Фарфор porcelain что это
О фарфоре
FINE BONE CHINA (твердый фарфор)
«CHINA» в переводе с английского языка означает «фарфор», а не Китай, как думают многие. Название этой страны произошло от единственного в мире продукта, рецепт которого до сих пор не разгадала ни одна страна мира, и он является гордостью и достоянием китайцев. «Bone» с английского переводится как «костяной», что совсем не означает, что фарфор изготовлен из кости. Изначально, название костяной было ассоциативным, т.е. характерные признаки фарфора (прочность, высокая плотность, прозрачность и молочный цвет) сравнивали с аналогичными характеристиками кости. Отсюда и пошло название «костяной фарфор».
Настоящий китайский фарфор Вone china (твердый фарфор) состоит из двух природных материалов: каолиновой глины и фарфорового камня. Каолиновую глину добывают во многих странах, а фарфоровый камень есть только в Китае. Именно он дает возможность изготовить настоящий твердый фарфор.
При прикосновении к твердому фарфору деревянной палочкой, Вы услышите продолжительный звонкий металлический звук, с вибрацией, что говорит о высокой плотности и прочности изделия. На просвет он прозрачный.
PORCELAIN (полутвердый фарфор)
Европейский фарфор Рorcelain (в переводе с итальянского языка «ракушка») был создан в начале XVIII века в Саксонии, где были обнаружены залежи каолиновой глины. Фарфоровый камень при изготовлении европейского фарфора, заменяется полевым шпатом или кварцем, поэтому этот вид относится к полутвердым видам фарфорам. Он немного толще, серее и пористее, соответственно, не такой прочный как твердый фарфор, поэтому прикоснувшись к европейскому фарфоруРorcelain, Вы услышите приглушенный непродолжительный звук без вибрации. На просвет он непрозрачный. Чем серее или голубее цвет глазури, тем хуже качество Porcelain.
ENGLISH BONE CHINA (полутвердый фарфор)
В 1748 году англичанином Томасом Фраем был изготовлен другой вид фарфора – English Bone China(английский костяной фарфор), который относится к группе полутвердых фарфоров или полуфарфоров. Фарфоровый камень заменили полевым шпатом, кварцем. Англичане очень хотели иметь свой костяной фарфор, как и китайцы, и чтобы фарфор носил название костяной, стали добавлять в фарфор золу костей крупнорогатого скота, который смог придать фарфору молочный цвет и прозрачность. Фарфор тоньше, чем porcelain. В связи с тем, что в нем нет фарфорового камня, он менее прочен, чем китайский Fine Bone China. При прикосновении к английскому костяному фарфору, Вы не почувствуете вибрацию, а только услышите звонкий непродолжительный звук. На просвет он прозрачный.
Виды и особенности фарфоровой посуды
Пить вкусный чай из красивых чашек в былые времена могли только богатые люди, аристократы. Но сейчас фарфоровая посуда есть почти везде. Ее дарят на праздники, она достается в наследство от бабушек. Ценность таких сервизов очень высокая и объясняется огромным списком достоинств этого материала. Такие изделия добавляют нотку роскоши и неповторимости обычному приему пищи.
Преимущества и недостатки посуды из фарфора
Посуда из фарфора имеет высокое качество и разнообразное назначение, но ей требуется особый уход. Она не может выдержать сильные удары — это ее единственный недостаток, за исключением достаточно высокой цены.
Какой бывает фарфор
Виды фарфоровой посуды отличаются технологией изготовления, качественными характеристиками, назначением:
Как отличить фарфоровую посуду от фаянсовой
Чтобы отличить посуду из фарфора и фаянса, необходимо обратить внимание на толщину изделия. Фаянс будет несколько толще, так как он считается менее прочным. Что касается просвета, то фарфоровые изделия могут пропускать свет в отличие от фаянса. Также оба материала отличаются по звучанию. У фарфора оно более тонкое и длинное, больше напоминает хрустальное, а вот у фаянса звук более глухой и недолгий.
