Фасилитировать что это значит

Кто такой фасилитатор. Объясняем простыми словами

Фасилитатор — человек, который руководит групповым мероприятиям и управляет дискуссией так, чтобы группа эффективнее достигла поставленных целей.

Проще говоря, фасилитатор задает темп дискуссии, направляет её в нужное русло, предупреждает конфликтные моменты. В конце беседы он подводит итог, формулирует решение актуальной задачи, приемлемое для всех членов команды.

Сейчас фасилитация становится отдельной профессией. Её основы можно усвоить на тренингах или из бизнес-литературы, а попрактиковаться в применении базовых навыков — на внутренних встречах.

Пример употребления на «Секрете»

«Бывают ситуации в нашей работе, где люди, подобные мне, должны уметь хорошо смазать работающий механизм. Я прекрасно понимаю, через что проходят такие люди, и знаю, что они переживают. И знаю об их насущных потребностях. Да, я их начальник в официальной иерархии, и в то же самое время я являюсь фасилитатором, я их обслуживаю, потому что именно они выполняют ту работу, которую необходимо сделать. Однажды я пришёл к такому заключению и теперь по нему работаю».

(Из материала о правилах бизнеса «Разрушителя легенд» Джейми Хайнемана).

Нюансы

Фасилитатор может быть далеко не экспертом в той теме, над которой работает группа. Он контролирует процесс, а не содержание обсуждения.

Ошибки в употреблении

Частично функции фасилитатора пересекаются с функциями модератора, поэтому часто эти термины воспринимают как синонимы. Это неправильно. Вот как объясняет разницу фасилитатор Медея Ахвледиани: «Фасилитатор больше погружен в процесс: он продумывает сценарий встречи, заблаговременно готовится, работает с запросами заказчика и ключевыми сотрудниками, всегда готовит план А и В, ведь в момент обсуждения есть риск, что всё может пойти не по плану. Модератор же просто обеспечивает обсуждение, но не консенсус. Фасилитация сложнее как технология».

Слово «фасилитировать» образовано от английского «facilitate», что означает «делать проще» или «упрощать процесс».

Источник

Что такое фасилитация, и как она действует?

Фасилитацией называют методику, с помощью которой проводят дружественные беседы. Эту методику используют в разных профессиональных сферах, психологии и педагогике. Фасилитация имеет определенную технику ведения, а также используется некий инструмент, благодаря чему можно ожидать положительного результата от работы.

Фасилитировать что это значит
Что такое социальная фасилитация?

Социальная фасилитация в психологии подразумевает наличие определенных навыков, с помощью которых можно эффективно организовать групповое обсуждение важных вопросов. Подобная стратегия была придумана не так давно для того, чтобы максимально сплотить коллектив. Во время групповой фасилитации прибегают к помощи фасилитатора, который помогает разъяснить те или иные моменты. Фасилитатор должен обладать следующими качествами:

Определение феномена в психологии

Определение фасилитации в психологии подразумевает изменения в поведении индивида в присутствии других людей. С помощью фасилитации происходят изменения, упрощающие общение в группах. Другие методы в отличие от фасилитации являются более строгими.

К примеру, использование данного эксперимента позволяет всем участникам группы выдвигать свои решения, а не поддаваться приказам начальника. С помощью подобного подхода сотрудники заинтересованы в выполнении задачи и вносят огромный вклад в развитие организации, что способствует более сильной отдаче.

Отличие фасилитации и модерации

Фасилитация и модерация имеют немного общего. Оба специалиста в данных областях работают над тем, чтобы сплотить коллектив для эффективной работы. Тем не менее, модерация является более жестким методом, направленным на решение проблемных вопросов компании в целом. Фасилитация имеет более мягкий подход и помогает в решении конфликтных ситуаций.

Фасилитация и ингибиция

Как уже говорилось выше, фасилитация способствует улучшению деятельности индивида в процессе наблюдения за ним. Такой метод идеально подходит для решения простых задач. Если же речь заходит о чем-то более сложном, тогда стоит говорить об ингибиции, когда происходит снижение работоспособности индивида при наблюдении за ним. Ингибиция может проявляться в связи с боязнью оценки со стороны или же отвлекаемостью индивида.

Виды фасилитации

Эффект фасилитация бывает:

Во время тренинга фасилитатор использует следующие техники:

Фасилитация является очень гибким методом в общении с людьми. Именно поэтому руководители компаний используют социальную фасилитацию для сплочения коллектива. Так все сотрудники начинают смотреть в одном направлении и трудиться на благо всей компании, что в ближайшем будущем скажется положительно. Для сплочения коллектива также можно использовать курс Викиум «Эффективное общение. Онлайн интенсив».

Источник

Фасилитация

Фасилитировать что это значит

Фасилитация от англ. facilitate — помогать, облегчать, способствовать.

Фасилитаторами — называют психологов, консультантов, терапевтов. [1]

Содержание

Фасилитация

Слово «фасилитация» в английском языке происходит от глагола facilitate — облегчать, помогать, способствовать.. «Краткий психологический словарь» разъясняет это понятие так: «повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида». Помощь нейтральной стороны (фасилитация). [1]

Фасилитация отличается от простого управления тем, что её способ не дерективный, то есть таковой, который не выходит за рамки самоорганизации управляемой системы. Если при традиционных формах управления (например, группой) субъект побуждает её выполнять собственные инструкции и распоряжения, то в случае с фасилитацией её субъект должен сочетать в себе признаки не только функции руководителя, лидера, но и участника групповой динамики. Таким образом в случае фасилитации мы имеем дело с принципиально отличной управленческой ситуацией. [2]

Отличие психологической фасилитации

Процессинг

Это деятельность, в ходе которой фасилитатор поощряет человека изменить свои отношения с миром. Эта работа состоит в том, что фасилитатор показывает клиенту, как он представляет себе и структурирует мир, и изменяет это представление на лучшее для клиента.

Всё что фасилитатор говорит и делает, предназначено для того, чтобы начать процесс изменений у клиента и продолжать его до успешного завершения. Мастерство фасилитатора состоит в том, чтобы уметь определить, когда следует начать процесс, как содействовать его протеканию и каковы признаки завершения процесса. [4]

Одна из частей преобразующего процессинга — СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССИНГ — это одна из частей преобразующего процессинга, которая ориентированна на реакцию людей по отношению к миру. Семантический процессинг изменяет модель мира в полезном для клиента направлении.

В процессе работы фасилитатора с клиентом происходит личностное изменение.

Личностное изменение

Виды фасилитации

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ — вид педагогической деятельности в процессе которого ребёнок осознаёт свою самоценность, поддерживаеться стремление к саморазвитию, самореализации, самосовершенствованию, раскрытию способностей.

СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ — присутствие наблюдателя заметно влияет на деятельность человека или группы людей. Это явление зафиксированно в конце ХIХ в. в опытах французкого физиолога К. Фере, в дальнейшем изучалось В. М. Бехтеревым. (было доказано, что присутствие «наблюдателей» облегчает выполнение простых (механических), и ухудшает выполнение сложных задач.)

СПОРТИВНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ — это поиск, поддержка и усиление эффективных процессов в организации как команды в целом, так и отдельных спортсменов.

ЭКОФАСИЛИТАЦИЯ — происходит от понимания личности как динамической и открытой системы, которая находится в коммуникации с окружающей средой, включая не только социальную, природную, но и все другие уровни сред, которые, по сути составляют уровни социальной системы. Фасилитатор проводит клиента через процессы. (преобразующий процессинг)

Источник

Фасили… что, простите?

Елена Плехова, Томск

Цель этой статьи будет достигнута, если после прочтения вы скажете: «Теперь я понимаю, что такое фасилитация». Если вопросы останутся или (ура!) возникнут новые, то мы просим написать эти вопросы в комментариях, чтобы мы понимали, какой аспект темы осветить следующим.

В моем рабочей папке более 30 определений фасилитации, и все они, так или иначе, отражают ее суть. Ниже предлагаю лишь некоторые из них. Вы можете выбрать то, которое откликнется вам больше всего/будет более понятным.

Фасилитация (от англ. facilitate ― облегчать, помогать, способствовать).

Посмотрите еще раз на последнее определение. Фасилитацию часто представляют как совокупность технологий или инструментов, призванных облегчить взаимодействие в группе и прийти к единому решению. Такое понимание, в узком смысле, не противоречит сути предмета, однако в этой статье предлагаем разобраться в философских основаниях и постулатах фасилитации – той части айсберга, что скрывается под водой.

Внутренние установки, из которых исходит фасилитатор, или Постулаты фасилитации

… продолжите список вашими вариантами.

Фасилитация в действии

Если вы дочитали до этого абзаца, вопрос «Как эти постулаты реализуются на практике?» будет весьма резонным.

Давайте рассмотрим магию фасилитации на примере.

Представьте рабочую группу, которая собралась на обсуждение проекта по благоустройству сквера в городе N (реальная ситуация). В эту рабочую группу вошли эксперты из разных сфер: архитектор, эколог, ландшафтный дизайнер, юрист, экономист, социолог, философ… Каждый из них – специалист своего дела, у каждого за плечами большой опыт и свой взгляд на проект. Задача группы: выработать совместное решение о том, как должен выглядеть сквер, учитывая различные показатели.

Как помочь группе, где каждый говорит на своем языке и видит только свою зону ответственности, договориться и прийти к общему решению? Здесь на помощь приходит фасилитационный подход.

На схеме изображен «Ромб принятия решений» Сэма Кейнера, одного из ведущих мировых фасилитаторов. Давайте сопоставим наш пример со схемой и пройдем по каждому из этапов. Итак, перед участниками группы стоит задача – прийти к единому решению по определенному вопросу. Участники дискуссии высказывают различные мнения и попадают в зону, так называемого, расходящегося мышления, когда каждый по-своему прав, и участники еще не готовы услышать друг друга. Фасилитатору необходимо поддерживать динамику группы, чтобы участники смогли выйти за рамки собственных устоявшихся взглядов и начали генерировать новые идеи. Так они попадают в зону стонов, где нужно совмещать свои креативные идеи с чужими нестандартными мыслями, преодолеть психологическое сопротивление, а это, согласитесь, не так-то просто. На этом этапе фасилитатор прилагает максимум усилий, чтобы группа могла осмыслить, обобщить, понять, как можно интегрировать предложения друг друга и преодолеть тем самым зону стонов или дискомфорта. Когда зона дискомфорта позади, группа переходит в зону схождения, где участники готовы найти и принять окончательное решение.

Один из главных секретов фасилитации в том, что наиболее эффективными являются те решения, которые люди могут выработать самостоятельно, и которые оказывают влияние на них самих.

Переход от одной фазы к другой происходит с помощью конкретных фасилитационных методов, каждый из которых достоин отдельной статьи.

Фасилитатор при этом держит в фокусе сразу несколько показателей и анализирует происходящее:

Иногда со стороны может казаться, что фасилитатор мало что делает: дает определенные импульсы группе и отправляет работать самостоятельно. На самом деле в это время он управляет массой невидимых процессов, и приведенные выше вопросы – лишь песчинка в море аналитических размышлений фасилитатора.

Образовательная фасилитация

В Ассоциации российских тренеров мы верим в фасилитационный подход, в том числе, в образовании. Образовательная фасилитация все больше оформляется в самостоятельное направление, и мы очень вдохновлены этими процессами. Тренеры АРТы помогают внедрять фасилитацию в формальное образование по всей России.

Как вам такое понимание фасилитации в образовании?

При фасилитации обучения учитель получает возможность использовать не догматические методы и приемы, а те из них, которые способствуют творческому усвоению необходимой информации, формируют умение рассуждать, искать новые грани проблем в уже известном материале. Она позволяет преподавателю занять позицию не «над», а «вместе» с учениками и не бояться при этом быть обвиненным в «незнании существующих на практике проблем», которые анализируются и могут подвергаться сомнению.

Фасилитация хорошо помогает в поиске своего “лучшего” способа.

Мы с коллегами часто рассматриваем фасилитацию как один из способов управления группой на пути от зависимого учащегося до самонаправленного. Для зависимого подходит директивный способ, когда говорят, как правильно. А самонаправленному хочется решать самому, чему учиться, как учиться и какие выводы сделать. Фасилитация находится где-то в промежутке, когда учащийся уже достаточно много знает и умеет, вовлечен в процесс, но ему еще хочется поддержки в выстраивании образовательного процесса.

Ольга Скобина, тренер АРТы

Фундамент фасилитации

В своей работе в Ассоциации российских тренеров АРТа мы опираемся на разные концепции, идеи которых смежны с фасилитационным подходом:

Концепция «Личностно-центрированного подхода» Маслоу и К. Роджерса говорит о том, что в центре всех процессов стоит человек с его чувствами, интересами, убеждениями.

Таким образом, фасилитатор – это тот, кто может помочь человеку понять себя, но не знает при этом правильный ответ. Фасилитатор выстраивает рабочий процесс, исходя из особенностей человека или группы.

Из «Конструктивизма» Ж.Ж. Пиаже, Л.С. Выготского мы выделяем следующие принципы, созвучные фасилитационному подходу:

Источник

ФАСИЛИТАЦИЯ

Смотреть что такое ФАСИЛИТАЦИЯ в других словарях:

ФАСИЛИТАЦИЯ

ФАСИЛИТАЦИЯ

ФАСИЛИТАЦИЯ

Cпособ осуществления обучения, при котором наставник занимает позицию помощника и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать какие-либо навыки

ФАСИЛИТАЦИЯ

ФАСИЛИТАЦИЯ

от англ. facilitate – облегчать, содействовать, способствовать) – эффективная технология решения проблем групповой эффективности. Напр., предложение разных процедур, игровых ситуаций, в процессе которых клиенты делают выводы. Ведущий (фасилитатор) задает процедуру, которая дает участникам возможность понять проблему, а также отработать определенные навыки ее решения. смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ

ж.facilitation; см. тж облегчение- ретроактивная фасилитация- социальная фасилитация

ФАСИЛИТАЦИЯ

Процесс, благодаря которому художественное творчество доводится до участников и зрителей. Включает не только обучение, тренинг, демонстрацию, режиссуру, репетиции, исполнение, но также, например, монтаж выставки, дизайн среды и т.д. смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ

ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

[англ. facilitate — облегчать] — повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида. Впервые Ф. с. была зафиксирована в конце XIX в. в опытах французского физиолога Фере, а затем подробно описана Ф. Олпортом, В. Меде, В.М. Бехтеревым (совместно с М.В. Ланге) и др. В ряде случаев реальное или воображаемое присутствие других, не вмешивающихся в действия индивида, людей ведет к ухудшению результатов его деятельности. Указанное явление получило название социальной ингибиции (подавления). Установлено, что возникновение феномена Ф. с. зависит от характера выполняемых человеком задач. Присутствие наблюдателя положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач. Выявлена также зависимость Ф. С. от пола, возраста, статуса, других характеристик субъекта, а также от его отношения к присутствующим. И.Г. Дубов. смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

(от англ. facilitate облегчать) — повышение скорости или продуктивности деятельности человека вследствие актуализации в сознании человека образа (восприятия, представления и т. п.) др. человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя. Возникновение феномена Ф. с. зависит от характера выполняемых задач. Присутствие наблюдателя (соперника) положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно 158на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач. Выявлена также зависимость Ф. с. от пола, возраста, статуса, др. характеристик субъекта, а также от его отношения к присутствующим. В ряде случаев реальное или воображаемое присутствие др., не вмешивающихся в действия личности, ведет к ухудшению результатов ее деятельности. Указанное явление получило название соц. ингибиции (подавления). Явление Ф. с. учитывается в пед. процессе, когда учитель хочет простимулировать деятельность отдельного воспитанника, группы или класса. смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

первоначальное значение тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые и хорошо знакомые задачи в присутствии других; современное значение повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие воображаемого или реального присутствия другого человека или группы людей (без вмешательства в его действия),выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями. (1). смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Психологический эффект повышения эффективности деятельности в том случае, когда за работающим наблюдают. Социальная фасилитация характерна для относительно простых видов деятельности.

ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

(от англ. facilitate — облегчать) — повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида (см. отраженная субъектность). Впервые Ф. с. была зафиксирована в конце XIX в. в опытах французского физиолога Фере, а затем подробно описана Ф. Олпортом, В. Меде, В. М. Бехтеревым (совместно с Н. Н. Ланге) и др. В ряде случаев реальное или воображаемое присутствие других, не вмешивающихся в действия индивида, людей ведет к ухудшению результатов его деятельности. Указанное явление получило название социальной ингибиции (подавления). Установлено, что возникновение феномена Ф. с. зависит от характера выполняемых человеком задач. Присутствие наблюдателя (соперника) положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач. Выявлена также зависимость Ф. с. от пола, возраста, статуса, других характеристик субъекта, а также от его отношения к присутствующим. смотреть

ФАСИЛИТАЦИЯ (ФАЦИЛИТАЦИЯ)

(лат. «облегчение», от facilis «легкий») – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие наблюдения за ней другого человека (людей), в частности, соперника. Ср. социальная фасилитация. Ср. ситуацию покосом, в котором принимает участие Левин: боясь, что крестьяне, следящие за его работой, подумают, что он неумелый косарь и обгонят его, Левин работает более старательно и успешно (Л. Толстой, Анна Каренина). Ср. апопатическое поведение, социальное поведение. смотреть

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *