Факультет и кафедра в чем разница пример

Отличие факультета и кафедры

Кафедра в древнем мире

Изначально в Древних Греции и Риме с такого возвышения произносили свои речи риторы и философы. С возникновением христианских храмов этим словом стали называть возвышенное место, с которого читаются проповеди, а также место в храме, на которое садиться архиерей при богослужении. Собор, в котором вел службу сам архиерей, и в котором была такая «кафедра» назывался кафедральным. Как правило, кафедральные соборы были в губернских городах, где и располагались архиереи.

Кафедра в университете

Руководит кафедрой заведующий кафедрой. На эту должность назначается человек, обязательно имеющий ученое звание не ниже кандидата наук.

Административное структурное подразделение высшего учебного заведения, которое ведет обучение и подготовку студентов и аспирантов по нескольким родственным специальностям, а также руководит научной и преподавательской деятельностью входящих в него кафедр. Общее руководство факультетом осуществляет выборный представительный орган — ученый совет факультета

Факультет и кафедра в чем разница примерНепосредственное административное руководство деятельностью факультета осуществляет деканат, во главе которого стоит декан. Декан избирается ученым советом ВУЗа из числа квалифицированных и авторитетных преподавателей, обязательно имеющих ученую степень или звание.

Кратко для запоминания

Административное структурное подразделение высшего учебного заведения, которое ведет обучение и подготовку студентов и аспирантов по нескольким родственным специальностям, а также руководит научной и преподавательской деятельностью входящих в него кафедр.

Факультет и кафедра в чем разница пример

структурное подразделение высшего учебного заведения, объединяющее профессорско-преподавательский состав и научных работников одной или нескольких тесно связанных специальностей. Кафедра ведет научные изыскания и осуществляет обучение и подготовку студентов по своей специальности.

Источник

Чем кафедра отличается от факультета

Факультет и кафедра в чем разница пример Факультет и кафедра в чем разница примерФакультет и кафедра в чем разница пример Факультет и кафедра в чем разница пример Факультет и кафедра в чем разница пример

Бывает так, что абитуриенты, выбирая нужную специальность при поступлении в вуз, неплохо ориентируются в названиях факультетов, но не имеют понятия о том, какие кафедры входят в их состав. А между тем, специализация по всем учебным дисциплинам проводится именно кафедрами. Поэтому не лишне выяснить, что же это такое и чем отличается от хорошо известного понятия «факультет».

Что такое кафедра и факультет

Факультет – это структурная единица высшего учебного заведения, его административное и учебно-научное подразделение, осуществляющее организацию учебного процесса при подготовке студентов и аспирантов по определенной специальности. В область ответственности факультета входит также руководство кафедрами, выполняющими научно-исследовательскую работу по определенным направлениям и ведущим преподавание соответствующих учебных дисциплин.
Кафедра – структурное подразделение факультета, которое несет ответственность за преподавание учебных дисциплин, организацию воспитательной работы, проведение производственных практик, подготовку и повышение квалификации кадров. Кроме того, кафедра – научно-исследовательское звено факультета и одна из его методических подструктур.

Сравнение кафедры и факультета

В чем же разница между кафедрой и факультетом?
Факультет объединяет несколько кафедр и координирует направления их научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельности. Административное управление работой кафедр возлагается на научный совет факультета во главе с деканом. Научным советом принимаются решения о сроках проведения защиты дипломных проектов и кандидатских диссертаций, о выдвижении научных работ на соискание премий, об организации научных конференций и симпозиумов, об участии преподавателей и студентов в подобных мероприятиях международного уровня.
Канцелярией факультета ведется необходимая документация, включая подготовку и выдачу дипломов государственного образца и заверенных печатью факультета свидетельств о повышении квалификации.
Деканом факультета назначают обладающего административным опытом научного сотрудника, имеющего ученую степень доктора наук и звание профессора.
Кафедру возглавляет член ее профессорско-преподавательского состава с ученым званием профессора или доцента. Под его руководством решаются задачи кафедры, в которые, в частности, входит чтение лекций, организация научно-исследовательской и методической работы, проведение промежуточных аттестаций и сессий.
Обучение и подготовка специалистов на кафедре ведется по одной или нескольким смежным дисциплинам. Кафедра обычно располагает собственными лабораториями или исследовательскими центрами, оснащенными соответствующим оборудованием.
Для координации учебной и научной работы регулярно проводятся заседания кафедры, в которых принимают участие преподаватели, и консультации для студентов по подготовке курсовых и дипломных работ.
Кафедра решает и вопросы, связанные с курсовой переподготовкой, последипломным образованием и повышением квалификации кадров.
Совместная работа отдельных кафедр заключается в выполнении образовательных программ, утвержденных для данного вуза.

TheDifference.ru определил, что отличие кафедры от факультета заключается в следующем:

Факультет – административное и учебно-научное подразделение высшего учебного заведения. Кафедра как учебно-научная единица входит в состав факультета.
Факультет осуществляет административное управление и общее руководство кафедрами на всех уровнях их работы. Кафедра решает задачи научно-исследовательского и учебно-образовательного плана.
На уровне факультета принимаются решения относительно сроков защиты дипломных проектов и кандидатских диссертаций. Кафедра регулирует сроки проведения промежуточных аттестаций и сессий.
Научно-преподавательский состав кафедры обеспечивает учебный процесс и организацию научно-исследовательской работы. Канцелярия факультета ведет необходимую документацию, в том числе и оформление документов об окончании высшего учебного заведения.

Источник

Структура вузов: что такое факультет, деканат, кафедра

Факультет и кафедра в чем разница пример

Очень многие абитуриенты неплохо разбираются в названиях факультетов, знают специфику и направление работы выбранного ими вуза и факультета, однако совершенно не имеют представления о структуре учебного заведения. Чем отличается работа ректора от работы декана, что такое факультет и чем он отличается от кафедры, какие основные и наиболее важные структурные единицы имеются в вузе, рассмотрим в данной статье.

Высшие учебные заведения различаются между собой, однако структура вуза всегда одинакова. Высшее учебное заведение не только дает высшее профильное образование, но и также подразумевает осуществление научной деятельности. Вузы могут быть государственными и коммерческими. В каждом из них обязательно наличие Устава, который регламентирует деятельность учебного заведения.

Структура вуза

Управление и координацию работы всего вуза осуществляет ректор. Он имеет помощников, проректоров, каждый из которых отвечает за отдельную область работы и функционирования учебного заведения. Также в каждом вузе есть особая единица, которая называется ученый совет. Его возглавляет ректор. Он является председателем совета. Состав ученого совета ежегодно утверждается.

Факультет

Одна из основных структурных и административных единиц вуза. Факультетов в каждом высшем учебном заведении может быть разное количество. Они отличаются друг от друга спецификой профильных предметов. На каждом факультете студентам предоставляется возможность:

• Готовиться по одной либо по нескольким очень близким друг к другу специальностям;

• Возможность повышать уровень знаний и свою профессиональную квалификацию;

• Принимать участие в научно-исследовательской деятельности входящих в состав факультета кафедр.

Каждый факультет в вузе объединяет несколько отделений и занимается координацией их работы в следующих сферах:

• Научная – изучение различных дисциплин;

• Исследовательско – практическое изучение какого-либо материала;

• Учебная – преподавание дисциплин и предметов студентам;

• Воспитательная – воспитание у студентов различных качеств через обучение.

Кафедра

Являясь структурной единицей факультета, кафедра отвечает за преподавание отдельных учебных предметов, организацию воспитательной работы, организацию различного вида практик, повышение уровня знаний педагогических работников. Является научно – исследовательской единицей факультета.

• Главным на кафедре является один из членов ее профессорского состава;

• Каждая кафедра должна иметь собственные исследовательские лаборатории со всем необходимым оборудованием;

• Для более успешной и планомерной работы периодически проводятся заседания кафедры.

Также кафедра осуществляет научную деятельность в рамках своей специализации. На каждом факультете может быть несколько различных кафедр.

Факультет обобщает и координирует работу всех кафедр с помощью научного совета факультета, главой которого является декан. Они отличаются друг от друга спецификой профильных предметов, например, факультет философии, экономики, информационных систем

Деканат

Деканат представляет собой объединение декана, его заместителей и методистов, отвечающих за разные направления работы. На каждом факультете имеется свой деканат. Сколько человек, и кто именно будет входить в его состав решает ректор вуза.

Основные задачи деканата:

• Совместная работа с приемной комиссией;

• Разработка и контроль за учебным и воспитательным процессами на факультете;

• Своевременное донесение всей необходимой информации до студентов;

• Контроль за успеваемостью студентов;

• Ведение всех необходимых документов и другие.

Кроме того, в деканат студенты могут обратиться с любым вопросом касательно учебного процесса, получения необходимых справок и различных других, которых возникает очень много, особенно на первом курсе.

Для того чтобы не перегружать деканат работой, для каждой группы выделяется куратор. Это человек из числа преподавателей, который помогает студентам адаптироваться, знакомит их с правилами учебного заведения, оказывает помощь по мере возможности в любых возникающих вопросах, контролирует посещаемость и успеваемость студентов, привлекает их к общественно-значимым мероприятиям, проводящимся в учебном заведении.

Таким образом, в высших учебных заведениях имеется своя структура и организация, которая оттачивалась годами, и является наиболее приемлемой и удобной для всех участников образовательного процесса. Каждый человек занимает в ней особое место и выполняет отведенные ему функции для достижения наиболее важных и значимых целей развития, стоящих перед всеми работниками и студентами вуза.

Источник

Словарь абитуриента: сложные термины простым языком

Факультет и кафедра в чем разница пример35530Факультет и кафедра в чем разница пример02 мая 2020

Объясняем простым языком термины, которые должен знать каждый поступающий, чтобы правильно выбрать место обучения и не запутаться при поступлении в вуз.

ПонравилосьФакультет и кафедра в чем разница пример234

Мы обнаружили, что многие абитуриенты путают термины, которые необходимо знать, чтобы не запутаться при поступлении. Так, например, мы обнаружили большую путаницу в терминах “направление подготовки”, “специальность”, “профиль подготовки”, “образовательная программа”, “кафедра” итп.
Сразу скажем, что мы не хотим давать четкие определения терминам, их можно загуглить. Мы хотим разжевать суть понятным языком. Начнём по порядку.

Направление подготовки.
Самый важный термин, который нужно знать абитуриенту – это направление подготовки. Многие путают его с профилем, специальностью, профессией.
Путаница с термином “специальность” произошла после введения Болонской системы в вузах России. Если вкратце и грубо, то эта система предполагает упразднение программ подготовки специалистов (5 лет обучения) в пользу программ подготовки бакалавров (4 года обучения). До этого термин “направления подготовки” можно было приравнять к термину “специальность”. Теперь базовое высшее образование – это подготовка не только специалистов, а и бакалавров. Однако, до сих пор выбирая себе место обучения абитуриенты ищут именно “специальность”, что теперь некорректно и сильно усложняет жизнь. Так как появились направления подготовки не только специалитета, а и бакалавриата, то теперь корректно выбирать не специальность, а направление подготовки. Соответственно, теперь есть направления подготовки бакалавров и направления подготовки специалистов. Список направлений подготовки строго регламентирован его можно посмотреть у нас на сайте тут https://tabiturient.ru/np/. Это очень важно понимать и желательно его изучить.

Профиль подготовки.
Незнание того, что есть конкретный список направлений подготовки приводит к тому, что возникает путаница с другим термином – профиль подготовки или специализация (не путать со специальностью/специалитетом). Мы обнаружили, что в нашем поиске по направлению подготовки люди часто пишут что-то вроде “национальная экономика”, “программирование” итп. На самом деле, таких направлений как “национальная экономика” и “программирование” не существует. Есть направление подготовки “Экономика”, где есть профиль “национальная экономика”, есть направление подготовки “Прикладная математика и информатика”, где есть профиль “системное программирование».
Формулировка профиля подготовки может быть абсолютно любой. Это решает сам вуз. Если речь идет о направлении подготовки “Экономика”, то вузы любят приписывать что-то вроде “мировая экономика и политика”, “инновационный бизнес”, “финансовая аналитика” итп. Очень часто (не всегда) профили – это всего лишь приписки в рекламных целях для привлечения абитуриентов. Согласитесь, инновационный бизнес звучит привлекательней, чем экономика. По факту же, очень часто, эта приписка означает лишь то, что программа “Экономика” с профилем инновационный бизнес от программы “Экономика” общего профиля отличаются лишь тем, что у первой будет полгода такой предмет. Даже в дипломе этот профиль записан не будет. Будет записано только направление подготовки, в данном случае будет написано “освоил(а) программу бакалавриата по направлению 38.03.01 Экономика”. Справедливости ради хочется ответить, что есть программы, где этот профиль действительно важен и учебные планы программ очень отличаются, но сейчас речь не об этом. Нам важно донести мысль, что не стоит путать направление подготовки и профиль.

Кафедра.
Будучи студентом, я когда-то работал в приемной комиссии. Самое большое негодование у меня вызывала фраза абитуриента “хочу поступить на кафедру макроэкономики”. Пожалуйста, забудьте вообще о кафедрах. Я постоянно вижу, что на нашем сайте ищут какие-то кафедры и хотят туда поступить. Простым языком говоря, кафедра – это объединение преподавателей или научных сотрудников. Все, что нужно знать абитуриенту о кафедре, это то, что он будет прикреплен к ней, когда будет писать диплом. Подробно рассказывать об этом не буду. Хочу лишь донести ту мысль, что на кафедры никто не поступает. Вот пример. Есть кафедра физкультуры. Даже если Вы будете учиться на Менеджменте и писать диплом на кафедре управления персоналом, то все равно будете иметь дело с преподавателями кафедры физкультуры.

Вуз.
Вуз – высшее учебное заведение. Далее грубая терминология. Если вуз включает в себя несколько институтов и факультетов, он называется университетом, высшей школой или академией. Если вуз включает в себя только совокупность факультетов, то он называется институт. Когда у вуза появляется несколько институтов, то он называется не институт, а университет.
Путаница заключается в том, что институт может быть как самостоятельным вузом, так и находиться внутри какого-то учебного заведения.
Более того, вуз будучи университетом может называться институтом. Например, МФТИ (Московский Физико-Технический Институт). Когда-то действительно был институтом. Теперь он университет. Название сохранено, видимо, из-за того, что хотели сохранить бренд.
Сейчас осталось очень мало институтов как самостоятельных вузов. Как правило, институты сейчас находятся внутри каких-то университетов, высших школ, академий.

Образовательная программа.
Обратите внимание, что Вы поступаете именно на образовательную программу. Не на факультет, не на кафедру, не на направление подготовки, а именно на образовательную программу.
Каждая образовательная программа реализуется в рамках вышеупомянутого направления подготовки. Образовательная программа может быть в составе факультета или института. У образовательной программы может быть профиль подготовки. Лекции будут вестись преподавателями разных кафедр. Для наглядности, чтобы понять, что такое образовательная программа, давайте возьмем НИУ ВШЭ. Если вы перейдете на страницу со списком проходных баллов ВШЭ по направлению “Экономика” тут https://tabiturient.ru/vuzu/hse/proxodnoi/?1112, Вы обнаружите, что есть 5 разных программ. Эти 5 программ находятся на 3 разных факультетах. Они имеют разные профили (кстати, профили могут пересекаться).
Хоть все они ведут подготовку по направлению Экономика и даже профили у них будут одинаковые, им выделено разное количество бюджетных мест, стоимость обучения у всех разная, у каждой образовательной программы свой собственный учебный план и даже преподаватели. Придя в приемную комиссию, нужно четко понимать на какую именно образовательную программу Вы поступаете. Нельзя просто нести документы в ВШЭ на экономику или менеджмент.

Теперь Вы знаете чем отличается направление подготовки от профиля и образовательной программы 🙂 Надеемся, нам удалось хоть немного разжевать термины, которые помогут Вам более точно определиться с местом обучения.

ПонравилосьФакультет и кафедра в чем разница пример234

К сожалению, только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь

Источник

Факультет

Факультет (нем. Fakultät , от лат. facultas «возможность, способность») — учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет.

Содержание

Факультеты в мире

В высших учебных заведениях ряда стран учебные подразделения, соответствующие факультетам, могут называться департаментами, институтами, колледжами. [1]

Факультеты в России

Структура факультета в России

В современной России факультет вуза имеет следующую структуру. Руководство работой факультета осуществляет декан. Декан избирается в порядке, определяемом уставом высшего учебного заведения, учёным советом высшего учебного заведения или советом структурного подразделения путём тайного голосования из числа наиболее квалифицированных и авторитетных работников высшего учебного заведения, имеющих учёную степень или звание, и утверждается в должности приказом ректора. [2] Для руководства отдельными направлениями деятельности факультета (учёба, научные исследования и т. д.) назначаются заместители декана. Для рассмотрения ключевых вопросов деятельности факультета при декане организуется совет факультета. Основным учебным и научно-исследовательским подразделением факультета является кафедра, в составе которой могут создаваться секции. Для организации учебной работы в составе факультета создаются отделения. Отделения выделяются либо по специальностям или специализациям, либо по форме обучения (заочное, очное, подготовительное, вечернее). Для ведения научно-исследовательской работы в составе факультета создаются лаборатории и научно-исследовательские центры.

Факультет в структуре российского вуза

Факультет является основным типом учебного подразделения вуза. Иногда факультеты близких специальностей группируются в рамках вуза в более крупные подразделения (которые получают названия, характерные для вузов — институты, академии и т. п.). Во многих вузах существуют самостоятельные заочные и вечерние факультеты, подготовительные факультеты, факультеты повышения квалификации специалистов.

История

Деление учебных заведений на факультеты возникло и установилось в средневековых университетах. [1]

Стандартный средневековый университет состоял из четырёх факультетов. [3]

В XVI веке в период Реформации в Германии факультет искусств был переименован в философский факультет.

С развитием науки в XVIII—XIX веках количество факультетов значительно возросло. Общеобразовательный философский факультет начали делить на естественнонаучный и гуманитарный (название «философский факультет» при этом закреплялось за подразделением, где преподают только философию). Естественнонаучный факультет назывался физико-математическим или факультетом наук, гуманитарный — историко-филологическим или факультетом словесности. Количество факультетов росло и дальше, физико-математический факультет разделился на математический факультет и факультет естественных наук, выделялись биологические, технические и другие факультеты. [3]

Развитие промышленности повлияло на создание новых факультетов в вузах, однако, не все специальности включались в цикл университетских учебных дисциплин, прикладные науки часто изучались в технических вузах, в которых подразделения, аналогичные факультету, XIX и начале XX века часто назывались отделениями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *