Факультет непрерывного образования что это
Колледж
На Факультете непрерывного образования:
Оптимальная схема обучения после 9 и 11 классов
Факультет непрерывного образования РГУП (юридический колледж) осуществляет подготовку специалистов по праву (юридическое образование) и экономике (экономическое образование) на базе 9 и 11 классов.
На первой ступени обучения в колледже студенты получают среднее профессиональное образование.
После окончания первой ступени (юридического или экономического колледжа) студентам факультета выдается государственный диплом Российского государственного университета правосудия о среднем профессиональном юридическом или экономическом образовании.
Затем студенты переходят на вторую ступень обучения, на которой они учатся по сокращенной программе высшего профессионального юридического или экономического образования в течение 3 лет.
После окончания второй ступени выпускники получают государственный диплом Российского государственного университета правосудия о высшем профессиональном юридическом или экономическом образовании.
Таким образом, по окончании обучения Вы можете получить:
На сегодняшний день в колледже и по программе высшего образования в РГУП учатся порядка 1.500 студентов, из которых половина юношей и половина девушек. Занятия со студентами факультета по основным образовательным программам осуществляют преподаватели Университета.
Студенты факультета имеют возможность апробировать свои знания в ходе практики в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, органах юстиции, нотариата, адвокатуры, прокуратуры. Они могут в стенах Университета принять участие в международных конференциях, посвященных актуальным вопросам правоприменения, пройти стажировку.
Студентам предоставляется отсрочка от призыва в армию.
Особое внимание уделяется углубленному изучению иностранного языка.
Почему стоит пойти в колледж
Мы проанализировали типичные вопросы школьников, сомневающихся в рациональности поступления в колледж, и раскрыли их в своей статье.
Непрерывное образование: что это такое, его преимущества и сложности
Однозначного объяснения, что такое непрерывное образование, до сих пор нет. Можно сказать, что это ответ на вызовы постоянно меняющегося мира: обучайся или умри! Или постоянная прокачка себя, своих знаний и навыков. В этой статье разберемся в истории понятия, поговорим о плюсах и минусах непрерывного обучения и поймем, кому оно подходит.
Образование и трудоустройство в России. Наши дни
Является ли наличие диплома обязательным требованием для трудоустройства на работу с хорошей зарплатой? Давайте посмотрим вакансии:
Вакансии дня в Москве
В России не так уж велик разрыв в зарплате между неквалифицированными работниками и квалифицированными стартового уровня. Разница скорее в условиях труда. Работать 8 часов или 12, в уютном офисе или на производстве. На опасном производстве, кстати, можно заработать больше, чем в офисе.
Но разницы на старте почти нет. Продавец-консультант в ГУМе зарабатывает столько же, сколько специалист отдела продаж. Или как преподаватель английского. Водитель такси вообще делает их одной левой.
Но вот когда мы доходим до действительно высоких зарплат, ситуация меняется. В списке вакансий с самой высокой зарплатой за январь 2019 года все профессии – квалифицированные. Вряд ли вчерашний выпускник вуза может рассчитывать устроиться на такую зарплату.
Трудно, не зная профессии, сказать, чем занимается слесарь-реостатчик, но можно только порадоваться за него
И тут мы приходим к вопросу ценности диплома. 4 года бакалавриата не дают выпускнику никаких зарплатных преимуществ, про магистратуру вообще умолчим: никогда не встречали вакансии, где бы требовали степень магистра.
Современные работодатели действительно обычно требуют от соискателей диплом, но смотрят не столько на него, сколько на опыт работы. Выпускник попадает в замкнутый круг: чтобы получить работу по профессии, ему нужен опыт. Чтобы получить опыт, ему нужно несколько лет поработать по профессии.
А что ждет в будущем?
Итак, если вам 20 с небольшим и вы ищете первую работу, то наличие или отсутствие диплома на вашей зарплате особенно не скажется.
Значение тут имеет только взгляд в будущее. Все неквалифицированные профессии сейчас находятся под угрозой. Беспилотные автомобили – уже полноценная реальность. Как скоро они заменят таксистов? Это экономический, а не технический вопрос. Могли бы прямо сейчас, но люди пока дешевле.
Как скоро на опасных производствах останутся только роботы? Это тоже вопрос экономии. По данным исследовательского агентства McKinsey, на нынешнем уровне развития технологий есть очень немного профессий, которые можно полностью заменить роботами, их около 5 %.
Но вот отдельные функции можно автоматизировать в отдельных профессиях уже сейчас. Хуже всего придется тем, кто работает физически и в предсказуемых условиях: стоят у станка или готовят фастфуд. На втором месте сбор и обработка данных: журналисты, менеджеры по сбору заявок, юристы и другие. Чувствуете себя машиной и жалуетесь на рутину? Что ж, ваша работа под угрозой со стороны машин.
Зато очень тяжело автоматизировать работу воспитателей в детском саду, сантехников, садовников – тех, кто работает с людьми или в непредсказуемых условиях. Неизвестно, что будет с брянским слесарем-реостатчиком, но робот явно обойдется его работодателю дешевле.
На втором месте профессии с очень высоким уровнем экспертности. Робот заменит журналиста, но никогда не станет главным редактором. Рядового дизайнера можно заменить нейросетью, Артемия Лебедева нельзя.
Единственный в своем роде
Когда произойдут все эти изменения? То же агентство McKinsey обещает, что в ближайшие 10–12 лет – до 2030 года. Скорее всего, в России это займет больше времени. У нас рабочая сила стоит дешевле, поэтому внедрять новые технологии не так выгодно, как на западе. Но в любом случае это случится уже при нашей жизни.
Какой же выход из ситуации?
Простой и одновременно сложный – постоянно учиться. Это не блажь, не факультативное занятие, это насущная необходимость. Совсем неважно, какой путь вы выбрали, пошли в офис или в автомастерскую, непрерывное образование необходимо, чтобы быть востребованным специалистом.
Современные технологии предлагают огромные возможности для образования. Вы можете обложиться книгами и статьями и сами постигать все премудрости интересных вам профессий или, например, посещать онлайн-курсы и включиться в систему непрерывного образования.
Вот мы и подошли к самому главному. Что же такое непрерывное образование и чем оно отличается от других видов? Посмотрим, как учились люди раньше и почему это не всегда работает теперь.
Три вида образования
1. Педагогика
Классический подход к образованию выглядит так: учитель передает ученику отработанную годами мудрость. Учитель решает, как, когда и насколько долго учить ученика. Для передачи знаний существуют лекции и семинары. Для контроля – экзамены, зачеты и проверочные работы. Мнения ученика в этом вопросе никто не спрашивает. Его задача – усвоить полученные знания и убедить в этом учителя. И никакой отсебятины!
Такой подход называется педагогикой. Он используется уже сотни лет и хорошо работает. Оценки прекрасно мотивируют, расписание занятий помогает организовать учебный процесс, учебный план дает студенту знания в компактной и хорошо усваиваемой форме.
Но XXI век диктует другие порядки. Мир меняется так быстро, что людям требуются не только сами знания, но и умение их применять и творчески преобразовывать в соответствии с текущими условиями.
Хороший пример – программирование. Его принципы остались теми же, что и 50 лет назад. Но новые языки появляются постоянно, меняются технические характеристики компьютеров, меняются задачи, меняются подходы. Современный программист не может получить диплом и успокоиться на этом. Чтобы оставаться успешным и востребованным, ему потребуется учиться постоянно в течение всей жизни.
2. Андрагогика
В 70-е годы в США появилась концепция самостоятельного обучения – андрагогика. Идея в том, что ученик сам берет на себя ответственность за свое обучение. Не только слушает лекции и выполняет домашние задания, но и ставит цели, оценивает свои результаты, планирует занятия, составляет стратегии обучения и т. д.
Роль учителя сводилась к тому, чтобы научить студента правильно учиться, а не к тому, чтобы донести до него знания по предмету.
Подразумевалось, что студент при таком подходе станет более зрелой личностью, начнет размышлять о собственном жизненном пути, примет на себя полную ответственность за свою жизнь. Логично, что такой подход применялся в отношении уже взрослых учеников.
Однако следующие 30 лет андрагогика оставалась не более чем интересной философской концепцией. Для самостоятельного обучения не хватало интерактива, возможности обучаться прямо из дома и поглощать знания в любом количестве.
3. Эвтагогика
В 2000-е наступила эпоха интернета, которая радикально изменила подход к обучению. Появились университетские лекции, которые можно смотреть откуда угодно и когда угодно, появились новые профессии, которые просто невозможно изучить в рамках традиционного образования. SMM-специалист, коммерческий автор, интернет-маркетолог – 20 лет назад мы вообще не знали об этих профессиях!
С появлением интернета и онлайн-курсов идея самостоятельного образования обрела новую жизнь. С учетом изменений концепции придумали и новый термин – эвтагогика. Его значение – «вести к изобретениям, открытиям, находкам, выводам». По сути, это и есть непрерывное образование!
Ключевое явление в эвтагогике – это вопрос, возникающий у ученика. Он начинает учиться не потому, что хочет получить диплом или мама так велела. У него появляется вопрос, проблема, потребность, которую не решить без получения новых знаний. Например, человек хочет освоить новую профессию – он находит в интернете курсы и записывается на них.
При новом подходе к образованию нет дипломов, нет экзаменов (не в традиционной форме, по крайней мере), нет расписания занятий, а учебный план студент составляет себе сам. Обучение не заканчивается, пока остаются вопросы и нерешенные проблемы, а они остаются всегда. И значит, пора получать все новые и новые знания.
У вас есть свой блог? Зарабатывайте с нами от 10 000 рублей на партнерской программе TeachLine.
Преимущества непрерывного образования
Естественно, без сопутствующих процессу трудностей не обойтись.
Сложности непрерывного образования
Почему учиться тяжелее, чем кажется
В утопическом мире продавщицы из супермаркетов после двенадцатичасовой смены учат программирование. Грузчики корпят над английской грамматикой, а кухарки управляют государством.
Побольше бы таких продавцов-кассиров!
На деле это не так. В начале 2019 года интернетом пользовались 75,4 % взрослых россиян. Это 90 миллионов человек. Здорово, конечно, но что делать с оставшимися 25 процентами? Человеку, который не владеет азами компьютерной грамотности, просто бессмысленно рассказывать о том, что в интернете есть курсы практически по всему.
Есть и люди, которые просто не привыкли получать новую информацию. Учиться им сложно и неприятно. Особенно в интернете, где никто никого не контролирует и особой мотивации нет.
Кто поспорит, что проще учиться, если у вас есть на это время и деньги! А если нет? Можно ли говорить о любом обучении (о непрерывном вообще умолчим), когда человек после 12-часового рабочего дня только и ждет того, чтобы прийти домой, поесть и упасть на кровать?
И, конечно, знания нужно применять на практике. Даже если дальнобойщик изучит полный курс программирования, ему придется где-то применять свои знания, иначе они забудутся. Но вряд ли вождение грузовика можно совместить с практическим программированием
Государство может помочь?
Мы проводим мысленный эксперимент, поэтому давайте рассмотрим все возможности.
У государства действительно есть возможность помочь. Например, создавать профсоюзы и центры занятости, которые будут оперативно мониторить рынок труда и предлагать людям, рискующим лишиться работы, самые актуальные курсы переподготовки.
Сын сингапурской подруги уже учится, а ты?
Но увы, Сингапур – это город-государство, размером меньше Москвы. В России нечто подобное крайне трудно реализовать.
Так что же делать?
Если в человеке собраны эти качества, возможно очень многое:
Непрерывное самостоятельное образование – это направление, в котором движется мир. Пора решать: идти с ним в ногу или плестись в хвосте, примкнуть к величайшим умам современности или продолжать киснуть на диване. Решайте.
Положение о факультете непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы
Директор Приволжского филиала
Федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
________________№________ « ____» ____________ 201__ г.
О ФАКУЛЬТЕТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
1.2. Официальное наименование факультета: Факультет непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы (далее факультет). Сокращенное наименование: Факультет непрерывного образования.
1.3. Факультет является структурным подразделением филиала.
1.4. Факультет организует свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Университета, Положением о ПФ ФГБОУВО «РГУП», настоящим Положением и иными локальными нормативными актами Университета.
1.5. Основные направления работы факультета определяют настоящее Положение, годовые и перспективные планы работы факультета, утвержденные директором филиала.
1.6. Факультет возглавляет декан, избираемый Ученым советом Университета сроком до пяти лет, в соответствии с Положением о порядке выборов декана факультета. Декан назначается на должность приказом директора филиала на основании заключенного трудового договора.
1.7. Декан факультета управляет деятельностью факультета в соответствии с утвержденной должностной инструкцией.
1.8. Декан факультета непосредственно подчиняется заместителю директора по учебной и воспитательной работе.
1.9. Специалисты факультета непосредственно подчиняются декану по направлению (ям) деятельности, в соответствии с должностной инструкцией.
1.10. Факультет отчитывается о своей деятельности перед руководством филиала и Учебно-методическим советом филиала.
2. Основные цели и задачи деятельности
Деятельность факультета направлена на осуществление следующих основных задач:
2.1. Подготовка высококвалифицированных специалистов по закрепленным за факультетом направлениям и специальностям среднего и высшего профессионального образования в целях удовлетворения потребностей судебной системы Российской Федерации в подготовке квалифицированных специалистов со средним и высшим профессиональным образованием, имеющих теоретические знания и практическую подготовку, позволяющую приобрести умения и навыки самостоятельного решения теоретических и практических вопросов.
2.2. Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего и высшего образования и квалификации в области профессиональной деятельности.
2.3. Формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к осуществлению трудовой деятельности в современных условиях.
2.4. Участие в правовом сотрудничестве филиала с российскими и зарубежными учебными и научными организациями в целях изучения и использования передового опыта в профессиональной подготовке специалистов.
Факультет выполняет следующие основные функции:
2.1. Организация и контроль за проведением учебного процесса в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования и учебных планов, утвержденных Ученым советом Университета.
2.2. Взаимодействие с кафедрами по учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
2.3. Осуществление контроля качества подготовки специалистов на факультете.
2.4. Организация и проведение воспитательной работы со студентами факультета.
2.5. Работа по формированию коллектива учебных групп, назначение старост.
2.6. Участие в подготовке документов к открытию новых специальностей и специализаций на факультете.
3.7. Разработка проектов учебных планов по специальностям и направлениям факультета.
3.8. Составление рабочих учебных планов, графиков учебного процесса.
3.9. Осуществление контроля за составлением и выполнением учебного расписания, расписания зачетов, экзаменов, консультаций студентов факультета.
3.10. Информирование заведующих кафедрами и учебного отдела филиала об опозданиях и неявках преподавателей.
3.11. Подготовка зачетно-экзаменационной документации.
3.12. Составление сводных ведомостей успеваемости за каждый семестр учебного года и итоговой сводной ведомости успеваемости выпускников факультета.
3.13. Составление и представление в учебный отдел филиала отчета по итогам зимней и летней сессий студентов (цифровой и текстовой) факультета.
3.14. Подготовка и представление в учебный отдел филиала списков студентов факультета, имеющих задолженности по итогам зимней и летней сессий.
3.15. Организация приема академических задолженностей студентов факультета по итогам сессий.
3.16. Подготовка и рассылка уведомлений об академической задолженности студентов.
3.17. Подготовка представлений на отчисление студентов факультета.
3.18. Контроль за движением контингента студентов факультета.
3.19. Формирование личных дел студентов, заполнение учебных карточек студентов факультета.
3.20. Передача личных дел выпускников факультета в учебный отдел филиала.
3.21. Подготовка проектов приказов по личному составу студентов и по основной деятельности факультета.
3.22. Подготовка проектов приказов по стипендиальному обеспечению студентов факультета.
3.23. Организация рубежного контроля знаний студентов факультета.
3.24. Сбор и обработка аттестационных ведомостей по определению рейтинга студентов факультета.
3.25. Определение рейтинга студентов факультета по результатам семестра, учебного года, всего периода обучения.
3.26. Организация учета текущей успеваемости, посещаемости студентов факультета.
3.27. Контроль учебной дисциплины студентов факультета.
3.28. Участие в организации всех видов практик студентов факультета:
· подготовка проекта приказа о направлении студентов на практику;
· выдача направлений на практику;
3.29. Подготовка проектов академических справок студентов, дипломов с приложением выпускников факультета
3.30. Организация итоговой государственной аттестации студентов факультета.
3.31. Содействие временной занятости студентов факультета (на неполный рабочий день, на время летних каникул).
3.32. Проведение анкетирования студентов выпускных курсов для выявления сведений о месте работы и помощи в трудоустройстве, составление психолого-педагогических характеристик (по требованию), осуществление помощи студентам в составлении резюме.
3.33. Предоставление сведений в учебный отдел филиала о планируемых выпускника-целевиках.
3.34. Доведение до сведения студентов факультета информации о наличии вакансий в судебных организациях.
3.35. Проведение совместных совещаний с судебными организациями по вопросам организации практик и спроса на выпускников, а также встреч с работодателями, студентами и выпускниками факультета.
3.36. Проведение анкетирования выпускников и работодателей с целью оценки качества подготовки студентов факультета.
3.37. Сбор информации о трудоустройстве выпускников факультета.
3.38. Обобщение и распространение наиболее прогрессивных форм, методов обучения, внедрения новых информационных технологий.
3.39. Осуществление контроля за выполнением договорных обязательств студентов, обучающихся на платной (договорной) основе.
3.40. Организация и ведение делопроизводства факультета.
3.41. Разработка должностных инструкций работников факультета.
3.42. Иная деятельность, соответствующая уставным целям Университета.
4. Права и обязанности
4.1. Права и обязанности работников факультета определяются Конституцией РФ, законодательством о труде РФ, Уставом Университета, Положением о ПФ ФГБОУВО «РГУП», Правилами внутреннего трудового распорядка Университета, настоящим Положением, трудовым договором, должностными инструкциями и иными локальными нормативными актами Университета
4.2. Работники факультета имеют право:
4.2.1. Участвовать в решении вопросов, относящихся к деятельности филиала и факультета.
4.2.2.Пользоваться услугами библиотеки, информационного фонда, учебных подразделений, других структурных подразделений филиала.
4.2.3. Обжаловать приказы и распоряжения директора филиала в установленном законодательством порядке.
4.2.4. На организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности.
4.2.5. Запрашивать в структурных подразделениях филиала информацию и документы, необходимые для выполнения задач и функций факультета.
4.3. Работники факультета обязаны:
4.3.1. Соблюдать в своей профессиональной деятельности Устав Университета, Положение о ПФ ФГБОУВО «РГУП», Правила внутреннего трудового распорядка филиала и настоящее Положение.
4.3.2. На высоком профессиональном уровне выполнять свои должностные обязанности.
4.3.3. Своевременно повышать свой квалификационный уровень.
4.3.4. Формировать у студентов профессиональные качества, требуемые в выбранной специальности.
4.3.5. Оказывать помощь студентам при их взаимодействии со структурными подразделениями филиала, способствовать участию студентов в факультетских, филиальских и общеуниверситетских мероприятиях.
5.1. За несвоевременное и некачественное выполнение Факультетом возложенных на него функций несет Декан Факультета в соответствии с действующим законодательством о труде РФ, Уставом Университета, Положением о ПФ ФГБОУВО «РГУП», Правилами внутреннего трудового распорядка Университета.
5.2. Работники факультета несут дисциплинарную ответственность за несвоевременное или ненадлежащее выполнение возложенных на них функций, в соответствии с действующим законодательством о труде РФ, Уставом Университета Положением о ПФ ФГБОУВО «РГУП», Правилами внутреннего трудового распорядка Университета и должностными инструкциями.
6. Взаимоотношения с другими структурными подразделениями
6.1. Факультет совместно с кафедрами и другими подразделениями филиала принимает участие в разработке и реализации различных по срокам и формам обучения программ среднего и высшего профессионального образования.
6.2. Факультет имеет право запрашивать в структурных подразделениях филиала информацию и документы, необходимые для выполнения задач, функций и должностных обязанностей.
7. Контроль за деятельностью Факультета
7.1. Проверка деятельности факультета проводится в ходе процедур лицензирования, аккредитации образовательной деятельности, а также в ходе плановых и отдельных внеплановых проверок комиссиями Университета – по приказу ректора и директора филиала.
7.2. Текущий контроль за деятельностью факультета осуществляет директор филиала, заместитель директора по учебной и воспитательной работе, учебный отдел.
8. Прекращение деятельности
8.1. Реорганизация и ликвидация Факультета осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом Университета.
Социально-педагогическая миссия институтов непрерывного образования
Игнатович Елена Владимировна кандидат педагогических наук, доцент ведущий научный сотрудник, заместитель директора Института непрерывного образования ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет» (Петрозаводск) ignatovich@petrsu.ru |
Ключевые слова: непрерывное образование третья миссия университет институт непрерывного образования | Аннотация: В статье представлен анализ потенциальных направлений и реальных практик деятельности современных институтов непрерывного образования в составе вузов. В качестве исследовательского материала выступил контент 65 сайтов российских федеральных, национальных исследовательских, региональных университетов. Анализировались миссия, цели, задачи, направления деятельности институтов непрерывного (профессионального) образования, созданных на базе вузов. Анализ материала позволил сформулировать основные компоненты социально-педагогической миссии институтов непрерывного образования: развитие кадров региона как ключевой элемент миссии институтов непрерывного образования; обеспечение взаимодействия с реальным сектором экономики, бизнесом, органами власти и представителями социальной сферы в области непрерывного образования; развитие качественного контингента вуза; включение студентов в систему непрерывного образования, повышение их конкурентоспособности на рынке труда; развитие кадрового потенциала вуза; дополнительное образование, образование взрослых, образование социально незащищенных слоев населения, социально-образовательные проекты; научная деятельность в области непрерывного образования; развитие вуза как международного центра непрерывного образования. Предложены 4 модели развития институтов непрерывного образования, оформляющихся в настоящее время в отечественных вузах. |
Institutions of continuing education social-pedagogical mission
Ignatovich Y V PhD, associate professor, chief researcher, deputy director of the Institute of Continuing Education at Petrozavodsk State University. (Petrozavodsk) ignatovich@petrsu.ru |
Keywords: lifelong education the 3rd mission university institution of continuing education | Abstract: The paper presents an analysis of the mission, goals, objectives, activities of university institutions of continuing education. The content of 65 Russian federal, national research and regional universities sites was studied. Analysis of the material allowed the author to formulate the basic components of social and educational mission of university institutions of continuing education: regional cadres development; interaction with the real sector of the economy, business, authorities and representatives of the social sector in the field of continuing education; the quality of the university entrants and school leavers education development; students inclusion in the system of continuous education; university human resources development; further education, adult education, education for vulnerable social groups, social and educational projects; researches in the field of the lifelong education; university development as an international center for continuing education. Four models of further development are proposed. |
Непрерывное образование в современном мире осмысливается как важнейший социальный, экономический инструмент развития общества, личностного развития. В связи с многозначностью термина в рамках данной статьи под непрерывным образованием мы будем понимать 1) потенциальные образовательные возможности личностного и профессионального развития в течение всей жизни; 2) процесс образования человека в течение всей жизни.
Исторически сложилось, что университеты выступают авангардом социально-экономических изменений в мире и локомотивом изменений в системе образования в целом. Реагируя на вызовы времени, современные университеты берут на себя социальную ответственность по созданию и развитию форм непрерывного образования. Реализация идей непрерывности во многих странах сегодня рассматривается как третья миссия университетов, как одно из важных направлений стратегического развития вузов [1].
Анализ контента сайтов показал, что в вузах существует преемственность структур непрерывного образования. Созданные в университетах в середине 1990-х годов факультеты повышения квалификации (и профессиональной переподготовки) с начала 2000-х годов постепенно трансформируются в институты дополнительного профессионального образования, открываются центры и институты открытого и дистанционного образования. С середины 2000-х годов создаются институты непрерывного образования.
Рассматривая институты непрерывного образования как инновационную структуру, мы предположили, что в большинстве федеральных и национальных исследовательских университетов соответствующие институты были созданы в поддержку развития непрерывного образования, но наша гипотеза не подтвердилась. Из 37 вузов, имеющих данный статус, институты непрерывного образования созданы лишь в шести:
Больше 80 % институтов, попавших в выборку, открыто на базе региональных государственных вузов (13), отраслевых и межотраслевых столичных (6) и региональных вузов (8). Таким образом, наибольшую активность в создании и развитии институтов непрерывного образования проявляют региональные классические и отраслевые университеты. Можно предположить, что открытие новых структур связано не только с развитием имиджа вузов, но и осмыслением новых функций и задач в свете «третьей миссии», откликом на изменяющиеся социально-экономические условия.
Выделение непрерывного образования в качестве инновационного направления развития региональных вузов может быть связано, с одной стороны, с особой ролью, которую вузы выполняют в регионах, уровнем их социальной ответственности [3], развивающимся взаимодействием с региональными органами власти, производством и бизнесом по разработке и обеспечению реализации региональной кадровой политики. С другой стороны, непрерывное образование начинает осмысляться как инструмент повышения качества работы самого вуза, способ перспективного формирования качественного контингента на довузовском и вузовском этапах, укрепления связи с семьей, влияющей на дальнейший выбор профессиональной сферы потенциального абитуриента механизм профессионального развития кадров вуза.
В чем заключается социально-педагогическая миссия институтов непрерывного образования, как это отражается на реальных и потенциальных направлениях их деятельности? В чем видят миссию институтов непрерывного образования их учредители? Каковы в этой связи векторы развития современных институтов непрерывного образования? – вот круг вопросов, ставший предметом дальнейшего анализа.
Ниже приведены и описаны основные компоненты социально-педагогический миссии институтов непрерывного образования, выделенные в ходе анализа заявленных ими миссии, целей, задач, направлений деятельности.
1. Развитие кадров региона как ключевой элемент миссии институтов непрерывного образования (ИНО).
Будучи преемниками факультетов повышения квалификации и институтов дополнительного профессионального образования, 90 % ИНО сохраняют за собой функцию развития кадров региона (федерального округа). На новом уровне она звучит как:
— миссия по «совершенствованию и развитию системы непрерывного профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда, задачами социально-экономического развития региона Европейского Севера России» (Петрозаводский государственный университет);
— «предоставление специалистам возможности формирования необходимых компетенций и их повышения в соответствии с требованиями конкурентоспособной экономики» (Институт непрерывного профессионального образования Тольяттинского государственного университета) 13 и др.
Анализ сайтов позволил зафиксировать две тенденции, связанные с реализацией указанной миссии. Прежде всего, речь идет о развитии маршрутов непрерывного образования кадров, имеющих профессиональное образование – расширение спектра программ ДПО, изменение их качества (цели, актуальность, сроки, образовательные технологии и др.), выход на создание диверсифицированных образовательных продуктов (образовательных программ, учебно-методических комплексов, дистанционных курсов). Вторая тенденция – расширение сферы реализации маршрутов непрерывного образования, открытие программ для новых профессий и т. д. Дальнейшие перспективы этого направления деятельности связаны с развитием форм сертификации, открытием центров сертификации, центров профессиональных квалификаций.
2. Обеспечение взаимодействия с реальным сектором экономики, бизнесом, органами власти и представителями социальной сферы в области непрерывного образования.
Решение задачи развития кадров региона невозможно без социального партнерства, без взаимодействия с указанными субъектами. Академическая университетская наука, часто оторванная от реальной практической деятельности, не может единолично обеспечить маршрут непрерывного образования кадров региона, точно определить перспективные векторы непрерывного образования. Это одна сторона реализации миссии. Другая сторона связана с активным включением научно-педагогических кадров вузов в деятельность профессионального сообщества и социума в качестве экспертов, проектировщиков, разработчиков документов, программ и др., определяющих стратегию развития региональных систем непрерывного образования.
3. Развитие качественного контингента вуза.
По значимости данная задача стоит на первом месте у 35 % институтов непрерывного образования. Это новое направление деятельности вузов, связанное с подготовкой абитуриентов к выбору сферы профессиональной деятельности и обучению в учреждении высшего образования. В рамках открытой лекции «Миссия университета: взгляд экономиста» Александр Аузан, доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета МГУ, отмечает, что ключевая проблема университета — это способности студента. «Успешность университета на 40 % зависит от качества студентов. Отсюда и проблема отбора в университеты, очень непростая проблема… Если вы сумели отобрать, вы создали мощную основу для университета» [6]. Для региональных вузов эта проблема становится еще более масштабной, т. к. вуз должен не только отобрать, но и содействовать подготовке выпускника школы соответствующего уровня.
В комплексе задач институтов непрерывного образования данный элемент миссии конкретизируется следующим образом:
— «совершенствование довузовской и профориентационной работы в вузе: формирование у выпускников общеобразовательных учреждений региона – потенциальных абитуриентов ПетрГУ высокого уровня довузовской подготовки, интереса к науке, способности к самостоятельному мышлению, позитивных духовно-нравственных ценностных ориентаций и общественно значимых мотивов выбора сферы деятельности» (Петрозаводский государственный университет»;
— «довузовская подготовка школьников, направленная на развитие способностей, творческой активности, формирование лидерских качеств, обеспечивающих профессиональный выбор ребенка, способствующих его вхождению в культурное пространство университета, а также приобщение к работе в научных коллективах. В центре довузовского образования могут обучаться школьники с 1 по 11 класс» (Институт непрерывного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики).
Анализ направления деятельности структур довузовской работы в составе институтов непрерывного образования позволяет говорить о расширении диапазона возраста учащихся, с которыми работает вуз (от начальной школы до выпускных классов). Об изменении целей и качества взаимодействия: от коммерциализированных подготовительных курсов к реализации открытых вариативных форм развития школьников, в т. ч. в рамках культурно-образовательных проектов; работа с талантливыми и одаренными детьми, доступность бесплатных форм довузовского образования и др.
4. Включение студентов в систему непрерывного образования, повышение их конкурентоспособности на рынке труда.
Введение нового закона «Об образовании в Российской Федерации» позволяет вузам легитимно повышать квалификацию и осуществлять профессиональную переподготовку студентов. Данная возможность становится актуальной в свете введения уровневой системы бакалавариата − магистратуры и позволяет в сжатые сроки осваивать дополнительные профессиональные профили, новые виды профессиональной деятельности за рамками основных образовательных программ. Это перспективное направление, т. к. включение студентов в систему непрерывного образования будет способствовать формированию их личностной позиции и мотивации на образование в течение всей жизни. Речь идет не только о дополнительных профессиональных программах, но и о системном подходе к организации культурно-образовательной, просветительской, социальной, волонтерской деятельности студентов.
5. Развитие кадрового потенциала вуза.
Это одна из ключевых задач и условий успешности вузовского образования. Использование ресурсов непрерывного образования, в т. ч. форм неформального и информального образования, создание соответствующих условий и включение научно-педагогических работников в систему непрерывного образования – одна из задач для 25 % институтов непрерывного образования. Здесь же должен быть серьезный выход на вариативные формы академической мобильности ППС и сотрудников. Анализ сайтов позволяет сделать вывод о том, что институты непрерывного образования находятся лишь в начале пути по созданию гибких опережающих моделей непрерывного образования вузовских кадров.
6. Дополнительное образование, образование взрослых, образование социально незащищенных слоев населения, социально-образовательные проекты.
20 % институтов непрерывного образования, попавших в выборку, предлагают различные формы непрерывного образования населению и реализуют социально значимые проекты, связанные с различными видами грамотности людей третьего-четвертого возраста, незащищенных слоев населения. В качестве иллюстрации приведем следующие формы работы:
— проект «Университет выходного дня»: открытые лекции для жителей Рязани, среднесрочная программа взаимодействия Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина с местным сообществом «Интеллектуальный перекресток Рязани» (Институт непрерывного образования Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина);
— «Открытый университет» Петрозаводского государственного университета, предлагающий широкий спектр циклов лекций ведущих профессоров вуза взрослому населению и школьникам;
— подготовка граждан, проходивших воинскую службу по контракту, к сдаче единого государственного экзамена; участие в республиканской программе «Народный университет третьего возраста на 2011-2013 годы» (Институт непрерывного образования Башкирского государственного университета);
— семинары и тренинги; философский клуб «Симпозион» (Институт непрерывного образования Самарской гуманитарной академии 19 );
— курсы и тестирование по русскому языку для мигрантов 20 и др.
Деятельность в этом направлении, как уже было сказано, с одной стороны, позволяет привлекать в вуз семью, влияющую на выбор профессиональной сферы и места обучения будущего абитуриента, расширяет сферу влияния университета, формирует позитивное отношение к вузу. С другой стороны, вуз создает условия для реализации права человека на образование в течение всей жизни, в результате чего накапливаются продуктивные модели, формы непрерывного образования, происходит развитие культурных сообществ.
7. Научная деятельность в области непрерывного образования, осмысление и распространение опыта заявлены на уровне целей в 30 % попавших в выборку институтов. Этот элемент миссии институтов непрерывного образования представляется очень важным. Без научной систематизации, хорошей методологической базы развитие системы непрерывного образования неизбежно будет сведено к уже накопленному в отечественной практике традиционному опыту реализации дополнительных и дополнительных профессиональных программ. Отход от формального проектирования системы непрерывного образования к антропологической модели требует всестороннего изучения «вопросов формирования личностной готовности непрерывно обучаться (lifelong learning)» [7]. В соответствии с этим находящиеся в процессе становления институты непрерывного образования берут на себя решение следующих научных задач:
— «интеграция системы непрерывного профессионального образования в рамках университетского научно-образовательного комплекса и организации системы взаимодействия с регионами России по реализации непрерывного профессионального образования» (Региональный институт непрерывного профессионального образования Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна 21 );
— проведение научно-исследовательской работы по актуальным проблемам непрерывного профессионального образования;
— содействие допрофессиональной подготовке будущих специалистов профильного рынка труда (Институт непрерывного профессионального образования Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова);
— проведение фундаментальных, поисковых, прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ в области начального и среднего профессионального образования; организация финансовой поддержки новых научных исследований за счет внебюджетных средств, не связанных с реализацией основных образовательных программ; привлечение внебюджетных средств на развитие образовательных процессов в университете; проведение мониторинговых исследований и прогностического анализа потребностей в кадрах различных отраслей экономики; подготовка специалистов высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру КНИТУ;
— участие в выполнении университетских программ по всем видам деятельности; диссеминации передового опыта (Институт развития непрерывного образования Казанского национального исследовательского технологического университета);
— развитие деятельности Лаборатории непрерывного образования, издание ежеквартального научного электронного журнала «Непрерывное образование: XXI век» (Петрозаводский государственный университет) и др.
8. Развитие вуза как международного центра непрерывного образования.
В ряде институтов непрерывного образования в качестве одной из задач развития указана международная деятельность (15 %). В основных направлениях деятельности она конкретизируется как:
— обучение, подготовка и повышение квалификации граждан в рамках международного сотрудничества, участие в международных обменах и научном туризме, обучение, подготовка граждан Российской Федерации за рубежом (Институт развития непрерывного образования Казанского национального исследовательского технологического университета);
— организация деятельности Центра тестирования и обучения русскому языку для иностранцев (Институт инноваций и непрерывного образования Череповецкого государственного университета);
— реализация международных программ; дополнительных образовательных программ для иностранных граждан (Институт непрерывного образования Псковского государственного университета 22 ).
Анализ массива материалов показал, что гипотетически можно выделить 4 модели развития институтов непрерывного образования, оформляющихся в настоящее время в отечественных вузах. С большой долей вероятности разница между этими моделями обусловлена различиями в понимании своего социально-педагогического назначения.
Модель 1. Непрерывное образование как непрерывное профессиональное образование. Миссия института непрерывного образования заключается в обеспечении всех уровней профессионального образования образовательными маршрутами. Акцент сделан на дополнительном профессиональном образовании. Идет постоянное расширение спектра дополнительных профессиональных программ (ДПП), вовлечение студентов в ДПП. Проводится ранняя профессиональная ориентация. Работа со школьниками идет в контексте их подготовки к выбору профессии, сферы профессиональной деятельности.
Модель 2. Непрерывное образование как образование взрослых. Акцент на ДПП и образовании взрослых. В структуре ИНО существуют открытые университеты, кафедры андрагогики.
Модель 3. Непрерывное образование как образование на протяжении всей жизни. Для этой модели характерно стремление к междисциплинарному научному осмыслению феномена непрерывного образования. Вариативные формы и модели образования возникают на базе различных структур. Работа со школьниками строится по широкому спектру направлений, включает общекультурные и предпрофессиональные программы.
Модель 4. Вуз как институт непрерывного образования. В основе данной модели трактовка образования как уровневой системы и идея предоставления возможности получения всех уровней образования: от дошкольного до образования взрослых на базе вуза. Это вариант закрытой модели, в которой все ресурсы в конечном итоге будут направлены на решение внутренних задач. Акцент делается на преемственности программ, в т. ч. профессионального обучения, СПО, ВПО.
В конечном счете, все приведенные примеры свидетельствуют о формировании новой позиции вузов по отношению к человеку и социуму, изменении качества взаимодействия академической среды и социума. На этом фоне реализация социально-педагогической миссии институтами непрерывного образования тесно связана с принятием вузами непрерывности образования в качестве ведущего принципа и ресурса профессионально-личностного развития кадров, стремлением создавать насыщенную вариативную открытую образовательную среду, дающую возможность населению региона обучаться в течение всей жизни.
Будет справедливым отметить, что социально-педагогическая миссия вузов по созданию и развитию системы непрерывного образования может реализовываться и через другие инновационные структуры:
— центры непрерывного образования (Смоленский государственный университет, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева);
— институты открытого образования (Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, Южно-Уральский государственный университет);
— институты дистанционного образования (Томский политехнический университет, Южно-Уральский государственный университет и др.) и т. п.
Деятельность данных структур нуждается в отдельном рассмотрении.
Список литературы
Мархл М., Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=1949 (дата обращения 10.08.2013).
Поисковая система Яндекс (дата обращения 10.08.2013).
Перфильева О. В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций. 2011. № 1 (32). С. 133-144.