Фасилитатор что это такое простыми словами
Фасилитация в бизнесе и за его пределами: где и как применять
Фасилитация — это набор инструментов и практик, которые позволяют эффективно организовать групповое обсуждение. В буквальном переводе facilitation означает «облегчение процесса». Фасилитация позволяет модерировать дискуссию таким образом, чтобы ни одна идея не осталась незамеченной. Помогает в этом фасилитатор — коммуникативный тренер, который следит за ходом беседы и дает участникам различные задания.
Фасилитация может быть полезна на рабочих планерках, при брейншторме новых идей, на семинарских занятиях и в других ситуациях, когда требуется активное групповое обсуждение. В ходе любых встреч неизбежно возникают моменты, когда несколько присутствующих высказываются особенно активно, а остальным не хватает времени, смелости или желания выразить свое мнение. В итоге их позиция остается неуслышанной. Фасилитация поможет избавиться от этой проблемы.
Как появилась фасилитация
Впервые термин «фасилитация» применил американский психолог Роберт Зайонц в 1965 году. Ему пришла идея провести эксперимент с тараканами, в ходе которого выяснилось, что насекомые проходят легкий лабиринт быстрее, когда работают в паре и под взглядами других тараканов. При этом сложные лабиринты тараканы быстрее проходили в одиночку и без «надзора». В дальнейшем Зайонц обнаружил аналогичные результаты и у людей. Это привело его к мысли, что обстоятельства влияют на качество работы. Так появилась теория социальной фасилитации.
В дальнейшем идею подхватил еще один американский психолог — Карл Роджерс. В 1980-х годах он применил теорию в сфере образования. Роджерс рассмотрел роль учителя не как носителя знаний, а как человека, который выстраивает личностные отношения с учениками и помогает им учиться с помощью признания, доверия и эмпатии. Роджерс сосредоточился на создании в классе такой атмосферы, которая помогала ученикам активно и свободно участвовать в процессе обсуждений — без критики и традиционных властных отношений, включающих оценивание. Роджерс считал важным безоговорочное положительное отношение к ученику, поскольку считал, что оно помогает полностью раскрыть потенциал человека. Со временем методика начала применяться в сферах, не связанных напрямую с обучением. Например, стала помощником в выстраивании рабочей коммуникации.
Кто такой фасилитатор
Фасилитатор — это человек, который ведет беседу группы и выступает в роли проводника. Его задача — сделать так, чтобы беседа прошла максимально эффективно. Он структурирует разговор и при необходимости вмешивается в обсуждение. Фасилитатор помогает установить основные правила общения. Например решает, как члены группы будут взаимодействовать между собой, сколько времени дается на высказывание и каким образом будет приниматься финальное решение. Он также следит за взаимоотношениями внутри группы: предотвращает конфликты и нападки, сводит к минимуму доминирование одного или двух участников и контролирует, чтобы все могли высказать свое мнение. Фасилитаторы помогают вести беседу таким образом, чтобы привести к результату, который устроит всех участников. При этом сам фасилитатор занимает нейтральную позицию: не навязывает свое мнение, не вступает в дискуссию и не принимает никаких решений.
В роли фасилитатора может выступать как внешний консультант (иногда они встречаются среди agile-коучей), так и обученный сотрудник компании. Например руководитель или представитель HR. Обучиться фасилитативным навыкам можно как самостоятельно, по учебникам, так и на специализированных курсах. Но главное — применять полученные навыки на практике.
Хороший фасилитатор должен:
Цели фасилитации
В фасилитации применяется множество методов и практик, которые подбираются в зависимости от необходимого результата. Они помогают генерировать идеи, повышать продуктивность и приходить к коллективным решениям. Методы могут комбинироваться или применяться по отдельности, в зависимости от поставленных задач.
Цели встреч могут быть различными, рассказывает Елена Литвинова, фасилитатор, бизнес-консультант, декан Факультета корпоративных коммуникаций, основатель и идеолог комьюнити «Фасилитатор-фасилитатору». Можно встретиться, чтобы определить, в каком направлении движется компания и услышать на этот счет разные точки зрения. Например, чтобы обсудить, какие сейчас используются подходы в разных филиалах к погашению дебиторской задолженности. На такой встрече участники не принимают решение, а меняются опытом.
Другой тип встреч — генерация идей. Например, команда встречается и обсуждает, как завоевывать новую нишу на рынке. Далее лучшие идеи могут реализоваться на практике. Иногда команды собираются чтобы совместно принять решение: что будут реализовывать, какой последовательностью шагов и кто будет нести за это ответственность.
Методы и техники фасилитации
В фасилитации существует множество техник и упражнений, которые помогают прийти к нужному результату. Вот некоторые из них:
Команда в быстром темпе выдает идеи, среди которых не выделяются плохие или хорошие — важно количество, а не качество. Все идеи фиксируются для дальнейшего обсуждения.
В каких случаях применять: когда нужно быстро решить проблему.
После мозгового штурма идеи оформляются в список и каждый участник голосует за лучший вариант. При этом количество голосов не ограничено. Затем список сокращается, а отмеченные идеи выносят на обсуждение. После обсуждения проходит повторное голосование, где можно голосовать уже не больше, чем за половину идей. И так до тех пор, пока команда не придет к финальному решению.
В каких случаях применять: когда нужно выбрать одно решение.
Каждый участник группы пишет на стикере свое мнение по поставленному вопросу. Далее записи собирают на стене и начинается коллективное обсуждение.
В каких случаях применять: когда нужно в краткие сроки услышать мнение каждого.
Команда разбивается на группы по два-три человека. Каждая группа обсуждает один и тот же вопрос, после чего все делятся своими результатами.
В каких случаях применять: когда нужно включить всех участников группы в обсуждение. Особенно полезен в начале встречи.
Участники команды в случайном порядке озвучивают от двадцати идей, которые начинаются с фразы «было бы хорошо, если бы…». Предложения могут начинаться с самых очевидных, но в процессе обсуждения появится больше креатива.
В каких случаях применять: при поиске новых творческих решений.
В в последние 5–10 минут группа анализирует, что она узнала за время встречи и какие идеи вынесла. Что получилось, что не получилось и что можно улучшить в следующий раз.
В каких случаях применять: когда нужно повысить производительность.
Для чего нужна фасилитация в бизнесе
«Фасилитация сейчас — это обязательный бизнес-навык, — считает Елена Литвинова. — Современному бизнесу важно привлекать и слышать разные мнения внутри команды, находить консенсус по вопросам и принимать совместные решения. Для этого проводятся встречи с применением фасилитационного подхода. Он позволяет каждому быть услышанным, участвовать в общей дискуссии и влиять на процесс обсуждения. Это дает людям ощущение собственной значимости, причастности к финальному результату. Сотрудники охотнее включаются не только в разработку, но и реализацию идей. Поскольку чувствуют, что у них есть голос, их мнение важно.
Я верю, что компании, которые используют фасилитационный стиль в бизнес-коммуникации, становятся более успешными. Мы видим это на наших текущих корпоративных проектах, когда не просто внедряются фасилитационные инструменты и методы, а трансформируется стиль взаимодействия в командах и между командами. Отдельно можно выделить успех таких компаний, где изменения начинаются с трансформации мышления лидера — больше доверия в решениях и действиях передается сотрудникам».
Почему важна фасилитация
«Фасилитация создает среду, в которой люди имеют возможность высказаться и участвовать в общем деле, — рассказывает Елена. — Следовательно, они не чувствуют себя обиженным и не назревает конфликт. Все обсуждается конструктивно и спокойно.
Фасилитация возможна везде. Это связано с тем, что в любой сфере людям важно выстраивать такую коммуникативную культуру, которая включает мудрость и ответственность каждого. Например, в социальных дискуссиях с горожанами, в некоммерческих организациях или во время саммитов по разным вопросам. Отдельно хочу выделить применение фасилитации при обучении, когда меняется роль учителя от «говорящей головы» к включению всех учащихся в активное познание темы и взаимообучение.
Если у сотрудников есть психологические несовместимости или критическое отношение к тому, что делает компания, то такие вопросы разрешаются в рамках коуч-сессий, one-to-one встреч, сессий с психологами и прочее. Но если люди в группе хотят решать задачи, то фасилитация максимально в этом поможет. С ее помощью можно увидеть мнения с разных сторон, выявить корень проблемы и принять взвешенное решение, максимально полезное для бизнеса».
Что такое фасилитация и как она работает
Три главных проблемы традиционных совещаний
Представьте себе обычную планерку или летучку. В абсолютном большинстве коллективов она выглядит следующим образом:
Никакого реального вовлечения сотрудников в совещание просто нет, брейн-шторма не происходит. Внедрение гибких методологий вроде Scrum иногда позволяет исправить ситуацию, но во многих случаях оказывается просто сменой формы, а эффективность совещаний остается на драматически низком уровне.
Почему так происходит
В основе всех перечисленных проблем лежат три фактора:
Об этих факторах все знают, практически все осознают их негативное влияние — тем удивительнее, что очень малое количество руководителей уделяют хоть какое-то внимание исправлению ситуации. Между тем разрешить все перечисленные сложности достаточно просто: воспользуйтесь фасилитацией.
Что такое фасилитация и как она работает
Фасилитация — это метод проведения совещаний, позволяющий повысить их эффективность до максимальной. Суть заключается в том, чтобы устранить препятствия к обмену идеями и вовлечь в обсуждение абсолютно каждого сотрудника. Достигается это при помощи введения роли фасилитатора — организатора совещаний, который решает следующие задачи:
Таким образом, фасилитатор создает необходимые для командного взаимодействия условия, устраняя перечисленные ранее проблемы. При этом, в отличие от Scrum и других гибких методологий, фасилитация не требует полной перестройки бизнес-процессов компании, на нее не нужно тратить месяцы: вы можете все изменить прямо здесь и сейчас. Такая универсальность делает метод отличным выбором, если нет ясности, с чего именно начать.
Фото: Fauxels/Pexels
Пример работы фасилитатора
Все, что перечислено выше, выглядит достаточно очевидным: важно записывать мнения, сохранять нейтральную позицию, разрабатывать план, формулировать цели — задачи понятны, так почему они не решаются на практике без посторонней помощи? Причина в отсутствии структурированного подхода и недостатке информированности об инструментах организации совещания.
Возьмем для примера типовое совещание с темой «План работ на следующую неделю» — часовую летучку, которую проводят многие компании. Пусть в нем участвуют десять человек, по одному от каждого департамента. Уверен, что уже через полчаса после начала будет следующая картина:
Продуктивность такого совещания очень низкая: час времени потрачен, но на реальную работу по ключевым вопросам из этого часа пришлось минут десять. Причина заключается в том, что однообразная активность — «один говорит, остальные слушают» — быстро утомляет. Так устроен человеческий мозг: чтобы сохранять концентрацию и работоспособность, нам нужно менять форматы деятельности.
Зная это, фасилитатор чередует разные виды активности:
Чередуя эти форматы между собой, вы будете поддерживать энергию сотрудников и их вовлеченность на высоком уровне. И это только четыре инструмента: простые, понятные, но ими практически никто не пользуется. Вообще все методы фасилитации выглядят простыми, но только после того, как вам о них расскажут. В этом главное преимущество методологии: ее очень легко применять.
Кому нужна фасилитация
Я прошел обучение по фасилитации в 2015 году, аккредитовался на тренера по фасилитации в 2017-м и провел переаккредитацию с учетом перехода на удаленную работу из-за пандемии коронавируса в 2020-м. Вот несколько примеров из моей практики и со слов руководителей, которых я обучил:
Мы проводили исследование удовлетворенности руководителей качеством и результатами традиционных встреч, и результаты были неутешительные: 70% считают, что встречи затягиваются, не доходят до цели или теряют в качестве решений. Если вы входите в эти 70%, фасилитация — ваш выбор. Займитесь своими совещаниями по-настоящему, превратите их в событие, на которое хочется попасть, в котором хочется поучаствовать, — и вы увидите, как продуктивность ваших сотрудников вырастет на порядок.
Больше текстов об экономике и финансах — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Кто такой фасилитатор. Объясняем простыми словами
Фасилитатор — человек, который руководит групповым мероприятиям и управляет дискуссией так, чтобы группа эффективнее достигла поставленных целей.
Проще говоря, фасилитатор задает темп дискуссии, направляет её в нужное русло, предупреждает конфликтные моменты. В конце беседы он подводит итог, формулирует решение актуальной задачи, приемлемое для всех членов команды.
Сейчас фасилитация становится отдельной профессией. Её основы можно усвоить на тренингах или из бизнес-литературы, а попрактиковаться в применении базовых навыков — на внутренних встречах.
Пример употребления на «Секрете»
«Бывают ситуации в нашей работе, где люди, подобные мне, должны уметь хорошо смазать работающий механизм. Я прекрасно понимаю, через что проходят такие люди, и знаю, что они переживают. И знаю об их насущных потребностях. Да, я их начальник в официальной иерархии, и в то же самое время я являюсь фасилитатором, я их обслуживаю, потому что именно они выполняют ту работу, которую необходимо сделать. Однажды я пришёл к такому заключению и теперь по нему работаю».
(Из материала о правилах бизнеса «Разрушителя легенд» Джейми Хайнемана).
Нюансы
Фасилитатор может быть далеко не экспертом в той теме, над которой работает группа. Он контролирует процесс, а не содержание обсуждения.
Ошибки в употреблении
Частично функции фасилитатора пересекаются с функциями модератора, поэтому часто эти термины воспринимают как синонимы. Это неправильно. Вот как объясняет разницу фасилитатор Медея Ахвледиани: «Фасилитатор больше погружен в процесс: он продумывает сценарий встречи, заблаговременно готовится, работает с запросами заказчика и ключевыми сотрудниками, всегда готовит план А и В, ведь в момент обсуждения есть риск, что всё может пойти не по плану. Модератор же просто обеспечивает обсуждение, но не консенсус. Фасилитация сложнее как технология».
Слово «фасилитировать» образовано от английского «facilitate», что означает «делать проще» или «упрощать процесс».
Роль фасилитатора
Роль фасилитатора
Фасилитатор — это не тот, кто просто гарантирует порядок на мероприятии и присутствие всех необходимых участников. И это не тот, кто просто стоит у флипчарта и записывает все идеи.
Во многих типах группового взаимодействия требуется человек, который может упростить процесс коммуникации. Особенно это важно в сложных дискуссиях и в тех случаях, когда участники имеют разные взгляды и интересы.
Такому посреднику может потребоваться широкий спектр навыков и инструментов — от решения проблем и принятия решений до управления командой и общения.
Кто такой фасилитатор?
Термин произошел от английского «facilitate» — «упростить» или «облегчить процесс.» Фасилитатор — это человек, который планирует групповое мероприятие, руководит им и управляет дискуссией — для обеспечения эффективного достижения целей группы. Он следит за ходом обсуждения, четкостью идей и участием всех присутствующих.
Для эффективности фасилитатор должен сохранять беспристрастность и объективность. Это не означает, что подобным человеком может быть лишь кто-то извне. Главное для фасилитатора — придерживаться нейтралитета. Он отступает от своих личных взглядов, своих взаимоотношений с другими участниками и сосредотачивается только на групповой динамике ли процессе. («Групповой процесс» — это подход, используемый для управления дискуссиями, получения наилучшей отдачи от всех участвующих и для успешного завершения мероприятия. Все это зависит от многих факторов, которые будут рассмотрены более подробно позже — в этой же статье. Секрет успешного фасилитатора — это контроль групповой динамики, от которой зависят высказываемые идеи и принятые группой решения.)
Ключевая обязанность любого фасилитатора — задавать направление групповому процессу и формировать среду, в которой он сможет процветать. Таким образом он помогает группе прийти к наиболее рациональным решениям и успешному заключению.
Примечание:
Чем занимается фасилитатор?
Чтобы мероприятие прошло хорошо, для начала необходимо осознать желаемый исход. А также фон и контекст события. Ключевая часть ответственности фасилитатора заключается в следующем:
Ниже будут подробнее рассмотрены наиболее важные из этих аспектов.
Проектирование и план
При подготовке к совещанию или лбом другому мероприятию важно учитывать конечную цель собрания. Задача фасилитатора — выбрать и разработать правильный групповой процесс и наметить эффективный план.
Совет 1:
Совет 2:
Два ключевых аспекта проектирования и планирования — выбор правильного хода группового процесса и разработка реалистичной повестки дня.
Выбор и проектирование группового процесса
Есть довольно много способов разработать ход группового процесса. Упрощение коммуникации — это настоящее искусство. Дизайн группового процесса — это огромная тема сама по себе и то, чему профессиональные фасилитаторы учатся на опыте и при прохождении курсов.
Здесь мы рассмотрим пару основных вариантов и принципов. Среди множества инструментов и методов есть именно те, которые помогут эффективно контролировать и упрощать ход собрания. Существует множество замечательных книг и руководств по этому вопросу — мы рекомендуем вам ознакомиться с некоторыми из них. А особенно — новичкам в фасилитации.
Вот лишь некоторые из аспектов и вариантов, которые стоит рассмотреть:
Главное помнить, как бы ни проходил групповой процесс, ключевое значение имеют его результаты. Стоит найти оптимальный способ достижения целей мероприятия.
Подготовка реалистичной тематики
Разработка темы максимально взаимосвязана с планированием группового процесса. С ясной целью мероприятие начинает обретать форму. При составлении главной темы необходимо учитывать данные вопросы:
К концу этапа проектирования уже должна быть намечена окончательная тема мероприятия, запланированы предполагаемые результаты и составлена структура обсуждения.
Остальные вопросы проектирования
В дополнение к проектированию собрания и выбору темы следует учесть следующее:
Контроль мероприятия
Если фасилитатором являетесь вы, помимо прочего стоит поразмыслить о том, как вы будете направлять и контролировать ход обсуждения. Для этого необходима определенная подготовка.
Заключительный этап подготовки — подумать о том, как будет эффективнее руководить дискуссией и контролировать встречу. Именно здесь нужно осмыслить основные правила мероприятия, а также рассмотреть некоторые сценарии развития событий вроде «а что если между участниками будут серьезные разногласия?», «что делать, если решение не появится?» и так далее.
На самом собрании фасилитатор четко задает направленность темы и убеждается, что все собравшиеся ясно понимают желаемый результат, основные правила и свою роль в процессе. Подобным образом фасилитатор помогает всем сосредоточиться на поставленной задаче. В начале дискуссии и на протяжении дальнейшего обсуждения роль такого человека заключается в обеспечении того, чтобы группа эффективно двигалась к нужному результату.
Для руководства и управления встречей фасилитатору необходимо:
Примечание:
Чтобы сохранить положительную атмосферу мероприятия, фасилитатору необходимо:
Фиксирование результатов
И последнее, но не менее важное из обязанностей координатора — это анализ и фиксирование результатов, сведение их воедино, а также доведение их до участников, чтобы в последующем они смогли применить итоги на практике.
Ключ к успешной записи результатов — абсолютная ясность в том, что именно будет записано, как и кем. Следует заранее убедиться, что участники на 100 процентов осознают свои обязанности, вне зависимости от того, насколько они вовлечены в процесс.
Примечание:
Если вы фасилитатор, вам следует держать в уме несколько важных вещей:
Полезная книга: 45 инструментов фасилитатора. Техники организации групповой работы. Автор: Кристина Тишина. Книга для тех, кто хочет изучить профессиональные техники для создания ВАУ-эффекта на ваших сессиях.
Ключевые моменты
Чтобы роль фасилитатора была эффективной, ему следует знать, когда взять на себя руководство, а когда соблюдать нейтралитет и не вмешиваться. Этот баланс довольно сложно поддерживать! Ключевой фактор успеха — опыт и грамотная подготовка, в ходе которой следует заранее спланировать ход процесса и продумать шаги руководства. Кроме того, следует сохранять сосредоточенность на групповой динамике и результатах, а не на промежуточных вопросах и частных мнениях.
Содействие дискуссии — интересная, полезная и важная роль. Для успешной работы потребуется время, чтобы подумать о процессе и теме. А также не помешает освоить навыки, необходимые для проведения мероприятия и его успешного завершения. Фасилитатор — ответственная деятельность, которой можно гордиться. А при ее успешном освоении — наслаждаться потоком идей и успешными результатами.