Файоль утверждал что административные функции существуют

Административная теория управления А.Файоля

Файоль утверждал что административные функции существуют Файоль утверждал что административные функции существуют Файоль утверждал что административные функции существуют Файоль утверждал что административные функции существуют

Файоль утверждал что административные функции существуют

Файоль утверждал что административные функции существуют

Школа административного (классического) менеджмента основана во Франции А.Файолем (1841-1925). Он был директором крупнейшей горнодобывающей компании. Находясь на посту высшего руководителя, он видел значительно более широкую перспективу, чем Тейлор, внимание которого, прежде всего, было обращено к совершенствованию управления на уровне рабочей группы или цеха.

В отличие от Тейлора, А. Файоль обратился к исследованию более общих принципов организации, с применением которых он связывал успех руководимой им компании:

1) разделение труда;

2) власть и ответственность;

6) подчинение личных интересов интересам компании;

7) хорошая оплата труда персонала;

9) иерархическая структура;

12) стабильное положение персонала;

14) корпоративный дух.

Результатом реализации данных принципов является формиро­вание цепи команд, т.е. соподчиненной вертикальной линии власти, соединяющей всех менеджере; организации от высших до низовых уровней. При этом команда сверху должна пройти через руково­дителя каждого низлежащего подразделения, прежде чем она до­стигнет уровня, которому она предназначена. Результативность цепи команд определяется реализацией всех структурных принци­пов, а также зависит от четкости и однозначности поставленных задач, их адекватной группировки (департаментализации) и реаль­ного делегирования власти.

А. Файоль впервые предложил рассматривать управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования. Он вы­делил пять основных элементов, из которых, по его мнению, скла­дываются функции администрации (менеджмента): прогнозирование, планирование, организация, координирование и контроль. Все 14 принципов управления прямо связаны с данными функциями. Следование принципам должно быть гибким, а их правильное при­менение к многообразным обстоятельствам и представляет собой искусство администрирования.

А. Файолъ первым отказался от взгляда на управление как «ис­ключительную привилегию» высшего руководства. Он утверждал, что административные функции существуют на любом уровне ор­ганизации и их выполняют в определенной мере даже рабочие. Поэтому чем выше уровень организационной иерархии, тем выше административная ответственность, и наоборот.

Для А. Файоля процесс организации — это определение и со­здание общей структуры предприятия в соответствии с конкрет­ными целями, что, следовательно, порождает необходимость придать форму всей структуре и строго обоснованно определить место и функции каждого из ее компонентов. Такого рода целое А. Файоль именовал «социальным организмом», который можно сконструировать разными способами.

Исключительное значение Файоль придавал «штабной» работе. Штабные работники помимо помощи в оперативных делах и решениях призваны заниматься разработкой планов и усовершенствованием всех сфер организационной деятельности.

А.Файоль придавал особое значение формальной организации, формальной структуре, определяющей ответственность различных звеньев и всю систему соподчиненности в иерархии управления. Но в то же время он не отрицал необходимость формирования горизонтальных связей.

Концепция А. Файоля стала одной из основ для теоретических построений, формулирующих исчерпывающие принципы организации и обосновывающих нормативные концепции формальной структуры управления. Административную (классическую) модель также представляли Л. Урвик, Д. Муни и др. Последователи А. Файоля занимались повышением эффективности управления на основе экономического анализа.

Источник

Файоль утверждал что административные функции существуют

8.1. Административная теория А. Файоля

Анри Файоль (1841–1925) – французский инженер, родоначальник административной школы менеджмента, наиболее значительный представитель европейской управленческой мысли первой половины ХХ в.

А. Файоль родился в Константинополе. Получил образование в лионском лицее, а затем в Национальной высшей школе горного дела (г. Сент-Этьен). По окончании обучения в 1860 г. получил должность инженера в крупной горнодобывающей и металлургической компании «Комментри-Фуршамболь-Деказвиль» («Комамболь»). С этим комбинатом была связана вся его трудовая жизнь вплоть до ухода на пенсию с поста управляющего директора в 1918 г. До конца жизни он оставался в составе совета директоров компании.

В период с 1860 по 1872 г. основные исследования и труды А. Файоля были связаны с проблемами горного дела, в первую очередь с проблемами пожароопасности угольных шахт. В 1872 г. он стал главным управляющим группы рудников, а его интересы сместились в сторону анализа геологических проблем, изучения факторов, определяющих срок эксплуатации угольных шахт, некоторую известность он получил после публикации результатов своих исследований на эти темы. В 1888 г., когда компания находилась на грани банкротства, А. Файоль занял должность генерального директора. За тридцать лет, скорее благодаря своему административному подходу, нежели техническим знаниям, он сделал ее одним из самых процветающих предприятий Франции.

С конца ХIХ в. научные интересы А. Файоля стали фокусироваться на административных проблемах. Обобщая результаты своей практической деятельности, многолетние наблюдения и собственные разработки методов менеджмента, А. Файоль создал новую теорию администрирования. Его первая работа на эту тему появилась в 1900 г. В докладе по управлению, с которым он выступил перед членами Международного конгресса по проблемам горной и металлургической промышленности, впервые была указана важность административной функции менеджмента.

В 1908 г. он подготовил тезисы к юбилею Общества добывающей промышленности, в которых выдвинул четырнадцать общих принципов управления. Последние годы жизни А. Файоль посвятил популяризации своей управленческой теории. В 1918 г. он оставил работу в частном секторе и сконцентрировал внимание на решении проблем государственного управления, став советником французского правительства по вопросам управления промышленностью. А. Файоль основал и возглавил французский Центр административных исследований, призванный играть роль форума для распространения его управленческих идей. Одним из крупнейших заказов, выполненных центром, стало исследование организации работы почтово-телеграфного ведомства.

А. Файоль принимал активное участие в работе Первого и Второго международных конгрессов ученых, занимавшихся проблемами управления, которые состоялись в Брюсселе в 1910 и 1923 гг. На Первом конгрессе А. Файоль выступил против распространенного тогда взгляда на управление как на набор из ограниченного числа государственных мероприятий и определял «администрирование» в терминах различных видов деятельности, необходимых для руководства крупным предприятием[245]. В докладе на Втором международном конгрессе он кратко изложил свои принципы управления вообще и конкретизировал их применительно к деятельности государственных учреждений. А. Файоль рассматривал свои идеи как вполне законченную систему, которую только предстоит осуществлять и дополнять в соответствии с накопленным опытом[246].

Занимаясь проблемами государственного управления, в 20-е гг. ХХ в. он пропагандировал точку зрения, согласно которой соответствующая теория должна акцентировать внимание на грамотной организации работы высших уровней управления, а не на том, насколько эффективно их решения выполняются на средних административных уровнях. Отличительной чертой его теории было внимание к проблемам высшего руководства как на уровне отдельного предприятия, так и на государственном уровне. А. Файоль одним из первых поставил проблему организованного обучения менеджменту.

Основные работы. Наиболее известной является работа «Общее и промышленное управление» (1916)[247]. На русском языке она вышла в 1923 г. в переводе Б. В. Бабина-Кореня. В англоязычных странах эта работа получила распространение позже, после перевода 1930 г., а в особенности после второго перевода, осуществленного в 1949 г. Первоначально А. Файоль намеревался написать большую работу по управлению, состоящую из четырех частей. Первая часть была посвящена рассмотрению вопросов необходимости и возможности административного обучения; вторая – принципам и элементам управления; третья – собственному опыту и наблюдениям в области управления, а в четвертой части планировалось проанализировать «административные уроки» Первой мировой войны. Однако были изданы только первые две части работы, третья и четвертая части намеченного исследования так и не были завершены. Еще одной известной работой А. Файоля является статья «Административная теория государства» (1923), написанная на основе выступления на Втором международном конгрессе по управлению.

Методологические основы административной теории. А. Файоль впервые предложил рассматривать управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования. Административную организацию он рассматривает на самом общем уровне, не ограничиваясь только сферой производства.

К числу главных методологических установок, на основе которых А. Файоль создавал свою административную теорию, относятся следующие:

1. Организация представляет собой целостный социальный организм. А. Файоль проводит параллель между социальной организацией и живым организмом[248]. С этой точки зрения человек в общественной структуре выполняет функцию клетки, административная деятельность сопоставима с нервной системой и т. д. Все социальные организации имеют свои пределы.

2. Социальный организм может быть «организован» по-разному: от простейших форм предприятия, когда руководитель сосредоточил в своих руках и управление, и исполнение, до крупных иерархических структур, в которых глава предприятия вообще избавлен от выполнения исполнительских обязанностей.

3. Процесс организации – это определение и создание общей структуры предприятия в соответствии с поставленными целями. В этой структуре для каждого ее компонента строго очерчено место и функции. Между различными частями компании происходит гармоничная координация деятельности. Длительность эффективного функционирования организаций зависит от принимаемых его руководством решений и круга решаемых задач.

4. Менеджер – это, скорее, системный контролер, задействованный в процессе планирования, принятия решений, их корректировки и исполнения. Задача менеджера состоит в создании логически упорядоченной структуры, в которой существует определенный порядок и всё находится на своем месте. Он определяет должностные обязанности, схемы оплаты труда таким образом, чтобы работники, надлежащим образом выполняющие свои обязанности, получали адекватное вознаграждение.

Основное внимание А. Файоля было направлено на поиск системы принципов, которые позволили бы менеджеру построить формальную структуру организации и управлять ею рациональным образом[249]. Для повышения эффективности функционирования организации необходимо создание такой системы управления, которая позволит повысить предсказуемость иррациональной стороны человеческой натуры.

5. Модель человека в административном менеджменте предполагает, что, с учетом определенных отклонений, в процессе труда он ведет себя рационально и действует так, как от него требует некий формальный план. Основная цель работника состоит в максимизации заработной платы.

6. В административных делах нет ничего абсолютного, все принципы работы администрации являются гибкими. Искусство администрирования состоит в правильном их применении с учетом многообразных обстоятельств.

В предисловии к работе «Общее и промышленное управление» А. Файоль настаивает на универсальной значимости менеджмента для любого предприятия, большого или малого, применимости менеджмента во всех сферах деятельности: политической, торговой, общественной, религиозной и любой другой. Учение об администрировании представляет, таким образом, совокупность принципов, правил и приемов, имеющих целью облегчение управления предприятиями всех типов.

Функции управления. По мнению А. Файоля, каким бы ни было предприятие – простым или сложным, небольшим или крупным, – в нём всегда встречается шесть групп операций, или существенных функций[250]:

1. Технические операции (производство, выделка и обработка).

2. Коммерческие операции (покупка, продажа и обмен).

3. Финансовые операции (привлечение средств и распоряжение ими).

4. Страховые операции (страхование и охрана имущества и лиц).

5. Учетные операции (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т. д.).

6. Административные операции (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

А. Файоль подчеркивает, что эти существенные функции находятся в тесной зависимости друг от друга. Например, техническая функция не может осуществляться без наличия сырья, без возможности сбыта, без капитала, без страховых мероприятий и без предвидения.

Основное внимание в первой главе работы «Общее и промышленное управление» А. Файоль уделяет рассмотрению шестой, административной функции, поскольку, по его мнению, ни одна из пяти предыдущих функций не включает задачу выработки общей программы работы предприятия, подбора его рабочего состава, координирования усилий, гармонизации действий. Административные операции образуют особую функцию, которая обычно обозначается именем управления. Таким образом, А. Файоль предлагает следующее определение управления: управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

При таком понимании управление не является ни исключительной привилегией, ни лично присваиваемой обязанностью начальника или директоров предприятия; это функция, разделяемая между головой и членами социального тела, подобно другим существенным функциям[251].

А. Файоль пишет, что важно не смешивать административную функцию с управлением. Управлять – значит вести предприятие к его цели, стремясь извлечь возможно большие выгоды из всех ресурсов, которыми оно располагает; обеспечивать действие шести существенных функций. Администрирование же является лишь одной из шести функций, действие которых должно быть обеспечено правлением. Но в деятельности крупных директоров оно занимает такое значительное место, что иногда может казаться, будто роль эта исключительно административная.

Таким образом, А. Файоль проводит разграничение понятий «управление» и «административная деятельность». Понятие «администрирование» имеет более узкое значение, чем управление. Однако в некоторых случаях А. Файоль допускает отождествление и использует понятие в более широком смысле, включая в него все указанные шесть функций.

Установки работников. Во второй главе работы «Общее и промышленное управление» А. Файоль исследует относительную важность различных установок, которыми должен обладать персонал предприятия. По его мнению, каждой группе операций, или существенной функции, соответствует специальная установка. Исходя из этого различаются установки: техническая, коммерческая, финансовая, административная и т. д.

Каждая из этих установок основывается на совокупности качеств и знаний, которые А. Файоль свел к шести рубрикам[252]:

1. Физические качества: здоровье, сила, ловкость.

2. Умственные качества: понятливость, легкое усвоение, рассудительность, сила и гибкость ума.

3. Нравственные качества: энергия, стойкость, сознание ответственности, инициатива, чувство долга, такт, чувство достоинства.

4. Общее развитие: запас различных понятий, не относящихся исключительно к области выполняемой функции.

5. Специальные знания: относящиеся исключительно к какой-либо одной функции: технической, коммерческой, финансовой, административной и т. д.

6. Опыт: знания, вытекающие из практики, воспоминания об уроках, лично извлеченных из фактов.

Важность каждого из элементов, составляющих установку, находится в соответствии с природой и важностью функции.

Результаты изучения значимости различных установок для различных категорий работников и руководителей разных типов предприятий А. Файоль обобщил в двух таблицах. В первой таблице он сравнил необходимые установки у различных агентов технической функции крупного промышленного предприятия (табл. 8.1). Во второй – у различных руководителей промышленных предприятий любых размеров (табл. 8.2). А. Файоль подчеркивал, что численные коэффициенты в таблицах отражают его собственное мнение и могут быть оспорены, однако выводы, которые были сделаны на их основе, останутся неизменными.

Таблица 8.1 Относительная важность установок, которыми должен обладать персонал промышленного предприятия[253]

Источник

Принципы Анри Файоля — Управление как администрирование

Разработка проблем научного менеджмента, начавшаяся в начале 20 века и сосредоточенная на деятельности и специализации менеджера, столкнулась с необходимостью анализа построения и создания принципов функционирования организации в целом. Ответом на эту потребность практики стали работы Анри Файоля, который предложил набор организационных принципов, необходимых для эффективного управления компанией.

Анри Файоль большую часть своей сознательной жизни проработал во французской компании по переработке угля и железной руды, сначала в качестве инженера, а затем на руководящей должности.

Файоль объяснил успех своей компании последовательным и систематическим применением набора простых, но важных принципов управления. Файоль был первым, кто предложил рассматривать саму управленческую деятельность как отдельный объект изучения. Он выделил пять основных элементов, которые, по его мнению, составляют функции менеджмента: прогнозирование, планирование, организация, координация и контроль.

По мнению Файоля, администрирование является лишь одной из шести функций управления и по важности стоит после пяти других видов деятельности — технической, коммерческой, финансовой, страховой и бухгалтерской.

Файоль был первым, кто отверг взгляд на управление как на «исключительную привилегию» высшего руководства. Он утверждал, что административные функции существуют на каждом уровне организации и в некоторой степени выполняются даже работниками. Поэтому, чем выше уровень организационной иерархии, тем выше административная ответственность и наоборот. Функции являются обязательными элементами процесса управления. Потеря любого из этих элементов приводит к нарушению работы всей системы управления. Таким образом, хотя принципы воплощают субъективный опыт менеджера, они могут быть заменены и дополнены.

Файоль прославился своими идеями, но они были восприняты слишком поздно. Только в 1916 году была опубликована работа Файоля «Наброски промышленного менеджмента — предвидение, организация, распоряжение, координация, контроль». Эта работа является главным вкладом Файоля в науку управления.

Именно Анри Файоль объединил идеи Тейлора о функциональном управлении и старый принцип единоначалия в новую схему управления, которая затем легла в основу современной организационной теории. Файоля называют отцом современной теории управления, поскольку он первым поднялся над уровнем заводского цеха и обобщил принципы и искусство управления администрацией в целом. По мнению американских историков менеджмента, Файоль является самой значительной фигурой в науке управления первой половины XX века. С его именем связано, прежде всего, возникновение классической (управленческой) школы.

Как и американец Ф. Тейлор, А. Файоль был менеджером по социальному статусу, по интересам и личным качествам. Как и Г. Эмерсон, Файоль был необычной, творческой личностью с разносторонними интересами и широкой эрудицией. Как и Эмерсона, его больше привлекали философские и общенаучные аспекты менеджмента, понимание его исторической и социальной роли в развитии современного общества, общие принципы организации и управления персоналом.

Анри Файоль (1841-1925) по образованию был горным инженером. Француз по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горно-металлургическом синдикате компании «Комамбо», сначала инженером, а затем в главном офисе. С 1886 по 1918 год он был управляющим директором синдиката. На момент его назначения на должность управляющего директора компания находилась на грани банкротства. К моменту ухода Файоля на пенсию (1918 год) группа стала одной из крупнейших и наиболее эффективных компаний, участвовавших в обороне Франции во время Первой мировой войны.

Выйдя на пенсию, Файоль основал и возглавил Центр административных исследований, который занимался проведением исследований в различных областях экономической деятельности (табачная промышленность, почта и телеграф). Файоль был удостоен ордена Почетного легиона и других государственных наград и имел высокие академические звания.

Файоль считается основателем классической школы. В своих исследованиях он отталкивался не от американского, а от европейского, особенно французского опыта организации и управления производством. Он сосредоточился на самом процессе управления, который он считал административной функцией, которая должна помочь административному персоналу достичь целей организации.

Основным трудом Файоля является его «Общее и промышленное управление», написанное в 1916 году, которое было переиздано в СССР (1923) с предисловием А.К. Гастева. К. Гастев. В этой книге он обобщил опыт менеджеров и создал логически стройную систематизированную теорию управления.

В основе концепции Файоля лежал тезис о том, что в любом предприятии есть два организма: материальный и социальный. К первому относится сам труд, средства труда и предметы труда во всей их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения стали предметом исследования Файоля, то есть он сознательно ограничил поле своего исследования.

Файоль пытался установить необходимость и возможность создания специальной науки об управлении работниками как части общего учения об управлении.

Файоль утверждал что административные функции существуют

Файоль утверждал что административные функции существуют

Управление как администрирование

Файоль намеренно использует термин «администрирование» вместо «управления». Это связано не только с тем, что «менеджмент» — специфически американский термин, в то время как «администрирование» более привычно для французов. Однако в этом есть определенная доля правды. Менеджмент является продуктом развитой рыночной экономики и зародился в сфере частного предпринимательства, а не государственного или некоммерческого управления. Его появление в 20 веке символизировало ослабление роли государства в регулировании экономики.

Напротив, для более отсталой тогда Франции, страны, где административные институты феодализма были сильны уже давно, где капиталистическая экономика взращивалась самим государством, администрирование неизбежно имело другой оттенок. Термин «администрация» в европейских языках происходит от латыни, языка древних римлян, которые были известны своей строгой централизованной администрацией. Таким образом, она относится к деятельности государственных органов, ответственных за управление. Термин «администрация» относится к высшей части управленческой иерархии, старшему персоналу учреждения. В нем мало от бизнеса и коммерции, но много от бюрократии и командования.

Другая причина заключается в том, что административная работа у Файоля была лишь частью менеджмента. Само управление было гораздо более обширной областью. Управление, утверждал Файоль, означает вести компанию к цели, используя возможности всех имеющихся ресурсов. Но движение к цели означало маневрирование на рынке сбыта, мониторинг ситуации и рекламу, увеличение технического потенциала и контроль оборота капитала.

Согласно Файолю, менеджмент включает в себя шесть основных групп управленческих операций:

Файоль называл управление этими операциями общим менеджментом. Однако не все шесть групп операций стали предметом его детального изучения. Основное внимание он уделил административной деятельности, содержанием которой является умение управлять персоналом. «Органом и инструментом управления является только формирование социального порядка. В то время как другие функции управляют материалами и машинами, административная функция воздействует на персонал».

Файоль рекомендовал использовать санкции в качестве основного метода управленческого воздействия.

Файоля интересуют технические, коммерческие, финансовые и другие операции только потому, что они являются предметом влияния административной функции. Он не рассматривает их независимо друг от друга.

По мнению Файоля, успех управления во многом зависит от опыта, навыков и таланта руководителя. Файоль считал, что процесс управления не поддается жесткой регламентации. Однако процесс управления должен быть основан на определенных принципах и правилах.

Функции управления

Теория управления Файоля состоит из двух частей. Первый связан с пониманием функций менеджмента, второй — с пониманием его принципов. По Файолю, функция определяет сферу деятельности, ответственность и компетентность менеджера. Она отвечает на вопрос, что делает менеджер. Напротив, принцип отвечает на вопрос, как менеджер это делает.

Файоль считал менеджмент особым видом деятельности, которым до него никто не занимался. Он считал, что сама управленческая деятельность должна стать особым объектом изучения. Файоль определил, что управленческая деятельность включает в себя пять обязательных общих функций: Предвидение (планирование), организация, распоряжение, координация и контроль.

Файоль понимал, что управленческая деятельность может различаться в зависимости от размера предприятия (организации), уровня в иерархии управления и так далее. Тем не менее, он обязательно должен включать в себя все пять вышеперечисленных функций. Для каждой функции Файоль сформулировал правила и технику их выполнения.

Предвидение (планирование) — это одна из составляющих процесса управления, заключающаяся в формулировании целей, создании моделей и ориентиров, которые составляют основу цикла управления в организации. Планирование выражается в разработке программы действий компании по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на будущее (например, пять, десять лет) и текущий период (год, месяц, неделя, день).

Файоль уделял особое внимание предвидению. По его мнению, предвидение — это самая важная часть менеджмента. «Предвидеть … означает рассчитывать и готовиться к будущему; предвидеть — значит почти действовать».

Главное место в предвидении занимает разработка программы действий, под которой он понимал «конечную цель, линию поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые необходимо использовать». Картина будущего не всегда может быть представлена четко, но предстоящие события могут быть проработаны достаточно подробно.

Знания необходимы для разработки программы действий:

Составление необходимой программы, сказал Файоль, требует наличия управленческого персонала:

Планирование основано на связи целей организации и ее подразделений со средствами их достижения. В то же время планирование косвенно является инструментом контроля, поскольку оно не только устанавливает цели, стандарты и ориентиры деятельности, но и определяет границы отклонений от стандартов, нарушение которых вызывает принятие координирующих решений.

Организация

Файоль понимал организацию компании так, чтобы она была оснащена всем необходимым для работы. Файоль различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в себя обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием. Социальная организация предполагает обеспечение предприятия людьми. Социальный организм должен быть способен выполнять все операции, необходимые для осуществления производственного процесса на предприятии.

Руководство людьми (социальным организмом) включает в себя следующие задачи:

Все вышеперечисленные обязанности относятся и к настоящему времени.

Сконструированный социальный организм должен быть приведен в действие. Эта задача решается с помощью функции диспозиции.

Распорядительство — одна из основных функций управления, суть которой заключается в том, что руководитель предъявляет требования к своим подчиненным в плане исполнения ролевых ожиданий, распределения ответственности и постоянного влияния на поведение подчиненных. В то же время менеджер должен применять определенные полномочия, которые определяются его ролевыми функциями. Цель диспозиции — извлечение наибольшей выгоды и пользы из подчиненных руководителю сотрудников на благо компании в целом.

По мнению Файоля, менеджер, выполняющий функцию распоряжения, должен придерживаться следующих правил:

Координация. Его основная цель — достижение последовательности и согласованности между различными частями предприятия, установление рациональных связей в производстве. Эти связи очень разнообразны по своей природе: содержательно они могут быть техническими, экономическими, организационными;иерархическими — связи между различными уровнями управляемого объекта. Кроме того, она включает в себя связи между самим производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потребителем.

Контроль — важнейшая функция управления, конечный результат всей управленческой деятельности. Задача контроля — проверить выполнение в соответствии с принятой программой. Контроль должен осуществляться контролером, который отвечает следующим требованиям: Компетентность, чувство долга, независимая позиция по отношению к контролируемому объекту, осмотрительность и такт. Он должен воздерживаться от вмешательства в управление и исполнение дел. Контроль должен осуществляться своевременно и иметь конкретные последствия.

Таким образом, основной вклад Файоля в теорию управления заключался в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из пяти функций управления. Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основу для особого направления в менеджменте — структурно-функционального подхода. Его следует считать функциональным, поскольку функции управления являются опорным элементом всей структуры управления, первой ячейкой организационной иерархии. Подход Файоля является структурным, поскольку функции определяют структуру организации, а не являются дополнением к ней.

Концептуальная модель функций, разработанная Файолем, оказалась настолько плодотворной, что дала начало многим современным школам и направлениям.

Принципы корпоративного управления

Файоль рассматривал компанию как закрытую систему управления. Он сосредоточился на внутренних возможностях (условиях) для повышения эффективности компании путем совершенствования процесса управления. Файоль сформулировал принципы, которые, по его мнению, могут быть применены к любой управленческой деятельности. В то же время Файоль отметил, что принципы не всегда требуют жесткого исполнения. Они гибкие и подвижные, и их применение зависит от меняющихся обстоятельств, состава персонала и так далее.

Файоль сформулировал 14 принципов управления.

Разделение труда. Его цель — увеличить количество и качество продукции при тех же усилиях. Это достигается за счет уменьшения количества целей, на которые необходимо направить внимание и действия. Разделение труда напрямую связано со специализацией.

Этот принцип может быть применен как к сфере производительного, так и управленческого труда. Разделение труда эффективно до определенного размера, выше которого оно уже не приводит к желаемым результатам.

Полномочия и ответственность. Полномочия — это право управлять ресурсами организации и право направлять усилия сотрудников на выполнение поставленных задач. Ответственность — это обязанность выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.

Авторитет — это инструмент власти. Власть понималась как право отдавать приказы. Полномочия напрямую связаны с ответственностью. Где есть власть, там есть и ответственность.

Дисциплина. Дисциплина означает достижение соблюдения соглашений, заключенных между компанией и ее сотрудниками, включая послушание. В случае нарушения дисциплины к сотрудникам могут быть применены санкции.

Единство командования. Работник должен выполнять приказы и инструкции своего непосредственного руководителя. Кроме того, он/она должен уважать авторитет руководителя.

Единое направление (направление). Один лидер и одна программа для комплекса операций с одной и той же целью. Каждая группа, работающая над одной целью, должна быть объединена единым планом и иметь одного лидера.

Подчинение личных (индивидуальных) интересов общим интересам. Интересы работника или группы работников не должны превалировать над интересами организации и должны быть направлены на удовлетворение интересов всей компании.

Вознаграждение персонала, т.е. цена, уплаченная за оказанные услуги. Оно должно быть справедливым и, насколько это возможно, устраивать как персонал, так и организацию, работодателя и работника.

Централизация. Компания должна достичь определенного соответствия между централизацией и децентрализацией, которое зависит от ее размера и конкретных условий деятельности. Проблема централизации и децентрализации решается путем нахождения меры, которая дает наилучшую общую производительность.

Цепочка масштабов (иерархия). Скалярная цепочка — это ряд лидерских позиций от высшей к низшей. Скалярная цепочка определяет подчиненность сотрудников. Иерархическая система управления необходима, но если она наносит ущерб интересам компании, ее необходимо усовершенствовать.

Процедуры. У каждого сотрудника должно быть свое рабочее место, оборудованное всем необходимым. Для этого менеджер должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. «Место есть для всего, все на своем месте».

Правосудие. Справедливость — это сочетание доброты и справедливости. Сотрудник, который чувствует, что с ним обращаются справедливо, испытывает лояльность к компании и старается работать с полной отдачей.

Стабильность рабочих мест для сотрудников. Сотрудники, которые придерживаются своей работы, являются лучшими для компании. Высокая текучесть кадров является как причиной, так и следствием плохого состояния дел. В процветающей компании управленческий персонал стабилен.

Инициатива. Инициатива — это разработка плана и его успешная реализация. Реализация этого принципа часто требует от администрации «действовать в личном тщеславии».

Дух компании. Сила компании заключается в гармонии («единстве») всех сотрудников компании. Файоль указал на недопустимость применения принципа «разделяй и властвуй» в управлении. Напротив, он считал, что менеджеры должны продвигать коллективизм во всех его формах и проявлениях.

Классификация принципов управления, предложенная Файолем, помогла упорядочить процесс управления. Файоль подчеркивал универсальность принципов управления и не ограничивал их применение только сферой производства. Файоль считал, что предложенная им система принципов не может быть сформулирована окончательно. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений на основе нового опыта, его анализа и обобщения. Файоль заявил, что применение принципов на практике — это «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры». Многие из вышеперечисленных признаков не потеряли своей актуальности и сегодня, несмотря на изменения последних десятилетий.

На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».

Читайте дополнительные лекции:

Файоль утверждал что административные функции существуют

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *