Федеральный университет что это такое
Федеральные университеты
созданы с целью развития системы высшего профессионального образования, оптимизации региональных образовательных структур и укрепления их связей с экономикой и социальной сферой федеральных округов.
Первые федеральные университеты были созданы в 2007 году в Южном и Сибирском федеральных округах в рамках приоритетного национального проекта: в Ростове-на-Дону – Южный федеральный университет, созданный на базе Ростовского государственного университета, и в Красноярске – Сибирский федеральный университет, созданный на базе Красноярского государственного университета.
21 октября 2009 года Президент России подписал указ о создании пяти новых федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах. 13 октября 2010 года был подписан указ о создании Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта.
Северный (Арктический) федеральный университет создан в Архангельске на базе Архангельского государственного технического университета; Приволжский федеральный университет – в Казани на базе Казанского государственного университета; Уральский федеральный университет – в Екатеринбурге на базе Уральского государственного технического университета; Дальневосточный федеральный университет – во Владивостоке на базе Дальневосточного государственного университета; Северо-Восточный федеральный университет – в Якутске на базе Якутского государственного университета; Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта – в Калининграде на базе Российского государственного университета имени Иммануила Канта.
В федеральных университетах внедряются новые системы управления, а сами вузы станут интегрированными комплексами образования, науки и бизнеса, центрами инновационно-технологического развития и подготовки кадров международного уровня.
Какие бывают статусы у вузов и на что они влияют
Высшие учебные заведения России могут иметь различные статусы (категории). Это позволяет им разрабатывать собственные образовательные стандарты, присуждать учёные степени и многое другое. Сегодня мы расскажем о всех возможных статусах и квотах, чтобы у тебя был ещё один ориентир при выборе вуза.
«Особый статус»
Его носят всего два вуза: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет. Это два крупнейших (и старейших) высших учебных заведения. Именно тут сосредоточена самая большая база научно-педагогических работников: в МГУ это почти 17 тысяч человек, в СПбГУ — более 5 тысяч.
МГУ и СПбГУ являются ведущими университетами страны. Их правовой статус определяется специальным федеральным законом, а ректора назначают указом президента. Это позволяет им пользоваться рядом привилегий. Например, они единственные, кто может проводить дополнительные вступительные экзамены по предметам ЕГЭ. Вузы также могут самостоятельно реализовывать различные образовательные программы, выдавать выпускникам документы собственного образца, присуждать собственные ученые степени и другое.
Кстати, МГУ — единственный российский вуз, входящий в сотню ведущих вузов мира по международному рейтингу QS-2019, СПбГУ же входит в 250.
Федеральные университеты
Как предполагалось Правительством РФ, вузы с таким статусом нацелены на подготовку кадров для социально-экономического развития отдельных регионов страны. Сейчас эта категория присвоена 10 вузам:
— Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (БФУ)
— Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ)
— Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ)
— Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского
— Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
— Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Амосова (СВФУ)
— Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ)
— Сибирский федеральный университет (СФУ)
— Южный федеральный университет (ЮФУ)
— Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ)
Итак, какие у них есть преимущества? Во-первых, это достаточно крупные университеты. Практически в каждом из них численность научно-педагогических сотрудников превышает тысячу человек, а в КФУ и ЮФУ — более четырёх тысяч. Во-вторых, такие университеты дают полипрофильные, необходимые в большинстве областей знаний: из сферы естественных, точных, социально-гуманитарных наук, а также из сферы искусства и спорта.
Федеральные университеты могут проводить обучение по собственным стандартам. А некоторые из них (например, Казанский федеральный университет) имеют право присваивать учёные степени кандидата и доктора наук. Университеты также самостоятельно разрабатывают программы развития, по которой обучаются студенты.
Кстати, эти университеты входят в так называемый «Клуб десяти» или G-10. Это объединение федеральных вузов, деятельность которых направлена на повышение качества образования в России.
Национальные исследовательские университеты
Как и федеральные университеты, НИУ имеют право разрабатывать образовательные стандарты и присуждать учёные степени, однако различия между ними всё же есть. На данный момент такой статус присвоен 29 вузам на 10 лет. Это НИТУ МИСиС, НИЯУ МИФИ, НИУ ВШЭ и другие. Полный список таких вузов смотри тут.
В чём тогда отличие от федеральных университетов? НИУ не такие крупные и специализируются в какой-то определённой области знаний, имеют высокий уровень научных исследований. Ректор же выбирается коллективом, а не назначается.
Глобальные университеты (университеты проекта 5−100)
В результате конкурсного отбора в этот проект включились 15 российских университетов. К ним в 2015 году добавились еще 6 университетов. В настоящий момент в проекте 5−100 участвует 21 вуз, 5 из которых одновременно имеют статус федеральных университетов, а 13 являются национальными исследовательскими университетами.
Большинство вузов, участников проекта 5−100, ведут обучение по собственным образовательным стандартам, ежегодно защищают дорожные карты по развитию своего образовательного процесса. Это значит, что университеты такого статуса действительно нацелены на постоянное повышение компетенции своих сотрудников и студентов.
Опорные университеты
Это региональный вуз, ориентированный на поддержку развития той или иной области России. Вузы получали этот статус в несколько этапов. Первая волна проходила так: вузы создавались на основе объединения уже существующих с финансовой поддержкой на федеральном уровне. Участвовали Волгоградский государственный технический университет, Воронежский государственный технический университет, Вятский государственный университет и другие. Во второй волне статус опорного университета назначался уже существующему вузу, с финансовой поддержкой на федеральном уровне. Список всех ищи тут.
Обучаясь в таких вузах, во-первых, ты можешь получить образование столичного качества, не уезжая из своего региона. Во-вторых, опорные вузы будут котироваться ничуть не меньше, а в своих регионах даже больше, чем столичные. В-третьих, такими университетами организуется довузовская подготовка для молодежи региона (специализированные классы).
Прочие университеты, академии и институты
Университеты, о которых мы говорили выше, составляют примерно 10% от общего числа высших учебных заведений России. А что представляют из себя остальные 90%? Они делятся на три категории: университет, академия, институт. Университет — это многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания.
Академия же готовит широкий круг специалистов одного направления деятельности (сельское хозяйство, здравоохранение, искусство, туризм, экономика, финансы и тому подобное). А институт является частью вуза и занимается подготовкой специалистов только одной профессии. Нередко бывает, что факультеты отделяются и формируются в более самостоятельную структуру — институт. То есть университет имеет самый широкий круг профильной подготовки, академия — более узкий, институт — самый узкий.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Федеральные вузы России 2021
Первые федеральные университеты (Южный и Сибирский) учреждены в 2006 году в рамках нацпроекта «Образование», к 2015 году список уже состоял из 10 вузов.
Создавались инновационные учебные заведения на базе слияния нескольких действующих местных с целью формирования в регионах крупных центров качественного высшего профобразования, которые смогут конкурировать с такими признанными в стране и за рубежом лидерами научно-образовательной деятельности, как Московский и Санкт-Петербургский университеты.
Концепция создания
Федеральные вузы созданы для углубления связей университетов с экономикой и социальной сферой округов, в которых они расположены. Их миссия состоит в подготовке вооруженных современными знаниями специалистов для экономики и управления, фундаментальной и прикладной науки, образования и культуры, технологических отраслей, приоритетных для национальных интересов. Федеральные университеты не только готовят высококонкурентоспособных профессионалов для своего региона, но и занимаются разработкой и практическим применением в округе расположения научно-технологических решений, ведут фундаментальные исследования.
Финансируются федеральные университеты не только из общегосударственного бюджета, но и за счет средств региональных властей и бизнеса. Благодаря такому комплексному подходу эти вузы стали высокотехнологичными научными центрами с собственными исследовательскими лабораториями, не уступающими мировому уровню, и оборудованными по последнему слову технологий кампусами.
Федеральные вузы строят свою деятельность по принципу максимального взаимодействия с работодателями и другими учебными заведениями, в том числе зарубежными – европейскими, азиатскими, американскими, добиваясь международного признания собственных программ обучения с целью интеграции в мировое образовательное пространство.
К отличительным чертам федеральных университетов России относятся:
Выбрав такое учебное заведение, абитуриент получает гарантию того, что его подготовка будет полностью соответствовать потребностям регионального рынка кадров, а приобретенные знания окажутся конкурентоспособными на мировом уровне.
Список
На сегодняшний день в список входят 10 университетов. Их полное и сокращенное название, расположение, количество бюджетных мест на очном отделении, стоимость платного обучения представлены в таблице. Позиции в списке – согласно сводному рейтингу Interfax за 2019 год.
Позиция в рейтинге | Название вуза | Расположение | Количество бюджетных мест на очное обучение | Стоимость обучения в год, руб. |
---|---|---|---|---|
9–10 | КФУ – Казанский федеральный университет | Казань | 2 916 | 122 460 – 193 500 |
13 | УрФУ – Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина | Екатеринбург | 3 144 | 138 700 – 275 200 |
15 | СФУ – Сибирский федеральный университет | Красноярск | 3 225 | 141 018 – 210 418 |
17 | ЮФУ – Южный федеральный университет | Ростов-на-Дону | 2 649 | 108 000 – 214 000 |
19 | ДВФУ – Дальневосточный федеральный университет | Владивосток | 1 825 | 190 000 – 285 000 |
30 | БФУ – Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта | Калининград | 953 | 124 000 – 284 000 |
31 | СВФУ – Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова | Якутск | 2 052 | 265 500 – 502 000 |
35 | СКФУ – Северо-Кавказский федеральный университет | Ставрополь | 1 443 | 109 100 – 221 000 |
66 | САФУ – Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова | Архангельск | 1 698 | 84 500 – 217 640 |
90-91 | КФУ – Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского | Симферополь | 2 681 | 93 400 – 162 900 |
Серьезная государственная поддержка позволяет учебным заведениям ежегодно проводить внушительный набор на бюджетные места. Приведенная ниже диаграмма иллюстрирует контрольные цифры приема текущего года.
Есть в федеральных вузах и платные места. Стоимость обучения разная и зависит от специальности (ее востребованности и сложности процесса подготовки).
В число самых дорогих направлений входят:
Ценовой разброс платных образовательных услуг представлен на графике.
Абсолютный максимум зафиксирован в Северо-Восточном университете им. Аммосова по специальности «Литературное творчество» (более полумиллиона за один год обучения в вузе). Дешевле всего обойдется договор с Крымским федеральным вузом (он имеет наиболее низкие расценки по всем направлениям обучения).
Факультеты и специальности
Одна из особенностей федеральных вузов состоит в их многопрофильности. Каждый из них стремится охватить все востребованные в регионе направления. Как правило, под каждую научную область отводится отдельный институт или факультет.
К примеру, в структуре Казанского федерального университета есть:
Практически все федеральные университеты предлагают такой набор направлений, в котором каждый абитуриент найдет для себя интересный профиль. Немалое количество программ преподается на английском языке, например, в КФУ (Казань) в институте геологии и нефтегазовых технологий направление Geology.
Обучение проходит во всех возможных форматах: очное, очно-заочное, заочное и дистанционное. Освоить профессию можно до уровня бакалавра, специалиста или продолжить подготовку до магистра, а также пойти еще дальше (в аспирантуру).
Проходные баллы
Учитывая высокие требования, предъявляемые к результатам работы университетов, имеющих федеральный статус, все вузы основательно подходят к отбору абитуриентов: большинство устанавливает минимальный порог, значительно превышающий аналогичный показатель рядового государственного университета. Это делается для того, чтобы даже на платное обучение попадали наиболее способные выпускники школ.
Диапазон разброса минимальных и проходных баллов приведен в таблице.
Название вуза | Минимальные баллы | Проходные баллы |
---|---|---|
КазФУ | 99–150 | 182–357 |
УрФУ | 99–156 | нет официальной информации |
СФУ | 111–228 | 115–265 |
ЮФУ | 150–250 | 159–315 |
ДВФУ | 123–195 | 140–368 |
БФУ | 145–185 | 155–301 |
СВФУ | 99–229 | 110–343 |
СКФУ | 95–131 | 124–278 |
САФУ | 110–125 | 133–245 |
КФУ | 99–150 | 106–254 |
Минимальные баллы федеральные вузы устанавливают в стандартном порядке. Они формируются из достаточных для участия в конкурсе результатов ЕГЭ по профильным предметам (как правило, их всего 3) и оценок за дополнительные вступительные испытания, если они требуются на определенные специальности (в большинстве своем это творческие направления). Минимум может служить ориентиром для платников, тем, кто планирует попасть на бюджетное место, лучше оценивать свои шансы, исходя из реально сложившихся проходных баллов прошлых лет. Конечно, и это условный показатель, но, он более адекватно отражает действительную конкурсную картину.
Визуально разницу минимальных и проходных баллов по каждому федеральному вузу отображает диаграмма (для примера взяты предельные значения).
Каких-то особых требований для поступления в федеральный вуз нет. Порядок участия в конкурсе или заключения договора на оказание платных образовательных услуг такой же, как и в других институтах и университетах. Чуть больше внимания уделяется только одному показателю – минимальным баллам. Взамен абитуриент получает шанс освоить выбранную специальность в вузе с прекрасным материально-техническим оснащением и мощным профессорско-преподавательским составом.
Федеральные университеты
в России
В 2006 году в России появились первые федеральные университеты: этот национальный проект разработан для развития системы высшего образования нашей страны. Федеральные университеты создаются на основе объединения нескольких региональных вузов в один, и укрепления связей вузов с экономикой и социальной сферой федеральных округов. Миссия федеральных университетов — подготовка современных специалистов, бакалавров и магистров для сферы управления, экономики, образования, науки, культуры, технологических областей, которые входят в сферу национальных интересов. Университет не только готовит конкурентоспособных специалистов для своего федерального округа, но и обеспечивает регион научными, техническими и технологическими решениями, доводит свои разработки до практического применения.
Университет, получивший статус федерального, получает федеральное финансирование, кроме того, проект предусматривает активное участие бизнеса и региональных властей. За счет этого федеральные университеты сейчас выглядят как высокотехнологичные научные центры с исследовательскими лабораториями мирового уровня, во многих университетах построены новые корпуса, или даже целые кампусы. Одно из основных направлений развития — проведение фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям, эффективное взаимодействие с Российской академией наук.
Еще одна задача федеральных вузов — развитие активного международного сотрудничества с университетами Европы, Азии и Америки, участие в международных образовательных и научных программах. Не менее важно и достижение международного признания собственных программ. Предполагается, что к 2020 году федеральные вузы должны войти в сотню лучших университетов мира.
Сибирский федеральный университет
СФУ создан на базе Красноярского государственного университета путём присоединения Красноярской государственной архитектурно-строительной академии, Красноярского государственного технического университета и Государственного университета цветных металлов и золота. Приоритетные направления обучения — инженерная физика, химия новых материалов и материаловедение, биофизическая экология и биотехнология, космические и информационно-коммуникационные технологии, геотехнологии, региональная экономика. Университет располагает суперкомпьютером, станциями приёма космической информации и сейсморазведки, обсерваторией, метеостанцией и лунно-планетной камерой, комплексами установок и лабораторий для физических и химических исследований.
Моя будущая профессия — горный инженер, геолог, я специализируюсь на минералогии, геохимии и петрографии. Все обучение в университете тесно связано с практикой. Многие студенты стажируются в Германии, эта традиция уже закрепилась у нас в институте. Компании, заинтересованные в стажерах, отправляют списки в вуз, и деканат распределяет студентов. В основном, все проходят практику в таких компаниях как «Норильский никель», «Прогноз», «Красноярскгеолсъемка». К счастью, в нашем институте нет проблем с трудоустройством, поскольку специальность очень востребована. СФУ отличается от всех остальных вузов более масштабной организацией как учебного процесса, так и досуговых мероприятий, которые проводит наш центр студенческой культуры. Вузы, которые вошли в состав СФУ, всегда были популярны и востребованы среди абитуриентов, поэтому сейчас в объединенном университете аккумулировано все самое лучшее в нашем крае.
Северо-Кавказский федеральный университет
СКФУ создан на базе трех крупнейших вузов Ставрополья — Северо-Кавказского государственного технического университета, Ставропольского государственного университета, Пятигорского государственного гуманитарно-технологического университета. Сейчас в университете работает 12 учебных институтов, шесть из которых техническо-инженерного профиля. В СКФУ создан Центр коллективного пользования, где с помощью дорогостоящего научного и технологического оборудования проводят исследования все подразделения университета. Научно-образовательный центр фотовольтаики и нанотехнологии по уровню оборудования сопоставим с лучшими европейскими научно-исследовательскими центрами, специализирующимися на решении задач в области индустрии наносистем и материалов. СКФУ активно использует в своей работе практику создания базовых кафедр на предприятиях, в университете действуют шесть таких кафедр. Например, специалистов для индустрии туризма здесь готовят совместно с ОАО «Курорты Северного Кавказа», химиков-технологов — совместно с крупнейшим в России производителем бытовой химии — компанией «Арнест».
Сейчас я учусь в магистратуре по направлению «Отечественная история» и параллельно работаю научным сотрудником отдела археологии Ставропольского государственного музея — заповедника имени Г.К. Прозрителева и Г.Н. Праве. С трудоустройством помог университет, в течение всего периода обучения в бакалавриате у нас проходили встречи с представителями различных организаций-работодателей, а также несколько практик — археологическая, музейная, архивная, практика в школе. Именно благодаря разнообразию практик я поняла, чем конкретно хочу заниматься после окончания вуза, и где хочу работать.
Статус федерального вуза, на мой взгляд, дал очень много, в первую очередь, нам — студентам. У нас появилась возможность участвовать в различных мероприятиях не только регионального, всероссийского, но и международного уровня, появились новые связи университета, возможность поехать за границу по программам научного обмена. Для студентов — магистров, благодаря новому статусу вуза, появилась сетевая магистратура, которая, дает возможность поехать на несколько месяцев в другой федеральный университет и поучиться там. Да и стипендии по сравнению с обычными вузами у нас, заметно выросли, что, несомненно, дает хороший стимул для учебы.
Дальневосточный федеральный университет
ДВФУ — флагман высшего образования на Дальнем Востоке, он является первым и до сих пор единственным классическим университетом на огромной территории от Байкала до Тихого океана. Университет гордится своим кампусом, который считается одним из лучших в России и мире. Он расположен на острове Русский, на берегу бухты Аякс. Это настоящий студенческий город: помимо учебных корпусов, лабораторий и общежитий здесь есть океанариум, технопарк, стадионы, бассейны, теннисные корты, парк и прибрежная зона с набережной, пляжем и яхт-клубом, кафе и рестораны, творческие центры.
Университет сотрудничает с ведущими исследовательскими, образовательными и инновационными организациями стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Абитуриенты могут выбирать среди 9 учебных подразделений ДВФУ, среди которых школы биомедицины, естественных наук, гуманитарных наук, региональных и международных исследований, инженерная школа и даже хореографическое училище.
Я учусь в Школе экономики и менеджмента ДВФУ по специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Наш университет отличает от других вузов качество образования, широкий спектр выбора профессий, самый современный кампус на территории РФ. Саммит АТЭС-2012 способствовал появлению этого кампуса, и его обустройство не может не радовать. На территории расположена большая набережная с красивым панорамным видом на море и мост на остров Русский — Русский мост. В кампусе работает много столовых — практически в каждом здании, общежития с комнатами гостиничного уровня, Сбербанк, кафе, по территории курсирует бесплатный автобус. Статус Федерального университета придает ДВФУ значимость для Дальневосточного Федерального округа в целом, помогает готовить специалистов на достойном уровне, качество обучения у нас существенно отличается от других вузов Дальнего Востока.
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Создан на базе Казанского государственного университета. Приоритетные научные и образовательные направления — это биомедицина и фармацевтика, перспективные материалы, нефтедобыча, нефтепереработка, нефтехимия, инфокоммуникационные и космические технологии. В университете созданы высокотехнологичные лаборатории мирового уровня, приглашаются ведущие ученые мира, развивается грантовая система финансирования, налаживается сотрудничество с крупными компаниями и ведущими научно-образовательными центрами. КФУ на конкурсной основе отобран для участия в программе повышения международной конкурентоспособности вузов РФ «5-100». Цель проекта — вхождение не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов к 2020 году согласно международным рейтингам QS World University Rankings и Times Higher Education. В рамках этой программы КФУ получают дополнительную финансовую поддержку.
Я учусь на механико-математическом факультете, направление «математика». Выпускники нашего факультета работают программистами в разных компаниях, а также аналитиками в банках. Университет активно помогает с трудоустройством. Я считаю, что КФУ — это лучший вуз в республике. Здесь хорошее образование, замечательные преподаватели, большие возможности для практики и занятий спортом.
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского
Самый молодой из федеральных университетов создан в 2014 году в результате присоединения Крыма. КФУ открылся на основе объединения семи образовательных и семи научных организаций Крыма, среди которых Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, Национальная академия природоохранного и курортного строительства, Крымский государственный медицинский университет имени С. И. Георгиевского. Предполагается, что создание университета будет способствовать социально-экономическому развитию Крымского федерального округа за счет подготовки конкурентоспособных специалистов и научных исследований, в нем будут учиться от 30 до 35 тысяч студентов. В 2015 году наибольшее количество бюджетных мест в университете открыто на направлениях «Строительство», «Математика», «Экономика», «Менеджмент», «Агрономия», «Туризм», «Лечебное дело».
Я учусь в Гуманитарно-педагогической академии, это филиал КФУ в Ялте. Моя специальность как ни одна другая актуальна для Крымского региона — это менеджмент гостиничной, курортной и туристической деятельности. Учиться у нас очень интересно, поскольку сразу же можно приложить полученные знания на практике, познакомиться изнутри с работой туристической отрасли. Я проходила стажировку в туристическом агентстве «Вега» в Евпатории. Нашу академию отличает достаточно требовательное отношение к студентам и их знаниям, что повышает уровень образования. Создание КФУ привело ко множеству проблем, связанных с переходом академии в его состав, но все же отношение студентов к этому событию положительное. Принесет ли объединение пользу, говорить еще рано, но тенденция, в целом, со знаком плюс.
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
САФУ создан на базе Архангельского государственного технического университета. Миссия университета — интеллектуальное освоение Севера России и Арктики, защита геополитических и экономических интересов России в Северо-Арктическом регионе путем интеграции образования, науки и производства. Университетский кампус в Архангельске включает 30 учебных зданий, мастерские, спорткомплекс «Буревестник», Центр коллективного пользования научным оборудованием «Арктика», Центр космического мониторинга Арктики, детский сад и профилакторий для студентов. Научно-исследовательскаяя работа по приоритетным для университета направлениям проводится в нескольких инновационно-технологических центрах, среди которых центр «Современные технологии переработки биоресурсов Севера», центр «Арктических нефтегазовых лабораторных исследований». Студенты и сотрудники университета регулярно участвуют в экспедициях по изучению арктических территорий и культуры Русского Севера.
Я учусь на специальности «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений». За время обучения университет предоставлял возможность пройти практики и стажировки в ведущих энергетических компаниях России и за рубежом. Основное отличие САФУ от других вузов заключается в том, что его вектор развития направлен на Арктику. Статус федерального вуза дал университету возможность для новых исследований, развития новых передовых технологий.
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
Особенность СВФУ в том, что он интегрирован в масштабные инвестиционные проекты освоения территорий Сибирского и Дальневосточного округов, обеспечивает их специалистами и инновационными разработками. Среди партнеров университета — компании «АЛРОСА», «Сургунефтегаз», «Якутскэнерго». Университетский кампус включает 40 учебно-лабораторных корпусов, среди которых научные лаборатории и центры, студенческий бизнес-инкубатор «Орех», Арктический инновационный центр, Научно-образовательные центр «Нанотехнологии», Центр коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. В 2014 году СВФУ презентовал Центр молекулярной палеонтологии, где ученые со всего мира будут проводить исследования по поиску живых клеток мамонта и изучению ДНК древних животных. Для иногородних и иностранных студентов создана комфортная среда проживания и обучения, учебные корпуса находятся в шаговой доступности от общежитий. В университете отличные возможности для занятий спортом, здесь есть легкоатлетический манеж, бассейн, лыжная база.
Наш университет расположен в Якутске — одном из самых холодных городов России. Я учусь в Горном институте на кафедре защиты в чрезвычайных ситуациях. Все говорят мне, что я выбрала очень необычную для девушки специальность. Я уже проходила практику в Госуправлении МЧС по республике Саха, правда, пока мы просто изучали различную документацию и были помощниками сотрудников. После окончания учебы мы будем работать в МЧС или пожарных частях инженерами по защите от чрезвычайных ситуаций. Некоторые наши выпускники становятся спасателями.
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Учебный процесс в университете основан на научно-исследовательской работе: каждый студент может проводить собственные исследования на новейшем лабораторном оборудовании. Центром научных исследований БФУ является научно-технологический парк «Фабрика», открытый в 2014 году. На «Фабрике» сконцентрированы лаборатории разного профиля, в том числе лаборатория исследований микро- и наноструктур, рентгеновской оптики, 3D прототипирования, интеллектуальной робототехники, центр энергоэффективности. В Авиацентре университета в качестве учебного тренажёра используется реальный самолет Boeing 737-300, где проходят подготовку будущие бортпроводники. Спортивный клуб БФУ объединяет 20 различных секций игровых, силовых и интеллектуальных видов спорта: от привычных футбола, баскетбола, рукопашного боя, плавания до почти экзотичных сквоша, американского футбола и киберспорта. Сборная БФУ второй год играет в Премьер-лиге Международного союза КВН.
Вот уже 6-й год я учусь в Медицинском институте БФУ по специальности «Лечебное дело». С 1 курса отдельно проводились лекции и практические занятия по каждому предмету, а с 4 курса начались практические занятия циклами на базе больниц. Практику мы проходили в больницах Калининграда, а самым активным студентам удалось стажироваться в клиниках Польши, Литвы, Германии. После 4 курса я сдал экзамены на сертификат о среднем медицинском образовании и с тех пор подрабатываю медбратом. Выпускникам университет предоставляет целевые направления на работу со 100% трудоустройством (правда только в другие города). БФУ — самый западный университет в стране и очень перспективный. Статус федерального университета дал возможность нашему вузу закупать суперсовременное оборудование, в частности, для моей специальности — это симуляторы, манекены для отработки лечебных навыков и манипуляций.
Уральский федеральный университет имени Первого Президента России Б.Н.Ельцина
Крупнейший федеральный университет России, первый по количеству студентов и направлений подготовки среди всех вузов нашей страны. Для университета разработан амбициозный проект, не имеющий аналогов в России — Уральский университетский технополис, который будет построен с нуля в районе озера Шарташ. Сейчас ведется строительство первой очереди объектов. Технополис будет включать кампус УрФУ, технопарк высоких технологий «Университетский», индустриальный парк, промышленную зону и особую экономическую зону технико-внедренческого типа. По замыслу проекта технополис сможет реализовать полный цикл создания продукта и технологии на одной территории: подготовка специалистов и научные инновационные разработки (кампус), их техническое внедрение (технопарк), мелкосерийное производство (индустриальный парк) и полноценное промышленное производство (промышленная зона). УРФУ на конкурсной основе отобран для участия в программе повышения международной конкурентоспособности вузов РФ «5-100».
Статус федерального университета наш вуз получил благодаря многолетней и богатой истории, и этот статус активно поддерживается за счет высокого уровня преподавания, современных технологий в обучении, разнообразия направлений и, конечно же, огромного количества студентов в стенах учебного заведения. Университет отличает масштабность во всем. Взять, к примеру, занятия физкультурой. Трудно назвать еще хотя бы одно учебное заведение в нашей области, где будет такой большой выбор спортивных секций, начиная шахматами и фитнес-аэробикой и заканчивая скалолазанием. Я для себя выбрал дзюдо. Также, в студгородке у нас работает недавно построенный бассейн, где студенты могут бесплатно плавать. Я учусь в Институте радиоэлектроники и информационных технологий, курс по каждому предмету включает в себя не только теоретические аспекты, но еще и лабораторную практику, благодаря которой и приходит понимание дисциплины.
Южный федеральный университет
ЮФУ создан на базе Ростовского государственного университета путем присоединения Ростовской государственной академии архитектуры и искусства, Ростовского государственного педагогического университета и Таганрогского государственного радиотехнического университета. Приоритетные образовательные и научные направления — это нанотехнологии, биотехнология, информационные и телекоммуникационные технологии, морская, авиационная и ракетно-космическая техника, проектирование и дизайн изделий, гуманитарные технологии. Студенты имеют возможность проходить стажировки в ведущих организациях и предприятиях России и Европы, с 2008 года выпускники ряда факультетов получают европейское приложение к диплому — Diploma Supplement. В университете построен новый кампус, на территории которого есть комфортабельные общежития, кафе, столовые, спортивные залы и площадки, медицинские центры.
ЮФУ — крупнейший университет на юге страны, у нас очень большой выбор факультетов, работают научно-исследовательские институты, многие преподаватели имеют ученые степени. Университет отличает качество преподавания и возможности, которые он предоставляет, а также креативные и умные студенты. Я учусь в Академии биологии и биотехнологии по специальности «Почвоведение и оценка земельных ресурсов». Так как мы «естественники», без практики стать хорошим специалистом невозможно. Университет дает массу возможностей для стажировок, не ограничивая в их выборе, но инициатива должна исходить от самого студента, и вместе с научным руководителем можно найти хорошее место для практики. У нас уже было довольно много выездных практик по области, а также в республике Адыгея. С трудоустройством у выпускников проблем нет, компании-работодатели регулярно обращаются в университет за специалистами, на факультете можно увидеть массу объявлений о вакансиях.