Особенности фарфора New Bone China и Fine Bone China
В названиях вида фарфоровых изделий слово China значит фарфор, а не название страны, как привыкли многие считать. Bone переводится как «костяной». Но это совершенно не означает, что его изготавливают из костей. Изначально такое название было связано с ассоциациями, так как твердость, плотность и белый оттенок фарфора соответствовали костям. Отсюда и выбрано такое название. Первый рецепт так и не смогли заново создать, но в дальнейшем в определенном типе фарфора во время изготовления все же начали использовать пепел костей.
Отличия между Fine Bone China и New Bone China заключается в основном в составах материалов. Fine Bone China изготавливают из фарфоровых камней и глины. Также используется зола из костей крупного рогатого скота. Кости обрабатывают при высоких температурных показателях, они превращаются в золу, которую добавляют в составы для изготовления фарфора.
New Bone China является более простым типом посуды из костяного фарфора. В данном случае костяная зола заменяется синтетическим аналогом. Это вещество позволяет добиваться схожих параметров по цвету, прозрачности, твердости, но стоимость изделий меньше.
Хранение фарфоровой посуды
От условий хранения фарфоровой посуды зависит ее долговечность и внешний вид. Главное требование сводится к бережному отношению, но также важно правильно хранить такие сервизы. Лучше всего размещать их в шкафах и стеллажах, которые для этого предназначаются. Лишняя очистка не требуется. Если хранить в правильном месте посуду, то это уберегает ее от пыли, повреждений. Для хранения фарфоровых изделий допускаются еще полки с застеклением. Разрешается оставлять посуду в обычных шкафах на кухне.
Как отличить фарфор от других видов керамики и почему на британской дорогой посуде ставят надпись «Сhina»
Надпись China на задней стороне изделия редко вызывает восторг у покупателей. Обычно это слово ассоциируется с низким качеством и массовым производством. Однако есть исключение. Если вы видите надпись на обороте керамической чашки, а целиком она звучит как «fine china», значит, перед вами не предмет китайского ширпотреба, а настоящий (скорее всего, английский) фарфор.
Фарфор можно без лишних сомнений назвать элитой керамического общества. Изделия из этого материала имеют чистый белый (или близкий к белому) цвет, высокую прочность и термостойкость. Они высоко ценятся, и со временем их ценность только возрастает, за счет чего фарфоровые вещи представляют собой большой интерес для коллекционеров.
Сегодня фарфор перестал быть предметом роскоши и, к счастью, доступен отнюдь не только представителям аристократии, как это было прежде, когда его именовали «белым золотом». Хотя наличие такой посуды в доме все еще считается признаком хорошего вкуса хозяина.
Каким бывает фарфор
Фарфоровая масса создается из нескольких компонентов, главными из которых являются каолин, глина, кварц и полевой шпат. Готовые фарфоровые изделия почти всегда покрыты прозрачной глазурью, позволяющей видеть оригинальный цвет предмета.
Различают две основные разновидности фарфора – твердый и мягкий, также отдельно выделяют костяной фарфор.
Твердый
Как это логично следует из названия, твердый фарфор отличается повышенной прочностью. В его состав входит до 50% каолина и значительно меньше кварца и полевого шпата. Обжигается при 1300–1460 градусах. Имеет очень плотную структуру и чисто белый цвет. Устойчив к высоким температурам.
Мягкий
Мягкий фарфор имеет меньшую прочность, но большую пластичность и просвечиваемость. Количество каолина не превышает 40%. Обжигается на средних температурах (от 1200 до 1300 градусов). Структура такого фарфора более пористая, цвет варьируется от айвори до нежно-голубого. Такой фарфор может быть чувствителен к высоким температурам.
Костяной
Особенность костяного фарфора состоит в том, что в его составе много (до 50%) костной золы, которая сегодня все чаще заменяется идентичным искусственным материалом. Добавление этого ингредиента позволяет добиться особой тонкости и прозрачности изделия. Такой фарфор имеет теплый белый цвет и устойчив к перепадам температур. Чаще всего используется для создания чайных и кофейных пар.
Как отличить фарфор от фаянса и других керамических изделий
Профессиональные коллекционеры способны узнавать фарфор и его производителей издалека, но, если вы не собираетесь устраивать домашний музей в бабушкином буфете, достаточно будет хотя бы просто научиться отличать фарфоровые изделия от всех остальных видов керамики, в том числе фаянса.
