Фашист что это такое
Фашист
Фаши́зм (итал. fascismo от fascio «пучок, связка, объединение») — как политологический термин, является обобщающим наименованием специфических крайне правых политических движений, их идеологии, а также возглавляемых ими политических режимов диктаторского типа.
В более узком историческом смысле, под фашизмом понимается массовое политическое движение, существовавшее в Италии в 1920-е — начале 1940-х под руководством Б. Муссолини.
В идеологии, историографии и пропаганде в СССР, других социалистических странах и коммунистических партиях под фашизмом понималось также национал-социалистическое движение в Германии 20-х — первой половины 40-х гг. ХХ ст. (см. нацизм), а также политические движения в странах мира, открыто противостоящие социалистической идеологии с крайне правых позиций.
Содержание
Основные черты фашизма
Общие черты фашистских партий
Фашистские партии часто милитаризировались и применяли необычный в то время политический стиль: массовые манифестации, массовые марши, подчеркивание мужского и юношеского характера партии, формы некоторой секуляризированной религиозности, бескомпромиссное одобрение и применение насилия в политических конфликтах.
У фашистских партий были сравнимые идеологии и цели, отличительным признаком которых была заложенная в их основу амбивалентность. Фашистская идеология обнаруживает одновременно антисоциалистические и антикапиталистические, антимодернистские и специфически современные, крайне националистические и тенденциозно транснациональные моменты. Эти отношения не во всех видах фашизма выступают в одинаковой форме.
Антикапиталистические пункты программы, большей частью сформулированные намеренно расплывчатым образом, в ходе развития итальянской НФП и НСДАП все больше отступали на задний план. Они были относительно сильно выражены у венгерских «Скрещенных стрел», у румынской «Железной гвардии», в некоторых частях фаланги, во французской ФНП Дорио и у австрийских национал-социалистов до аншлюса. Напротив, они относительно слабо проявлялись у австрийских хеймверовцев, норвежского «Национального единения», бельгийских рексистов, у некоторых частей остальных французских фашистских партий и у голландской НСС.
Крайне антимодернистские установки обнаруживаются у НСДАП, у «Железной гвардии» и усташей. Но и эти движения никоим образом не отказывались применять специфически современные орудия и методы в пропаганде, политике, военном деле и экономике. Поэтому фашизм вообще нельзя описать ни как исключительный антимодернизм, ни как «порыв к современному» или, тем более, как «социальную революцию».
Все фашистские партии были ориентированы крайне националистически; большей частью они ориентировались на определенные «славные» периоды соответствующей национальной истории. Но мелкие фашистские движения, вольно или невольно, должны были в некоторой степени считаться с национальными интересами других фашистских движений, и прежде всего фашистских режимов. Именно вследствие такой ориентации на иностранный фашистский образец с этими партиями боролись не только левые, но и правые силы крайне национального направления.
Все фашистские партии проявляли решительную и бескомпромиссную волю к уничтожению своих политических противников, а также — отчасти произвольно выбранных — меньшинств.
Этимология
Слово фашизм происходит от итальянского fascio (фашио) — «союз» (название политической радикальной организации Б. Муссолини — Fascio di combattimento — «Союз борьбы»). Это слово, в свою очередь, восходит к латинскому fascis — «связка, пучок», которым, в частности обозначались символы магистратской власти — фасции, связки розг с воткнутым топором. Изображение фасций стало символом движения Муссолини, апеллировавшего к имперским традициям Древнего Рима (в частности, Муссолини утверждал, что первым фашистом был Юлий Цезарь.)
Итальянский фашизм
Фашизм в узком смысле слова, то есть доктрина Бенито Муссолини, выдвигала на первый план идею корпоративного государства — государства как власти корпораций, представляющих и гармонизирующих интересы всех слоёв населения (в противоположность парламентской демократии как власти партий). Фашистская идеология зародилась в Италии в конце 1910-х гг., итальянская фашистская партия пришла к власти и установила диктатуру Муссолини в 1922 г. Сам Муссолини в своей книге «La Dottrina del Fascismo» использовал слово «фашизм» и в значении «режим», и в значении «идеология»:
«Il fascismo, oltre a essere un sistema di governo, è anche, e prima di tutto, un sistema di pensiero» («Фашизм — это не только система управления, это также, и прежде всего, система мысли»)
Фашизм и Коминтерн
С начала 1920-х слово фашизм используется в документах и пропаганде Коминтерна для обозначения нового социально-политического явления — реакционной террористической диктатуры финансового капитала, опирающегося на мелкую буржуазию, а также для политических движений, проповедующих или практикующих такую диктатуру.
С конца 1920-х годов противники германского национал-социализма всё чаще именуют его «фашизмом». В частности, это было характерно и для советской политической фразеологии.
Классическим марксистским определением фашизма считается определение, представленное в резолюции XIII пленума ИККИ и повторенное на VII Конгрессе Коминтерна Георгием Димитровым, докладчиком по этому вопросу (так называемое «димитровское» определение) [7] :
Фашизм — это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала… Фашизм — это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм — это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике — это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть против других народов.
В то же время для режима и господствующей идеологии некоторых стран термин «фашизм» почти не использовался, хотя он и подходил по формальным признакам. Например, в СССР было принято характеризовать политический режим Японии как «японский милитаризм». Вероятно это связано с особенностями формированием реакционного режима 20-40х гг Японии, преимущественно «сверху» руками военных экстремистов. Хотя дзайбацу нередко использовали уголовников для запугиваний и убийств противников реакции, свидетельств формирования неподконтрольных армии отрядов штурмовиков не встречается.
С началом Второй мировой войны такое понимание термина перенимается буржуазно-демократическими и демократическими слоями стран — участниц антигитлеровской коалиции. Вот, например, что пишет Британская энциклопедия:
В период с 1922 по 1945 гг. к власти в ряде стран пришли фашистские партии и движения: в Италии — возглавляемая Муссолини Национальная фашистская партия (Partito Nazionale Fascista), в Германии — Национал-социалистическая рабочая партия (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei), или нацистская партия, руководимая Адольфом Гитлером и представлявшая его национал-социалистическое движение… [8]
В современных СМИ
В средствах массовой информации зачастую фашизмом называют любые действительные или мнимые проявления тоталитаризма в сочетании с идеей национальной или расовой исключительности, а также симпатии к нацистской символике и эстетике.
Современные исследования фашизма
С конца 1980-х среди академических историков и социологов проявляется значительный интерес к исследованию феномена фашизма. Выпускается целый ряд научных монографий, как в Европе (см., например, Роджер Гриффин) так и в России (см., например, Александр Галкин).
Фашизм и религия
См. также раздел «Национал-социализм и религия» в статье «Национал-социализм»
«в фашистском государстве религия рассматривается как одно из наиболее глубоких проявлений духа, поэтому она не только почитается, но пользуется защитой и покровительством»
Бенито Муссолини. Доктрина фашизма. 1932
Фактически отношение фашистского режима в том или ином государстве к религии и церкви зависело от того, насколько глубоко он был связан с традиционными структурами — так, например, тесная связь между фашистским режимом и церковью была характерна для Румынии, Венгрии и Испании.
В Испании католическая церковь с самого начала была связана с фашизмом. Памятник Долина Павших, построенный по приказу генералиссимуса Франко, соединяет в себе как религиозную, так и фашистскую символику. В любом случае, религиозная мысль и религиозная жизнь в фашистском государстве строго цензурируется и контролируется государственной системой ввиду её тоталитаристской природы.
В Германии Католическая церковь, по крайней мере до 1933 года, резко критиковала НСДАП по поводу религиозных представлений, высказанных некоторыми ее представителями, особенно Альфредом Розенбергом, но затем быстро сменила эту позицию на благожелательную симпатию. Это определялось конкордатом между курией и «третьим рейхом», предложенным Гитлером сразу же после вступления в должность и заключенным уже 20 июля 1933 года. На первых порах национал-социалисты терпимо относились к росту католических обществ в 1933 и 1934 годах и даже содействовали возрастанию числа верующих и открытию католических церковных школ. Но с 1935 года НСДАП все более активно стремилась ограничить влияние католических юношеских обществ, а затем стала распускать их и включать в состав «гитлерюгенда». В ходе принятого ими курса на ослабление религиозных убеждений национал-социалисты усиливали свою кампанию против религиозных школ и против католической печати, до тех пор, пока в 1941 году не перестали выходить еще остававшиеся епископальные бюллетени. Сверх того, развернув коварную клеветническую кампанию против членов католических орденов, которым ставились в вину нравственные пороки и нарушения валютного законодательства.
Режим Дольфуса и фон Шушнига в Австрии, нередко считали «клерикально-фашистским» ввиду сильной поддержки, оказанной ему — по крайней мере до аншлюса — католической церковью.
Движение Лапуа преследовало с самого начала крайне антикоммунистические установки с националистической и религиозной окраской. Именно вследствие своих религиозных, националистических и особенно антикоммунистических целей Движение Лапуа поддерживалось финской (лютеранской) церковью.
Движение усташей в Хорватии пользовалось широкой поддержкой Католической церкви. 28 апреля 1941 года архиепископ Степинац призвал в своей энциклике поддерживать режим усташей. Множество католических священников принимали участие в насильственных обращениях сербов в католицизм. Хотя членство в усташах было запрещено клирикам, некоторые бывшие священники сами принимали участие в геноциде сербского населения.
Фашизм и православие
Православие рассматривалось национал-социалистами как важный инструмент борьбы против безбожного большевизма и повышения своего авторитета в странах с преимущественно православным вероисповеданием (СССР, Румыния, Болгария, Греция). В течение 20-30-х годов Гитлер стремился к сближению с Православной церковью на территории Германии. В 1938 году нацисты построили в Берлине православный кафедральный собор Воскресения Христова на Курфюрстендамм и финансировали из имперской казны капитальный ремонт 19 православных храмов. Рейхсминистерство религиозных культов предоставило Германской епархии РПЦ государственный статус «корпорации публичного права», каковой имели только лютеране и католики. [15]
Одновременно с этим, на контролируемых СССР территориях представители Русской Православной Церкви заявляли о духовной поддержке советского народа (обращение к верующим Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия 22 июня 1941 года (впервые напечатанном в 1943 году [20] ), о поддержке блокадного Ленинграда [21] [22] [23] ), ими был организован ряд акций в борьбе против фашистской армии (перечисление денежных средств в фонды обороны и Красного Креста, сбор одежды и продовольствия в приходах, сбор средств на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского [24] ), которые советским правительством были оценены как популистские. При этом часть этих акций были организованы по инициативе самого советского правительства [25]
Фашизм для чайников (длинно, но понятно)
Считаете ли вы себя фашистом? Нет? Потому что слово «фашист» приобрело историческую негативную коннотацию и стало своего рода оскорблением? И если я назову вас «фашистом», вы непременно обидитесь? Но почему?
Тут вспоминается бессмертный тролль, солдат Швейк, сказавший тюремному капралу: «Да мало ли слов, за которые никого нельзя наказывать? Если, к примеру, мы бы вам сказали, что вы — выхухоль, могли бы вы за это на нас рассердиться?».
Фашизм — это слово, и как всякое слово интерпретируется людьми по разному, согласно их знаниям, ощущениям и хотелкам. И часто используется примерно так:
«Волны перекатывались через мол и падали вниз стремительным домкратом»…
— … Вы знаете, что такое домкрат?
— Ну, конечно, знаю, оставьте меня в покое…
— Как вы себе представляете домкрат? Опишите своими словами.
— Такой… Падает, одним словом.
Примерно то же самое произошло и с фашизмом. Все вроде знают, что это такое, но на практике — ни разу. Такой… Падает, одним словом.
ОК, вы не фашист. На подобный вопрос люди мне часто отвечали на манер русских военнопленных из того же «Швейка», которых спрашивали, не строили они когда либо железную дорогу, а те, как один, отвечали, «Ну, что вы, Ваше Благородие, о таком и думать не смел, жил как все, честно, благородно!»
Хорошо. Вы помните такую поучительную байку? Собрал отец сыновей, взял в руки прутик, согнул – и сломался прутик. Потом взял пучок, стал гнуть его по-всякому но не сломались прутики. В единстве — сила! С этим вы согласны? Было бы странно, если нет. Козе понятно, что это так. Что вместо того, чтобы сраться по всевозможным причинам, лучше объединиться в единое целое.
Фашиа — пучок, связка по-итальянски. Идея полного национального единства в унитарном государстве и есть фашизм. Всё — бизнес, религия, классы, образование, медицина, мораль, искусство, экономика, политика есть часть государства.
Всё остальное выходит из этого. Что именно?
Скажем, есть так называемая республика, «общая выгода» буквально. Общая. Выгода. Что подразумевает некий компромисс, без которого ничего общего и выгодного не достичь. Вы готовы искать компромисс с людьми, имеющими другие воззрения, культуру и предпочитающих другой язык? Если нет, то что с ними делать?
Ваш выбор определяет ваши воззрения. Если вы решаете, что люди, не соответствующие определённым критериям государственных стандартов, не могут оставаться гражданами, то с вами согласится любой фашист. Вот, например, нацисты, то есть фашисты поведенные на расизме, так и решили еврейский вопрос. Они лишили евреев гражданства, оставив их подданными. Правильно. Это в демократической республике людям положены неотъемлемые права, в тоталитарном государстве такого понятия просто нет. Твои права это то, что определяет тебе государство. И если ты его слушаешься, то всё пучком, то есть фашией.
Конечно, это имеет свои неудобства. Для вас. Если государство само определяет, что такое хорошо, а что такое плохо, и само решает, что ему на данный момент нужно, то вполне вероятно, что с вас слупят налог, или пошлют копать канавы, или на войну.
Закрытое, самодостаточное государство интегрироваться в глобальную экономическую систему не может по определению. Это значит играть по общим правилам, что чревато подрывам национальных устоев. Ведь в мире очень много разных всяких людей и культур, со своими странностями, и стоит ли допускать девиации в установленную иерархию одобренных государством ценностей? Я вас спрашиваю?
Если вы верите в историю, как определённую интерпретацию исторических событий, если величие вашей нации основано на историческом нарративе, определенным соответственными государственными учреждениями и внесённым для обязательного изучения в школьные программы, как вы можете допустить другие, неправильные мнения? Патриотизм воспитывается на исторических героических личностях, на так ли?
Как и искусство, которое государство обязано финансировать и направлять в правильную сторону. Как и наука, обязанная служить интересам государства, которое её, как и искусство, финансирует и направляет.
Ну, вы поняли, к чему я веду. Это всё идеи фашизма, первой полной и успешной концепции корпоративизма, оформленной Бенито Муссолини с подвижниками, среди которых было полно футуристов, и которая довлела над европейскими умами в 1920-х. Вышедшая из казалось бы временного тоталитарного государства военного времени Первой мировой, идея перманентного тоталитарного государства казалась логичной. Ибо что есть жизнь, как не перманентная война в той или иной форме? Всегда есть враги, внешние и внутренние, всегда есть угроза извне и изнутри. Либеральная демократия неспособна существовать в состоянии перманентной войны. Тогда к чему она вообще? Зачем нужны институты республики, если всё, что практически нужно — институты насилия — армия, полиция. Даже полиция не особо нужна, она действует в ограниченных рамках закона. Достаточно идеологически правильных добровольцев, одетых в черные, коричневые или ещё какие рубашки, которые без излишних формальностей, следствия и суда, вполне в состоянии навести необходимый порядок на улицах, лавках, заводах?
Ну, ладно, возможно, что для полноценных граждан стоит сохранять институты государства и даже республики. То есть, презумпция невиновность, полноценный процесс честного расследования и независимого суда. А неполноценные сами виноваты. Даже если родились такими.
Вот вы знаете, почему в отличие от Хорватии и Словакии, Гитлер не позволил ОУН(б) провозгласить независимость Украины, или хотя бы протекторат? И почему дураки просто обязаны перестать зачитывать декларацию независимости от 1941 года? Потому что Украина была в нацисткой теории территорией Lebensraum, жизненного пространства германской нации, и все проживавшие там либо подлежали исчезновению, как евреи и цыгане, либо переходили в состояние бесправных аборигенов, подобно африканским колониям европейских держав. Причем это не скрывалось, а прямым текстом транслировалось со времени публикации «Майн Камф». Но руководители украинских националистов умудрились это не заметить, как тогда, так и до сих пор.
У нас есть поговорка — друзьям всё, остальным — закон. В фашистском государстве немного по другому. Своим — государство и закон, чужим — ни того, ни другого. У нас задаются часто вопросом, почему французы не особо массово боролись с немецкой оккупацией в годы Второй мировой, в то время, как у нас сопротивление был значительным. Не обязательно эффективным, но осязаемым. Потому что во Франции оставались и государство, и законы. В оккупированных территориях СССР государство и закон существовали только для немцев. Для остальных был хаос. Немцы имели с тобой дело если ты чем-то их интересовал и чем-то им угрожал. В остальном ты мог сдохнуть, и никого это не беспокоило. Мы знаем больше про организованное уничтожение людей, чем про неорганизованное. Мы знаем, что происходит даже в развитых странах, когда система порядка и закона исчезает ненадолго. Очень неприятных хаос. Когда это хаос сознательно поддерживается и возникновение самоорганизующихся структур, что неизбежно в свободной среде, пресекается на корню, выжить в таком аду непросто. Но не это изучают институты избирательной памяти.
Как же так, скажете вы, ты начал с семантики, а закончил Холокостом? А вот так! Одно ведёт к другому. Унификация и огосударствление всего — прямой путь к преступлениям против человечности. Да-да, идеи фашизма очень мешают, не государству, а обществу и независимым институтам, не идеологии, а свободе, не командному распределению ресурсов, а свободному рынку.
Это так, кратко, чтобы вы задумались, когда высказываете своё мнение, а не фашист ли вы?
Вся статья подмена понятий и обеление фашизма, как явление первой половины ХХ-го века.
@moderator, нет ли тут признаков «УК РФ Статья 354.1. Реабилитация нацизма»?
Или я тупой, или лыжи не едут.
Как я понял суть поста, очень сжато:
Люди, считающие, что «фашизм» мог иметь в зачатке что-то хорошее, ошибаются, т.к. прямым следствием подобного «единения» нации являются приведенные ТС примеры «озверения».
Не согласен с комментаторами, считающими, что ТС пытался «обелить» или оправдать «фашизм», читали невнимательно!
суть поста в одной картинке
9 декабря 1941 РЕЗНЯ В РУМБУЛЬСКОМ ЛЕСУ
Представьте (это свидетельства очевидцев) утро 8.00, фашисты гонят на истребление 3 группы детей школьного возраста. В каждой группе не менее 200 детей. Дети плачут, зовут мам.
А дальше, в лесу их не стреляют, а убивают прикладами винтовок и рукоятками пистолетов по голове и сваливают прямо в яму. Когда закапывали в могилы, то ещё не все были мертвы, и колыхалась земля от тел закопанных детей, женщин, стариков.
Ну, а сегодня о членах Команды Арайса в Латвии ставят мюзиклы (например, Герберт Цукурс, гаупштурмфюрер СС)… «они же просто отстаивали независимость Латвии», так это сегодня объясняют некоторые нелюди в Латвии…
Для тех кто хочет оправдать ФАШИЗМ
В последнее время все чаще можно услышать фразы типа: «Сколько можно писать о войне?», «Не такие уж немцы и злые были, детей даже конфетами угощали» и так далее, и тому подобное… Спорить с такими любителями «всеобщего мира и добра» не хочется, да и бесполезно.
Те, кто пытается, оправдать фашизм, лишь на секунду представьте своего ребенка в этой «полосатой пижаме» на столе для лабораторных опытов, вообразите себя на пороге газовой камеры, где вам подготовили место в 15 ряду плотно уложенных тел, узнайте среди горы останков знакомые черты… Скажете давно прошло? Нереально? Весьма реально, господа! Все повториться еще страшнее и жестче, если мы хоть на миг усомнимся в том, что фашизм – это страх, боль, ужас. Что это преступление против человечества.
И еще очень важно помнить, кто спас от этой чумы человечество. А тех, кто говорит, что все преувеличено и ничем они не обязаны советским солдатам, можно отправить в газовые камеры… в неработающие конечно, в те, что сохранились в мемориальных комплексах на территориях концлагерей. Или просто посмотреть этот фильм, может тогда не придется ехать так далеко.
МЫ ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТОБЫ ЭТОГО НЕ ПОВТОРИЛОСЬ!
Бухенвальд, который запомнила маленькая Женя: как она прокусила руку немцу и почему фашисты все-таки берегли девочку
Когда началась война, Жене Равзенковой было всего 6 лет. Значение слова «война» она толком не понимала. Была разве что одна ассоциация – папа куда-то уезжает.
О том, что глава семейства погиб, семья узнает намного позже. А в первый год войны в родовом гнезде проживали только четыре человека из большой семьи Равзенковых. Детей хоть и было пятеро и все они были, к счастью, живы, но вместе с мамой Марией Федоровной жили только трое: самая младшая Женя, 8-летняя Дуся и 15-летний Вася. Старшая сестра уже была замужем и уехала из деревни, а средняя Катя успела уехать к родственникам на каникулы в Нижний Тагил.
Но ничего страшного не произошло. Немцы никого не тронули и, не останавливаясь, двинулись дальше. Их задачей были поиски ополчения и партизан. Но затишье продлилось недолго, следом по деревенской дороге загрохотали танки и пушки.
А потом от деревни на время отстали. Только когда Красная армия пошла в наступление и стала притеснять врага, немцы спешно собрали всех жителей и увели из родных краев. Сопротивляться было некому. Что могут женщины, дети и старики?
Следующие три года Женя вместе с мамой и сестрой Дусей проведут в Бухенвальде – лагере смерти. Старшего брата Васи с семьей не было, чуть раньше немцы забрали его из деревни и куда-то увезли. Люди жили в нечеловеческих условиях. Жили в бараках, которые были больше похожи на сараи, спали на соломе, которая служила и туалетом.
Мария Федоровна пыталась встать три раза и тут же падала. Надзиратель не придумал ничего лучше, как избить истощенную женщину нагайкой. Он полоснул ее по спине нагайкой со свинцовым шариком на конце.
Женя бросилась на защиту – подскочила к фашисту и вцепилась зубами в его пухлую руку и прокусила ее. Озверев от боли, тот пнул ребенка в голову и попал в лоб. Отметина от кованого немецкого сапога осталась с Евгенией Николаевной навсегда.
Спустя почти 80 лет Евгения Николаевна в мельчайших деталях помнит барачный быт, бесконечную смену пленных. Ворота барака открывались два раза в неделю, живые выносили мертвых, складывали их штабелями крест-накрест, чтобы гора тел не рассыпалась.
Кормили людей хуже, чем скот. Баландой из полуваренных брюквы, турнепса, мерзлой гнилой картошки. Вот эту смесь зачерпывали ведрами из цистерны и просто кидали людям. Возвращаясь с «работы», женщины приносили с собой пустые консервные банки, которые бросали после обеда немцы. Мамы давали их детям, чтобы те могли пальчиками собрать жир со стенок.
Что происходит за территорией лагеря смерти никто не знал. Только вновь прибывающие красноармейцы тихонько сообщали, что наши наступают. Это и давало силы и надежду. А одна в барак, в котором жила Женя, бросили избитого русского офицера.
Немного придя в себя, он сказал узникам: «Матери, жены, дети! Терпите! Наши уже в Польше!». Живущий в бараке доносчик сообщил об этом разговоре немцам. А утром всех выгнали на улицу на показательную казнь офицера. Фашисты по «традиции» спросили у русского командира его последнее желание, он попросил хлеб. Ему принесли буханку, и немцы с удивлением наблюдали, как мужчина мнет ее руками.
Как это ни странно, но Женю немцы берегли. У нее оказалась редкая группа крови, так что фашисты использовали ее как донора: выкачивали всю подчистую, пока не переставала бежать. Такого ценного ребенка решили не убивать. Хотя сама Женя стала свидетелем сотен смертей – мимо ее барака нескончаемым поток день и ночь шли люди. В крематорий.
А потом пришли наши… Они бревном выломали ворота барака и крикнули: «Матери, жены, дети, выходите! Мы русские солдаты! Мы вас освободили!» А обессиленные женщины, не веря до конца в это счастье, стали цепляться за ноги красноармейцев и спрашивать про своих мужей и сыновей, ушедших на фронт, «жив ли мой Коля, Паша. »
Женя, ее мама и сестра вышли из Бухенвальда живыми. На товарных поездах их вернули на Родину, но от родной деревни не осталось и следа. Семья отправилась на Урал, в поселок Междуреченск. Там они и получили похоронку на папу, который погиб в 1943, защищая Москву.
Здесь Женя пошла в третий класс. Поначалу ребята ее обижали и дразнили «стриженая и вшивая». На защиту девочки встала учительница Нина Сергеевна. Она сказала: «Дети, нельзя так! Эта девочка была там, где вам и не снилось». После этого новенькую больше не обижали, да и вшей всех вывели, а потом и косы отросли. Началась мирная новая жизнь на новом месте. Позже к семье вернулся брат Василий. Он тоже был угнан в Германию и трудился у одного фабриканта. Перенесенные испытания сказались на здоровье мамы, брата и сестры. Все они прожили недолгую жизнь. А у Евгении Николаевны проблемы с сердцем, обмороженные в лагере ноги сильно распухают, и она так и не стала мамой.
В 1950 году Евгения Николаевна поступила в техникум, стала инженером-технологом, а потом ее направили в Удмуртию в город Глазов на военный завод. Здесь женщине очень понравилось. Особенно, как кормили в столовой. На 50 копеек можно было купить блины с мясом и чай. Поэтому, когда настал момент распределения и студентам-хорошистам дали право выбора городов из предложенного списка, выпускница Евгения Равзенкова выбрала столицу Удмуртии город Ижевск.
На заводе она проработала почти 40 лет, бок о бок с легендарным оружейником Михаилом Калашниковым. В Ижевске она встретила свою любовь.
Тактика «выжженной земли». Ситуация в тылу группы армий «Север»
Положение ГА Север на сентябрь 1943 года.
В немецкой документации такие мероприятия именовались Auflockerung, Räumung, Lähmung und Zerstörung, сокращенно – ARLZ (рассредоточение, эвакуация, паралич и опустошение).
Несмотря на то, что Гитлер всегда принципиально противился любому оставлению захваченных территорий, всё же развитие ситуации на Восточном фронте с февраля 1943 года вынуждало его издавать ряд «Приказов фюрера», в которых давались подробные указания по мероприятиям отступления, демонтажа и разрушений в оставляемых районах. Эти приказы составляли нормативную основу для циркуляров экономического штаба Ost по характеру и объемам мероприятий ARLZ. Начальник экономического штаба Ost генерал Штапф должен был придерживаться двух целевых установок. С одной стороны, штаб Ost должен был сохранять возможность быстрого возвращения имущества и рабочих рук на тот случай, если оставленные территории будут вновь захвачены. С другой стороны необходимо было сделать всё для продолжительного ослабления военного потенциала Красной Армии. Более отчетливо Гитлер сформулировал свои желания в «Приказе фюрера № 4», который предусматривал кроме масштабных разрушений промышленных объектов, угон на Запад всего гражданского населения с последующим уничтожением всех деревень. Чуть позже, в унифицированном приказе ответственность за реализацию мероприятия ARLZ возлагалась на командующих группами армий. В группу армий «Север» такой приказ поступил 7 июля 1943 года.
Чтобы остановить дальнейшее продвижение Красной Армии, после оставления ГА «Север» окрестностей Ленинграда и Новгорода, Гитлер предписывал создание «Восточного вала» в своем «Приказе фюрера № 10» от 12 августа. Стратегический оборонительный рубеж под названием «Линия пантеры» должен был простираться от Пскова до района Невеля. Строительство «Линии пантеры» началось 1 сентября. Уже 7 сентября Геринг распорядился, опираясь на «приказ фюрера», в случае отхода уничтожить на оставляемых территориях все продовольственные запасы, всё сельскохозяйственное оборудование и всю продовольственную экономику в целом. Через 5 дней к циркулярам генерала Штапфа прибавился приказ о начале немедленного освобождения первой зоны глубиной примерно в 100 км за линией фронта.
В то время как экономическая организация концентрировала свои усилия на вывозе уже складированных грузов, конфискованного скота или оборудования предприятий, только армейские командиры обладали средствами и властью для запланированного угона на Запад 900 000 человек русского гражданского населения. Эти мероприятия были дополнены распоряжением OKH, по которому следовало зону шириной в 40 км перед «Линией пантеры» превратить в пустыню, а зону глубиной в 20 км западнее «Пантеры» полностью очистить от гражданского населения.
Один из участков «Линии пантеры», апрель 1944 года.
Мероприятия по разрушению проходили достаточно организованно. До конца 1943 года были полностью разрушены районы Новоржева, район Пушкинских Гор и Славковичи. В целом было уничтожено 474 населенных пункта из 1450 первоначально запланированных. В районе Чихачево и Вышегород до конца года было уничтожено 95% и 60% деревень соответственно. В остальной местности тылового района 16-й армии было сожжено 246 населенных пунктов. Так как в этой последней фазе оккупации набирало мощь партизанское движение, которое контролировало все большие территории и находилось в выигрышном оперативном положении, границы между антипартизанскими операциями и мероприятиями ARLZ стирались и превращались в тотальное уничтожение всего, что можно было уничтожить.
До конца декабря 1943 года более чем в 8000 вагонах было вывезено всё сельскохозяйственное оборудование, различное имущество, всё посевное зерно. Вывозились даже фруктовые деревья, ягодные кусты и пчелиные ульи. Было вывезено 7000 лошадей и 30 000 голов крупного рогатого скота, однако это число значительно увеличилось в результате «диких» реквизиций, которые проводили отступавшие армейские части. Немцам удалось угнать на запад около 300 000 человек местного населения.
14 января 1944 года началось отступление ГА «Север» с линии Ленинград – Новгород до «Линии пантеры». О масштабах нацистских разрушений говорит тот факт, что в Новгороде еще в 1947 году 9000 жителей города, из 29 000, должны были прозябать в бараках, так как жилой фонд был уничтожен в значительной степени.
Судьба угнанных в Прибалтику граждан, можно говорить о примерно полумиллионе человек, была еще более трагична. Население перевозилось частично по железной дороге, но в основном пешими колоннами. Оккупационные власти не заботились снабжением угнанных, люди находились в полной нищете. Угнанное население проверялось на трудоспособность и даже детей в возрасте 10 лет считали пригодными к любой работе. Часть угнанных депортировалась в Германию, распределялась по трудовым лагерям, другая часть распределялась по крестьянским хозяйствам Прибалтики.
На цветной карте – положение ГА Север на сентябрь 1943 года. На черно-белой – один из участков «Линии пантеры», апрель 1944 года. На фото – немецкие устройства для уничтожения железнодорожных путей.
Немецкие устройства для уничтожения железнодорожных путей.
С осени 1943 года мероприятия ARLZ (рассредоточение, чистка, паралич, опустошение) проводились настолько планомерно и систематизировано, что население крупных районов депортировалось из прифронтового тыла задолго до очередного отступления. Сотни тысяч человек, таким образом, попадали на сборные пункты. В группе армий «Центр» зона в 40 км восточнее линии «Пантера» должна была быть превращена в пустыню. Все воинские части должны были самостоятельно, без служебных помех, конфисковывать из лагерей гражданского населения всю скотину. Вследствие этого белорусы и русские были лишены жизненной основы. Затем жители зоны в 20 км эвакуировались из районов между Днепром и Двиной, а также восточнее, ближе к расположенной там линии фронта. В то время как 9-я армия хотела довольствоваться только зоной в 20 км, 4-я армия намеревалась очистить от гражданского населения зону в 100 км. Численность населения этой зоны составляла 2,5 млн. жителей. Однако такая эвакуация была неосуществима технически. 2-я армия оставляла в подобной зоне только женщин и не годных к военной службе мужчин («Бесполезных едоков нужно оставлять врагу»), в то время как все работоспособные люди концентрировались в определенных «предусмотренных районах». В этой связи, в качестве конкретного примера, можно привести преступления в лагерях Озаричи. В значительной степени ответственность за создание лагерей в районе Озаричи и совершенно жутких условий в них лежит на 35-й пехотной дивизии и ее командире генерал-майоре Рихерте (до того он командовал 286-й охранной дивизией, отличившись на этом посту особой беспощадностью). Дивизия находилась в составе 9-й армии. Главные приказы по созданию лагерей исходили от командующего 9-й армии, генерала Герпе.
В начале марта 1944 работоспособные мужчины и женщины, без детей, депортировались из района Жлобин – Октябрьский – Озаричи. Немецкие части по приказу Рихерта концентрировали остаток жителей, 40 000 женщин с детьми и стариков, в 3 лагерях под Озаричами и Домановичами в марте. Лагеря представляли собой территорию пересеченной местности, без строений и навесов, огороженную колючей проволокой. Старики, женщины и дети были доставлены в этот район по железной дороге, частично их гнали колоннами пешком. Многие были эвакуированы из России.
Часть людей были доставлены в лагеря рядом с ж/д линией Калинковичи – Бобруйск. В этих лагерях уже находились депортируемые несколько месяцев назад из России. Три сборных лагеря находилось в прифронтовой зоне. В этих трех лагерях содержалось гражданское население круглосуточно на морозе, медицинское обслуживание отсутствовало полностью, трупы умерших находились в лагере по 10 дней, снабжение продовольствием осуществлялось два раза за 10 дней. Немцы привозили хлеб на грузовике и просто швыряли его за колючую проволоку. В лагерях было запрещено жечь костры. Охрана 35-й пехотной дивизии часто открывала огонь по узникам при самом незначительном поводе или часто вообще без повода. Ежедневно проводились расстрелы узников. В лагерях началась эпидемия тифа.
Когда Красная Армия 19 марта 1944 года освободила лагерь, было обнаружено около 9000 трупов. Живых осталось 33 480 человек, в том числе 15 960 детей в возрасте до 13 лет, 13 072 нетрудоспособных женщин и 4448 стариков. 4052 человека, в том числе 2370 детей нуждались в госпитализации. До 31 марта у 1526 освобожденных был диагностирован тиф. Все погибшие узники лагеря были расстреляны, умерли от холода, от тифа и вследствие немецкого минометного обстрела. Так немецкие солдаты и офицеры Вермахта обходились с «бесполезными едоками».