Федерико феллини чем известен

Чем так хорош Федерико Феллини и почему его считают гением итальянского кино

Федерико феллини чем известен

Автор фото, Getty Images

В конце концов, видение мира, свойственное маэстро, было настолько уникальным и гипнотизирующим, что породило для этого карнавального стиля в кинематографе специальное обозначение ( Felliniesque, феллиниевский).

Мартин Скорсезе недавно признался, что пересматривает феллиниевский шедевр «8 ½» каждый год.

Многие кинематографисты говорят, что трудно сделать что-то лучшее, чем этот фильм.

Что же до нас, простых смертных, тех, кто платит за то, чтобы сесть в темном зале кинотеатра и уставиться на экран в надежде испытать на себе чары искусства, не будет преувеличением сказать: Феллини предложил нам абсолютно новый способ смотреть кино.

Он создал собственный стиль кинематографа, который странным, волшебным, загадочным образом ощущается как универсальный для людей всей планеты, делая мир вокруг нас меньше, уютнее и душевнее.

Автор фото, Hulton Archive/Getty Images

Шедевр Феллини «8 ½» Мартин Скорсезе считает мерилом для себя

И все-таки (всегда есть это «и все-таки», правда?) мне не доставляет никакой радости сообщить, что сообщество кинокритиков всегда состояло в более сложных отношениях с Феллини.

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Кейл была далеко не первым (и не последним) известным критиком, отвергающим фильмы Феллини, как пустые сосуды, чей утонченный символизм и гротескный сюрреализм намекают на глубину, которой там нет.

В своей антологии 2008 года «А вы видели. » Дэвид Томсон пишет: «Нет, «8 ½» не мог бы и не должен длиться бесконечно, просто от него именно такое ощущение».

По поводу «Сладкой жизни» (1960 г.) он хмыкает: «Ничего не происходит, за исключением никчемных эпизодов в декорациях, с эпическими претензиями на символизм и метафорами с влажными глазами».

Источник

Биография Федерико Феллини

Федерико Феллини (Federico Fellini) родился в 20 января 1920 г. в семье коммивояжера Урбано Феллини (Urbano Fellini) и Иды Барбиани (Ida Barbiani). Семья жила в Римини (Rimini), небольшом курортном городке юга Италии.

Детство и юность

Мальчик рос болезненным, медики подозревали сердечную недостаточность. Маленькому Федерико нравилось всеобщее внимание, довольно быстро он научился имитировать обмороки и головокружения. Учеба в католическом колледже давалась мальчику легко, он любил читать и читал много.

Федерико феллини чем известен

Зачатки сценического таланта проявились рано: мальчик мастерил наряды для кукол, сочинял сценарии и разыгрывал кукольные пьесы. Но и улица привлекала юного Федерико: шатры бродячего цирка, пыльные дороги и маленькие лавочки Римини перекочуют в его лучшие фильмы, став декорациями.

Самостоятельная жизнь будущего мэтра началась во Флоренции (Firenze), где он работал карикатуристом в газете антифашистского толка. Потом был Рим, такая же работа плюс сочинение сценариев и зарисовок, непродолжительная учеба на юридическом факультете. Последнее, впрочем, лишь для того, чтоб не попасть в армию Муссолини (Benito Mussolini). В этом также помогал отточенный еще в детстве навык симуляции болезней.

Любовь и творчество

Судьба одного из самых великих режиссёров решилась, когда он стал писать сценарии для радио о жизни влюбленных Чико и Полины. Полиной была радиоведущая Джульетта Мазина (Giulietta Masina). Знакомство, взаимная симпатия, краткая пора ухаживания – и молодые люди, обручившись, поселились в доме тети Джульетты.

Федерико феллини чем известен

Семейная жизнь оказалась удачной во всем, кроме одного – пара так и не смогла завести детей. Первая беременность наступила быстро, но окончилась выкидышем. Долгожданный сын родился в 1945 г., но умер, не прожив и месяца. Позже Феллини предлагал усыновить малыша, но жена не согласилась. Своими детьми с этих пор они считали совместные фильмы.

Федерико феллини чем известен

Федерико Феллини и Джульетта Мазина были необычной парой. Она была неиссякаемым источником его творческого вдохновения. Любимая женщина, лучший друг, муза – все она, несравненная Джульетта. Без жены Феллини не мог вести съемки, не имело значения, играет она в фильме или нет. Они словно создавали и дополняли друг друга – муж и жена, известный режиссер и актриса с непревзойденным драматическим даром.

Федерико феллини чем известен

Снимать кино он начал не сразу, но к началу своей режиссерской карьеры имел огромный опыт сценариста. Фильмы Федерико Феллини достаточно точно отражают этапы его жизненного пути. “Дорога” и “Амаркорд” – реминисценции детства, проведенного в итальянской провинции. В фильме “Ночи Кабирии” встречаются типажи, изученные им в период проживания в дешевой квартирке близ римского вокзала. “Сладкая жизнь” и “Восемь с половиной” – пик расцвета его творчества и грустные свидетельства того, что лучшие фильмы уже сняты.

Закат маэстро

Федерико феллини чем известен

Богата была фильмография Федерико Феллини, но не он сам. Их нельзя было назвать фешенебельной парой – жили в Риме, а не за городом, лето проводили в Римини, Мазина, в отличие от большинства известных актрис, не имела дорогих драгоценностей. Зато жизнь супругов была насыщена эмоциями, позже появлявшимися в сценариях и на экране.

В 1993 г. Феллини получил “Оскара”, 5-го по счёту, за вклад в искусство кино, а 31 октября того же года умер от инсульта. Верная муза скончалась всего через пять месяцев, пожелав, чтобы ее погребли с фотографией мужа в руках.

Фильмография

Дорога (La Strada, 1954)

Ночи Кабирии (Le notti di Cabiria, 1957)

Сладкая жизнь (La Dolce Vita, 1959)

Герой мечется от одной женщины к другой, к каждой относясь по-своему, не может определиться, кто он и чего хочет от жизни. Одной из партнерш Мастроянни по фильму стала французская актриса Анук Эме (Anouk Aimée). Глубокий нравственный тупик на фоне вызывающей римской роскоши, изображенной со всем талантом великого фантазера Феллини. “Сладкая жизнь” вызвала негодование Ватикана, церковь особенно возмутило начало (статуя Христа на вертолете) и откровенная сцена стриптиза. За просмотр грозили отлучением от церкви, что послужило отличной бесплатной рекламой. Картина обогатила современный язык словом “папарацци” и устойчивым выражением “сладкая жизнь”. Главная награда фильма – Золотая пальмовая ветвь.

Восемь с половиной (8 1/2, 1963)

Рим Феллини (Fellini Roma, 1972)

Амаркорд (A m’arcòrd, 1973)

“Амаркорд” послужил калькой для многих режиссеров, пожелавших воссоздать “босоногое” детство на большом экране. Критики считали такое подражательство не всегда удачным, ворча, что с легкой руки Феллини у каждого режиссера появился свой “Амаркорд”. Одно из лучших подражаний – картина Тенгиза Абуладзе “Хевсурская баллада”. “Амаркорд” изобилует откровенными сценами подростковой жизни, но советскому режиссеру пришлось обойтись без этого. Как и “Дорога”, картина “Амаркорд” отражает фантазии режиссёра, смешанные с воспоминаниями детских лет.

Казанова (Il Casanova di Federico Fellini, 1976)

Фильм “Казанова Федерико Феллини” был задуман и снят фантазийно, но разочаровал критиков, зрителей, а в особенности – самого режиссера. Он говорил, что Казанова отвратителен, а мемуары его похожи на телефонный справочник.

Репетиция оркестра (Prova d’Orchestra, 1979)

В картине “Репетиция оркестра” Феллини вновь обратился к жанру псевдодокументалистики. Кино в формате интервью, которое журналист берет у каждого из музыкантов оркестра. “Репетиция оркестра” – интересная трактовка иерархии музыкального мира, на вершине находится тот, кто лучше чувствует музыку.

И корабль плывет… (E la Nave Va, 1983)

В фильме “И корабль плывет…” Феллини раскрыл себя в историческом жанре. Корабль в открытом море, его пассажиры – компания, состоящая из богемы и музыкального оркестра. Повод круиза – похороны эксцентричной оперной дивы, завещавшей развеять свой прах над морем. Корабль с богемой, роскошная и безмятежная с виду жизнь и вдруг – весть об убийстве эрцгерцога Фердинанда! Многие критики считают, что фильм “И корабль плывет…” – вольная вариация на тему гибели “Титаника”.

Интересные факты

Книги

Некоторые сценарии, написанные Феллини, стали самостоятельными книгами. Это «Амаркорд», написанный в соавторстве с Тонино Гуэррой (Tonino Guerra), «Репетиция оркестра», «И корабль плывет…», «Белый шейх», «Интервью». Мэтр, в совершенстве владеющий искусством режиссуры, написал книги и об этом: «Делать фильмы», «Феллини о Феллини» (сюда включены интервью разных лет и подробные описания создания нескольких фильмов), «Мой трюк – режиссура». Последняя книга была написана в соавторстве с Шарлоттой Чандлер (Charlotte Chandler), американской журналисткой и кинокритиком, с которой маэстро связывала многолетняя дружба. Автобиография Феллини «Я вспоминаю…» также создана с ее участием.

Через год после смерти Джульетты Мазины вышел скандальный роман «Виды любви» голландской писательницы Розиты Стенбек (Rosita Steenbeek). В нем она описала вымышленную историю любовной связи с Феллини и свою римскую «dolche vita».

Основной идеей книги было то, что Феллини и Мазина не любили друг друга, их союз был всего лишь сделкой двух карьеристов.

О романе забыли вскоре после выпуска, так как свидетели совместной жизни двух кумиров Италии были еще живы. Правдой было одно: голландка имела поверхностное знакомство с четой и даже снялась в эпизоде картины «Джинджер и Фред».

Романтизированная версия истории любви Феллини и Мазины принадлежит перу Николая Надеждина, книга называется «Федерико Феллини: «Моя Джульетта» (2009 г.).

В 2015 г. в серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга «Феллини». Ее автор Бенито Мерлино (Benito Merlino), популярный композитор, сценарист и режиссер короткометражных фильмов, был знаком с Федерико Феллини лично.

Цитаты

Федерико феллини чем известен

Федерико Феллини был искусным мастером слова. Его книги, статьи, сценарии и высказывания отличались чувством стиля и точностью формулировок. Цитаты Феллини – важная часть его творческого наследия. Склонность приукрашивать была следствием развитого ума и богатой творческой фантазии.

Интересны цитаты о цирке – впервые увидев, что это такое, Феллини «почувствовал, что его здесь ждали». Это и был его путь в большое искусство.

Другие цитаты мэтра касаются жизни, человеческих отношений, самопознания и искусства. Феллини, великий фантазер, никогда не лгал самому себе. Поэтому его цитаты – отражение его внутреннего «Я», непрестанных творческих исканий и большого жизненного опыта:

Источник

Федерико Феллини

Биография

Федерико Феллини — итальянский режиссер, который вошел в историю мирового кинематографа как непревзойденный гений и творец авторского стиля, вызывающего восхищение у широкой публики. Современники называли его непревзойденным вруном, таинственным итальянцем и эстетом, который способен снимать даже во сне.

Детство и юность

Федерико родился 20 января 1920 года в итальянском курортном городе Римини. Родители, Урбано Феллини и Ида Барбиани, поженились за два года до появления первенца и переехали на адриатическое побережье из столицы Италии. Отец занимался продажами товаров народного потребления. В 1921 и 1929 годах родились младшие дети — сын Рикардо и дочь Мария Маддалена.

В детстве Федерико часто болел, падал в обмороки. Медики подозревали у ребенка сердечную недостаточность, но потом состояние мальчика нормализовалось. В 7 лет ребенок пошел учиться в школу при монастыре в Фао. Богатая фантазия проявилась у Феллини в раннем возрасте: мальчик любил придумывать необычные истории, мастерил маски, кукол, шил для сказочных героев наряды. Большое впечатление на будущего маэстро произвела труппа цирковых артистов, приехавшая на гастроли.

В 17-летнем возрасте Федерико отправился во Флоренцию получать образование журналиста. На новом месте юноша устроился на работу создателем карикатур в издательство Демоса Боннини «Фебо». Маленького дохода хватало, чтобы прокормиться, не прибегая к помощи родителей. Через год Феллини переехал в Рим, где поселился в районе для бедных.

Комната будущего режиссера находилась в квартале, где обитали китайцы, торговавшие на улицах столицы, мелкие преступники и девушки легкого поведения. В молодости Федерико спасало умение рисовать смешные злободневные карикатуры, которые пользовались успехом у читателей газет. По заказу артиста варьете Альдо Фабрици молодой журналист писал тексты для представлений. Не гнушался Феллини и работы наборщиком текстов, а также создателем рекламных постеров и текстов для радиопостановок.

В Риме Феллини поступил на юридический факультет Национального университета — в основном для того, чтобы получить отсрочку от службы в армии итальянского диктатора Бенито Муссолини. С 1938 года юмористические очерки Федерико начали публиковать в издании «Марк Аврелий», содержание которого носило антифашистский характер. С 1942 года молодой карикатурист работал над сценариями для кино.

Фильмы

В середине 40-х произошел случай, изменивший биографию Феллини. Он познакомился с режиссером Роберто Росселлини, который пригласил сценариста поучаствовать в создании военной драмы «Рим — открытый город». За киносценарий в 1946 году автор впервые в жизни получил номинацию на «Оскар», а критики заговорили о создании жанра неореализм. В этом же году на экраны вышла вторая работа Феллини-сценариста — фильм «Пайза» («Земляк»), посвященный войне. И вновь картина попала в номинацию на «Оскар» за лучший сценарий.

В 1950 году Федерико решился на создание собственного фильма «Огни варьете» с соавтором Альберто Латтуада. Написав сценарий к следующей картине, «Белый шейх», Федерико вынужден был сам снять ее, так как режиссер Микеланджело Антониони отказался работать над проектом. Кинокартина не получила должного успеха среди зрителей, но уже с этого фильма Феллини начинает долгосрочное сотрудничество с композитором Нино Рота.

После картины «Маменькины сынки», которая получила премию «Серебряный лев» на Венецианском фестивале, и эпизода «Брачное агентство» из киноальманаха «Любовь в городе» в 1954 году Феллини приступил к работе над драмой «Дорога». Текст был написан еще в 1949 году. На роли деревенской девушки Джельсомины и ее друга силача Дзампано Феллини пригласил актеров Джульетту Мазину и Энтони Куинна. Кинолента принесла создателям многочисленные награды международных кинофестивалей, в том числе первый «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», а также хорошую выручку после проката.

В 1955 году вышла лента «Мошенники» с Бродериком Кроуфордом, Ричардом Бейсхартом и Джульеттой Мазиной в главных ролях. Через два года режиссер порадовал зрителей очередным шедевром — «Ночи Кабирии» о девушке легкого поведения, которая оказалась слишком доверчивой и обманулась в единственном возлюбленном. Режиссер получает «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, а исполнительница главной роли Джульетта Мазина становится лучшей актрисой.

Мода играла большую роль в творческой жизни маэстро. Стиль героев фильмов итальянского гения повлиял на тенденции haute couture. Это и вечерние платья с декольте, и береты с приталенными жакетами, и причудливые шляпы с перьями, и наряды в блестках.

Сам Федерико черпал в дизайне вдохновение и становился законодателем мод для своего поколения: его шляпа и кашпо прочно вошли в обиход современников. На создание фильма «Сладкая жизнь» Феллини натолкнуло платье-мешок Givenchy, знаковое для рубежа 50–60-х годов.

Картина с Марчелло Мастроянни в главной роли получила «Оскар» за работу художников по костюмам и несколько номинаций на премию BAFTA. Именно после этой киноленты в обиход вошел термин «папарацци» в честь любопытного и вездесущего героя — журналиста Папараццо.

Трейлер фильма Федерико Феллини «Восемь с половиной»

В 1963 году на Московском кинофестивале состоялась премьера трагикомедии Федерико Феллини «Восемь с половиной» — фильма, который коренным образом повлиял на кинематограф XX столетия. Сюжет, выстроенный в виде потока сознания, стал использоваться кинематографистами разных стран: Андреем Тарковским, Вадимом Абдрашитовым, Питером Гринуэем, Такэси Китано. Это была уже третья кинолента Феллини, завоевавшая «Оскар», причем в двух номинациях — «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучший дизайн костюмов».

В конце 60-х Феллини создал фильмы «Джульетта и духи», «Сатирикон». В 1969 году на экраны вышла феерическая комедия-притча «Рим Феллини», пронизанная ощущением праздника и карнавала, за которую в 1973 году режиссер получил премию «Золотой глобус». Через год на аналогичную тему Феллини снял телефильм «Клоуны».

В 1973 году кинорежиссер создал автобиографичную драму «Амаркорд», сюжет которой построен по типу калейдоскопа и отсылает зрителей на побережье Адриатики 30-х годов XX столетия. Картина принесла четвертую статуэтку «Оскар» своему создателю. В фильме 1976 года «Казанова Федерико Феллини» главную роль исполнил Дональд Сазерленд.

В 1979 году вышла лента «Репетиция оркестра», в которой режиссер реализовал классический театральный принцип единства времени, места и действия. Работа над картиной заняла всего три недели.

В последние годы Феллини все больше тяготел к театральности. Так, в киноленте «И корабль плывет…» повествование строилось вокруг показа съемочной группы, а морские волны и вовсе были изображены благодаря большому полотну.

Личная жизнь

В 1943 году, работая сценаристом на радио, Феллини создавал ряд театрализованных передач о любви двух героев — Чико и Полины. На существующий сценарий автор решил снять экранную версию постановки, для чего пригласил 22-летнюю актрису студенческого театра Джулию Анну Мазину. Между молодыми людьми завязался роман, уже осенью Джулия стала женой Федерико. По просьбе жениха девушка изменила имя на Джульетту Мазину. Сразу после свадьбы актриса забеременела, но, неловко упав с лестницы, потеряла ребенка.

Вторая беременность Джульетты закончилась благополучно. Родился мальчик, которому дали имя Пьер Федерико, но спустя две недели новорожденный сын скончался. Джульетта так и не смогла больше стать матерью.

Источник

Рейтинг фильмов Феллини: от худшего к лучшему

20 января 1920 года родился великий Федерико Феллини! Сам режиссер говорил, что всю жизнь снимает один и тот же фильм, только в разных декорациях и с разными актерами. К столетию маэстро вспоминаем его фильмографию

Фильмографию Федерико Феллини можно представить как сериал, где каждый фильм — не только отдельное высказы­ва­ние, но и часть большого метавысказыва­ния. Сам режиссер признавался, что всю жизнь снимает один и тот же фильм, только в разных декорациях и с разными актера­ми. Разуме­ется, Феллини заслуживает того, чтобы смотреть его целиком, но для тех, у кого нет возможности или желания смотреть этот сериал от первого эпизода до последнего, Arzamas составил рейтинг фильмов Феллини.

16 «Казанова Феллини» (1976)

У Феллини с этой картиной были сложные отношения. Договор с продюсером Альберто Гримальди он подписал еще до того, как про­читал книгу Казановы «История моей жиз­ни», экранизацией которой и должен был стать фильм. Первоисточник произвел на ре­жис­сера удручающее впечатление бес­страст­ного статистического отчета или архивной описи, а главный герой вызвал резкую анти­патию. Эти чувства стали отправной точкой в работе над фильмом: отвра­ще­ние к персо­на­жу читается на всех уровнях — изобрази­тельном, звуковом, сюжетном. Феллини намеренно исказил внешность исполнителя главной роли Дональда Сазерленда кило­граммовым гримом, чтобы тот перестал быть похож на человека. Получилась исто­рия про нечеловека, зомби, марионетку и нежизнь, имитацию реальности, игру в подлинное.

«Казанова» стал единственным фильмом Феллини, в котором сошлись его стиль (барокко в кино) и материал (итальянская история XVIII века), поэтому фирменная гротескность работает здесь на полную мощь. Однако наблюдать за изысканными, но болезненными образами очень непросто, и начинать знакомство с Феллини с этой картины точно не стоит.

15 Поздние фильмы: «Джинджер и Фред» (1986), «Интервью» (1987), «Голос луны» (1990)

Федерико феллини чем известен

Федерико феллини чем известен

Три последних фильма Феллини объединены темой ностальгии по прошлому и утраты связей с современным миром — циничным, суетливым, холодным.

Пенсионеров Амелию и Пиппо, некогда знаме­нитых двойников американских танцовщиков Джинджер Роджерс и Фреда Астера, из провинциального небы­тия извле­кает римское телевидение. Они приезжают в столицу и оказываются совсем в другой цивилизации: от того Рима, который они знали и любили, не осталось и следа. Во многом это фильм про самого Феллини и его растерян­ность перед стремительно меняющейся реальностью: недаром на главные роли он пригласил свою жену Джульетту Мазину и свое альтер эго — Марчелло Мастроянни.

Мастроянни, а также сам Феллини, его опе­ратор Тонино Делли Колли и звезда «Слад­кой жизни» Анита Экберг появятся в «Интер­вью» — фильме, который режиссер снимет к 50-летию Cinecitta, главной итальянской киностудии. Эта картина также будет строиться на контрасте сладостных воспоми­наний с их обволакивающим мороком и жесткой действительности с ее резкими звуками, нахальной рекламой, поверхност­ными, самоуверенными персонажами.

И сам режиссер, и все те, кто делал вместе с ним шедевры итальянского кино 1960–70-х, становятся похожи на лунатиков, при­шель­цев из другого мира. Таков и главный герой последнего фильма «Голос луны»: гуляющий по ночам Иво, которого играет Роберто Бениньи. Смещенный взгляд, гро­тескная дефор­мация реальности и поэтиче­ская оптика, покорившие весь мир, людям конца столетия кажутся признаками безумия. В этих последних филь­мах особен­но чувствуется интонация стариковского ворчания — очаровательная, но слишком сентиментальная и даже несколько раздражающая.

14 «Мошенничество» (1955)

«Ни один мой фильм не принимали хуже „Мошенничества“», — обижался Феллини. После успеха «Дороги» все ждали от режис­сера новую историю о Джельсомине, но Фелли­ни хотел снимать криминальную драму на фоне итальянского экономического чуда. Этот фильм он пробивал с огромным трудом и яростно защищал (и все же не смог защитить несколько ключевых эпизодов от продюсерских ножниц). Феллини отказы­вался смотреть итоговый вариант и призна­вать фильм своим. Тем не менее главное от феллиниевского взгляда на мир — его размышления о хрупком балансе иллюзии и реально­сти — уцелело.

13 «Сатирикон Феллини» (1969)

Еще один случай, когда Феллини сначала подписал контракт на экранизацию и только потом начал читать книгу. Но, в отличие от мемуаров Казановы, «Сатирикон» Петро­ния заинтриговал режиссера настолько, что он перечитал памятник древнеримской литературы несколько раз подряд.

Еще в 1950-х критики придумали для стиля Феллини специальный термин — фанта­реализм. Действительно, в его фильмах мы видим дополненную реаль­ность, пропу­щен­ную через фантазию режиссера. Сохра­нив­шийся не полно­стью, текст «Сатирико­на» давал возможность использовать этот метод в экра­низа­ции литературного произве­дения и заполнить лакуны аллюзиями и отсыл­ками к тому, что происходит здесь и сейчас. Специалисты по древнеримской исто­рии и литературе приняли картину в штыки, а зрителям не понравилась слишком откровенная работа с телесностью (фильм даже называли порногра­фическим — что, конечно, не так).

Пожалуй, именно в «Сатириконе» Феллини расходится с ожиданиями аудитории: остается верен себе, но начинает терять своих верных зрителей.

12 «Клоуны» (1970)

Этот телевизионный фильм на стыке игро­вого и документального кино сегодня отнесли бы к гибридной экранной форме docufiction. Воспоминания о первых походах в цирк, которые перевернули сознание семилетнего Федерико, перемежаются с кино про кино: в кадре появляется сам режиссер, у нас на глазах снимающий фильм о клоунах. Цирк — важнейшая часть феллиниевской эстетики, и этот скромный фильм помогает понять, что залитый светом манеж, экзоти­че­ские животные, рыжие и белые клоуны — мгновенно узнаваемые образы Феллини — становятся в его творчестве символом пере­хода в область бессознательного. «Клоунов» можно назвать своего рода репетицией «Амаркорда»: как и там, во многих сценах Феллини возвращается к своим ранним воспоминаниям и Римини — городу детства и юности.

11 Ранние фильмы: «Огни варьете» (1950), «Белый шейх» (1952), «Маменькины сынки» (1953)

Федерико феллини чем известен

Федерико феллини чем известен

Федерико феллини чем известен

В этих первых фильмах Феллини ищет свою интонацию, нащупывает темы и пытается зафиксировать свой взгляд на мир. Уже здесь мы видим три уровня реальности, на кото­рых разворачивается действие и других его фильмов: пестрый, яркий и одновременно поражающий своей убогостью мир балагана («Огни варьете», сделанные в соавторстве с Альберто Латтуадой); ускользаю­щий и обманчивый мир фантазий, смешиваю­щихся с действительностью («Белый шейх», первый самостоятельный фильм Феллини и первое сотруд­ничество с композитором Нино Ротой); уютный мир воспоминаний, в котором всегда можно найти ответы на вопросы, кто ты и что делаешь («Мамень­кины сынки»). Именно в «Маменькиных сынках» Феллини обретает свой голос и начинает использовать экран для проекции химер собственного сознания.

10 «Город женщин» (1980)

«Город женщин» — раздутая до размеров целого фильма сцена гарема из «Вось­ми с половиной». И не только раздутая, но и пере­вернутая. В «Восьми с полови­ной» персонаж Марчелло Мастроянни наслажда­ется своей властью над женой, няньками, кормилицами, проститутками и бесчислен­ными любов­ницами. Главный герой «Города женщин» (его тоже играет Мастроянни) оказывается в мире, вывернутом наизнанку, где власть, наоборот, принадлежит женщи­нам. В фильмах Феллини множество женских образов: строгая мать, интеллекту­альные жены, соблазнительные любовницы, гротескные великан­ши. Сам режиссер считал, что в каждом из них он прорабаты­вал неудовле­творенный подростковый интерес к сексу, заблокированный хан­жеским католическим воспитанием. Пожа­луй, «Город женщин» — самая яркая реализация этих фантазий.

9 «Репетиция оркестра» (1978)

8 «Рим» (1972)

Если «Амаркорд» стал для Феллини проща­нием с родным Римини, то сделан­ный годом ранее «Рим» — признание в любви к столице. Режиссер настаивал, что это фильм не о застыв­шем Вечном городе, а о живом, крикливом, посто­янно меняющемся Риме, городе его субъективных воспоминаний и впечат­лений. Одно из первых таких впе­чат­лений — город-ресторан. После сонного Римини, вымирающего на закате, Рим казался вечно бодрствующим городом, где постоянно едят. Одна из самых запоминаю­щихся сцен — всеобщий ужин прямо на ули­цах, посреди которых — множество столов, заставленных пастой. Античные руины и станции метро, центр и периферия, про­шлое и настоящее, реальность и вымысел перемешиваются в едином потоке созна­ния режиссера, который одновременно и участ­ник событий, и сторонний наблюдатель.

7 «И корабль плывет» (1983)

6 «Джульетта и духи» (1965)

Этот фильм принято относить к одной из неудач Феллини, но неудач блестящих и показательных. После триумфа «Восьми с половиной», где режиссер погрузил зрителя в глубины собственного бессознательного, Феллини решил сделать женскую версию этого киноэксперимента.

В главной роли он видел исключительно собственную жену Джульетту Мазину, не подозревая, что она станет его главным оппонентом на каждой стадии работы над фильмом. Мазина пыталась предостеречь мужа от ошибки: вместо того чтобы исследовать женскую психику, он последо­вательно изображал на экране собственные представления о том, как думает и чувствует женщина. Мазина вмешивалась в сценарий, выбор костюмов, видение роли, чтобы поме­нять логику, Феллини же воспринимал это как капризы, которым не стоит придавать значения. Уже после того, как фильм вышел на экраны и получил прохладный прием, Феллини согласился с женой.

5 «Дорога» (1954)

4 «Ночи Кабирии» (1957)

3 «Амаркорд» (1973)

2 «Сладкая жизнь» (1959)

Коммерчески самый успешный фильм Фел­ли­ни, один из самых титулованных «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кино­фестиваля, премия «Оскар» за работу худож­ника по костюмам. и са­мый скандальный. После того как Ватикан призвал правоверных като­ликов бойко­ти­ровать этот «безбожный» фильм, прави­тельство запретило прокат. Инвесторы плевали Феллини в лицо, а священники вешали на фасадах церквей его фотографии в черной рамке с настоянием помолиться за душу «великого грешника».

Проводником зрителя по этой «сладкой жизни» становится молодой журна­лист Марчелло Рубини (Марчелло Мастроянни), делающий скандальные репортажи, посе­щаю­щий закрытые вечеринки, сопро­вождаю­щий кинозвезд. Семь эпизодов фильма, семь ночей Марчелло Рубини — это и семь смертных грехов, и семь дней творе­ния, а с прологом и эпилогом — девять кругов ада. Но для главного героя и зрителя этот вояж по инфернальному Вечному городу становится путешествием в собственную душу.

Ночное купание шведской актрисы Аниты Экберг и Мастроянни в фонтане Треви стало одной из самых знаменитых сцен в кинема­тографе, а слова «дольче вита» («сладкая жизнь» ) и «папарацци» (друга Рубини, назой­ливого фоторепортера, зовут Папараццо) прочно вошли в международный лексикон.

1 «Восемь с половиной» (1963)

Центральный и самый значимый фильм Феллини, удостоенный двух «Оска­ров» в категориях «Лучший фильм на иностран­ном языке» и «Лучшая работа художника по костюмам в черно-белом фильме», а также главного приза Московского между­народного кинофестиваля. Именно с этим фильмом связан основной вклад Феллини в мировой кинематограф, и именно его называют феллиниевской кинореволюцией.

Когда нужно было писать сценарий, у Фел­ли­ни начался творческий кризис. Он хотел отказаться от проекта и даже начал писать покаянное письмо продюсеру, но в этот момент технические сотрудники студии пригласили его отметить начало работы над новым фильмом. Феллини понял, что не сможет оставить людей без работы, и решил сделать фильм о самом себе — режиссере, который хочет снять фильм, но не может выйти из творческого тупика.

К этому моменту у Феллини было шесть полных метров, короткометражки в альманахах он посчитал за один фильм, а за половинку — «Огни варьете», сделанные в соавторстве с Альберто Латтуадой: так у фильма появилось рабочее название. Позже режиссер хотел его поменять, но команда убедила его, что название нужно оставить.

Главный герой — режиссер Гвидо Ансельми (снова Марчелло Мастроянни) — перед съемками едет на курорт, чтобы поработать над сценарием. Но вместо уединения его ждет вихрь всплывающих и исчезающих образов — актеры, их агенты, старые друзья, коллеги, жена, любовница, мать, давно умерший отец. Гвидо, а вслед за ним и зри­тель перестает видеть грань между реально­стью и иллюзией: Феллини делает переходы между реальным и ирреальным почти неразличимыми. По сути, зритель оказы­вается у героя в голове, а на экран выпле­скивается поток сознания режиссера. Этот эстетический эксперимент перевернул представления о возможностях кинематографа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *