Фамусов и чацкий что их связывает и что разъединяет

Фамусов и Чацкий в комедии Горе от ума сочинение

В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» мы видим столкновение и конфликт разных сторонников общества, а именно Фамусова и Чацкого. Фамусов и его общество это полное олицетворение взглядов прошлого века, но полной противоположностью таковых является Чацкий.

Фамусов и его семья только внешне пытаются показать, что это люди чести, образованности, но на деле это люди, которые преследуют лишь материальные ценности и не больше. Чацкий же является олицетворением нынешнего века. Он является человеком духа, нравственности, морали. Он старается внести свет, в общество порочных людей. Он вступает в борьбу, которая приносит ему душевные муки и волнения.

Фамусов – зажиточный московский чиновник, он любитель веселья, богатых светских ужинов, высоких чинов и слепого подчинения высокопоставленным чинам. Павел Афанасьевич любитель лести, чинопочитания. Унижение перед сильными, высшими чинами. Именно это Павел Афанасьевич советует молодым людям, которые желают служить.

Чацкий был, действительно, человеком образованным. Он объехал много стран, чтобы получить новые знания. Настоящее образование развивает в человеке гуманность, чувство нравственности, а также любовь к родине и к окружающему миру.

Но фамусовское общество не готово к таким изменениям и таким убеждениям. Они считают убеждения Чацкого дикостью. Общество высмеивает Александра Андреевича, ведь он противоречит традициям Москвы.

Столкновение и конфликт взглядов Фамусова и Чацкого

Чацкий и Фамусов олицетворяют два поколения российского дворянства в начале девятнадцатого века. Их ценности и взгляды на жизнь противоположны, в столкновении мнений этих героев автор показал борьбу идей своего времени, вызванную сменой столетий и войной 1812 года.

Чацкий – представитель «новых людей». Он образован, хорошо пишет, облоадает остроумием. Просвещение для него является несомненным благом, также как и прогресс. Чацкий желает разрушать отжившее и строить новое общество, которое должно быть в согласии с «духом времени».

Представитель консервативных кругов дворянства Фамусов, как и Чацкий неглуп. Однако он в излишнем распространении образования видит опасность. Это типично для консерватора, который соглашается допустить в жизнь что-либо новое только в случае острой необходимости.

Коренным образом отличаются и взгляды этих персонажей на службу. Чацкий признает необходимым приносить пользу обществу и родной стране, однако, ему претит унижение. Он не хочет жертвовать свое достоинство ради карьеры.

Фамусов просто не понимает Чацкого. Для представителя старшего поколения угодничество и низкопоклонство – это часть естественного порядка вещей, ему сложно даже представить, как все может быть устроено иначе. Он приводит в пример своего дядю, который насмешил императрицу, когда повел себя, по сути, как шут.

Отношение к семье также отличается кардинальным образом. Если Чацкий ставит во главу угла любовь, то его старший оппонент видит в браке скорее сделку. По мнению Фамусова, главное в браке – это положение супругов и материальный достаток, а чувства не играют особой роли. Главное при выдаче дочери замуж – это обеспечить ее. Здесь он озвучивает позицию, которой придерживалось большинство населения страны, представители и знати и простого народа.

Столкновение старого и нового в лице Фамусова и Чацкого оканчивается поражением представителя прогрессивных взглядов, которому симпатизирует автор. Он оказывается в меньшинстве и покидает сцену, время подобных людей еще не пришло. Идеи приоритета личности перед устоявшимися порядками еще должны были пробивать себе дорогу.

Также читают:

Картинка к сочинению Фамусов и Чацкий в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Наверное, каждый из нас был студентом. Вот об этом и решил написать Вампилов в своем произведении «Студент». Как все уже поняли, что речь идет про одного студента, которому сегодня не очень-то хотелось отправляться на занятия

1769 — в семье военного офицера родился будущий литератор Иван Андреевич Крылов.

Существуют разные мнения относительно того как следует управлять человеческим обществом. Некоторые придерживаются идей анархизма и считают людей, если не равными

Произведение Куприна “Куст сирени” хоть и не богат на обилие персонажей и их разно плановость, но в нём хорошо раскрываютсяих характеры, черты личности, цели и приоритеты.

Источник

Чацкий и фамусовское общество — сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Отношение Чацкого к фамусовскому обществу очень критическое, он не согласен с его представителями по всем вопросам, поднятым в комедии, и высмеивает их образ жизни и жизненные ценности.

Взгляды Чацкого и фамусовского общества на жизнь

По всем вопросам жизни русского общества у Чацкого и представителей «века минувшего» суждения абсолютно противоположны.

Отношение к службе, богатству

Богатство — это то, чему поклоняется всё фамусовское общество. Если человек богат, его уважают, даже раболепствуют перед ним. Как он получил это богатство, честно ли — это фамусовское общество не интересует, не интересуют его и личные качества такого богача, главное, что он богат.

Служба для Фамусова и его окружения — это только источник почёта и благосостояния. Фамусов не вникает в служебные дела, поручив это делать своему секретарю Молчалину. Обычай этого высокопоставленного чиновника таков: «…Подписано, так с плеч долой».

Фамусов ставит в пример Чацкому своего дядю Максима Петровича, который, чтобы «подслужиться» к вышестоящим особам «сгибался вперегиб», несмотря на свою важность. А Чацкий бросил службу именно потому, что «служить бы рад, прислуживаться тошно».

Молчалин, как и Фамусов, считает, что продвинуться по службе можно только угождая начальству. А полковник Скалозуб добился высокого чина, потому что знает, что «чтоб чины добыть есть многие каналы».

Чацкий же уверен, что нужно служить «делу, а не лицам», не для личного обогащения, а для блага России.

Отношение к образованию, просвещению

По мнению Чацкого, просвещение нужно развивать, чтобы образованные люди приносили пользу стране. Он критикует светских людей, которые нанимают для своих детей «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле», да ещё из иностранцев.

Гости Фамусова критически отзываются об образованных людях, а сам хозяин дома уверен, что просвещение только вредит: «Ученье — вот чума, учёность — вот причина, //Что нынче пуще, чем когда, //Безумных развелось людей, и дел, и мнений».

Отношение к иностранному влиянию

Чацкий сетует, что дворянским детям внушают, что иностранцы, служащие их учителями и часто не имеющие должного образования, умны. «…Как с ранних пор привыкли верить мы, //Что нам без немцев нет спасенья!», — говорит он Софье. Его возмущает, что светские люди подражают повадкам и нарядам иностранцев и французских модисток, что в светском обществе господствует «смешенье языков: французского с нижегородским».

Гости Фамусова с восторгом слушали «французика из Бордо», очень довольного, что он приехал в Россию и увидел, что она не отличается от его родины, так как в обществе все говорят по-французски.

Отношение к народу

Отношение Чацкого к народу и крепостному праву отличается от того, как к ним относятся люди светского общества. Он с негодованием вспоминает, что знатный, уважаемый в свете человек выменял на борзых собак своих слуг, которые не раз спасали «в часы вина и драки» его жизнь и честь. Возмущает его и то, что другой барин забрал множество детей из их семей для крепостного балета, а затем распродал их поодиночке, чтобы заплатить свои долги.

Отношение к любви, браку

Для представителей фамусовского общества характерно отношение к браку не как к союзу любящих друг друга мужчины и женщины, а как к выгодной сделке. Они уважают тех, кто смог жениться или выйти замуж за богатого человека, например, как почтенный камергер Кузьма Петрович, который был «богат, и на богатой был женат» (о нём упоминает Фамусов в начале 2-го действия).

Князь и княгиня Тугоуховские озабочены тем, чтобы выдать своих 6 дочерей за богатых людей. Узнав, что Чацкий холостой, княгиня велела мужу позвать его в гости, но, спросив Наталью Дмитриевну Горич, богат ли он и услышав в ответ: «О, нет!» — скомандовала мужу: «Князь, князь! Назад!»

Репетилов в разговоре со Скалозубом жалуется, что женился по расчёту, но неудачно: отец невесты метил в министры, но когда Репетилов женился, тесть не стал его продвигать по службе, так как боялся упрёка в кумовстве. Репетилов досадует, что «приданого взял — шиш, по службе — ничего».

В фамусовском обществе считается, что главное, чтобы у жениха было хотя бы 2 тысячи крепостных. Неважно, что он за человек, — родители ведь выдают замуж дочерей не по любви, а за богатство. Вот и Фамусов — «желал бы зятя он с звездами да с чинами», как говорит Софье служанка Лиза.

Взгляды фамусовского общества на брак чужды Чацкому, потому что для него счастье состоит не в богатстве, а во взаимной любви.

Ум в понимании Чацкого и фамусовского общества

Для Чацкого же умён тот человек, который обладает интеллектом свободного мыслителя, вольнодумца и способен относиться критически к социальным условиям и порядкам в стране.

Идеалы и жизненные ценности

Для людей фамусовского общества идеалом является человек высокого положения, живущий в роскоши принимающий знаки почтения и раболепства от нижестоящих людей. Жизненные ценности светского общества — это высокое положение в обществе и богатство.

Для Чацкого идеал и жизненная ценность — это свобода личная и общественная, возможность заниматься тем, к чему у человека есть интерес и способности, а не вести образ жизни, ему не подходящий, но одобряемый в светском обществе.

Конфликт Чацкого и фамусовского общества

В комедии «Горе от ума» среди действующих лиц один Чацкий представляет «век нынешний», а ему противостоят многочисленные представители «века минувшего». Фамусовское общество не принимает Чацкого, сумевшего всех настроить против себя, так как он открыто критиковал и светских людей, и их образ жизни.

Главный герой комедии обвиняет фамусовское общество в раболепии перед всем иностранным, в преклонении перед высокопоставленными и богатыми особами, в неприятии просвещения, в бесчеловечном отношении к крепостным. Столкновение такого свободолюбивого и критически мыслящего человека с фамусовским обществом было неизбежно, так как оно взгляды Чацкого считает опасными.

Софья распустила слух о том, что Чацкий сошёл с ума. Она в сторону говорит реплику: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, //Угодно ль на себя примерить!»

Фамусов, Молчалин, Загорецкий, Хлёстова и вообще всё фамусовское общество верит в сумасшествие Чацкого, вспоминая его реплики, речи, советы. Он окончательно отторгнут фамусовским обществом, его страстную речь о рабском подражании иностранцам уже никто не желает слушать. Он лишний человек в фамусовском обществе, да и сам он не желает оставаться в Москве.

Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества (таблица)

Взгляды на жизньАлександр Андреевич ЧацкийФамусовское общество
Отношение к службе, богатствуНе приемлет богатства как цели жизни. Готов служить «делу, а не лицам».Главная ценность — богатство, полученное любым путём. Служба — средство для обогащения, а не работа на благо Отечества.
Отношение к образованию, просвещениюОтчизне нужны умные люди, поэтому образование и просвещение необходимо развивать.Доверяют учить своих детей иностранным учителям, многие из которых не очень образованы.

Считают, что просвещение ведёт к свободомыслию, которое они не приемлют.Отношение к иностранному влияниюКритикует преклонение перед всем иностранным.Восхваляют всё иностранное, презирают русскую национальную культуру.Отношение к народуУверен в уме и бодрости народа, осуждает тех крепостников, которые не считают крепостных за людей.Презирают народ и русскую народную культуру, не считают за людей крепостных: продают их и покупают их, как вещи.Отношение к любви, браку, счастьюЛюбовь — чувство, которое не зависит от богатства или бедности любимого человека. Счастье состоит во взаимной любви.Считают брак не по любви, а по расчёту единственно правильным. Счастье для них — в богатстве.Как понимают смысл слова «ум»Умён тот, кто просвещён, гуманен, способен критически оценивать жизнь и общественные порядки.Умён тот, кто добивается богатства, умеет извлекать выгоду для себя.Идеалы и жизненные ценностиИдеал — гордый, свободолюбивый человек. Жизненная ценность — личная и общественная свобода.Идеал — человек, добившийся влияния в обществе и богатства. Жизненная ценность — богатство.

Вывод

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой Чацкий противопоставлен фамусовскому обществу. Он отличается от него своими взглядами на все стороны жизни. Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества выявляет их противостояние по главным жизненным вопросам. Автор, включив несколько внесценических персонажей (например, брата Скалозуба) показал, что люди, подобные Чацкому, уже появились в России. Они стремятся к тому, чтобы начались преобразования в стране, и за это их фамусовское общество считает опасными людьми.

Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Чацкий и Фамусов – два главных героя единственной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Каждый из них представляет свою часть общества, которое разделилось на приверженцев консерватизма и сторонников нового уклада жизни.

В данной статье приводится анализ поведения героев, дается не только описание с использованием цитат из оригинального текста, но и выясняется, чем отличаются друг от друга герои и есть ли между ними что-то общее.

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

Сам автор подчеркнул, что в его произведении лишь одного персонажа можно назвать здравомыслящим человеком.

Фамусов и чацкий что их связывает и что разъединяет

Это Александр Андреевич Чацкий, в уста которого Грибоедов вложил собственные убеждения. Он «умён, остёр, красноречив». Остальные, по мнению писателя, слишком глупы, чтобы быть его оппонентами.

Однако при детальном анализе можно заметить, что его главный противник – Фамусов – не так уж глуп, как кажется. Помещик защищает свои устои, «пример отца», свой «век минувший», в котором ему было комфортно.

Суть общественного конфликта

Основная причина столкновения двух героев – их абсолютно противоположные идеологии. Фамусов представляет «век минувший», он не желает отказываться от своих норм и понятий.

Фамусов и чацкий что их связывает и что разъединяет

Всё новое ему кажется диким, враждебным, угрожающим его беззаботному существованию.

Чацкий же активно вступает за кардинальные изменения сложившихся устоев. Он за просвещение, за свободу личности, за жизнь, в которой ценится сам человек, а не его положение в обществе.

Поведение

Чацкий не боится иметь своё мнение, высказывать и отстаивать его. Такое поведение Фамусову кажется недопустимым.

Фамусов и чацкий что их связывает и что разъединяет

Фамусовское окружение тоже не готово к резким жизненным переменам. Они считают молодого вольнодумца опасным для общества, пускают слух о его сумасшествии и выживают из Москвы.

Развязка любовной линии сюжета показывает Чацкому истинное лицо представителей «сливок общества». Он прекращает бессмысленную борьбу с невежеством, подлостью и уезжает.

Взгляды

Взгляды Чацкого и Фамусова, хороши описанные в таблице, расходятся практически в отношении всех сфер человеческой жизни. Помещик упорно не хочет отказываться от своих убеждений и в отношении дочери придерживается таких же методов воспитания, через которые прошёл сам.

Понимание слова «ум»

Для Чацкого умный человек это тот, который «не требуя ни мест, ни повышенья в чин, // В науки …вперит ум, алчущий познаний».

В понимании Фамусова ум – это способность хорошо устроиться в жизни.

Умный, мужественный, благородный, честный молодой человек.

О характере Фамусова нелестно отзывается даже его дочь. Автор показывает его как глубоко консервативного, ярого крепостника, уважающего только знатных и богатых людей.

Чацкий ценит людей не за их материальное положение, а за личные качества. Ему чужды гордецы, такие качества, как обман, подлость, лицемерие. Он уважает в человеке чувство собственного достоинства, смелость в суждениях.

Отношение к богатству, чинам

Главные ценности в жизни – качества человека, его стремления, дела. Для Чацкого высокий чин или толстый кошелёк – не показатели благородства.

Чин, богатство и выгодные связи – вот приоритеты Фамусова и ему подобных.

Отношение к службе

Чацкий предпочитает служить не людям, а делу. Он переживает за будущее своей страны, своего народа. Не приемлет подхалимства ради карьеры.

Служба для представителей «фамусовщины» – это не долг перед родиной, а формальность, возможность получить чин повыше. Причём для продвижения по службе эти люди не брезгуют ничем.

Отношение к крепостному праву

Герой к крепостничеству относится отрицательно, выступает за облегчение жизни простого народа. С возмущением он описывает случай, когда людей меняли на породистых щенков.

Крепостное право – это гарантия комфортной жизни для Фамусова и его окружения. Им выгоден такой строй. Они не считают прислугу за людей.

Отношение к иностранному

Чацкий против слепого подражания чужой культуре. Он с сожалением отмечает, что повсюду «смешенье языков».

Фамусов, как и его окружение, благоговеет перед всем иностранным. Он гордится своим званием – «английского клуба почтенный член». В то же время помещики не интересуются родной культурой, пренебрегают своим языком.

Отношение к образованию

Чацкий видит благо для страны в развитии науки, искусства, в просвещении граждан.

Образование настораживает и пугает Фамусова. В чтении он не видит проку. Излишней учёностью помещик объясняет то, что «безумных развелось людей и дел, и мнений».

Занятия и времяпрепровождение

Не признаёт бессмысленного времяпрепровождения, не приносящего пользы ни душе, ни уму.

Любит праздность, мотовство, пир.

Для Чацкого идеал – свобода мысли, слова и дела, искренность в чувствах и верность правде несмотря ни на что.

Во время спора признаётся, что его идеал – дядюшка Максим Петрович, который при необходимости умел сгибаться «вперегиб».

Сравнение главных действующих лиц комедии показывает, что оба они неординарны, оба отстаивают «свою» правду. Автор через ряд монологов и диалогов раскрывает позиции своего любимого героя, он всецело на его стороне.

Не сумев вытравить «прошедшего житья подлейшие черты», Чацкий сдался. Он проиграл сражение, но ему удалось пошатнуть вековые устои, всколыхнуть общество, а это немало.

Источник

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам». Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *