Федерализация россии что это
Что такое федеративное устройство
В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.
Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.
Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.
Примеры федеративных государств: Россия, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.
Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).
Признаки федеративного государства
Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.
Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.
Субъекты имеют право издавать региональные законы.
У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.
Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.
Страны с федеративным устройством. Примеры федераций
Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации. Ими являются республики, края, области, автономные области и автономные округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).
Федеративные государства на карте мира. Wikimedia
Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ
В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Конституция РФ. Статья 1
Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Конституция РФ. Статья 5
Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).
Принципы федерализма в РФ
Государственная целостность. Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.
Равенство и самоопределение народов. Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.
Единство системы государственной власти. Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.
Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.
Разграничение предметов ведения и полномочий. Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенции
Равенство субъектов РФ. Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.
Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ
В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.
В ведении Российской Федерации находятся:
Внешняя политика и оборона.
Финансовое, валютное, таможенное регулирование.
Уголовное и гражданское право.
Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.
В совместном ведении находятся:
Защита прав и свобод граждан.
Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.
Административное, трудовое, семейное, жилищное право.
Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.
Охрана окружающей среды.
На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.
В ведении субъектов федерации находятся:
Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере
Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.
Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отличать различные типы территориально-государственного устройства. Для этого необходимо знать признаки федеративного государства, унитарного государства и конфедерации.
В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.
Какова форма государственного (территориального) устройства Z?
Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.
Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.
2) Факт, подтверждающий федеративное устройства: государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.
3) В числе двух дополнительных характеристик можно назвать:
— Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации.
— Двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов.
— Разграничение предметов ведения федерации и субъектов.
Конституция провозглашает Z демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного (территориального) устройства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регулярные выборы главы государства и парламента на альтернативной основе
2) гарантия соблюдения политических и социальных прав и свобод граждан
3) политический плюрализм
4) двухпалатная структура парламента, обеспечивающая представительство регионов
5) включение в состав нескольких государственных образований, каждое из которых обладает определённой собственной компетенцией
6) действие конституций субъектов при верховенстве общей конституции
Правильный ответ: 456
Особенности российского федерализма
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность российского федерализма
Федерализм — это принцип организации федеративных отношений внутри государства, особенности государственного устройства. Федеративное устройство РФ закреплено в Конституции.
История развития федерализма в России обусловлена рядом особенностей, порожденных совокупностью исторических, политических, экономических и других факторов. С конца XX века Россия находится в состоянии государственного реформирования. Юридически закрепленный федеративный тип устройства начал фактически реализовываться, порождая определенные проблемы в вопросах правоприменения.
В России принцип федерализма имеет свои особенности, которые обусловлены политическими изменениями, происходящими в стране в 90-х гг. XX века. Федеративное устройство страны нашло свое отражение в Конституции РФ 1993 года и в практике ее последующей реализации. Принципы российского федерализма закреплены в ст. 5 Основного закона.
В РФ созданы гарантии для выбора каждым народом и народностью своего языка, его развития и сохранения. В Конституции провозглашен принцип равноправия всех граждан независимо от национальности, социального положения, языка, религиозных взглядов, образования.
В тоже время, центральная власть, создавая условия для национального самоопределения в пределах Федерации, пресекает любые попытки ее субъектов выйти в одностороннем порядке из состава Федерации. Эффективное и своевременное пресечение таких попыток указывает на силу федеративного устройства государства и его жизнеспособность. Исторически наиболее сложными вопросами федерализма являются вопросы разграничения полномочий и предметов ведения между РФ и ее субъектами.
Важнейший отличительный признак российского федерализма — принцип верховенства Конституции РФ над федеральным и региональным законодательством (ст. 15). Например, Конституционный Суд может признать любой нормативный акт субъекта Федерации юридически недействительным, если он противоречит Конституции, федеральным законам, принят в пределах ведения РФ или в пределах совместного ведения Федерации и субъектов Федерации.
Готовые работы на аналогичную тему
Особенности российского федерализма
В РФ полномочия государственной власти реализуются исполнительной властью, поэтому российский федерализм часто называют исполнительным. Однако Россия не является в чистом виде исполнительной федерацией, так как в Конституции (ст. 72) предусмотрены предметы совместного ведения Федерации и субъектов, а также закреплено положение, что деятельность органов государственной власти не может вступать в противоречие с федеральным законодательством.
Теория права подразделяет федерации на симметричные и асимметричные. Большинство исследователей относят Россию к ассиметричным федерациям, так как ее субъекты имеют разный статус, закрепленный в Конституции. Отдельные правоведы предлагают сделать федерацию симметричной, закрепив и сравняв права всех субъектов РФ.
Конституция (ч. 2 ст. 76) закрепляет, что по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. Это положение с точки зрения целостности государственного управления и правового регулирования является достаточно обоснованным. На практике наблюдается значительное вмешательство центральной власти в компетенции субъектов РФ. Федеральное законодательство убирает границу между детальным и принципиальным регулированием, так как в федеральных законах совместного ведения присутствуют оба аспекта.
Особенности российского федерализма:
Субъекты Федерации стеснены в своих полномочиях Федеральный закон, который выступает объемным нормативным актом, содержит наряду с регламентацией общих принципов организации государственной власти детальное правовое регулирование, лишая этим субъекты РФ самостоятельности. Своей детальной правовой регламентацией этот Закон сводит к минимуму участие субъектов Федерации в организации собственных органов власти.
Полномочия субъектов Федерации, касающиеся вопросов совместного ведения, минимизируются правовой позицией Конституционного Суда РФ, который указывает, что в случае, если субъект не принял закон по вопросу, отнесенному к его компетенции федеральным законодательством в порядке полномочий, закрепленных Конституцией, он сам может регулировать правоотношения в этой сфере.
Бюджетный российский федерализм
Бюджетный федерализм — это автономное функционирование бюджетов отдельных уровней на разных стадиях бюджетного процесса.
Принципы бюджетного федерализма:
Исходными пунктами формирования российского федерализма являются: наличие нескольких групп экономических регионов, которые отличаются уровнями экономической самостоятельности (развитые, развитые выше среднего, средние, развитые ниже среднего, слаборазвитые); ресурсная разбалансированность бюджетов; значительные различия субъектов Федерации по основным социально-демографическим характеристикам.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Россия
Ждет ли Россию реальная федерализация?
Журналист Олег Кашин в специальном комментарии для DW размышляет о российском федерализме, который хотя и стал почти невидимым, но никуда не исчез.
Сейчас, когда какой-нибудь российский политик произносит слово «федерализация», можно не уточнять — речь идет об Украине, и, говоря о федерализации, российская сторона имеет в виду, что Донецк и Луганск должны сохранить особый статус вплоть до признания Киевом самопровозглашенных народных республик.
Но аргумент федерализации из российских уст звучит крайне рискованно. Федерализация — потенциально это самый важный политический лозунг и для России. Страна, федеративное устройство которой обозначено даже в официальном названии государства, в действительности имеет более унитарное устройство, чем даже Советский Союз, казавшийся излишне централизованным.
Кремль как субъект федерации
Большинство так называемых субъектов федерации в действительности управляются извне. Давно уже в порядке вещей назначения губернаторов-варягов, то есть людей, не имеющих вообще никакого отношения к тому региону, которым им поручено управлять. Этих губернаторов послушно утверждают на должности законодательные собрания регионов — в каждом из них большинство принадлежит «Единой России», демократический централизм в которой так силен, что исключает любую самостоятельность местных депутатов.
Полиция, МЧС, всевозможные «надзоры» от потребительского до технического вообще никак не подконтрольны региональным властям и управляются федеральными ведомствами напрямую. Бюджетная самостоятельность регионов близка к нулю, даже в традиционно богатых нефтяных автономных округах в порядке вещей бюджетный дефицит, и настоящий бюджет в России только один — федеральный.
Фонд «Петербургская политика» и коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг» регулярно публикуют рейтинг «выживаемости» губернаторов — странный термин подразумевает степень устойчивости отношений глав регионов с Кремлем. Собственно, Кремль — это реальный субъект федерации.
Парадокс российского федерализма
На таком фоне уже не удивляет история выдачи чеченской девушки Хеды Гойлабиевой замуж за женатого пожилого чеченского силовика — российским федеральным чиновникам остается только делать вид, что все в порядке, ведь иначе пришлось бы признать, что в республике не действуют федеральные законы. Чечня — самый наглядный случай неполной подконтрольности региона центру, но совсем не единственный.
Следующий за Ткачевым Тулеев?
Недавнее назначение главы Краснодарского края Александра Ткачева министром сельского хозяйства стало заключительным актом затянувшихся на многие годы попыток Кремля ограничить влияние Ткачева. Этот губернатор за годы пребывания у власти превратил свой край в своего рода внутреннюю империю, устройство которой наглядно продемонстрировала история станицы Кущевской, где единство местной власти, бизнеса и преступности привело в 2010 году к массовому убийству.
Слухи о скорой отставке Ткачева ходили, как минимум, пять лет, но избавиться от него Кремль смог только сейчас, расплатившись за край большим федеральным министерством. Среди потенциальных героев будущих кадровых драм — кемеровский губернатор Аман Тулеев, которому политологи тоже уже много лет подряд обещают скорую отставку, но каждый раз оказывается, что заменить его невозможно. Слишком много в Кемеровской области замыкается персонально на главу региона.
Чем грозит ослабление федеральной власти
Самые громкие губернаторские отставки прошлых лет также свидетельствовали о чем угодно, но не о всевластии федерального центра. Татарстан, второй после Чечни «сепаратистский» регион девяностых, с советских времен управлялся Минтимером Шаймиевым. Пять лет назад он сам выбрал себе преемника Рустама Минниханова, вынудив Кремль смириться с тем, что власть в республике останется в руках тех же групп, что и во времена Шаймиева.
Когда-то политологи отмечали на карте России «красный пояс» — в него входили те регионы, власть в которых принадлежит сторонникам коммунистической партии. Сейчас можно говорить о поясе реального федерализма, в который входят те регионы, с которыми Кремлю приходится считаться всерьез. И хотя таких регионов с каждым годом все меньше, говорить о полном подчинении России Кремлю все равно пока не приходится.
В верности Владимиру Путину одинаково клянутся главы всех регионов. Со стороны почти незаметны различия между ними. Но при любом ослаблении федеральной власти (которая, безусловно, не застрахована ни от каких кризисов) первыми о своей самостоятельности вспомнят «особые» регионы во главе с Чечней, за ними последуют остальные, включая, те, которые сегодня служат образцом лояльности центру. За пятнадцать путинских лет Кремль приложил огромные усилия к превращению России в унитарное государство, но она слишком велика, чтобы перестать быть федерацией.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Что такое федерализация управления в России
Александр Введенский: Все эти преобразования требуют для своего осуществления создания Новой Конституции
04.04.2019 • Александр Введенский
В этой статье пойдет речь о федерализации государственного управления в России. Возникают следующие вопросы: что такое федерализация? Является ли Россия федерацией или унитарным государством? Что нужно сделать, чтобы Россия стала федерацией?
Ответ на эти вопросы зависит от степени федерализации управления в России. Название «Российская Федерация» в настоящее время является не совсем верным, так как, исходя из наличия совокупности вертикалей власти центра, Российская империя, СССР, современная Россия никогда не являлись федерацией. А являлись и является формой унитарного имперского государства при практически полном отсутствии федерализации управления. Что следует из наличия вертикалей власти, управляющих всей страной, как своей вотчиной. Поэтому переход к федеративной России прежде всего требует упразднения унитарных вертикалей власти центра и создания множества местных и региональных центров управления при существенном уменьшении роли федерального центра, его законодательной, судебной и исполнительной власти. О чем мы далее и будем говорить.
В предыдущей статье мы писали о федерализации законодательной власти. Федерализация законодательной власти подразумевает сокращение законодательной власти федерального центра до фактического минимума — как в США. И передачу основных законодательных полномочий в области гражданского, уголовного и административного законодательства субъектам федерации (наднациональным штатам). В этой статье мы коснемся вопросов федерализации в целом, как сокращения различных полномочий и вертикалей власти центра и передачи этих полномочий в регионы (субъектам федерации) и муниципалитетам. Далее нам необходимо дать определение федерализации и отдельных ее видов.
Что такое федерализация управления?
Унитарность государства состоит в наличии вертикалей власти. В том числе законодательной, судебной, правоохранительной, надзорной, инспекционной и иных форм вертикалей власти. Также налоговая, бюджетная система в этом случае строится как вертикаль сбора и распределения средств центром.
Такое управление неэффективно, так как центр гребет под себя ресурсы, плохо управляет государством, раздувает нескончаемую бюрократию в системе вертикалей власти, ликвидирует демократию на местах.
Граждане в регионах на различные вертикали влиять никак не могут. Отсюда происходит бюрократизация управления страной и регионами, порождающая в том числе имперскость мышления и тотальную коррупцию власти.
Федерализация управления — это ликвидация вертикалей власти федерального центра. И замена их действия местными и региональными центрами управления, вертикалями и горизонталями местной власти.
Была ли когда-либо Россия федерацией?
Являлась ли когда-либо Россия, Российская империя, СССР — федерацией? Или только унитарным государством?
Если посмотреть с этих позиций, то Российская империя и Советский Союз федерациями не являлись. А были унитарными государствами, управляемыми из центра. То есть представляли собой форму империи, управляемой из центра.
Современная Россия, несмотря на название, также федерацией не является. Это унитарное государство, с центральным управлением, осуществляемым за счет вертикалей власти центра во всех областях деятельности регионов.
Федерализация управления еще только предстоит России
Федерализация — это ликвидация почти всех вертикалей власти центра по управлению регионами и создание местных региональных центров управления, их вертикалей и горизонталей власти.
В том числе это ликвидация монополии законодательной вертикали, судебной вертикали, вертикали МВД, вертикали федеральной полиции, вертикали федеральной пенитенциарной системы, вертикали федеральной правоохранительной системы.
Это также ликвидация вертикали власти федеральной прокуратуры, федеральной вертикали инспекций, вертикали власти федеральных судов. Ликвидация вертикали избирательной системы и отделение ее от государства.
Это ликвидация федеральной вертикали госбезопасности.
Все эти преобразования требуют для своего осуществления создания Новой Конституции России. Так как в рамках существующей ныне Конституции невозможно осуществить федерализацию управления в России никакими средствами местного и федерального законодательства. Поэтому встает задача создания проекта Новой Конституции. К сожалению, за 20 лет существования оппозиции и коррупционного режима еще никто не поставил такую задачу. И данная конституция не была создана в рамках оппозиции. Не было даже обсуждения подходов к ее реализации. Не было понимания ограничения полномочий законодательной, судебной, правоохранительной, надзорной и исполнительной власти центра, в том числе ограничения власти центра в области избирательной системы как основы построения демократии в России. Тогда как никакие преобразования в России невозможны без принятия на референдуме и введения соответствующей Новой Конституции. Только конституция может изменить характер власти российского государства с его имперскости к тому правовому демократическому государству европейского типа, которым может стать Россия после федерализации системы государственного управления ей.
Федерализация есть основа демократии.
Европа и США добились высокой степени развития демократии и экономики именно благодаря федерализации управления в этих странах. Федерализация управления в Европе существует еще со времен Средневековья. Тогда как в США она существует со времени основания США и была закреплена Конституцией. А те страны, в которых существует унитарный порядок управления, как в России, лишены демократии и федерализации управления. Вследствие чего они отстают как в области демократических институтов управления, так и в области экономики. Ибо развитие экономики полностью связано с федерализацией управления любой страной. То есть с уровнем свободы и проявления демократии в стране.
Москва как финансовый спрут
Уплата налогов по местоположению центрального офиса сырьевых компаний дала возможность столице, подобно пылесосу, вытягивать финансы отовсюду. Либерализация и децентрализация налоговой политики вернёт ситуацию на 20 лет назад, когда регионы не кормили так Москву. Но давали умеренные средства федеральному центру для его функционирования. Ввиду чего Москва и ее мегаполис не разрасталась как сейчас, когда все средства достаются ей одной.
Поэтому в Новой Конституции потребуется также изменение федеральной налоговой системы и системы образования федерального бюджета. То есть всей налогово-бюджетной политики. Собственно, федерализация налогово-бюджетной политики и есть основа федерализации.
Система налогообложения, собирающая средства в федеральный центр, а затем раздающая их регионам, так сказать «за хорошее поведение», должна быть ликвидирована. Местная власть должна собирать все налоги и только часть их отправлять в центр Федерации. Основная часть должна оставаться у местной власти.
Местные центры региональной власти
Вертикали власти должны быть разрушены и уничтожены в своем большинстве. Ибо они совершенно не нужны. В субъектах федерации, регионах, местных администрациях должны быть созданы региональные и местные центры власти, предоставляющие те же самые государственные услуги гражданам территорий, которые предоставлял центр.
Это и есть федерализация управления страной — разрушение вертикалей государственной власти и создание вертикалей и горизонталей местной власти.
В связи с этим нужно сказать, что основные функционалы власти должны формироваться на местах. В том числе местные и региональные прокуроры должны не назначаться сверху Прокурором РФ, назначаемым Президентом РФ, а должны избираться в регионах на местах. И быть поэтому независимыми.
Суды должны формироваться и финансироваться местной властью. Также и судьи должны назначаться не Президентом, а избираться в регионах.
Должна быть создана местная городская и региональная полиция, местная и региональная пенитенциарная система, следствие, суды и прокуратура. Причем все эти структуры должны быть полностью независимы от федерального центра и его законодательства. В противном случае законодательные полномочия федерального центра быстро с этим покончат, и мы вновь получим империю.
Финансирование этой системы самоуправления регионов должно осуществляться не из центра, а из местных бюджетов, за счет местных налогов. И совершенно независимо от центра. Ибо вертикали власти и распределения средств в этих вертикалях должны быть уничтожены.
Местный и региональный бюджет должен вначале формироваться из местных и региональных налогов. А уже потом регионы должны отдавать установленную законом часть их собственных средств в федеральный центр. Контролируя при этом центр, сколько и чего отдать.
Какие функции останутся у федерального центра после проведения федерализации?
После проведения федерализации у центра останется только управление вооруженными силами, международные отношения, некоторые законодательные функции, федеральные программы. При этом федеральный бюджет будет существенно сокращен вместе с сокращением функций вертикалей власти.
Внешняя политика России
Роль Новой Конституции
Вертикали власти не могут быть уничтожены или изменены указом Президента. Также они не могут быть ликвидированы или упразднены федеральными законами. Для этого требуется Новая Конституция. Принципиально Новая Конституция.
Только Новая Конституция может полностью изменить существующую систему унитарного управления. И построить органы федеративного управления страной и регионами по системе, основанной на ликвидации основных вертикалей власти центра Федерации и создании местных центров самоуправления.
Ибо она является единственным инструментом федерализации управления в России, видоизменяющим ее от имперского унитарного государства, управляемого из центра, до реальной федерации, с реальной федерализацией управления и бюджетно-налоговой системой регионов и федерального центра.