Фен шуй что это было изначально
Фэн-шуй: учение для мертвых
В начале своего происхождения фэн-шуй действительно практиковался для мертвых, т.к. китайцы раньше считали, что их удача зависит от расположения могил предков. В принципе, так они думают и сейчас. В России умерших всегда хоронили на общем кладбище, за исключением некрещеных людей, а также тех, кого отлучила церковь, самоубийц, иноверцев, и никаких проблем не знали. А китайцы же для выбора идеального места могил подходили с полной серьезностью, для них это долг всей семьи. Если могила покойного находится в хорошем месте, с хорошим фэн-шуй, то будет благо всем потомкам до пятого колена. Будет жизнь легкая, послушные дети, деньги и слава никогда не покинут семью, будут все здоровы. Для того чтобы расположить могилу в нужном месте, и нужны были мастера фэн-шуй. Они были уважаемы из-за их бесценного опыта.
Земли для могил выбирались тщательно, китайцы старались выбирать самые лучшие места. Считалось, что душа умершего должна видеть прекрасные пейзажи, которые бы не нарушали их покой. Хороший фэн-шуй для могилы должен был включать в себя водоем с нестоячей водой. Если правильно ориентировать могилу, то вся семья умершего, улучшает свой авторитет и благосостояние. Иногда похороны китайцы откладывали на несколько месяцев, все для того, чтобы найти наилучшее место.
Даже форму участка выбирали квадратную, прямоугольную или в виде кошелька. Считается, что на таком участке циркулирует хорошая Ци. Участок с узкой передней частью обладает отрицательной Ци, он будет мешать достижению благосостояния и славы. Также участок не должен быть влажным, а намного суше земли, где строят дома. Вода не должна попадать в могилу, а должна стекать с участка. Иначе тело будет разлагаться быстрей, тем самым нарушится фэн-шуй, и удача отвернется от потомков. Фэн-шуй для мертвых обязывал ставить надгробный камень у изголовья могилы. А потомки должны были всегда следить за его состоянием, вовремя очищать от белых пятин и черноты, или беда постигнет семью.
Эти традиции и в наше время почитаются китайцами. Можно провести параллель и увидеть, что наши традиции об уходе за могилками во многом схожи с китайскими. Ведь мы тоже ставим надгробные плиты, пропалываем могилы и высаживаем цветы. Некоторые мастера фэн-шуй считают, что энергия мертвых хорошо помогает живым. Другие же считают, что мертвые поля разрушают жизнь, поэтому они рекомендуют кремацию. В любом случаи традиция живых обращаться к помощи умерших до сих пор осталась.
Когда точно фэн-шуй стал практикой для живых, неизвестно, но теперь мы пользуемся этим искусством для улучшения своей жизни. Естественно обряды для умерших не проводят над живыми, их видоизменили.
Китайское учение Фэн-шуй: история возникновения
Автор: Zolotoj Drakon
Естественная среда обитания постоянно воздействует на человека. Об этом знали еще наши предки – древние люди. Но если в глубокой древности они учитывали только те факторы, которые видны «невооруженным» глазом (дождь, ветер, солнце, снег, огонь), то с течением времени их «видение» изменялась. Так в Древнем Китае возникло учение Фэн-Шуй, построенное на том, что основой всего мироздания является энергия Ци.
Древние знания об излучении Земли
В последнее время ученые смогли получить достаточно полные данные о «невидимых» энергетических линиях, расположение которых определяется излучением Земли. Но определить их наличие можно только современными биолокационными методами. Однако древние строители, архитекторы знали об их существовании. Об этом свидетельствуют памятники древнего зодчества, сохранившиеся до нашего времени. Например, в Гималаях при строительстве монастырей кельи ориентировались таким образом, чтобы они располагались в нейтральных зонах, внутри ячеек энергетических систем.
Это позволяло предотвратить воздействие природных катаклизмов на организм живущих в них монахов. По этим же правилам возводились другие сооружения – дольмены. При этом они сами излучают позитивную энергию. А древние римляне умели управлять энергетической системой, трансформировать отрицательную энергию в положительную. Свидетельством этого являются «дороги завоевателей», проложенные в направлении восток-запад вдоль энергетических линий.
Древние народы старались имеющиеся у них знания, предотвратить их распространение. Они передавались, что называется «из рук в руки», «из уст в уста» от учителей и наставников ученикам и последователям. Однако, несмотря на разобщенность получаемых учеными разных стран эзотерических сведений, сегодня мы видим, что их знания во многом совпадали.
Возникновение Фэн-Шуй
Стремление к обретению внутренней свободы, счастья, гармонии побуждало людей к поиску все новых путей, для ее достижения. Они старались найти путь, который позволит им сблизиться, слиться с природой, стать ее неотъемлемой частью, слышать ее, понимать.
Слово фэн-шуй было придумано китайскими монахами. Оно состоит из двух частей: фэн – ветер и шуй – вода. Начиналось учение с культа почитания духов умерших предков. Древние мудрецы верили, что существование, жизнь потомков во многом зависит от умерших предков, их доброй воли, ведь после смерти человека жизнь ее души продолжается.
Поэтому устройство могилы для почившего родственника было важным мистическим действием, требующим соблюдения определенного ритуала, использования ритуальных предметов. От точности выполнения всех правил зависело будущее всей семьи. В Китае для мертвых строились целые города: наземные и подземные.
Современная практика Фэн-Шуй, которую сегодня широко внедряют в свою жизнь жители различных стран Европы, появилась относительно недавно, во второй половине прошлого века. Томас Линь Юй, известный китайский мастер Фэн-Шуй, разработал и предложил в 1986 году новую, простую методику гармонизации пространства, разобраться в которой смог бы любой, даже теоретически не подготовленный человек. Основу методики составляет процесс зонирования, при котором каждая отдельная область внутреннего пространства дома, квартиры, комнаты обустраивается по-своему.
Общие принципы
Главное назначение данной методики – установить равновесие внутри самого себя, добиться гармонии между своим внутренним мироощущением и внешними факторами при помощи оптимального обустройства дома. А добиться этого можно только настроив движение энергетических потоков, которые могут, как принести с собой счастье, процветание (положительная энергия Ци), так и плохое настроение, опустошенность (отрицательная энергия). Правильное расположение предметов интерьера, мебели, декоративных элементов позволяет скорректировать направление движения потоков, трансформировать один вид энергии в другой (негативной в позитивную) и достичь благополучия, успеха в делах, карьерного роста, взаимопонимания в семейных отношениях.
При этом нельзя препятствовать свободному перемещению Ци. Любой дисбаланс (недостаток, избыток) энергии отрицательно сказывается на всей энергетической системе квартиры, а значит при обустройстве квартиры, дома нельзя оставлять без внимания ни одну комнату.
Основные термины
Современный Фэн-Шуй намного проще учения, разработанного древними восточными мудрецами. Но и для его понимания необходимо усвоить некоторые основные понятия, термины, элементы, без знания которых трудно будет следовать правилам, требованиям гармонизации пространства.
Это основополагающее понятие, центральный термин, на котором построено все мироздание. Незримой, полноводной «рекой» растекается она по всей Земле, Вселенной, даря жизнь, процветание, безоблачное существование. Для энергии, которая наполняет пространство дома существует специальное название – Шень-Ци. С китайского это название можно перевести на русский как «дыхание довольного дракона». Именно к ее «накоплению» мы стремимся, обставляя свое жилище согласно положениям Фэн-Шуй.
В тех местах, где нарушены основные принципы учения, энергия приобретает отрицательный знак. Ее наличие ведет к нарушению гармонии, проблемам со здоровьем, постоянным ссорам, тревогам. Такая негативная энергия носит название Ша. Она скапливается в тех местах квартиры, где редко убирают, где собирается хлам, оседает пыль, хранятся старые, ненужные, сломанные вещи. Чем больше ее в доме, тем сложнее справиться с проблемами.
Чтобы темная энергия Ша не мешала достижению гармонии необходимо своевременно проводить в доме уборку, не допускать накопления мусора. Всю неисправную бытовую технику, мебель сдавать в ремонт или ремонтировать самостоятельно. То, что нельзя исправить (разбитую посуду, чайную утварь, технику, неиспользуемые предметы одежды) нужно выбрасывать, поскольку она будет привлекать, «притягивать» отрицательную энергию Ша.
Одно из центральных мест в Фэн-Шуй занимают 5 элементов, каждый из которых «отвечает» за определенный сектор квартиры: Вода, Дерево, Огонь, Земля, Металл. Для каждого из них характерны определенные материалы, цветовые оттенки, направления, времена года, погода. Начало цикла символизирует Дерево, которое у всех народов нашей планеты ассоциируется с зарождением жизни, ростом, процветанием. Его сменяют Огонь, Земля и Металл, который частично снижает, замедляет, сдерживает рост. Им на смену приходит Вода, назначение которой состоит в перезапуске всей системы, приведению ее к началу нового цикла.
Все пространство дома, квартиры подразделяется на 8 секторов, зон, каждая из которых символизирует одну из сторон жизни: Карьера, Здоровье, Слава, Знания, Семья, Любовь (Супружество), Дети (Помощники), Богатство. Каждый сектор активируется с помощью соответствующих талисманов, оберегов, амулетов, элементов обстановки. Так в зоне Богатства обычно устанавливают камин, свечи, а в секторе Семьи размещают обеденный стол или гостиную.
Это древнее писание, рукопись, которую именуют еще Книгой Перемен. К ней обращались императоры, полководцы, предводители за советом, помощью, ведь в ней не только собраны древние знания, но и живут древние духи, способные видеть, предсказывать будущее. Книга использовалась для гаданий на гексаграммах, всего их 64 и каждая имеет определенный смысл.
Сегодня мастера Фэн-Шуй применяют ее, как инструмент, способный настроить интуицию, внутренний голос человека, избавить его от проблем, неприятностей, угроз.
Школы Фэн-Шуй
За долгое время существования учения многие мудрецы стремились внести в него свои изменения, свою трактовку, отразить свое понимание основных положений. Так возникали, образовывались различные школы. Из всего многообразия традиционных направлений наибольшее распространение получили следующие:
Но разобраться в «хитростях» классических практик сможет не каждый новичок. Найти опытного мастера Фэн-Шуй то же не всегда есть возможность. Поэтому разработаны и упрощенные варианты, которыми может воспользоваться любой желающий. Среди таких простых направлений можно выделить уже упоминавшуюся ранее методику китайского мастера Томаса Линь Юй, ландшафтную школу. В них нет сложных терминов, для их применения на практике не нужны никакие особые знания. Простота и универсальность новейших практик и методов Фэн-Шуй позволяют самостоятельно разграничить пространство, разместить в каждой зоне соответствующие амулеты, обереги, фигурки, которые позволят оптимизировать энергетические потоки, гармонизировать обстановку в квартире, настроив ее на «работу» в соответствующем направлении. Древнее восточное учение представляет собой кладезь знаний, в нем сконцентрирован опыт многих поколений, нашли воплощение традиции предков. Они работают независимо от религиозных предпочтений жильцов дома, квартиры. Мастера Фэн-Шуй передают их людям, учат жить в гармонии с окружающей средой, Космосом.
Фэн-шуй — наука, религия или суеверие?
В последние время у многих наших сограждан появилось новое увлечение, которое называется фэн-шуй. Литература по фэн-шуй обильно представлена в книжных магазинах. В интернете ему посвящено множество сайтов. В общем, можно сказать, что фэн-шуй нынче в моде. Но насколько глубоко увлекающиеся им понимают природу фэн-шуй? Многие ли способны четко ответить на вопрос: что это такое – наука, религиозное учение или очередное суеверие? Где находятся корни фэн-шуй? На эти и другие вопросы автор попытается ответить в статье. Людям, которым все равно, во что верить, и которые, как флюгер, поворачиваются в сторону модных увлечений, она вряд ли будет интересна. Статья рассчитана на того, кто серьезно относится к своей духовной жизни и считает себя христианином. И, в первую очередь, для христиан, которые размышляют, впустить или нет фэн-шуй в свою жизнь.
Итак, что же такое фэн-шуй? Фэн-шуй переводится с китайского как «ветер-вода» 1. Появилось это учение в Китае в IX веке 2. Интересно отметить, что Лиллиан Ту3, популярный гуру современного фэн-шуй, датирующий его IX веком, в другой своей работе пишет: «Китайцы практикуют фэн-шуй тысячелетия»4. Правда, откуда взялись эти «тысячелетия», она не разъясняет. Впрочем, как заметил автор, в трудах Лиллиан Ту нередко встречаются достаточно противоречивые утверждения, со многими, из которых мы познакомимся ниже поподробнее. Итак, современные последователи фэн-шуй утверждают, что существует множество его школ, при этом «настоящий Фэн-шуй опирается на одни и те же концепции»5. Различия в разных школах фэн-шуй лишь в практике6. Пытаясь определить фэн-шуй, Лиллиан Ту пишет: «Фэн-шуй – это древнекитайский набор практических методов жизни в гармонии с собственным окружением, то есть со структурой и колебаниями окружающей нас энергии»7; «Фэн-шуй – это искусство правильного использования космического дыхания, или ци, – силы, циркулирующей во всей окружающей нас среде»;8 «Фэн-шуй – это не только наука об энергии «ветра и воды» (так собственно переводится термин Фэн-шуй), но и искусство использования, привлечения и генерирования этой энергии»9. Из всего вышесказанного можно вывести примерно следующее определение фэн-шуй: фэн-шуй – это теория и практика, с помощью которых человек привлекает и генерирует некую энергию ци, и с помощью этой энергии гармонизирует свое окружение. Для чего все это нужно? На это дается следующий ответ: «…цикл удачи и неудачи может быть существенно изменен, если вы познаете секреты земных энергий и способы манипулирования ими»10. Под удачей Лиллиан Ту понимает: деньги, здоровье, власть, в общем, процветание. Лиллиан Ту пишет: «…увеличение доходов – это одно из человеческих стремлений, которое проще всего удовлетворяется с помощью Фэн-шуй»11; «Если вам не суждено стать великим воротилой бизнеса, Фэн-шуй поможет вам разбогатеть, но не сделает вас сказочно богатым человеком. Все зависит от вашей небесной удачи».12
Учитывая, что в основе фэн-шуй лежит учение об энергии ци, познакомимся с этим учением подробнее. Итак, ци – это некая «вибрирующая»13 энергия, которая распространена повсюду, она дает человеку «силу и душу»14. Лиллиан Ту пишет: «Ци человека – это дух, управляющий его деятельностью. Избыток (или недостаток) ци в теле определяет здоровье и жизнедеятельность человека… у разных людей ци отличается качеством и количеством… ци человеческого тела должна находиться в гармонии с ци его окружения»15. В другой книге Лиллиан Ту добавляет: «Именно ци привлекает изобилие, богатство, процветание, здоровье, признание, популярность и счастье»16. Откуда взято учение о ци? Из даосизма. А раз так, то будет полезно узнать даоскую концепцию ци.
Необходимо заметить, что даосизм является национальной религией Китая. Его истоки лежат в практике созерцания и медитации, которые использовались для обретения состояния бесстрастия и покоя, а так же для обретения бессмертия. Нет смысла подробно знакомить с даоским учением, так как по данной теме есть очень хорошие работы, к которым автор адресует всех интересующихся даосизмом.17 Для наших целей будет достаточно познакомиться только с классическим даоским учением о ци.
Даосизм пантеистичен. Ци есть энергия пронизывающая всю Вселенную. Классический пример, объясняющий природу ци, дает древнекитайский-скептик Ван Чун (I век от Р. Х.); он утверждал что материя и дух – это разные состояния ци, как пар и лед ‑разные состояния воды. Вещество есть «замороженный» дух, дух есть «оттаявшее вещество», т.е. в даосизме материя и дух единосущны, они существовали всегда и не знали Творца.18 Человек живет в ци. Ци его окружает со всех сторон. Даосы стремились слиться с ци и через это обрести бессмертие. При этом нужно заметить, что даосизм учит не управлению природой, а скорее отдаванию себя ей. Цель не изменить мир, а слиться с ним. Откуда даосы узнали о ци? Через медитации в результате мистических озарений.
Что такое фэн-шуй для его последователей: религия или наука? Лиллиан Ту так отвечает на этот вопрос: «Мы рассматриваем Фэн-шуй как прикладную науку, поскольку законы Фэн-шуй формировались на основе эмпирических данных, собранных в течение веков»19. Итак, последователи фэн-шуй относят к науке. Что касается религиозности фэн-шуй, то ответ дается такой: «Фэн-шуй не является религией»20; «…в самой практике нет ничего духовного или мистического. От вас не потребуется компромиссов с религиозными верованиями или идеологическими принципами, поскольку для практики не требуется никаких молитв, жертвоприношений или веры»21. Не относит Лиллиан Ту свое увлечение и к магии: …Фэн-шуй – это не магия. А также не духовная практика, требующая огромной веры в могущество Фэн-шуй или убежденности в его эффективности».22
К сожалению, автор должен заметить, что утверждение Лиллиан Ту касательно того, что в фэн-шуй не требуется вера23, является ложным. Лиллиан Ту пишет: «Пока у вас нет потребности верить в фэн-шуй, пока в вас гнездятся сомнения, вы наполняете пространство вокруг себя негативными энергиями»24; «Если вы хотите использовать фэн-шуй для улучшения своей жизни, старайтесь не давать много воли недоверию. После того, как необходимые знания «встанут на свое место», вам даже покажется странным, как вы могли не обращать внимания на все эти вещи, о которых говорилось в теории фэн-шуй»25; «Методика фэн-шуй сработает лучше, если вы будете поддерживать в себе безмятежное отношение к ней»26. Приведенные цитаты скорее опровергают, нежели подтверждают заявление Лиллиан Ту, что вера в фэн-шуй не требуется.
Посмотрим теперь, насколько научен фэн-шуй. Лиллиан Ту пишет: «Я должна сознаться, что я не в состоянии точно объяснить, как работает фэн-шуй»27. Раскрывая вопрос отношения современной науки к фэн-шуй, она продолжает: «Теория, стоящая за рекомендациями фэн-шуй, может казаться странной представителям западной научной школы. Например, многочисленные упоминания об иньских и яньских аспектах энергии. Предполагается также принятие фундаментальной предпосылки о том, что вся вселенная и все в ней сотворено из Пяти Элементов – Земли, Воды, Дерева, Металла и Огня, – состоящих в отношениях взаимного разрушения и порождения»28. Если фэн-шуй соответствует стандартам академической науки, почему же ученые его отвергают, как признает это сама Лиллиан Ту? А если они отвергают его, то зачем же Лиллиан Ту вводить в заблуждение своих читателей, заявляя о научности фэн-шуй? Что же это за наука, которую отрицают ученые? Нужно заметить, что наука построена на парадигме29, из которой выводится научная картина мира30. Фэн-шуй основан на религиозном учении даосизма, который, насколько известно автору, пока не стал основой научной картины мира. Интересно отметить, что в предисловии к одной из книг Лиллиан Ту, ее почитатель пишет: «Фэн-шуй – сложный предмет, требующий глубокого знания китайских метафизических наук31. Но китайские метафизические науки к академической науке не имеют никакого отношения. В завершении предисловия говорится: «Фэн-шуй тоже занимается проявлением динамических сил и энергий, которые науке еще только предстоит открыть – в масштабе от земного до вселенского»32. Если науке еще только «предстоит» эти силы открыть, может тогда не стоит объявлять это свершимся фактом и классифицировать фэн-шуй как научную дисциплину? Может, будет честнее сказать, что теоретическая база фэн-шуй построена на китайском мистицизме, каковым является даосизм?
Автор уже приводил выше заверение Лиллиан Ту своих читателей в том, что в фэн-шуй нет никакой религиозности, и что любой человек может его практиковать без всяких компромиссов для своей веры33. Нужно заметить, что и это заявление не соответствует действительности. Как выше уже было указано, теоретическая база фэн-шуй основана на религиозной доктрине даосизма. А разве можно одновременно верить в даосизм и при этом быть, например, христианином? Нет34. Для этого достаточно сравнить их вероучения. Христианство монотеистично, даосизм пантеистичен. Христианство учит о Личном Боге – Творце, в даосизме Бога вообще нет. Для даоса Космос есть Бог и Бог есть Космос. Идея творения мира из ничего, присущая христианству, также отвергается в даосизме. В даосизме нет идеи бессмертной души, которая присутствует в христианстве. Даос воспринимает мир как непрерывный процесс перетекания одних форм и модусов энергии ци в другие. Этот процесс вечен и безличен. В общем, даосизм и христианство настолько отличны, что лишь человек, не знающий их, может говорить о совместимости этих двух мировоззрений. К тому же, как пишет Лиллиан Ту: «…наилучшим подходом к использованию фэн-шуй является развитие истинного благоговения перед энергиями Земли и перед самой Матерью-Землей»35. А разве христианин не должен благоговеть лишь перед Богом36, а землю хранить37? Вызывают сомнения и главные цели фэн-шуй, которые, согласно христианского вероучения, можно классифицировать просто – стяжательство! Христианство не против материального благополучия, но не ставит его своей целью. Христианин ищет прежде всего Небесного Царствия ( Мф. 6:33 ), и уже потом земного благополучия и то, только при условии, если оно не мешает главной цели. Об этом четко сказано в Священном Писании: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф. 16:26 ). А уж идея всепоглощающей концентрации на достижении богатства, к которому призывает Лиллиан Ту, христианству полностью чуждо. Например, представить себе, что совет, какой дает Лиллиан Ту своим ученикам, сможет дать кому-либо христианин, сложно38: «Для успешного создания изобилия вы должны страстно этого хотеть. Вы должны пропитаться этим желанием, полностью сфокусировавшись на нем… Чем яснее вы представите тип удачи, к которому стремитесь, тем острее и эффективнее будут энергии, которые вы создадите»39. А как христианин должен отнестись к следующей рекомендации Лиллиан Ту: «Привыкайте видеть мир вокруг себя глазами Фэн-шуй. Развивайте чувствительность к могущественным, хотя и невидимым энергиям вокруг вас»40; «…вы должны попытаться почувствовать свою персональную ци, принадлежащую только вам. Только после этого вы сможете настроиться на свое силовое поле и космическое дыхание внутри вас»41. Это хорошая рекомендация для школы экстрасенсов42, но полностью неприемлемая для христианства. Используются в фэн-шуй и медитативные практики, которые также полностью несовместимы с христианством43, и хотя Лиллиан Ту их критикует, она признает, что используют их мастера фэн-шуй: «Опытные практики фэн-шуй знают секретные методы, позволяющие им овладеть большим количеством персональной ци, которую они используют для вхождения в медитативное состояние для особых консультаций по фэн-шуй. Эти методы разные у разных мастеров, и, судя по тому, что я лично видела, они ближе к шаманству, чем к техникам фэн-шуй»44. Лиллиан Ту вероятно не в курсе того, что шаманство является отцом даосизма45, на теоретической базе которого основан сам фэн-шуй, а потому мастера фэн-шуй, практикующие шаманизм, – это не аномалия, а норма. Фэн-шуй магичен, как впрочем, магичен и даосизм46, и, несмотря на то, что Лиллиан Ту отказывается его классифицировать как магию47, она все же пишет: «Фэн-шуй действительно сродни магии: зачастую кажется, что в действие вступает некая мистическая сила»48. А если учесть, что Лиллиан Ту признает, что она не знает, как работает фэн-шуй,49 то какие у нее есть основания не допускать возможности реального присутствия «мистической силы»? Признает фэн-шуй и учение кармы50, полностью несовместимое с христианством51. А как читателям понравится идея о «трансцендентном фэн-шуй»? Как пишет о нем Лиллиан Ту: «…трансцендентный фэн-шуй… основан на специальных техниках визуализации и распевании мантр»52. Сама Лиллиан Ту использует в своей практике мантры из буддизма, но не возражает, чтобы ее читатели для «очищения» использовали, в том числе, и христианские молитвы53. А в чем помогает «трансцендентный фэн-шуй»? Как пишет Лиллиан Ту: «Люди, страдающие от неизлечимых болезней вроде СПИДа, рака и других угрожающих жизни заболеваний, могут представить эти проявления нездоровья как мощные блокировки в своей системе. Нарисуйте их в своем воображении как препятствия, которые нужно удалить… представьте мысленно, что блокировки внутри вас рассасываются»53. Итак, вы больны СПИДом, раком? Нет проблем, мысленно представьте, что ваша болезнь лишь «препятствие» внутри вашего тела и спокойно отправляйтесь на кладбище. Куда у вас есть все шансы попасть, если вы доверитесь фэн-шуй и будете игнорировать медицину.
В самом начале статьи приводилось утверждение Лиллиан Ту, что одна из главных целей, стоящей перед практикующими, есть достижение материального благополучия; правда, там добавляется: «Все зависит от вашей небесной удачи»55. А если «небесная удача» будет против? Получается интересная логика: если вы достигаете богатства, то вы правильно практикуете фэн-шуй, а если нет? Как пишет Лиллиан Ту: «Мне кажется, наилучшим способом распознания настоящих специалистов в области фэн-шуй является изучение биографии. Когда кто-то предлагает вам свои услуги в качестве мастера фэн-шуй, посмотрите, помог ли фэн-шуй самому этому человеку достичь тех вещей, которые он обещает сделать для вас. Если данный человек сам явно ничего не выиграл от хорошего фэн-шуй, следует поискать другого. При правильном использовании фэн-шуй всегда срабатывает(выделено нами. – В.П.)»56. Логика, которую использует Лиллиан Ту – чисто сектантская. Система всегда права. Если система не работает, виноват человек57. Значит, если последователь фэн-шуй потратил много денег и времени на приобретение литературы, скрупулезно следовал советам фэн-шуй и не получил никаких результатов, то виноват он сам. Система всегда права! С таким подходом можно доказать истинность любой системы.
Приведем несколько советов, которые можно вычитать в книгах по фэн-шуй. Например, читатели могут узнать что «…могила дедушки Мао Цзэдуна находилась «в ладони небесной лунной богини», то есть расположение могилы было настолько благоприятным, что это принесло огромную удачу внуку, в данном случае – великому кормчему Мао»58. Как просто: удачно расположенная могила привела человека на вершину власти. Или вот, другой случай: Лиллиан Ту пишет, что она поступала в школу бизнеса, и ей нужны были деньги на оплату учебы в ней. Чтобы их получить: «Я передвинула свою кровать, чтобы выровнять положение во время сна для получения благоприятной ци и удачи с наилучшего направления. Метод не подвел меня, и я смогла получить стипендию ООН для посещения школы бизнеса»59. Интересно, а заявление на получение этой стипендии не было подано? Автор, например, долго сидел без денег, попробовал поработать, при этом переставил кровать и – о «чудо» – деньги появились. Вопрос читателям: в этом «чуде» виновата работа или кровать?
Что можно сказать, завершая статью? Подытожим то, что мы узнали о фэн-шуй. Многие заявления гуру фэн-шуй Лиллиан Ту противоречат сами себе. К науке фэн-шуй не имеет никакого отношения. Основы его лежат в религиозной доктрине даосизма. При этом, если даосы стремятся слиться с ци, современные фэншуевцы явно пытаются им манипулировать. Современный фэн-шуй по сути является пародией на даоское учение. С христианством фэн-шуй не совместимо. А если учитывать, что в фэн-шуй даются советы для лечения СПИДА и рака, то он может быть и смертельно опасным, если поверивший советам мастеров фэн-шуй человек отвратит свое внимание от медицины и будет «лечиться» только методами фэн-шуй. На взгляд автора статьи, современный фэн-шуй – это типичное суеверие. Занимающимся им можно адресовать слова из Священного Писания: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии…» ( 1Тим. 4:7 ). Ну а допускать фэн-шуй в свою жизнь или нет, это уж пусть читатели решают сами.