Федеральное собрание что это кратко

Федеральное собрание в соответствии со ст. 94 Конституции Российской Федерации является ее парламентом, высшим законодательным и представительным органом. Его статус определяется в 5 главе Конституции.

Федеральное Собрание имеет представительный характер. Парламент выражает интересы и волю народа через законы, и другие нормативные правовые акты. Таким образом, устанавливается, что политическая воля народа выражается избранным народным правительством, которое самостоятельно принимает самые важные решения.

Функции Федерального собрания РФ

Парламент является законодательным органом. Ведущее место в деятельности депутатов и основной задачей является принятие законов, т.е. Парламент является законодательной властью. Все до единого законы в Российской Федерации издаются только после рассмотрения и одобрения Федеральным собранием. Компетенция Парламента в рамках полномочий России и Конституции РФ в области законодательства ничем не ограничена.

Помимо законодательных функций, Федеральное Собрание выполняет и некоторые функции контроля за исполнительной властью. Правда, они довольно ограничены. Парламент осуществляет контроль через федеральный бюджет, который принимает Государственная Дума. Также имеется права отказа в доверии Правительству, при такой ситуации оно может по указанию Президента отправиться в отставку.

Состав Федерального собрания РФ

Федеральное собрание включается в себя две палаты:

В состав Совета Федерации входят члены интересы отдельных субъектов и регионов России. Несмотря на это, решение этого органа адресованы не отдельным субъектам, а всей Российской Федерации.

Принцип комплектования обеих палат (как и их состав) совершенно разный. В Государственную Думу входят 450 депутатов, а Совет Федерации включает по одному представителю исполнительного органа и одному представительного органа государственной власти от каждого субъекта. Таким образом, из 83 субъектов набирается 166 членов Совета. Один и тот же человек одновременно являться членом обеих палат не может. В соответствии с Конституцией срок избрания Государственной Думы составляет 5 лет, а Совету Федерации срок не установлен. Порядок выбора депутатов в обе палаты устанавливается федеральным законодательством.

Деятельность Федерального собрания РФ

Как орган власти Федеральное собрание действует постоянно. В регламентах обеих палат конкретно указываются даты начала и окончания сессий, а также каникулы.

Заседания верхней и нижней палаты происходят раздельно. Депутаты заседают совместно лишь в некоторых особых случаях, например при заслушивании послания Президента. Такая организация я необходима для ограждения от принятия необдуманных и поспешных решений, а также для уменьшения влияния эмоций и неосмотрительности депутатов.

Кроме того, Конституцией предусматривается совершенно различные компетенции для каждой палаты. Таки образом обеспечивается система «сдержек и противовесов» парламентской деятельности. Эта систем отводит Совету Федерации по отношению к Государственной Думе роль своеобразного тормоза. Тем самым предотвращается возможность властвования «тирании большинства», которое может быть завоевана на выборах в Государственную Думу различными политическими силами.

Таким образом, парламент является высшим законодательным и представительным органом и своеобразной уравновешивающей силой конкурирующих политических сил. Он защищает интересы тех сил, которые на сегодняшней политической арене имеют меньшие возможности по воздействию на жизнь страны в сфере политики.

Источник

Федеральное собрание РФ: что это такое, какие функции выполняет

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мы живем в федеративном государстве. Что это такое, можно прочитать в другой статье нашего блога.

Характерной чертой федерации является разделение власти на несколько ветвей по функционалу, одна из которых – законодательная. Ее в РФ представляет Федеральное собрание.

Проанализируем, что это за орган власти, какую структуру имеет, выполнение каких функций находится в его компетенции.

Федеральное собрание что это кратко

Федеральное собрание – это …

Чтобы понять, что представляет собой данная структура, необходимо выяснить ее положение в иерархии госвласти.

Федеральное собрание что это кратко

Рассмотрим внимательно схему. Система власти в Российской Федерации представлена тремя ветвями:

Законодательная власть в федеративном государстве представляется парламентом. В Российской Федерации он называется Федеральным собранием (ФС).

Данный орган является коллегиальным (т.е. состоит из группы лиц) и представительным (т.е. формируется из представителей (депутатов)).

Все аспекты, касающиеся статуса, принципа формирования и компетенции ФС, регламентированы Конституцией РФ в 5 главе.

Структура и организация деятельности

Федеральное собрание подразделяется на 2 палаты (говоря проще – на 2 отдела).

Проанализируем их структурную организацию немного подробней.

Федеральное собрание что это кратко

Для избранных членов Думы данная работа является основным местом трудоустройства, они не могут работать в других организациях или заниматься бизнесом. Исключение составляют занятия наукой, преподаванием и творчеством.

Глава страны вправе распустить Госдуму до истечения срока ее полномочий в следующих случаях:

Федеральное собрание что это кратко

Основные организационные моменты деятельности Федерального собрания:

Функции федерального собрания Российской Федерации

Палаты Федерального Собрания наделены разными правами и обязанностями.

Далее – немного конкретики.

Федеральное собрание что это кратко

Федеральное собрание что это кратко

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Часто можно читать в новостях следующее: «Федеральное Собрание отклонило законодательную инициативу, выдвинутую депутатами Гсударсвенной Думы».

В реальности — множество совершенно излишних, надуманных и ненужных законов отклоняется именно Федеральным Собранием. И наоборот, обычно самые полезные решения поощряются. Своего рода фильтр от недобросовестных решений, ведь как ни крути — в Госдуме есть люди весьма посредственного склада ума.

Источник

Федеральное Собрание РФ

Федеральное собрание что это кратко Федеральное собрание что это кратко Федеральное собрание что это кратко Федеральное собрание что это кратко

Федеральное собрание что это кратко

Федеральное собрание что это кратко

Палаты Федерального Собрания самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению. Однако, палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств.

Согласно ст. 102 Конституции РФ к полномочиям Совета Федерации относятся:

— утверждение изменения границ между субъектами Федерации;

— утверждение указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения;

— решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории;

— назначение выборов Президента РФ;

— назначение на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов;

— назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

Депутатом Государственной Думы может быть избран российский гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Согласно Конституции, избирательным правом не обладают: признанные судом недееспособные граждане, а также лица, отбывающие наказание по приговору суда.

Половина депутатов Государственной Думы избирается по одномандатным избирательным округам, а половина – по партийным спискам.

Согласно ст. 103 Конституции РФ к полномочиям Государственной Думы относятся:

— дача согласия Президента РФ на назначение Председателя Правительства;

— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты;

— назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

— выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственной Думой принимаются федеральные законы РФ и федеральные конституционные законы (ст. 108).

Принятие законов — основное направление деятельности парламента Российской Федерации.

Статьи 104-108 Конституции регулируют основы законодательного процесса, участниками которого являются субъекты права законодательной инициативы, Федеральное Собрание и Президент РФ.

Правительство РФ

Исполнительную власть в России согласно Конституции осуществляет Правительство РФ (ст. 110). Положение Правительства как высшего органа федеральной исполнительной власти обеспечивается его полномочиями, закрепленными в Конституции РФ и ФКЗ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации».

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ, обеспечивает в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на всей территории России. Оно направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, организует исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров России, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительное власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В состав федерального Правительства входят: Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры (ч. 2 ст. 110). Председатель Правительства РФ назначается главой государства с согласия Государственной Думы (ч. 1 ст. 111).

Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу (ст. 113). В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет один из его заместителей.

Федеральное собрание что это кратко

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий главы государства и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ (ст. 116).

Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом (ч. 1 ст. 117). В свою очередь, Президент сам может принять решение об отставке Правительства. Государственная Дума также может выразить недоверие Правительству.

Полномочия Правительства РФ:

1. В области экономики и финансов:

— осуществляет регулирование экономических процессов;

— разрабатывает и обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д.;

2. В социальной сфере:

— принимает меры к реализации трудовых прав граждан;

— обеспечивает проведение единой социальной политики;

3. В области науки, культуры и образования:

— разрабатывает и осуществляет политику государственной поддержки развития науки, культуры, образования;

4. В области природопользования и охраны окружающей среды:

— организует деятельность по рациональному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов;

5. В области укрепления законности и правопорядка:

— участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

— осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности;

6. В области обороны и государственной безопасности:

— осуществляет меры по обеспечению обороны страны и др.

Правительство обладает правом законодательной инициативы.

Полномочия Правительства России реализуются посредством его актов — постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнении Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов главы государства. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Источник

Основы парламентского права России

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации: общая характеристика

Парламент — это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти, принятии государственного бюджета, а также контроле за его исполнением и исполнительной властью.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом РФ.

Представительный характер Федерального Собрания означает, что оно выступает представителем всего многонационального народа Российской Федерации, всех субъектов Российской Федерации, учитывает волю и интересы проживающих в них социальных слоев и социальных групп российского общества.

Правовой статус российского парламента закреплен в главе 5 Конституции РФ, которая носит название не законодательной власти в целом, а только федерального органа законодательной власти — Федерального Собрания. Следует учитывать, что наряду с федеральным парламентом в России существуют законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.

Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат: Совета Федерации (так называемая «верхняя» палата) и Государственной Думы (так называемая «нижняя» палата).

Совет Федерации и Государственная Дума проводят свои заседания раздельно. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 100 Конституции РФ, палаты парламента могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц (ст. 103.1 Конституции РФ). Порядок осуществления парламентского контроля определяется Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ «О парламентском контроле», Федеральным законом от 27декабря 2005г. N 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» и регламентами палат Федерального Собрания.

Статья 98 Конституции РФ наделяет сенаторов РФ и депутатов Государственной Думы неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий, которая может быть снята по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.

Правовой статус сенаторов РФ и депутатов Государственной Думы конкретизируется и детализируется в Федеральном законе от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Совет Федерации — «верхняя» палата парламента: порядок формирования, структура, компетенция

Совет Федерации — это конституционный орган Российской Федерации, призванный отражать ее федеративное государственное устройство. Являясь инструментом и площадкой консолидации регионов и федерального центра, Совет Федерации обеспечивает баланс общегосударственных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализацию стратегических целей развития страны.

Этому способствует и порядок формирования «верхней» палаты российского парламента.

Парламентарии, входящие в состав Совета Федерации, именуются сенаторами (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в Совет Федерации входят:

а) по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа;

б) Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, — пожизненно. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора РФ;

в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом РФ, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

Сенатором может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, постоянно проживающий в РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Сенаторам запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ (ч. 4 ст. 95 Конституции РФ).

Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности (ч. 5 ст. 95 Конституции РФ).

Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей, осуществляющих полномочия сенаторов пожизненно, назначаются сроком на шесть лет (ч. 5 ст. 95 Конститу ции РФ).

Структура Совета Федерации включает в себя Совет палаты, комитеты и комиссии.

Компетенция Совета Федерации:

Государственная Дума — «нижняя» палата парламента: порядок выборов, структура, компетенция

Государственная Дума — это так называемая «нижняя» палата парламента. В отличие от Совета Федерации, который представляет интересы субъектов РФ и федерального центра, она призвана представлять интересы всей российской нации, всего многонационального народа России.

Государственная Дума состоит из450-ти депутатов, избираемых путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании по так называемой смешанной (пропорционально-мажоритарной) системе сроком на 5 лет. Половина депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат). Вторая половина — по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы, с заградительным пунктом в 5%.

Структура Государственной Думы включает в себя Совет

Государственной Думы, комитеты и комиссии, депутатские объединения (фракции и депутатские группы).

Компетенция Государственной Думы:

Основания и порядок роспуска Государственной Думы Президентом Российской Федерации

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции РФ:

а) трехкратное отклонение Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства РФ, представленных Президентом РФ. В этом случае Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ);

б) трехкратное отклонение Государственной Думой кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, если более одной трети должностей членов Правительства РФ остаются вакантными. В этом случае Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы (ч. 4 ст. 112 Конституции РФ);

в) повторное в течение 3-х месяцев выражение недоверия Правительству РФ Государственной Думой. В этом случае Президент может либо распустить Государственную Думу, либо отправить в отставку Правительство (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ);

г) Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, который подлежит рассмотрению в течение семи дней. Если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ, Президент РФ в течение семи дней вправе принять решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае если Правительство РФ в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии Правительству РФ откажет, Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).

Согласно части 3 статьи 109 Конституции РФ, Государственная Дума не может быть распущена:

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска (ч. 2 ст. 109 Конституции РФ).

Федеральный законодательный процесс в Российской Федерации

Правовые основы федерального законодательного процесса в Российской Федерации составляют Конституция РФ (прежде всего, ст.ст. 104–108), Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», а также регламенты палат Федерального Собрания.

Федеральный законодательный процесс в Российской Федерации включает в себя следующие стадии.

1. Законодательная инициатива — внесение уполномоченным субъектом законопроекта в Государственную Думу.

К субъектам права законодательной инициативы относятся Президент РФ; Совет Федерации; сенаторы; депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы субъектов РФ; Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ по вопросам их ведения.

Финансовые законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ. При этом характер такого заключения (положительный или отрицательный) не влияет на дальнейший ход законодательного процесса.

2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе осуществляется, как правило, в трех чтениях.

Первое чтение заключается в том, что на этом этапе оценивается концепция законопроекта, идея законопроекта, решается вопрос, нужен ли этот закон, имеются ли пробелы в законодательстве по предмету регулирования законопроекта. Затем он направляется в соответствующий комитет Государственной Думы для доработки.

Второе чтение — это центральный, главный этап обсуждения законопроекта Государственной Думой. Оно представляет собой детальное, постатейное его обсуждение. На этапе второго чтения депутаты вносят поправки, изменения и дополнения в текст законопроекта.

Третье чтение состоит в голосовании «за» или «против» принятия законопроекта в целом. Внесение каких-либо изменений в текст законопроекта на этапе третьего чтения не допускается.

Законопроект может быть отклонен на этапе любого из чтений.

3. Принятие закона Государственной Думой. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (226 голосов и более). Федеральные конституционные законы одобряются двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (300 голосов и более).

После того, как федеральный закон принят Государственной Думой, он направляется в Совет Федерации в течение 5-ти дней. Таким образом, наступает четвертая стадия законодательного процесса.

4. Одобрение принятого Государственной Думой закона Советом Федерации. Если в течение 14-ти дней Совет Федерации не принял к рассмотрению федеральный закон, принятый Государственной Думой, то он считается одобренным этой палатой. Если Совет Федерации принял к рассмотрению закон, то он считается одобренным этой палатой, если за него проголосовало большинство сенаторов. В ст. 106 Конституции РФ закрепляется перечень вопросов, федеральные законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Федеральный конституционный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации и считается одобренным этой палатой, если за него проголосовало не менее трех четвертей от общего числа сенаторов.

Принятый парламентом федеральный закон в течение 5-ти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

5. Подписание и обнародование закона Президентом РФ.

Президент РФ в течение 14-ти дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент РФ отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7-ми дней и обнародованию.

Если Президент РФ в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом.

Если Конституционный Суд подтвердит конституционность федерального закона, Президент подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом соответствующего решения. Если Конституционный Суд не подтвердит конституционности федерального закона, Президент возвращает его в Государственную Думу без подписания.

На территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, которые официально опубликованы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *