Феминистки о чем они думали

Заблуждения о феминизме

В последнее время многие, позиционирующие себя как консерваторов, решили высказаться на тему феминизма. Удивительным образом мысли у некоторых из них оказались настолько похожи, что можно было бы заподозрить плагиат или единый источник вдохновения. Однако ещё более удивительными оказались сами их рассуждения, которые можно свести к следующей формуле:

«Феминизм изначально представлял борьбу женщин за права. Это было хорошее и полезное движение. Но недавно возник радикальный феминизм, который занимается борьбой с мужчинами и семьёй. Вот он плохой и вредный. В России феминисткам делать нечего, потому что советская власть уже дала им все права.»

Наши «консерваторы» сразу предупреждают, что они не против феминизма вообще. Их не устраивает только «радикальный феминизм» — одна из множества его разновидностей. А затем признают, что феминизм в принципе может быть правильным. Были же феминистки «хорошие и полезные». Вместо того, чтобы твёрдо заявить о своём неприятии феминизма, «консерваторы» сначала ставят себя в слабую позицию, а затем просто капитулируют. Как они собираются бороться против «радикальных феминисток» с такой позицией — непонятно.

Одновременно с этим наши «консерваторы» явно не понимают, что такое «радикальный феминизм». Когда они заявляют, что тот появился «недавно», буквально «10 лет назад», они демонстрируют своё незнание истории феминизма. А знать историю эту нужно, чтобы понимать суть феминизма, что в свою очередь необходимо для действенного противостояния ему. Как говорится, врага надо знать в лицо.

Для описания развития движения феминисток обычно используют аналогию «волн».

А «радикальные феминистки» разработали терминологический аппарат современного феминизма. Они признавали своим врагом патриархат, который главнее государства, права и экономики или предшествует им. Мужчин они определили как «сексистов» и «женоненавистников». И всё это происходило под лозунгом освобождения женщин от их традиционных ролей. Это уже «вторая волна» феминизма, которая началась в шестидесятые годы прошлого века. Но «консерваторы» со своими хвалёными «глубинными аналитическими» способностями почему-то обнаружили её только вчера.

В «третью волну» феминизм испытал влияние постструктурализма, постмодернизма, психоанализа и экологии, обогатился опытом женщин из отсталых стран, а также новыми теориями и концептами, вроде гендера и интерсекциональности. Все это сблизило современных феминисток с ЛГБТ-активистами, постколониалистами, «зелёными», и они теперь часто выступают единым фронтом. Начало «третьей волны» относят к девяностым годам. А сейчас уже говорят о «четвёртой волне»! «Консерваторы, таким образом, всё проспали.

С другой стороны, признав раз суфражисток хорошими, «консерваторы» могли бы и радикальных феминисток признать хорошими. А почему бы и нет? Ведь на фоне современных феминисток даже многие радикальные феминистки выглядят реакционно. Среди вторых есть те, кто критически относится к гендеру и не считает, что назвавший себя женщиной мужчина ею становится. Первые же презрительно обзывают их TERF (trans-exclusionary radical feminists — транс-исключающими радикальными феминистками) и обвиняют в трансфобии. Но ведь и «консерваторы» тоже против гендера и трансгендеров! Значит ли это, что радикальные феминистки полезны? Может, нужно не бороться с ними, а наоборот — объединиться для совместной борьбы с «гендерной идеологией»?! Конечно же нет, но не факт, что завтра кто-нибудь из них не выступит с таким предложением.

Само же разделение этими «консерваторами» феминисток на правильных и неправильных по принципу «одни за права, другие — нет», выглядит просто смешно.

Во-вторых, радикальные феминистки тоже боролись за права: например, за право на аборт или за право на свободный выбор работы и равную оплату за равный труд. В этом смысле «плохие» радикальные феминистки просто продолжают дело «хороших» суфражисток. Да и интерсекциональные феминистки тоже борются за права. И не только за права женщин, но и угнетённых негров, таджиков, геев, трансгендеров вместе с прочими голодающими Африки.

Один раз заявив, что кто-то хорош просто потому, что борется за права, «консерваторы» обрекают себя на признание хорошими всех своих противников. Это какая-то вывихнутая логика и самоубийственная позиция.

«Консерваторы» всё же так не считают. И конечно же думают, что борьба феминисток закончилась «первой волной». Сам штамп «феминисткам уже не за что бороться» — порочен. Та же советская власть сначала дала право на аборт, потом отобрала. При Сталине аборты были запрещены. Правда, затем их снова разрешили. Но дело не в этом.

Дело в том, что феминисткам всегда будет за что бороться. Даже имея те права, которые у них есть сейчас, они всё равно борются за равную зарплату или против сексизма на рабочем месте. Борьба за освобождение женщин продолжается и закончиться она может только уничтожением женщин. Отсюда проистекают все новые феминизмы — киберфеминизм, ксенофеминизм и т.д., призывающие покончить уже и с человеком как таковым, что уже сближает их с трансгуманизмом. В СССР киборгов всё-таки не было, и феминисткам есть над чем работать.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

Что такое феминизм: 5 главных принципов феминизма

Феминистки о чем они думали

Приветствую Вас, друзья!

Если ответить на вопрос простыми словами, то феминизм — это борьба за права женщин. Однако, такого ответа не достаточно, чтобы понять всю значимость феминизма для современного мира. Давайте более подробно разберемся с тем, что такое феминизм, на каких принципах он построен и как появилось это движение.

Что такое феминизм?

Феминизм (от лат. femina — женщина) – это совокупность движений и идеологий, цель которых — ликвидировать неравенство по половому признаку между мужчинами и женщинами во всех сферах жизни. Термин был введен французским философом и социологом Шарлем Фурье в 1940-х годах.

Суть феминизма состоит в борьбе за предоставление женщинам тех же прав и свобод, которыми наделены мужчины. Феминистское движение привело к важнейшим общественным и политическим изменениям, и многое стало возможно главным образом благодаря ему. Это касается таких аспектов как:

Принципы феминизма

Феминистки о чем они думали

Несмотря на то, что в различные времена цели и задачи феминизма отличались, неизменными всегда оставались основные принципы феминизма:

Как зародился феминизм?

Отголоски феминизма встречаются еще в Античные времена. Например, в своих трудах Платон развивал мысль, что талантливая эрудированная женщина должна обладать равными правами с талантливым эрудированным мужчиной. Следы этих суждений прослеживаются и в Средние века, и в эпоху Возрождения.

Первой известной феминисткой принято считать Мэри Уолстонкрафт. В 1872-м году она выпустила книгу «Защита прав женщин», где осветила вопросы о различиях между мужчинами и женщинами, достоверность гипотезы, что уровень женского интеллекта ниже, чем мужского, влияние домашнего быта и материнства на жизнь женщины. Также Уолстонкрафт выразила позицию, что женщина вольна сама распоряжаться своей жизнью, чем подняла волну общественных возмущений.

Россия всегда была известна своими патриархальными устоями, отводящими женщине второстепенную роль в жизни общества. «Женские вопросы» поднимались в разные времена, но официально права женщин были признаны только в 1917 году! И при этом, считается, что Россия – одна из первых стран, поддержавших идеи феминизма.

Развитие феминизма в России

Изменения в отношении к женщинам появились с приходом к власти Петра I, которого можно назвать не иначе как иконой русского феминизма. До этого положение женщин было крайне сложным, общественные нравы следовали принципам «Домостроя».

Образ типичной жены того времени: молчаливая, покорная, трудолюбивая. Она должна была жить на отдельной «женской половине» дома и не имела права выходить в люди без сопровождения мужа.

Избиение женщин мужчинами считалось нормой и никак не порицалось. Если же случалось убийство супруги, нерадивый муж мог отделаться церковным покаянием, в то время как за убийство мужа, женщине полагалось жестокое наказание – закапывание в землю живьем согласно «Новоуказным постулатам» 1669 года.

И хоть морально общество было готово перейти на новый уровень, жизнь начала меняться только с введением законодательных постулатов Петра.

И вот что сделал Петр I:

Можно сказать, что своими реформами Петр I положил начало развитию феминизма как философии. Феминизм как движение стал складываться в России в 1850-х годах.

У его истоков стояли жительницы больших городов, принадлежащие, как правило, к высшим слоям общества. Они требовали обеспечить женщинам возможность получения высшего образования и доступ к профессиональной занятости. Общество также реагировало на происходящие изменения: появляется ряд публикаций с призывом о необходимости наделить женщин правами. Самые яркие из них: статья Н. Пирогова «Вопросы жизни» (1857 г.) и статья М. Михайлова «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе» (1860 г.)

Тем не менее, требовать политического равноправия женщины 19-го века все еще не могли, так как в то время большая часть населения страны была политически бесправной. Поэтому первый митинг с требованием политических прав состоялся только в революционном 1905 г.

20-й век в России связан с расцветом двух феминистских течений – марксистского и либерального. Марксистки требовали наделения женщин такими же правами, какими обладают мужчины, либералки в свою очередь сосредоточились на просвещении, благотворительности и социальной помощи.

Российское женское движение оказалось довольно успешным – в конституции 1918 года женщины были признаны равноправными с мужчинами на юридическом уровне. Они фактически первыми в мире добились получения избирательного права, декриминализации абортов и возможности сохранять девичью фамилию при вступлении в брак.

Однако впоследствии ранняя советская эпоха значительно исказила эти достижения. Формально женское население обладало правами, которыми их наделили, но все еще доминирующие патриархальные устои сильно ограничивали присутствие женщин в публичной среде. Идеалом того времени становится работающая женщина и мать. Ситуация стала меняться в 80-х годах прошлого столетия, когда феминистки начали возрождать движение за провозглашение гендерного равенства.

Развитие феминизма на Западе

Феминизм – это движение, которому свойственно цикличное развитие. На Западе это проходило в 3 этапа (волны), каждый из которых обладает своими особенностями.

Первую волну феминизма олицетворяет движение суфражисток начала 20-го века, выступающих за предоставление женщинам политических и избирательных прав. Они руководствовались либеральными лозунгами: пол не должен влиять на права человека.

Суфражистки своими выступлениями значительно повлияли на политику, например, с их помощью в США в 1920-м году было провозглашено равенство полов при участии в политической жизни. Казалось бы, что на этом феминистские движения должны были остановиться, ведь своей главной цели они добились, а остальные проблемы должны были решаться на политическом уровне. Но на 60-е годы 20-го века пришлась вторая волна феминизма и ознаменовала собой необходимость более глубоких изменений.

Если раньше борьба шла за равенство политических прав, то теперь встал вопрос о пересмотре общественных устоев касательно социальной роли женщины. Отсутствие политической дискриминации не означало равенство во всех остальных аспектах жизни. Как оказалось, угнетение женщин на бытовом уровне было не меньшей проблемой.

Феминистки второй волны критикуют устоявшиеся представления о женщине, как о матери, хранительнице очага, отказавшейся от карьеры в пользу поддержания уюта в доме и воспитания детей. Они выступали резко против сложившегося мнения, что у женщин не должно быть стремления реализовывать себя вне «женского мира».

В 90-е годы 20-го века ключевой темой было осознание самой сущности мужчин и женщин. Они задавались вопросом, как формируются гендерные роли и каковы критерии этого подразделения. Стал вопрос, что понятия «мужское» и «женское» не более чем ярлыки, созданные социумом, и помимо привычных гендеров могут быть какие-то другие. Тогда же и зародилась квир-теория, которая занимается исследованием разнообразия гендерных идентичностей.

Феминизм третьей волны провозглашает свободу не только от предрассудков и угнетений настоящего, но и стремится избавиться от ограничений, наложенных феминистическими движениями ранее.

Женщина теперь представлялась не просто освобожденной от угнетения, а сильной, самодостаточной, обладающей талантом и лидерскими качествами, которая не только не хуже мужчины, но может даже превосходить его. В это же время реабилитируется макияж и яркая одежда, каблуки, считавшиеся ранее атрибутами сексуальной объективации и угнетения женщин мужчинами.

Разновидности феминизма

Феминистки о чем они думали

Как мы уже поняли, феминизм – это борьба за равноправие полов, но при этом направлений феминистских движений очень много и ни одно из них не дает абсолютного представления о том, что такое феминизм. Каждое направление выдвигает свои постулаты и имеет свой вектор движения. Давайте познакомимся с основными из них.

Либеральный феминизм

По канонам либерального движения мужчины и женщины равны как личности и поэтому должны обладать равными правами во всем. Считается, что проблема угнетения женщин сложилась исторически из-за совокупности воспитательных и правовых ограничений, которые должны быть устранены.

Либеральный феминизм провозглашает индивидуальную свободу личности и ее первостепенное значение. Он транслирует стремление женщины добиться равноправия и свободы выбора во всех областях жизнедеятельности, избавившись от необходимости подчиняться воле мужчины. За это либеральный феминизм критикуется представителями некоторых других феминистских течений, которые считают, что индивидуалистический подход не учитывает проблемы женщин разных рас, культур и классов и игнорирует многие другие формы ущемления прав женщин.

Марксистский феминизм

Последователи марксистского феминизма видят причину неравенства и ущемления женщин в расцвете капитализма и частной собственности, которые положили начало классовому неравенству, политическому и бытовому противостоянию полов.

Согласно этой теории, зависимая позиция женщины не была заложена биологически, а возникла в результате социальных отношений. Стремление мужчины взять женщину под контроль укрепилось, и было возведено в Абсолют посредством института семьи. Капиталистическое общество, в свою очередь, поощряет доминирующее положение мужчины рабочего класса с целью укрепления позиций правящего класса.

Также марксистки поднимали вопрос о неоплачиваемом домашнем труде женщин, поддерживаемом патриархальным укладом общества, как доказательстве эксплуатации женского труда. Положить конец угнетению прав женщин, по их мнению, могло только упразднение капиталистической экономики.

Радикальный феминизм

Сторонницы радикального феминизма считают, что угнетенное положение женщин вызвано не правовыми системами (как либералки) и не классовой борьбой (как марксистки), а в патриархальных гендерных отношениях, под которыми понималось доминирование мужчин на экономическом, культурном и политическом уровнях.

Радикальные феминистки считают, что общество – это тотальный патриархат, где мужчины угнетают женщин. По их мнению, женщины должны отказаться от бесплатного бытового и сексуального обслуживания мужчин и обособиться от патриархального института.

Конечной целью радикального течения является ликвидация привилегий мужчин и половых различий: гендерные различия в конечном итоге не должны играть никакой роли в социальных отношениях.

Заключение

Сейчас немногие задумываются о важности рассмотренного явления и на вопрос: что такое феминизм, могут ответить лишь парой утрированных клише, не понимая важности и ценности движения.

Только задумайтесь, если бы когда-то «женский вопрос» не был поднят, то сейчас женское население мира не обладало бы такими очевидными вещами как право на образование, трудоустройство, свободу выбора.

Источник

«Лучше быть плохой феминисткой, чем никакой»: почему равноправие касается всех

29 сентября в Москве прошел первый саммит о гендерном равенстве в бизнесе, политике и обществе Forbes Woman Day. Одна из сессий форума называлась «Сложные вопросы о феминизме для простой жизни». Участники говорили о тех, кто прокладывает дорогу равноправию, о провальных попытках поддержать женщин (и об уроках, которые из этих провалов можно извлечь) и о том, почему феминизм — синоним здравого смысла. Дискуссию модерировал журналист Григорий Туманов. Участники:

Ирина Изотова — основательница фестиваля о гендерной грамотности Moscow FemFest;

Настя Красильникова — журналист, фем-активистка, авторка Telegram-каналов «Вашу мать» и «Дочь разбойника»;

Лёля Нордик — экофеминистка, активистка, художница, соорганизаторка акции «Не виновата» в поддержку переживших домашнее насилие;

Дарья Серенко — политическая и феминистская активистка, художница, писательница, соосновательница проекта «Фемдача»;

Юлия Таратута — главный редактор издания Wonderzine;

Марина Ментусова — феминистка, основательница проектов «День Независимости. Альтернативное 8 марта» и keks-prosvet.ru, соосновательница движения «Женщины в белом»;

Кирилл Мартынов — кандидат философских наук, редактор отдела политики «Новой газеты», сооснователь Свободного университета, специалист по политической философии.

О тех, чьи голоса не слышны

Лёля Нордик: Подобные мероприятия, ориентированные на широкую аудиторию, не были бы возможны без работы низовых феминистских движений и активисток, которые в течение многих лет пробивали железобетонную стену стереотипов и обесценивания женского вопроса. На этом форуме представлены многие влиятельные, привилегированные женщины и, возможно, недостаточно представлены те, кто не имеет таких ресурсов, такого доступа к возможностям. У политических активисток, у тех женщин, которые занимаются небезопасной социальной работой и активизмом, далеко не всегда есть платформа для высказываний. Мне бы хотелось, чтобы в будущем в их репрезентации был достигнут баланс.

Дарья Серенко: Здесь не так много зрителей, как на параллельной сессии, где выступает, например, Татьяна Бакальчук. Она входит в список богатейших предпринимателей, но я сейчас думаю о тех женщинах, которые работают в ее компании и подвергались трудовой дискриминации.

Политические активистки подвергаются преследованиям, полицейскому насилию, сейчас в нашей стране много женщин-политзаключенных. А красивые, приятные мероприятия проходят без их участия, без дискуссий о политике. Я бы хотела, чтобы на этих дискуссиях уважаемые владелицы корпораций не только учили нас, как бороться за гендерное равенство, репрезентацию и так далее, но и сами бы учились, например, тому, как не дискриминировать сотрудниц на низовых позициях, как обеспечивать равные права в своих корпорациях.

О «корпоративном» феминизме

Юлия Таратута: Может ли идеологически правая площадка рассуждать о феминизме? Нужно ли помещать на глянцевые обложки активистские идеи? Если ты за все хорошее и против всего плохого, не является ли это способом ухода от налогов и способом понравиться аудитории? Наша редакция путем проб и ошибок пришла к выводу, что активизм, даже в каком-то смысле притворный, лучше, чем его отсутствие. Наличие дискуссии лучше, чем отсутствие разговора как такового. Если кто-то притворяется лучшим, он в какой-то момент становится лучше.

Меня за последнее время пригласили на несколько конференций с абсолютно «правым» образом мыслей, но почему-то крупным бизнесам стало прикольно про это говорить. Я считаю, что это позитивно. Даже если выбирать какие-то удобные темы — pay gap, стеклянный потолок, харассмент, — это уже неплохо.

Марина Ментусова: Лучше быть плохой феминисткой, чем никакой. Я даже с «клятыми корпорациями» люблю сотрудничать и верю, что они могут принести больше пользы, чем вреда, что их нужно делать союзникам. У нас есть цели. Какими инструментами мы будем их добиваться? Конечно, хотелось бы, чтобы максимально прозрачными и этичными. Но если мы можем свои задачи решить в том числе благодаря корпорациям, благодаря селебрити, — давайте их привлекать на свою сторону, завоевывать больше сторонников и сторонниц.

Дарья Серенко: Я хочу напомнить про кейс «ВкусВилла» (рекламную кампанию с участием ЛГБТ-семьи: вскоре после публикации ролик был удален, компания принесла за него извинения, а героини ролика столкнулись с травлей и были вынуждены уехать из страны. — Forbes Woman). Я думаю, очень долго всем [в компании] пришлось обивать пороги, чтобы этот кейс состоялся. А потом из-за него семья была вынуждена эмигрировать. Поэтому компаниям стоит быть очень аккуратными и консультироваться с активистками в тот момент, когда они реализуют социальную повестку.

Лёля Нордик: Совершать ошибки — нормально: никто из нас не рождается идеальными феминистками с правильным представлением о социальной справедливости. Нас этому не учат в школе, по крайней мере, в России. Люди проходят долгий путь от «я не такая, как все эти феминистки». Я против того, чтобы кэнселить всех, кто оступился и свернул куда-то не туда. Но нужно делать работу над этими ошибками. Если вы действительно разделяете все эти ценности, то важно реагировать на фидбэк и давать прозрачный ответ: да, мы могли сделать что-то не так, но мы готовы меняться к лучшему.

О позиции «против феминизма»

Я считаю, что можно не называть себя феминисткой, но важно признать, что женоненавистничество, которым пропитано все вокруг, — это ужасно.

Юлия Таратута: Я недавно читала интервью какого-то известного режиссера. Он спрашивал, почему все влюбились в феминизм, ведь в сегодняшнем обществе нужно защищать не женщин, а мужчин, потому что никто не думает о том, как им тяжело приходится, особенно когда они неконвенциональные. Но только феминизм и интересуется этим вопросом! Другого места, в котором кого-то интересовали бы социальные роли, вопросы власти и иерархий, конвенциональности, неконвенциональности, просто нет. Именно феминистские ресурсы поднимают вопросы о несоразмерности нагрузок [мужчин и женщин], функций, ролей. Мы говорим о том, что важно для всех.

Мужчины боятся почувствовать вину, и начинается слепое отторжение феминизма

Кирилл Мартынов: Если какой-то мужчина заявляет, что он про-феминист, это ровным счетом ничего не говорит о том, хороший ли он человек, — он может быть полным мерзавцем, подонком, идиотом. Но если мужчина этого не заявляет, то это совсем какой-то абсолютный ноль, абсолютная бесчувственность, неготовность чисто номинально соответствовать какому-то здравому смыслу. Говорить, что ты не феминист или не про-феминист, — все равно, что говорить, что ты сторонник крепостного права. Что мир, в котором одни люди эксплуатируют других, не дают им развиваться и жить так, как те хотят, — нормальный.

Я удивлен, насколько маленькую роль тема гендерного равенства играет в российской демократической повестке до сих пор. Множество активисток и множество ребят поняли, что гендер — достаточно фундаментальная вещь и что довольно трудно бороться с политической диктатурой, если ты занимаешься харассментом на работе. К сожалению, до более широкого круга прогрессивно мыслящих представителей среднего класса эта мысль все еще не доходит. Они могут быть оппозиционерами, но при этом не видят никакой гендерной перспективы и либо позитивно, либо нейтрально относятся к патриархальным практикам. Мне кажется, стоит более интенсивно говорить о том, какую большую роль дискуссия про гендерное неравенство играет в большой политике.

Ирина Изотова: Мы все застреваем в своих пузырях, в своих социальных кругах. Я часто слышу от женщин: «Я не подвергалась насилию», «Я не сталкивалась с сексизмом». Это прекрасно. Но нельзя отрицать существование проблем. Если не хотите участвовать в чем-то, реально что-то делать, то хотя бы не мешайте. Это обращение в том числе и к женщинам, которые не особо ассоциируют себя с фем-повесткой.

О мужчинах-союзниках

Многие мужчины, кажется, боятся, что феминистки отнимут у них их образ жизни. В этой логике мир представляет из себя пирог, который мы делим. Условно говоря, до феминизма 90% пирога принадлежала мужчинам, а всё остальное делили между собой домохозяйки. Если пирог будет поделен иначе, у мужчин будет всего меньше. Это в теории игр называется игрой с нулевой суммой: кто-то всегда выигрывает, а кто-то проигрывает. Но не все игры так устроены, и я надеюсь, что в той социальной игре, в которую мы играем, могут выигрывать многие люди, многие движения. И если женщины станут счастливее и свободнее, от этого выиграют мужчины, потому что общество в целом станет и счастливее, и богаче.

Лёля Нордик: Главная ошибка, которую совершают мужчины, считающие себя союзниками феминистского движения, — они начинают учить женщин «правильному» феминизму. Или начинают критиковать фем-активисток за «неправильный» фем-активизм. Но самая первостепенная задача мужчин-союзников заключается в том, чтобы вести диалог с другими мужчинами, теми, кто проявляет харассмент, шутит сексистские шутки, нарушает трудовые права женщин в своих компаниях. Поскольку в нашем патриархальном обществе мужчины скорее прислушаются к другому мужчине.

Вторая часть работы — помогать женщинам с ресурсами, давать им платформу. Не выходить на первый план, а помогать настраивать социальный лифт, который позволит женщинам, у которых нет достаточных ресурсов, получить какие-то возможности.

Настя Красильникова: Чем мужчины могут помочь фем-активисткам? Вот мой муж сегодня будет укладывать нашего сына спать. А перед этим он приготовит ему обед и ужин. Еще я попросила его помыть пол, а утром он по собственной инициативе помыл посуду. Мне кажется, что это очень важный уровень взаимодействия мужчин и женщин. Потому что когда изо дня в день женщина приходит домой, и на ней после рабочего дня еще четыре часа домашнего труда, это невыносимо. Невозможно заниматься никакой борьбой, никакой работой и вообще быть здоровым, полноценным человеком, если на тебе несколько рабочих смен.

Ира Изотова: Я не согласна с тезисом, что мужчины, которые не называются про-феминистами, — плохие люди. Они могут просто не понимать, что это такое, не касаться этой темы никогда в своей жизни, но краем уха слышать какие-то стереотипы. Я заметила, что люди не хотят изучать эту тему потому, что мешает не интеллектуальный барьер, а эмоциональный. Мужчины боятся почувствовать вину, и начинается слепое отторжение феминизма. Проработать этот момент можно только через тщательное изучение темы.

Дарья Серенко: Мне кажется, чтобы быть союзником или союзницей в любых движениях за равные права, можно просто взять за правило спрашивать, задавать вопросы: как я могу помочь? чем я могу быть полезен или полезна? чего не хватает в данном контексте? что я могу добавить? Как я могу использовать свой ресурс или свою платформу? Для этого не нужно читать учебники по гендерным исследованиям, достаточно элементарной эмпатии. Мне кажется, что иногда это даже более конструктивная стартовая позиция, чем какие-то интеллектуальные конструкции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *