Фасилитационная сессия что это

Простое руководство по фасилитации: как к ней подготовиться и чего избегать

Что делать, если дискуссия заходит в тупик, работа стопорится, а члены команды конфликтуют друг с другом? Лучший выход — устроить фасилитационную сессию. Что это такое расскажем в этой статье.

Что такое фасилитация

«Слово «фасилитация» происходит от английского facilitate — «облегчать», которое очень точно отражает суть процесса: первая задача фасилитатора — облегчить диалог, дискуссию, помочь сделать ее конструктивной».

Фасилитатор — хороший переговорщик и психолог, который умеет настроить команду на общение и помогает разрешить все внутренние конфликты. Но фасилитация действенна не только в стрессовых ситуациях. Она помогает бизнесу понять, какова миссия компании, какой ее видят сотрудники, какие новые направления можно развивать.

Цели фасилитации

Согласно руководству по фасилитации Стэнфордского университета, ведущий должен:

Как подготовиться к фасилитации

Выберите ведущего. Важно не только то, что ваш кандидат разбирается в нужной теме и остается объективным, но и то, как его принимают члены группы.

Узнайте себя поближе. Ответьте на следующие вопросы:

Определите цели сессии.

Сделайте план обсуждения: определите размер группы, попробуйте понять, насколько участники знакомы и близки между собой, решите, будет ли разговор в формальном или неформальном тоне. Запланируйте, когда именно вы коснетесь ключевых моментов обсуждения.

Обратите внимание на место, в котором вы планируете провести сессию: оно должно быть достаточно удобным для того, чтобы все участники могли общаться друг с другом, а не только с вами. Подсказка: люди, сидящие кругом, склонны больше разговаривать друг с другом, а не сосредотачиваться на фасилитации.

Подготовьте несколько интересных вопросов, чтобы начать обсуждение, а также материалы, которые вам могут для него понадобиться (доска, маркеры, бумага).

С чего начать сессию

Познакомьте участников с целью и структурой обсуждения, убедитесь, что все одинаково понимают, о чем будет сессия, когда она закончится и что за ней последует. Например: «Сегодня мы обсудим конфликт между отделом А и Б. Мы будем говорить в небольших группах в течение часа, затем потратим еще полчаса на общую дискуссию. Мы закончим в 17:00 и любой, кто захочет продолжить обсуждение, может остаться. Если заинтересованных будет много, мы продолжим наше обсуждение в четверг в 15:00».

Объясните свою роль фасилитатора — человека, который должен оставаться нейтральным и объективным, целенаправлено развивать обсуждение и создавать комфортную среду, в которой каждый может принять участие в разговоре. Это не означает, что вы сами нейтральны по отношению к объекту обсуждения, но, как фасилитатор, должны таким оставаться в группе.

Выберите нужный тон. Очень важно создать безопасную и открытую среду, в которой остальные чувствуют, что могут честно поделиться своими взглядами.

Например: «Я здесь, чтобы помочь вам обсудить эту тему. Мы собрались, чтобы научиться друг у друга чему-то новому, понять, как и что каждый из нас думает и чувствует. Чтобы достичь этого, мы должны постараться установить связь друг с другом. Моя задача — помочь вам провести обсуждение, в котором все мнения будут высказаны в безопасной и комфортной обстановке. Это не значит, что у нас не будет противоречий и даже некой напряженности, но я надеюсь, что вы будете открыто высказывать свое мнение. Я понимаю, что это вызов самим себе — поделиться своим наболевшим, внутренними проблемами и показать уязвимые места, поэтому каждый из участников должен следовать определенным правилам дискуссии, чтобы не задеть оппонентов».

Попросите участников представиться и немного рассказать о себе.

Установите основные правила и обязательно уточните у группы, все ли могут их придерживаться. Вот несколько вариантов:

Во время фасилитации

Оставайтесь нейтральными. Обычно фасилитаторы не высказывают своего мнения, а помогают членам группы делиться своим. Ваша роль — способствовать обсуждению в группе, но если у вас есть ценные идеи, которые могут помочь, попросите кого-то еще выступить в роли фасилитатора, а сами примкните на время к группе.

Учитесь слушать, а не говорить. Избегайте высказывать «экспертное мнение». Даже если участники обсуждения обратятся к вам за советом, постарайтесь не давать ответ сразу, а для начала вынесите его на общее обсуждение. Постарайтесь не задевать собственных триггеров — вопросов или тем, которые вызывают у вас большой эмоциональный отклик.

Контролируйте процесс. Еще одна из ваших задач — признавать вклад участников группы в обсуждение. Благодарите за выдвинутые идеи, обращайте внимание, если человеку трудно дается участие в общем разговоре. Несколько действенных техник контроля обсуждения:

11 частых проблем

Безусловно, ни одна сессия не может пройти идеально, как бы вы ни готовились. Мы постарались разобрать несколько главных проблем, с которыми вы можете столкнуться.

Книги, которые расскажут, как стать фасилитатором

Фасилитационная сессия что это

Фасилитационная сессия что это

Фасилитационная сессия что это

Фасилитационная сессия что это

Фасилитационная сессия что это

2021, ООО «Альпина Диджитал»
Все права защищены

Источник

Фасилитация процесса или что такое фасилитационная сессия

Итак, у нас должна пройти рабочая встреча и назвали мы ее — фасилитационная сессия (инструментам фасилитации мы обучаем на наших семинарах). Давайте попробуем разобраться, что такое фасилитационная сессия.

Важное условие фасилитационной сессии: любое обсуждение на сессии идет ради того, чтобы было принято качественное решение (поданы интересные идеи и т. д.) С помощью фасилитационного обсуждения мы:

Управлять рабочей встречей (фасилитационной сессией) — это значит нужно понимать, как поэтапно выглядит движение группы к тому результату, которого Вы хотите достичь.

Если в основе модели рабочей встречи стоит модель фасилитации — это значит, что процесс имеет внутренние этапы и внутреннюю структуру (по крайне мере должен иметь). Внутри моделей есть инструменты фасилитации, которые необходимо правильно использовать и применять, в зависимости от задач и контента встречи.

Что общего во всех этапах фасилитационной сессии?

Это наличие на каждом этапе обязательных компонентов: Контекст – Процесс – Результат. Важно начиная этап мы должны ясно представлять к какому результату мы должны привести группу в конце этапа. Другими словами: какие задачи, как фасилитатор, Вы должны решить. И если решили задачу, то в таком случае Вы привели людей к результату. А главное Вы должны ответить на вопрос: «Что участники унесут в руках, сердце и голове?» Ну, что? Погнали!

HighAdvance Consulting Group оказывает услуги по проведению и обучению (онлайн и офлайн) фасилитации.
За дополнительной информацией обращайтесь к ведущему эксперту Максиму Александровичу Логинову +7 921 334 67 62 | [email protected]

Что такое фасилитационная сессия. Этап открытие

Главный результат этого этапа: создать рабочую среду и включить участников встречи в работу.

Первое. Все участники фасилитационной сессии должны понять, зачем их собрали. Что будет результатом встречи на выходе?

Второе. Все участники фасилитационной сессии одинаково должны понимать вопросы которые будут обсуждаться на встрече и знать программу встречи. Они должны понять, как они будут двигаться по программе встречи. Что будет делать фасилитатор во время фасилитационной сессии.

Это необходимо, чтобы люди почувствовали себя в безопасности и у них появилась мотивация достижения результата сессии. Важно понимать какие этапы будут на фасилитационной сессии. Что будет происходить на этих этапах и какие инструменты мы можем использовать на разных этапах.

В нашем разделе, посвященном инструментам фасилитации, мы постепенно будем делать описание уже известным методам, которые мы используем. А так же мы будем описывать новые методы и инструменты, которые мы заимствуем у наших коллег со всего мира.

Как начинать сессию, зависит от культуры компании, количества участников, предыдущих навыков участников группы. Так, например, где-то надо обязательно обозначить роли: кто, например, будет вести встречу. Обязательно нужно обозначить результат фасилитационной сессии, который заранее был согласован с заказчиком до начала сессии.

Можно выделить несколько важных моментов на этом этапе.

На этом этапе фасилитационной сессии нужно открыть «Три двери».

Таким образом, мы получаем мотивированных, в активной позиции участников. Люди в конце этапа понимают каких результатов в совместной работе они должны достичь. Знают какие вопросы они будут обсуждать (программу, повестку) и как они будут работать (что они должны будут делать). В этом они должны найти для себя смысл работать над этими вопросами. Обязательно нужно проговорить тайминг встречи (начало, окончание и перерывы)! Выход с этапа открытия является входом в этап построения общего понимания.

Основной результат этапа: Участники поняли цель и программу встречи, нашли свои смыслы в них, и они готовы начинать.

Фасилитационная сессия что это

Во время планирования этого этапа нам нужно держать в фокусе задачу, которую хочет решить заказчик. Здесь нужно понять, насколько заказчик готов погружаться в процесс. Готов он погружаться в обратную связь групп или просто готов ответить на вопросы. Важно (!) понять, что хочет заказчик и как он видит этот этап.

Соответственно исходя из задачи мы отбираем самые подходящие инструменты, которые можно использовать, которые приведут нас к намеченному результату.

HighAdvance Consulting Group оказывает услуги по проведению фасилитационных сессий и обучению фасилитации (онлайн и офлайн).
За дополнительной информацией обращайтесь к ведущему эксперту Максиму Логинову +7 921 334 67 62 | [email protected]

Варианты структуры построения начала фасилитационной сессии

Чаще всего встречаются два сценария начала фасилитационной сессии. Следует отметить, что начало сессий Lego Serious Play отличается от описанных ниже вариантов.

Первый вариант – это донесение или, другими словами, передача информации от заказчика (эксперта) всем присутствующим участникам. Этот вариант создания общего понимания называют «Информационное копирование». В рамках такого варианта построения общего понимания мы используем инструменты, как «Три уровня вопросов» или «MeWeUs».

Как выглядит примерная структура этого варианта начала фасилитационной сессии.

Второй вариант построения общего понимания — это совместное построение общей картины самими участниками фасилитационной сессии. Они определяют текущее и целевое состояния вопроса обсуждения. Определяют наиболее приоритетные вопросы для обсуждения. На этом этапе фасилитатору важно собрать как можно больше мнений и вместе с группой построить общую картину. Поэтому этот вариант развития сессии можно назвать «От частного к общему». При этом варианте мы используем очень удобный инструмент фасилитации Поиск смысла.

Как только мы построим общее понимание можно переходить к поиску совместного решения.

Что такое фасилитационная сессия. Управление этапом открытия

Процессом на этапе открытия фасилитационной сессии нужно управлять. Для этого существует, например такой инструмент как «Три уровня вопросов». Заказчику важно рассказать, как это инструмент работает и договорится как его будем использовать во время сессии.

При подготовке этой части программы могут быть использованы как консервативные подходы, так и совсем необычные.

В конце этого этапа (его иногда называют этапом «построение общего понимания») участники одинаково понимают вопросы и контекст фасилитационной сессии. И так. В этой статье мы разобрали что такое фасилитационная сессия и первый ее этап. В следующей статье мы разберем такие этапы фасилитационной сессии, как: поиск решений, план действий.

Источник

Фасилитация корпоративных мероприятий

Новое измерение групповой работы: скорость, креативность, эффективность

Динамика сегодняшнего рынка требует от компаний высокой гибкости и постоянных внутренних изменений, готовности к саморазвитию. Современные компании готовы тратить силы на то чтобы создать среду для работы коллективного интеллекта, способного создавать и реализовывать новые идеи. И поэтому сегодня среди компаний, ориентирующихся на активное развитие и лидерское положение в отрасли, становятся все более популярным проведение корпоративных мероприятий, совещаний, рабочих сессий и конференций с целью организационного развития, формирования стратегии и проектов по её реализации, разработки инноваций и поддерживающих их механизмов. Суть этих мероприятий — организация групповых обсуждения, сотворчества и принятия решений по актуальным для организации вопросам развития. Состав участников таких мероприятий может быть самым разным — от ограниченного круга топ-менеджеров компании до широкого коллектива ключевых сотрудников и менеджеров разветвлённой организации.

В такие групповые мероприятия организации вкладывают значительные ресурсы, деньги и ценное время сотрудников, и поэтому стремятся обеспечить их максимальную результативность. Но часто неорганизованное обсуждение съедает много времени участников — встречи, доклады и дискуссии затягиваются, уходят в сторону от темы обсуждения и повестки дня, возникает бесконечно повторяющееся по кругу обсуждение. Традиционные формы организации обсуждения, такие как пленарные заседания и презентации, могут заставить участников скоро почувствовать усталость и потерю интереса к происходящему, ведут к отсутствию включённости и творчества каждого участника, из-за чего теряются ценные идеи. Приложив усилия и собрав группу людей для обсуждения и решения вопросов, организация может столкнуться с проблемами межличностного восприятия, конфликтами, с невозможностью для людей из разных подразделений свести вместе различные точки зрения, с ситуацией когда доминирующее меньшинство подавляет идеи и вклад от большинства. Нередки случаи, когда коллектив не испытывает достаточного доверия к ведущему процесса групповой работы, выбранному из среды работников компании, из опасения что он подталкивает эту работу в направлении, продиктованном той или иной группой интересов в компании. Итогом всего этого может стать невыполнение поставленных целей, неудовлетворённость участников процессом и результатами групповой встречи, рабочей сессии или совещания.

Чтобы избежать этих рисков самым эффективным выходом для организаторов корпоративных мероприятий является использование профессиональной технологии фасилитации, позволяющей решить выше перечисленные проблемы и сработать на заданный результат корпоративной встречи или конференции.

Что такое фасилитация?

Фасилитация групповой работы как понятие возникло в среде корпоративной работы, обучения и развития во второй половине двадцатого века. Фасилитацией называется выявление и использование различных процессов, которые помогают работающим в группе людям вести общую мыслительную деятельность, приходить к общим решениям, создавать и совершенствовать идеи. Организованный процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала. Чертами современной фасилитации являются использование наглядных методов выстраивания ветвей группового обсуждения, работа с визуальными образами, которые эффективно откладываются в человеческой памяти, гуманизация и «дебюрократизация» групповых обсуждений.

Главная задача ведущего обсуждение фасилитатора — стимулирование и направление процесса поиска и анализа информации участниками групповой работы. Фасилитатор отвечает за процесс группового обсуждения (ход совместной работы группы и формат), технологически поддерживает обсуждение, а группа отвечает за содержание и выдаёт результаты (фактические идеи, предложения и решения). Фасилитатор является нейтральной стороной и не представляет интересы ни одной из присутствующих групп. Фасилитатор использует определённые навыки в процессе взаимодействия с людьми, которые позволяют конкретным людям или группе принимать решения, определять цели.

От фасилитатора зависит выбор подходящего формата работы и техник групповой работы, которые позволяют в конкретной ситуации достичь запланированных целей. Профессиональные фасилитаторы:

Успех фасилитации обуславливается тщательной предварительной подготовкой, планированием и конструктивным подходом во время проведения обсуждения. Этап подготовки группового корпоративного мероприятия начинается с прояснения целей и формы итогового результата, а заканчивается выбором техник фасилитации и их логики использования для обеспечения процесса групповой работы и достижения результатов встречи.

Простые и практичные инструменты фасилитации, разработанные с учётом современных представлений о человеческом восприятии и работе мозга, помогают преодолеть все возможные проблемы групповых обсуждений и принять лучшие решения, на которые только способны сотрудники — участники встречи. Параллельно с распространением популярности этих инструментов на наш рынок начали приходить и выверенные отработанные до мелочей методики фасилитации, отличающиеся функционалом и своими методами пробуждения креативности участников, такие как техника Pinpoint, работа с модерационными картами, World Cafe, Оpen Space, динамическая фасилитация. В рамках этих методик используются эффективные способы генерации решений — mind-mapping, силовое поле, техника бессловесного официанта, рейтингование, причинно-следственные диаграммы, классический мозговой штурм. Активно включаются в программу групповой работы модели и методы из теории и практики управления: SWOT- анализ, матрица BCG, матрица последствий и другие. Для успеха групповой сессии важно, чтобы фасилитатор мог гибко использовать различные техники и креативно их адаптировать под ситуацию.

Преимущества фасилитации

Фасилитационная сессия — это действенный процесс группового обсуждения, решения проблем и планирования, дающий качественные результаты в сжатое время. Использование фасилитации в рабочих встречах и на корпоративных мероприятиях обеспечивает прирост производительности в трёх направлениях:

Благодаря использованию техник фасилитации в ходе совещаний и рабочих сессий:

Где сегодня используют фасилитацию?

По нашему опыту сегодня все чаще используют фасилитационные сессии для корпоративных рабочих встреч и конференций по решению актуальных бизнес-задач. Примерами таких мероприятий могут быть:

Результаты фасилитационных сессий

Итогом фасилитационной сессии являются результаты содержательные, корпоративные, психологические и учебные.

Содержательным итогом групповой сессии является зафиксированный результат, с которым участники смогут продолжить работу самостоятельно после сессии (в проектных группах, в функциональных подразделениях). При этом любые полученные результаты являются итогом согласованной групповой работы и созданы самими участниками, что обеспечивает поддержку и принятие решений всеми участниками встречи. Также по итогам совещания можно запустить в работу несколько проектов с целью практического воплощения в жизнь результатов сессии.

Примером таких результатов могут быть: списки стратегических целей, планы и программы развития, список ключевых проблем и пути их решения, оценка ресурсов, идеи новых проектов и продуктов…

Корпоративным результатом сессии можно считать эффекты, важные для эффективной работы организации, например:

К психологическому итогу качественно проведённой фасилитационной сессии можно отнести удовлетворённость участников процессом и результатами рабочей сессии.

Также немаловажным результатом фасилитационных сессий являются развитие важных корпоративных компетенций: навыков групповой и проектной работы, эффективного взаимодействия и общения, совместного решения задач и принятия решений.

Основным залогом получения желаемых результатов от групповой работы и всего корпоративного мероприятия являются качественная проработка целей мероприятия на этапе подготовки; выбор формата мероприятия и фасилитационных техник для достижения целей; профессионализм фасилитатора или команды фасилитаторов. При этом каждая сессия уникальна и заточена на решение задач конкретной организации.

Резюме

В заключение хочется призвать руководителей компаний:

Примеры фасилитационных сессий

Пример 1

Цель встречи: определить возможные направления развития в кризис и спланировать как развиваться самим.

Участники встречи: сотрудники консалтинговой компании.

Количество участников: 15 чел.

Количество фасилитаторов: 1 чел.

Длительность: 1 день.

Методы фасилитации, используемые в сессии:

Результат:

По итогам фасилитационной сессии получены проранжированные списки возможных направлений развития в кризис для организации и для личностей, а также план развития на ближайшее время.

Пример 2

Участники совещания: менеджеры и сотрудники строительно-энергетической компании.

Количество участников: 60 чел.

Количество фасилитаторов: 4 чел.

Длительность: 1,5 дня.

Место проведения: пансионат в Подмосковье.

Цели:

Методы фасилитации, используемые в совещании:

Результат

Проведён анализ текущей ситуации в компании и зафиксированы: сильные и слабые стороны компании, угрозы и возможности для бизнеса; определена текущая стадия развития компании. Все эти материалы легли в основу формулирования целей на год, в результате чего был получен список целей на год, а затем и программы мероприятий по достижению этих целей.

Все участники совещания были вовлечены в процесс обсуждения и принятия решений, активно взаимодействовали друг с другом. По итогам совещания можно отметить сближение позиций и видения участников по основным вопросам функционирования и развития компании.

Пример 3

Количество участников: 100 чел.

Количество фасилитаторов: 6 чел.

Длительность: 1 день.

Место проведения: отель на Кипре.

Цели:

Методы фасилитации, используемые на конференции:

Результат:

Выявлен список основных трудностей, с которыми сталкиваются дилеры в регионах при продвижении и продаже бытовой техники. Сформулированы и зафиксированы идеи и рекомендации по увеличению продаж в регионах, сотрудничеству производителя и дилеров.

Дополнительно можно ответить, что форма фасилитационной сессии позволила дилерам предоставить всестороннюю обратную связь производителю, содействовала конструктивному общению представителей производителя и дилеров.

Источник

Фасилитация это

На наш взгляд, фасилитация — это четко организованный процесс обсуждения сложной проблемы, приводящий к достижению понимания и согласия относительно процесса решения этой проблемы всеми участниками дискуссии. Фасилитации мы обучаем на наших семинарах.

Более пятнадцати лет мы занимаемся групповым процессом разработки и принятия решения. Если Вам нужно организовать обсуждение или решение проблемы (неважно – это бизнес организации, общественные организации или муниципальные структуры) обращайтесь (наши контакты). Мы всегда готовы Вам помочь, опираясь на наш опыт и знания. Мы можем помочь Вам организовать и провести мероприятие (подготовить план мероприятия, презентации, спикеров) или сами провести необходимое Вам мероприятие. Перечень наших услуг здесь.

Работая в этой отрасли много лет, мы видели, как проходила эволюция методов разработки и принятия группового решения в России. Сначала это были тренинги и семинары. В это же время появились организационно-деятельностные игры. Так, например, мы принимали участие в разработке стратегии развития одной из республик, участвуя в организационно-деятельной игре. Затем появилась модерация. Сейчас набирает популярность фасилитация.

В 2006 году мы познакомились с Максимом Долговым (Школа командного лидерства). Он и его коллеги Евгений Доценко, Александр Гурихин, создали модель 5F. Интересная модель, интересный метод. Этот инструмент мы использовали в десятках сессий по планированию стратегий, проектов. Неоднократно обсуждали этот метод работы с группой в профессиональных кругах, изменяли, применяли в разных условиях. Весьма успешная модель. Но с чем мы столкнулись: необходимо значительное количество времени и необходимо создать определенные условия. В современных условиях бизнеса, когда время самый ценный ресурс – это непростительная роскошь.

Мы стали задавать себе вопрос, что еще можно применить столь же успешно для решения различных управленческих вопросов. Примерно в 2012 году мы познакомились с технологиями коучинга. Мы изучили этот метод. Получили международную сертификацию. Сейчас это очень модное направление. Работали, как индивидуально с руководителями, так и в группе. В этом процессе безусловно могут принимать участие группы и получаются неплохие результаты. Но сказать, что этот инструмент нас полностью удовлетворил, нельзя.

В рамках сессии все время нужно двигаться за группой и учитывать психологические особенности. Методика строится подчас на психологических феноменах. Наши коллеги из Facilitation Point Company попробовали внести ясность в вопрос – в чем разница между командным коучем и фасилитатором. Они предложили четыре пункта отличия: фокус работы, цель работы и задачи, результат работы, техники и инструменты. Это не совсем прояснило ситуацию, но Вам будет интересно. Из четырех пунктов мы выделили только два, которые на наш взгляд хорошо различают эти подходы. Вот они:

HighAdvance Consulting Group оказывает услуги по проведению фасилитационных сессий и обучению фасилитации.
За дополнительной информацией обращайтесь к ведущему эксперту Максиму Логинову +7 921 334 67 62 | [email protected]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *