Фас что за служба

Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации и ее основные полномочия, как контролирующего органа

Государство в лице его правоустанавливающих органов большое внимание уделяет осуществлению контроля за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков с целью исключения возможных нарушений действующего законодательства.

Понятие Федеральной антимонопольной службы

Федеральная антимонопольная служба (сокращенное наименование – ФАС РФ) – специальная организация, созданная в системе государственных органов, которая должна осуществлять мероприятия по контролю за соблюдением действующего законодательства в сфере защиты конкуренции в различных секторах рынка. Кроме того, именно на данную организацию возложены обязанности по контролю за такими действиями участников рынка, которые могут привести к образованию монополий либо ограничению конкуренции такими участниками рынка путем недопуска к работе в определенных секторах других участников.

Создание Федеральной антимонопольной службы произошло на основании специального Указа Президента Российской Федерации под номером 314, изданным в 2004 году.

Для того чтобы созданная государственная структура получила максимальные возможности для своего функционирования, в разные периоды времени принимались различные нормативные акты, к числу которых относятся:

Кроме того, регулирование действий данной службы происходит на основании иных нормативных актов, в том числе федерального уровня принятия, которые освещают различные вопросы, связанные с защитой свободного рынка и свободной конкуренции на территории Российской Федерации.

Основные функции

Федеральная антимонопольная служба еще на этапе своего создания была наделена главной функцией – контролем за осуществлением различных действий участников рынка с целью защиты существующего уровня конкуренции в различных сферах экономико-хозяйственной деятельности.

С момента формирования механизма осуществления государственных и муниципальных закупок, а особенно с момента принятия Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на Федеральную антимонопольную службу была возложена еще одна группа функциональных обязанностей – по контролю за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков в сфере осуществления закупочной деятельности.

Если говорить о функции по контролю за исполнением действующего законодательства в сфере закупочной деятельности, которая на сегодняшний день является одной из основных для Федеральной антимонопольной службы, то наделение этой функцией данного государственного органа произошло еще в рамках Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе». Кроме того, после внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства №331 от 2004 года оно также стало отражать информацию о данной контролирующей функции ФАС РФ.

Дополнительной функцией Федеральной антимонопольной службы в сфере контроля за исполнением государственного закупочного законодательства является согласование проведения закупочных процедур закрытого типа, а также заключение контрактов, подписание которых возможно по итогам несостоявшихся процедур, например, при наличии только одного участника.

Кроме полномочий в сфере государственных закупок, у Федеральной антимонопольной службы имеются и другие полномочия, а именно:

При необходимости перечень функций Федеральной антимонопольной службы может быть расширен на основании специально принятых нормативных актов Правительства Российской Федерации.

Полномочия в сфере регулирования рынка

Федеральная антимонопольная служба обладает определенными полномочиями, то есть правами и обязанностями, которыми она наделена при выполнении своих функций. К числу основных полномочий относятся:

Меры, применяемые для воздействия на участников рынка

Для того чтобы осуществлять воздействие на участников рыночных правоотношений на территории Российской Федерации, у Федеральной антимонопольной службы имеется достаточно большой арсенал средств, которые она может применять. Чаще всего применение таких мер воздействия происходит на основании поступивших жалоб от потерпевших участников рынка на действия или бездействие других участников таких финансово-хозяйственных и экономических отношений. В этом случае Федеральная антимонопольная служба может применить следующие меры воздействия:

Каковы основания для мер воздействия

Для того чтобы реализовать одну из перечисленных мер воздействия на участников рынка, у Федеральной антимонопольной службы должны быть достаточные основания, к числу которых относятся:

Исключение в отношении проведения проверок применяется только в том случае, если речь идет о таких мероприятиях по применению действующего законодательства, которые затрагивают государственную тайну либо может повредить безопасности государства.

Где искать решения Федеральной антимонопольной службы

ФАС по результатам рассмотрения поступивших жалоб размещает на своём официальном сайте вынесенные решения.

Поиск решений ФАС можно осуществить на официальном сайте данного государственного органа по ссылке.

Все вынесенные решения на данном сайте находятся в хронологическом порядке, однако, в случае, если известны реквизиты дела, по которому данное решение было вынесено, можно воспользоваться полем расширенного поиска и получить информацию по рассмотренным делам начиная с 2005 года (все дела постепенно оцифровываются и переводятся в электронный формат для удобства их изучения).

При переходе к каждому конкретному делу можно изучить документы, которые легли в основу формирования такого дела, а в случае наличия вынесенного решения – и само такое решение.

Источник

Как малому бизнесу случайно не стать монополистом

И не вступить в картельный сговор

Даже если у вас мелкий бизнес или вы председатель ТСЖ, есть риск, что вы нарушите антимонопольное законодательство и вас признают монополистом.

Монополисты контролируют рынок и поэтому считаются врагами честной конкуренции. Это не обязательно транснациональные корпорации с многомиллиардной прибылью, нефтяные компании или ИТ-гиганты — скорее наоборот.

До 2016 года Федеральная антимонопольная служба — ФАС — признавала монополистами и штрафовала в основном малый и средний бизнес: их доля составляла около 65%. Стать монополистом мог даже предприниматель из деревни — просто из-за того, что поставляет электроэнергию по собственным энергосетям.

Получить штраф от ФАС проще, чем понять, кто такой российский монополист и что такое картельный сговор. Что все это значит, как случайно не нарушить антимонопольное законодательство и что делать, если вами занялась ФАС, я расскажу в этой статье.

Матчасть: конкуренция, монополисты и картели

Чтобы понять, как работает антимонопольное законодательство, чем занимается ФАС, за что штрафует и за чем следит, сперва нужно разобраться в терминах.

Конкуренция — это соперничество между предпринимателями, которые предлагают одинаковые или схожие товары и услуги на одном рынке, например на рынке парикмахерских услуг. В ходе конкуренции предприниматели могут улучшать качество своих товаров и услуг, рекламировать их, привлекать потребителей ассортиментом и ценой. Потребители могут выбирать лучшие для себя предложения — так выявляется спрос на товары и услуги и их рыночная цена.

Не всегда предприниматели соперничают честно. Некоторые, например, вводят потребителей в заблуждение рекламой. Другие вступают в сговоры. А некоторые, используя свое превосходство на рынке, устанавливают только выгодные им цены и так убирают соперников с рынка. Все это нарушает антимонопольное законодательство.

Вот пример, как предприниматели вводят потребителей в заблуждение. ФАС обнаружила, что реклама страховки не соответствовала действительности: страховка не покрывала случаи кражи из кармана или ручной клади, хотя это подразумевалось в рекламном объявлении. За это компании грозил штраф до 500 тысяч рублей, но ФАС в итоге лишь выдала предписание прекратить вводить в заблуждение потребителей — не распространять такую рекламу.

Монополисты — это компании, которые предлагают уникальный товар, не имеющий альтернатив для потребителя, или занимают доминирующее положение на рынке, то есть его основную часть.

Благодаря своему положению монополисты могут контролировать рынок, например устанавливать цены без оглядки на спрос. Конкурентов, способных им помешать, нет.

Из-за компаний-монополистов потребители могут переплачивать за некачественный товар просто из-за того, что другого такого нет. Конкуренты монополистов могут моментально банкротиться, например из-за демпинга: монополист может продавать товар по ценам ниже рыночных, а новая компания в таких условиях не выживет.

Сама по себе монополия не абсолютное зло. Быть монополистом не преступление, запрещается лишь злоупотреблять своим доминирующим положением. Например, РЖД принадлежат практически все железные дороги в России, компания контролирует рынок железнодорожных перевозок и входит в реестр естественных монополий.

Естественные монополии занимают доминирующее положение на рынке из-за технологических особенностей производства. Обычно это компании, которые управляют сложной инфраструктурой, например водоснабжением, электроснабжением, железными дорогами. Повторное создание таких инфраструктур экономически неоправданно или невозможно технически. А конкуренты будут скорее мешать естественным монополиям удовлетворять спрос на том же рынке и, наоборот, повышать цены.

Статус естественной монополии не означает, что их не штрафует ФАС. Например, ведомство посчитало, что РЖД необоснованно повысила цену на паровую энергию от своих котельных. ФАС начала производство по делу, и РЖД пришлось снизить цену под угрозой штрафа.

Когда РЖД включила постельное белье в стоимость пассажирского билета на поезда дальнего следования, ФАС посчитала это навязыванием услуг пассажирам. Дело дошло до Высшего арбитражного суда, который в итоге признал действия перевозчика законными.

Неконкурентные соглашения — это договоренности между участниками рынка, которые могут привести к ограничению конкуренции. Например, участники отказываются от соперничества друг с другом на каких-то условиях или создают другим конкурентам дополнительные барьеры для входа на рынок.

Картельный сговор — это один из видов неконкурентных соглашений: когда участники одного рынка договариваются о ценах покупки или продажи товаров или услуг, а также об объеме предложения на рынке. С помощью таких соглашений участники картельного сговора могут влиять на цены.

Картельные соглашения могут проявляться так:

Картельный сговор сам по себе вне закона: из-за картелей могут пострадать потребители и конкуренты, которые не участвуют в сговоре. К примеру, картель может сперва занизить цены на свои товары, чтобы выгнать с рынка неугодных конкурентов, а затем эти цены повысить и заставить потребителей переплачивать.

Не все экономисты согласны, что с картелями нужно бороться, ведь все они носят временный характер. Кроме того, даже противники картелей признают некоторые из них, например ОПЕК, где крупнейшие экспортеры договариваются об объеме нефти на рынке и так влияют на уровень цен. То есть цены на нефть во многом устанавливают не потребители и не конкуренция, а производители.

Чем занимается Федеральная антимонопольная служба

Честную конкуренцию в России охраняет ФАС. Ведомство выявляет монополистов и пресекает их злоупотребления: выдает предписания, штрафует, а в некоторых случаях даже передает дела в следственный комитет.

Вот некоторые полномочия ФАС для защиты конкуренции и борьбы с монополиями:

Российская ФАС лидирует среди всех антимонопольных регуляторов мира и по количеству возбужденных дел, и по списку полномочий. Дело в том, что ФАС преследует даже малый бизнес и ТСЖ. Расскажу как.

Монополисты от малого и среднего бизнеса

До 2016 года в реестре ФАС в качестве монополистов значились в основном представители малого и среднего бизнеса. Среди них были банки, фотоателье, изготовители печатей и штампов — даже такие организации, по версии ФАС, могли злоупотреблять своим положением.

Например, в 2011 году ФАС признала монополистом индивидуального предпринимателя из деревни Руденцово Веневского района Тульской области. Он продавал электроэнергию садовому товариществу и поставлял ее по собственным энергосетям. ФАС установила, что энергосети предпринимателя принадлежат ему самому, а значит, он монополист «на рынке услуг по передаче электрической энергии […] с долей 100 процентов» в пределах собственных энергосетей.

В 2012 году суд поддержал антимонопольную службу, но позже, в 2013 году, решение УФАС отменили по новым обстоятельствам.

Аналитические записки по проблемам правоприменения за февраль 2014 годаPDF, 574 KБ

За то, что ФАС признавала монополистами представителей малого и среднего бизнеса, ведомство критиковали ученые, представители бизнеса и юристы. Они писали аналитические статьи на эту тему и высмеивали действия ФАС. В 2014 году вышла брошюра «От батутов до попкорна: 100 псевдомонополистов современной России», где собраны 100 неожиданных случаев из практики ФАС. Часть из них я использую в этой статье в качестве примеров.

Это привело к тому, что в 2016 году для малого и среднего бизнеса появились антимонопольные иммунитеты. Сейчас действуют такие правила:

То есть если выручка вашего бизнеса меньше 400 млн рублей в год, монополистом вас не признают. Но до сих пор случается, что микропредприятия ущемляют интересы многомиллиардных компаний — тогда ФАС может посчитать, что даже крупные корпорации страдают от монополистического произвола мелкого бизнеса.

Например, маленькая ставропольская фирма владела 511 метрами железной дороги необщего пользования и мешала прогону по ним вагонов «Роснефти»: между ними не было договора об этом.

Поскольку все 511 метров путей принадлежали одному владельцу, он занимал 100% рынка этих самых путей. Отказ прогнать по ним вагоны бесплатно ФАС посчитала злоупотреблением своим положением и ущемлением интересов «Роснефти».

В судах микропредприятие не смогло оспорить решение ФАС.

Кого ФАС может признать монополистом и чем это грозит

По закону компания признается монополистом, если ее доля на рынке превышает 50% и она может влиять на рынок: затруднять другим организациям вход на него и устранять с рынка конкурентов. Кроме того, из-за введенных иммунитетов это должна быть компания, учрежденная юрлицом, с бюджетным участием или выручкой больше 400 млн рублей в год.

Доля компании на рынке рассчитывается чаще всего из объема продаж или поставок. Например, если больше 50% всех продаж на рынке осуществляет одна компания, ее могут признать монополистом.

Иногда стать монополистом можно, даже если занимать меньше половины рынка: когда положение компании не меняется или ее доля на рынке все равно больше долей конкурентов. Например, если на рынке действуют три игрока, у двух из них по 26% рынка, а у третьего — 48%.

Границы рынков. Чтобы посчитать долю компаний на рынке и выявить монополистов, нужно понять, где этот рынок начинается и заканчивается, — определить его границы. Именно способ определять границы рынков отличает ФАС от зарубежных антимонопольных служб: ФАС может посчитать отдельным рынком лифт или даже компьютерную программу.

Так, в 2014 году ФАС признала кузнецкую компанию монополистом в пределах лифта, потому что она единственная обслуживала лифт в многоквартирном доме. Компания злоупотребила монопольным положением: лифт выключился от перегрузки.

Несмотря на то что лифт отключился автоматически по техническим причинам, ФАС посчитала, что компания необоснованно выключила лифт, чем нарушила интересы потребителей. При этом компания была монополистом: занимала 100% рынка обслуживания в пределах лифта и так нарушала интересы конкурентов. Поэтому ФАС оштрафовала компанию.

Решение ФАС устояло во всех судебных инстанциях, но суд снизил сумму штрафа: компания заплатила 100 000 Р вместо 300 000 Р — при прибыли 925 500 Р в год.

В Алтайском крае ФАС посчитала монополистом турфирму в пределах собственной компьютерной программы для бронирования туров.

Турфирма продала доступ к программе другой компании, но та перестала платить. В итоге турфирма отключила от программы компанию-неплательщика — расторгла договор в одностороннем порядке. Неплательщик обратился в ФАС.

Антимонопольная служба установила, что программа принадлежит владельцу на 100%, а сама эта программа — рынок туристических услуг под полным контролем монополиста.

ФАС сочла, что расторжение договора ущемляет интересы конкурента, а монополист так делать не вправе. Поэтому ведомство вынесло предписание восстановить доступ к программе. Владелец с предписанием не согласился и оспорил его в суде.

Монополию на рынке всех туристических программ ФАС доказать не удалось: суд установил, что есть и другие программы для бронирования туров.

Что грозит монополистам. Само по себе доминирование на каком-либо рынке — это не нарушение закона. Нарушение происходит, когда монополист необоснованно устанавливает цену выше или ниже рыночной — монопольно высокую или монопольно низкую — или ущемляет интересы потребителей или конкурентов, например расторгает договоры в одностороннем порядке.

Если в результате положения монополиста на рынке пострадали или могут пострадать только потребители, штраф для должностных лиц — гендиректоров компаний — составит от 15 до 20 тысяч рублей, для юридических — от 300 тысяч до миллиона.

Если монополист нарушает интересы конкурентов, санкции серьезнее. Должностным лицам грозит штраф от 20 до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 3 лет. Штраф для юридических лиц — от 1 до 15% от выручки, полученной на рынке, где совершено правонарушение, но не более 2% от всей выручки компании и не менее 100 тысяч рублей. Если же выручка больше 75% от всех продаж, штраф составит от 0,03 до 3% от выручки, но не более 2% от всей выручки и не менее 100 тысяч рублей.

Покажу на примерах, какие действия монополистов ФАС считает незаконными.

Монопольно низкие цены. Под монопольно низкой ценой ФАС понимает цену ниже себестоимости товара или услуги и ниже цены, которая установилась на рынке. Иногда такое поведение называют демпингом.

Например, в 2011 году в Удмуртии охранное агентство запустило акцию для новых клиентов: объявили скидку 50% на услуги и обещали бесплатно обслуживать до конца года. От этой акции пострадал конкурент агентства: от него ушли клиенты. Конкурент обратился в ФАС.

Ведомство решило, что акция действительно ущемляла интересы конкурентов агентства. Экономическая ситуация на рынке не обуславливала такое снижение цен, а у ее организатора было вдвое больше клиентов, чем у конкурента.

Однако ведомство прекратило дело: организатор занимал всего 40,16% рынка, а чтобы считаться доминирующим субъектом, нужно занимать больше половины.

Демпинговые дела монополистов остаются очень сложными для ФАС: трудно отделить их от обычных скидочных войн компаний и при этом доказать доминирующее положение фирмы. Так, ведомство не раз пыталось выявить монопольно низкие цены у туроператоров, даже создавало специальные рабочие группы по туризму, но пока тщетно. Поэтому демпинг чаще обнаруживают в картелях — об этом расскажу дальше.

Монопольно высокие цены от низких отличаются тем, что монополист намеренно устанавливает их выше рыночных.

Кроме него такие услуги в Магадане на тот момент никто не предлагал, а значит, предприниматель был монополистом.

ФАС посчитала, что стоимость услуг не соответствует необходимым расходам и прибыли. Предприниматель, завысив цену, злоупотребил своим положением, в результате пострадали магаданцы.

Сегодня за такую прибыль предпринимателя не признают монополистом из-за иммунитетов. Но для крупных фирм риски сохраняются.

Так, в 2017 году ФАС завела дело о монопольно высоких ценах в отношении «Бургер-кинга», «Му-му» и «Шоколадницы». Ведомство выяснило, что эти компании установили и поддерживали монопольно высокие цены в аэропортах Подмосковья. Антимонопольщики сравнили цены на еду в этих заведениях на территории аэропортов и в других точках и пришли к выводу, что в аэропортах цены значительно выше.

Еще в ходе внутриведомственного разбирательства «Бургер-кинг» и «Му-му» снизили цены. А в отношении «Шоколадницы» дело было прекращено, поскольку кафе работало себе в убыток и в меню были представлены блюда из разных категорий, а цены в аэропортах и вне их были сопоставимы.

Одностороннее расторжение договоров. Монополист не вправе расторгать договоры в одностороннем порядке, если это ущемляет или может ущемлять чьи-либо интересы.

Например, костромская компания, которая занимается вывозом твердых коммунальных отходов, злоупотребила своим доминирующим положением и расторгла договор с неплательщиком. Заказчик вывоза мусора не оплатил услуги компании.

Поскольку никто другой в Костроме таких услуг не оказывал, заказчик обратился в ФАС с жалобой.

Ведомство жалобу поддержало — посчитало, что компания-монополист ущемила интересы заказчика. Это вынудило компанию восстановить договор.

Верховный суд согласился, что просрочка платежей не считается основанием расторгнуть договор, если речь идет о монополисте.

Как не стать монополистом. Если выручка вашей компании меньше 400 миллионов рублей, беспокоиться не о чем: на вас распространяется иммунитет на признание монополистом.

Но если выручка больше, следите за тем, чтобы не занимать больше 50% рынка, на котором предлагаете товары или услуги.

Источник

О ФАС России

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ №1489 от 25 декабря 2014 года ФАС России переданы функции Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) по контролю в сфере государственного оборонного заказа. Постановление вступило в силу 1 января 2015 года. Указом Президента РФ №373 от 21 июля 2015 года ФАС России переданы функции в сфере тарифного регулирования.

ФАС России сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта менеджмента качества ISO 9001. 17 января 2012 года ведомством получен первый сертификат, удостоверяющий соответствие стандарту ISO 9001:2008.

На протяжении последующих лет Федеральная антимонопольная служба неоднократно подтверждала своё соответствие стандарту качества, актуализируя свою деятельность в соответствии с лучшими мировыми практиками.

Таким образом, 18 января 2018 года после успешного прохождения ведомством очередного сертификационного аудита, ФАС России получила сертификат соответствия новейшему стандарту ISO 9001:2015.

Источник

Федеральная антимонопольная служба: чем занимается, полномочия, руководство

Фас что за служба

Деятельность этой организации важна как для потребителей, так и для участников бизнес-отношений. Речь идет о Федеральной антимонопольной службе. В статье мы разберем, что это за учреждение, чем оно занимается, каковы его главные функции и полномочия, какова структура данной организации.

Что это?

Является федеральным органом исполнительной власти, что осуществляет целый ряд функций:

ФАС является единственным надзорным общегосударственным федеральным органом, сотрудники которого не обязаны носить утвержденную форменную одежду.

Фас что за служба

Общая информация

Что это за служба? ФАС можно охарактеризовать и с помощью короткой справки:

Фас что за служба

Основные задачи

Чем занимается антимонопольная служба? Рассмотрим ее самые главные задачи в РФ:

Главные направления деятельности

Исходя из этой цели определены главные направления работы:

Фас что за служба

Основополагающие законодательные акты

Теперь вы в курсе, чем занимается антимонопольная служба в нашей стране. Рассмотрим законодательные акты, которые служат для нее опорой:

Структура ФАС

Структура организации такова:

Фас что за служба

Полномочия учреждения

Подробнее рассмотрим теперь полномочия антимонопольной службы:

Фас что за служба

Кто может обратиться?

Как рассматриваются дела?

Рассмотрение дела происходит следующим образом:

Как решения, так и предписания органа ФАС в РФ возможно обжаловать в суде.

Фас что за служба

Громкие дела

Рассмотрим самые громкие дела, где ФАС смогла добиться восстановление справедливости:

Фас что за служба

В РФ действует служба, призванная защищать здоровую конкуренцию в экономической среде. Это ФАС, с чьей структурой, задачами, деятельностью мы ознакомились.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *