Фаза наставничества характеризуется тем что педагог

Фаза наставничества характеризуется тем что педагог

3. Фаза адаптации (привыкания) связана с первыми шагами в профессиональной деятельности. Она связана с освоением профессиональных норм и требований, технологии деятельности. Для педагога эта фаза связана с работой в постоянно возникающих нестандартных ситуациях, что требует творческого подхода к делу.

4. Фаза интернала характеризуется тем, что педагог успешно справляется с профессиональными обязанностями, т.е. им освоены умения, входящие в состав функциональной грамотности.

5. Фаза мастера предполагает, что наряду с характеристиками предыдущей фазы, педагог выделяется или какими-то специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, наличием собственного стиля профессиональной деятельности, стабильные положительные результаты.

6. Фаза авторитета связана с тем, что педагог становится известным в своем профессиональном кругу и за его пределами. Производственные задачи он успешно решает за счет большого опыта.

7. Фаза наставничества характеризуется тем, что у педагога появляются последователи из числа коллег, готовые перенять его опыт.

Зеер Э.Ф. выделяет следующие стадии профессионального становления [78; C. 66-67]:

§ формирование профессиональных намерений – осознанный выбор профессии;

§ профессиональная подготовка – освоение системы профессиональных знаний, умений, навыков, формирование социально-значимых и профессионально важных качеств;

§ профессионализация – адаптация в профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;

§ мастерство – качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности.

Источник

Профессионально-личностное становление и развитие педагога

Профессионально-личностное становление и развитие педагога

Настоящее время характеризуется увеличением темпа жизни. Обновление информации, ее качественное изменение, упрощение способов доступа к данным требует от человека умения быстро ориентироваться в социальном пространстве и оперативно реагировать на все преобразования. Изменяются и требования к современному педагогу. Ему важно не только соответствовать профессиональным требованиям, но и повышать уровень собственного развития, гибкости своего мышления, находиться в постоянном поиске нового в общекультурной, научной и профессиональной области с учетом меняющихся потребностей государства, общества, экономики и рынка труда.

Профессиональное становление педагога неразрывно связано с такими процессами, как самообразование, самовоспитание, саморазвитие.

Самообразование призвано выполнять следующие функции (Князева М. Л.):

— экстенсивная (накопление, приобретение новых знаний);

— ориентировочная (определение себя в культуре и своего места в обществе);

— компенсаторная (преодоление недостатков обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании);

саморазвития (совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств);

— методологическая (преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира);

— коммуникативная (установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами);

— сотворческая (сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее);

— функция омолаживания (преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в общественной позиции);

— психологическая, психотерапевтическая (сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества);

— геронтологическая (поддержание связей с миром и через них жизнеспособности организма).

Таким образом, самообразование – это необходимое условие жизни современного образованного человека, обязательное слагаемое его профессионального успеха.

Самовоспитание – это систематическая деятельность человека, направленная на усвоение опыта предшествующих поколений, формирование личности через самостоятельную работу над собой.

Самовоспитание неразрывно связано с самопознанием и осознанием реального и идеального Я, своего жизненного опыта и отношений с окружающим миром.

Специалисты выделяют ряд функций,присущих самовоспитанию:

— компенсаторная (расширение знаний о себе, своих способностях и возможностях);

— адаптирующая (позволяет педагогу своевременно приспосабливаться к меняющемуся миру, ориентироваться в новых условиях профессиональной деятельности);

развивающая (предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности, непрерывное обогащение творческого потенциала личности).

Саморазвитие – это процесс целенаправленного сознательного изменения своей личностной сферы через самосознание, самооценку, самоорганизацию и самоуправление.

По классификации Е. А. Климова выделяется несколько этапов профессионального становления:

— фаза оптации (период выбора профессии);

— фаза адепции (этап обучения выбранной профессии);

— фаза адаптации (вхождение в профессию и привыкание к ней);

— фаза интервала (приобретение профессионального опыта);

— фаза мастерства (квалифицированное выполнение трудовой деятельности);

— фаза авторитета (достижение профессионалом высокой квалификации);

— фаза наставничества (передача профессионалом своего опыта).

Результатом профессионально-личностного становления и развития педагога является овладение педагогическим мастерством.

Педагогическое мастерство – это высший уровень осуществления педагогической деятельности, проявляющийся в овладении педагогом искусства воспитания и обучения и стремлении к постоянному совершенствованию.

Внешне мастерство выражается в успешном решении разнообразных педагогических задач, в высоком уровне организации учебно-воспитательного процесса. Но суть его в тех качествах личности учителя, которые порождают эту деятельность, обеспечивают ее успешность. И эти качества нужно искать не только в умениях, а в той системе свойств личности, ее позиции, которые и создают педагогу возможность действо-вать продуктивно и творчески.

Высокий уровень мастерства повышает качество всей работе педагога, способствует формированию профессиональной позиции, которая аккумулирует в себе высшие уровни направленности, знаний и готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Расширение педагогических знаний дает инструмент для самоанализа работы педагога и выявления резервов самодвижения; высокий уровень способностей стимулирует все более яркое самораскрытие личности.

Профессионально-значимые качества воспитателя дошкольной общеобразовательной организации В конце XIX века в исследованиях П. Ф. Каптерева, выдающего русского педагога и психолога, доказано, что одним из важнейших факторов успешности.

Программа «Я и ТЫ», направленная на социально — личностное развитие детей Программа «Я и ТЫ» Подготовил воспитатель стационарного отделения Дмитриева Лариса Ивановна Вязьма 2016 год Пояснительная.

Программа профессионально-личностного саморазвития педагога Методическая тема: «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей 2 – 3 лет». Цель: воспитание культурно – гигиенических навыков.

Программа профессионально-личностного саморазвития педагога Тема: «Формирование ценностей здорового образа жизни на основе сотрудничества воспитанников со взрослыми и сверстниками» Цель: обеспечить.

Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования).

Развитие успешности педагога Выступление на педсовете. «Развитие успешности у педагога» Идея успешности в педагогической деятельности напрямую связана с эффективностью.

Семинар-практикум для воспитателей «Креативность как профессионально значимое качество личности педагога» Семинар-практикум «Креативность как профессионально значимое качество личности педагога» Автор Долгова Татьяна Васильевна, старший воспитатель.

Социально-личностное развитие старших дошкольников через взаимодействие с социально-образовательными партнёрами ДОУ Социально-личностное развитие старших дошкольников через взаимодействие с социально-образовательными партнёрами ДОУ. Вашему вниманию представляется.

Тренинг «Развитие эмоционально-экспрессивного поведения педагога» Цель: развитие коммуникативной, визуальной, вербальной экспрессии. Приветствие Упражнение «Разговор без слов» Участникам предлагается.

Эссе «Личность молодого педагога: становление в наши дни» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «АРС» ГОРОДА КОСТРОМЫ Эссе «Личность.

Источник

Сущность и условия профессионального становления педагога

Фаза наставничества характеризуется тем что педагог

Дата публикации: 17.12.2014 2014-12-17

Статья просмотрена: 9677 раз

Библиографическое описание:

Рамазанов, М. К. Сущность и условия профессионального становления педагога / М. К. Рамазанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 679-682. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14247/ (дата обращения: 24.12.2021).

В данной статье автор рассматривает сущность и условия профессионального становления педагога, ссылаясь на исследования ученых-педагогов КлимоваЕ. А. и Э. Ф. Зеера,предлагает свой путь в профессиональном становлениипедагога.

In this article author considers essence and context of professional becoming of teacher, recalling to researching of learned-teacher as well as Klimova E. A. and E. F. Zeera offer their way in the professional becoming of teacher.

Keywords:pedagogical thinking, innovational activity, teacher-researcher, phase of master, optical phase, professional making of teacher, professional experience.

Обновление содержания образования, ориентация на новый тип педагогического мышления, который соответствует социокультурным вызовам современной эпохи, приоритетность формирования у школьников, студентов ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной сферах — это те черты современного мира, которые должны отобразиться на профессиональной характеристике становления личности педагога.

В жизни каждого педагога профессиональное становление занимает важное место. Профессиональное становление — это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность беспредельного развития человека. Данный процесс связан с различными целями и имеет разное содержание на разных этапах педагогической деятельности [1].

Рассмотрим теоретические подходы к определению понятия «профессиональное становление педагога». Истоки его находятся в понятиях «становление», «становление личности». В науке существует проблема определения понятия «становление». Многие ученые отождествляют понятия «становление» и «развитие» или отчасти пытаются найти отражение одного в другом.

Так, «становление» в «Толковом словаре русского языка» определяется как «возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития». Следовательно, с точки зрения этого определения, процесс становления является одной из составляющих процесса развития.

Профессиональное становление педагога в психолого-педагогической науке в профессионально-личностном аспекте рассматривается как становление личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей и профессионализма.

Во многих публикациях профессиональное становление педагога рассматривается как последовательность взаимосвязанных временных стадий от возникновения и формирования профессиональных намерений до полной реализации личности в профессиональном труде (Е. А. Климов, Л. М. Митина, Э. Ф. Зеер и др.) [2].

Так Климов Е. А. выделяет следующие фазы профессионального становления:

Фаза оптации результатом, которой является профессиональное самоопределение, выраженное в плане ближайших шагов на профессиональном пути (выбор формы профессионального обучения, учебного заведения).

Фаза адепта характеризуется освоением профессии, получением образования в той или иной области. В связи с вступлением системы образования в Болонское соглашение вводится 2-х ступенчатая подготовка к профессии: бакалавриат и магистратура. На данной фазе происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности.

Фаза адаптации (привыкания) связана с первыми шагами в профессиональной деятельности. Она связана с освоением профессиональных норм и требований, технологии деятельности. Для педагога эта фаза связана с работой в постоянно возникающих нестандартных ситуациях, что требует творческого подхода к делу.

Фаза интернала характеризуется тем, что педагог успешно справляется с профессиональными обязанностями, т. е. им освоены умения, входящие в состав функциональной грамотности.

Фаза мастера предполагает, что наряду с характеристиками предыдущей фазы, педагог выделяется или какими-то специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, наличием собственного стиля профессиональной деятельности, стабильные положительные результаты.

Фаза авторитета связана с тем, что педагог становится известным в своем профессиональном кругу и за его пределами. Производственные задачи он успешно решает за счет большого опыта.

Фаза наставничества характеризуется тем, что у педагога появляются последователи из числа коллег, готовые перенять его опыт. Фазы профессионального становления педагога схематично представлены на рисунке 1.

Фаза наставничества характеризуется тем что педагог

Рис. 1. Фазы профессионального становления по Климову Е. А.

Зеер Э. Ф. в исследовании профессионального образования выделяет следующие стадии его становления: во-первых, стадию формирования профессиональных намерений, что определяет осознанный выбор профессии; во-вторых, стадию профессиональной подготовки — освоение системы профессиональных знаний, умений, навыков, формирование социально-значимых и профессионально важных качеств; третья стадия — профессионализация — адаптация в профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности; следующая стадия — мастерство — качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности [3].

Не отрицая, как имеющую право на существование классификацию фаз профессионального становления Е. А. Климова мы в своей работе придерживаемся точки зрения Э. Ф. Зеера [4].

Климов Е. А. также поднимает проблему проектирования профессионального пути педагога. «Профессиональный жизненный путь» автор рассматривает не как заранее предначертанную траекторию движения, а как «веер открывающихся возможностей, а также целей и действий в жизненных и профессиональных ситуациях», которые педагог должен видеть, понимать, уметь выбирать, а затем проектировать собственное движение в выбранном направлении [5].

Ученые справедливо отмечают, что профессиональное становление педагога во многом зависит от культуры профессионально-личностного самоопределения, которое обеспечивает способность осуществлять выбор в быстро изменяющихся условиях профессионального бытия. Кроме того, среди ведущих качеств личности работника, наряду с компетентностью, знанием дела, столь же значимыми становятся инициативность, готовность к инновационным изменениям.

Важным моментом в процессе профессионального становления является программирование предстоящей деятельности и освоение каждым педагогом знаний, умений, способов, необходимых для того, чтобы этот шаг сделать. В программировании деятельности обязательным является программирование профессионального становления и образования субъекта, где обсуждается, что должно быть освоено каждым педагогом: знания, умения, способы действия, необходимые для того, чтобы реализовать программу ближайшего периода. Это служит основой инвариантной части индивидуальной образовательной программы педагога [6].

Профессиональное становление педагога посредством образования может реализовываться в разных формах: как специального, для которого выделяется особое время и место (семинары, организационно-деятельностные игры); как ситуативного, реализуемого в различных рабочих ситуациях через процессы рефлексии; как актуального, когда образовательный результат какой-либо деятельности становится новым средством собственной деятельности.

В ходе анализа теоретических подходов к проблеме профессионального становления педагога, ориентированного на инновационную деятельность и практики инновационного образования нами выделен ряд условий, необходимых для успешного осуществления данного процесса, а именно:

— профессиональное становление педагога, ориентированного на инновационную деятельность и его сопровождение должно осуществляться на основе компетентностного подхода;

— процесс профессионального становления педагога, занимающегося инновационной деятельностью должен быть непрерывен, т. к. становление инновационной практики — это постоянно изменяющийся процесс;

— профессиональное становление педагога, ориентированного на инновационную деятельность происходит за счет его участия в инновационной деятельности и специально организованных рефлексивно-аналитических, проектировочных и образовательных процессах;

— образование педагога, занимающегося инновационной деятельностью, должно быть организовано, как непрерывный процесс достижения, поставленных образовательных задач и оформления новых;

— так как любая деятельность человека включает решение задач именно поэтому целесообразно организовывать сопровождение профессионального становления специалиста на основе решения им задач, присущих данному виду деятельности;

— для осуществления процесса профессионального становления педагога необходимо формировать представления об образе отдаленного будущего, об инновационной деятельности ближайшего периода, а также организовывать совместное проектирование предстоящей деятельности и освоение каждым педагогом знаний, умений, способов ему необходимых для ее реализации.

Анализ подходов к подготовке педагогов к инновационной деятельности в процессе профессионального становления позволяет также сделать следующие выводы:

— наблюдается изменение требований к учителю: от профессионала, выполняющего комплекс рабочих функций, от учителя-предметника — к учителю-исследователю;

— значимыми характеристиками являлись конкретные, частные знания учителя в области преподаваемого предмета, в области педагогики и психологии, профессиональные умения и навыки, репродуктивного характера, сегодня наиболее актуальны — системное мировоззрение, инновационное мышление, профессиональное творчество и т. п.;

— для подготовки к инновационной деятельности в процессе профессионального становления необходимо создать условия для формирования исследовательской и коммуникативной компетентностей, рефлексивных умений, мотивационной готовности педагога к инновационной деятельности и т. д.

— сегодня необходима перестройка стратегии подготовки педагога к инновационной деятельности, обусловленная сложившейся социальной ситуацией, практикой современного школьного образования, изменением ценностных оснований в обществе в целом.

Сущность процесса профессионального становления педагога состоит в разрешении индивидуальных образовательных дефицитов, возникающих в процессе профессионального становления педагога. Данный процесс предполагает обогащение знаний и умений педагога, формирование профессиональной компетентности, необходимой для успешного выполнения инновационной деятельности посредством составления и реализации индивидуальных образовательных программа

1. Внедрение достижений педагогики в практику школы / Под ред. В. Е. Гурмана. М.: Педагогика, 1981.

2. Грановская P. M., Кражанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб: OMS, 1994.

3. Немов Р. С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984.

4. Ярошевский М. Г. Социальные и психологические координаты научного творчества. Вопросы философии, 1995, № 12.

5. Методы системного педагогического исследования / Под ред.Н. В. Кузьминой. Л.:Изд-воЛГУ,ч.1.1980.

6. Кашницкий В. И. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя. Ярославль, 1995.

Источник

Статья «Роль наставника в профессиональном становлении молодого педагога»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Роль наставника в профессиональном становлении молодого учителя.docx

Роль наставника в профессиональном становлении молодого педагога.

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию своё выступление по теме: «Роль наставника в профессиональном становлении молодого педагога». Буду рада, если оно станет для вас интересным и полезным.

Каждый человек, делая первые шаги в своей профессии, испытывает определенные трудности. Всё кажется незнакомым, непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной цели. Становление учителя происходит гораздо труднее, чем человека любой другой профессии. Для успешного становления и развития ему недостаточно иметь багаж педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении.

Не секрет, что начинающие учителя не всегда оказываются профессионально подготовленными к работе с детьми, несмотря на то, что это молодые, энергичные, зачастую талантливые люди. Среди проблем и трудностей, с которыми сталкивается молодой учитель на практике, можно назвать не только недостаточное владение методикой ведения урока, но и неумение выстраивать эмоциональное общение, особенно с детьми среднего и старшего подросткового возраста, с их родителями; не у всех сразу складываются хорошие отношения с коллегами.

Поэтому профессиональная адаптация молодого учителя, особенно в первые три года работы, характеризуется высоким эмоциональным напряжением; глубоко переживаются неудачи первых самостоятельных шагов. Для того чтобы этап адаптации прошел успешно и принёс большую практическую пользу начинающему специалисту, в учебном заведении организовывают целенаправленную работу.

Преимущества формы наставничества в организации помощи очевидны: оно имеет более широкую направленность, менее теоретизировано, обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы с молодыми специалистами в условиях реальной трудовой деятельности. Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный контакт наставника и его ученика, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного молодого учителя, и, следовательно, более строгий контроль за его практической деятельностью.

Но какие бы технологии и методы ни использовались при реализации этой деятельности, основные цели и задачи наставничества таковы: СЛАЙД 2-3

— максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях;

— создание комфортных условий для формирования профессиональной ориентации молодого специалиста;

— привитие интереса к педагогической деятельности и закрепление молодого учителя в образовательном учреждении;

— развитие у молодого учителя способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.

— адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении.

Если следовать этим задачам, безусловно, «получим» специалиста, творческого учителя, ведущего за собой детей. СЛАЙД 4

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога.

На адаптационном этапе идет определение обязанностей и полномочий молодого педагога; выявление недостатков в его умениях и навыках; идет разработка программы адаптации. Наставник проводит диагностику подопечного, определяя актуальный объем знаний и умений, чтобы выработать программу наставничества, разъясняет педагогу его права и обязанности. Планирование работы осуществляется согласно личным особенностям, творческому потенциалу, образованию молодого педагога.

На проектировочном (основном) этапе идет реализация программы адаптации; корректировка профессиональных умений молодого педагога; построение его собственной программы самосовершенствования.

Опытный педагог разрабатывает и реализует программу наставничества, предоставляет молодому специалисту материалы для приобретения знаний. Идет разработка индивидуального плана на определенный период с конкретным содержанием, сроками исполнения и формой работы.

Для реализации наставнической деятельности используются различные традиционные и нетрадиционные формы работы, как то: собеседование, консультирование, взаимное посещение уроков с их последующим анализом и самоанализом; творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя, защита творческих работ и другие. Всё это ускоряет процесс вхождения начинающего учителя в образовательную среду. СЛАЙД 6

За последние 8 лет своей педагогической деятельности я трижды была наставником молодых педагогов. В работе старалась следовать китайской мудрости

Свою наставническую деятельность с молодым специалистом начинала с вводного анкетирования или собеседования, где он рассказывал о своих удачах, трудностях, проблемах. Затем молодой специалист составлял план – программу индивидуальной траектории развития профессиональной компетенции.

Первыми шагами в работе с молодыми специалистами были также знакомство с нормативно-правовой базой работников образовательной организации, оказание методической помощи в составлении Рабочей программы и календарно-тематического планирования. Проводился инструктаж по ведению классного журнала.

После выявления у молодого специалиста профессиональных интересов и пробелов в области педагогики мною предлагались примерные темы по самообразованию.

В течение всего периода наставничества я еженедельно посещала уроки молодых педагогов, после чего мы проводили их подробный анализ и намечали пути исправления недочетов.

Молодые педагоги, в свою очередь, посещали мои уроки и уроки других коллег, перенимая их опыт.

Для того чтобы моя работа с молодыми специалистами была более эффективной, готовила им различные «памятки»:

— обязанности классного руководителя

— организация работы с неуспевающими учащимися;

— анализ и самоанализ урока;

— организация работы с родителями и др.

Активизация творческой деятельности молодых педагогов наиболее эффективна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы, поскольку их становление происходит на информационно-коммуникативных технологиях; поэтому на втором этапе сопровождения наставляемого использовала информационные методы (лекции на занятиях «Школы молодого учителя», педагогические чтения и др.); творческие методы решения задач: проблемные, инверсионные, способствующие развитию гибкого, оригинального мышления; индивидуальную и коллективную формы работы.

Коучинг означает «тренировать, наставлять, воодушевлять». Это развивающее консультирование. В деятельности наставников данная идея используется давно в виде взаимопосещений опытными педагогами уроков молодых учителей, консультаций. Разница между обычным консультированием и новыми технологиями – это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем. Безусловно, консультант должен иметь опыт консультирования. В процессе работы он выстраивает с педагогом партнерские (равноправные) отношения, являясь в первую очередь партнером, а не советчиком.

Коучинг не зря называют «терапией успеха». Это – нечто среднее между психологической помощью и профессиональным тренингом.

Кейс-метод неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики.

Будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод завоевывает позитивное отношение со стороны педагогов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию обучаемых, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию.

Кейс-метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала педагогов.

Очень интересной формой взаимодействия стали и бинарные уроки. Идея пришла случайно, когда молодой педагог, учитель истории и обществознания, пришедший ко мне на урок литературы, помог выйти из затруднительной ситуации, в которую меня поставили учащиеся 10 класса. От детей поступил вопрос по истории Отечественной войны 1812 года, на который я не могла дать точный ответ. Учитель истории (причём, отлично знающий свой предмет) выручил своего наставника.

Так я предложила своему воспитаннику проводить бинарные уроки. Мы вместе разрабатывали конспект занятия, распределяли роли. Причём Дмитрий Петрович не просто сам участвовал в уроке, он готовил ребят – «историков», таким образом выявлял детей, интересующихся его предметом, и налаживал с ними более тесный контакт. Позже в такую работу был вовлечён и второй мой подопечный, учитель английского языка. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, выявлять связь различных предметов, делают обучение целостным и системным. Данная форма работы сближала нас, давала возможность учиться друг у друга.

Моё сотрудничество с молодыми специалистами на протяжении всего периода наставничества имело личностно-ориентированный характер, в приоритете всегда была самостоятельная работа молодого учителя, его личная инициатива. А в основу был положен принцип индивидуализации. Хочу заметить, что двое из наставляемых – мои ученики. Поэтому личностный контакт между нами установился давно. Это большой плюс, когда в школу в качестве педагогов возвращаются наши бывшие выпускники. СЛАЙД 7

В 2018 году эти молодые педагоги приняли участие в краевой научно-практической конференции, посвящённой проблемам патриотического воспитания молодёжи, по теме «Славный сын земли кубанской», познакомив слушателей и читателей с жизнью и деятельностью нашего земляка Героя труда В.И.Муравленко.

Учитель русского языка и литературы Крупий Н.А. (стаж 4 года) имеет успехи не только как учитель, но зарекомендовала себя как активный организатор. Она является заместителем директора по учебной работе и занимается организацией проектной деятельности учащихся в школе. СЛАЙД 8

Я считаю, что от тех людей, которые оказываются рядом на жизненном и профессиональном пути молодого учителя в период его становления, зависит многое.

Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками).

Принимая на себя обязанности наставника, я открыла ряд преимуществ:

– во-первых, наставничество помогает мне увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;

– во-вторых, я ощущаю свой вклад в систему профессиональной адаптации своих коллег;

– в-третьих, стараюсь осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности. И это еще не все плюсы работы с молодыми коллегами.

Но для того чтобы сопровождать процесс становления начинающего учителя, немаловажны и личностные качества педагога :

— повышенное чувство ответственности;

— находчивость, терпение, преданность профессии;

— строгость и справедливость, умение признавать собственные ошибки;

— обладание высокой культурой и развитым эстетическим вкусом;

— умение эффективно организовывать общение, понимать другого человека, принимать чужие позиции, ценить чужие чувства.

— способность нестандартно, творчески мыслить.

В данный момент я сама являюсь тьюторантом, участницей проекта ИРО Краснодарского края по теме «Научно-методическое сопровождение профессионального ростапедагога на основе формирования тьюторской позиции», где знакомлюсь с новой должностью «Тьютор». Образовательные семинары проводят специалисты г.Геленджика.

В заключении хотелось обратиться к словам Ш а лвы Александровича Амонашвили, которые могут стать педагогическим кредо педагога-тьютора:

«Настоящий учитель тот, кто может спуститься с вершины своего знания до незнания ученика и, взяв его за руку, снова совершить восхождение».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *