Фелисатти или интерскол что лучше
Сергей Назаров, председатель совета директоров компании «Интерскол», о покупке итальянского завода Felisatti
Компания «Интерскол» в 2009 году очень активно ведет себя на рынке: открытие завода ICG в КНР, добавление в ассортимент оснастки и садовой техники. В августе еще одна важная новость — покупка итальянского завода Felisatti. О ней мы говорили с председателем совета директоров компании «Интерскол» Сергеем Назаровым.
— Специалистам бренд Felisatti хорошо знаком, но для многих российских потребителей он еще недостаточно известен, так как никогда не был хорошо представлен в странах СНГ. Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее.
В 1947 году итальянец Сильвано Фелисатти (Silvano Felisatti), вместе с братьями Нелло и Нино, основал на родине компанию, назвав ее своим именем. Фирма специализировалась на производстве переносных и стационарных электроинструментов для профессионального применения: (дрелей, вибро- и углошлифовальных машин, маятниковых пил, а также токарных станков, сварочных аппаратов, промышленных приборов и т.п.). Уже в 1951 году компания зарегистрировала первый международный патент на абсолютно новый тип крепления абразивного диска у шлифовальных машин. В том же 1951-м был открыт завод в городе Феррара.
Марка Felisatti хорошо известна в Европе и за ее пределами, прежде всего, благодаря своей деревообрабатывающей продукции, в том числе фрезерам и торцовочным пилам, по производству которых Felisatti считается одним из мировых лидеров. Отдельно отмечу машины по шлифовке бетона. Вместе с тем под брендом Felisatti на заводе в Италии выпускался широкий ассортимент инструментов — начиная от дрелей и заканчивая стационарными станками, всего порядка 100 наименований.
Felisatti всегда был профессиональным брендом и, кроме того, производил ОЕМ-продукцию. В списке партнеров компании были Metabo, Flex, Porter Cable, Kress, Lamello, Wurth, Rothenberger, Fein, Beckum, Trend.
Наиболее важные области применения оборудования Felisatti:
— деревообработка — торцовочные и ручные дисковые пилы, строгальные машины, фрезеры с верхним расположением электродвигателя и т.д.;
— металлообработка — прямо- и углошлифовальные машины, ленточные и торцовочные пилы и т.д.;
— камнеобработка — шлифовально-полировальные машины для влажной обработки камня;
— обработка любых поверхностей (в том числе кузовов автомобилей) — плоско- и углошлифовальные машины, полировальные машины и т.д.;
— строительные работы — отбойные молотки, шлифовальные машины с алмазными насадками и т.д.
Завод Felisatti характеризовался единым технологическим циклом изготовления продукции на собственных производственных площадях, применением комплектующих только известных европейских производителей и жестким выходным контролем. Более того, заводской лабораторно-технический центр проводил собственные исследования и внедрял новые разработки. На Felisatti старались делать эксклюзивную продукцию, свидетельство тому — свыше 300 международных патентов.
Электроинструмент и оборудование на заводе Felisatti выпускали сравнительно небольшими объемами (по 1000-1500 штук в год по каждой позиции ассортимента), но это были действительно профессиональные машины.
— Почему Felisatti оказался выставленным на продажу? В каком состоянии находились бренд и завод на момент их покупки «Интерсколом»?
На момент покупки завод находился в полностью рабочем состоянии, но с апреля он был остановлен. До этого владелец бизнеса продал его итальянской фирме Ferrometal S.P.a. Это крупная компания, занимающаяся производством оборудования для атомных электростанций. Она купила Felisatti из-за его огромного запаса металла (несколько тысяч тонн). Но непосредственно само производство для Ferrometal оказалось обременительным — это не их бизнес. К тому же завод находился в центре города, и площадь под ним стоила дороже, чем сам завод. В итоге компания Ferrometal решила освободить площадь и продать производство Felisatti — в апреле 2009 года завод был закрыт.
Выше я упомянул, что на Felisatti был единый технологический цикл изготовления, а производимый ассортимент состоял почти из 100 наименований. Но для нас стало откровением, что практически все необходимое выпускалось непосредственно на заводе! Даже в Советском Союзе такого совсем полного цикла не было. Мы полагали, что основную часть комплектующих на Felisatti поставляют из Китая. Но оказалось, что завод 1950-го года постройки практически не использовал кооперацию, что в наш век именно кооперации и интеграции привело к абсолютной нерентабельности производства и продаже бизнеса.
— Зачем компании «Интерскол» понадобился Felisatti?
В этом году «Интерскол» расширил программу электроинструмента и вывел на рынок оснастку и садовую технику. Причем мы никогда не говорили, что «Интерскол» — это профессиональный инструмент, хотя вообще-то мы его уже делаем, если говорить не с точки зрения производства, а с позиции применения, ведь перфораторы, отбойные молотки и большие УШМ дома не используют. Например, новая линейка перфораторов «Интерскол» производится в Китае, но это очень хорошее качество. Кстати, мы будем расширятьассортимент перфораторов, и уже скоро появятся еще три-четыре новинки.
С деревообработкой, по нашему мнению, у «Интерскола», да и вообще на рынке, дела обстоят хуже. Мы решили заполнить среднюю нишу и предложить качественные станки по доступной цене.
Несмотря на открытие ICG и наш бурный рост в сторону Востока, мы понимаем, что туда мы идем с простыми технологиями и простыми изделиями. При всем уважении к КНР, там до сих пор достаточно проблематично делать сложные вещи. И эту задачу не решить даже при постоянном присутствии на месте наших инженеров — требуется соответствующее технологии и оборудование. В России их тоже нет. А значит, к программе профессиональных машин стоит подойти по-другому: с точки зрения приобретения западных технологий с оборудованием и инжинирингом.
Купив Felisatti, мы получили технологии, патенты, оборудование и выход на новые рынки. Станки будут производиться под маркой «Интерскол», но на заводе Felisatti в России (в Быково). Сейчас идет перерегистрация «Быковского электроинструментального завода», и скоро он будет называться «Завод Felisatti».
— Что именно получил «Интерскол», купив Felisatti? Расскажите об условиях контракта.
Переговоры по Felisatti мы вели с февраля 2009 года, когда завод еще работал, и ждали, когда из-за кризиса и необходимости сноса завода (кстати, на его месте будут строить торговый центр) сильно снизят цену.
Покупка Felisatti была нам интересна, так как мы хотели получить работающий завод, европейские технологии и патенты. В результате мы приобрели компанию «оптом»: полностью со всем оборудованием, торговой маркой, патентами, контрактами, поставками.
Особый интерес для нас представляют четыре сборочные линии. Они высокого уровня — не такие, как в Китае на ICG или в Быково, где, по сути, идет отверточная сборка по китайским технологиям. Европейские сборочные линии отличаются тем, что они высокопроизводительные. Если у китайцев ленточный конвейер, у которого длина метров 30 и там сидит человек 100, то здесь на сборке станка сидит человек шесть. С перевозом этих линий «Интерскол» сможет организовать в Быково высокотехнологичную сборку.
В настоящее время мы вывозим около 50 фур из Италии — станки, пресс-формы, оснастку, запчасти, комплектующие, готовые изделия и т.д. Представьте: одних только пресс-форм 200 тонн! В Москву приедет даже музей истории завода Felisatti, где представлено около 40 наименований экспонатов инструментов и станков. Мы заберем все, что может пригодиться для производства в России. В Италии останется только сервисный центр, так как обязательства перед поставщиками никто не отменял (поставки велись более чем в 50 стран — в Канаду, Норвегию, Швецию, Алжир, Марокко и т.д.). Может быть, попозже сервис из Италии мы тоже перевезем.
— Что будет с торговой маркой Felisatti?
Мы будем производить на оборудовании Felisatti продукцию под маркой «Интерскол». Мы купили также очень много комплектующих, которые и пойдут на первую сборку уже под нашим брендом. К концу 2009 года мы планируем запустить как минимум сборочное производство, а в начале ноября сделать экспериментальную партию из комплектующих, которые были куплены и вывезены из Италии. Как обычно, планы у нас наполеоновские.
По ценам наши машины будут более интересными, чем с завода в Италии, за счет высокого уровня кооперации. У нас уже есть предварительные калькуляции. Мы хотим, чтобы наши потребители могли купить хорошего качества недорогой станок.
Сейчас ту готовую продукцию, которая досталась нам вместе с заводом, мы будем продавать под брендом Felisatti. Есть планы по сохранению этого бренда, по крайней мере, для рынков, где он хорошо известен.
Электроинструмент Felisatti популярен только в Италии, а вот станки — по всей Европе. Естественно, будет перерыв в поставках в связи с переналадкой производственных линий, но этот вопрос уже решен со всеми партнерами. Мы постараемся сохранить или восстановить имеющиеся контракты. История фирмы Felisatti открывает новую страницу, но теперь на российской земле.
— Купить завод — это ведь полдела. Станки еще нужно смонтировать и обслуживать. Как «Интерскол» собирается с этим справиться?
В компании «Интерскол» уже есть девиз: наши ребята должны научиться думать поитальянски! Именно по-итальянски, а не по-китайски или по-российски. Сейчас мы привозим в Россию всю техническую документацию, переводим на русский язык. Наши специалисты уже больше двух месяцев находятся в Италии — изучают линию, конструкции, работу оборудования. В октябре в Москву прибывают итальянские инженеры. Их две группы. Одна — наладчики и настройщики оборудования. Вторая — технологи-производственники. Итальянские специалисты будут находиться у нас полгода. За это время мы у них должны научиться работать.
Мы купили функционирующий завод, а значит, должны быстро запустить конвейер и начать сборку. Параллельно с запуском сборочных линий мы договариваемся о поставках комплектующих и литья.
Обслуживать оборудования будет итальянская компания, которая его разрабатывала. На нем установлены датчики, постоянно передающие сервисную информацию через Интернет в Италию, например о том, что необходимо поменять масло или заменить какой-нибудь фильтр. Примерно раз в три месяца будут приезжать инженеры для проведения сервиса.
— Почему линии Felisatti не были перенесены в Китай, например на площадку ICG?
В КНР хорошо производят то, что умеют, и в основном простые товары. Изначально мы предлагали нашему китайскому партнеру Стивену Щю установить в Быково только сборочный конвейер, а обработку перенести на ICG. Но он решил не рисковать и не расширять свое производство до профессиональных станков.
Наша компания не побоялась научиться работать на оборудовании Felisatti в России. Может быть, мы что-нибудь и перенесем на ICG, но это пока вопрос не ближайшего будущего.
— Какие комплектующие будут использоваться в производстве новой программы?
По комплектующим мы пока еще надеемся на Россию и рассчитываем найти подходящие нам по цене и качеству.
Вес станка — это на 30-40% алюминий. Его мы планируем закупать у компании ВСМПО «Ависма» — самого крупного в Европе производителя сплавов, который продает не просто сырье, но и комплектующие (они льют, штампуют и даже обрабатывают).
По асинхронным двигателям мы общаемся с ярославским заводом. Также знаем многих производителей в Китае. Мы оцениваем, что будет лучше с точки зрения цены и качества, после чего сделаем выбор.
По пластмассе работаем с «Химпластом». Ну а для механической обработки у нас уже есть в Быково свои станки. Самое главное, что мы купили в Италии, — многофункциональные, высокопроизводительные обрабатывающие центры для изготовления столов торцовочных пил. Такого оборудования в России нет, и оно гипердорогое.
— Какой ассортимент планируется производить на «Заводе Felisatti» в Быково?
Пять видов деревообрабатывающих станков, фрезерные машины, шлифовальные машины по бетону, орбитальные полировальные машины. Также рассматривается вариант производства двух-трех видов лобзиков. Всего мы купили оснастку и технологии для 14-ти изделий. Для остальных 70-ти покупать не стали, так как они нам не интересны — аналогичные уже есть в ассортименте «Интерскол».
В ноябре на выставке MITEX-2009 мы постараемся сделать презентацию Felisatti и запустить сборочные линии, чтобы пригласить дилеров.
— Чего еще ожидать от «Интерскол»?
Мы планируем включить в ассортимент «Интерскол» компрессоры. Это будет или совместное предприятие с китайскими партнерами, или наше собственное производство: выяснилось, что практически все оборудование для выпуска компрессоров у нас уже есть.
В настоящее время мы решаем вопрос о покупке еще двух европейских производителей, которые из-за кризиса заинтересованы в продаже своего бизнеса. Пока договоренности не достигнуты, не будем их называть. В случае успешного завершения переговоров эти новости, надеюсь, будут темами интервью в следующих выпусках журнала «Потребитель. Инструменты».
Автор интервью: Любовь Балаболина