Фаюмские портреты это что

Православная Жизнь

Иконопись глубоко коренится в богословии православной Церкви, однако ведет свою культурную родословную — из античного искусства. Никакое культурное явление не создается «с чистого листа», не возникает просто «из воздуха».

Потому для правильного понимания иконописи всегда важно понимать тот культурный контекст, в рамках которого возникло иконописание. Ведь первые иконописцы, первохристианские художники, так или иначе, были детьми своей эпохи, их художественное мастерство создавалось в рамках художественных течений, которые возникли до них и которые существовали параллельно с ними. Именно с этой точки зрения нас должно интересовать позднеантичное искусство.

Что такое эллинизм

Искусство Римской Империи, не смотря на определенные региональные особенности, в основе своей было продолжением искусства эллинизма.
Эллинизм сформировался в результате походов Александра Македонского на Восток. Греческие государства, образовавшиеся после этого похода, создали почву для смешения культуры завоевателей и местных народов. Вот эта вот смесь античной традиции с традициями древнего Египта, Персии и т.д. и есть эллинизм. Римская Империя, завоевав большую часть эллинистических государств, также вошла в культурный ареал эллинизма. И на этой почве синтеза западных и восточных традиций возникла позднее великая византийская культура.

Долгое время об античном искусстве мир судил почти исключительно по скульптуре и архитектуре, образцы которых дошли до потомков в той или иной степени сохранности. А вот об античной живописи можно было получить представление в основном из письменных источников или немногочисленных образцов монументальных росписей Древнего Рима, или же по росписям древнегреческой посуды. Со временем археология вносила свои коррективы в изучение истории живописи, все больше приоткрывая завесу над творчеством древних художников.

Своего рода сенсацией стала находка в в Египте полуразграбленных захоронений периода римского владычества. В 1887 году в Фаюмском оазисе были обнаружены мумии, внешний вид которых отличался от тех, что находили до сих пор. Традиционно египетские мумии заключались в футляры или саркофаги, которые украшались масками, воспроизводящими черты покойного. Но в фаюмских погребениях никаких масок не было, вместо них присутствовали живописные портреты усопших. Эти портреты произвели на культурную публику конца XIX века неизгладимый эффект. Они продолжают поражать и сейчас.

Первые находки были сделаны возле современного селения эр-Рубайят (которое расположено недалеко от древней Филадельфии), позднее к ним прибавились портреты, найденные чуть дальше, в местности Хавара (находящейся на месте некрополя древней Арсинои, которая ещё раньше называлась Крокодилополем). Поскольку большая часть артефактов были найдены именно в районе Фаюмского оазиса, за ними закрепилось название «фаюмских портретов». Хотя позднее подобные картины были обнаружены и в других регионах Египта: в Мемфисе, Антинополе, Ахмиме и Фивах.

Всего на сегодняшний день найдено более 900 портретов. Время создания этих портретов I—III века по Р.Х. — время, когда Египет был завоеван римлянами. За несколько столетий до этого в Египте правила греческая династия Птолемеев – потомков одного из соратников Александра Македонского. Правящей элитой, разумеется, тоже были греки. Потому неудивительно, что одновременно с традиционным египетским искусством существовало и искусство греческих завоевателей и синтезированное эллинистическое искусство, впитавшее в себя обе традиции.

Это коснулось всех аспектов культурной и религиозной жизни древних египтян указанного периода, в том числе и погребальных обрядов. До нас дошли примеры погребальных изображений, выполненных как в более древней, собственно египетской традиции (рельефные погребальные маски), так и в более новой – греко-римской (погребальные портреты).

Фаюмские портреты это что

Чем фаюмские портреты интересны христианам?

Чем эти артефакты могут быть интересны христианам? Только ли своей красотой? Мало ли в мире других прекрасных произведений искусства, почему именно фаюмский портрет?

Стоит обратить внимание на один немаловажный факт – египетские погребальные изображения предназначались не просто для созерцания (хотя, как считается, многие из них писались с живых людей), они создавались для погребений. Общеизвестно, какое огромное значение древние египтяне уделяли загробной жизни. И погребальные изображения были одним из важнейших аспектов жизни за гробом. У древних египтян считалось, что после смерти человека его мистический двойник – Ка — отделяется от тела, но он может вселиться в изображение умершего и таким образом получит новою жизнь. Именно для этого египтяне изготовляли различные изображения покойных. Очень важно было, чтобы художник добился максимального сходства изображения с умершим, иначе Ка может не узнать свой портрет и будет обречен на скитания.

Портрет с точки зрения вечности

Фаюмские портреты были не просто изображением человека, не просто «фотографией», которая бы передавала его сиюминутный облик. Они изображали человека «с точки зрения вечности», художники стремились изобразить не просто внешний облик умершего, но его вечную душу (хотя, конечно, слово «душа» в данном случае стоит употреблять с известной степенью осторожности, ведь представления о ней в древнеегипетской религии не очень совпадает с христианским учением). Так или иначе, фаюмский портрет, это образ вечной, в известном смысле – бессмертной личности.

Именно это обстоятельство и роднит фаюмский портрет с иконой. И, как эллинских философов порой называют «христианами до Христа», поскольку античная философия подготовила ту почву, на которой выросло богословие, также и фаюмский потрет можно, в некотором смысле, назвать «иконой до иконописи».

Особенности композиции

Композиция фаюмского портрета обычно имеет погрудное построение (поясные изображения встречаются реже).

Головы персонажей, как правило, повернуты в три четверти. Прямых фронтальных изображений мало. Взгляд направлен либо прямо, либо поверх «зрителя». Источник света, который формирует светотеневой рисунок лица, чаще всего «расположен» сверху и немного слева от изображенного – правая (от зрителя) сторона лица обычно затенена, независимо от того, в какую сторону развернут персонаж, затененная сторона носа передается широкой темной линией. Эта особенность светотеневого моделирования присутствует и в более условных, плоских изображениях.

Лица не отражают эмоций. Глаза, зачастую, широко раскрыты. Фон условный, обычно — однотонный светлый либо золотой.

Стоит также отметить такую стилистическую особенность большинства фаюмских портретов (особенно поздних), как своеобразную асимметричность. Левая часть лица часто отличается от правой (глаза, брови, уголки губ, уши и т.д. могут быть разного размера, расположены на разном уровне, изображены под разными углами). Этот прием не свойственен собственно эллинистическому искусству, в нем можно видеть новое веяние в живописи. По сути это — та же попытка передать объем предмета и его перспективное искажение, но более динамично и экспрессивно.

Фаюмские портреты это что

Подобные стилистические приемы встречаются и в иконописи

Интересно, что подобные стилистические приемы встречаются и в иконописи. Технически же фаюмские портреты также близки первым христианским иконам (о них мы уже говорили ранее). Подавляющее большинство фаюмских изображений написано на деревянных дощечках (реже – на загрунтованных холстах). Основная живописная техника – энкаустика (живопись красками на основе воска), так же, как и в случае с первыми иконами.

Здесь могут возразить: такое узкоэтническое явление, как египетский погребальный портрет, не может в полном смысле являться предтечей христианской иконы. Но в том-то и дело, что фаюмские портреты, как мы уже упомянули, относятся не только к Египту, они восходят к греко-римской традиции. И если изображения для мумий и саркофагов являются характерной особенностью именно египетского региона, то в других частях Римской Империи была своя традиция – ритуальные портреты предков, которые располагались в атриумах римских домов или ритуальные же портреты императоров и магистратов, которые стилистически в принципе не отличались от погребальных портретов Египта. Другое дело, что примеры таких произведений можно пересчитать по пальцам. А египетские захоронения, по ряду причин, в гораздо большем объеме донесли до нашего времени то, что не сохранилось в других уголках бывшей Римской Империи.

И сейчас, спустя столько лет, после обнаружения фаюмских потретов, они способны поражать. Кто-то даже находит сходство со своими современниками. Просто вглядитесь в эти лица. Посмотрите в глаза, раскрытые Вечности.

Источник

Фаюмские портреты. Взляд из глубины веков

Фаюмские портреты это что

Кто из нас не останавливался в зале зале эллинистического-коптского Египта в Музее Изобразразительных Искусств им. Пушкина, где висят фаюмские портреты. Они производят сильное впечатление, хочется их рассматривать вновь и вновь.

Поэтому мне захотелось рассказать от этом пласте эллинистической культуры.

Фаюмские портреты — погребальные портреты, созданные в технике энкаустики в Римском Египте I—III веков н. э.

В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских портретов, особенно интересные портреты собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее, в нашей стране такие портреты есть в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств.

Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе (расположенном на восточных окраинах Ливийской пустыни, которая в древности была заселена египтянами) в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри.

Фаюмские портреты были открыты в 1615 Пьетро делла Балле в одном из захоронений и как экзотические диковинки отправлены в Европу. Их выставляли в Кунсткамерах, и они поражали зрителей. Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т.д.), но по месту первых больших находок они все получили название «фаюмских».

Несмотря на постоянный рост интереса к Древнему Египту, погребальные портреты вновь привлекли к себе внимание лишь в начале XIX в.

Греки составляли значительную часть населения Фаюма. Они появились здесь после завоевания Египта Александром Македонским.

В результате естественной ассимиляции они переняли многое из обычаев египтян, также, как и римляне, которые прибыли сюда после смерти Клеопатры и аннексии Египта Римом в 30 до н. э.

Хотя население города было смешанным — египтяне, греки, сирийцы и римляне, но египтяне были, главным образом, торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Богатую же и знатную часть жителей составляли иностранцы, некоторые из них были римскими должностными лицами, а другие — потомками Птолемеевских греков.

Об этом свидетельствуют сохранившиеся могилы и мумии, покрытые позолоченными масками, — в основном на них написаны греческие и римские имена, такие как Artemidorus, Demetrius, Titus и т. п.

Греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим, и культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел.
Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте. Неизвестные художники Фаюма писали портреты с натуры восковыми красками, что придает необычный эффект объемного изображения.

Фаюмские портреты это что


Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались устойчивые к гниению породы дерева — кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис.

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Большинство фаюмских портретов (по крайней мере, самые pанние из них) выполнено в древней технике энкаустики (от греческого слова ehkaio — вжигаю) — то есть красками на воске.
Краски обычно наносились прямо на дерево, без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце (их еще называют цестром).

Работа была чрезвычайно сложной и трудоемкой, энкаустика требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений делать не позволялось. Краски нужно было наносить на навощенную доску расплавленными. Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность, что еще больше усиливало впечатление объемности изображения.
Картины исполненные этим способом сохраняют свежесть цвета и долговечны. Последнему способствовал и засушливоый климат Египта.

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Важная особенность фаюмских портретов мумии помимо долговечности восковых красок — использование тончайшего золотого листа. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других были добавлены только венки и головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды. Некоторые портреты были выполнены на полотне, загрунтованном клеем.

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что


Другая техникой живописи, используемая в портретах была темперой, в которой пигменты смешаны с растворимыми в воде связующем, наиболее часто животном клее. Темперные портреты выполнены на светлых или темных фонах, смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность — матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненых энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна, чем в энкаустических панелях.
Кроме того, некоторые группы были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что


Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то, недоступное живым.
Фаюмский портрет — настоящее чудо в истории искусства. Созданный множество веков назад, он донес до нас «живые» облики людей, в которых в эпоху романтического восприятия римско-египетского искусства видели лица отпрысков египетского царского дома Птоломеев.

Традиция реалистического изображения портретируемых удерживалась в III в., но поздние портреты исполнены в более условной манере. Объем сменила сухая контурная линия, краски стали однотонными, облик модели обрел черты аскетизма. Предпочтение, которое художник III века отдает духовному началу перед телесным, свидетельствует о важных переменах в восприятии мира жителями Римской империи в последние столетия ее существования.

«Изменение всего облика искусства надо искать в больших переменах, происшедших в экономике, политике и всех сферах идеологии Римской империи того времени. Захват христианством все более широких кругов населения, развитие мистических культов Востока, развитие местных элементов культуры повлияли на формирование искусства и в особенности на фаюмский портрет, в большой мере носивший культовый характер. Портрет этот не исчезает, но изменяется стилистически. В нем по-иному осмыслен образ человека.»
В IV в. с утверждением в Египте христианства и прекращением практики бальзамирования тел умерших фаюмские портреты, находившиеся в последнем этапе своего развития, постепенно исчезают.

К сожалению, я не смогла найти название каждого портрета и музея, где он хранится. Но несколько портретов из зала музея Изобразительных искусств вы узнаете.

Текстовые материалы и фотографии для данной публикации были взяты мной из открытых источников в Интернете, а также из статьи Большакова Владимира Анатольевича.

Источник

Фаюмские портреты: посмертные изображения

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Когда в 1885 году Хант и Гренфелл начали раскопки в Файюме, им даже в голову не приходило, что эта кампания сделает их всемирно известными. Во время своей экспедиции археологи обнаружили в греко-римских захоронениях Фаюма мумии, завёрнутые в куски использованного папируса.

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Лига историков

8.3K постов 36.2K подписчиков

Правила сообщества

— уважение к читателю и открытость

— регулярность и качество публикаций

— умение учить и учиться

— бездумный конвейер копипасты

— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

— простановка тега [моё] на компиляционных постах

— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)

— дискуссии на тему постов

— уважение к труду автора

— личные оскорбления и провокации

— неподкрепленные фактами утверждения

Между прочим это Гипатия. Женщина-учёный. Руководила школой в Александрии. Даже есть мнение, что она изобрела ареометр и астролябию.

Фаюмские портреты это что

Кажется это античный Артемий Лебедев

Фаюмские портреты это что

Как фото! А какие каляки-маляки в средневековье рисовали?!

ТС, мы с тобой не один и тот же ролик на Ютубе только что смотрели?)

Короткая в те времена жизнь была, люди на портретах почти все молодые.

Так ведь Птоломеи в Египте правили с 4-го века до н.э. А они то были самыми что ни на есть эллинами.

Смотрю и вижу цыган и думаю и сейчас захоронение цыган на кладбище самые пышные

спасибо. не пришлось гуглить

О Алекс ты стал тысячником. Поздравляю! Долго к этому шёл. Читаю твои посты с удовольствием.

Фаюмские портреты это что

И я должен поверить, что до нашей эры писали техниками 17-го века нашей эры? Ну да, конечно. «Кто владеет настоящим, тот владеет прошлым. Кто владеет прошлым, тот владеет будущим».

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Арсиноя II: царица Македонии, потом Египта, и наконец, богиня.

Тернистый жизненный путь одной из наиболее ярких женщин эпохи Эллинизма

Фаюмские портреты это что

Но когда ты родственница Александра Македонского (который был объявлен богом при жизни, если что, и люди культурные в этом ни капельки не сомневались), а вокруг «ураганят» его сподвижники и полководцы, распиливая Ойкумену, то участь вдовы не для тебя.

В 280 году до н.э., прихватив сынов, Арсиноя переезжает в Кассандрею, что в Македонии и выходит замуж за македонского царя Птолемея по прозвищу Керавн, то есть Молния. По свидетельству современников это прозвище (Молния) Птолемей Птолемеевич получил за готовность к неожиданным и смелым поступкам.

Фаюмские портреты это что

Резня детей Арсинои. Миниатюра XV века. Детей рисовать средневековые художники не умели, это точно. Пацанам на момент трагических событий было 13 и 16 годиков.

Арсиноя вернулась на родину в Египет в 279 году до н.э. Потому что снова стала вдовой. Птолемей «Молния» погиб в битве с кельтским племенем галатов, вторгшимся на Балканы. В последнем бою он был ранен, сброшен с боевого слона и взят в плен некультурными варварами, которые немедленно отрезали ему голову, насадили ее на копье и пронесли перед строем, для поднятия боевого духа личного состава.

Фаюмские портреты это что

Камея Гонзага. Считается, что на камее изображены профили Арсинои II и ее третьего супруга Птолемея II Филадельфа.

Однако это не было препятствием для такой властной и умной женщины, как Арсиноя, дочь Птолемея I, прошедшей великолепную школу интриг при дворе Лисимаха. Арсиною I обвинили в заговоре и покушении на жизнь супруга. Царица-тезка была изгнана в верхнеегипетский город Коптос.

Избавившись таким образом от Арсинои, дочери Лисимаха, Арсиноя, дочь Птолемея I, взяла в мужья своего брата и стала египетской царицей. Арсиное в то время было около сорока; в любом случае она была лет на восемь старше своего брата-мужа. Арсиноя приняла, или ей было дано прозвище Филадельфия («Любящая брата»).

При жизни, как и ее легендарный предок Александр, Арсиноя II была объединена с Птолемеем II в 273-271 годах до н. э. в культ богов Филадельфов. Естественно, ведь Египтом могут править только боги. Или на такое решение жречества повлияло то, что царица снискала расположение духовенства, делая храмам богатые дары.

До нашего времени дошли монеты с изображениями Арсинои II и одна любопытная статуя.

Фаюмские портреты это что

Арсиноя изображена в виде Исиды, богини-матери и покровительницы магии в египетской мифологии. Статуя считается одним из шедевров эллинистической скульптуры птолемеевской эпохи, в которой сочетаются греческие и египетские элементы. Изображена царица в традиционной египетской позе. Она стоит лицом вперед, опустив руки вдоль боков, левая нога делает шаг вперед. Греческое влияние проявляется в контрасте между прикрытыми и обнаженными участками груди и формой складок ее прозрачной одежды. Форма тела показана скульптором в греческом стиле, основана на проработанных деталях груди, живота и ног, которые изображены мягкими и округлыми. Статуя была хорошо отполирована, чтобы создать иллюзию человеческого тела. Стояла эта скульптура в храме в городе Канопус. Изготовлена из черного гранита черного как душа царицы.

Фаюмские портреты это что

Фаюмские портреты это что

Римская армия в стране Фараонов

Тема римской армии в Египте имеет две стороны. Первым элементом, характерным для провинции Египт, как это имело место также в каждой провинции Империи, был состав гарнизона, и в частности размещенных там подразделений и их военных соединений. Кроме того, специфическим для Exercitus Aegyptiacus (латинское обозначение армии Египта) были несколько институциональных правил, начиная с завоевания Октавиана и устройство управления самой провинцией. Но обо всём по порядку…

Фаюмские портреты это что

История гарнизона в провинции и военных действий, в которых он принимал участие, была неотъемлемой частью исследований римской армии в Египте с самого начала. Большинство данных, что мы имеем, получены из папирусов, надписей и археологических находок. Особенно большой вклад в эту работу внёс французский папиролог Жан Лескье. К большому сожалению, сами эти данные крайне скудны и их недостаточно для создания полной и всеобъемлющей картины пребывания римлян в данном регионе, что усугублялось десятилетиями, если не столетиями, отсутствия интереса к римскому вопросу в исторической дисциплине. Поэтому, я попробую выдать, насколько это возможно, скомпилированную и сжатую историю сего пласта.

Впервые римские солдаты в Египте помогли оказаться на троне Птолемею XII в 55 году до Р.Х.; семью годами позже ту же услугу они оказали его дочери, Клеопатре VII. Клеопатра в свою очередь предложила разместиться в своем царстве легионерам Марка Антония (об этой паре подробнее вы можете прочитать в моих статьях). А после того, как сама царица и ее возлюбленный пали в схватке с Октавианом Августом в 30 году до Р.Х., император оставил в новой провинции 3 легиона: один в Александрии, один в Вавилоне Египетском (форт, ныне располагающийся в Коптском Каире), и один в Фивах (совр. Луксор). Выбор этих центров, как представляется, был не случайным. Размещение достаточно крупных сил в первые десятилетия римского владычества, в том числе, широкое использование конных ал ауксилий, позволяло оперативно в случае чего подавить недовольства в столице и в окрестностях. Вторым важным центром, хотя и отнюдь не столь охраняемым, был южный пункт въезда в Египет, район вокруг Сиены и Фил. По-видимому, в этом регионе постоянно находились по меньшей мере три вспомогательных подразделения (Strabo 17.1.12, 53). Помимо защиты Египта от вражеского нападения с юга, они, вероятно, были также предназначены для предотвращения возможных восстаний в Фиваиде.

Эти легионы, численностью приблизительно в 16,500 человек в общем, вели происхождение из Италии. Добавлялись к ним примерно 6,000 ауксилариев, разделенных на 9 пеших и 3 конных когорты, временами действовавших самостоятельно. Они состояли не из италиков, во всяком случае, пока еще, а из граждан со всех концов Империи.

Фаюмские портреты это что

Центурион гвардейцев Клеопатры, 31 г. до Р.Х. by Giuseppi Rava

Однако, столь крупный контингент за ненадобностью вскоре был выведен. Египет стал римской провинцией, а количество размещенных здесь легионов снизилось до 2-ух: III Киренаикский и XXII Дейотаров легионы; оба они располагались в Никополисе, вблизи Александрии. Из оккупантов легионеры превратились в защитников границ, стражников городов и надсмотрщиков местных каменоломен и рудников в Аравийской Пустыне. Лишь изредка они требовались где-либо ещё в Египте с тех пор, как прогремело пару восстаний, из которых в особенности отметилось еврейское (115-117 гг.). Временами легионы делились и отправлялись в другие провинции, в частности для подавления восстаний, например, Иудейского (132-135 гг.).

В начале II века число легионов, дислоцированных в Египте, еще больше сократилось: вскоре после 119 года III легион Киренаика был выведен из провинции, как и XXII Дейотаров. Через восемь лет в Египет был выслан II Траянов легион, который и составил ядро гарнизона провинции на следующие два века.

Как итог, в Никополисе остался всего один легион. С другой стороны, численность ауксилариев наоборот возросла до 12,000 к середине III века уже от Р.Х. Не забываем и про флот, размещенный в Александрии. В позднюю античность, начиная с IV века и далее, число легионов здесь увеличилось, но снижалось число самих легионеров. Сюда так же были включены «варварские» формирования за границами Империи.

Фаюмские портреты это что

Вооруженный африканец, II век от Р.Х., керамика. С первого взгляда может показаться, что это фигурка, но нет, это флакон. Воин вооружен т.н. скифским щитом и топором. Использовали его по праздникам.

Как правило, рекруты набирались из других провинций, но со II века такую возможность получили уже и местные жители. Каждый свободный мужчина мог завербоваться в ауксилию, либо на флот (classis Alexandrina). Но горожане, общепризнанно считавшиеся греками в Египте, принимались сразу в легион. Легионы состояли исключительно из римских граждан, посему эти самые греки по приему должны были получить гражданство.

Фаюмские портреты это что

Надгробный камень римского солдата, III век от Р.Х., Фивы. Данная плита в чистом виде показывает влияние египетских верований на римского солдата. Она изображает воина в доспехах, держащего копье и щит, с венком на голове. По оба плеча стоят орлы Гора в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта.

Служили легионеры по 20 лет. Те египтяне, что состояли в ауксилиях, не признавались гражданами, пока срок их службы не перевалит за 25 лет. Сама служба в легионе была профессиональной. Такие условия порождали характерную черту: ветераны оказывались намного старше, чем можно подумать, ибо в легион не брали раньше 19; самому старому известному рекруту, Аврелию Сабину, было уже 34 года на момент набора, согласно резному камню из Никополиса.

Впрочем, солдаты, отслужившие 20-25 лет, не обязаны были покидать армию. Обратившись к резному камню Менодора, сына Гермогена, узнаем, что тот прослужил в легионе 42 года (!) в общем. Но и это не вершина. К примеру, нам известны центурионы, служившие даже больше, до 61. В любом случае, не всякий доживал до конца своей службы.

Фаюмские портреты это что

Египетский центурион, II век от Р.Х.

Такие данные мы имеем от папирусов из Филадельфии и Караниса – 2 городов в Файюме. Большинство этих документов написаны на греческом, как и прочие личные файлы Римского Египта, но встречаются тексты и на латыни: в большинстве своем это документы, подтверждающие статус ветеранов, как римских граждан, а так же дружеская переписка.

На что была похожа легионная служба в Египте нам известно частично из источников с других провинций: надписи, археологические находки, частично из папирусов. Они включают в себя тексты на греческом, но большинство всё же на латинском – официальном языке военной администрации. Хотя в армии солдат учили читать и писать на латинском, большинство рекрутов из восточных провинций, включая Египет, были более знакомы с греческим и предпочитали использовать его. Например, имперский снабженец Юлий Серена в 179 году от Р.Х. получил список необходимого от когорты ауксилии на греческом, треть из этих сообщений была написана самими ауксилариями, остальную часть, видимо, кто-то помог написать. Особенно сильно эллинизированность подчеркивает тот факт, что один из командиров, а также, вероятно, всех ауксилий в крае, именуется в официальной латинской надписи, как Praefectus stratopedarches— латинизированный греческий термин для обозначения начальника лагеря (Надпись, датированная принципатом Клавдия, относится к некому Аницию Максиму, примипилу XII легиона Фульмината, который был последовательно префектом лагеря II Августова легиона в Британии и «praefectus exercitu qui est» в Египте.).

И такой пример далеко не единичен, особенно после II века от Р.Х. Титулования, где смешиваются греческий и латинский языки, вероятно, можно объяснить только тем, что в exercitus Aegyptiacus, и особенно в штате praefectus Aegypti, греческий был значительно более распространен, чем в других провинциях, даже восточных.

Фаюмские портреты это что

Солдаты Египта, Аравии и Киренаики

Поговорим о награде…

Солдаты получали одну и ту же плату везде, а низкая стоимость проживания в Египте в совокупности обеспечивали им хорошую жизнь. Благодаря премиям в конце службы, ветераны с нетерпением ждали старость. Нам известно о многих зажиточных ветеранах из всё той же папирусной документации, например, о Луции Беллиене Гемелле, который завел хозяйство и семью. В 110 году от Р.Х. ему было уже порядка 79 лет, именно его служба в легионе дала ему его имя и приличные средства к существованию.

При Августе легионерам запрещалось жениться, посему они вступали в длительные отношения. И так как, обычно, служили легионеры совсем не там, где родились, их партнерами становились местные женщины, и Египет – не исключение. И такое положение вещей не было феноменом здесь еще со времен покорения страны фараонов Александром Македонским: многие эллины женились на египтянках. Римские солдаты стремились обеспечить гражданство своим детям. И для легионеров это не было проблемой: статус их конкубин и детей мог быть отрегулирован позже. Их сыновья могли обзавестись гражданством в любом случае: через службу. Надписи II века от Р.Х. говорят, что это было распространенным явлением. Из 41 ветеранов, упоминаемых из легиона в Никополисе, не менее 32 родом из Египта: несколько из Александрии, но большинство из фортов в округе.

Фаюмские портреты это что

Жан Энгр. «Большая одалиска».

Конкубина (лат. concubina, от лат. con — вместе, и лат. cubare — лежать) — в древнем Риме незамужняя женщина, находившаяся в сожительстве с мужчиной. Такое отношение, называемое в Римском праве конкубинатом, не было зазорным, но было лишено всех прав, какие имел законный брак. Дети в таком браке, как правило, не имели права на наследование за отцом.

Но было это не ранее, чем через два столетия после того, как император Септимий Север снял Августов запрет. Ранее, во II веке от Р.Х. император Адриан издал «закон о наследовании» для солдат.

Служба в Аравийской пустыне.

В стратегической местности – Аравийской пустыне Египта, римская армия основала посты, укрепления и форты, где размещался небольшой гарнизон. Результаты исследований раскопок команды Елены Кювиньи, а именно — остраконов, очень четко иллюстрируют повседневную жизнь этих солдат, которым было поручено защищать дорогу от нападений кочевников, контролировать каменоломни и оказывать им техническую помощь. Защита шахт и карьеров (которые содержали гранодиорит, порфир, изумруды) Аравийской пустыни была важной для Рима, как и защита портов Красного моря и морской торговли с Восточной Африкой, Аравией и Индией. Из-за обширных богатств, порты находились часто под угрозой нападения различных пустынных племен, таких как Блемии и Нобатеи.

Остракон (др.-греч. τὸ ὄστρακον)— черепок глиняного сосуда или другого материала. В Древнем Египте, ввиду своей доступности по сравнению с дорогими папирусами, глиняные черепки служили для записей, расчётов, квитанций и коротких писем. На остраконах древние ученики выполняли школьные домашние задания. Текст на остраконах писали чернилами или выцарапывали. Были найдены целые архивы остраконов (например, «Архив Никанора»).

Фаюмские портреты это что

Пример египетского остракона

Мы меньше знаем о солдатах, особенно о бенефициариях и центурионах, задача которых состояла в поддержании мира и порядка в поселениях Долины Нила. С начала II века они были дополнительными представителями государственной власти наряду с компетентными должностными лицами гражданской администрации, в частности стратегами, которые управляли каждым номом (районом).

Римские форты в Аравийской пустыне в большинстве имели прямоугольный план, с башнями в углах. В больших крепостях, к примеру, Mons Claudianus, башни располагались по всей протяженности стен, лестницы в которых были изнутри. Стены имели среднюю высоту в 4-5 метров и обычно строились из нетесанных валунов, камней из вади (сухие русла рек) и гор в окрестности. Лишь несколько ключевых элементов форпостов – перемычка и порог были сделаны из тесаных камней.

Фаюмские портреты это что

Тот самый форт Mons Claudianus

Есть так же хорошие примеры меньших укреплений – откопанный форпост у Сикета, в нескольких километрах Северо-Западнее порта Береника. По словам латинской надписи, этот маленький praesidium был построен на девятый год правления Веспасиана. Он защищал источник (hydreuma) обеспечивавший Беренику водой, в то же время служа стражем северных маршрутов и городов вдоль берега Нила. Форт, возможно, содержал не более 10 воинов одновременно, возвышался на 24-32 метра и имел башни на каждом углу.

Но не только территория к северу от Береники нуждалась в защите. Южные территории так же были важны: с этих направлений зачастую и атаковали караваны племена Блемиев и Нобатеев. В целях защиты был построен форт рядом с современным Калалатом во II веке от Р.Х. Возвышался он на 80-90 метрах и так же защищал источник. Во время раскопок этого praesidium’а было найдено множество надписей на греческом. Они говорят о том что сей форт построен Сервием Сульпицием Симилом, римским префектом в правление Адриана.

Фаюмские портреты это что

Примерно так выглядел типичный малый форт

Фаюмские портреты это что

Дромедарии набирались в провинциях восточной части Римской империи для замены лёгкой кавалерии в условиях пустыни, так как верблюд был более приспособлен к этим условиям.

Ала (от лат. ala — «крыло») — конное вспомогательное подразделение римской армии, позднее состоявшее обычно из союзников (ala sociorum).

Кроме различной бытовой утвари и свидетельств рыболовства легионеров у берегов Красного моря, были найдены игровые доски, сделанные из резного известняка, и коллекция игровых фигур из гладких черепков керамики. Многие из тех солдат, что служили в Аравийской пустыне, известны нам хорошо во многом благодаря своей активной торговой деятельности. Командующий Тиберий Клавдий Дорион, например, был офицером и торговцем, причем довольно успешным.

Армия так же была полезным источником дохода для местной экономики. Легионеры активно тратили часть своего жалования, так же, как и армия в целом. В теории, большинство предметов первой необходимости: еда, фураж – могли быть реквизированы непосредственно, но на практике, зачастую, было легче всё это купить у местных.

Во многом то, что можно сказать о римской армии в Египте, является лишь локальной адаптацией того, что было характерно для римской армии в целом. Но армия в этой провинции совершенно четко проявляла определенные индивидуальные особенности: в то время как высшие военачальники всей империи — то есть губернаторы и командиры крупнейших воинских частей, легионов — происходили из сенаторского класса, в Египте эти командиры, были членами сословия всадников — equites. Объясняется это тем, что Октавиан, недавно завоевавший провинцию, справедливо опасался восстания или узурпации власти, и решил, что управление этой провинции перейдет к мужам из всадников, а не, как это было принято, к сенаторам. Вероятно, он видел в этом постановлении (обнародованном самым формальным образом в качестве закона) дополнительную гарантию того, что Египет не сможет вновь стать центром сопротивления ему, памятую войну с Марком Антонием.

Фаюмские портреты это что

Октавиан Август в образе Фараона

Но это шло бы вразрез со всеми представлениями об отношениях между чинами, со стороны обоих классов, если бы он поставил командиров-сенаторов легионов в подчиненное положение к управителям-всадникам. Поэтому, командиром легиона здесь мог стать только эквит.

Такое положение сказывалось не только на звании и престиже этих высокопоставленных командиров, но и в объеме их опыта. Командиры легионов из эквитов очень отличались по своей военной карьере от сенаторов: последние могли в лучшем случае обратиться к опыту, полученному ими во время их очень короткого срока службы в качестве военного трибуна, и то сенатор зачастую не единолично командовал.

Остается открытым вопрос, вызвала ли эта разница в социальном происхождении и военном опыте различия в военном руководстве крупных подразделений, поскольку ни в Египте, ни в других провинциях мы не имеем представления о повседневном военном руководстве в узком смысле.

Уникальным учреждением для Римского Египта является и служба землемеров при префекте Египта — agrimensor praefecti Aegypti, которой нет известных аналогов у префектов любой другой провинции. Объяснить это можно необходимостью в геодезистах в провинции, где пахотная земля менялась с каждым разливом Нила.

Securitas et felicitas.

Фаюмские портреты это что

По своей структуре армия, безусловно, была одной из самых однородных организаций в Римской империи, если не самой однородной. Поэтому многое из того, что можно сказать по теме, в равной степени относится и к формированиям, дислоцированным в других регионах Империи: общеимперские правила, касающиеся срока службы солдат, их оплаты и привилегий, на которые они имели право по окончании службы, сказались благом для местных, хотя и члены различных типов подразделений получали различные льготы. Офицерский состав часто происходил из совсем других мест; временами целые подразделения или основные части таких подразделений из одной провинции отсылались в другую, что позволяло унифицировать армии и не позволяло им «отдаляться» друг от друга, а с другой стороны, порождало синергию римской и египетской культур во всём описанном великолепии. Римской военной машине в Аравийской пустыне удалось создать такой комплекс инфраструктуры, какой доселе местные жители и не видели. Широкая сеть дорог и военные посты в регионе поддерживали и защищали торговлю и добывающее производство, позволив многим обитателям этих краев Империи насладиться хорошей жизнью, пожиная плоды широкой строительной деятельности…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *