Фавны и сатиры в чем разница

Сатиры и фавны

Фавны и сатиры в чем разница. Смотреть фото Фавны и сатиры в чем разница. Смотреть картинку Фавны и сатиры в чем разница. Картинка про Фавны и сатиры в чем разница. Фото Фавны и сатиры в чем разница

Сатиры и фавны — гуманоидные существа с чертами козлов: рога, копыта, шерсть, иногда уши и хвост. Какие именно детали козлиные, какие — человеческие, зависит от воли автора, иногда их могут изображать даже с человеческими ногами, хотя «козлоногие» — их характерный эпитет. Иногда вместо козлиных частей могут быть лошадиные.

Обитают как правило в лесах и на полянах, покровительствуют им, дополняют пасторальную картинку, играют на флейтах, обычно похотливы, бегают за нимфами. Могут быть чисто-мужской расой, дополняясь нимфами, хотя в позднем античном искусстве появляются и женщины-сатириды. Близкий типаж — лесные эльфы (возможно даже форма ушей родственная), однако сатиры всё же более «дикарского» вида, тогда как эльфы склонны к вещам и жилищам более продвинутых людей, пусть и с лесным колоритом.

Почему же два разных слова? Всё просто: сатиры — греческое слово, фавны — латинское. Ещё есть аналогичные малоазийские селены. Греки были склонны отождествлять персонажей своей и чужой мифологии. Также у греков был Пан, бог, как правило в единственном числе (отсюда произошло выражение «панический страх», ведь такие существа склонны влиять на эмоции, в том числе и таким образом [1] ). Некоторые авторы могут изображать сатиров и фавнов чем-то отличающимися разными существами. Бог Пан может представляться и не чем-то таким конкретным и гуманоидным, но трансцендентальным, нематериальным, связанным с жизнью, природой, чувственностью в разных проявлениях.

Вообще, несмотря на то, что в массовом сознании козлоногие человечки больше всего ассоциируются с греческой мифологией, образ достаточно универсален. Русский леший может быть в виде козла, арабские джинны бывают с рогами и копытами, и даже у эльфов и гномов могут быть копыта. У ирландцев аналогичное сатирам существо зовётся, извините, пука. Видимо, образ козлоподобного человека что-то будил в подсознании и/или отражал этап развития человечества, когда было важно пастушество. Образ чёрта с рогами, вероятно, также возник из противления старой мифологии.

Можно приводить примеры как «античных» фавнов и сатиров, так и аналогичных существ из других мифологий (тем более, что изредка авторы обыгрывают родство), кроме выраженных «чертей с рогами». А вот людей, отличающихся «козлиным» поведением, сюда относить не нужно.

Содержание

Где встречаются [ править ]

Литература [ править ]

Кино [ править ]

Мультфильмы [ править ]

Видеоигры [ править ]

Реальная жизнь [ править ]

Примечания [ править ]

Сатиры и фавны входит в серию статей

Посетите портал «Бестиарий», чтобы узнать больше.

Источник

6. Сатиры и фавны

Несмотря на то, что многие не видят разницы между фавнами и сатирами, темперамент представителей этих двух видов существ и легенды о них имеют огромные отличия. Сатиры даже более, чем кентавры, символизируют преобладание сексуального желания человека над его интеллектом. Люди часто говорят о том, что испытывают любовь, хотя на самом деле подразумевают желание. Мы позволяем нашим гормонам втянуть нас в отношения, которых лучше было бы избежать, и когда интеллект в конечном итоге берет верх, а это обычно происходит после того, как нами воспользовались каким-либо образом, мы смущаемся своей собственной глупости.

В греческой мифологии сатиры были рогатыми божествами дикой природы, следовавшие за богами Паном, Дионисом и Бахусом. У них были тело, руки и половые органы мужчины, а также раскосые глаза, приплюснутые носы, заостренные уши, ноги с раздвоенными копытами, маленькие рожки и хвост козла. Их тела были в основном покрыты жесткой курчавой шерстью, их лица с плоским или вздернутым носом и низким лбом скорее напоминали обезьяньи, чем человеческие. Им нравилась музыка, танцы, смертные женщины, лесные нимфы и вино. Считалось, что они сохраняли свой вид, насилуя лесных нимф. Водяным нимфам эта опасность не угрожала, так как сатиры боялись воды. Они были очень злостными шутниками, разгоняли стада овец и пугали одиноких путников, а также получали удовольствие от пьяного вандализма, который часто приписывали людям.

Гесиод писал, что сатиры в основном были ленивыми, бесполезными существами, которые делали лишь то, что доставляло им удовольствие. Некоторые мифы утверждают, что сатиры были братьями лесных нимф и куретов[25]. Древнегреческий поэт Нонн писал, что сатиры были родственниками кентавров.

Фавны и сатиры в чем разница. Смотреть фото Фавны и сатиры в чем разница. Смотреть картинку Фавны и сатиры в чем разница. Картинка про Фавны и сатиры в чем разница. Фото Фавны и сатиры в чем разница

Сатиры чаще всего обитали в чащах лесов, где им нравилось танцевать под музыку своих флейт, называемых сиринксами. Их особый танец был известен под названием «сикиннис», а чтобы его исполнять, требовалась резвость коз.

Как и бог Дионис, образ сатиров был связан с короной из плюща, тирсосом (жезлом), виноградом, рогом изобилия и змеями. В своем подземном аспекте Дионис был известен как Меланайгис (имя, которое связано с тем, что он носил черную козью шкуру) и трубил в рог-трубу. Этой ипостаси Диониса поклонялись во время старейшего афинского религиозного празднества Апатурия («Пир всеобщего родства»). Менады, смертные женщины, принимавшие участие в оргиях, посвященных Дионису, добровольно отдавались сатирам.

В римской мифологии сатиров иногда изображали с козьими ногами, в остальных случаях это были юноши, сопровождавшие Бахуса. В человеческом облике у них были заостренные уши и маленькие рожки на головах, они были одеты в шкуру пантеры, а в руках держали флейты. Римских сатиров считали более добрыми и менее агрессивными в навязывании своих сексуальных желаний женщинам.

Римские силени по темпераменту напоминали сатиров, но внешне отличались – это были юноши с конскими ушами и хвостами. (См. главу 5.)

Письменные свидетельства того, как людям удавалось увидеть сатиров, – большая редкость. Святой Иероним писал о том, что одного сатира поймали живым во времена правления императора Константина. Он выглядел как человек, но у него были козьи рога и ноги. Его выставляли на обозрение людей, пока он не умер; затем существо поместили в соль, чтобы лучше сохранился, и доставили императору Константину, чтобы у него было свидетельство существования сатиров[26].

Средневековый писатель Андрованд утверждал, что много сатиров обитало в Ирландии.

Психологические характеристики: человек, чье существование заключается в вечеринках, веселье, сексуальных связях и алкоголе. Тот, кто будет навязывать свои сексуальные ухаживания другому. К этой категории относятся насильники, а также те, кто преследует детей и подростков.

Магические свойства: Сфера деятельности сатиров – это музыка, танцы, занятия любовью. Они укрощают похотливые и необузданные эмоции. Помогают научиться, как обращаться с неприятными, помешанными на сексе людьми. Вызывая сатиров, исключите употребление наркотиков, алкоголя и других стимулирующих веществ.

В римской мифологии также был известен другой, более добрый вид сатира, называемый фавном. Согласно более позднему описанию, эти лесные духи были полулюдьми-полукозлами, у них были изогнутые бараньи рога[27], заостренные уши и козлиный хвост.

Однако в более ранних описаниях они представлены как существа с оленьими ногами, хвостом и ушами и телом и лицом молодого мужчины. Торс и руки были безволосыми, а ноги были покрыты гладкими волосами. Спутники бога Фаунуса (супруга богини Фауны), фавны жили в диких лесах. Эти нежные создания заманивали людей на свои лесные пирушки, а не преследовали их, как сатиры. Обычным делом было увидеть компанию нимф и фавнов, танцующих вместе. Музыка, которую играли фавны, иногда ночью выманивала женщин из домов и заставляла их танцевать обнаженными в лунном свете.

Фаунус, известный также как Луперкус, был италийским богом сельской местности. Римляне отождествляли его с греческим богом Паном, но на самом деле Фаунус очень от него отличался. Он изобрел шоум, музыкальный духовой инструмент типа гобоя, и фавны виртуозно на нем играли. Фаунус, которого одни источники называли внуком Сатурна, другие – потомком Марса, считался богом предсказаний. Когда-то этому богу был посвящен остров Капри.

Фавны и сатиры в чем разница. Смотреть фото Фавны и сатиры в чем разница. Смотреть картинку Фавны и сатиры в чем разница. Картинка про Фавны и сатиры в чем разница. Фото Фавны и сатиры в чем разница

Исконно италийский бог лесов Сильванус был популярен в римской Британии. Иногда его называли Каллириус (Король лесов). В Британии его изображали с молотами, котелками и секатором в руках, инструментом настоящего лесника. Его ассоциировали с оленями.

Подобное лесное божество, Дикий пастух, часто встречается в валлийских мифах, таких как «Килхух и Олвен» и «Госпожа Фонтен». В этих преданиях он описывается как черный гигант с огромной дубиной. Он является хранителем лесных животных, первозданных лесов и мудрым советчиком. Одно из его ранних кельтских имен – Цернунн (Рогатый).

Психологические характеристики: положительные – любовь к природе и всему, что с ней связано. Отрицательные – удовольствие от ужаса других; замечают, что он считает своих сексуальных партнеров.

Магические свойства: стихия фавнов – это земледелие, стада, пчелы, рыболовство, сады и палисадники, животные, плодородие, природа, леса, музыка, танец, медицина, предсказания. Фавнам свойственна мягкость в отношениях.

Английский пука и пак

Английский пука был лесным человекоподобным существом, относящимся к царству фей. Название «пука» образовано от английских слов spook – привидение и Puck[28]. «Уведенный пукой» было часто употребляемым выражением, означающим человека, сбившегося с пути, которого ввел в заблуждение пука. Хоть английский пука и озорной, но он не распутный.

В самой Британии это существо стало известно как пак, лесное создание, причиняющее различные неприятности[29]. Пак был безвредным эльфом, от его имени образовалось английское слово puckish, что в переводе значит «озорной, проказливый». Эйто утверждает, что именем и характером пака позже был наделен Робин Гудфеллоу[30]. Паку, обладавшему способностью перевоплощаться, нравилось помогать людям, если они ценили и признавали его существование. Однако тех, кто насмехался над своими возлюбленными, пак не любил, а часто даже наказывал.

Паку, внешне напоминавшему пикси своими заостренными ушами, нравилось носить зеленый облегающий костюм. Он дружил со всеми феями и лунными ночами играл на флейте из ивовой веточки, а феи танцевали под его музыку. В отличие от Пана, покровительствовавшего домашним животным, пак оберегал лис, зайцев, белок и других диких животных. Однако пак также уделял внимание и помогал всем растениям и животным, населяющим леса и поля.

Валлийский пука – аналог английского пака. Кум пука считается одним из его любимых мест. Валлийские пука безобразны, сварливы и часто ссорятся между собой. В отличие от других пука, валлийские представители этих существ проникают в дома людей через печную трубу. Валлийцы утверждают, что Шекспир создал образ пака, взяв за основу их пуку.

В скандинавских и германских странах пука известны под именем Корнбок; считается, что у них тело козы, и внешне они, возможно, напоминают фавнов. Они помогают выращивать зерновые и кукурузу, но если у них появляется возможность испортить или украсть урожай, они не преминут ей воспользоваться. В древненемецком языке пак известен как путц, или бутц, а в Исландии его называют пуки и считают злым духом.

Фавны и сатиры в чем разница. Смотреть фото Фавны и сатиры в чем разница. Смотреть картинку Фавны и сатиры в чем разница. Картинка про Фавны и сатиры в чем разница. Фото Фавны и сатиры в чем разница

Психологические характеристики: положительные – существо, обладающее искаженным, но безвредным чувством юмора; тот, кто чувствует особую близость с землей и ее созданиями. Отрицательные – тот, кто любит разыгрывать других, но избегает ответственности, если что-то пошло не так, как было задумано.

Магические свойства: символы пака – флейта, дикие животные, танцы и музыка. Наказывает тех, кто бросил возлюбленного. Взывайте к паку, чтобы научиться тонкому чувству юмора. Озорной, но всегда готов помочь.

В Англии в сельской местности также обитал другой вид существ, известных как Зеленые люди. У этих существ, напоминающих фей, было человеческое тело зеленого цвета, и они носили откровенные наряды из листьев. Зеленые люди, безобидные для всех, кроме лесорубов и егерей, ухаживали за деревьями в густых лесах. Простые люди редко видели Зеленых людей.

Еще одним видом Зеленого человека был кельтский Цернунн, бог лесов, животных и плодородия. В древневаллийском языке его имя было Ардду (Темный), Ато или Рогатый бог.

Джек в зеленом – известный по многим преданиям британский лесной дух. Как и Лесовик (Woodwose), он был хранителем хвойных и лиственных лесов. Его часто изображали на резных орнаментах потолков в церквях смотрящим сквозь листья.

В Шотландии и Корнуолле обитали низкорослые худые существа мужского пола, известные как Коричневые люди или Болотные люди. У них были медно-рыжие волосы и одежда из коричневой листвы болотных растений, позволявшая им быть незаметными. Хотя они спокойно относятся к людям, они стараются избегать их, когда это возможно. Их задача – защищать и кормить животных, обитающих на болотах.

В Германии и некоторых районах Скандинавии жили Дубовые люди, охранявшие священные дубовые рощи. Хотя они не дружественно настроены по отношению к людям, они не стараются причинить им вред.

Психологические характеристики: положительные – тот, кто чувствует потребность оберегать леса. Отрицательные – фанатичный защитник лесов, даже с ущербом для людей.

Магические свойства: защищает леса и деревья, особенно дубы; охраняет диких животных.

Греки называли Пана «Маленьким богом», Рогатым богом природы, Богом с козлиными ногами. Местом его происхождения считают Аркадию. Часто Пан сопровождал Диониса. Возможно, слово panoply, означающее пышные религиозные церемонии, произошло от его имени.

Пан был одним из древнейших греческих божеств и положительной жизненной силой мира. У него было человеческое тело и голова, руки с копытами, ноги, маленькие рожки и длинные уши большого козла. Он играл на своей свирели приятные, притягательные мелодии. Однако ему было известно о силе магических слов, и с помощью своего голоса он вводил людей в заблуждение или управлял ими. Согласно мифам, Пан вступал в связи со всеми менадами, а также Афиной, Пенелопой и Селеной[31].

В своей более мягкой ипостаси Пан символизировал леса и диких существ, врачевание, садоводство, растения и животных, музыку и танцы, предсказания и занятия любовью. В отличие от сатиров, Пан помогал пастухам и охотникам, если те не обижали его. Однако у него была и темная сторона, и, пребывая в этой ипостаси, он вызывал дикий беспричинный ужас в людях в уединенной лесной или горной местности. Своей магией и ужасным криком он заставлял своих врагов бросаться врассыпную, наполняя их сердца страхом. От такого его поведения произошло слово «паника». От его священной драмы смерти и воскрешения произошла традиционная греческая «трагедия» (греческое слово tragoidos означало «козлиная песня»[32]).

Фавны и сатиры в чем разница. Смотреть фото Фавны и сатиры в чем разница. Смотреть картинку Фавны и сатиры в чем разница. Картинка про Фавны и сатиры в чем разница. Фото Фавны и сатиры в чем разница

Греки ассоциировали с Паном Египетского бога Амона-Ра и называли его священный город Хеммис Панополисом, «городом Пана». Древние греческие писатели утверждали, что в Панополисе жил сам Пан и многие сатиры[33]. В римском искусстве сатиров изображали с такими же изогнутыми горизонтальными бараньими рогами, как у этого египетского бога.

Психологические характеристики: положительные – Пан является олицетворением порождающих энергий. Таким образом, человек, обладающий чертами Пана, всегда будет использовать свои силы и энергию созидания. Отрицательные – человек, применяющий свою энергию, чтобы вселить страх в других.

Магические свойства: символы пана – музыка, магические слова, леса и дикие существа, целительство, садоводство, травы, танец, пророчества, физическая близость. Пан помогает преодолевать преграды в отношениях. Создает беспричинный ужас – это верно только в отношении лиц, злоупотребляющих алкоголем, насильников и убийц.

В Шотландии живут странные маленькие домовые, известные как уриски. Эти одинокие создания были полулюдьми-полукозлами. Обычно они обитали вокруг заброшенных водоемов, но иногда искали компании людей. Хотя одной из их шуток было преследовать ночью путников и пугать их, иногда они перебирались жить поближе к домам людей. Считалось, что уриски приносят удачу, так как они помогали выполнять работу на ферме и пасти коров. Обычно уриски жили по одному, но в некоторых случаях они собирались группами. Хотя неясно, в каких случаях происходили эти встречи – вероятнее всего, уриски, как и фейри и другие земные существа, собирались в дни равноденствия, солнцестояния и других четырех языческих праздников.

Психологические характеристики: положительные – человек, обладающий удивительным взаимопониманием с животными. Отрицательные – тот, кому нравится пугать других.

Магические свойства: приносит большую удачу. Вызывайте уриска, как и Пана, когда нужно вылечить животных и помочь в саду.

Иногда утверждали, что славянский, а точнее русский, лесной дух, известный как леший, напоминал сатира человеческим телом и козлиными рогами, ушами и ногами. Возможно, это одна из ветвей вида леших, так как другие представители этого вида существ в основном населяли водоемы и прилегающие к ним территории. Лешие, населяющие леса, являются их хранителями. Они наиболее активны весной и летом на закате и на рассвете. Они никогда не причиняют людям физического вреда, но любят заманивать и бросать их в чаще леса. Слово «леший» относится и к славянскому Хозяину лесов, и к множеству лесных духов, населяющих леса Прибалтики. Некоторые из них являются опасными, злобными существами, тогда как другие просто шаловливы. Люди, однако, могут почувствовать их присутствие, как только эти существа приближаются. Лесники и те, кто хорошо знает лес, говорят, что лешие – очень худые существа с синей кожей, зелеными волосами и глазами.

Фавны и сатиры в чем разница. Смотреть фото Фавны и сатиры в чем разница. Смотреть картинку Фавны и сатиры в чем разница. Картинка про Фавны и сатиры в чем разница. Фото Фавны и сатиры в чем разница

Лешие предпочитают жить в самых глухих частях леса. Они не терпят вторжения на территории, которые считают своим царством, и пытаются увести путников подальше. Зимой, когда земля покрыта снегом, леший заметает следы, чтобы не было видно тропы. В другие времена года они так запутывают путников, что те все глубже и глубже уходят в лес и безнадежно теряются.

Лесники утверждают, что всегда можно понять, когда леший преследует человека: кажется, что деревья движутся и обступают путника, появляется странное чувство, что за ним наблюдают. Но как бы быстро человек ни обернулся, ему никогда не удастся увидеть лешего, ведь они передвигаются гораздо быстрее людей. Единственный способ сбить его с вашего следа – это надеть обувь на другую ногу, а одежду – задом наперед. Кажется, это настолько запутывает лешего, что его чары разрушаются и человеку удается убежать.

Психологические характеристики: человек, которому нравится намеренно или даже подсознательно давать другим неверную информацию, преподнося ее в форме шутки. Ему также нравится давать плохие советы просто для того, чтобы посмотреть, как вы ему последуете и затрудните себе жизнь. Многие из тех, кто дают этот «плохой совет», делают это со скрытыми мотивами: получить контроль над вами и наблюдать ваши неудачи.

Магические свойства: Помогает защищать леса и деревья, но опасен для человека.

Еще одним видом британских лесных существ были лесовики, или Дикие лесные люди. Их также называли вузер, или узер. Они населяли и оберегали дикие леса. В отличие от Зеленого человека, покрытого листьями, лесовик был покрыт волосами или длинной шерстью и не носил одежды. В литературе XVI и XVII веков есть несколько упоминаний об этих существах, но информации очень мало. В Средневековье их изображения часто использовались в масках. В Восточной Англии они попадались особенно часто, резные изображения лесовиков до сих пор можно встретить в церквях.

Фавны и сатиры в чем разница. Смотреть фото Фавны и сатиры в чем разница. Смотреть картинку Фавны и сатиры в чем разница. Картинка про Фавны и сатиры в чем разница. Фото Фавны и сатиры в чем разница

Психологические характеристики: положительные – человек, который может жить в обычных социальных условиях, но все же если необходимо, он выделяется из окружения. Отрицательные – тот, кто отдаляется от общества, например, фанатичные или экстремистские сторонники движения за выживание.

Магические свойства: исцеляет и защищает самые дикие леса.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Сатиры

Сатиры Сатиры традиционно выделяются в отдельный жанр, хотя представителей этого жанра сравнительно мало.В Греции первым представителем сатирического направления является Архилох, живший в середине VII в. до н.э. Он писал басни, мастерство которых доводило, согласно

Источник

20. Сатиры, силены и фавны

Ещё до появления на Земле людей кентавры мирно жили бок о бок не только с нимфами, но и с другими двусущностными – сатирами, силенами и фавнами.
Хотя я не собиралась подробно говорить об этих лесных народах, которых мы обычно по-свойски называем «братцами», кое-что, наверное, всё-таки объяснить придётся. Ведь нас иногда путают с ними, называя типичного сатира кентавром. С другой стороны, обычный человек не различает силенов, сатиров и фавнов, а иногда и вовсе принимает их за чертей и начинает при виде их громко ругаться, размашисто креститься и кричать нечто вроде «изыди, сатана», чего делать, разумеется, не следует. Братцы вообще-то не агрессивны, но на грубое обращение могут обидеться и в отместку нашкодить.

Все лесные народы разумны, однако у этих разум сродни детскому. Временами они очень даже сообразительны – в том, что касается еды и всякого баловства, – но говорить с ними на отвлечённые темы бесполезно: в их ментальном и языковом тезаурусе такие категории просто отсутствуют.
Поэтому кентавры, поддерживая с братцами добрососедские и приятельские отношения, всё-таки посматривают на них слегка свысока, а те принимают это как должное, уважая кентаврическую премудрость.

(Пабло Пикассо. Голова фавна).

Если отрешиться от предрассудков (или от эстетических канонов, возникших много тысячелетий спустя), то Пан может показаться даже прекрасным. Отнюдь не все нимфы разбегались от него в кусты или сигали в речку, как пресловутая недотрога Сиринга. Просто о тех, кто благосклонно делил с Паном полуденные удовольствия, мифов не сочиняли, или же эти мифы имели куда меньшее распространение.

Хотя повадки Пана были иногда дурашливыми и грубоватыми (так он, видимо, защищался от насмешек, а может, и сам был непрочь пошутить), его мудрость была сравнима с мудростью Хирона. Эти двое хорошо понимали друг друга и были друзьями. Хирон-то знал, что Пан владел такими тайнами бытия, о которых даже олимпийцы уже не имели понятия: он не заведовал природой – он ею был, и на самом деле с ним в родстве состояло всё сущее под Солнцем, а не только лесные боги, народы и твари.

(Михаил Врубель. Пан)

Кентавры глубоко чтили Пана и всегда приглашали его на свои празднества. Он же, в ответ, по-родственному любил их и нередко помогал им, выручая в опасных ситуациях: Пан, как известно, умел нагонять на людей и животных беспричинную жуть (то есть панический страх). Если преследуемый кентавр (и особенно кентаврёныш) догадывался вовремя воззвать к Пану, добрый и грозный Бог почти непременно приходил на помощь (если только не спал, разморённый зноем).

Из любви, из любопытства или повинуясь неодолимой божественной силе, Пану отдавались многие нимфы и смертные женщины, так что потомство его было весьма обширным. Имена некоторых сыновей и дочерей Пана известны; другие, ещё более многочисленные отпрыски, так и бегали по лесам, никем не узнанные и не названные.
Антропоморфные порождения Пана порою жили среди людей; козлоногие, естественно, предпочитали древесные чащи и горные луга.

Племя, происходившее от Пана, называют панисками (то есть «панчиками») или просто «панами» (с маленькой буквы). Пан бессмертен, но многие паниски смертны, если рождены в союзе со смертными матерями.
В Италии Пана приравняли к Фавну, а панисков чаще всего называли фавнами или сатирами, хотя далеко не все сатиры обладали козлиными ногами. Сатиров, живших в Греции, нетрудно спутать с родственным племенем силенов.

Лесной бог Силен «заведовал» в основном буйным цветением и плодоношением растений. Он не имел ни рогов, ни копыт, однако, по людским меркам, Силен был почти столь же уродлив, сколь и Пан: крутолобый, длинноухий, с приплюснутым носом, толстый, волосатый, он никак не соответствовал эллинскому идеалу мужской привлекательности.

(Питер Пауль Рубенс. Пьяный Силен)

Но разве мало мы знаем мужчин подобного типа, которые пользуются успехом у женщин благодаря обаянию совершенно иного рода, которое в наше время обычно называют «сексуальностью»? У Силена и его потомков этого добра было в избытке, и оно действовало на нимф магнетически. Особенно, если нимфы были пьяны, что сплошь и рядом случалось на дионисийских оргиях.
Силены были чрезвычайно шкодливы и похотливы, что с полной откровенностью присутствовало во всех их античных изображениях.
Лишь иногда можно встретить образ силена, тихо и мирно играющего на авлосе, и ни к кому не пристающего.

(Силен. Ваза из Лувра)

И так же, как среди нимф не было и не могло быть мужчин, так среди силенов, в отличие от козлоногих сатиров, не было и не могло быть женщин, – так что снисходительность нимф к этим неотвязным ухажёрам совершенно объяснима и простительна: друг без друга им пришлось бы туго.
Силены были друзьями и спутниками Диониса и шастали вместе с ним с пирушки на пирушку; большого вреда они никому не причиняли, разве что сильно шумели, нагло лезли к вакханкам или били по пьянке посуду.

Кентавры старались не слишком с ними сближаться, хотя, конечно, ни о какой вражде тут речи не было – нам нечего было делить, да и силены, вопреки своим буйным повадкам, не отличались ни мстительностью, ни обидчивостью (может, из-за того, что попросту не понимали многих слов и не держали услышанное в памяти). Думаю, что какие-то связи с силенами у нашего народа в древности всё-таки были, что сказалось на внешности некоторых кентавров, изображённых на греческих вазах и рельефах.

Силены, сатиры и фавны могли обитать в одной и той же местности – никакого антагонизма между ними не существовало. Как и кентавры, братцы могли иногда и поцапаться из-за девушки или добычи, но бой шёл до первой крови и никогда не кончался смертоубийством.

http://franz_von_stuck.tripod.com/Fighting_Fauns.jpg
(Франц фон Штук. Поединок фавнов)

А в иных случаях они трогательно помогали друг другу.

Добротолюбие лесных братцев простиралось и на кентавров, всегда отвечавших им взаимностью, и даже на людей, которые зачастую этого совсем не стоили.

Существует забавная басня, восходящая ещё к Эзопу, но пересказанная в стихах Лафонтеном.
Якобы, однажды сатир встретил в лесу голодного и замёрзшего путника и пригласил его к себе обогреться и пообедать. Сев к столу, человек подул на закоченевшие ладони. «Зачем ты это делаешь?» – удивился сатир. «Чтобы согреться», – ответил гость. Когда жена сатира принесла похлёбку, человек вновь начал дуть на свою порцию. «А это зачем?», – ещё больше удивился сатир. «Чтобы суп остыл», – пояснил человек.
«Будь проклято то дыхание, которое одновременно несёт и жар, и холод! Иди-ка ты, мил человек, своей дорогой», – рассердился братец и решил больше не иметь дело с людьми.

http://lemuel55.livejournal.com/889222.html#cutid1
(Гюстав Доре. Иллюстрация к басне Лафонтена «Сатир и прохожий»)

Басня, конечно, о человеческом двуличии. Но для меня она интересна тем, что Эзоп очень точно отразил психологию сатирьего народца. Значит, великий мастер притч общался с кем-то из них. Братцы и впрямь глуповаты (про физику и метафизику им рассказывать бесполезно), однако этический барометр у них работает чётко, и зла они сами не делают и вокруг себя не терпят.

В отличие от силенов, которым лишь бы попить и погулять, да девушек потискать, козлоногие сатиры и фавны обладали чисто сельской смекалкой и даже домовитостью, поскольку отвечали отнюдь не только за урожайность опекаемых ими угодий (силенам ведь было неважно, что вырастет и кто родится – бурьян ли, саранча, плющ, табун лошадей или стая шакалов, – лишь бы всё кругом плодоносило и размножалось). Сатиры, они же фавны, опекали лесную и полевую живность, иногда помогая пастухам собрать разбежавшееся стадо, иногда выручая заблудшую скотинку из лап хищника, или, наоборот, спасая от гибели зверя, выслеженного охотниками.

Сельские жители почитали лесных братцев и старались их не обижать, благодаря чему некоторые из них уцелели даже в христианские времена, когда им пришлось даже хуже, чем нам, по причине их рогатости и козлоногости. Всех сатироподобных существ не просто объявили демонами, а отождествили с чертями, хотя, видят боги, зла в них испокон веков не было, и до человеческих душ им не было ровно никакого дела. Когда люди в этом, наконец, разобрались (а прошло веков шестнадцать, если не более), сатиров почти не осталось: некоторых уничтожили, другие вымерли сами, лишённые возможности спокойно размножаться, третьи покинули привычные места обитания и удалились куда глаза глядят.

Впрочем, вплоть до 18 века, а где-то, может, и позднее, сатиры в европейских лесах ещё изредка попадались. Я сужу, опять-таки, по искусству, которое, наряду с привычными мифологическими сюжетами, преподносит нам иногда и явно не выдуманные сценки.
Так, например, итальянский художник 17 века Джованни Баттиста Кастильоне по прозвищу Грекино («Гречонок») запечатлел удивительный момент: юный пастух играет на шалмее пожилому сатиру. То ли перед нами сатир-учитель и человек-ученик, то ли, услышав искусную игру пастуха, местный сатир попросил юношу повторить красивую мелодию…

Что происходит на заднем плане, за деревом, разглядеть довольно трудно, но, по-моему, там кто-то пытается соблазнить нимфу или пастушку. Под музыку оно, конечно, сподручнее…

С козлоногими братцами, сатирами и фавнами, кентавры общались охотнее, чем с силенами, поскольку они были более вменяемы, хотя, положа руку на сердце, умом также не славились, и говорить с ними о чём-то, кроме телесных потребностей, было невозможно. Ну да, они хорошо играли на духовых инструментах, однако в теории музыки не разбирались совершенно, и недаром Аполлон их недолюбливал, а к некоторым из них, вроде Марсия, питал жестокую ненависть.

Лесные братцы отличались друг от друга ещё и тем, что у силенов женских особей не было, а у козлоногих народцев были.
Женская часть панисков выглядела куда изящнее и привлекательнее мужской, невзирая даже на шерсть и копытца.

http://en.wikipedia.org/wiki/Satyress
(Клодион. Сатиресса с сатирёнком)

Правда, очень мало кому из людей доводилось встретить в лесу сатирессу.
В отличие от мужчин своего племени, они крайне пугливы и недоверчивы, особенно матери с маленькими детьми. Свойственный всем козлоногим недостаток сметливости возмещается у них избытком осторожности. При малейшем шорохе в кустах они стремглав бросаются прочь, и зачастую охотник или пастух просто не видит, чьи копыта и чья шкура мелькнули в дебрях дикого леса. А бегают эти существа быстро, и способны как совершать огромные прыжки, вроде кенгуриных, так и ловко карабкаться по скальным кручам и, если уж совсем некуда деться, влезать на деревья, цепляясь хваткими руками.

В лесу козлоногим красавицам бояться, в общем, некого, но вблизи от людских поселений они стараются не показываться или прячутся днём в пещерах и густых зарослях, выходя порезвиться или подышать свежим воздухом только на заре или в сумерках.

Поэтому подлинных изображений сатиресс ещё меньше, чем изображений кентаврид. Из античных мне припоминаются только итальянские, да и то поздние, а в какой мере достоверны рисунки, картины и статуи Нового времени, сказать не берусь. Некоторые из них могут быть плодом фантазии, хотя, думаю, далеко не все: сюжеты кое-каких произведений явно не выдуманы, а подсмотрены.
Так, Джованни Баттиста Тьеполо углядел забавную семейку, возвращавшуюся ранним утром с какой-то развесёлой гулянки – может, свадьбы или сельского празднества. Пьяный отец семейства рухнул под ветхим забором, а его красавица-жена, разрешив ему немного передохнуть, упрашивает непутёвого супруга продолжить путь, пока дорога пустынна – лес-то совсем рядом, и детёнышу давно пора домой…

Удивительным образом Доменико Тьеполо (сын Джованни Баттисты) где-то подстерёг и совсем редкостную парочку – кентавра и сатирессу, – которые были настолько поглощены своим любезничаньем, что совсем утратили бдительность (а между тем это был 18 век, и хотя к двусущностным тогда относились терпимее, нежели раньше, такие встречи могли закончиться не очень хорошо)…

Возможно, что именно от подобных союзов могли рождаться рогатые кентавры, хотя обычно у кентавров никаких рогов не было – этим украшением их могли наградить только фавны, причём именно италийские (у них рога были длиннее, острее и торчали вверх).

Как и кентавры, сатиры жили не стадами и не племенами, а семьями, собираясь вместе лишь по праздникам или для каких-то совместных занятий вроде сбора урожая. Возделыванием садов и полей они не занимались, но если находили щедро плодоносившую рощу или богатую борть, то обычно звали собратьев полакомиться и запастись излишками на зиму.

(Пьеро ди Козимо. Открытие мёда).

Браки сатиров между собой носили обычно временный характер, как у животных, но скандалов на этой почве никогда не возникало: как только супруги или сожители надоедали друг другу, они мирно расставались, и каждый вскорости находил себе другую пару; наличие детёнышей при этом никого не смущало. Оно, напротив, приветствовалось: опытная в любви и плодовитая сатиресса возбуждала всеобщее восхищение.

В древности любовные союзы кентавров с сатирами вообще не считались браками, а рассматривались как случайные связи или как дань самой природе, олицетворением которой козлоногие, собственно, и являлись. Спознаться с силеном или сатиром на каком-нибудь всеобщем празднике не считалось зазорным, но, если впоследствии рождался козлоногий детёныш, его обычно отдавали на воспитание братцам. Там он чувствовал себя естественнее, и никто не попрекал его незаконным рождением.
Несколько хуже приходилось козлоногому кентавру, у которого вдруг оказывалось четыре нижних конечности, а копыта были раздвоены. Он был слишком непохож на родню ни с той, ни с другой стороны, – более того, такие гибриды часто оказывались стерильными и не могли дать своего потомства. Кентавры их стыдились и старались тотчас же после рождения унести в лес, ибо чадолюбивое благодушие сатиров распространялось и на мутантов. Их охотно принимали в племя и позволяли жить в своё удовольствие, сколько отмерят судьба и великие боги.

Семейные или любовные пары «сатир и нимфа», напротив, встречались довольно часто и могли быть весьма устойчивыми, ибо сатиры просто боготворили своих прекрасных подруг. При всей своей умственной недалёкости сатиры очень любили детей (это было их врождённым свойством), и, пока те были маленькими, отцы о них заботились не менее нежно, чем матери.

http://www.albrecht-durer.org/Satyr-Family.html
(Альбрехт Дюрер. Семья сатира)

Дети нимф и сатиров нередко рождались антропоморфными и очень хорошенькими. Отсюда – многочисленные сказки о прекрасных младенцах, найденных охотниками или путниками в густом лесу; зачастую это были совсем не человеческие подкидыши, а дети нимф, оставленные ненадолго без присмотра родителей. Впрочем, зная о привычке людей хватать и тащить всё, что не ими положено, нимфы и сатиры старались не отлучаться от семейного гнёздышка.

(Альбрехт Альтдорфер. Пейзаж с семьёй сатира. Фрагмент)

Когда нимфа по-каким-то причинам погибала, влюблённый в неё сатир подолгу бывал безутешным. Любить лесные братцы умеют. Они вообще обладают большой сердечной отзывчивостью и всегда готовы искренне оплакивать утраты ближних, даже если лично их они не касаются.

Иногда (опять же, по недомыслию и самоуверенности) козлоногие братцы отваживались посягать на богинь – и даже на Афродиту…

(Себастьяно Риччи. Венера и сатир)

В свою очередь, одинокому сатиру могло здорово влететь от нимф, если он попадался им под руку, и тогда оставалось лишь терпеть тумаки и брань, смиренно прося прощения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *