Федеральный и государственный в чем разница

Основные отличия государственных вузов от негосударственных

Федеральный и государственный в чем разница

Абитуриенты и без того озадачены выбором будущего места обучения. А тут задача усложняется еще и выбором типа вуза – государственный или частный. И на нашем телеграм-канале вы можете почитать обзоры некоторых заведений.

Одни считают, что государственные вузы давно устарели, и будущее – за частными, которым проще подхватить мировые тенденции. Другие выступают против частных, считая их нестабильными и непрестижными в отличие от государственных. Третьи убеждены в превосходстве федеральных вузов над всеми остальными.

За кем правда? Сегодня наша задача – узнать, чем отличается государственный вуз (университет) от негосударственного (частного), что же такое, в конце концов, федеральный вуз и чем он отличается от государственного и частного. А еще развеем с вами несколько мифов и стереотипов о частных вузах.

Государственный, частный и федеральный вузы: определения

Негосударственный вуз – вуз, который финансируется частными организациями без участия государства или с частичным участием (с аккредитацией или без). Частный (негосударственный) вуз создает физическое/юридическое лицо или их объединение в соответствии с законами РФ.

Государственный вуз – это университет с госфинансированием. Его учредителем всегда будет РФ или субъект Федерации.

Федеральный и государственный в чем разница

Основное отличие коммерческого вуза от государственного в том, что у них разная форма собственности и состав учредителей

Федеральный вуз – это вуз-гигант федерального округа, нередко состоящий из нескольких менее крупных государственных университетов.

Самое главное, чем федеральный университет отличается от государственного – все федеральные являются государственными, но не все государственные – федеральные.

Теперь давайте рассмотрим, так ли на самом деле существенна разница между государственным и негосударственным вузом.

Государственный и негосударственный вуз: разница и особенности

Специальность

У государственного и частного вуза чаще всего подготовка ведется по разным специальностям.

«Частники» уделяют больше внимания следующим специальностям:

Государственные университеты готовят специалистов более широкого профиля: инженеров, педагогов, творческих и т.д.

Поступление

Поступить в государственный вуз сложнее не только благодаря наличию бюджетных мест, стипендии и мест в общежитии, но и благодаря богатому выбору специальностей. В частных вузах нет стипендии, бюджетных мест (редко) и мест в общежитии, поэтому студенты не так рьяно рвутся поступить в частный. Следовательно и конкурс ниже.

Поступить в государственный вуз сложно еще и потому, что только тут существуют определенные льготы для некоторых категорий абитуриентов. Частные вузы не смогут предложить места в общежитиях, места для «целевиков» и т.д.

Стипендии

Бюджетники из государственных вузов могут претендовать на стипендию – денежные выплаты за хорошую успеваемость (с оценками 4 и 5 в зачетной книжке). Такая помощь незаменима для студентов из малообеспеченных семей и тех, кто вынужден жить на свои деньги без дополнительной поддержки и помощи.

Частные вузы не получают государственного финансирования. Учеба в частном вузе платная – и это одна из основных особенностей, которая отличает частный университет от государственного.

По «Правилам формирования стипендиального фонда за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета» (утверждены постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2016 года N 1390), стипендиальный фонд частных организаций формируется Министерством образования и науки РФ при установлении таким организациям контрольных цифр приёма. То есть если в вузе есть бюджетные места, то и стипендии будут.

Качество образования

Раньше у преподавателей считалось более престижным работать в государственных университетах. Сегодня эта тенденция быстро меняется, так как в частных вузах значительно улучшились условия.

Работники обоих типов институтов проходят обязательную проверку и переквалификацию, получают сертификаты. Получается, что уровень предподавателей в частных и государственных вузах приблизительно одинаковый. Следовательно и студенты получают приблизительно одинаковый уровень образования.

Стоимость обучения

Всё зависит от престижа учебного заведения. В среднем же стоимость обучения в коммерческом вузе будет примерно такой же, как и при обучении на коммерческой основе на той же специальности в государственном вузе.

Особо одаренным студентам и в платном, и в государственном вузах могут сделать значительную скидку. Для этого студент должен иметь хорошую успеваемость и принимать активное участие в жизни вуза, представлять его на конференциях, участвовать в инновационных разработках и т.д.

Впрочем, в частных вузах встречаются и бесплатные места. В каких и сколько – будет зависеть от результатов открытого конкурса Министерства образования и науки РФ. Принимать участие в таком мероприятии могут только те вузы, которые получили лицензию на ведение образовательной деятельности.

Распределение

Еще одно ключевое отличие частного вуза от государственного состоит в том, что тут студентам не придется проходить обязательную стажировку на государственном предприятии.

В государственных институтах предусмотрена система обязательной отработки (для студентов бесплатных дневных отделений). И распределение очень редко бывает удачным. Впрочем, в некоторых случаях студентам разрешают находить места для отработки самостоятельно.

Техническое оснащение

Во многих государственных вузах с современными технологиями не всё радужно.

Более того, из-за государственного финансирования вузам вовсе не так просто выбить разрешение на приобретение той или иной технической новинки.

Частным вузам с этим намного проще: у них и средства на это есть, и мотивы. Чем лучше вуз оснащен технически, тем больше студентов он будет привлекать. Так что это в интересах учреждения образования.

Формы обучения

В государственном вузе преобладают классические формы обучения:

В коммерческих вузах можно отступить от стандартных форм и поэкспериментировать, применить инновационные методы и тем самым повысить мотивацию учащихся, их вовлеченность в общий образовательный процесс.

Электронные тесты, мультимедийные презентации, голограммы, 3D-технологии, круглосуточная связь с преподавателями в мессенджерах – можно использовать совершенно любые современные средства, которые вуз в состоянии себе позволить.

Сюда же можно отнести вопрос материально-технической базы. Если у бюджетного вуза есть в распоряжении только собственные ресурсы, частный вуз может позволить себе аренду высокотехнологичной лаборатории.

Сотрудничество

Хорошо, когда у университета есть связи с иностранными вузами. В этом случае студенты могут участвовать в разных программах обмена и конкурсах, стажировках, ездить на конференции.

Чаще всего такое сотрудничество ведут государственные вузы. Но и среди «частников» встречаются те, кто активно пробивает для своих студентов дорожку в других странах.

Признание диплома в других странах

Не все дипломы будут признаны за границей как действующие на территории страны, где находится студент. Каждый вуз нужно «пробивать» отдельно.

Однако с уверенностью можно сказать, что за рубежом котируются документы об образовании только государственного образца. Выбирайте вуз в аккредитацией – будет меньше проблем за границей.

Впрочем, не лишним будет изучить и требования страны к документам об образовании. Например, в некоторых странах принимают только легализованные документы (например, бумаги с апостилем или нострификацией).

Общежитие

Многие государственные вузы предоставляют своим учащимся общежития. Это удобно и выгодно для иногородних студентов, даже если обеспечить местами для проживания удается далеко не всех желающих.

Что касается частных вузов, то тут крайне редко встречаются те, у которых есть специальные жилые комплексы для учащихся.

Если такие и есть, то стоимость проживания будет выше. Правда, тут можно рассчитывать на условия получше, чем в бюджетной общаге.

Разрушаем стереотипы про частные вузы

Коммерческие высшие учебные заведения уже давно и прочно вошли в нашу жизнь. Но у некоторых все еще остались предрассудки, которые давно пора разрушить.

Миф 1: в частном вузе учатся те, кто не смог поступить в государственный

Есть те, кто свято верит, что поступить в частный вуз проще. Следовательно, туда идут более глупые студенты.

Абсурд! Единственная правда в том, что конкурс здесь меньше за счет меньшего числа «плюшек» для студентов (стипендии, общежития и т.д.). Сложность экзамена, профессионализм преподавателей и уровень программ обучения ничуть не хуже (а в некоторых случаях – намного лучше), чем в государственных вузах.

Да, есть среди частных УО такие, куда могут поступить абитуриенты со слабой успеваемостью. Но такие же есть и среди государственных заведений, поэтому не стоит обобщать.

Миф 2: в коммерческом вузе дают знания низкого качества

Этот стереотип вытекает из предыдущего и довольно опасен. Дело в том, что такого мнения могут придерживаться будущие работодатели. Так, изучив диплом потенциального кандидата, они могут не принять его только из-за неверно сложившегося стереотипа.

На самом деле все индивидуально. Есть УО (не только коммерческие, но и государственные), дающие слабый уровень знаний. А есть те, кто быстро реагирует на изменение рынка, адаптируется под мировые и технологические нужды, использует новейшее оборудование и учит на нем своих студентов.

Более того, некоторые частные вузы выдают своим выпускникам двойные дипломы – отечественного и зарубежного образца, с которыми можно сразу выходить на работу без дополнительных легализаций и подтверждений.

Миф 3: в коммерческом вузе не бывает бесплатных мест

Хоть основную поддержку частные вузы получают от частных организаций-спонсоров, государство тоже может принимать в этом участие, выделяя бесплатные места для обучения особо одаренным или нуждающимся. В этом случае место для студента все равно является платным, только оплачивает его не сам учащийся, а его спонсор (организация, государство или частное лицо).

Например, в СПбГУП и РосНОУ есть бесплатные места, что говорит о высокой степени доверия к этим вузам со стороны Министерства высшего образования и науки.

Миф 4: работодатели не воспринимают дипломы частных вузов

На самом деле все зависит от того, какого вида диплом выдает определенный университет. Вот 2 момента, на которые стоит обращать внимание:

Если у коммерческого вуза нет аккредитации, то выпускник получает свидетельство не государственного образца, а собственного образца вуза.

Что это значит: это не обязательно свидетельствует о плохом уровне образования. Просто государство считает, что образование в этом УО не соответствует государственным стандартам.

Если же у частного вуза есть аккредитация, его диплом автоматически приравнивается по значимости к дипломам государственных по этой же специальности.

Аккредитация выдается не на вуз, а на программы конкретных специальностей. Аккредитации может не быть и в коммерческом, и в государственном вузе по некоторым программам специальностей. Так что перед поступлением внимательно изучите определенную специальность в выбранном вузе на наличие аккредитации.

Федеральный и государственный в чем разница

В последнее время работодатели все меньше внимания уделяют наличию диплома или его аккредитации. Для них важна способность мыслить определенным образом, наличие «софт скиллз», потому что в подавляющем большинстве случаев организация переучивает любого специалиста под себя

Миф 5: коммерческий вуз сам определяет стоимость обучения

В федеральных государственных образовательных стандартах четко сказано, что ни один вуз не имеет право устанавливать стоимость обучения ниже нормативных затрат, которые рассчитаны Министерством образования и науки РФ.

Но в пункте 5 статьи 54 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» четко сказано, что вуз может и снизить стоимость обучения. Правда, эту разницу университет должен взять на себя.

Миф 6: на обучение в коммерческих вузах не распространяется действие льгот

Согласно статьям 34, 40 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» любые студенты имеют право на социальную поддержку при проезде на общественном транспорте, материальную помощь и прочие предусмотренные государством денежные выплаты независимо от типа вуза, в котором они обучаются.

Миф 7: студенты частного вуза не получают отсрочку от армии

По закону отсрочку от армии получают все студенты очной формы обучения по аккредитованной программе бакалавриата/специалитета/магистратуры, если это первое высшее образование.

Выходит, что главное не форма финансирования вуза, а есть ли у вашей программы аккредитация.

Как выбрать частный вуз: советы абитуриентам

Чтобы в будущем не страдать от негативных последствий, лучше сейчас серьезно подойти к выбору частного вуза. Вот несколько советов будущим студентам:

Давайте еще раз взглянем на основные отличия государственных вузов от коммерческих в табличке:

Государственный вуз (имеющий аккредитацию)Негосударственный вуз (имеющий аккредитацию)
Государственная аккредитация
Государственный диплом (диплом установленного образца)
Бюджетные места (по итогам конкурса Минобрнауки РФ)
Отсрочка от армии
Стипендии (при наличии бюджетных мест)
Оплата обучения материнским капиталом
Студенческие льготы
Учреждён физическими и/или юридическими лицами
Учреждён РФ или субъектом РФ

Как видите, огромную роль форма собственности вуза имела в далеком прошлом. Сегодня эти границы сильно размыты благодаря открытому рынку и здоровой конкуренции. Самое главное – обращайте внимание на те моменты, которые важны для вас: договор, возможности проживания, стипендии и т.д.

Ну а поступив, не переживайте, что не хватает времени на все. Ведь рядом всегда есть сервис студенческой помощи, который поддержит в нужную минуту.

Федеральный и государственный в чем разница

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Источник

Органы власти в РФ: структура и полномочия

Федеральный и государственный в чем разница

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *