Феномен цоя в чем заключается
Феномен цоя в чем заключается
В чем феномен бессмертной популярности Виктора Цоя?
✔ Кроссовки и кеды в сочетании с узкими брюками. Также он, как и вся страна, носил советские кеды «Два мяча»
✔Особая «романтическая» (задумчивая, томная, замкнутая, слегка безразличная) манера говорить
Помимо музыкального творчества, Цой прекрасно рисовал и играл (самого себя, как он говорил) в кино. По результатам ежегодного опроса журнала «Советский экран» за исполнение роли Моро в фильме «Игла» Виктор Цой был признан лучшим актёром 1989 года.
15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой погиб в автокатастрофе. Погиб на самом взлете своей карьеры, успев дать только один большой тур по стране и собрать единожды Олимпийский.
Мы взяли небольшое интервью у человека, которому Цой в некотором роде заменил отца. Для многих молодых людей Виктор Цой — это герой, идеал, которого рядом нет и вообще не может такого существовать. Цой продолжает делать это и сейчас, своим примером показывая, как обычный парень из народа, без образования и связей, может и должен поступать.
У меня ничего, кроме песен, не было. Было всего 3 разных кассеты и 12 разбросанных по ним песен Цоя. Я даже поначалу не знал, чьи это песни. С помощью Цоя я воспитывал в себе справедливость. Все, что во мне есть хорошего, — это от него и от мамы.
Мне сейчас 33 года, а я когда его слушаю, реву и все, ничего не могу с собой поделать. Вот такое он оказал на меня влияние. При том, что он не ныл про любовь, а у него все равно получалось делать хиты — такие мощные смыслы в каждом тексте.
Феномен Виктора Цоя — почему Цоя до сих пор слушают?
Существует фраза «у каждого правила есть исключение». Так вот Виктор Цой – идеальное её подтверждение. Попробуйте вспомнить ещё хотя бы одного музыканта, который при достаточно интересных и сложных текстах был бы настолько популярным.
Структура песен Цоя
При безумно огромном количестве новых исполнителей и жанров молодые поколения продолжают слушать и заучивать песни группы «Кино», в то время как другие великие музыканты тех лет давно забылись. Проверку временем выдержал только Цой. Его образ воплощает в себе одновременно искателя, героя, бунтаря и простого парня, с которым все могут олицетворить себя или своего друга, и который прекрасно понимает все твои проблемы и предлагает помочь решить их.
Каждая песня Цоя – самостоятельное классическое путешествие героя, куда отправляются и слушатели. Именно поэтому музыкант говорил в одном из интервью:
«Я хотел бы, чтобы люди чувствовали себя больше свободными от обстоятельств: то есть, чтобы человек сохранял скорее себя, нежели какой-то внешний комфорт».
Образ Виктора Цоя
Виктора Цоя нельзя назвать панком и рокером. Он был собой, и не имел нужды становиться неформалом. Потому что, будучи собой, он уже был не таким, как все. Даже изучив воспоминания его знакомых, сложно сделать выводы о личности Цоя. Все сходятся к тому, что он был достаточно скромен и замкнут, и не любил делиться своими переживаниями. Хотя, он делился ими со слушателями.
И его внешний образ безэмоционального парня в чёрном, с колоссальной внутренней силой, тоже подобран весьма удачно. Как будто Цой самим собой проводит объединяющую черту между личными качествами нордического человека и просветлёнными мыслями азиатского монаха.
Его отличие от окружающих состояло в умении более глубинно видеть суть вещей. Большинство из нас, кто бы что ни говорил, обделены особой житейской мудростью. Конечно, её можно развить, но именно интуицией в понимании сути обладают очень немногие.
Суть песен Цоя
В песнях Цоя людей привлекают определённые ритмические конструкции. По подобным ритмам обычно сочиняются эпические и военные песни, потому произведения музыканта звучат как гимны, гениальные в своей простоте и абстрактности. Они понятны всем и способны придавать силы даже в очень сложных ситуациях.
На подсознательном уровне каждый человек стремится к духовному росту, к творчеству и к осмысленному жизненному пути, и только Цой пел на эти темы. Его тексты посвящены переменам внутри себя, конфликтам внутреннего и внешнего мира, поискам жизненного вектора.
А эти темы актуальны в любое время и для всех возрастов, поэтому аудитория Цоя так широка. Некоторые песни о тех, кто не хочет менять себя: «тем, кто ложится спать, – спокойного сна» – это ведь библейское «пусть мёртвые хоронят своих мертвецов». А «Алюминиевые огурцы» – вообще переиначенный «пластмассовый мир» Егора Летова.
Тексты песен Цоя, несмотря на простоту и доступность каждому, несут в себе много глубинных смыслов. Конечно, их сложно читать независимо от музыки, как стихи, но это не работает почти ни у кого из музыкантов, т.к. песни – это отдельное произведение.
Причины популярности группы «Кино»
Одно из основных достижений Цоя – умелое балансирование между искусством и попсой. Многие говорят, что группа «Кино» стала популярной, потому что возникла в подходящее время для таких текстов – накануне развала Советского Союза. Но почему тогда его песни слушают до сих пор? Потому что их посыл как раз не привязан к перестройке, он – вечен.
В стихах Виктора Цоя всегда присутствует какая-то недосказанность, размытость, что роднит их с библейскими притчами, где слушатель должен сам найти смысл. Благодаря этому человек как бы совершает открытие, узнавая об этом мире что-то новое, и это становится его личным достижением. Сам же певец – проводник, помогающий народу совершать такие открытия. Поэтому все последние песни Цоя, по сути, об одном и том же.
«Закрой за мной дверь, я ухожу», «Мама, мы все тяжело больны» – это лозунги, призывающие к поискам свободы, к попыткам вырваться из обывательского плена и колеса сансары.
Культурная значимость Виктора Цоя
Большинство песен музыканта несут в себе идею отсутствия привязанностей, которые в христианстве называются страстями, а в буддизме – источником страдания. А истинная свобода – это готовность бросить всё и отправиться покорять мир, чего мы так боимся.
Для наших молодых поколений Цой значит больше, чем политические лидеры и писатели, потому что он никогда не врал и не лицедействовал. Просто был и оставался самим собой. Ему нельзя не верить. И, наверное, он единственный из российских музыкантов, у кого невозможно провести грань между образом и реальностью.
Переоценён ли Виктор Цой? Нет. Иначе, нынешнего всеобщего почитания мы бы не увидели. Все тексты лучших песен Цоя обращены к чему-то запредельному, находящемуся за рамками нашего восприятия мира. Они положены на воинственные мелодии, становятся настоящими гимнами и всегда находят отклик в сердцах людей. Эта музыка будет жить вечно.
Рекомендуем также:
Запись Феномен Виктора Цоя — почему Цоя до сих пор слушают? впервые появилась MOIARUSSIA.
Типично перестроечный герой: критик Сергей Соседов о феномене Виктора Цоя
21 июня исполняется 59 лет со дня рождения советского рок-музыканта, поэта и актера, основателя и лидера группы «Кино» Виктора Цоя. Разговоры о творчестве советской суперзвезды не утихают до сих пор, а музыка, созданная им, находит отклик и в сердцах современных слушателей.
По случаю памятной даты ФАН решил связаться с российским журналистом, телеведущим и музыкальным критиком Сергеем Соседовым и узнать, в чем именно заключается феномен музыкальной легенды.
«Это был новый и типично перестроечный герой — он появился именно в момент горбачевской перестройки, и его родила эта перестройка. Таких не было раньше на советской сцене. Были герои монументальные, такие памятники самим себе, на которых смотрели снизу вверх. Простой парень не мог появиться на советской эстраде», — говорит критик.
Однако именно таким персонажем и стал Виктор Цой — загадочный и не лишенный шарма герой из народа, немного закрытый и тяжелый, но все равно понятный публике, которая сходу приняла его за своего.
«Он не обладал выдающимися вокальными талантами, но у него был абсолютно уникальный тембр, который узнается с первых нот — немножко мрачный и чуть прикрытый. И всегда это были песни с грустным таким посылом, каким-то надломом внутренним. И это отвечало, в общем, молодежи того времени. Собственно, он олицетворял такого парня, который ищет себя, свой путь. И вот на этой волне он и поднялся», — рассуждает Сергей Соседов.
И если образ Цоя стал для 80-х чем-то уникальным, то об оригинальности репертуара «Кино» журналист говорить не берется, напоминая общеизвестный факт: в легендарных композициях достаточно очевидных заимствований из творчества западных рок-групп. Советской молодежи такая прогрессивная музыка доставалась слишком дозированно, отчего Цой и его команда звучали по-настоящему свежо и оригинально.
«А Витя, собственно, и открыл нам где-то эту западную и европейскую музыку, этот музыкальный стиль. Открыл для публики и сделал его своим. Прежде всего, его заслуга в том, что он создал тексты, где разбирались какие-то понятные истории, близкие молодым советским людям. Они были, в принципе, очень понятны, очень житейские. И в этом он выиграл», — подытожил музыкальный критик.
Действительно, феноменальным стало то, что при скромных вокальных данных, неоригинальной музыке и несовершенных поэтических текстах Виктор Цой стал своеобразным образцом искренности, непосредственности и народности в лучшем смысле этого слова. А харизма и энергия, которые он источал, с лихвой перекрывали художественные несовершенства его песен, заключил Сергей Соседов.
Ранее музыкальный критик оценил в беседе с ФАН творчество современного эстрадного певца Николая Баскова. По его признанию, вокал исполнителя серьезно переоценен, и назвать это пением можно с трудом.
Феномен Виктора Цоя
Можно не любить группу «Кино», можно спорить о личности Виктора Цоя, но отрицать его влияние на массы в 80-е годы XX века бессмысленно, да и сейчас его ставят в один ряд с Джоном Ленноном, Владимиром Высоцким, Фредди Меркьюри. В чем секрет такой популярности, откуда взялась эта народная любовь и «киномания»?
Виктор Цой в детстве
«Шлялись по раздолбанным питерским улицам и подворотням два бездельника — работяга Леша Рыбин и пэтэушник Виктор Цой» — так начинается история группы «Кино» на официальном сайте. Точнее, это две ленинградские бит-группы «Палата № 6» и «Пилигрим», потом получившие название «Гарин и гиперболоиды». Весной 1982 года появляется «Кино», а уже через 2 года группа становится популярной во всем Советском Союзе.
21 июня 1962 года родился лидер рок-группы «Кино» Виктор Цой
Музыка и все, что с ней связано, было тем делом, ради которого Цой жил: квартирники, репетиции, записи, концерты…
Алексей Рыбин и Виктор Цой, 1981 год
Биографы считают, что основной причиной бешеной популярности Цоя стало его своевременное появление в нужном месте. В начале 80-х годов Москва «переваривала» Олимпиаду, была чистой и мирной столицей. Ленинград же был городом «андеграунда» — именно там зарождалась «новая волна» отечественной рок-музыки. Цой собирался создать «новую музыку для нового поколения»: может быть, в современной России это звучало бы банально, но в тот момент ждали именно этих слов. «Новая музыка» немного напоминала то «Duran Duran», то в ней видели мотивы из «Ласкового мая»… Может быть, ничего сверхъестественного в песнях «Кино» и не было, но в ней было другое, самое главное, — искренность.
80-е годы в СССР для молодежи стали «временем Кино»
«Нам за честность могут простить практически все, и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи. Этому есть масса примеров. Но когда пропадает честность — уже ничего не прощают», — говорил Виктор Цой в интервью в 1987 году.
Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Александр Липницкий и Сергей Бугаев выступают на квартирнике, 1984 год
«Я не считаю себя борцом. Я пою песни. Пою о том, что мне нравится или нет, о том, что меня волнует». Парень с экзотической внешностью, по сути, был для поклонников «своим» — в начале он работал кочегаром, а в свободное время играл на квартирниках. Когда стал популярным, в интервью говорил или честно и резко, или молчал. «Что вас раздражает в окружающей действительности?» — спросили у него однажды из зала после концерта. «Все!» — ответил он.
Виктор Цой: «Я не считаю себя борцом. Я пою песни…»
«…не было в его ответах ни интеллектуальной подкованности Гребенщикова, ни глубокого осмысления жизни Шахрина или Сукачева, ни режущей и колющей правды-матки Шевчука. Цой говорил медленно, старательно подбирал слова, абсолютно без каких-либо эмоций и красок. Говорил вещи правильные, но стандартные и малоинтересные», — так описывал лидера группы «Кино» один из журналистов, который брал у него интервью.
Музыканты группы «Кино», журналист Евгений Додолев и продюсер Юрий Айзеншпис на презентации «Черного альбома» в МДМ. Москва, 12 января 1991 года
Более того, фразу «Цой жив» некоторые поклонники пишут вполне серьезно, утверждая, что их герой не погиб, а живет отшельником где-то далеко в Сибири.
Феномен Виктора Цоя.
Я никогда не был поклонником группы «Кино». В 90-е годы, когда их слушали многие знакомые, я предпочитал творчество группы «Гражданская Оборона». Фигура Егора Летова мне была куда ближе. Начинал же я своё знакомство с русским роком и вовсе с людьми из Свердловска. Братья Самойловы собственно первые кто оказал на меня сильнейшее влияние. Тем не менее, жить в России и не знать песен Виктора Цоя, было невозможно.
Он каким-то образом умудрился стать для нашей страны больше чем ещё одним человеком с гитарой. Ведь тогда, в конце 80-х много было тех, кого считали рок героями. И Константин Кинчев, и Юрий Шевчук, и Борис Гребенщиков. Все они знаковые фигуры для нашей культуры. Но никто из них не сопоставим с фигурой Виктора Цоя. Вот и давайте сегодня попробуем разобраться, как так вышло.
Часто влиятельность Цоя списывают на то, что он ушёл молодым. Но ведь молодыми ушли и Майк Науменко и Александр Башлачев и Янка. Виктор Цой же ещё при жизни собирал стадионы по всей стране. И именно его тащили с гастролями в Европу. Он ведь бывал и во Франции и в Дании с выступлениями. Понятное дело, что там его музыка не была такой востребованной как в Советском Союзе, но факт остаётся фактом.
Именно на него делали ставку когда-то. Смотря же на залы, где он выступал тут, то очевидно, что никого сопоставимого с ним не было на нашей сцене. И по большому счёту Виктор Цой был первой полноценной рок звездой у нас.
Если рассматривать его скажем так конкурентов, то первым на ум приходит Борис Гребенщиков. Вот только он никогда не был народным певцом. У него всегда существовала дистанция между слушателями. Слишком уж витиевато он изъяснялся в своих песнях.
Если брать Константина Кинчева, то народных хитов у него не было в то время. Много позже он запишет свою Трассу Е-95. Отчасти сопоставим, был Вячеслав Бутусов, но он к 90-м растерял былые позиции. А Юрий Шевчук ещё не успел написать свой цикл про осень.
Виктор Цой же сочинял незатейливые песни, которые легко запоминались и многие из которых стали народными хитами. Группа крови, Последний герой, Звезда по имени солнца и естественно Хочу перемен. Всё это сделало его рупором поколения ещё в 80-е.
Уход же лишь укрепил уже имевшийся статус суперзвезды. Есть ли в этом какой-то феномен? Предположу, что просто человек появился в нужном месте и в нужное время. Начни он петь такие песни в 1995 году, то никакого успеха бы не было. Но дело в том, что он был очень внимательным человеком и не стал бы играть такую музыку в 90-х.
Самое забавное в его истории то, что он был невероятно близок к народу и проделал феерический путь из кочегаров во властителей дум. При этом путь был проделан довольно быстро. Ещё в 1986 году он трудится в котельной, а уже три года спустя собирает огромные залы. Его альбомы слушает без преувеличения вся страна и многим подросткам он действительно кажется последним героем.
Подобный успех позже был у Юрия Хоя, можно вспомнить и Юрия Шевчука, но всё же до такой всенародной любви так никто и не смог приблизиться. И я предположу, что уже никогда не сможет. Времена больших звёзд ушли.
Та дверь, за которой есть стадионы, всё ещё открыта, вот группа Ленинград собирала стадионы недавно, но что толку? Они занимались сиюминутной музыкой. Виктор Цой же при всей своей примитивности мелодий и текстов оказался, словно вне времени.
Я недавно из любопытства послушал несколько его альбомов. И удивился. Они и сегодня звучат талантливо и актуально. Я не о текстах, все эти «Перемен» мне малоинтересны. Много пафоса и героизма во всём этом, я же веду речь о звуке.
Ведь в то время были записаны десятки альбомов считающихся сегодня классикой русского рока. Но все они не дотягивают до группы Кино. Та же Алиса или ДДТ звучат куда более бледно.
И почему так вышло можно гадать до бесконечности, но, на мой взгляд, здесь первично то, что сам Виктор Цой умел очень хорошо чувствовать звук, с которым он работал. Ведь от наивных альбомов «45» и «46» он очень быстро перешёл к интересным аранжировкам. И как только появилась возможность, он стал записываться с хорошим звуком.
Так вот лично для меня феномен Виктора Цоя и его группы заключается в том, что он записал такие альбомы, которые и до сих пор убедительно звучат. С учётом того, что все записи датируются 80-ми годами, не считая последнего альбома это довольно необычно для русского рока. Всё-таки наш рок никогда не блистал каким-то звуком. Он вообще всегда был не об этом. Цой же сумел, если так можно выразиться, выйти здесь на западный уровень. И это его и делает феноменальным лично в моём восприятии.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.