Фантастика фэнтези отличается чем
Фантастика и фэнтези: в чем различия?
Фантастика и фэнтези — два огромных направления, в рамках которых увидело свет множество самых разных книг. Однако до сих пор многие читатели путаются или спорят о терминологии. Фэнтези — часть фантастики? Что появилось первым? В чем разница между научной и остальной фантастикой? Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы и разберемся, что отличает жанр фэнтези и фантастику.
Ни для кого не секрет, что фантастика в своей основе содержит фантастическое допущение — прием, с помощью которого автор рассказывает историю, отдельные элементы которой не могут существовать или произойти в реальном мире и зачастую ему противоречат.
Истории зарождения фантастики мы посвятили отдельный материал. Большой толчок к развитию жанра дали Жюль Верн, Герберт Уэллс и другие авторы конца XIX и начала XX века, которые не боялись заглядывать в будущее и включать в свои произведения элементы науки.
Первая половина XX столетия стала «золотым веком», расцветом классической научной фантастики. Именно тогда проявили себя Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн, Артур Кларк, Рэй Брэдбери — хотя многие их книги вышли уже после того, как «золотой век» формально завершился. Позднее фантастику принялись делить на разные подвиды и направления, выделяя твердую научную фантастику, космооперу, стимпанк, киберпанк, альтернативную историю, хронооперу, антиутопию, боевую фантастику, социальную, философскую…
С фэнтези дела обстоят чуть иначе. С одной стороны, этот жанр вырос на основе мифа и древних эпосов, и в его основе — не столько фантастическое допущение, сколько полностью ирреальный подход к происходящему в произведении. Иными словами, истории в жанре фэнтези могут вообще никак не соприкасаться с нашим миром, показывая совершенной иной мир со своими законами, необъяснимыми с точки зрения науки.
С другой стороны, фэнтези — самый что ни на есть поджанр фантастики. Просто исторически так сложилось, что его часто обособляют от остальной фантастики, и на то есть причины — например, то, что в рамках фэнтези тоже есть множество поджанров и направлений: эпическое, героическое, городское, детективное, юмористическое, технофэнтези.
Другой фактор обособления фэнтези — его высокий спрос среди читателей. Примечательно, что поклонники фантастики и фэнтези могут не пересекаться. Одни целенаправленно читают только про «магию и драконов», другим нужны звездолеты, роботы или новейшие научные изобретения. И отделять одно от другого просто удобно для всех. Впрочем, разумеется, немало читателей с удовольствием берутся за книги обоих направлений.
Во времена золотого века фантастики на Западе сформировалось устойчивое выражение science fiction and fantasy— дословно «фэнтези и научная фантастика». Оно как раз и разграничивало поджанры так, как это было наиболее удобно для понимая. На русском языке такой термин не прижился, и ему на смену пришло известное «фантастика и фэнтези».
Впрочем, бывает и такое, что книгу можно занести в оба жанра. Действие книги может происходить, например, в космосе, но если в сюжете присутствует магия, то от фэнтези никуда не деться. И наоборот: мир, в котором отсутствует магия, но сам по себе он полностью вымышленный, все равно причисляется к фэнтези. И таких примеров очень много.
Но как бы то ни было, главным отличием между фэнтези и фантастикой принято считать волшебство. Если в фантастике — даже максимально далекой от науки и реализма — принято хотя бы делать вид, что элементы «нереального» имеют обоснование, то в фэнтези многое может происходить «по волшебству». И даже сами герои могут не знать, как работает их мир — они просто принимают его таким, какой он есть.
Нередко можно встретить мнение, что хорошая книга едва ли укладывается в рамки каких-то жанров. Многие авторы даже намеренно сочетают жанры, чтобы их истории получались по-настоящему запоминающимися, необычными и яркими. Жанровая терминология удобна, чтобы обособлять одно от другого, как это происходит с фантастикой и фэнтези. Но это отнюдь не значит, что нужно замыкаться только на одном жанре или пытаться строго найти его границы, которые со временем размываются все сильнее.
Чем отличается Фэнтези от Фантастики?
Начнём, пожалуй, с самых истоков зарождения искусства. Искусство это так или иначе переосмысление увиденного. В Древнем мире люди изображали на скалах мамонтов и себе подобных — то есть то, с чем они имели дело в реальном мире. Постепенно с зарождением цивилизации, появлением государств и развитием человечества в целом, начали появляться изображения нереалистичного. Египетские боги, греческие мифы и так далее. Зародилось то, что сегодня мы называем фантастикой.
