Во время пения, она раскрывала свою душу и давала выход бушевавшим внутри чувствам. Отдавшись порыву, девушка забывала о слушателях, и из глаз её текли слёзы. И это был завершающий аккорд в прекрасной симфонии чувств и красивого женского голоса, столь же хрупкий, как и мимолётная красота цветка.

Поэт предлагает всем, кто ищет правды, обращаться к художникам, обобщая под этим понятием людей искусства. От искусства нет материальной пользы, оно должно создавать прекрасное, тем самым пробуждая человека и приобщая его к духовности.

Источник

Образ кактуса в рассказе А.А. Фета «Кактус»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:08, реферат

Описание

Прежде всего, следует определить ту роль, которую играет этот образ в произведении, а для этого сначала надо выяснить, в чём заключается основная цель и идея рассказа. На мой взгляд, рассказ является философским размышлением на тему взаимосвязи и взаимозависимости эстетических и любовных чувств. В целях доказательства этой взаимосвязи повествователь передаёт нам историю о несчастной любви цыганки Стеши и её великолепном пении. Его цель – доказать Софье Петровне её неправоту, т.е. налицо спор двух мировоззрений: восторженного и охлаждено-безразличного отношений к искусству и окружающей действительности.

Работа состоит из 1 файл

Образ кактуса в рассказе А.doc

Образ кактуса в рассказе А.А. Фета «Кактус».

Прежде всего, следует определить ту роль, которую играет этот образ в произведении, а для этого сначала надо выяснить, в чём заключается основная цель и идея рассказа. На мой взгляд, рассказ является философским размышлением на тему взаимосвязи и взаимозависимости эстетических и любовных чувств. В целях доказательства этой взаимосвязи повествователь передаёт нам историю о несчастной любви цыганки Стеши и её великолепном пении. Его цель – доказать Софье Петровне её неправоту, т.е. налицо спор двух мировоззрений: восторженного и охлаждено-безразличного отношений к искусству и окружающей действительности. Следовательно, цель рассказа – раскрыть конфликт между двумя этими мировоззрениями и продемонстрировать его исход. А кактус представляет собой символическое изображение Прекрасного: с него рассказ начинается и им завершается.

В начале рассказа повествователь и Иванов восторгаются кактусом, его тщательно описывают, и во время этого описания превозносится его красота. После начинается спор, и повествователь надеется убедить Софью Петровну в истинности своего взгляда на искусство, но он терпит поражение и кактус погибает. Мне кажется, здесь можно провести параллель: прекрасный кактус и надежды на то, что прекрасная девушка сможет оценить красоту; и уже лишившееся всего своего очарования, внутреннего света мёртвое растение («бездушный труп») вместе с холодной, сверх меры рациональной девушкой, не способной к восприятию высокого искусства, вызывающей некоторую долю отвращения.

Иванов в своём роде тоже будущее, но уже не скептически-рациональное как в случае с Софьей Петровной, а, что, на мой взгляд, гораздо хуже, не имеющее своего собственного голоса, но умеющее быстро оценив ситуацию присоседиться к тому направлению мысли и воли, которое в силе на данный момент. Это люди одного момента, одной минуты – прошло время и они так же легко поменяют свои теперешние взгляды на более модные, политически и общественно «современные», как до того придерживались кардинально противоположных воззрений, И ещё одни момент, такие люди никогда не смущаются, даже если их поймают с поличным. Иванова совершенно не смущает предложение срезать кактус и небрежное замечание о том, что «Всё равно ему умирать» (о кактусе), резко противоречащее его отношению к цветку в самом начале рассказа и некоторой поддержки, оказываемой автору во время его рассказа о Григорьеве и Стеше.

Кактус в данном случае играет роль своеобразной «лакмусовой бумажки», определяющей и выявляющей не в самом выгодном свете (хотя явного порицания Софьи Петровны в рассказе не наблюдается) такого типа людей, как «скептическая девица», и приспособленцев типа Иванова. А таких людей во все времена было предостаточно, и они всегда приносили хотя бы и незначительный, но вред окружающим, разрушая в их душах чувство прекрасного, на коем зиждется нравственная красота каждого человека.

Софье Петровне и Иванову, этим двум представителям молодого поколения противопоставляются люди прошлого, представленные в рассказе в лице автора-повествователя и покойного на момент повествования поэта – Аполлона Григорьева. Их отличает верность своим убеждениям, неподменяемостью понятий и некоей страстностью (особенно в образе Григорьева). Но самое главное в их характеристике (заочной) – способность любить и понимать всё Прекрасное, ставить эстетический идеал на первое место, не зависимо от социально-политических взглядов и разницы в убеждениях (Фет позволяет себе лёгкую иронию по адресу славянофильства Аполлона Григорьева).

Рассказывая эпизод о цыганском пении, автор намеренно подчёркивает преображающую силу искусства: «Я жадно смотрел на её лицо, отражавшее всю охватившую её страсть. При последних стихах слёзы градом побежали по её щеке». В этом есть величие трагического: судьба личности и произведение искусства слились воедино, породив очищающие слёзы, возвысив тем самым цыганку, певичку почти до уровня трагической героини.

Примечательно то, что Фет в качестве произведения искусства выбрал именно цыганские романсы. В этом есть нечто от поэзии Природы, что-то дикое, надвременное, и всё это слилось в образе Стеши, оказав непередаваемое влияние на душу автора-повествователя. Ведь прошло уже много лет, а он помнит этот романс и его исполнительницу и её историю несчастной любви так, как будто это было вчера.

Это место в рассказе можно фактически назвать изображением катарсиса изнутри, взгляд поэта на свои собственные ощущения от соприкосновения с тайной Прекрасного и трагического искусства.

Кактус умирает, оставив своих недавних поклонников равнодушными к своей гибели, даже в некоторой степени содействовавшими ей. А кактус – это всё прекрасное, это пение Стеши, это любовь, это возвышенные чувства. Вот его роль в рассказе.

Теперь позволим себе несколько отступить в сторону от вопроса о восприятии кактуса персонажами рассказа и сделаем попытку определить высший смысл этого образа. По какой причине рассказ назван именно «Кактус»? Я считаю, что Фет придавал особое значение именно растению. Растение – это часть природы, а что для человека может быть важнее Природы? А цветение редкого растения – это просто чудо, которое свойственно Природе, и это не субъективная оценка – чудеса природы врываются в жизнь людей, разрушая их скучную обыденность. Просто не всем дано увидеть такое чудо и оценить его.

Кактус соединяет в себе трагическое начало с идеей вечного и неувядаемого искусства. Но искусство не может существовать в среде абсолютно к нему равнодушной, не способной переживать момент взлёта и падения духа, очищения чувств. Оказавшись в такой холодной среде оно обречено на гибель, на что символически указывает Фет в заключительных строках своего рассказа: «Цветок был срезан и поставлен в стакан с водой. Мы распрощались. Когда утром мы собрались к кофею, на краю стакана лежал бездушный труп вчерашнего красавца кактуса».

Источник

Урок родной литературы на тему «А.А. Фет «Кактус»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Технологическая карта урока № 3

А. А. ФЕТ. РАССКАЗ «КАКТУС».

Урок открытия новых знаний.

1. Развивать умения и навыки монологической устной речи, выразительной речи.

2. Развивать умение анализировать прозаический текст.

3. Развивать навыки защиты проекта.

1. Воспитывать интерес к русской литературе, любовь к слову.

2. Способствовать развитию вежливости, тактичности, доброжелательности, ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группе.

Уметь строить развернутый ответ на поставленный вопрос, работать в группах

Познавательные : Планировать необходимые действия в сотрудничестве учителем, сверстниками

Коммуникативные: Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

История, русский язык.

Беседа по вопросам, выразительное чтение, работа в группах

Учебник, печатные карточки, презентация

Подготовка учащихся к усвоению материала

мотивировка учащихся на освоение нового материала с учетом изученного ранее

— Наш урок мы посвящаем знакомству с жизнью и творчеством А.А. Фета Воробьёвского периода.

СЛАЙД 4. Курская Швейцария А. А Фета

Усадьба А.А. Фета (1820-1892) в д. Воробьёвка – единственное в России сохранившееся имение поэта, в котором он провёл лучшие годы своего творчества.

