Фармакология в медицинском колледже что изучает
Краткие конспекты лекций по учебной дисциплине «Фармакология» (стр. 1 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга
«Медицинский колледж № 1»
Краткие конспекты лекций
по учебной дисциплине
Содержание
Раздел 1. Введение. Рецептура.
Тема 1.1 Фармакология, предмет, задачи. Исторический очерк. Фармакопея. Аптека
Тема 1.2 Разновидности лекарственных форм. Рецепт, его структура
Тема 1.3 Твердые и мягкие лекарственные формы
Тема 1.4 Жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций
Раздел 2. Общая фармакология
Тема 2.1 Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных веществ
Раздел 3. Частная фармакология
3.1 Противомикробные средства
Тема 3.1.1 Антисептические, дезинфицирующие и химиотерапевтические средства
Тема 3.2.2 Антибиотики
Тема 3.2.3 Синтетические противомикробные средства
3.2 Средства, влияющие на периферическую нервную систему
Тема 3.2.1 Средства, влияющие на афферентную нервную систему
Тема 3.2.2 Средства, действующие на передачу импульсов в холинергических синапсах
Тема 3.2.3 Средства, действующие на передачу импульсов в адренергических синапсах
3.3 Средства, влияющие на центральную нервную систему
Тема 3.3.1 Аналгетики, аналептики.
Тема 3.3.2 Психотропные средства, средства для наркоза, снотворные средства
3.4 Средства, влияющие на функции органов дыхания
3.5 Средства, действующие на сердечно-сосудистую систему
Тема 3.5.1 Кардиотонические, антиангинальные и антиаритмические средства
Тема 3.5.2 Антигипертензивные и диуретическиесредства
3.6 Средства, влияющие на функции органов пищеварения
3.7 Средства, влияющие на мускулатуру матки
3.8 Средства, влияющие на систему крови
3.9 Препараты гормонов
3.10 Противоаллергические и противовоспалительные средства
3.11 Осложнения медикаментозной терапии
Раздел 1. Введение. История фармакологии. Общая рецептура.
Тема 1.1. Фармакология, предмет, задачи. Исторический очерк.
Фармакология – наука о действии на организм лекарственных веществ.
Общая рецептура – раздел об общих правилах выписывания рецептов. Общая фармакология – раздел, изучающий общие закономерности действия лекарственных средств на организм человека. Частная фармакология – раздел, изучающий отдельные группы (фармакологические группы) лекарственных средств, их фармакологические эффекты, наиболее важные показания и противопоказания для данной группы препаратов, типичные побочные эффекты, способы применения.
Задачи фармакологии как науки:
— изыскание новых лекарственных средств.
— совершенствование уже известных лекарственных средств с целью уменьшения их побочных эффектов.
Задачи фармакологии как учебной дисциплины:
— получить знания по классификации современных лекарственных средств.
— получить знания о фармакологическом действии каждой из групп препаратов.
— иметь представления о возможности использования этого действия для лечения больных.
Отечественные врачи и ученые, внесшие наибольший вклад в развитие фармакологии:
— Н. И. Пирогов – изучал действие эфира и хлороформа.
— И. П. Павлов – исследовал лекарственные растения (горицвет, ландыш, строфант), заведовал кафедрой фармакологии Военно-медицинской академии с 1890 по 1895 г.
— Н. П. Кравков – вскоре после И. П. Павлова возглавил и руководил кафедрой фармакологии Военно-медицинской академии с 1899 по 1924 г.
Общая рецептура изучает правила выписывания в рецептах лекарственных средств.
Лекарственное вещество – это химическое соединение, которое используется для лечения, профилактики и диагностики заболеваний.
Лекарственное средство состоит из одного или нескольких лекарственных веществ.
Лекарственный препарат – это лекарственное средство в определенной лекарственной форме: твердой, мягкой, жидкой, газообразной. Лекарственная форма делает лекарственный препарат удобным для использования и хранения.
Государственная Фармакопея – особые издания, где приведены химические и физические свойства лекарственных веществ, их разовые и суточные дозы, правила хранения и отпуска, представлены списки (группы) лекарственных веществ: список А – ядовитые, список Б – сильнодействующие.
Официнальные лекарственные формы изготовляются в условиях фармацевтического производства, имеются в аптеке в готовом виде.
Лекарственные формы, приготовляемые в аптеке по рецепту, называются магистральными.
Тема 1.2 Разновидности лекарственных форм. Рецепт, его структура.
Классификация лекарственных форм.
(разновидности лекарственных форм по консистенции).
1. Твердые лекарственные формы:
Фармакология. Конспект лекций
В данной книге предельно сжато изложен курс по общей фармакологии. Сведения наиболее полно систематизированы и конкретизированы. Благодаря четким определениям основных понятий, их признаков и особенностей студент может сформулировать ответ, за короткий срок усвоить и переработать важную часть информации, успешно сдать экзамен. Куре лекций будет полезен не только студентам, но и преподавателям при подготовке и проведении занятий.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фармакология. Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
В данной книге предельно сжато изложен курс лекций по общей фармакологии. Сведения наиболее полно систематизированы и конкретизированы. Благодаря четким определениям основных понятий, их признаков и особенностей, студент может сформулировать ответ, за короткий срок усвоить и переработать важную часть информации, успешно сдать экзамен. Курс лекций будет полезен не только студентам, но и преподавателям при подготовке и поведения занятий.
ЛЕКЦИЯ № 1. Общие положения
1. Введение. Предмет фармакологии, ее история и задачи
Фармакология — наука о действии лекарственных веществ на живые организмы и о путях изыскания новых лекарственных средств. Она является одной из самых древних наук. Известно, что в Древней Греции (III в. до н. э.) Гиппократ использовал различные лекарственные растения для лечения заболеваний. Во ii в. н. э. римский врач Клавдий Гален широко применял в медицинской практике различные вытяжки из лекарственных растений. Известный врач средневековья Абу Али ибн Сина (Авиценна) в своих сочинениях упоминает большое количество лекарственных средств растительного происхождения (камфару, препараты белены, ревеня, спорыньи и др.). XV—XVI вв. — Парацельс применяет в лечебной практике уже неорганические лекарственные вещества: соединения железа, ртути, свинца, меди, мышьяка, серы, сурьмы. Постепенно развиваются экспериментальные методы исследования, благодаря которым стало возможным получение из растений чистых высококачественных веществ (папаверина, стрихнина и др.) и синтетических соединений. Большое значение имели реформы Петра i, послужившие началу зарождения фармацевтической промышленности в России.
В конце XVIII — начале XIX вв. появились первые руководства по лекарствоведению, написанные в России Н. М. Максимовичем-Амбодиком и А. П. Нелюбиным. Развитию фармакологии способствовали достижения химии и физиологии XIX в. Были открыты фармакологические лаборатории. К экспериментальной фармакологии определенный интерес проявляли клиницисты Н. И. Пирогов и А. М. Филомафитский. Они экспериментально изучали действие первых наркотических препаратов — эфира и хлороформа — на организм животных. Огромное значение для развития фармакологии имели исследования И. П. Павлова в области физиологии сердечно-сосудистой системы и его учение об условных рефлексах.
Под его руководством и при непосредственном участии в клинике С. П. Боткина были исследованы многие лекарственные растения (горицвет, ландыш, строфант и др.).
Кроме того, И. П. Павловым была создана крупная школа отечественных фармакологов. После И. П. Павлова кафедру возглавил Н. П. Кравков, и оба они основоположники современной отечественной фармакологии. Изучая действие лекарственных веществ в условиях искусственно вызванных патологических состояний, Н. П. Кравков создал новое направление в развитии экспериментальной фармакологии. Применение им нелетучих наркотических веществ в качестве базисных наркотиков легло в основу современных принципов обезболивания. Большой вклад в дальнейшее развитие отечественной фармакологии внесли многие ученики и последователи Н. П. Кравкова: М. П. Николаев, А. И. Кузнецов, Н. В. Вершинин, С. В. Аничков, А. И. Черкес, академики В. В. Закусов, М. Д. Машковский, А. В. Вальдман, профессора Д. А. Харкевич, А. Н. Кудрин и др. Они создали новые школы и направления отечественной фармакологии и обогатили ее фундаментальными трудами.
2. Клиническая фармакология, ее задачи. Виды фармакотерапии
Клиническая фармакология — наука, изучающая воздействие лекарственных средств на организм больного человека.
1) испытания новых фармакологических средств;
2) разработка методов наиболее эффективного и безопасного применения лекарственных препаратов;
3) клинические исследования и переоценка старых препаратов;
4) информационное обеспечение и консультативная помощь медицинским работникам.
Решает вопросы, такие как:
1) выбор лекарственного препарата для лечения конкретного больного;
2) определение наиболее рациональных лекарственных форм и режима их применения;
3) определение пути введения лекарственного вещества;
4) наблюдение за действием лекарственного средства;
5) предупреждение и устранение побочных реакций лекарственного вещества.
Клиническая фармакология тесно связана с различными областями медицины и биологии. Фармакодинамика и фармакокинетика являются основными разделами клинической фармакологии.
Фармакодинамика изучает совокупность эффектов лекарственного вещества и механизмов его действия.
Фармакокинетика — пути поступления, распределения, биотрансформации и выведения лекарств из организма человека.
Фармакотерапия — наука об использовании лекарственных веществ с лечебной целью. Выделяют следующие виды фармакотерапии: этиотропную, патогенетическую, симптоматическую, заместительную и профилактическую.
Этиотропная терапия направлена на устранение причины (этиологии) заболевания.
Патогенетическая направляет действие лекарств на устранение или подавление механизмов развития болезни.
Симптоматическая терапия устраняет или уменьшает отдельные симптомы заболевания.
Заместительная терапия применяется при недостаточности в организме больного биологически активных веществ — гормонов, ферментов и др.
Профилактическая терапия проводится для предупреждения заболеваний.