На мой взгляд самое простое, не углублённое в суть, объяснение разницы между фэнтези и фантастикой — это допущение. Если мы говорим именно о научной фантастике, то от фэнтези её отличает допущение. Это могут быть научные прогнозы автора, причём им даже необязательно сбываться. Главное, чтобы они придерживались околонаучной тематики. И хоть как-то пытались объяснить нереалистичное с научной точки зрения. К примеру, в Мстителях 2012 года, создавая Левиафан, авторы действительно обдумывали, засчёт чего он может держаться в воздухе.
Фэнтези напротив, не пытается объяснить законы по которым существует выдуманный мир. Авторы просто ставят нас перед фактом существования волшебства, эльфов или чего-то подобного. Во «Властелине колец» мы наблюдаем за сказочным миром Средиземья и не задумываемся о том, как можно объяснить происходящее с научной точки зрения, в то же время в научно-фантастической «Космической одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрика мы наблюдаем хоть и за нереалистичным и модернизированным, но привычном нам миром.
По сути, ответ на вопрос дан, но на самом деле мир фантастики гораздо сложнее и его нельзя однозначно делить на чёрное и белое. Например, «Звёздные войны» нельзя на 100% отнести ни к научной фантастике, ни к фэнтези. Действие саги происходит в вымышленном мире со своими законами, но при этом имеет научно-фантастический антураж: космические корабли, лазерные мечи и т. д.
Давайте для начала определимся, что и фэнтези, и научная фантастика являются всего лишь направлениями такого жанра как фантастика. К другим видам фантастики можно отнести фантасмагорию и даже фильмы ужасов. Я называю эти вещи направлениями, а не жанрами не случайно. Фантастику нельзя назвать жанром наравне с драмой, комедией или триллером. Фантастика является скорее способом донесения определённой идеи кинотворца.
Как я уже сказал ранее фантастика может принимать в себя любой жанр, в том числе и фэнтези. Одним из пионеров направления стал фильм «Уиллоу» 1988 года. Ему удалось собрать две номинации на оскар и пять на золотой глобус, но к сожалению кино провалилось в прокате. Массовому зрителю того времени не была интересна сказочная история о злой волшебнице и пророчестве. Хотя это кино до сих пор является одним из лучших представителей сказочного фэнтези, которое очень тонко передаёт замечательную историю, а помогает ей в этом отличный саундтрек. Этот фантастический, а в более узком рассмотрении фэнтезийный фильм является и приключением, и драмой, и боевиком.
Или взять к примеру фильм Лобстер 2015 года, который является одним из самых недооценённым кино. Массового зрителя от картины оттолкнул поверхностный взгляд на её концепцию. Сюжет фильма строится вокруг антиутопичного мира, в котором одиночество находится под строжайшим запретом. Людей без пары отправляют в специализированные отели и дают 45 дней на поиск второй половины. При неудаче одиночек превращают в животных на выбор и отправляют в лес. Ну вы поняли…
Именно таким фантастичным описанием фильм и оттолкнул от себя зрителя, посчитавшего, что это кино не для него. Но на самом деле картина является мощной критикой на современный мир, его устои и взгляды человека на романтические отношения. Кино высмеивает устаревшие устои, при которых человек обязательно должен находиться в отношениях и без них не может быть самодостаточным. Почему даже пытаясь завести отношения, люди должны следовать каким-то стандартам и правилам?
Обо всём этом говорит ФАНТАСТИЧЕСКИЙ фильм. Что в очередной раз доказывает глобальность разносторонность фантастики. Лобстер собрал в себя драму, мелодраму, комедию и триллер.
Смотрите хорошее кино и получайте от него удовольствие вне зависимости от жанра.
Чем отличается фэнтези от фантастики?
Если перечислить главные бестселлеры, вышедшие за последние лет десять-двадцать, и затем обозначить их жанры, то подавляющее большинство названий окажется в разделе «Фэнтези». «Гарри Поттер» Дж. Роулинг, «Сумерки» С. Майер, «Дозоры» С. Лукьяненко – все эти нашумевшие серии, прекрасно экранизированные и привлекшие множество поклонников, несомненно относятся к обозначенному жанру.
При этом ближайшая родственница фэнтези – научная фантастика – значительно сдала свои позиции именно в XXI веке. В чем секрет такой популярности фэнтези? Чем отличается фэнтези от фантастики? Постараемся разобраться по пунктам.
Сходства и различии фэнтези от фантастики коротко в таблице
Пункты сравнения | Фэнтези | Фантастика |
Мир | Уникальный, со своими законами | Похож на реальность либо на предсказания ученых |
Законы существования | Иррациональные, часто есть сверхъестественные силы, магия | Рациональные, строгое научное обоснование |
Развитие героя | Легко прослеживается | Может быть, как в фэнтези, а может и отсутствовать |
Время действия | Прошлое или настоящее | Будущее |
Главная идея | Общечеловеческие вопросы о нравственности и добре | Может совпадать с фэнтези либо быть более узко-философской |
Противостояние сил добра и зла
Для научной фантастики либо не характерно такое противостояние, либо же оно выражено менее однозначно. В конце перед читателем чаще всего оказывается вопрос без ответа: кто прав и как лучше было поступать.
Чем отличается фэнтези от фантастики
Фэнтези дает однозначный ответ на нравственные вопросы и этим, видимо, подкупает в наш век постоянных перемен и неопределенности. Оно, как добрая сказка, помогает читателю сориентироваться в моральном выборе и вспомнить простые, но важные истины.
Особенный мир
Мир фэнтези – это всегда мир чистой фантазии, не зря ведь само слово намекает на это. Полет фантазии автора практически ничем не ограничен: разные исторические эпохи и их неожиданные комбинации (пистолеты и бластеры у жителей Средневековья), мифические и сказочные персонажи, действующие на страницах книги (драконы, орки, рыцари Круглого стола), магия и сверхъестественные явления в обыденной жизни.
Чем отличается фэнтези от научной фантастики
Мир научной фантастики всегда более однороден, выдержан в едином стиле и населен авторскими персонажами, без привнесения общемировой культуры в виде Бабы Яги или джиннов. Конечно, у каждого правила есть исключения, достаточно вспомнить некоторые романы братьев Стругацких, тот же «Понедельник начинается в субботу».
Законы, действующие в мире
В научной фантастике все подчинено рациональному объяснению. Даже самые смелые допущения обосновываются научно, причем часто с привлечением новых теорий, недавних реальных открытий. Так этот жанр помогает осмысливать научные разработки, делать выводы о их будущем.
Главная отличительная особенность фэнтези
Неудивительно, что в наш век научного объяснения всего и полной рациональности в жизни, на первый план выходит уже не научная фантастика, а фэнтези. Слишком много науки во всем уже приелось, для отдыха человеку требуется свободно помечтать, не обосновывая свои фантазии и не поверяя лирику математикой.
Это прекрасная отличительная черта фэнтези, главная изюминка, которая привлекает к жанру множество поклонников. Будущему писателю стоит помнить об этом и не привносить излишние объяснения из чуждой научной области. Вообще не стоит стараться все объяснить читателю, оставьте место для его воображения.
Развитие героев
Фэнтези роднит со сказкой еще и то, как развиваются главные герои на протяжении всех перипетий и приключений, выпадающих на их долю. Как Иванушка-дурачок становится в конце сказки Иваном-царевичем, так и герой фэнтези очень часто меняется кардинальным образом в лучшую сторону.
Читатель радуется, сопереживая изменениям героя, возможно, даже переживает собственные мечты об изменении себя и жизни. Дайте же ему почувствовать это благодаря вашей книге! Пусть трудности закаляют героев, а нравственный выбор помогает становиться мудрее, ведь именно это привлекает многих людей к жанру фэнтези.
Чем герои научной фантастики отличаются от героев фэнтези
Научная фантастика намного реже показывает весь путь становления героя от начала и до конца. Гораздо чаще характеры персонажей изначально заданы и почти не меняются со временем, все сосредоточено на действии или же рациональных объяснениях.
«Между прошлым и будущим…»
Научная фантастика стремится вперед, хочет предсказать изменения, которые последуют в обществе после очередного открытия, либо же и вовсе предвосхищает развитие науки. Смелый ум писателей-фантастов открывает перед учеными новые горизонты, ставит вопросы, на которые требуется научный ответ.
Не зря ведь Жюль Верн в своих произведениях предвосхитил открытие вертолета и подводной лодки, Герберт Уэллс описал космическую ракету и межпланетные перелеты задолго до их технической разработки, а Нил Стивенсон стал первым, кто вообразил себе мир виртуальной реальности.
Чем отличается фэнтези от фантастики в литературе
Фэнтези в литературном плане не то чтобы отстает, нет. Жанр просто направлен в противоположную сторону и не стремится предугадывать. Для фэнтези важнее не узнать, что будет через десять или пятьдесят лет с миром, а найти точку опоры в нашей реальности, осмыслить то, что уже происходит.
Как бы ни менялся мир вокруг, жизнь человека проходит определенные стадии что в Древнем Египте, что в современной России, и нужно проживать ее, открывая не ракеты со скафандрами, а скрытые закономерности и правила. Простые истины каждый человек находит для себя сам, научить им невозможно, как нельзя сделать кого-то мудрым. Писатель фэнтези только помогает читателю вообще задаться такими вопросами, но это уже немало.
Социальные инновации
Мир фэнтези, как ни один другой, бывает населен множеством разных рас. Практически ни одна книга не обходится без такого разделения, не важно, кто это будет в каждом конкретном случае – прекрасные эльфы и грубые орки или же вампиры и простые смертные. Отправной точкой развития сюжета в фэнтези становится конфликт между ними, напряжение усиливается, вызывая войны, перевороты в фантастическом мире.
Можно легко проследить параллели с реальной жизнью, где так сложно найти мир и легкое сосуществование не то что между нациями, а даже между поколениями одной семьи. Писатель фэнтези ставит перед собой нелегкую задачу как-то разрешить этот вечный конфликт в своем произведении. Для этого он задействует все силы жанра: герои вступают в борьбу со своими врагами, развиваются сами и видят перемены в противниках, взаимодействуют между собой и находят союзников, раскрывают предателей. И, наконец, побеждают врагов или примиряются с ними.
Отличие фэнтези от фантастики в плане философских идей
Научная фантастика тоже может быть сильна в размышлениях о социуме, достаточно вспомнить сюжеты об андроидах и людях. Но это всегда более отвлеченно-философские вопросы, проблемы же конкретного человека позволяет метафорически пережить борьба магов или вампиров в простом и красочном мире фэнтези. Тут определенно есть и психологическая подоплека, и психотерапевтический эффект от чтения.
Исторический подход
Ни один жанр так не привлекает молодых людей к изучению истории, как фэнтези. Авторы чистого исторического романа никогда не добивались такой популярности и уж тем более не вдохновляли своих поклонников выходить в поле с выкованным мечом, как на слетах толкиенистов.
Отличие фэнтези как популяризирующего историю жанра
Из-за своей высокой популярности фэнтези делает популярным, интересным к изучению и тот мир, в котором действуют персонажи. Не секрет, что писатели фэнтези очень любят Средние века и их романтику с прекрасными рыцарями, органически вписывающейся в уклад жизни магией и близостью к животному миру и природе. Хотя практически уже и не осталось времен и реально существовавших стран, в которых бы не происходили приключения фэнтези.
Можно только порадоваться, когда увлечение книгами перерастает в хорошее знание культуры других стран, образованность читателя. Фэнтези, как ни один другой жанр, помогает искренне заинтересоваться и полюбить историю.
Мечты становятся новой реальностью
Самое главное в фэнтези – стремительный, не ограниченный ничем полет фантазии. Писательская выдумка помогает читателю начать фантазировать самостоятельно, выдумывать собственные миры и их правила. Фэнтези обладает поистине целительным для души эффектом, ведь позволяет на короткое время полностью отвлечься от житейских невзгод и быта. В то же время оно не уводит в мир бесплодных мечтаний, ведь фэнтези – один из самых связанных с моралью и нравственностью жанров. Практически невозможно назвать книги этого жанра, в которых зло побеждало бы и оправдывалось. Нет в фэнтези и цинизма, преувеличения мрачных сторон жизни, безнадежности.
Ни научная фантастика, ни реалистический роман не сравнятся с фэнтези по доброте и человечности. Остается только надеяться, что не зря этот светлый жанр стал популярен, что он действительно что-то способен менять в читателях и самой жизни в лучшую сторону.
Как распознать фэнтези – основные черты жанра
Фэнтези как жанр появилось намного раньше, чем профессор Джон Р.Р. Толкин взялся за перо. Первым произведением в этом жанре часто называют старинный миф о Гильгамеше, однако и после него примеров хватало. Толкин же оказал значительное влияние на жанр, обозначил основные фэнтезийные черты, изучил и закрепил в своем творчестве основные особенности этого жанра.
Так в чём же заключаются основные отличия фэнтези от фантастики? Давайте разбираться вместе.
Наличие магии или иных сверхъестественных сил
Это жанрообразующая черта фэнтези. Волшебная сила, прорицание, способность перевоплощаться, наличие магических существ или тварей и многое другое. Вообще в этом пункте подойдет всё, что выходит за рамки обычного. Персонажи фэнтези вовсе не обязаны обладать какой-то особой сверхъестественной силой (например, «Песнь Льда и Пламени» Дж. Р. Р. Мартина), но возможность взаимодействия с магией должна существовать. Это же относится и к наличию эльфов, гномов, троллей, орков и прочих магических рас.
В фэнтезийных произведениях магия имеет четкие и логичные законы функционирования: набор конкретных заклинаний, перечень способностей у магического существа или свойств предмета. Магия тем и отличается от сказочных чудес, что является чем-то системным и предсказуемым.
Магия не обоснована научно
Отсутствие рационального объяснения происходящему во многом и отличает фэнтези от научной фантастики, в которой всё нестандартное подкрепляется солидной научной базой. А фэнтези в свою очередь дает автору большую свободу, не стесняя его в выборе сверхъестественных средств.
Действие происходит в вымышленном мире
Литературоведы называют придуманные миры вторичными. Это не обязательно иной, незнакомый нам мир, действие может происходить и на нашей планете. Авторы не указывают расположение своей вселенной относительно нашей: она может существовать как где-то во вселенной, так и быть параллельным. Во вторичном мире обычно соблюдаются элементарные законы природы: закон притяжения, существа дышат воздухом, у человека пара рук и пара ног и так далее. Однако автор может и самостоятельно придумать с нуля законы мироздания (например, серия «Плоский мир» Т. Пратчетта).
Авторские миры стилизуются под реальные исторические периоды, чаще всего под Средневековье. Однако это вовсе не обязательная черта: мир может существовать, например, в Древней Греции («Горой должен быть один» Г.Л. Олди), некоторые авторы даже перемещают своих героев в современность («Ночной дозор» С. Лукьяненко) и даже будущее («Чародей поневоле» К. Сташефф).
Герой должен пройти Путь
Или квест, на котором строится сюжет повествования. Путешествие может быть совершено в поисках магического предмета, человека или знания. По мере прохождения этого квеста герой получает ценные жизненные уроки, меняет свой характер и отношение к жизни, находит друзей, а иногда «принцессу/принца» и сокровища. Герой не возвращается из путешествия прежним. Многие авторы почему-то воспринимают необходимость «Пути» слишком буквально, поэтому в огромной массе фэнтези-произведений персонажи на протяжении всей истории куда-то едут. В силу квестовой основы фэнтези ставится отличным материалом для компьютерных игр («Сага о ведьмаке» А. Сапковского).
Противостояние Добра и Зла
Некоторые исследователи оспаривают принадлежность этого пункта к основным чертам фэнтези. Мол, границы жанра давно стёрты, писатели пытаются как можно меньшее соответствовать канонам классического повествования жанра, да всем уже надоело это зубодробильное клише. Но если присмотреться, из каждого современного фэнтези за очень редким исключением торчит старая как мир история о борьбе Ангела и Дьявола, Тьмы и Светы, Добра и Зла.
Текст: Катя Светлостражева
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Чем отличается:: фантастика и фэнтези
Истоки и развитие фантастики
Нужно отметить, что истоки литературы и прочих видов искусства, в которых описываются необычные события и не существующие в реальном мире персонажи, конечно, в фольклоре. В народных мифах, легендах и сказках мы видим первые примеры фантастических допущений. Герои этих фольклорных произведений часто имеют нечеловеческую силу, живут дольше, чем обычные люди, или могут воздействовать на предметы и живых существ при помощи магии. Кроме того, сами герои легенд и сказок зачастую сами оказываются мифическими существами.
Интерес к литературе, в которой использовались фольклорные мотивы, был всегда. Это были как чисто развлекательные произведения, так и поучительные истории.
В 19 веке и начале 20 столетия человечество находилось на этапе технологического и научного подъема. Ученые, изобретатели, инженеры и конструкторы сделали очень много значимых открытий и изобретений: паровой двигатель и двигатель внутреннего сгорания, телеграф, телефон, строение атома, автомобили, самолеты и т.д.
Первоначально, когда общество с оптимизмом смотрело на технический прогресс, действие происходило в утопическом технологически развитом мире. Такое воодушевление мы видим в произведениях Жюля Верна и Герберта Уэллса. С начала же 20 века появились идеи о том, что развитие технологий приводит к тому, что люди становятся бездушными и сами уподобляются машинам. Эти настроения нашли отражение в жанре антиутопии. Эти произведения чаще всего изображают мир будущего, в котором наука и технология вторглись абсолютно во все сферы жизни человека.
Огромный интерес общества в 20 веке привлекли исследования космоса. Поэтому произведения фантастического жанра, в которых фигурируют полеты на космических кораблях, поиски инопланетного разума и исследования других планет, получили большое развитие. Первоначально авторы пытались отразить уникальность нашего мира через сравнение с другими планетами, старались предположить, каким будет контакт с обитателями других планет. Но в дальнейшем эти произведения стали носить скорее развлекательный характер, а жанр назвали «космической оперой».
Возникновение жанра фэнтези
Современный жанр фэнтези начал формироваться в начале 20 века. Огромное влияние на формирование основных его законов и традиций оказало творчество Джона Рональда Руэла Толкина. Интерес к фэнтезийным произведениям появился на фоне некоторой усталости читателя от повального материализма, который царил в прозе с середины 19 века.
Людям надоел чересчур рациональный мир будущего. Ответом на это и стал жанр литературы, в котором присутствовали фольклорные мотивы, мифические существа, приключения и магия.
Действие в фэнтезийных произведениях наиболее часто происходит в гипотетическом мире, напоминающем Средневековую Европу. В нем наряду с законами природы действуют законы магии.
Часто этот мир бывает населен волшебными существами: эльфами, орками, гномами, троллями и т.д. Считается, что сильное влияние на такой облик фэнтезийных произведений оказали рыцарские романы, описывающие эпоху правления короля Артура.
Это отличает фэнтезийную литературу от сказок, хотя некоторые фольклорные сюжеты своего народа авторы пытаются по-своему интерпретировать. Вследствие этого многие фэнтезийные произведения имеют национальный колорит.
Различие в описании законов мироустройства
В фантастических произведениях сюжет часто разворачивается в мире, который очень далек от реального. Однако, чаще всего, автор разъясняет читателю, почему мир стал именно таким, что послужило отправной точкой произошедших изменений. Обычно кардинальные перемены связаны с изобретением какой-либо революционной технологии или открытием неизвестного до сих пор закона природы.
Часто писатели в своих произведениях за отправную точку берут не современность, а прошлое и пытаются показать, как выглядел бы мир, если бы на первый план вышла бы иная, чем в реальности, технология.
Примером являются произведения поджанра «паропанк» («стимпанк»), где авторы изображают мир, в котором доминирующей оказалась технология производства паровых машин, а не двигателей внутреннего сгорания. В любом случае, автор научно-фантастического произведения дает читателю научное объяснение устройству мира.
Добро и зло
В фэнтезийных произведениях тем или иным образом присутствует борьба между светлыми и темными силами. При этом часто и завязкой сюжета служит происшествие, которое пробуждает разрушительные силы зла и вынуждает главных героев искать способ спасти мир от уничтожения.
В современных фантастических произведениях чаще бывает, что один герой или группа героев противостоит целому социуму. Действующие лица тем или иным способом могут сражаться с тоталитарным государством или мегакорпорацией, которая контролирует жизнь общества. Часто эта борьба выглядит тщетной и бесполезной.
Например, в антиутопических произведениях главный герой, как правило, погибает или же его заставляют подчиниться установленному порядку. Можно также сказать, что конфликт в фантастических произведениях не между добром и злом, а между навязанными нормами и стремлением героя к свободе. Герои борются за то, чтобы быть «не такими, как все».
Смешение жанров
Несмотря на различия между жанрами фантастики и фэнтези, многие авторы стараются в своих произведениях совместить черты и того, и другого направления.
Например, существует такой поджанр, как технофэнтези, в котором наравне существуют и развиваются как технологии, так и магические искусства (роман Н. Перумова и С. Лукьяненко «Не время для драконов»).
А поджанр «научное фэнтези» является ответвлением от научной фантастики, в котором присутствуют мифологические мотивы (например, романы братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке»).
Несмотря на каноны жанра, действие некоторых фэнтезийных романов происходит в современности. При этом волшебство и привычные нам технологии вроде телевидения, сотовой связи или Интернета успешно сосуществуют ( романы С. Лукьяненко из цикла «Дозоры»).