Если очень кратко и очень просто, главное отличие – в составе. Фарфор содержит больше вещества, которое называется каолином, и меньше глины. Именно количество каолина влияет на основные качества готовых изделий, которые мы перечислим ниже. В фаянсе каолина значительно меньше, а глины больше (до 70–80%). В связи с этим готовое изделие из фаянса отличается более пористой структурой и меньшей прочностью. И именно поэтому фаянс всегда сверху покрыт глазурью (иначе он будет впитывать любые жидкости).
Критерии определения фарфора
Одна из особенностей фарфора заключается в том, что этот материал позволяет делать тонкостенные предметы. Фарфоровая чашечка может быть не толще обычного листа бумаги, оставаясь при этом прочной. Добиться подобного изящества от обычной глины довольно сложно. Впрочем, фарфор бывает и толстостенным, кроме того, данный критерий подходит только для идентификации посуды, но не статуэток и других предметов интерьера.
Прозрачность
Будучи очень тонким, фарфор по своим способностям пропускать свет (и химическому составу тоже) близок к стеклу. Если взять в руки фарфоровое блюдце или чашку и посмотреть сквозь них на просвет, они покажутся полупрозрачными. Никакая другая керамика не способна давать такой эффект. Данное качество особенно хорошо заметно на примере костяного фарфора.
Звонкость
Подобно хрусталю, фарфор имеет способность красиво звучать. Если вы легонько постучите ногтем или деревянной палочкой по стенкам фарфоровой чашки, она отзовется долгим чистым звуком, как если бы вы держали в руке колокольчик.
Цвет
Ободок на донышке фарфоровой посуды всегда остается зачищенным от глазури (особенность производства). Эта часть изделия слегка шероховата и имеет точно такой же оттенок, как и весь предмет. Фаянсовая посуда в большинстве случаев глазуруется целиком, включая ободок, а если он остается непокрытым, его цвет отличается от цвета самого изделия.
Фарфоровая посуда намного легче, чем фаянсовая, за счет своей тонкостенности. Если вы возьмете ее в руки, то сразу же ощутите непривычную легкость предмета, будь то чашка, тарелка или чайник. Особенно это заметно, если фарфор костяной.
Роспись
Качественный фарфор красив сам по себе, поэтому мастера редко покрывают его росписью целиком. Как правило, значительная часть изделия остается чисто белой.
Прочность
Со временем фаянс имеет склонность покрываться сеткой микротрещин. Это похоже на эффект кракелюра и на профессиональном языке керамистов называется словом «цек». Чем больше проходит времени, тем выше риск появления цека на глазури фаянсового изделия (необязательно, но вероятно). Фарфор почти никогда не «цекается». Этот критерий важен для старых изделий, если, например, вы выбираете тарелку на блошином рынке или в антикварном магазине.
Как определить, настоящий фарфор или нет
Если вы не специалист-антиквар, скорее всего, никак. Отличить настоящий фарфор от подделки не всегда просто, а иногда и совсем невозможно. Чтобы застраховать себя от покупки фаянса или меламина, покупайте фарфор в проверенных магазинах, где вам могут предоставить сертификаты на всю продукцию.
Что делают из фарфора
Многие привыкли думать, что фарфор – это чайный сервиз или красивое блюдо. Но у «белого золота» гораздо больше областей применения.
Во-первых, это, конечно, посуда. И не только чашки и блюдца, а всевозможные предметы для сервировки – от салфетницы до подставки под торт. Из фарфора делают и супницы, и сахарницы, и молочники, и полные сервизы на двенадцать персон по 5–6 предметов на каждого.
Во-вторых, фарфор изначально был популярным материалом для статуэток, ваз и других украшений интерьера, включая плафоны для настольных ламп, часы и целые картины, а также церковную утварь (иконостасы, лампады и т. п.) и, конечно же, кукол.
В-третьих, фарфор используется с практическими целями: в промышленности (изоляция), медицине (протезирование), парфюмерии (специальная посуда), строительстве (плитка).
Для каждого из этих направлений подходят разные виды фарфора: где-то идеально пригождается мягкий, где-то твердый, а где-то костяной.
Семь базовых правил по уходу за фарфором
Для мытья фарфора (особенно коллекционного и раритетного) не стоит использовать посудомоечную машину и агрессивные химические средства.
Лучше всего подходят обычное хозяйственное мыло или сода (для сильных пятен) и мягкая губка.
Во время мытья фарфоровой посуды нужно снимать кольца, чтобы не поцарапать ее поверхность.
Не рекомендуется оставлять фарфоровые изделия с рисунком в воде надолго.
После мытья посуду из фарфора лучше вытирать сразу.
Фарфор с металлическими элементами нельзя ставить в СВЧ-печь.
При хранении стопками фарфоровые тарелки следует перекладывать мягкими салфетками, чтобы донышки верхних изделий не поцарапали нижние.
Цены на фарфор, самые известные производители фарфора и другие интересные факты
Фарфор не обязательно должен быть сказочно дорогим. Цены на простые фарфоровые кружки и даже чайные пары сегодня начинаются в среднем от 200 рублей.
Изделия из фарфора могут быть чисто белыми, без рисунка, но часто они покрыты росписью. Роспись бывает двух видов – подглазурная и надглазурная. Первая, как это следует из названия, делается под глазурь (на чистую фарфоровую поверхность), вторая наносится сверху на слой глазури. В обоих случаях изделие после росписи снова проходит через обжиг, чтобы узор прочно закрепился.
Иногда узор на фарфоровом изделии имеет металлические элементы (чаще всего золотые), такие предметы нужно мыть особенно осторожно, потому что слой металлической краски легко можно повредить (поцарапать).
Хотя фарфор, как и фаянс, как правило, покрыт глазурью, делается это по большей части с эстетическими целями и для защиты росписи. В отличие от фаянса, фарфор даже без глазурования остается непроницаемым для воды и может быть использован в быту. Неглазурованный фарфор тоже встречается, его называют бисквитом.
В России самыми известными и старейшими производителями фарфора являются Императорский фарфоровый завод (г. Санкт-Петербург) и Дулёвский фарфоровый завод (г. Ликино-Дулёво, Московская область).
Самым известным в мире европейским фарфором считается мейсенский (по названию немецкого города Майсена, где и был разработан рецепт этого материала).
Наиболее ценным признан древнекитайский фарфор. Стоимость изделий доходит до нескольких миллионов долларов.
Слово «фарфор» имеет тюркское происхождение и обозначает титул китайского императора на персидском языке. Дословно faɣfur можно перевести как «сын неба». Таким образом термин, приложенный к керамике, определял ее высокое качество. В царской России и других странах Европы фарфор чаще называли словом «порцелин» (porcelaine, porcelain, porzellan), имеющим итальянское происхождение и обозначающим морскую раковину (porcellana).
Первые попытки сделать фарфор были предприняты в Китае еще за сотни лет до нашей эры. Только в XII веке фарфоровые изделия впервые были экспортированы в другие страны, а стабильные экспортные продажи в Европу начались с XVII века.
На вопрос, какой фарфор ценится больше всего, знатоки отвечают по-разному, но если в общих словах, то это:
фарфор с ручной росписью,
фарфор известных европейских фабрик (Villeroy & Вoch, Augarten, Wedgwood, Royal Albert и др.).
А что же все-таки означает надпись China?
Поскольку именно китайцы открыли миру красоту фарфоровой посуды, емким термином CHINA британцы стали именовать весь фарфор, сделанный по аналогии с китайским. Fine China означает «изысканный фарфор», а Bone China – «костяной фарфор».
Именно такие пометки стали ставить англичане на той посуде, которую европейцы научились производить самостоятельно примерно в начале XVIII века. До того им никак не удавалось ни украсть, ни разгадать секрет создания фарфора, и только в 1709 году немецкий физик Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус сумел создать твердый белый полупрозрачный образец керамики.
Примечательно, что почти в то же самое время (чуть ближе к середине XVIII столетия) тайна фарфора была раскрыта и русским ученым Дмитрием Виноградовым. Близкий сподвижник Ломоносова, не получивший такой широкой известности, как его именитый товарищ, стал – ни больше, ни меньше – основоположником русского фарфора. Не имея никаких шпионов в Китае или Германии, коренной петербуржец самостоятельно разработал рецепт создания «белого золота», пользуясь при этом хитрыми шифрами, чтобы ни коллеги, ни ученики не сумели похитить его разработки.
Увы, при жизни Виноградов так и не снискал лавров победителя: его труд не был оценен по достоинству, как то произошло в Европе с Чирнхаусом. В память о нем нам остался монументальный трактат под названием «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается, купно с показанием всех тому принадлежащих работ» и всего несколько фарфоровых изделий, которые хранятся в музеях Петербурга.
Порцеллан. Что такое фарфор
Сегодня фарфоровых предприятий, мануфактур и мастерских по миру достаточно много. Ярким примером современного китайского фарфора могут послужить работы предприятия «Franz Collection». Среди европейских фабрик особо известны «Мейсен»(Германия), «Веджвуд»(Англия), «Лиможский фарфор»(Франция), «Lladro»(Испания). В России самым крупным производителем был и остаётся Императорский фарфоровый завод.
Со временем фарфор перестал быть предметом роскоши. Современный фарфор не ограничивается выпуском классических статуэток, сервизов, ваз и кофейных пар. Авторы часто идут на эксперименты и делают невероятные вещи: имитации других материалов (металла, кожи, ткани, жидкости, резины), необычные композиции, фарфоровые одежда и обувь, фантастические образы, сложные росписи.
Чтобы лучше разбираться в мире фарфора, объясним основные термины:
Все начинается с изготовления модели будущего изделия из пластилина или гипса. Модель лепят и вырезают вручную(в основном статуэтки) или на гипсомодельном станке(в основном посуда).
Далее следует первичная формовка: с модели снимают гипсовую форму, которую зачищают и дорабатывают.
Чтобы все было идеально, в доработанную форму заливают гипс или фарфор, которые доводят до совершенства. После этого следует итоговая чистовая формовка изделия.
Когда форма из гипса готова, в неё можно заливать шликер и делать отливки(то есть уже приступать к созданию фарфорового изделия).
Отливки вынимают из форм, сушат, обрабатывают ( убирают швы и неровности, склеивают все части, если требуется) и отправляют на первый обжиг, утильный.
После первого обжига изделие расписывают(если требуется подглазурная роспись), глазуруют и ставят на высокий финальный обжиг.
После расписывают надглазурными красками и золотят, после чего ещё раз обжигают.
Стоит отметить, что одно изделие из фарфора может проходить до 10 обжигов, самый короткий из которых длится 4 часа.
В создании фарфора принимают участие много людей, на больших предприятиях каждый человек отвечает за своё направление в работе. У нас в Мастерской KASTdecor всего три человека. И все вышеуказанные этапы мы проходим самостоятельно от идеи до конечной фотографии изделия на сайте.
Фарфор porcelain что это
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Английский фарфор Споуд
Фарфор, получивший свое название по имени владельца фабрик Дж.Споуда-старшего. Фабрики находились в графстве Стаффордшир, Уэст Мидлендс (Северная Англия).
Сервиз Stafford Flowers 1986 год.
Джозайя Споуд-старший (Josiah Spode I) родился в деревушке, которая является частью города Сток-он-Торент (Стаффордшир, Уэст Мидлендс). Отец его был нищим. А в 6 лет Джозайя остался сиротой. Его отдали в обучение одному из самых уважаемых и известных английских мастеров керамики Томасу Уилдону (Джозайя был одним из 19 учеников). С Уилдоном Споуд оставался с 1749 по 1759 годы. Он был одним из самых талантливых учеников, но решил уйти от учителя, когда партнером Уилдона стал Джозеф Веджвуд, известный английский гончар, основатель компании Веджвуд и дед Чарльза Дарвина.
Споуд работал на керамической мануфактуре в Лонгтоне. Там он начал делать глиняную кремовую посуду с синей росписью, белую и черную керамику.
В 1776 году он купил старые керамические мастерские в Сток-он-Торенте вместе с финансовым партнером Уильямом Томлинсоном, который был адвокатом, и открыл свой бизнес.
Изображение завода Споуда на тарелке
Бизнес Споуда оказался очень удачным. Он начал торговать своими изделиями в Лондоне, приобретя там коммерческие помещения и склады.
Споуд усовершенствовал синий глазурный принт для керамических изделий. Улучшил и завершил формулу для английского костяного фарфора.
коллекция изделий 1833 года в музее Споуда
В 1797 году Споуд-старший скоропостижно умер. Но его дело продолжил его сын, Джозайя-младший (или Josiah Spode II).
Споуд-младший оказался не менее талантливым гончаром, чем его отец, и даже более успешным бизнесменом и изобретателем и даже довольно хорошим специалистом маркетинга.
Портрет Споуда-младшего на керамике
Споуд-младший сделал завод Споуда одним из главных заводов 19 века в Англии.
Недалеко от завода Споуд построил особняк.
Особняк сохранился до сих пор
Изображение особняка можно увидеть на вазе, изготовленной на заводе Споуд в 1825 году
Главный акцент в работе фабрик Споуда был сделан на недорогое производство. Посуда выпускалась преимущественно несложной формы, но элегантная и с элементами декора в духе времени. Так, в начале 19 века выпускалась посуда в стиле английского ампира с пейзажами, видами сельской жизни, полевыми цветами.
Посуда с охотничьей тематикой пользуется спросом до сих пор
К тому же на производстве постоянно внедрялись новинки.
В 1813 году была получена новая форма каменной массы, и на заводе начали производить каменный фарфор.
В 1833 году фабрика перешла к другим владельцам, но название Споуд осталось.
В 1840-е годы был получен «статуарный» фарфор и «паросский бисквит», которые составили славу искусства керамики викторианской эпохи.
Изделий и открытий на заводе Споуд было сделано много. Я даже не берусь кратко описать основные этапы работы завода и образцы его продукции.
Несколько образцов из огромной коллекции посуды Споуд.
Так называемая «кремовая» керамика была разработана в 1740-х годах стаффордширским гончаром Енохом Бутом.
Сейчас коллекционеры называют эти изделия Creamware.
Эти изделия изготавливались из белой глины и кремня. неочищенная глазурь содержала небольшое количество железа, и это придавало изделию сливочный оттенок. Отсюда и название.
С 1770 года гончары Стаффордшира использовали местную желтую глину от бледно-желтого до коричневого оттенков, которые напоминали тростник или бамбук. На заводах Споуд украшали изделия классическими рисунками и цветами.
Pearlware Spode начали выпускать после 1775 года, когда начали отбелять глазурь, добавляя в нее синий кобальт, чтобы ослабить желтый оттенок железа. Изделия стали серовато-голубыми.
Spode Jasperware начал выпускаться с начала 19 века. Этот вид керамики изобрел Веджвуд. Но использовали и другие гончары, в том числе и Споуд. Керамика твердая, почти как стекло, но фарфором еще не является.
При создании изделий из этой керамики мастера вдохновлялись искусством Древней Греции и Рима.
Этот материал остается востребованным и в 21 веке.
Споуд-старший разработал способ подглазурной синей печати. Подглазурная печать того времени была ограничена в цветах, которые не выдерживали обжига и тускнели или менялись. Тогда был моден синий цвет, и Споуд разработал технологию и рецепт таким образом, что стал получаться даже темно-синий цвет.
Изделия Споуд 1831 года
Выпускал Spode-Copeland и посуду в стиле imari (фарфор в стиле выпускаемых в японском городе Арита фарфоровых изделий)
До 1970 года торговой маркой владели Copeland and sons. Названия Spode, Spode Ltd, Late Spode использовались наряду с именем Copeland. Эти же названия использовались и после 1970 года.
В 2006 году бывший бизнес Споуд слился с Royal Worcester.
В 2009 году Portmeirion Pottery приобрела акции некоторые акции Royal Worcester и бывшего Споуд, и сейчас некоторые виды керамики Споуд выпускают, как и прежде, в Сток-он-Тренде.
Изделия Споуд разных времен
Предназначение некоторой посуды сейчас кажется не понятной.
Например, такое блюдо использовали для ананаса
Пара ведерок для льда
Лед использовался не только для охлаждения шампанского, но и для хранения мороженого
Десертная тарелка для мороженого