Фестиваль ксп что это

Фестиваль ксп что это

КСП — сокр. от «Клуб самодеятельной песни». Неформальное социальное движение, возникшее в СССР и объединившее любителей бардовской песни. Часто аббревиатура КСП употребляется как синоним бардовской песни.

Наименьшей структурной единицей КСП являлась группа, состоящая из нескольких человек. Группы, в свою очередь, объединялись в так называемые «кусты». В 80-х годах ХХ века наибольшую известность имели такие кусты как «Разгуляй»; «Лефортово»; «МАИ»; «МиД»; «Калуга»; «Паноптикум» и др. Каждый куст имел свой гимн, флаг, традиции, особый стиль, легенды и предания.

Для раннего периода слётов КСП характерно повышенная забота об охране окружающей среды. Весь мусор за собой тщательно убирался, кострища закапывались, сцены разбирались. Для дров и хозяйственных нужд никогда не использовались живые, зелёные деревья. Примерно с середины 80-х годов культура поведения на слётах стала падать, а к началу 90-х стала уже весьма низкой. Причиной, скорее всего, можно считать большой приток людей, мало интересующихся, собственно, авторской песней и рассматривающих слёты КСП просто как повод для пикника на природе.

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «КСП» в других словарях:

КСП — комбинат студенческого питания образование и наука КСП командир стрелкового полка воен. Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с. КСП… … Словарь сокращений и аббревиатур

КСП-76 — 1944 САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА Тактико технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификацииЛетом 1943 года на Горьковском автомобильн … Военная энциклопедия

КСП- — кросс стойка пристенная в маркировке КСП координатный самопишущий потенциометр в маркировке Пример использования КСП 2М … Словарь сокращений и аббревиатур

КСП-76 — Колесная самоходная установка КСП 76 ( ГАЗ 68 ) Главный конструктор установки В.А.Грачев. На машине применялись пулестойкие (из густматика) шины с эффективными грунтозацепами. У командира машины имелась радиостанция. Серийно не… … Энциклопедия техники

КСП РО — Контрольно счётная палата Ростовской области Ростовская обл. Источник: http://www.regnum.ru/news/389344.html … Словарь сокращений и аббревиатур

КСП — См. Контрольно следовая полоса … Пограничный словарь

КСП — нефт. конечная станция подготовки нефти final oil treatment station … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

КСП — картофелесортировальный пункт кварцевый стекольный песок Клуб самодеятельной песни коврово мозаичная стеклянная плитка колёсная самоходная пушка командир стрелкового полка контрольно следовая полоса контрольно спасательный пункт Контрольно… … Словарь сокращений русского языка

Источник

Фестиваль ксп что это

Фестиваль ксп что это

/265/ КЛУБ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ПЕСНИ (КСП)

Движение клубов самодеятельной песни зародилось в конце 50-х годов. В 1959 году прошел первый песенный фестиваль, организованный студентами МЭИ (участвовали 5 вузов – около 30 человек). Ранее, начиная с 1958 года, в разных вузах стали возникать группы самодеятельной песни, а при советах по туризму фактически велась клубная работа.

Фестиваль 1959 года положил начало традиции ежегодных фестивалей самодеятельной песни. К концу 60-х в них участвовало до 23 групп (500 человек). Клубы и группы в то время возникали как объединения авторов и сольных исполнителей («Восток», «Ленинград», 1961), но чаще как любительские объединения слушателей, коллекционеров записей, любителей исполнительского круга. С самого начала КСП существовал одновременно как движение и как жанр устной поэзии, не имею/266/щий аналогов. КСП взял на себя воспитательные функции, направленные на развитие туристских навыков (выезды с ночевкой в лес, близкие походы), чувства товарищества, особого «лесного братства»; формирование определенного эстетического вкуса. В творчестве отражался ряд настроений, направлений, постоянно переплетающихся между собой – песни туристские (Ю. Визбор, Б. Вахнюк, А. Крупп), политизированные в том числе «лагерные» (А. Галич, Ю. Ким, В. Туриянский), социальные, использование традиции городского романса, дворовых компаний, лирические. Деление это условно ввиду слабости самоанализа внутри самого КСП.