А.А. Фет приобрёл усадьбу в 1877 г. у наследников прежнего владельца генерала П.М. Ртищева. Здесь поэт провёл последние 15 лет своей жизни, выезжая лишь на несколько зимних месяцев в московскую квартиру.

СЛАЙД 5. «Что за очаровательный уголок эта Воробьёвка! Настоящее жилище для поэта» (П.И. Чайковский).

Усадьба вдохновляла многих великих людей, посещавших её. В гости к поэту в курское имение приезжали писатель Лев Толстой, философ Владимир Соловьев.

Композитор Пётр Ильич Чайковский любил приходить сюда пешком из усадьбы своего брата, расположенной неподалёку, в Уколово. «…Что за дом, что за парк, что за уютное убежище для стареющего поэта… Что за очаровательный уголок эта Воробьёвка! Настоящее жилище для поэта», – писал он восторженно.

А. Фет посвятил композитору стихотворение «Петру Ильичу Чайковскому», а Чайковский сочинил на стихи Фета 5 романсов.

СЛАЙД 6. В 1880 году поэт Яков Петрович Полонский провёл здесь целое лето и написал:

Полонский здесь не без привета

Был встречен Фетом, и пока

Старик гостил у старика,

Поэт благословлял поэта

И, поправляя каждый стих,

Здесь молодые музы их

Уютно провели всё лето.

Я. П. Полонского часто можно было увидеть с мольбертом. Он оставил около десяти написанных маслом видов усадьбы. «Вот уже две недели, как я у нашего поэта Фета. – написал он поэту Майкову в конце июня. – Иногда беру в руки палитру и малюю. Теперь списываю с натуры фонтан, воздвигнутый Фетом. На днях он негодовал, что фонтан этот с починками обошёлся ему около 600 рублей, – и зачем только он его воздвиг! – так как он его никогда не видит, одышка мешает ему спускаться с горы вниз и подниматься к дому, на гору».

СЛАЙД 7. Крестный ход в Курской губернии проходил через имение А.А. Фета в Воробьёвке.

Философ и литературный деятель Н.Н. Страхов (частый гость Воробьёвки) писал так: «Каменный дом окружён с востока каменными же службами, а с юга и запада огромным парком на 18-ти десятинах, состоящим большею частью из вековых дубов. Место так высоко, что из парка ясно видны церкви Коренной Пустыни».

Каждый год на один день в имение приносили из Коренной Пустыни православную святыню – список иконы Божией Матери Знамение Курская Коренная.

СЛАЙД 8. Свою усадьбу в Воробьёвке А.А. Фет называл «наша микроскопическая Швейцария».

Музей «Усадьба А.А. Фета» (филиал Курского областного краеведческого музея) заработал после реставрации в декабре 2016 года, а до этого времени усадьба была поочерёдно общежитием, избой- читальней с кинозалом, почтой, клубом, птичником, машинно-тракторной станцией, школой-интернатом.

Внутри дома нет подлинных вещей, но вся обстановка очень тщательно восстановлена с помощью антиквариата и скрупулёзно точно расставлена с помощью старых фотографий.

Усадебный парк долгое время вырубался местным население на топливо и строительство. Исчезли ценные породы деревьев. Не дожили до наших дней ни липовые аллеи, ни тополя, ни яблоневый сад. Только высокий могучий вяз, растущий между домом и флигелем, помнит прежнего хозяина.

СЛАЙД 9. И воздухом чистым усталая грудь дышала отрадно…

Окружает имение парк с небольшим прудом, в котором плавают лебеди. Чуть поодаль – клетки с фазанами, белками, гончими собаками и баранами редкой породы. Есть ещё лошадка и ослик Ник. У Фета тоже был ослик по кличке Некрасов. Поэт ездил на нём по усадьбе, потому что передвигаться самостоятельно ему было тяжело из-за астмы, которой он болел в последние годы.

Подвал, где когда-то хранили продукты, единственное место в усадьбе, которое осталось в том самом виде, в котором его видел великий поэт. Кирпичная кладка сделана настолько качественно, что ещё долго не потребует реставрации

На первом этаже располагались: парадные комнаты – гостиная, столовая; жилые – хозяйственный кабинет, спальня, комната жены; а также сени и коридор, деливший здание на две половины – парадную и жилую.

В южной части второго этажа, над гостиной, располагалась бильярдная, рядом с ней рабочий кабинет поэта и ряд комнат для гостей.

Экспозицию второго этажа дома А. Фета открывает библиотека – тихое место для уединения и отдыха.

Высокий книжный шкаф до потолка занят под книги. Тут же небольшой круглый столик со свечой для вечернего чтения.

В рабочем кабинете всё настраивает на писательский лад. Удобный широкий стол со столешницей, обитой зелёным сукном. Здесь же письменные принадлежности. А в уголке кресло для супруги Марии Петровны, которая любила сидеть рядом с мужем и заниматься рукоделием.

Игра в бильярд – отдых после интеллектуальной работы в кабинете или библиотеке.

В Россию бильярд привёз из Европы Пётр Первый. Заморская забава приобрела особую популярность среди мужчин, но женщины тоже были не прочь сыграть в пирамиду (именно с таким названием игра пришла в Россию). Вот почему в усадебных домах обязательным помещением была бильярдная.

Из окон бильярдной открывается вид на реку Тускарь, холмистый парк и бескрайние луга.

Гостевые комнаты – это не только спальня с платяным шкафом, небольшой этажеркой с книгами и изящной ширмой.

Это ещё и комната для бесед и чаепития с уютным круглым столом в окружении удобных стульев в парадных чехлах, зеркалом в полный рост и секретером, увенчанным старинными часами.

На первом этаже помещения поделены на хозяйственную, жилую и парадные части. В хозяйственном кабинете вся обстановка подчёркивает статус помещика-владельца. Рабочий стол, массивный кухонный шкаф, самовар. В стене прорублено специальное окно, через которое подавали пищу, чтобы не отвлекать хозяина от финансовых дел. На незамысловатой вешалке белоснежный летний картуз и молочного цвета лёгкий сюртук. Такое впечатление, что хозяин вышел на минуточку и сейчас вернётся.

В жилой части находятся покои супруги поэта Марии Петровны Боткиной, родной сестры знаменитого врача Сергея Петровича Боткина. Обстановка комнаты располагает к раздумью и созерцанию. Рядом, с высокой кроватью ночной столик, трюмо с зеркалом, небольшой комод и туалетная комната. Здесь фарфоровый комплект из умывальных принадлежностей и ночной вазы.

Парадная часть представлена столовой, малой и большой гостиными, расположенными на одной оси, и представляющими собой единое пространство, разгороженное специальными дверьми. Жилое пространство могло трансформироваться под определённые случаи. При необходимости принять гостей, зеркальные двери-стены, высотой до потолка, можно было раздвигать. И тогда столовая, большая и малая гостиные превращались в одну большую залу. Украшением большой гостиной был чёрный рояль, на котором когда-то играл П.И. Чайковский.

При необходимости уединения от веселившихся гостей, двери задвигались (устройство движущего механизма напоминает современное, применяемое в шкафах-купе), и дополнительно закрывались второй частью – зеркальными распашными дверьми-стенами. Таким образом, получалась небольшая уютная комната, полностью отгороженная от залы.

В столовой чувствуется размеренный ход неспешной барской жизни: в час дня – завтрак, в шестом часу – обед, вечерний чай с яблочной пастилой – кулинарной гордостью Марьи Петровны. Здесь сервирован стол, будто хлебосольные хозяева ждут гостей. На окне – горшок с кактусом. Именно эту обстановку описал А.А. Фет в рассказе «Кактус».

СЛАЙД 22. «Муза пробудилась от долголетнего сна и стала навещать меня как на заре моей юности» (А. Фет).

Воробьёвский период был самым плодотворным в жизни поэта.

С 1883 по 1891гг. А.А. Фет написал более трёхсот стихотворений. Они вошли в сборники «Вечерние огни» и признаны вершинами фетовской поэзии, «фетовской вселенной красоты», по выражению Д.Д. Благого.

В Воробьёвке созданы мемуары, рассказы, автобиографическое сочинение «Мои воспоминания», переведены Гёте, Шопенгауэр и ряд произведений античных поэтов, за переводы которых А.А. Фет был награждён Пушкинской премией в 1884 г.

СЛАЙД 23. «Ещё люблю, ещё томлюсь перед всемирной красотою…»

Осенью 1892 года А.А. Фет уезжает из Воробьёвки в Москву на зиму, как оказалось, навсегда.

В письме А.А. Фета от 3 октября 1892 года Я.П. Полонскому читаем: «…спросил Льва Толстого о здоровье, и тот с милым остроумием отвечал: «Вот всё старость не проходит». Тяну досадную эту элегию по той причине, что дерзнул за полверсты проехать по приезде в Москву к Толстым на извозчике и затем целую ночь протомился от такой одышки, насморка и кашля, что считал это началом конца».

21 ноября 1892 года дышать А.А. Фету стало нечем, и он скончался от своей застарелой «грудной болезни», осложнённой бронхитом, не дожив двух дней до 72 лет.

А.А. Фет похоронен в родовом имении Шеншиных селе Клеймёнове, в Мценском уезде, в 25 верстах от Орла.

1. Чтение и обсуждение эпиграфа.

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, — человечно.

— Это стихотворение А.А. Фета будет эпиграфом нашего урока.

— Как вы думаете, что хотел донести поэт до читателя своим стихотворением?

— Так о чём же тогда пойдёт речь на нашем уроке?

— Действительно, мы будем говорить о красоте, которую А.А. Фет запечатлел в своём творчестве.

Работа по теме урока

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

— Откройте тетради, запишите число, тему урока и эпиграф, который будет эпиграфом и вашего домашнего сочинения по рассказу А.А. Фета «Кактус».

2. Вступительное слово учителя.

— А.А. Фета современники называли «певцом соловья и розы» и поэтом «чистого искусства», для которого цель поэзии заключалась в создании образа красоты.

Следует при этом отметить, что А.А. Фет выступал не только как поэт, но и как прозаик.

Прозаическое наследие А.А. Фета состоит из двух неравных частей. Меньшую его часть составляют жанры, традиционно относимые к художественным (это рассказы и повести), а большую часть – традиционно публицистические жанры (это очерки, письма, воспоминания).

В своих воспоминаниях, датированных 1890-м годом А.А. Фет пишет:

— «В мае 1853 года, поехав к И.С. Тургеневу в Спасское, я прочитал ему – за неимением новых стихов – свою небольшую комедию. Когда я закончил, Тургенев дружелюбно посмотрел мне в глаза и сказал: «Не пишите ничего драматического. В вас этой жилки нет». Сколько раз после того мне приходилось вспоминать это верное замечание Тургенева, и ныне, положа руку на сердце, я готов прибавить: ни драматической, ни эпической».

— Это написано А.А. Фетом в конце жизни; но если его драматургический опыт не имел продолжения, то в прозе, напротив, Фет был к этому времени автором семи художественных произведений. И пусть сам создатель ценил их невысоко – для нас они представляют несомненный интерес: и как своеобразное явление художественной прозы, и как материал для понимания личности поэта, его биографии, его мировоззрения.

Сегодня мы познакомимся с художественной прозой А.А. Фета, рассказом «Кактус».

3. Словарная работа.

— Прежде, чем мы приступим к чтению, проведём работу со словами, для понимания смысла которых необходимо разъяснение.

Благоговея богомольно… – строфа из стихотворения Пушкина «Красавица» (1832).

Не кончив молитвы… строфа из стихотворения Лермонтова «Есть речи значенье…» (1840).

Туника – лёгкое женское платье прямого покроя.

Апофеоз это вершина / венец всех предшествующих событий.

Диапазон – интервал между самыми низкими и самыми высокими звуками.

4. Чтение вслух обучающимися рассказа А.А. Фета «Кактус».

Анализ прозы по алгоритму.

— Рассказ «Кактус» был написан А.А. Фетом в 1881 году. До смерти писателя оставалось 10 лет. Как и другие рассказы, написанные в последнее десятилетие, «Кактус» включает в себя элементы автобиографии.

Известно, что в конце июля 1880 года в Воробьёвской усадьбе А.А. Фета было много гостей. Среди прочих гостил его друг, писатель и художник, Яков Петрович Полонский со своим семейством. Отмечали именины жены А.А. Фета Марии Петровны. После отъезда гостей Полонские задержались у Фета, и в это время произошло одно незначительное, на первый взгляд, событие, которое нашло отражение в творчестве обоих писателей. Дело в том, что в усадьбе Фета рос редкий сорт белого кактуса, который цвёл один раз в году.

После розы кактус был, пожалуй, одним из любимых цветов Фета. В одном из стихотворений он писал:

Знать цветы, которых нет заветней,

Распустились в неге самовольной?

Знать и кактус побелел столетний,

И банан, и лотос богомольный?

Так случилось, что кактус зацвёл во время пребывания в Воробьёвке Полонского. Зная, что цветение белого кактуса продолжается всего несколько часов, желая его продлить, кто-то предложил срезать цветок и поставить его в стакан с водой.

Увидев необычного вида цветок, полыхающий неистовым белым пламенем, яков Петрович поспешил запечатлеть его в рисунке. Но что там рисунок! Все любовались живым чудом природы. Однако к утру кактус завял и только наброски Полонского напоминали о его нездешней красоте.

Фета же это экзотическое растение вдохновило на прозу.

Биографичен эпизод и про цыганку Стешу. В 1856 году Фет, служа в гвардии, отпросился в годовой отпуск и проживал в Москве, поддерживая тесную связь с другом студенческой молодости Аполлоном Григорьевым.

Прототипом «молодой гостьи» стала Ольга Ивановна Щукина, племянница Марии Петровны Фет.

Прототипом Иванова стал управляющий фетовским имением Воробьёвка обрусевшим швейцарец Александр Иванович Иост. (Теперь стало понятно, почему Фет называл своё имение Швейцарией).

Автобиографический материал позволил Фету обозначить свои эстетические позиции и вступить в полемику с современными философскими теориями.

2. Род литературы (эпос – чередование сюжетных линий).

3. Жанр (рассказ – небольшой размер, в центре – 1 событие, характеры действующих лиц даны в сформированном виде).

4. Тема (о чём?) – вечная (о красоте);

объекты изображения – цветущий кактус, пение цыганки.

Впервые в художественной прозе Фета предметом изображения автора стало ВПЕЧАТЛЕНИЕ, производимое искусством на человека (как исполнительское мастерство влюблённой цыганки действует на слушателя и на саму исполнительницу).

5. Идея (для чего?) Доказать значимость красоты для человека.

Несмотря на то что красота хрупка и мимолетна, она вечна. Чувство красоты – прирождённое качество человека. Автор предлагает всем, кто ищет правды, обращаться к художникам, обобщая под этим понятием людей искусства. От искусства нет материальной пользы, оно призвано запечатлеть прекрасное, тем самым побуждая человека увидеть красоту и приобщая его к духовности.

6. Проблематика (какие есть в тексте ответы на вечные и злободневные вопросы?) – философская.

Вечные – значимость красоты: «красота вечна», «чувство красоты – врождённое качество человека».

Злободневный – ответ философским теориям 19 века, отвергающим значение искусства: «Кто ищет истины, ищите её у художников»; влияние чувств на музыку: «Если бы не любила, разве она смогла бы петь ТАК?»

Пафос рассказа романтический.

Конфликт: личность и среда, локальный (разрешимый).

7. Композиция – кольцевая.

Красота распустившегося цветка кактуса напоминает рассказчику историю с песней цыганки, и темой разговора становится сила искусства, умеющая пробуждать любовь.

Изначально сюжет закручивается вокруг кактуса, цветущего лишь раз в году. Фет, воспевающий любовь и природу, помогает читателю разглядеть красоту только что распустившегося, но уже начинающего увядать цветка, который, несмотря на свою незначительность, и есть одно из проявлений прекрасного, творимого природой.

В компании, наблюдающей цветение белого кактуса, находится молодая гостья Софья Петровна, одна из приверженцев философских идей, представляющая «циничное общество», не способное замечать красоту.

8. Композиционные приёмы:

1) рассказ в рассказе»;

а) Софья Петровна, не замечающая красоту цветка, противопоставлена, приятелю автора Иванову, восторгающемуся цветением кактуса;

б) Софья Петровна, не видящая связи между понятиями любви и музыки, противопоставлена автору, уверенному в том, что без сильных чувств невозможно исполнить ни одно произведение: «Если бы она не любила, разве смогла бы она спеть «ТАК»?

3) монтаж (расположение двух образов рядом для рождения третьего смысла) – образы увядшего цветка кактуса и спугнутой возгласами автора и прекратившей пение цыганки Стеши заставляют задуматься о быстротечности красоты.

9. Пространственно-временная организация художественного мира:

Первый рассказ – 1881 год, Воробьёвка.

Второй рассказ – 1856 год, Москва.

10. От лица кого ведётся повествование? (Автор – рассказчик).

За ужином в гостиной собралась компания, чтобы понаблюдать цветение белого кактуса. А. Фет помогает нам разглядеть красоту его цветения. Цветок кактуса, несмотря на свою незначительность, есть одно из проявлений прекрасного, творимого природой.

Софья Петровна, начитавшись философских книжек, разделяет вещи, не способные существовать отдельно друг от друга, например, любовь и музыку, что, по мнению автора, неправильно. Он считает, что без сильных чувств невозможно исполнить ни одного настоящего произведения. Автор вмешивается в разговор и рассказывает, как в молодости воочию увидел влияние любви на музыку, на исполнительское мастерство.

Этот порыв, по мнению автора, был ведущим в исполнительском мастерстве цыганки. («Если бы она не была влюблена, смогла бы она спеть «ТАК»?).

Концовка рассказа возвращает нас в гостиную к ещё цветущему кактусу. Все присутствующие знают, что цветение скоро закончится. Иванов срезает цветок и ставит в стакан с водой в надежде продлить цветение. Но наутро все увидели «бездушный труп вчерашнего красавца кактуса», что вновь наводит на мысль о хрупкости и мимолётности красоты. Но автор уже предупредил читателя о том, что «красота вечна», что «чувство её – прирождённое качество человека».

Система образов (автор-рассказчик – хозяин, гости – Иванов, Софья Петровна; Аполлон Григорьев, цыганка Стеша, руководитель хора Иван Васильев).

12. Система изобразительных средств.

метафора – скрытое сравнение лепестки – «белоснежная туника», «на трепетных крыльях звуков несутся живые идеи», цветок кактуса – «волшебная пещера для фей», «лучистая звезда», «храм любви», «корчить дикую птицу» ;

метонимия – переименование предмета на основе близости ( люди в хоре – хор);

оксюморон – сочетание противоречащих друг другу понятий – «тоска дышит таким счастием» «бездушный труп вчерашнего красавца кактуса» ;

олицетворение – «оживление» неживого предмета – «цыганские песни врывались», «луна разрослась», «слёзы градом побежали» ;

13. Литературное направление (романтизм).

— Я бы добавила, что это смесь романтизма (восторженность), реализма (автобиографичность) и импрессионизма (попытка изобразить сиюминутное впечатление, производимого на человека красотой цветущего кактуса, исполнительским мастерством цыганки Стеши).

14. Отношение критиков к произведению.

Он пел, как в сумраке ночей

Поёт влюблённый соловей.

Он гимны пел родной природе;

Он изливал всю душу ей

В строках рифмованных мелодий.

Он в мире грёзы и мечты,

Любя игру лучей и тени,

Подметил беглые черты

И пусть он в старческие лета

Менял капризно имена

Искупят прозу Шеншина

Стихи пленительные Фета.

— Сделаем выводы в конце нашего анализа. Начнём с того, что выскажем своё отношение к рассказу «Кактус». Понравился ли он вам и чем?

— А.А. Фет и в прозе остаётся верен себе. В рассказе «Кактус» он продолжает развивать основные темы своего творчества – природа, любовь, искусство, объединяемые темой красоты.

VII . Прослушивание романса на стихи А. А. Фета «Красота».

VIII . Творческая миниатюра «Подари эту розу поэту».

1. Чтение обучающимися стихотворения А. Фета «Если радует утро тебя», составление сиквейна.

Если радует утро тебя,
Если в пышную веришь примету,—
Хоть на время, на миг полюбя,
Подари эту розу поэту.

Хоть полюбишь кого, хоть снесёшь
Не одну ты житейскую грозу,—
Но в стихе умилённом найдёшь
Эту вечно душистую розу.

Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *