Фет еще майская ночь о чем
Анализ стихотворения «Майская ночь» (А. А. Фет)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 09.05.2020 · Обновлено 09.05.2020
А. А. Фет (1820-1892) – поэт-лирик 19 века. Афанасий Афанасьевич считал, что поэзия должна быть прекрасной, что она не должна быть связана с проблемами и тяготами жизни. Основная цель лирики, её миссия, считал поэт, – это воспевание красоты мира, служба всему прекрасному. В этом и заключается особенность Фетовской лирики. Все произведения автора очень романтические и нежные. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ одного из них по плану. Разбор стихотворения «Майская ночь» поможет Вам разобраться в особенностях произведения.
История создания
Стихотворение «Майская ночь» было написано автором в 1870 году. Оно вошло в последний сборник стихов с многозначительным названием «Вечерние огни».
Посвящено стихотворение «Майская ночь» Марии Лазич, возлюбленной поэта, которая погибла во время пожара. Они любили друг друга, но, по мнению поэта, их брак был обречен на провал, так как Мария была практически бесприданницей. О трагедии автор узнал не сразу, а лишь через несколько месяцев. Образ возлюбленной преследовал его до конца дней.
С возрастом Афанасий Афанасьевич осознал, что духовная близость куда важнее и ценнее всех физических благ. Это осознание очень повлияло на лирику поэта. Сердце Фета принадлежало не его жене (Марии Боткиной), а той, с которой он мог вновь встретиться только после смерти.
В последней строфе автор открыто делится с нами этой мыслью:
«А счастье где? Не здесь, в среде убогой,
А вон оно — как дым.
За ним! за ним! воздушною дорогой —
И в вечность улетим!»
Всё стихотворение пропитано надеждами о воссоединении с любимой.
Основными направлениями поэзии автора являются: философская лирика, любовная лирика, пейзажная лирика. Хотя творчество Фета не поддаётся классическому, привычному дроблению по направлениям. Все произведения автора вращаются вокруг трех составляющих (любовь, природа, творчество), которые неразрывно сплетены в каждом творении автора.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Майская ночь» относится в большей степени к любовной лирике, хотя первая часть стиха – это описание красоты природы.
Поздняя лирика автора не отличалась особым романтизмом, который был присущ ранним произведениям поэта. Однако данное стихотворение такое же легкое и прозрачное. Но восклицание «Ты, нежная! Ты счастье мне сулила на суетной земле» раскрывает всю гамму нерадостных чувств автора. Вторая композиционная часть стихотворения немного трагична и печальна, но все же в ней можно уловить ноты надежды.
Тематика вечера и ночи, наступления темноты, погружения в сны – новый виток в творчестве А. А. Фета. Стихотворение «Майская ночь», анализ которого предлагает Многомудрый Литрикон, является примером «ночной поэзии» автора.
Размер стихотворения «Майская ночь» двусложный ямб. Данная ритмическая форма придаёт стихотворению понятность и плавность. Перекрестная рифма создаёт «порядок» в стихотворении, то есть написанное воспринимается нами легко, быстро, без усилий.
Композиция
Стихотворение «Майская ночь» А. А. Фета состоит из трех четверостиший и имеет две композиционные части. Строка «Ты, нежная! Ты счастье мне сулила» — это граница, разделяющая две части стихотворения.
Образы и символы
Весна и ночь – это излюбленные образы поэта. Данные образы — это символ обновления природы, новые надежды, мечты.
С этими образами связанна и другая важнейшая тема лирики Афанасия Афанасьевича – любовь. Лирическая героиня-возлюбленная в данных стихах нежна и светла, дарит покой и вдохновение поэту, она – это образ-воспоминание. Лирический герой стихотворения «Майская ночь» — влюбленный созерцатель природы, который может разглядеть красоту окружающего мира.
Фет винил себя в гибели Марии Лазич. Может быть поэтому во всех любовных стихотворениях автора сильно просматривается, чувствуется раскаяние.
Темы, проблемы, настроение
Поэзию А. А. Фета можно ограничить тремя темами: любовь, природа, искусство.
Афанасий Афанасьевич понимал, знал, что жизнь полна страданий и мук. Но человек рождён для счастья! Где его взять? В общении с природой, в творчестве, в любви. Это три «вершины» всего творчества поэта.
Особенностью любовной лирики Фета является соединение двух взаимоисключающих чувств – радости и страдания. Настроение его произведений можно назвать восходящим, то есть в них присутствует мотив тоски и грусти, но потом всё это удивительным образом преобразуется в светлую надежду, в ожидание прекрасного.
Только благодаря стихам поэт чувствовал себя близко с той, которую отняла судьба, он стремился к ней, к счастью.
Основная идея
Стихотворение «Майская ночь» — это размышление. Любуясь красотой природы, поэт обращается к прошлому, мысли автора приходят к воспоминаниям и тоске о любимой. В произведении автор описывает схожесть человека и природы, сопоставляет тишину, хрустальность майской ночи с волнениями души человека. В этом и заключается смысл стихотворения «Майская ночь».
Не случайно поэт описывает именно ночь! Этим он пытается передать многообразие оттенков человеческих чувств, хрупкость и нежность человеческого сердца, тайные душевные переживания. Это и есть главная мысль стихотворения «Майская ночь». Во всех своих стихотворениях автор утверждает единство природы и человеческой души.
Средства художественной выразительности
Все стихи автора очень мелодичны. Сам поэт писал, что поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны. А. А. Фет постоянно искал новые, неизведанные, интересные изобразительные средства. Фетовская поэзия очень близка к импрессионистическому восприятию мира, то есть он стремился передать то, что мимолетно, неуловимо.
В стихотворении «Майская ночь» присутствуют такие тропы:
Тема стихотворения
Кто бы ни был музой, вдохновлявшей поэта, на первом месте в стихотворении находится природа. Оно проникнуто приподнятым восторженным настроением. Воспевание свежей и невинной природной красоты — вот главная тема этого произведения, изучаемого в 6 классе. Красота ночи пробуждает в сердце поэта возвышенные чувства, он чутко отзывается на ее призыв. Любовь как бы растворена в воздухе и ощутима душой человека.
Стихотворение можно отнести к жанру «невольных песен» поэта. Его творение — не просто тщательно выверенное чередование размеров и рифм на определенную тему, а спонтанное выражение восторга, радости, красоты, подобно «песне соловьиной», вырвавшейся из груди под натиском переполняющих чувств. «Невольная песнь» — это поэтический порыв, вспышка вдохновения, внезапно приходящая по воле небесных сил, а не по желанию человека.
Художественные средства
Фет рисует образ ночи, пытаясь остановить мгновение, запечатлеть его в слове. Он редко использует сравнения, образность создается метафорами, эпитетами, порядком слов в предложении, именными восклицательными предложениями. Это делает стихотворение Фета безошибочно узнаваемым и незабываемым.
Эпитеты и метафоры
Образные сравнения и олицетворения передают восхищение поэта картиной весенней ночи. Они являются отражением глубоких эмоций лирического героя. Например:
«из царства льдов, …как свеж и чист твой вылетает май» — новизна и чистота природы в эту ночь навевают автору мысль, что май — существо не от этого мира, рожденное в неведомых снежных краях, он лишь мимолетный гость русской весны;
«звезды… в душу смотрят вновь» — небесные светила соединяются с духом человека под необыкновенным действием прекрасной ночи;
«в воздухе… разносится тревога и любовь» — воздух становится не просто физическим веществом, а духовным эфиром, в котором обитают сокровенные чувства;
«березы ждут» — образ березки как молодой девушки издавна жил в русских песнях, Фет запечатлел его в своей лирике задолго до Есенина.
Пейзажу придают выразительности эпитеты. Читая стихотворение, человек переносится в сад с деревьями, сплошь усеянными белыми цветами. Ночь, словно мягкая ласковая шаль, окутала плечи. Сначала взгляд обнимает всю ширь прекрасной равнины, затем обращается к небу, где созерцает луну и звезды, наконец, видит прекрасные березки. Эпитеты, используемые автором при создании стихотворения:
Описание Фета подобно акварельным рисункам, настолько оно воздушно и эфемерно. Даже лист становится «полупрозрачным» — так автор увидел сияющий сквозь него таинственный лунный свет в кристально чистом воздухе.
Синтаксические особенности
Фет мастерски пользуется безглагольным методом рисования словесных образов. Высшей точки этот способ достиг в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…», однако и в «Майской ночи» бросается в глаза именной характер предложений, особенно в первой половине стихотворения. Фет описывает движения души, а не действия.
Восклицательные предложения выражают спонтанность, неудержимый душевный порыв. Вся первая строфа состоит из восклицаний:
Восклицания передают мощные эмоции лирического героя. Ведь все душевные силы поэта при виде красоты расцвели, нежность и прелесть окружающего мира повелевают ему петь, а он не вправе отказать, ведь Фет — служитель красоты, «чистого искусства».
Анализ стихотворения «Еще майская ночь» будет неполным, если хотя бы кратко не упомянуть об инверсиях. Обратный порядок слов делает стих необыкновенно певучим, напоминающим «трель соловья»: «вылетает май», «лист полупрозрачный».
Анализ названия
Название стихотворения вовсе не случайно. Слово «еще» добавлено автором с умыслом. Это ответ критикам, которые с иронией и сарказмом насмехались над «поэтическими глупостями», написанными поэтами всех времен и народов в лунные весенние ночи. Фет как бы утверждает, что каждая весна единственная в своем роде, любое пробуждение чувств уникально и имеет право на жизнь, поэтому майские волшебные ночи должны повторяться еще и еще.
Кроме того, слово «еще» имеет личное значение для поэта. Кажется, будто он говорит всем и себе самому, что весна его жизни еще не прошла, он еще может испытывать нежность и петь в унисон пробуждающейся природе.
Это стихотворение наполнено сильнейшими эмоциями, но трудно сказать, чего здесь больше — радости или грусти. С одной стороны, поэт восхищается чудесной ночью. Ему хорошо, он полон благодарности просто за возможность быть свидетелем такой красоты, к тому же рядом жена, он надеется, что в его жизнь войдут гармония, счастье, понимание близкого человека.
С другой стороны, эти чувства настолько сильны и остры, что граничат с болью и буквально разрывают его душу. К нежности и любви примешивается тревога. Возможно, это отголоски старого щемящего чувства к Марии Лазич или просто следствие неуловимости и мимолетности кратких майских мгновений.
В последней строфе звучит какая-то непонятная грусть. Автору грустно из-за того, что вдруг это последний май, который он видит. Как известно, эти ожидания не сбылись, ведь Фета ожидало еще много лет плодотворной жизни и немало весенних ночей, однако постороннему человеку сложно судить, был ли он счастлив. Что наполняло историю его жизни и лирику: красота настоящего или боль невозвратно прошедшего?
Л. Толстой о произведении
А.Фет, как известно, был близким другом Льва Николаевича. Толстой, прочитав строки стихотворения, воскликнул: «И откуда у этого добродушного и толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?».
Он дает этому стихотворению высшую оценку: «Стихотворение одно из тех редких, в которых ни слова прибавить, убавить или изменить нельзя; оно живое само и прелестно» (проникновенные строки из письма Л. Толстого А. Фету).
В том, что «Еще майская ночь…» является живым стихотворением, убеждаются новые поколения читателей. Рассказ о чувствах, описанных Фетом, вечен. Они близки и людям последнего времени, хотя городские огни затмевают лунный свет, а фабричные трубы лишают май свежести и чистоты. Но как раз поэтому «чистое искусство» Фета побуждает людей выбраться на природу и испытать эти прекрасные чувства.
«Еще майская ночь» анализ стихотворения Фета по плану кратко – образы, история создания, тема
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Ещё майская ночь.
История создания – стихотворение было написано в 1857 г. вскоре после женитьбы на Марии Боткиной, в этом же году его опубликовали в «Русском вестнике».
Тема стихотворения – красота весенней природы, вдохновляющая человека.
Композиция – По смыслу произведение делится на две части: целостный монолог лирического героя, который с восторгом описывает все, что приковывает его внимание в майской ночи и описание его переживаний. Стихотворение состоит из четырех катренов, каждый из которых посвящен определенному элементу пейзажа.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «из царства льдов, из царства вьюг и снега как свеж и чист твой вылетает май», «звезды… в душу смотрят вновь», «в воздухе… разносится тревога и любовь», «березы ждут».
Эпитеты – май «свеж и чист», «песня соловьиная», «дева новобрачная», «невольная песня».
«Анализ стихотворения А. А. Фета «Еще майская ночь…»»
Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые пейзажные зарисовки, а стремился передать всё богатство чувств и впечатлений, навеянных природой.
В каждом своем произведении Фет изображает различные явления природы, которые по-своему прекрасны. В 1857 году поэт написал стихотворение «Еще майская ночь…», которое относится к большому циклу лирических пейзажей.
Название произведения говорит само за себя и определяет основную идею стихотворения. Лирический герой восторгается чудесной майской ночью, вызывающей у него целую бурю восторженных эмоций: «Какая ночь! На всём какая нега!»
Нега — вот главная характеристика этой ночи. За её волшебство герой благодарен родному краю: «Благодарю, родной полночный край!»
И все дальнейшее развитие сюжета передает трепет, волнение героя, его умиление майской ночью.
Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь.
Композиционно стихотворение сосостоит из четырех строф с перекрестной рифмой: «край- май», «единой-соловьиной» и т. д.
Все стихотворение проникнуто настроением восторга, созерцания красоты природы, которая всегда рядом с человеком.
Жанр этого произведения можно определить как лирический пейзаж, созданной с помощью средств поэтической романтики, тесно переплетающиеся друг с другом.
Поэтические приемы, употребляемые Фетом в этом стихотворении, весьма разнообразны. Яркие эпитеты («май свеж и чист», «лист полупрозрачный»); чувственные олицетворения — «звезды смотрят», «березы ждут, дрожат», «лист застенчиво манит»); множество восклицаний — «Какая ночь! На всем какая нега!», «Благодарю, родной полночный край!») рисуют общую картину дивной ночи.
Кроме того, Фет применил в своем стихотворении очень точное, изящное и интересное сравнение. Он сопоставил счастливый трепет березы, которую «венчает» свежая листва, и невесту в свадебном уборе:
Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор.
В этом стихотворении автор часто употребляет существительные женского рода («нега», «песнь», «душа», «тревога», «любовь», «береза», «дева» и другие) для более точной передачи эмоционального состояния лирического героя.
Ритм произведения очень эмоционален, передает душевный трепет, волнение, восторженность и переживания.
Своим творчеством А. А. Фет учит нас радоваться тому, что создано природой, ведь мы тоже являемся ее неотъемлемой частью.
История создания
История создания произведения связана с личной жизнью поэта. Строки его появились на бумаге в 1857 году после того, как Фет женился на Марии Боткиной. Известно, что в молодости поэт был влюблен в Марию Лазич, однако покинул ее из-за материальных трудностей. Вскоре после расставания мужчина узнал, что его возлюбленная погибла из-за пожара. Он долго не мог смириться с утратой, но все же решился создать семью.
Мария Боткина была обеспеченной невестой. Семья же Фета обеднела, поэтому брак был для него шансом начать счастливую обеспеченную жизнь. К Боткиной мужчина не испытывал такой сильной любви, как к Лазич, но относился к ней с искренней симпатией. Надежды на счастливое будущее пробудили в поэте вдохновение. Первая весна, проведенная с молодой супругой, вдохновила на написание стиха.
Память о погибшей возлюбленной таилась глубоко в сердце Фета. Нотки ее отобразились в последней строфе.
Центральная идея
Проводя анализ стихотворения «Еще майская ночь», стоит упомянуть о том, что в нем Фет идет дальше пейзажной лирики, в которой так вольготно чувствует себя его перо. Перед нами произведение философское, выражающее мысль о гармонии природы и бессилии разума постичь эту гармонию. С этой целью автор намеренно использует несуществующую грамматическую форму – «бестелесней», где сравнительная степень возникает не от качественного, а от относительного прилагательного. Идею стихотворения подтверждает и звуковая его организация. Написанное пятистопным ямбом с перекрестной рифмой, оно имеет возвышенно-торжественную интонацию.
В русской литературе многие поэты развивали в пейзажной лирике весеннюю тематику. У Фета она тесно связана с любовными переживаниями. Настроения, запечатленные в образах его стихов, раскрывают читателям душу поэта.
Красота майской ночи, пробуждающая в человеческом сердце возвышенные чувства – тема анализируемого произведения. Лирический герой восхищается темным временем суток и благодарит родной край за такую благодать. Он считает, что свежесть и чистота мая дарованы «царством льдов».
Ночное небо безоблачное, поэтому герой может наслаждаться звездами. Небесные светила смотрят в его душу и от этого воздух наполняется тревогой и любовью. Упоминает поэт и о символе любви – соловьиной песне.
Есть в стихотворении и символ русской земли – березы. О них лирический герой говорит с особой теплотой. Он не отходит от фольклорных традиций, сравнивая березу с молоденькой девушкой. Таким образом, символ получает в анализируемом тексте значение непорочности, чистоты. Под образом «девы новобрачной», вероятно, следует понимать Марию Боткину.
В последних строках ощущается легкая грусть. Скорее всего, она связана с Марией Лазич. Любовь к ней не оставляет поэта, поэтому лик теперешней невесты не может «томить» его. Свою песню он называет «невольной», намекая на то, что к браку его подтолкнула не любовь, а нужда.
Выразительные средства
Смятение лирический герой передает через облик берез, которые «ждут» чего-то. Замечателен образ звезд, не далеких и холодных, как принято, а «тепло и кротко» смотрящих в душу. Это олицетворение мгновенно сокращает время и пространство стихотворения. Все видится теперь тесно взаимосвязанным, сплетенным в таинственном и нежном союзе громадной Вселенной и человеческой души, вмещающей в себя ее всю. Не случайно поэт использует метафорический образ невесты в стихотворении «Еще майская ночь». Анализ синонимического ряда, в котором этот образ дан, демонстрирует восхитительно бережную и интимную интонацию. Это тщательно подобранные метафоры и эпитеты: «дева новобрачная», «нега», «свеж», «чист», «полупрозрачный», «кротко», «застенчиво», «дрожат», «манит и тешит».
Анализ стихотворения «Еще майская ночь» открывает еще одну его особенность: противопоставления образов и чувств движутся от внешнего и масштабного восприятия ко внутреннему, неуловимому и сокровенному. Так, статичное царство вьюг, льдов и снега противопоставляется свежему летящему маю, осязаемая нежность – бестелесности. Радость противопоставлена чуждости, тревога соперничает с любовью, совершенная красота – с возможной смертью. Поэты всегда остро чувствуют пропасть между бесконечным космосом, вечно обновляющейся природой и смертным человеком. Не чужд этой идеи и Афанасий Фет. «Еще майская ночь» представляет эту антитезу: юному дыханию весны противостоит последняя песня. Но Фет не был бы собой, если бы не смягчил эту оппозицию загадочным «может быть». Вообще, не в правилах поэтов школы «чистого искусства» расставлять четкие акценты и уверенные штрихи. Наоборот, приветствуется недоговоренность, присутствие тайны, легкие контуры и намеки. Так поэт преодолевает конечность бытия, объединяет мятущуюся в тревоге душу с безграничным могуществом любви. От этого печаль становится светлой, обретает крылья.
Средства выразительности
Весенний пейзаж создается при помощи художественных средств. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Ключевую роль играют метафоры: «из царства льдов, из царства вьюг и снега как свеж и чист твой вылетает май», «звезды… в душу смотрят вновь», «в воздухе… разносится тревога и любовь», «березы ждут». В наборе метафор есть и олицетворения. Выразительности пейзажной и психологической зарисовкам придают эпитеты: май «свеж и чист», «песня соловьиная», «дева новобрачная», «невольная песня». Сравнения поэт не использует.
Для того чтобы передать свое восхищение А. Фет использует риторические восклицания, например, первая строфа полностью состоит из восклицательных предложений.
Анализ стихотворений«Июль» анализ стихотворения Пастернак по плану кратко – средства выразительности, история создания, разбор, рифма
Анализ стихотворений«Вчерашний день, часу в шестом» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – тема
Природа в стихах А. А. Фета: анализ стихотворения «Ещё майская ночь»
Стихотворение «Еще майская ночь» было создано в 1857 году. Его автор А.А. Фет славится своими стихами о природе. Его произведения скрашивают страницы различных хрестоматий, школьных учебников и всевозможных стихотворных сборников. Поклонники творчества А.А. Фета без сомнения утвердят, что практически каждое произведение поэта посвящено природе среднеевропейской России.
Стихотворение «Еще майская ночь» изначально может показаться довольно легким, простым и воздушным. Автор восхищается красотой природы в весеннюю пору, радуется наступлению тепла. Но вчитавшись в каждую строчку, каждое слово, понимаешь, насколько глубоко пропитан каждый слог теплом, восхищением и волнениями автора. А.А. Фет описывает звезды, песни соловья и листву берез. Афанасий Афанасьевич смог передать читателю свои ощущения. Кажется, что ты очутился в этой сказке – звезды смотрят прямо в душу, вдали слышится песня соловья, и на твоих глазах зеленеет молодой листок березы. Абсолютно все пропитано весной. Автор смог описать тонкий запах этого времени года словами: тепло и кротко, тревога и любовь, манит и тешит, радостен и чужд. Красота русской весны одарила героя этого стихотворения двойственными, но друг друга дополняющими чувствами. Именно на этом контрасте А.А. Фет смог передать нам свои эмоции и ощущения.
Для того чтобы читатель смог прожить несколько минут жизни героя, автор использует эпитеты — лист полупрозрачный; олицетворения – звезды смотрят в душу, лист манит и тешит, твой вылетает май. Читая эти строки, ты невольно оказываешься в центре событий – слышишь, чувствуешь и живешь в кромешной тьме той майской ночи.
Стихотворение «Еще майская ночь» — это целая жизнь, заключенная в нескольких мгновеньях. А.А.Фет подарил нам мир, в котором мы можем раз за разом раскрывать новые детали, дополнять и восхищаться им. Каждый из нас является героем данного произведения. Каждое слово и строчка этого стихотворения подтверждает мастерство великого поэта.
Образы и символика
Весна и ночь являются самыми любимыми образами писателя. Именно они олицетворяют обновление природы, появление новых надежд на обретение долгожданного счастья. С ними у Фета связана и еще одна очень немаловажная тематика — любовь.
Лирическая героиня в этих стихотворениях нежная и светлая, она позволяет подарить покой и вдохновение писателю, является для него образом-воспоминанием.
Лирический персонаж — это влюбленный человек, который наблюдает за природой, именно он смог увидеть всю красоту мира, окружающего его. Писатель винил себя в смерти Марии Лазич во время пожара. Вероятно, поэтому во всех любовных произведениях поэта ярко выражено просматривается глубокое ощущение раскаяния.
Главная мысль
Это стихотворение является размышлением Фета. Наблюдая красоту природы, писатель пытается обратиться к прошлому, все его мысли направлены на воспоминания и об ужасной тоске по своей возлюбленной девушке. В нем писатель пытается изобразить схожесть людей и природы, он пробует сопоставить тишину, прозрачность весенней ночи с душевными волнениями лирического героя. В этом и состоит главная идея произведения.
Не зря Фет описывает именно ночное время суток. Так поэт хотел передать разнообразие оттенков чувств человека, нежность и хрупкость сердца, внутренние душевные волнения.
Это и есть основная мысль. В каждом из своих произведений писатель утверждает, что человеческая душа и природа являются едиными.
Композиция
Композиционное строение отличается простотой и включает две смысловые части. Они неравнозначны, объем первой больше.
В первой части внутреннее состояние, настроение лирического героя описываются с помощью пейзажей. Перед нами полноценный монолог, акцентирующий внимание на красоте майской ночи.
Затем происходит гармоничный переход ко второму смысловому блоку. Произведение включает четыре катерна, в каждом из которых полномерно раскрываются все пейзажные детали.