Московский клуб был создан при объединении двух инициативных групп – Г. Захаровой и С. Чеснокова в октябре 1966 года. Первый московский слет прошел 8 мая 1967 года, первый официальный концерт – чуть ранее, 20 октября 1966 года. Начиная с весны 1967 года слеты КСП в подмосковных лесах стали проходить дважды в год – весной и осенью. Не имея официального статуса (решение этого вопроса тянулось в МГСПС и МГК ВЛКСМ многие годы), горклуб не только проводил мероприятия, но и стал главным организатором первой всесоюзной конференции по проблемам самодеятельного песенного творчества, прошедшей 20-23 мая 1967 года близ Петушков (Владимирская обл.). Конференция не только способствовала утверждению нового жанра, но и укрепила связи между городами; была начата работа по созданию федерации и принято решение о проведении всесоюзного фестиваля.

Этот фестиваль прошел в марте 1968 года на базе клуба «Под интегралом» академгородка. Восторженный прием А. А. Галича спровоцировал волну погромных газетных публикаций как против движения в целом, так и против конкретных бардов (Галич, Юл. Ким и др.). Жанр исчез из официальных каналов, клубы подверглись административному разгрому. Клуб «Под интегра/267/лом» был запрещен. Московский горклуб лишился помещения, его организаторов вызывали в различные инстанции вплоть до ЦК КПСС. 30 августа 1969 года первый секретарь МГК ВЛКСМ сообщил о ликвидации клуба.

Однако, несмотря на запрет, дважды в год проводились горслеты, ставшие закрытыми (нелегальными). Организовывались концерты и перезаписи. Несмотря на то, что участие в КСП сулило неприятности, начался численный рост движения. Проходили фестивали «Лефортово» (запрещен в 1974 г.) и «Москворечье», был выпущен официальный сборник «Как надежна 3емля».

Весной 1974 года МГК ВЛКСМ по собственной инициативе обратился к лидерам КСП с предложением о сотрудничестве. XV слет проходил под эгидой и при технической помощи МГК ВЛКСМ и МГСПС. (Участвовало 900 человек из 40 групп. Ранее на ХIV слете осенью 1973 года было принято решение расширить число участников движения, открыв двери всем желающим.) 13 марта 1975 года МГК ВЛКСМ и МГСПС официально утвердили городской клуб КСП, однако помещение он получил только в 1978 году (ул. Трофимова, 33). В свою очередь, клубу пришлось согласиться на определенный контроль (система «литовки») и вывод из руководства лиц, связанных с «диссидентами» (альманах «Поиски»). Аналогичные процессы произошли и в других городах страны.

Возобновилась работа «Союза КСП». Роль всесоюзного фестиваля стал играть Грушинский фестиваль, проведенный под Куйбышевом в 1969 году (назван в память В. Грушина, туриста, погибшего при спасении детей). В конце 70-х этот фестиваль собирал более 100 тысяч человек. Вообще для этого периода характерен бурный численный рост движения (основной состав – студенты, научные работники, техническая интеллигенция). Появилась новая творческая форма – «приветствие» – развлекательная программа-спектакль /268/ группы (часто злободневная, сатирическая). Увеличилось число исполнителей – людей, поющих и пишущих стихи. Появился гимн – песни Б. Окуджавы («Старинная студенческая», «Поднявший меч на наш союз»), самодеятельная символика (изготовляемая нелегально) – нарукавные эмблемы групп и слетов. Флаги: официальной эмблемой стал колокол с языком в виде гитары. Устраивались факельные шествия, появился жаргон и прозвища. Начиная с 1975 года в московском клубе складывается система «кустов» как промежуточного звена для управления клубами и группами (к началу 80-х годов число «кустов» выросло с 15 до 22. Они объединяли около 200 групп). С 1978 года вместо двух горслетов в год проводится один (число участников возросло: 2,5-12 тысяч человек).

Новый поворот приняли события после «обострения международной обстановки» в конце 1979 года. В 1980 году был закрыт Грушинский фестиваль. Одновременно с событиями в Польше в июле 1981 года начался разгон московского клуба, практикование репрессивных мер. С бардами провели профилактические беседы, в результате часть получила «зеленую улицу», а часть была лишена возможности выступлений. Полного запрета, однако, не было. В ряде городов отношение к КСП оставалось благожелательным. Тем не менее, в 1982-1985 годах не было абонементных циклов бардов, число официальных концертов сократилось, что привело к распространению полулегальных, квартирных концертов. Городские слеты были закрыты до 1986 года. Контролирующие организации выдвигали массу ультимативных, зачастую противоречивых требований при категорическом отказе от каких-либо твердых обязательств. За этот период произошло формирование системы «регионов» – объединений нескольких кустов. Сложилась бюрократическая структура внутри движения. Произошла «кристаллизация» жанра, не допускающая отклонения в сторону (А. Розенбаум, В. Певзнер). /269/ В больших количествах распространялся «самиздат» – как стихи, так и иные художественные произведения.

В 1986 году произошла леализация КСП. Провозглашен официальный отказ от «литовки» (на деле не всегда выполнявшийся на местах). Московский горклуб в настоящее время имеет помещение – в ДК имени Горбунова на площади Киевского вокзала, штат, счет в банке и т. п. Он сотрудничает с некоторыми издательствами Москвы, фирмой «Мелодия», проводит концерты, конкурсы, абонементы. С 1986 года организуется праздник авторской песни в ЦПКиО, проводятся ежегодные горслеты. Обсуждается вопрос о создании Всесоюзного центра авторской песни. Нет фиксированного членства в горклубе (со взносами). Число членов превышает 2000 человек. Штатный директор – И. Алексеева, лидеры — А. Гербовицкий и И. Каримов. Издается газета «Менестрель» в 200-х экземлярах.

Московский клуб включает 5 «регионов», 20 – 25 «кустов», превратившихся за 13 лет своего существования из формального объединения территориально близких групп («Лефортово», «Разгуляй», «Воробьевка», «Сокол») в самостоятельные организации, с автономным членством (нефиксируемым), собственными помещениями, материальной базой, концертными абонементами, гитарными школами и т. д. Наиболее авторитетные «кусты» этого клуба обладают индивидуальным стилем, четкой эстетической позицией. Такая федеративная структура позволяет развивать различные модели КСП, избегать конфликтов внутри движения; с другой стороны, избегаются типичные трудности многоклубных городов, где официальные инстанции склонны иметь дело с выбранными ими лидерами. Имеются внекустовые группы, авторская секция. Существует ряд объединений, не входящих в горклуб – клуб туристской песни (КТП), студия Евстигнеева, клубы «Ау», «Атас», /270/ «СКО» и др., общей численностью около 300 человек. Вместе с горклубом они образуют Московский «регион».

В настоящее время группы КСП известны приблизительно в 200 городах, численность отдельных клубов не превышает 100 человек. Они объединены в 16 «регионов». Москва и Ленинград выделены в отдельные «регионы». Председатели «регионов» вместе с Московской рабочей группой (5 человек) образуют Всесоюзный совет КСП (сопредседатели: Б. Бурда. И. Каримов, В. Медянцев, А. Шипов). Силами ВС КСП организованы I (сентябрь 1986 г.) и II (октябрь 1988 г., Таллинн) всесоюзные фестивали КСП. Возобновлены Грушинские фестивали, нередко, однако, находящиеся под угрозой срыва.

В последние годы большой популярностью пользуются летние лагеря КСП. Наиболее известны – «Борзовка» (орг. Ю. Черноморченко, Керчь), «Буян» (А. Аршинов, Казань), «Кабачок» (В. Ланцберг, Туапсе). Проходят региональные слеты – Минск, Прибалтика.

В некоторых городах взаимоотношения с местными властями остаются сложными. Так, например, произошел очередной погром в Киеве; клубу «Лоза» в Тбилиси и некоторым авторам в Баку приходится сталкиваться с непониманием со стороны местного руководства. Огромную роль здесь играет русскоязычность авторской песни.

В Москве впервые за всю историю КСП главными проблемами стали внутренние – утрата единой идейной и эстетической платформы, каковой было противостояние официальной эстраде, утрата монополии на социальную откровенность, гражданскую смелость, неумение ведущих функционеров работать в новых условиях и как следствие воспроизведение внутри клуба худших образчиков комсомольского стиля; увлечение парадны/271/ми мероприятиями, сборными концертами и шоу – и отчуждение ведущих бардов от движения.

Потерпев неудачу в 1987 году в образовании союза авторов, группа ведущих бардов (А. Мирзоян, Ю. Лорес и др. – бывшее Первое творческое объединение) образовала Театр авторской песни. Сосредоточив большинство политически зрелых авторов, ТАП ведет активную пропаганду «золотого фонда» КСП, однако не способен взять на себя роль политического лидера внутри движения. Обращает внимание куст «МИДиез» («Маркиз и друзья и его знакомые»), который проводит только песенные слеты определенного направления; его силами издается газета в 20 экземплярах, но из-за отсутствия «литовки» срываются договоры с типографией. Отдельно работает группа «Прямая речь», готовящая политизированные программы с включением песен, стихов, документов; работа проводится в городе. Значительную часть рядовых участников КСП наряду со студенчеством составляет «новая волна» – «тусовщики» с Арбата, «спедоки» (специнтуристы) с низкими интеллектуальными запросами. Наблюдается размывание традиции «лесного братства». Происходит уменьшение численности КСП, выход из движения «стариков». Несмотря на политизированное воспитание КСПэшников, большинство занимает нейтральную позицию по отношению к «неформальному» движению.

Неформальная Россия: О «неформальных» политизированных движениях и группах в РСФСР (опыт справочника) / Сост., авт. вступ. ст. и науч. ред. В.Березовский, Н.Кротов. – М.: Мол. гвардия, 1990.

Источник

Бардовский фестиваль «Старый добрый КСП»

Информация о фестивале

Новости Фестиваля

Фестваль авторской песни «Старый добрый КСП» 2019

Время проведения

4 октября в 17:00 — 6 октября 2019 года

ПРОГРАММА осеннего XXXIX «СТАРОГО ДОБРОГО КСП»

Источник: otklik-creativ.ru

Ещё немного о фестивале

-Краснодарский Слет-фестиваль самодеятельной (бардовской) Песни «Старый добрый КСП» проводится ежегодно с 1981 года на территории Горячеключевского района Краснодарского края.

Цели и задачи фестиваля « Старый добрый КСП »:
— Сохранение традиций жанра бардовской песни как неотъемлемой части русской культуры и искусства, а также важной составляющей в развитии массового самодеятельного и спортивного туризма;
— Сохранение традиций самодеятельных песенных слетов (фестивалей) в полевых (туристских) условиях;
— Укрепление взаимосвязи клубов авторской песни с туристскими и альпинистскими клубами;
— Популяризация среди молодежной аудитории лучших достижений в жанре;
— Возможность самореализации для творческой молодежи;
— Повышение гражданского самосознания участников слета посредством приобщения к участию в благотворительных общественных краевых акциях.

Фестиваль ксп что этоФестиваль ксп что это
Фестиваль ксп что этоФестиваль ксп что это

Карта проезда

Фестиваль ксп что это

Источник

Фестиваль ксп что это

Фестиваль ксп что это

НЕКОТОРЫЕ ДАТЫ И СОБЫТИЯ

ЗА 50 ЛЕТ ЖИЗНИ НАШЕЙ ПЕСНИ

Хроника составлена Игорем Каримовым

1952–1954

Написаны первые песни Ю. Визбором, А. Дуловым, М. Кусургашевым, В. Красновским, Д. Сухаревым, Г. Шангиным-Березовским, С. Богдасаровой, А. Якушевой. («Мадагаскар» – 1952 г., «Теберда» – 1952 г., «Несчастная девчоночка» – 1950 г., «Старые ели» – 1953 г., «Звенигород» – 1954 г., «Карельский вальс» – 1954 г., «Мое сокровище» – 1954 г.)

1953

1954

1955

1956

1957

1958

1954 – 1958

Вечера студенческой, туристской песни в турклубе на Рабочей улице, в МГУ, МГРИ, МГПИ

газета «Комсомольская правда»

1960

Второй конкурс студенческой песни

1961

1962

. Грандиозный концерт транслировался по центральному телевидению в 1962 году. Постановщиком телевизионной передачи был Алексей Кириллович Симонов – сын известного писателя. Удачный аккомпанемент песен (кроме тех, которые играл сам М. Балашов на гитаре) обеспечило телевидение. В нашем корпусе Б радиотехнического факультета (как впрочем и в других корпусах общежитий) был всего лишь один телевизор в «студенческой» комнате на первом этаже. Даже стоять было негде.

До сих пор помню это звучание, наверное, потому что моя память стала цифровой в связи с вызовом времени.

Концерт длился более получаса (!). В репертуаре были и физтеховские, и бардовские песни. Даже сейчас ощущаются мурашки по телу, когда во фразе «Очень серый в городе туман» (Клячкин) квинтет пронзительно взял уменьшенные септаккорды, или уходящий вверх возглас «Сын неба! Где ты? Где ты? Где ты?» (Вахнюк).

Ещё ни один студенческий совершенно самодеятельный коллектив не удосуживался такой высокой чести – выступать по центральному телевидению. И это были наши, физтехи!

Миша Балашов и участники квинтета были хорошо известны не только в студенческой среде. Балашов был в очень теплых отношениях с Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым. Они познакомились в лагере «Орлёнок» под Новороссийском, откуда Балашов привёз ещё неизвестные песни «Звездопад», «Орлята учатся летать»

Источник

Так что же такое КСП?

С ветераном движения авторской песни беседуют 14-летние любители жанра Иван Колобов и Константин Каверзнев.

Фестиваль ксп что этоФестиваль ксп что это
Фестиваль ксп что это

Фестиваль юношеской песни «Зимородок», детский лагерь отдыха «Гайдар», Нижегородская область, 2009-й год

Иван: Что же такое КСП?

Костромин: Сейчас КСП — это такое расплывчатое, аморфное образование, не имеющее внутреннего единства. Под этими буквами подразумевается много разнообразных понятий — слётов, клубов, групп и т.п.

Но мне эти три буквы дороги исторически, поскольку сам я в этом движении оказался в далёком 1969 году, а где-то через пять-шесть лет (1974-1975 гг.) принимал участие в работе Комиссии по разбору шестнадцатого Московского городского слёта КСП, на котором председателем жюри был Булат Шалвович Окуджава. Была очень неоднозначная ситуация, и по инициативе Валерия Абрамкина мы пытались назвать вещи своими именами.

И вот тогда Игорь Михайлович Зимин сформулировал, что такое КСП (на то время): объединение людей, самостоятельно осмысливающих свою жизнь с помощью самодеятельной песни как специфического образования в русском культурном пространстве.

Поэтому в моем понимании КСП — это клуб Самодеятельной Песни. Здесь очень важно, что это люди, осмысливающие жизнь, а «самодеятельная песня» — это средство, с помощью которого люди осмысливают жизнь.

Отсюда мы можем сделать обратный ход и определить, что же это за песня такая?

Это песня, которая позволяет молодому и не очень человеку что-то для себя понять. То есть — это далеко не любая песня, и уж ни в коем случае не «авторская песня», как сегодня представляют себе многие — «песня, написанная и исполняемая одним и тем же человеком — слова написал, музыку написал, сам поёт». Вот в этом определении аспект осмысления жизни не рассматривается вообще, не имеет такая «авторская песня» к этому никакого отношения.

Что же это за песня такая? Опять же по прошествии достаточно длительного изучения разных попыток определить, «что ж это за песня такая», я склонился к определению через учёное словечко «синкретизм». На мой взгляд, определять эту песню нужно как синкретическую песню.

Слово «синкретизм» требует подробной расшифровки. При этом интересно, что, если взять первый попавшийся словарь — философский, энциклопедию какую-нибудь — и почитать, что понимается под словом «синкретизм», то полного, достойного и соответствующего предмету песни определения вам найти скорее всего не удастся. В философии под синкретизмом понимается одно, в психологии — несколько другое, в лингвистике — третье, в чём-то ещё — четвертое. А смысл этого греческого слова очень простой — единство, что в случае песни означает — песня, единая внутри себя.

Что значит «песня, единая внутри себя»? Смотрим мы на песню. Что такое песня? Слова, музыка, содержание, — содержание слов, содержание музыки, способ исполнения, способ бытования… И получается на выходе примерно такая ситуация.

Михаил Леонидович Анчаров, один из основоположников этой песни, стал ею заниматься (еще до Великой Отечественной войны) после того, как вычитал в книге про искусство первобытных народов это словечко — синкретизм. Его поразило, конечно, присущее древнему искусству единство авторства: сам придумал слова, музыку и сам спел. Но он при этом говорил ещё об одном маленьком нюансе: как пишется такая песня? «Сначала человек пишет стихотворение, которое ему важно…» Вот это слово «важно» — принципиально.

Оказывается, по наиболее полному из определений понятия «синкретизм» применительно к искусству древних народов, синкретические произведения, которые были в древности, объединяли в себе совершенно разнородные философские категории, такие как: истина, справедливость и красота.

Ну, сейчас истиной, то есть позитивными знаниями, у нас занимается наука. Дважды два равно четыре. Это должно быть где-то зафиксировано, это некоторая истина. Древние произведения фиксировали истинные факты. Потому что письменности не было, и наилучший способ передачи этой информации — создание некоторого текста, который будет передаваться от человека к человеку и, тем самым информация будет храниться истинно.

Справедливость. Справедливость для каждого своя. Справедливостью у нас сейчас занимается либо общественная мораль, либо религия в зависимости от индивидуального выбора человека. Каждое синкретическое произведение отстаивает какую-то свою позицию: я считаю, что это правильно, а это нет. Я считаю, что вот это добро, а вот это зло… Каждое синкретическое произведение отвечает на этот вопрос.

И каждое синкретическое произведение соответствует понятию «красота» — при всём прочем должно быть сделано художественно, в художественной форме.

Ни художественная форма сама по себе, ни справедливость сама по себе, ни истина сама по себе не образуют единства. Образует единство только их сочетание. Итак: истина, добро и красота, плюс к этому (или наоборот происходящее из того), что человек это всё придумал и сочинил сам — даёт на выходе синкретическое произведение.

В принципе можно провести эксперимент: брать какие-то песни и оценить в баллах по этим параметрам — сколько в них информации и позитивных знаний. Можно оценить степень справедливости — до какой степени здесь выражена позиция человека. И можно в условных баллах определить степень эстетичности произведения. Каким-то образом можно определить степень синкретичности произведения, если к этому ещё добавить авторское исполнение, в котором эта песня существует. И вот такого рода факты, такого рода произведения в нас окружающей природе встречаются, но их не так много. По оценке Игоря Михайловича Каримова, — это примерно две-три тысячи песен, в которых вот такой синкретизм получился.

Костя: Игорь Михайлович Каримов — это…?

Костромин: Игорь Михайлович Каримов — один из председателей московского КСП, автор книги «История Московского КСП», присутствующий на этом фестивале.

Костя: В каждом городе есть свой КСП?

Костромин: Это вопрос исторический. Вообще понятие КСП возникло в Москве.

Иван: Это Клуб Самодеятельной Песни.

Костромин: Да. При этом само понятие возникало как-то параллельно с образованием клуба и формированием самой песни, потому что клуб возник из системы конкурсов студенческой песни. Присутствующий на этом фестивале Димитрий Павлович Соколов — один из организаторов первых конкурсов в Москве, конкретно первого конкурса студенческой песни, проведённого в апреле 1959 года. Это самый первый конкурс, о котором есть информация. И Дим Палыч тогда уже вот этот вот концерт, конкурс студенческой песни, для себя этими тремя буквами КСП обозвал. И когда, наконец-то, на научно-практической конференции в Петушках, которая была в мае 1967 года, собрались и литературоведы, и музыковеды, и КСПшники, ещё так не называвшиеся… Тогда пытались назвать, что это за песня. И тогда придумали название «самодеятельная песня». Не в смысле «самодеятельность», а в смысле «сам сделал». Её так тоже уже называли к этому времени. Уже было несколько названий: «туристская», «самодеятельная», «студенческая»… И даже «авторская» уже слово было. Но тогда приняли согласованное название «самодеятельная песня» и клуб, естественно, назвали «клубом самодеятельной песни». «КСП», сказал Дим Палыч Соколов, который уже этой аббревиатурой пользовался к тому моменту.

Мы: А кто лично был первым основоположником этого движения и идеи самого создания этого клуба?

Костромин: Понимаете, тут есть телега и паровоз — люди и песни. Я думаю, что основоположников не было. Хотя так не бывает, всегда есть кто-то. Но история, видимо, этого не сохранила, потому что клубы возникали как неформальные сообщества. А неформальное сообщество — оно и есть неформальное, оно не оставляет после себя документов и существует недолго. Вся динамика хорошо известна по работам того же Кордонского и Кожаринова: средний срок существования неформальной группы — три года. И кто были первые неформалы в этом движении, понять трудно. Вот Анчаров был одним из первых, кто начал писать. У него был какой-то круг общения, какие-то друзья-поэты, которые этим интересовались. Оттуда ничего не сохранилось, из того круга. В движении КСП из известных таких людей, основоположников в попытках это движение организовать, договориться где-то с комсомолом, где-то с туристами — это тот же Каримов, тот же Соколов Димитрий Палыч, Олег Чумаченко. Конкурсами, начиная со второго, активно занималась Галя Захарова, с которой потом все поругались потому, что она пыталась узурпировать всё это движение под себя, с чем, естественно, многие были не согласны… Юрий Игнатьев, Сергей Чесноков — вот это те люди, которых я знаю, но, по-моему, до них был ещё кто-то.

Иван: То есть это те люди, которые могут являться основой этого движения?

Костромин: Да, это вот те люди, которые стояли у истоков движения, которое сейчас называют этой аббревиатурой КСП.

Мы: Может ли обычный человек, не знающий этого всего, увидев человека с гитарой сказать, что это бард? И как объяснить обычному человеку, что вообще это такое?

Костромин: Сейчас очень трудная ситуация информационная в целом, в стране и мире, поэтому слова «обычный человек», которое вы применяете в этом вопросе — это не столь однозначное понятие.

Мы: Обычный — это означает — не приобщённый ко всему этому и не знающий этого.

Костромин: А зачем ему это нужно? У меня возникает вопрос первый и главный: «Зачем задает этот вопрос тот человек, который его задает?» Могут быть самые разнообразные мотивы, зачем ему это нужно. Исходя из моего первого куска текста о том, что это движение людей, которые осмысливают собственную жизнь с помощью этих песен, подразумевается, что человек задаёт вопрос не о том, что такое бард, а о том: «О, песня-то какая, как она меня задевает, она мне что-то объясняет. Если я буду знать эту песню наизусть — это будет ответ на один из вопросов, на который у меня до сих пор не было ответа. И вдруг он вот он — ответ. Кто же это придумал?». И вот эта песня для этого человека будет тем самым. И автор этой песни будет тем самым бардом или не бардом, уж как его ни назови, но это будет тот человек, который придумал песню, которая для другого, осмысливающего свою жизнь, отвечает на вопрос.

Мы: Просто этот вопрос был задан только потому, что люди приобщают к этому людей, которые совсем не знают этого, и бардов они видят исключительно бородатыми мужиками, сидящими у костра.

Костромин: К сожалению — это видение людей, с одной стороны, опирается на некие реальные факты потому, что человеку сидящему в Интернете, трудно осмысливать собственную жизнь. Потому что у него нет этой задачи, потому что у него есть задача, — даже не задача, а проблема, — что информации очень много. Информации столько, что переварить её невозможно. А собственная жизнь на фоне этого количества информации, с одной стороны, что-то такое мелкое, а с другой стороны: «У меня есть компьютер, у меня есть Интернет, значит, я могу всё»! Что на самом деле далеко не так, потому что в принципе современный молодой человек может меньше, чем молодой человек шестидесятых годов прошлого века, когда это движение зарождалось. Просто привязанность к источнику информации позволяет современным этим людям не знать элементарных вещей, которые знали предыдущие поколения, для которых это было нормой. Современный молодой человек говорит: «А зачем мне это знать, когда я в любой момент могу посмотреть в Интернете». А это, в свою очередь, приводит к тому, что появляется не совсем человек, а некий киборг, который для решения своих личных человеческих проблем оказывается привязанным к проводу или к беспроводному, что совершенно уже и не видно даже, источнику информации, а оторви его от этого — получается пшик, пустое место. Причём это совсем несчастный человек получается, поскольку все его связи с окружающей средой опосредованы Интернетом, опосредованы компьютером. Поэтому, когда вы говорите «обычный человек», тут надо очень точно себе понять, что такое обычный человек. Это вот этот киборг? Или наоборот, дитя природы из далекой деревни, где вообще этого Интернета никто отродясь не видал? Кто из них обычный? Какие у них проблемы? Одинаковые или нет? В чем разница?

Костя: То есть, по Вашему мнению, ошибочное мнение о бардах происходит из-за…?

Костромин: Я бы сказал, в основном из-за телевизора.

Костя: Из-за того, что кто-то хочет [создать превратное представление] или им просто легче понять так, чем полностью осмысливать, вслушиваться в песни и понимать смысл?

Костромин: «Обычному человеку» совершенно незачем вслушиваться в песни, понимать идеи, да и осмысливать собственную жизнь в общем-то не к чему. В ней и так много удовольствий.

Иван: То есть эти мнения сложились из этих источников: Интернет, телевизор.

Костромин: Интернет, телевизор. А собственно — бородатый мужик в лесу у костра, это что такое? Это форма социального протеста шестидесятых годов. «Ничего нельзя» — система тотальных сплошных запретов. Аналог современный — можно всё, но за деньги. А денег нет…

Костя: Сейчас у народа хотя бы есть впечатление, что всё можно.

Костромин: Это только впечатление, потому что можно, но за деньги, а денег нет.

Иван: Ну это, наверное, далеко не так.

Костромин: Я бы сказал, что уровни несвободы за время моей жизни в целом меняются очень мало — они приобретают разные формы, виды несвободы, смещаются. Сейчас можно делать то, что нельзя было делать раньше. Свободно — никто тебе слова не скажет. Но сейчас нельзя делать того, что можно было делать раньше, потому что раньше то, что где-то валялось на помойке, сейчас стоит бешеных денег. Примеры вот таких смен понятия «свобода» происходят на наших глазах. Пункты, точки несвободы меняются, а общий уровень несвободы, на мой взгляд, даже выше стал. Вот то, что говорят «тоталитарное общество» — сейчас у нас, на мой взгляд, степень тоталитаризма существенно выше, чем в те же шестидесятые годы. Раньше нас в метро на видеокамеру не снимали. Раньше каждый проход в метро с помощью электронной карты не фиксировался в базе данных. Потому что не было ни базы данных, ни электронных карточек, каждая из которых имеет свой индивидуальный номер. А сейчас каждый мой проход через турникет метрополитена имеет дату, время и номер. Какая же тут свобода, когда мы все «под колпаком у Мюллера»? Плюс Интернет, плюс беспроводная связь, которую мы даже не видим, плюс электронные чипы в документах, плюс мобильный телефон, который фиксирует твоё положение между тремя источниками сигнала…

Костя: Как пел в одной песне Высоцкий: «Почему мне в кредит по талонам вызывают любимых людей»…

Костромин: Так что ситуация на самом деле аховая. И вот этот бородатый мужик не ходит в лес на костры… Вот я не хожу в лес, потому что сейчас все подмосковные леса активно приватизируются, а тот, где я бывал раньше — его просто срубили, не знаю зачем, а где-то понастроили дач, а где-то понастроили спортивных комплексов, и все это развивается, развивается, развивается, и степень свободы моей все ниже, и ниже, и ниже. И про «уйти в лес к костру» я могу уже только поностальгировать. Иногда бываю в походах в дальних — Север, Карелия. Там это бывает естественно. Но там я опять же никому ничего не должен. Это обретение свободы явочным порядком бородатым мужиком у костра, потому что он свободен…

…Меня уже зовут на заседание жюри. Мне кажется, что я наговорил достаточно, чтобы некоторое время подумать, а потом задать еще два-три вопроса. Но принципиально, что само название «авторская песня» провоцирует людей понимать это так, как сказано: «Авторская песня — эта та песня, которую я написал сам…» Это и «да», с одной стороны, и категорическое «нет» с другой стороны. Этого мало. Авторская песня — это когда я сказал о жизни то, что знаю, то есть информацию, то, что отстаиваю, то есть справедливость, и сказал это красиво.

Костя: И то, что хочешь донести до других.

Костромин: Да. И я это сказал, потому что считаю это необходимым высказать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *