Файф дюна что такое
Файф дюна что такое
«Дюна» — великая: полный гид по фантастическому роману Фрэнка Герберта и ее экранизациям
В прокат наконец-то вышла «Дюна» Дени Вильнева. Перед просмотром рекомендуем разобраться в ее мире, тем более что этот процесс может существенно затянуться — мир этот большой и сложный. Но прежде всего — совершенно восхитительный и вызывает зависимость, как инопланетная Пряность.
В 1957 году репортер Фрэнк Герберт отправился в Орегон, чтобы изучить, как департамент сельского хозяйства США останавливает песчаные дюны, высаживая растущие в песках травы. И неожиданно для себя влюбился в пески. Он начал изучать их: сначала пески, затем пустыни, потом населяющие их народы, затем их религии — и за пять лет накопил столько информации, что так никогда и не написал статью, зато написал роман. Фантастический роман. «Дюна» впервые вышла единой книгой в 1965 году, после того, как Герберту отказали больше двадцати издательств. В том же году она получила премии «Небьюла» и «Хьюго» и не сразу, но стала бестселлером — ее нередко называли самым продаваемым в мире научно-фантастическим романом.
Дзен-суннизм, феодализм и наркотики
Дюна и история непонимания
«Дюна» и образ будущего
Одна из особенностей романа Герберта — в нем почти никогда нет неожиданных поворотов сюжета. С первых страниц и даже с первых секунд трейлера нам уверенно говорят о том, что будет. Говорят, что герцог Лето погибнет в расставленной ему ловушке, а сыну его суждено стать пророком. Встречая любовь своей жизни, Пол Атрейдес сразу знает, что это она, ведь он видел ее во снах. Будущее не просто подготовлено в пророчествах, но и подготавливается самими героями: так, сестры ордена Бене Гессерит подготовили Дюну к появлению Пола задолго до того, как он там оказался, а сам он — продукт евгенического опыта длиною в тысячелетия, в финале которого что-то пошло не так. Все подготовлено пророчествами, но мы-то помним по истории Иисуса Христа: оттого, что она не отступает от сценария, менее интересной она не становится. Игры, или даже козни, с будущим создают политический контекст романа Герберта. Политика — это когда кто-то придумывает будущее за нас. И сопротивляться этому навязанному сюжету и есть настоящий героизм.
Уникальность романа Герберта в том, что он не просто отражает идеи своего времени, но и намного лет опережает их. Он предвидел экологическую катастрофу и что экология станет одной из главных тем будущего, когда его собственная планета и в десятую часть не была завалена пластиком, как сегодня, предвидел конец технологий, предвидел гигантскую мировую зависимость от источников энергии. В его книге есть и по-настоящему сильные женщины, и борьба против угнетателей, и многомерность, выход из европоцентричного мира. Даже арабский контекст читается так, как будто Герберт заранее что-то знал. Тут он, конечно, пророк, поскольку темы, которые его беспокоили, становятся только актуальнее с каждым годом. В 2020 году «Дюна» — абсолютно современный роман.
«Дюна», которой не было
Даже не случившись, «Дюна» Ходоровски невероятно повлияла на историю кино. Образы из нее можно встретить всюду, куда забрели художники и постановщики из команды Ходоровски: и в «Звездных войнах», и в «Чужом», и в «Пятом элементе», и в «Бегущем по лезвию», и вообще повсюду, где Голливуд открывает для себя возможности визуальных богатств. Следующий неслучившийся постановщик «Дюны» Ридли Скотт был ей уже в каком-то смысле напрямую ударен — в его «Чужом» 1979 года художником-постановщиком был тот самый Ханс Рудольф Гигер, что до этого два года рисовал образы «Дюны» для Ходоровски. В инопланетных ксеноморфах нельзя не узнать уменьшенную версию дюнных песчаных червей.
Тем более что и мир уже был готов к «Дюне». В 1974 году, когда Ходоровски мечтал о своей «Дюне», меняющей мир, к самой идее космического кинопутешествия в Голливуде относились с опаской. Но в 1977 году появились «Звездные войны» — фантазия Джорджа Лукаса, в которой тоже не обошлось без влияния Герберта, ведь именно «Дюна» доказала, что далекое будущее становится понятнее и ближе через старые идеи, мифы, богов и героев. Экранизация «Дюны» была делом времени. Права на фильм летали от продюсера к продюсеру, словно мячик для пинг-понга, и в итоге оказались у эксцентричного итальянского магната Дино де Лаурентиса и тот почти сразу позвонил Ридли Скотту. Скотт получил сценарий от самого Герберта 175 страниц длиной и 50 миллионов бюджета, три раза переписал сценарий, вписав в него напоследок сцену инцеста между Полом Атрейдесом и его матерью, и, не выдержав напряжения, семь месяцев спустя сбежал с проекта, который с самого начала ему не очень-то нравился.
«Дюна», у которой не получилось
Ридли Скотт сбежал, а мечты о «Дюне» как о гигантском, поражающем сознание блокбастере остались. И тогда дочь Дино де Лаурентиса, Раффаэлла, предложила доверить экранизацию темной лошадке, режиссеру фильма «Человек-слон», растрогавшего ее до слез, Дэвиду Линчу. Линч ни о какой «Дюне» до этого и не слышал, но идея разыскать сюрреалистичного молодого режиссера, чтобы впрыснуть новую кровь увядающим сай-фай-проектам, пришла не только де Лаурентисам — в то же время Джордж Лукас предложил Линчу снять третью часть «Звездных войн»: «Возвращение джедая». Но режиссера привлекла вселенная, которую можно было придумать с чистого листа, возможность запустить свой собственный мир в свободное плавание.
Сам Линч называл свою картину «полным провалом» и жаловался на то, что его не подпустили к финальному монтажу. Странный монтаж был, вероятно, следствием безумного 135-страничного сценария, а сама съемочная площадка — игрушкой для Раффаэллы, которая позволяла Линчу делать все, что ему в голову взбредет, прекрасно понимая, что ничего из этого в фильм не войдет. Не помогло и то, что единственным фанатом собственно книги на площадке был играющий главную роль Кайл Маклахлен.
Линча раздражала философская и, главное, религиозная начинка «Дюны», то есть все главное в романе. Он читал его как историю о других мирах, отдаленно похожих на наш. Вместо космооперы он создал визуальное путешествие в стимпанковский мир с узнаваемыми чертами утонувших империй. А вот что Дэвид Линч разделял с Дэвидом Гербертом, так это недоверие к технологиям. Его «Дюна» — один большой чертог разума с образами из Габсбургской Испании или царской России, красная комната исторических сюжетов.
В общем, в прокате фильм Линча провалился и из 40 миллионов бюджета смог вернуть только 30. Фильм считается неудачей и самим Линчем, и его поклонниками. В сюжете невозможно разобраться, не читая книгу, а читая книгу, невозможно не возмущаться ее странной трактовкой. Но пусть сам Линч предпочитает фильм никогда не вспоминать, со временем и у него появились поклонники: именно за визуальное богатство, за молодого Кайла Маклахлена, который здесь выглядит совершенно инопланетно, или за почти голого Стинга в роли Фейд-Рауты, мерзкого племянничка барона Харконнена.
Справедливости ради надо добавить, что еще одна «Дюна» случилась в виде мини-сериала на канале Sci-Fi в 2000-2003 годах. И ее уже нельзя объявить совсем провальной: несколько ограниченная в средствах (очень сильно ограниченная), она зато точно следует оригиналу, и для фанатов такая визуализация «Дюны» была лучше, чем ничего.
Дэвид Линч и Фрэнк Герберт
«Дюна», которую мы заслужили
И все же «Дюна» — слишком большой роман, без всякой натяжки одна из главных книг ХХ века, чтобы ограничиваться сделанной за копейки сериальной экранизацией. В умелых руках этот сложный и продуманный мир может превратиться во франшизу длиной в десятилетия. Это то, что нужно студиям, а нам, простым зрителям, нужны сложные истории, которые не сводились бы к закону голливудских блокбастеров «человек в трико спасает мир». Так что новая экранизация «Дюны» — это тоже в каком-то роде история про мессию, явился Дени Вильнев и все спасает. Про Вильнева уже по прошлым сай-фай-экранизациям, «Прибытию» и «Бегущему по лезвию 2049» было понятно, что он умеет снимать фантастические миры, не увлекаясь антуражем, помещая в лаконичный контекст чистое мерцание идей. И еще — он фантастически работает с актерами и сам неоднократно говорил, что они главная сила его фильмов. А актеру, чтобы раскрыться в фильме, надо чувствовать его реальность — и потому Вильнев отказывается от зеленых экранов в пользу настоящего сеттинга и снимает планету Каладан во фьордах Норвегии, а Арракис — в песках Саудовской Аравии.
Успех новой «Дюны» тоже начинается с кастинга. Прямо удивительно, как Вильневу удалось собрать столько звезд, чтобы каждый казался на своем месте: Оскар Айзек, Джейсон Момоа, Зендея, Стеллан Скарсгард, Джош Бролин, Хавьер Бардем. И конечно, главный успех, Тимоти Шаламе в роли Пола Атрейдеса. Шаламе одновременно выглядит и очень юным — на момент начала событий его герою должно быть 15 лет, — и очень искушенным: даже без спойлеров он не так-то прост с самого начала своей истории, мы-то помним, что он предвидит будущее и свою несомненную великую в нем роль.
Но самое важное, пожалуй, что Вильнев — давний фанат саги. Он первый режиссер, получивший в руки действительно желанную историю, для которой «Дюна» стала не ловушкой, как Арракис для Атрейдесов, а желанным источником вечного спайса. Уже по некоторым деталям трейлера очевидно, насколько внимательно Вильнев изучил и сам роман, и его прошлые экранизации. Например, он использует музыку Pink Floyd, которую видел саундтреком своей картины Алехандро Ходоровски, или пригласил на роль Преподобной матери ордена Бене Гессерит Шарлотту Рэмплинг, актрису, которую Алехандро Ходоровски мечтал видеть в роли леди Джессики.
Еще один сильный, но явно очень точный ход Вильнева — не сделать барона Харконнена толстяком-педофилом, как в романе, а подчеркнуть его злой изворотливый ум, пригласив на эту роль Стеллана Скарсгарда. Еще несколько изменений тоже кажутся вполне деликатными: роль матери героя у Вильнева будет расширена, а главного эколога планеты Арракис Льет Кайнз (по Вязникову — Лиет Кинес) сыграет чернокожая женщина, Шэрон Дункан-Брустер. Он там фигура одновременно обаятельная и трагическая, по мнению самого Герберта, одна из центральных в романе (спойлеры!), так что почему бы дополнительно не подчеркнуть инаковость и трагизм ее фигуры.
В общем, источник Вильнев явно чувствует, и зрители трейлера находят повод ругать только костюмы — хотелось бы надеяться, что они и останутся единственной проблемой фильма, если, конечно, лаконичный футуризм этих доспехов для вас проблема. Но за то, чтобы его «Дюна» продолжала существовать, голосовать придется в буквальном смысле рублем: Вильнев разделил фильм на две, как он утверждает, самостоятельные части, и производство второй начнется только в случае успеха первой. Уже по трейлеру кажется, что все у него получится, и философская начинка не отвлекает от того, какой мир «Дюны» все-таки увлекательный: фремены с синими глазами, пляшущие пески, армии наемников, постоянные драки, силовые щиты и боевые искусства. Другие планеты, с которыми можно вдоволь поиграться. И конечно, песчаные черви.
Путеводитель по миру «Дюны» Фрэнка Герберта
Мир «Дюны»
Фрэнк Герберт написал множество произведений, однако opus magnum его творчества стал цикл «Хроники Дюны» в шести книгах. История о борьбе могущественных кланов за обладание редчайшим ресурсом, который находится на планете с угнетаемым населением, по динамике, масштабу и рассуждениям касательно природы власти сравним разве что с эпосом «Песнь льда и огня» Джорджа Мартина и «Основанием» Айзека Азимова.
Действие «Дюны» происходит в далеком будущем, уже пережившем восстание машин, отчего на искусственный интеллект здесь наложен запрет, а устройство общества — феодальное. Император вселенной Шаддам IV из дома Коррино отдает под контроль герцогу Лето Атрейдесу пустынный Арракис, также известный как Дюна. Планета, славящаяся жесткими климатическими условиями, является единственным месторождением главной ценности во вселенной — меланжа.
Меланж также невозможно синтезировать: его вырабатывают только грозные гигантские черви, живущие в пустынях Дюны.
Зачем императору отдавать герцогу сокровище, от которого зависит его власть и экономика вселенной? Здесь и начинаются макиавеллианские интриги, ловушки и «планы внутри планов»: нет ничего лучше, чем под предлогом награды устранить потенциального конкурента на трон, стравив его с давним врагом, которому ранее принадлежала монополия на пряность.
В заговоре с императором барон Харконнен, прежде распоряжавшийся Дюной, убивает герцога, но не успевает добраться до его 15-летнего сына и наследника Пола Атрейдеса — главного героя книги. Вместе с матерью Пол бежит в пустыню, где встречает местное население — фрименов. Впоследствии он становится не просто их вождем, но духовным лидером и освободителем. Наследник планирует не только вернуть себе дом, но и осуществить мечту фрименов — озеленить Арракис.
Кадр из фильма «Дюна» (2021)
Экология «Дюны»
Сюжет о песчаной планете появился, когда Герберт приехал в Орегон, чтобы написать статью про контроль за передвижением дюн — весьма успешный госпроект США, направленный на озеленение местности. И хотя материал так и не был напечатан, автор всерьез заинтересовался влиянием окружающей среды на религиозное мышление и культуру общества. В итоге сразу после публикации в 1965 году читатели и пресса окрестили «Дюну» первым романом об экологии (незадолго до этого произведение также появилось в популярном журнале Analog Science Fiction).
Герберт не был первым писателем, обратившимся к этой теме, однако в его произведении экология стала не просто экзотическим местом для боевых действий, но духовным стержнем сюжета. В романе от экосистемы планеты зависит экономика и политика вселенной, а также религия и культура местного населения.
С точки зрения экономики пряность здесь является аналогом нефти, ее ценность приводит к войнам и эксплуатации коренного населения, погибающего при добыче. Впоследствии оказалось, что фантасту удалось предсказать нефтяные кризисы и связанную с ними войну на Ближнем Востоке.
Кстати, сам писатель называл себя «технофермером», поскольку одно из его жилищ было экологическим проектом, наглядно демонстрирующим пользу солнечной и ветровой энергии, обработки почвы торфом и других эко-альтернатив. Позднее, правда, Герберт высказывался об экологии уже как о спекулятивной теме, ставшей «приютом для демагогов».
Политика «Дюны»
В первой книге серии создается впечатление, что это очередная история о супергерое, ставящем интересы народа выше собственных. Однако уже в следующих частях оказывается, что на самом деле Пол Атрейдес — антигерой, который устроил «джихад» в своей вселенной. Данный сюжетный поворот когда-то столь изумил главного редактора Analog Science Fiction Джона Кэмпбелла, что он наотрез отказавшегося публиковать в журнале продолжение. При этом Герберт еще в дебютном романе разбросал «подсказки» о том, чем закончится приход Пола к власти. На это, в частности, указывают строчки «Для твоего народа нет более страшного несчастья, чем попасть в руки героя», которые вспоминает перед смертью планетарный эколог Дюны Лиет Кинес. В конце повествования звучал тот же рефрен, указывавший, что Арракис был «поражен» героем словно тяжкой болезнью.
Как журналист Герберт не был равнодушен к событиям своего времени: его недоверие к власти было вызвано не только Уотергейтским скандалом, но и ложью американского правительства о событиях во Вьетнаме. Скрытая угроза в следовании за харизматичным лидером нашла отражение в цикле «Дюна».
Парадоксально, но таким опасным героем в реальной жизни Герберт считал Джона Кеннеди: якобы на фоне одиозных фигур (вроде Гитлера) опасность положительных персонажей для общества оказывается не столь очевидной. По мнению писателя, соперник Кеннеди Ричард Никсон сделал главное — заставил людей задавать вопросы, а не слепо следовать за лидерами.
Герберт был не понаслышке знаком с миром политики: в Белом Доме он работал спичрайтером одного из сенаторов, выступал на слушаниях Джозефа Маккарти против армии США и даже баллотировался на пост губернатора Американского Самоа. Еще до феномена «Игры Престолов» автор подробно описал ожесточенную борьбу за власть разных структур, показав, что идеальных героев не существует, — и что приход к власти даже хорошего лидера может обернуться чудовищными последствиями.
Кадр из фильма «Дюна» (2021)
Религия «Дюны»
Тема «мессианского голода» в саге — одна из магистральных. Герберт описывал термин как «паталогическое состояние человечества, ожидающего прихода героя или мессии, чтобы возложить на его плечи ответственность за решение проблем». Сам образ юного мессии Пола Атрейдеса писатель придумал на основе очерков «Семь столпов мудрости» британского дипломата Томаса Лоуренса и походов Александра Македонского.
Миф о мессии сконструирован так, что для читателя нет неожиданных моментов. С самого начала известно, что герцог Лето умрет, а его сын Пол станет лидером фрименов и встретит свою возлюбленную Чани, которую видел во снах. Однако знание будущего не избавляет героев от ошибок, а зачастую, напротив, заводит их в ловушку предсказания.
Катастрофа, которую, сам того не желая, принесет Пол, заключается в стремлении подарить фрименам их мечту — вечнозеленый Арракис. Однако впоследствии изменения климата уничтожат «драконов пустыни» — гигантских червей, вырабатывающих меланж. Изменятся и сами фримены: из независимого и гордого племени с уникальными традициями они станут слабыми и хитрыми людьми, проклинающими приход династии Атрейдесов к власти. Все их культурные атрибуты превратятся в отголоски прошлого, пылящиеся в музее Арракина — столицы Дюны.
Эклектика мировоззрений воплощена в языке книги, изобилующим понятиями из буддизма, иудаизма, христианской и мусульманской религий. Подобное смешение характерно для «гуманитарной» научной фантастики «новой волны», которая вместо описания технократического будущего фокусируется на социальных проблемах. Именно с этим связана межжанровость «Дюны», сочетающей средневековые элементы фэнтези и научную фантастику.
Кадр из фильма «Дюна» (2021)
Историй экранизаций
Экранизации «Дюны» постигла та же участь, что и роман писателя, который отклонило более 20 книгоиздательств. Масштабность замысла Герберта, запутанность терминологий, философская «начинка», а также слабые технологические возможности предыдущих лет буквально «хоронили в песках» планы голливудских студий.
Впервые попытка перенести «Дюну» на экран была предпринята еще в 1971 году компанией APJ. Согласно планам продюсера Артура Джейкобса, режиссерское кресло должен был занять Дэвид Лин, который ранее снял в пустыне оскароносный фильм «Лоуренс Аравийский».
После «заморозки» проекта права на экранизацию перекупил продюсер Мишель Сейду. Он доверил детище Герберта чилийскому режиссеру-сюрреалисту Алехандро Ходоровски. Его нереализованный проект до сих пор считается самой амбициозной попыткой экранизации «Дюны», которая вошла в историю кино как «величайший неснятый шедевр».
Фильм — по замыслу постановщика — должен был стать «галактической версией Афганистана». В создании картины могли принять участие Сальвадор Дали, Орсон Уэллс, Шарлотта Рэмплинг, Дэн О’Бэннон и другие звезды, а музыку к картине пригласили писать группы Magma и Pink Floyd. Раскадровки и концепт-арты к сценарию делали такие талантливые художники, как Ганс Гигер, Крисс Фосс и Жан Жиро «Мебиус».
Когда права на экранизацию перекупил продюсер Дино Де Лаурентис, режиссером фильма должен был стать Ридли Скотт. Режиссер даже приступил к написанию сценария, но после семи месяцев работы отказался от проекта в пользу адаптации романа Филиппа Дика, создав «Бегущего по лезвию».
Тогда выбор продюсера пал на Дэвида Линча. Метафизический подтекст произведения привлек режиссера-сюрреалиста: ради «Дюны» он не принял предложение Джорджа Лукаса по VI эпизоду «Звездных войн».
Однако грандиозный замысел Линча обернулся провалом в прокате — даже несмотря на работу Герберта консультантом фильма. Недовольство зрителей и критиков вызвали труднодоступность сюжета, эксцентричность и жестокость некоторых эпизодов. Повлияли и завышенные ожидания аудитории (они были связаны с мощной рекламной кампанией и заявленным бюджетом). Несмотря на все вводные, визуально и сюжетно экранизация оказалась скучной по сравнению с конкурирующими «Звездными войнами».
Сам Линч, к слову, был отстранен от финального монтажа, и без его участия из фильма были вырезаны многие важные сцены. Все это привело к тому, что пролог ленты открывался крупным планом головы принцессы Ирулан — летописца «Хроник Дюны», которая на протяжении более чем пяти минут объясняла сюжет книги. Сторонники Линча же, не желая мириться с провалом кумира, утверждали, что «Дюну» в принципе невозможно экранизировать. В свою очередь Герберт выступал в защиту экранизации, подчеркивая, что в ней ему понравилось все, кроме концовки: на Арракисе никак не мог пойти дождь.
Следующей надеждой оказалась сериальная адаптация для телеканала Sci-Fi, которой, однако, тоже не суждено было стать каноном. В отличие от фильма Линча мини-сериал «Дюна» Джона Харрисона сделал акцент не на метафизической стороне книги, но интригах великих домов.
Наконец, Грег Яитанес стал первым режиссером, отважившимся экранизировать две следующие саги — как продолжение сериала Харрисона. Их съемки проходили в павильоне, а не в пустыне, да и сам сюжет несколько отклонился от источника. Несмотря на это, зрители в целом положительно оценили его работу.
Вселенная Дюны
Вселенная Дюны (англ. Dune universe, англ. Duniverse) — фантастическая вселенная, придуманная писателем Фрэнком Гербертом и описанная им в серии книг «Хроники Дюны». Это мир далёкого будущего, в котором людям пришлось отказаться от искусственного интеллекта и вычислительной техники. Как следствие этого, человечеству пришлось развивать способности собственного тела. В этом мире царит феодальный строй и монополия на межзвёздные перевозки Космической гильдии. Важнейшим веществом во Вселенной является «Пряность» (меланж, спайс), без которой невозможны дальние космические перелёты. Единственным источником Пряности является пустынная планета Арракис.
Содержание
Описание [ ]
В течение одиннадцати тысяч лет, предшествовавших Джихаду слуг, человечество продвигалось с Земли в Глубокий космос. Ранние космические путешествия, будучи уже повсеместными, тем не менее оставались весьма нерегулярными, медленными и ненадежными, а использовавшиеся транспортные средства были весьма многообразны. Древние религиозные учения Земли сплетались, сливались, пытаясь приспособиться к требованиям эпохи новых завоеваний, принимая самые разнообразные и причудливые формы. Технологическое развитие человечества позволило создавать машины, думающих как люди, компьютеры и роботов, обладавших сознанием. Но со временем мыслящие машины стали использоваться для контроля меньшинства человечества над большинством, и в конечном итоге люди деградировали и оказались полностью под их подчинением.
Хайлайнеры Космической гильдии и лихтер падишах-императора
Другой действующей школой был орден Бене Гессерит, в которой обучались в основном женщины и которая занималась тренировкой тела и разума своих адептов. Главным назначением Бене Гессерит является проведение долговременной программы селективной рождаемости. В достижении этого Бене Гессерит активно участвовала в политической жизни Известной Вселенной, являясь одним из важнейших политических игроков.
На смену компьютерам пришли специально обученные люди — ментаты; лучшие ментаты умели проводить в своём мозгу вычисления со скоростью, превышающей вычислительные способности компьютеров былых времён.
Арракис — планета Пряности
Основой существования Империи и самым ценным веществом во всей Вселенной являлась Пряность. Помимо того, что Пряность была необходима для космических путешествий, она обладала гериатрическим эффектом, существенно продлевая жизнь людей при регулярном употреблении, а также расширяла сознание, давая человеку необычайные способности. Пряность добывали только в одном месте во всей Вселенной — на Арракисе, известной также как Дюна, пустынной и засушливой планете. Огромные пустыни Арракиса, в которых обитали гигантские песчаные черви, населяли дикие и непокорные племена фрименов — потомков странников-дзенсуннитов. За многие столетия фримены научились жить в разбросанных по пустыне скальных поселениях ситчах, собирая и сохранять величайшую ценность на этой планете — воду. Фримены поклонялись песчаному червю под именем Шаи-Хулуд. Они научились управлять гигантами пустыни и использовали их для езды на дальние дистанции. Лишь фримены знали о том, что именно песчаные черви являются источником Пряности.
Добыча Пряности на Арракисе
Добычу Пряности контролировал Картель негоциантов — компанией, управлявшейся падишах-императором и Великими Домами Ландсраада при негласном участии Космической гильдии и Бене Гессерит.
В рамках работы по унификации религиозных учений Комиссия переводчиков-экуменистов провела масштабную работу по согласованию различных религиозных источников; результатом работы Комиссии стало создание Оранжевой католической библии, источником единого религиозного учения.
В течение тысяч лет баланс сил между падишах-императором, Ландсраадом, Космической гильдией и Бене Гессерит был основой богатства и политической стабильности во Вселенной.
Смена правящей в Империи династии
Пришедший на смену Полу Атрейдесу его сын Лето II принёс Вселенной ещё большие изменения. Благодаря симбиозу с песчаным червём Лето достиг срока жизни в несколько тысячелетий, хотя вследствие этого и утратил человеческий облик. В результате многовекового деспотического правления под именем Бога-императора он подготовил человечеству к новому масштабному потрясению, получившему наименование Рассеяние.
Это незавершенная статья Она содержит неполную информацию Вы можете помочь Хроники Дюны вики, дополнив её. |
За кулисами [ ]
«Мир Дюны» в журнале Analog (декабрь 1963)
В июне 1984 года в издательстве Berkley Books вышла «Энциклопедия Дюны» под редакцией друга Фрэнка Герберта профессора Уиллиса Макнелли, содержащая большое количество дополнительной информации о персонажах и прочих элементах Вселенной Дюны.
После смерти Фрэнка Герберта литературный цикл о Дюне продолжил его сын Брайан Герберт в соавторстве с писателем Кевином Андерсоном. С 1999 года соавторами написано пять литературных серий: «Прелюдия к Дюне» (1999—2001), «Легенды Дюны» (2002—2004), «Дюна 7» (2006—2007), «Герои Дюны» (с 2008), «Великие школы Дюны» (2012—2016), а также сборник «Путь к Дюне» (2005).
Экранизации Дюны [ ]
По Вселенной Дюны было снято три фильма, два из которых — по дебютному одноимённому роману.
Съёмки фильма «Дюна» Дэвида Линча
Нереализованные экранизации [ ]
Проект студии Paramount Pictures новой экранизации «Дюны» в виде крупнобюджетного блокбастера не пошёл дальше разработки сценария. Режиссёром предполагался Пьер Морель, продюсером — Кевин Мизер, сценаристом — Чейз Палмер. Студия обещала участие в создании фильма Герберта и Андерсона. Тем не менее в марте 2011 проект был закрыт.
Видеоигры по Дюне [ ]
В 1992 году компанией Cryo Interactive была выпущена в свет видеоигра Dune от разработчиков. Эта игра представляет собой квест с элементами стратегии в реальном времени.
Видеоигра Dune (1992)
В 1992 году увидела свет игра Dune II: The Building of a Dynasty (другая её версия называлась Battle For Arrakis). Она явилась пионером жанра стратегий в реальном времени. Благодаря Dune II жанр стратегий в реальном времени быстро завоевал позиции в мире PC-игр. Игра Warcraft, вышедшая позже, выглядела ремейком, и только Warcraft II в 1995 году побила популярность Dune II за счет отличного мультиплеера. Разработчиками Dune II выступали Westwood Studios. В сюжет игры также были поставлены события первой книги, но с рядом изменений, в частности, была введена третья сторона — Дом Ордос.
В 1998 году Westwood выпустила игру Dune 2000: Long Live the Fighters! Она представляла собой ремейк Dune II с незначительными изменениями.
В 2001 году вышли сразу две игры по Дюне. Одна, (Frank Herbert’s Dune от Cryo Interactive) — шутер от третьего лица, созданный напрямую по событиям первой книги Фрэнка Герберта, а вторая (Emperor: Battle for Dune от Westwood Studios) представляла собой 3D-продолжение Dune II и Dune 2000.
В 2001 году Группа Soft Brigade начала разработку игры Dune: Ornithopter Assault для платформы Game Boy Advance. Летом 2002 года проект был приостановлен на стадии, когда игра была в целом закончена, в силу закончившихся банкротством финансовых трудностей Cryo Interactive и передачи материалов Nintendo. Весной 2015 года ROM игры был обнародован сайтом Unseen64.
Текстовая онлайн-игра DuneMUSH (Multi-User Shared Hallucination) стартовала в декабре 1992 года и продолжалась до августа 1994 года. Другая MUSH, Dune III, была позднее создана в MUSHPark и действовала до 2011 года. Её хронология охватывала 100 лет перед событиями романа «Дюна».
Примерно с 1992 года функционировала текстовая игра Dune MUD, основанная на игровой механике hack and slash. В настоящее время доступна по адресу http://dune.servint.com/playdune.
Влияние Дюны музыке [ ]
Многие группы создавали произведения по мотивам «Дюны»:
Обложка альбома «Reach Beyond the Sun» группы Shai Hulud
Саундтреки к фильмам и играм:
Прочие произведения [ ]
Серия о Дюне, в особенности первый роман, а также последующие экранизации и игры, оказали большое влияние на мировую фантастику. Многие мотивы книги стали расхожими, вызвали развитие или даже антитезы в работах других авторов.