Фатка что это в банках

FATCA

FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) — американский закон о налогообложении иностранных счетов, главная цель которого препятствовать уклонению от уплаты налогов американских граждан, работающих и проживающих на территории других государств.

Закон обязывает банки и другие финансовые институты предоставлять информацию о своих клиентах — физических и юридических лицах (данные о номерах счетов и остатках на них, а также оборотах по счетам) налоговой службе США (IRS).

Существуют две возможности взаимодействия банка и IRS.

Первый способ предполагает прямое общение финучреждения и американской налоговой службы. В этом случае банк или другая финансовая компания обязана не только сообщать о любых нарушениях в уплате налогов американскими гражданами, но и раскрывать информацию о том, как проходит работа в учреждении (оценка, подбор клиентов). Таким образом, организация попадает под прямой контроль IRS.

Второй вариант предусматривает заключение межгосударственного соглашения страны с США. При этом IRS взаимодействует с государственной налоговой службой другой страны, которая в свою очередь централизованно собирает информацию со своих банков (финансовых компаний), контролирует систему отбора и оценки клиентов (физических и юридических лиц) и уплату ими налогов в казну США. По состоянию на апрель 2014 года, такие соглашения заключили с США более 20 стран мира, среди которых Норвегия, Испания, Великобритания, Мексика, Швейцария, Франция, Германия, Канада, Италия, Япония.

Соблюдать требования FATCA российским банкам необходимо уже с 1 июля 2014 года, а зарегистрироваться в IRS нужно успеть до 5 мая. При этом для банков, которые не присоединятся к FATCA, предусмотрено наказание. Санкции могут быть назначены в виде штрафов, а в отдельных случаях будет применяться закрытие корсчетов.

Источник

Что такое CRS и что такое FATCA. «Завтра» начинается сегодня

Доходы россиян, проживающих и работающих за пределами страны, станут прозрачными для ФНС РФ.

Предыстория вопроса, американский опыт

Каждое государство заинтересовано в увеличении налоговых поступлений в бюджет. Но в то же время каждое юридическое или физическое лицо заинтересовано в оптимизации налоговых отчислений. Этот конфликт интересов существует давно, и громкие судебные разбирательства об уклонении от уплаты налогов часто появляются в новостных хрониках.

«Законодателем мод» в вопросе взаимодействия со своими налоговыми резидентами является Америка. Американские налоговая система сложна, а ставки по налогам высоки. В свое время это привело к тому, что успешные компании, в основном, представители IT-отрасли, выбирали юрисдикцию других стран, где налоговые режимы были более благоприятными. Именно поэтому в предвыборных обещаниях Дональда Трампа фигурировала налоговая реформа.

С целью увеличения объема налоговых поступлений в 2010 году был принят американский закон, целью которого стало препятствование уклонению от уплаты налогов физических (почти 9 млн американских граждан) и юридических лиц, работающих и проживающих на территории других государств. Закон имеет сокращенное название FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act).

После принятия FATCA американские власти начали активно заключать соглашения с разными странами, согласно которым банковские институты этих стран соглашались передавать информацию о своих клиентах по запросу государственных органов Америки. Число стран, подписавших договор, быстро выросло. Опыт был признан успешным.

«Европейская FATCA»

Пример Америки вдохновил Организацию экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) на внедрение аналогичной системы. С 2012 года началась аналитическая работа по разработке стандартов автоматического обмена финансовой информацией для налоговых целей. В международной терминологии эти стандарты обозначаются аббревиатурой CRS (Common Reporting Standard).

Несмотря на то, что CRS считают «европейской FATCA », территориальный охват стран, готовых обмениваться финансовой информацией, выходит далеко за пределы Европы.

По данным ОСЭР на 01 марта 2017 года к CRS присоединилось 114 стран (https://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/crs-implementation-and-assistance/crs-by-jurisdiction/crs-by-jurisdiction-2018.htm). Часть из них запустила обмен информацией с 2017, оставшиеся, к которым относится и Россия, запустят с 2018 года.

Позиция России относительно автоматического обмена финансовой информации

Изначально российская позиция в этом вопрос не была активной. Даже заключение соглашения с американскими налоговыми органами продвигалось медленно. Оно подписано только в 2014 году на индивидуальных условиях.

Однако несколько лет назад политика российских властей изменилась.

Началось это с принятия закона, согласно которому граждане, имеющие российское гражданство, но проживающие в других странах, должны были сообщать о движении денежных средств на банковских счетах. Россия не стала пионером в этом вопросе — аналогичные законодательные акты действуют и на территории других стран. Но такой подход не является эффективным, так как добровольно отчитываться люди не спешат, а рычагов воздействия на ослушавшихся у государства нет. И именно тогда российские власти обратили внимание на успешный опыт CRS. Итог — в мае 2016 года ФНС России подписала Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информации о финансовых счетах.

Сейчас Россия входит в число стран со статусом `non-early adopters`. Это означает, что первый обмен информацией произойдет в 2018 году. Схематично работа над запуском системы в РФ выглядит следующим образом:

Фатка что это в банках

Но для того чтобы автоматический обмен информацией заработал в нашей стране в штатном режиме, в течение 2017 должны быть выполнены еще ряд действий.

Согласие присоединиться к Стандартам обмена автоматической информацией не означает, что другие страны-участницы Многостороннего соглашения по умолчанию согласны отправлять информацию в Россию. Необходимо подписывать отдельные соглашения с каждой страной. Это первый крупный блок работы.

Второй блок — встраивание международного соглашения в российскую законодательную систему. Сейчас уже ведется активная работа в этом направлении.

Третий блок — синхронизация технических решений и программных средств. Здесь одна из самых важных задач — сохранение персональных данных.

В рамках действия CRS информацию для автоматического обмена будут обязаны раскрывать:

компании, существенная часть деятельности которых составляет предоставление услуг номинального держателя финансовых активов

инвестиционные советники и инвестиционные менеджеры.

Под новые правила автоматического информационного обмена подпадают:

большинство финансовых счетов физических лиц

финансовые счета юридических лиц (при определенных условиях)

все вновь открываемые счета и счета, открытые на дату введения CRS (с некоторыми исключениями)

Фатка что это в банках

Таким образом, подключение Российской Федерации к Многостороннему соглашению является самой значительной за последнее время инициативой, направленной на финансовый контроль юридических и физических лиц, проживающих и работающих за пределами страны.

Источник

Формы FATCA. Как и зачем заполнять

При открытие банковского счёта в иностранном или крупном российском банке многие сегодня сталкиваются с необходимостью заполнения формы FATCA. Но что это такое и почему мы должны её заполнять.

В соответствии с американским законом о налогообложении иностранных счетов от 2010 года, который вступил в силу с 1 июля 2014 года (Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA)), американские граждане обязаны отчитываться о наличии у них за рубежом иностранных счетов и предоставлять по ним информацию. Кроме того, обязательство сообщать в налоговую службу Штатов (IRS) о наличии счетов американских налогоплательщиков возникает у всех иностранных (неамериканских) финансовых институтов (в первую очередь это банки, а также депозитарии, страховые компании и пр. финансовые институты, о чём подробнее напишу далее). Таким образом Штаты организовали полный контроль за деятельностью и возникающими от этой деятельности доходами своих граждан (обращу внимание, что Америка единственная страна, в которой все без исключения граждане являются налоговыми резидентами страны по факту гражданства, вне зависимости от места проживания).

У других государств обязательство предоставлять информацию по счетам американских граждан возникает на основании межправительственных соглашений FATCA, которые заключены (или в процессе согласования) практически всеми европейскими, и не только европейскими, странами. Есть две модели такого соглашения:

В случае не предоставления информации применяются санкции, о которых пойдёт речь далее. Причём если требования FATCA не выполнил конкретный банк, то санкции будут применены конкретно к его клиентам, а если FATCA не подписала целая страна, то данная мера по удержанию налога будет применена ко всем клиентам банков данной страны.

На сегодняшний день Россия не подписала межправительственного соглашения FATCA. И в связи с международной обстановкой и введёнными против России санкциями, в ближайшее время подписание не ожидается. Соответственно российские банки (и прочие финансовые институты) не обязаны сообщать информацию по американским клиентам. Но не всё так хорошо, как хотелось бы. Потому что в итоге при расчётах с американскими банками к клиентам российских банков могут применяться санкции. Чтобы избежать этого, многие российский финансовые организации (90%) в частном порядке присоединились к требованиям FATCA (путём регистрации в федеральной налоговой службе и получения глобального промежуточного идентификационного номера (GIIN)) и собирают необходимую информацию со своих клиентов. О соотношени действий данных банковских структур с внутренним российским законодательством и международным напишу в отдельной статье.

Остановимся немного подробнее на применение санкций к не участникам FATCA (так называемые недобросовестные держатели счетов). Налоговые агенты в Штатах взимают 30% налоговых отчислений от конкретных налогооблагаемых американских платежей, осуществляемых в пользу сторон, не выполняющих требования Закона FATCA, и такие платежи включают в себя:

Итак, если при открытии счёта банк просит вас заполнить форму FATCA, то не удивляйтесь и не пугайтесь. Тем более если вы не налогоплательщик США, можете смело её заполнять. Если вы при этом не представляете компанию, которая является финансовым институтом и не работаете в интересах американских бенефициарах, то информация о вас никогда не поступит в федеральную налоговую службу. Потому лучше заполнить форму, в противном случае банк может отказать вам в открытие счёта или проведение операций.

Для того, чтобы идентифицировать вас, банк просит указать в анкете тип компании, к которой вы относитесь (применимо к юридическим лицам). Основные типы: финансовая компания и нефинансовая компания. Если нефинансовая компания, то активная или пассивная нефинансовая компания. Определить вашу принадлежность необходимо для понимания объёма информации, которую с вас надо получить. Если вы пассивная нефинансовая компания (например, холдинговая компания), то вы должны сообщить сведения о бенефициарах своего бизнеса, чтобы подтвердить, что там нет резидентов США. Если же вы активная нефинансовая компания, то количество предоставляемых вами сведений минимально (по сути вы ограничиваетесь проставлением одной галочки в форме).

Сложностей с определением типа компании, к которой принадлежит ваша организация возникнуть не должно, потому что к форме приложен словарь с подробными определениями. Если кратко, то:

Финансовые компании – банковские, депозитарные, инвестиционные, специализированные страховые организации, а также холдинговые компании, которые входят в одну группу с перечисленными выше организациями.

Нефинансовые компании – все другие, не относящиеся к финансовым, в частности различные некоммерческие организации (общественные, административные, благотворительные, культурные и пр.).

Активные нефинансовые компании – это компании, которые отвечают одному из перечисленных признаков:

Пассивные нефинансовые компании – все компании, которые не отвечают выше перечисленным признакам. И соответственно более 50% составляет прибыль в виде пассивного дохода (проценты, дивиденды, роялти, арендные платежи и пр.).

Источник

О налогообложении иностранных счетов (FATCA/CRS)

Что такое FATCA?

Закон FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) принят в США 18 марта 2010 года и является частью пакета экономических мер, направленных на поддержание занятости населения США Hiring Incentives to Restore Employment (HIRE) Act of 2010.

Закон США «О налогообложении иностранных счетов» (FATCA) нацелен на предотвращение уклонения от уплаты налогов гражданами и резидентами США с привлечением международных инвестиционных механизмов.

Статус Банка

«Азиатско – Тихоокеанский Банк» (АО) (далее Банк) прошел процедуру регистрации в IRS ( www.irs.gov) в статусе «Участвующий иностранный финансовый институт (Participating FFI)» и получил идентификационный номер Global Intermediary Identification Number (GIIN) WPHJEI.00000.LE.643

Влияние FATCA на деятельность Банка

В соответствии с пп. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.06.2014 N 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в Банке были утверждены следующие документы:

Получение от Клиента — иностранного налогоплательщика необходимой информации осуществляется путем заполнения Анкеты клиента в целях FATCA, а в случае подтверждения принадлежности к категории Клиента – иностранного налогоплательщика – Согласия на предоставление информации в иностранный налоговый орган и уполномоченные органы РФ:

При заполнении Анкеты от Вас потребуется предоставление дополнительных документов в зависимости от Ваших ответов на вопросы Анкеты.

Заполненную Анкету и дополнительные документы (при наличии) Вы можете передать сотруднику Банка по месту Вашего обслуживания.

Лицам, указавшим на то, что они являются налоговыми резидентами США, будет предложено заполнить Форму самосертификации в целях FATCA, в которой налоговые резиденты США должны указать Taxpayer Identification Number (TIN). Формы самосертификации размещены на сайте Налоговой службы США https://www.irs.gov
Ответственные рекомендации по заполнению налоговых форм Вам может дать только Ваш налоговый консультант.

Банк имеет право запросить у клиентов дополнительные документы, которые необходимо представить в течение 15 рабочих дней со дня направления запроса.

Что такое CRS?

12 мая 2016 года ФНС России от имени Российской Федерации подписала многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года. Российская Федерация приступает к международному обмену финансовой информацией в 2018 году.

27 ноября 2017 года был опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 27.11.2017 № 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний», направленный на выполнение Российской Федерацией требований Единого стандарта по обмену финансовой информацией Common Reporting Standard (далее – Стандарт CRS).

Процедуры идентификации, а также порядок и форматы представления данных организациями финансового рынка устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации, от 16.06.2018 № 693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)».

Признаки принадлежности к иностранному государству для целей определения налогового резидентства Клиента, его выгодоприобретателя или лица, прямо или косвенно его контролирующего:

В целях подтверждения Вашего налогового резидентства сотрудник «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (АО) может попросить Вас заполнить Форму самосертификации физического лица (форму самосертификации в целях CRS):

Или Форму самосертификации юридического лица (форма самосертификации в целях CRS) в «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (АО)

При заполнении Формы самосертификации от Вас потребуется предоставление дополнительных документов в зависимости от Ваших ответов на вопросы Формы самосертификации.

Заполненную Форму самосертификации и дополнительные документы (при наличии) Вы можете передать сотруднику Банка по месту Вашего обслуживания или направить заполненную анкету через почту России : 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская 225, а так же на электронный ящик Банка: ask@atb.su

Налоговые резиденты иностранных государств обязательно должны указать Taxpayer Identification Number (TIN) в Форме самосертификации самосертификации.

«Азиатско-Тихоокеанский Банк» (АО) не оказывает своим клиентам консультационные услуги по вопросам определения налогового резидентства согласно требованиям CRS. По данному вопросу можно обратиться к налоговому консультанту или ознакомиться с информацией по налоговому резидентству для разных стран на портале Организации экономического сотрудничества и развития по адресу www.oecd.org/tax/automatic-exchange/crs-implementation-and-assistance/tax-residency/#d.en.347760

Банк имеет право запросить у клиентов дополнительные документы, которые необходимо представить в течение 15 рабочих дней со дня направления запроса.

Обращаем Ваше внимание на то, что Клиент должен уведомить «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (АО) о любом изменении информации, ранее предоставленной в Форме самосертификации в целях CRS и в дополнительных документах, посредством повторного заполнения Формы самосертификации в целях CRS.

Источник

Фатка что это в банках

Экспертная точка зрения по поводу эффективности американского законодательства о налогообложении иностранных счетов отличается противоречивостью и полярностью оценок. Одни считают, что в мире формируется прогрессивная и эффективная система международной кооперации в налогообложении. Практически все развитые государства заключают межправительственные договоренности о взимании налогов с иностранных счетов своих налогоплательщиков. То, что было начато в 2010 году в рамках закона США ФАТКА, продолжается в других процессах по всему миру.

Финансовая оккупация мира?

У оппонентов иная оценка происходящего. Противники закона ФАТКА считают, что за последние несколько лет происходит негласная тихая финансовая оккупация мира со стороны Соединенных Штатов.

Их аргументы: современные американские законы отличаются своей территориальной «глобальностью». Их выполнение часто возлагается на граждан и компании других стран. Самым ярким проявлением такой экстерриториальности является удержание налогов по ФАТКА.

Фатка что это в банках

Контекст принятия закона

Разговоры о целесообразности нового закона шли в течение долгого времени, идея возникла не в один день. Фоном принятия закона была беспрецедентная борьба государства за полноценную собираемость налогов.

По ходу дебатов в Конгрессе США приводились цифры финансовых потерь, поражающих воображение. Вследствие создания мутных офшорных схем бюджетные потери составляли около ста миллиардов долларов США ежегодно.

Независимый финансовый игрок на поле

Фатка что это в банках

Если, к примеру, американский специалист занимает в российской компании высокий пост и получает высокую конкурентную оплату труда с различными выплатами и корпоративными бонусами, он будет вынужден заплатить более чем солидные налоги в американскую казну.

Как это начиналось

Но если раньше эти особенности были исключительно внутренним делом, то с 2010 года в этот круговорот оказались вовлечены и иностранные финансовые организации. Теперь они были вынуждены отчитываться о денежных движениях своих клиентов, которые были американскими налогоплательщиками, перед службой внутренних доходов США.

Фатка что это в банках

Уклоняясь от такого рода отчетности, зарубежные финансисты рисковали подпасть под жесткие санкции, включающие штрафы и даже закрытие корреспондентских счетов в банках США.

Первой сдалась Швейцария

Все началось с борьбы за раскрытие тайны, которая была неприкосновенной в течение столетий. Это была информация о вкладах американцев в швейцарских банках, которых Вашингтон считал налоговыми уклонистами. Выяснилось, что в то время лишь в одном швейцарском банке UBS находились деньги без уплаты налогов, принадлежащие 52000 американским гражданам.

Шок в сообществе

Государственные органы и банки разных стран реагировали на принятие закона ФАТКА в большинстве своем негативно. Более того, можно сказать, что это был шок, связанный с беспрецедентным усилением зависимости от США, в которой европейские банки находились в течение долгого времени и без нового закона.

Фатка что это в банках

Все дело было в одной особенности функционирования мировой финансовой системы, позволяющей США ее контролировать. Это монополизм американского доллара, который является международной валютой. Подавляющее большинство транснациональных расчетов производится в долларах США и через американскую банковскую систему. Нью-Йоркская биржа является излюбленным местом размещения ценных бумаг крупнейших компаний и банков со всего мира.

Часть финансовых экспертов считает, что сложившаяся ситуация с американским финансовым диктатом сформировалась вследствие целенаправленных действий США с помощью своей знаменитой Федеральной резервной системы. Эти действия называют созданием «доллароцентричной финансовой системы». Есть и противники конспирологической версии, о чем будет написано ниже.

Но если до введения закона ФАТКА банки находились под косвенным влиянием США, то новая схема борьбы с американскими нарушителями налоговой дисциплины привела к прямому контролю над банками мира со стороны налоговых органов США. Если разобраться, то независимые в прошлом финансовые системы разных стран стали выполнять роль филиалов налоговых и других ведомств США.

Вода камень точит

Одно дело – принять закон в своей стране. Совсем другое – договориться о его исполнении иностранными государствами, особенно на фоне общего негатива и потока критических статей в СМИ. Этим нелегким делом занялся Госдепартамент США. Он начал переговоры по поводу новых международных соглашений о так называемой трансграничной отчетности.

Американские налоговики предлагали две модели взаимодействия на выбор. Первый вариант включал в себя подготовку отчетности в местные налоговые органы, которые, в свою очередь, отправляли консолидированные документы в США. Вторая модель предполагала формирование отчетов в американские налоговые органы напрямую.

Фатка что это в банках

Поговорка «вода камень точит» идеально подходит под упорную и терпеливую работу Госдепартамента США с каждой из стран мира. Перед вводом в действие закона в июле 2014 года далеко не все страны подписали стандартные соглашения по ФАТКА.

Чтобы не попасть под штрафные санкции в 2014 году, был придуман компромиссный вариант: подписанное некоторыми странами «принципиальное согласие» о будущих намерениях.

Через три года соглашение (или «принципиальное» согласие) было подписано уже в 113 государствах мира.

Последствия

Невыполнение требований закона ФАТКА – это значительные риски для банков любой страны, включая российских. Природа этих рисков связана как с репутацией банка, так и со штрафами в виде изъятия 30 % от денежных средств в рамках международных переводов.

Репутационные потери заключаются в потере доверия в международном банковском сообществе. С точки зрения этого сообщества, финансовые организации, не участвующие в системе ФАТКА, – это потенциально нежелательные партнеры из-за отмывания денег, неуплаты налогов и т. д.

В дополнение к этим бедам, ведение финансовых дел с банками вне системы ФАТКА стало приносить лишние расходы, связанные с дополнительными административными действиями. Получался замкнутый круг: чем больше банков принимало условия ФАТКА, тем сложнее было работать «вольным» финансистам.

ФАТКА и МИД России

В российском контексте с законом ФАТКА связаны сплошные законодательные противоречия. Прежде всего это связано с соблюдением банковской и налоговой тайны, а также с конфиденциальностью персональных данных. К тому же удержание 30 % денежных средств в виде штрафных санкций никак не является легитимным, с точки зрения российских законов.

Фатка что это в банках

Конечно же, МИД России не мог оставаться в стороне и озвучил мнение о нарушении суверенитета стран и, самое главное, противоречии с российским законодательством. Принудительное исполнение налоговых требований чужого государства и другие статьи закона делает недопустимым сотрудничество российских банковских структур с органами внутренних доходов США. Эта точка зрения была озвучена в специальном письме МИДа РФ в 2014 году, в момент вступления в силу закона ФАТКА.

Самостоятельные банковские решения

Так или иначе, российским банкам нужно было находить решения для нормальной дальнейшей деятельности на международном уровне. Межгосударственного соглашения по закону ФАТКА с Россией нет. Поэтому каждому банку пришлось присоединяться к системе самостоятельно с помощью соглашений о присоединении.

Фатка что это в банках

В тексте таких соглашений содержится информация о том, что американские налоговики оставляют за собой право оценивать предоставляемую им отчетность и дополнительные сведения в целях ФАТКА от российских банков. Это право позволяет им исключить банк из списка присоединившихся организаций к системе ФАТКА, если его отчетность перестанет их устраивать.

Без конспирологии

Критики конспирологических теорий обращают внимание на то, что американские налоговые органы не требуют, а просят зарубежные финансовые организации информировать их, имеются ли определенные лица с американским гражданством среди их клиентов.

На государственном российском уровне у закона ФАТКА статус остался неопределенным. Министерство финансов ссылается на старые документы и считает, что вполне достаточно будет действующего с 1992 года договора между США и РФ «О предотвращения двойного налогообложения и уклонения от налогов…».

Что же касается закона ФАТКА европейской версии, то большинство развитых стран, начиная с Великобритании, Германии и Франции, давно заключили с США соглашения, которые освобождают местные банки от отдельных договоров. Более того, эти соглашения носят двусторонний характер: США также будут передавать информацию об американских счетах европейских граждан налоговым службам стран-партнеров.

История введения в силу закона ФАТКА – это отличный кейс для поведенческих исследований в периметре международного сотрудничества в условиях глобализации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *