Факультет эстрады гитис чему учат
Выбор программы : Эстрадное искусство в ГИТИСе
Тереза Гамбарян
Как ты заинтересовалась эстрадным искусством?
С детства любила быть в центре внимания. У моей мамы был кружок, где каждую неделю организовывались праздники и выступали дети. Я всегда играла роль принцессы. А когда пошла в школу, случайно попала в кружок пения. С каждым годом я пела все более профессионально, и стала участвовать в конкурсах — сначала в городских, потом в республиканских, а в дальнейшем — во всероссийских. Видела много талантливых ребят и понимала, что их способности — результат огромной работы, обучения и мастерства. Многим кажется, что на артиста учиться не надо, что это — не профессия. Но за три года обучения я вспоминаю, какой была до этого, и смеюсь.
Как тебе пришла идея поступать в ГИТИС?
Идея поступать в институт именно по этому профилю мне пришла в голову примерно в девятом классе. А именно в ГИТИС я решила идти после того, как поучаствовала в конкурсе «Созвездие» в Татарстане. Там на гала-концерте в жюри сидел заведующий кафедрой эстрадного искусства ГИТИСА Михаил Борисов, который искал потенциальных студентов. Он заметил меня и пригласил на прослушивание в Москву. Моему счастью не было предела. Я разузнала всё про факультет эстрады. До этого я не знала о его существовании. Конечно, я знала, что есть факультеты, где обучают актеров, режиссеров, вокалистов, но именно о таких, где готовят артистов, не слышала. Оказалось, что я нашла себе идеально подходящий факультет. Я пою, поэтому мне не совсем подходил актерский, где делается большой уклон на театральное искусство. Но и вокальный меня не устраивал полностью, потому что музыкального образования у меня не было, и я не знала ноты. Я пою на слух, импровизирую. А на факультете эстрады преподают и то, и другое, отлично все совмещая. Если ты хочешь стать певцом, артистом, а не просто вокалистом, то нужно преподносить свою песню, «прочувствовать» ее, и для этого обязательно нужна актерская игра.
Сложно было поступить?
Вместе со мной проходила собеседование очень красивая девушка, которая отлично пела и танцевала. Она спросила меня: «Как правильно сказать — „Чехов“ или „Чеков“?» Она не поступила.
А что спрашивали у тебя в приемной комиссии?
Каждый должен прочитать басню, стихотворение, кусочек прозы, спеть три песни и иметь в запасе много других вариантов, станцевать, возможно, показать этюд. Затем все проходят собеседование, на котором могут попросить прочитать стихотворение, например. Я хотела прочитать стихотворение Эдуарда Асадова, но в комиссии сидела женщина, которой он не нравился, и она сказала: «Только не его!» А в запасе у меня было мое любимое стихотворение Маяковского. Я его прочитала и «взорвала» комиссию. Мне сказали, что я читала так, будто в меня вселился сам Маяковский. Но, если бы я подготовила только одно стихотворение, неизвестно, что бы со мной было. Та же самая история произошла с песнями: я спела зарубежные и армянскую. А члены комиссии спросили: «А ты знаешь русские песни?» Причем они хотели не просто русскую, а именно народную песню. Мне повезло, что я знала. Я спела «Ах ты, степь широкая». Так что при поступлении нужно быть готовым ко всему.
Ты рассказала, как непросто поступить в театральный вуз. Наверное, учиться там тоже не так легко, как все думают?
Студенты других вузов мне часто говорят: «Вам-то что? Спели на экзамене, и получили оценку, а мы готовимся месяцами, пишем конспекты, учим!» Во-первых, у нас тоже есть теоретические предметы: литература, история театра, история эстрады, английский язык и так далее. Так что нам тоже нужно много писать и учить. А, во-вторых, «вышел и спел» — это далеко не то, за что тебе поставят оценку по вокалу. Не так спел, не тот взгляд, не та подача, не то движение — и сразу можешь забыть о пятерке. Учиться очень сложно. Очень. Зато безумно интересно. И ты забываешь о том, что не спал трое суток подряд, когда шил себе платье на показ, учил роль или искал реквизит.
Получается, ты сама шьешь себе костюмы для выступлений?
У нас есть костюмерная, где можно взять себе платье в стиле любой эпохи. Но чаще всего у каждого из них необходимо что-то подправить, подшить.
Какие предметы тебе наиболее интересны?
Мой любимый предмет — это, конечно же, актерское мастерство. Занятия по этой дисциплине требуют постоянной работы над своей ролью и круглосуточных репетиций. На втором курсе у нас был раздел «Наблюдение», который мне очень нравился. Каждый выбирал себе животное и пытался его изобразить. И опять же, это оказалось совсем не так легко, как мы думали. Например, один мальчик выбрал образ обезьяны. Изобразить ее — это не просто выйти и покривляться. Надо было «прочувствовать» обезьяну, сделать так, чтобы по твоим глазам все видели, что ты именно это животное. Каждое движение пальцев, мышц должно быть похоже. В общем, нужна не клоунада, не пародия, а именно наблюдение. То же самое нужно было с изображением звезд. Самым сложным для нас оказалось показать и придумать жизнь предмета, а самым интересным — наблюдать за людьми. Мы заходили в метро и искали себе «жертву». Нужно было не просто выйти и показать этого человека: важно каждое движение, мимика, походка, характер. Порой мы подолгу следили за своим персонажем, потому что изучить все его черты за десять минут было невозможно.
Мы ездили за этим человеком, смотрели на людей, с которыми он встречался, угадывали, какое у него настроение. Для меня стать на время не собой, а кем-то другим — это очень интересно.
Судя по всему, учеба в ГИТИСЕ требует много самостоятельной работы. А как ты оцениваешь преподавательский состав?
Я безумно люблю всех наших преподавателей. Они полностью отдаются своему делу. Но больше всех, я люблю своего мастера — народного артиста России Юрия Васильева. Мастера нашего курса можно сравнить с классным руководителем у школьников. Он — наш отец. Он пропускает свои гастроли, свои премьеры ради нас, очень нас любит, и это взаимно. Благодаря ему на курсе царит атмосфера семьи.
Если ваш курс — семья, то что ты можешь сказать об остальных ее «членах»- студентах?
А какие у тебя планы на будущее?
Мои планы на будущее — записывать свои песни, а не «перепевать» чужие. Я посещаю кастинги на разные проекты: надеюсь, что повезет, и слушатели обо мне узнают. Я уже была на пробах на проект «Голос» и проект Rising Star. Кроме того, я хожу на пробы для съемки в сериалах, рекламе. Пока у меня нет опыта, главные роли никто не предложит, поэтому я снимаюсь в эпизодах сериалов на канале «Россия», на «Первом» и «РЕН-ТВ».
Как ты считаешь, какие сейчас перспективы у эстрадных артистов?
Я думаю, все зависит от удачи. Кроме того, нужна целеустремленность и немного таланта. У всех все будет хорошо, я уверена.
Не слишком ли много в наше время артистов, стремящихся добиться популярности?
Конечно, их очень много. К сожалению, также немало бездарных артистов, которые уже чего-то добились. И слишком много очень талантливых ребят, которые из-за материальных проблем не могут заявить о себе людям. Поэтому главный помощник в приобретении популярности — это удача: все зависит от того, кому повезет.
Не боишься конкуренции?
Если скажу «нет», обману. Однако еще раз подчеркну: людям нужны личности, а не «ксерокопии». Поэтому я надеюсь, что найдутся те, кому понравлюсь именно я.
Факультет эстрады
Факультет осуществляет подготовку артистов и режиссёров эстрады
года, очно специалитет
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист эстрады»
года, заочно специалитет
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист эстрады»
лет, заочно специалитет
Специальность 52.05.02 Режиссура театра, специализация «Режиссёр эстрады»
+7 (495) 137-69-33 (доб. 321)
Кафедры факультета
Кафедра эстрадного искусства
Мастерские факультета
Мастерская Елены Шаниной
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист эстрады»
Мастерская Андрея Заводюка
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист эстрады» Специальность 52.05.02 Режиссура театра, специализация «Режиссёр эстрады»
Мастерская Валерия Гаркалина
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист эстрады»
Мастерская Юрия Васильева
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист эстрады» Специальность 52.05.02 Режиссура театра, специализация «Режиссёр эстрады»
Мастерская Нонны Гришаевой
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист эстрады»
Мастерская Алексея Курганова
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист эстрады» Специальность 52.05.02 Режиссура театра, специализация «Режиссёр эстрады»
Мастерская Елены Шаниной
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист эстрады»
Мастерская Михаила Борисова
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист эстрады» Специальность 52.05.02 Режиссура театра, специализация «Режиссёр эстрады»
Мастерская Надежды Бабкиной
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист эстрады» Специальность 52.05.02 Режиссура театра, специализация «Режиссёр эстрады»
Мастерская Юрия Васильева
Специальность 52.05.02 Режиссура театра, специализация «Режиссёр эстрады»
Факультет эстрады
Факультет осуществляет подготовку артистов и режиссёров эстрады
года, очно специалитет
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист эстрады»
года, заочно специалитет
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист эстрады»
лет, заочно специалитет
Специальность 52.05.02 Режиссура театра, специализация «Режиссёр эстрады»
+7 (495) 137-69-33 (доб. 321)
Кафедры факультета
Кафедра эстрадного искусства
Мастерские факультета
Мастерская Елены Шаниной
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист эстрады»
Мастерская Андрея Заводюка
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист эстрады» Специальность 52.05.02 Режиссура театра, специализация «Режиссёр эстрады»
Мастерская Валерия Гаркалина
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист эстрады»
Мастерская Юрия Васильева
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист эстрады» Специальность 52.05.02 Режиссура театра, специализация «Режиссёр эстрады»
Мастерская Нонны Гришаевой
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист эстрады»
Мастерская Алексея Курганова
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист эстрады» Специальность 52.05.02 Режиссура театра, специализация «Режиссёр эстрады»
Мастерская Елены Шаниной
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист эстрады»
Мастерская Михаила Борисова
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист эстрады» Специальность 52.05.02 Режиссура театра, специализация «Режиссёр эстрады»
Мастерская Надежды Бабкиной
Специальность 52.05.01 Актёрское искусство, специализация «Артист эстрады» Специальность 52.05.02 Режиссура театра, специализация «Режиссёр эстрады»
Мастерская Юрия Васильева
Специальность 52.05.02 Режиссура театра, специализация «Режиссёр эстрады»
История факультета
Кафедра эстрадного искусства была основана в 1968 году народным артистом СССР, профессором И.Г. Шароевым, который возглавлял её более тридцати лет. Факультет эстрады открылся в 1973 году. С 2000 по 2005 годы кафедрой руководила доктор искусствоведения, профессор Л.И. Тихвинская. С 2005 по 2020 годы кафедру возглавлял заслуженный деятель искусств РФ, профессор М.Б. Борисов. В настоящее время кафедру возглавляет В.Н. Панков.
В течение многих лет на кафедре работали выдающиеся артисты эстрады – основоположники отечественного конферанса А.Г. Алексеев, Л.Б. Миров, М.В. Новицкий, И.С. Набатов, В.А. Канделаки, Б.С. Брунов. Долгие годы с факультетом сотрудничали Л.О. Утёсов, Г.М. Великанова, режиссёр «оригинального» жанра С.А. Каштелян, актёры В.А. Шалевич, А.Г. Буров и многие другие.
Деятельность в 2000-е годы
После 2000-х на кафедру пришли мастера, чьё искусство определяет высшие достижения современной эстрады, телевизионного и театрального искусства – Г.В. Хазанов, Е.В. Петросян, В.Б. Гаркалин, М.Б. Борисов, Ю.Б. Васильев, А.В. Гуревич. Приятно отметить, что многие из них являются выпускниками факультета эстрады ГИТИСа.
В последние годы на факультете эстрады происходят большие перемены. Созданная за долгие годы школа воспитания артистов и режиссёров эстрады, сохраняя свои традиции, в то же время решительно обновляется. Эстрадно-джазовый вокал, саундрама, джаз-танец и степ – многие жанры эстрады представлены в программе обучения, не говоря о предметах общегуманитарного цикла – истории театра, музыки, литературы, изобразительного искусства, костюма, эстрадного искусства. Все перемены, идущие сейчас на факультете эстрады ГИТИСа, направлены на творческое обновление отечественной эстрады, на создание яркого, зрелищного, современного искусства, которое с полным правом может называться эстрадой 21 века.
О факультете
В августе 1964 года на режиссерском факультете ГИТИСа впервые был набран экспериментальный курс режиссеров эстрады и массовых представлений, которым руководил будущий руководитель кафедры эстрады Иоаким Георгиевич Шароев.
В 1968 году была основана кафедра эстрадного искусства, которую Иоакимом Георгиевичем возглавлял более тридцати лет.
В 1973 году в ГИТИСе появился факультет эстрадного искусства.
После смерти Шароева, с 2000 по 2005 год кафедрой руководила эстрадовед, доктор искусствоведения, профессор Людмила Ильинична Тихвинская.
В течение многих лет на кафедре работали выдающиеся артисты эстрады – один из основоположников отечественного конферанса А.Алексеев, Л. Миров и М.Новицкий, И. Набатов, В. Канделаки, Б. Брунов, долгие годы с факультетом сотрудничали Л. Утесов, Г. Великанова, режиссер «оригинального» жанра С.Каштелян, актер вахтанговской школы – В. Шалевич, зав. кафедрой актёрского искусства института Б.Щукина А. Буров.
После 2000 года на кафедру пришли мастера, чье искусство определяет высшие достижения современной эстрады, телевизионного и театрального искусства – Геннадий Хазанов, Валерий Гаркалин, Михаил Борисов, Юрий Васильев, Александр Гуревич, Елена Шанина и Надежда Бабкина (приятно отметить, что многие из них являются выпускниками кафедры эстрадного искусства ГИТИСа).
В 2017 году свой первый курс на факультете набрал актёр и режиссёр, создатель жанра «Саундрама» Владимир Панков.
Среди выпускников кафедры: Алла Пугачева и Лайма Вайкуле, Евгений Петросян и Ефим Шифрин, Клара Новикова, Бисер Киров, Елена Камбурова, Надежда Бабкина и Екатерина Шаврина, Людмила Рюмина, Александр Буйнов, Михаил Евдокимов, Юлиан, известный «степист» Владимир Кирсанов, участники театра «Квартет-И»: Камиль Ларин, Леонид Барац, Ростислав Хаит и Александр Демидов.
Факультет гордится своими выпускниками, ставшими ведущими актерами Лаборатории Дмитрия Крымова (Анна Синякина, Михаил Уманец, Максим Маминов, Сергей Мелконян), Центра драматургии и режиссуры (Данила и Павел Рассомахины, Сэсэг Гапсасова, Ксения Макарова), Гоголь-центра (Рита Крон и Евгений Сангаджиев).
Эстрадно-джазовый вокал, джаз-танец и степ – многие жанры эстрады представлены в программе обучения – не говоря о предметах общегуманитарного цикла: история театра, музыка, литература, изобразительное искусство, костюм, эстрадное искусство. На факультете начал действовать новый принцип выпуска студентов; основное его требование – наличие у дипломированных артистов эстрады номеров различных жанров.
Выпускник факультета эстрады – это синтетический актер, способный выполнить любое творческое задание. Не случайно, наши выпускники поют на сцене миланского театра «Ла Скала» (Рузиль Гатин), принимают участие в шоу «Голос» (Евгения Благова) или танцуют в ансамбле эстрадного танца «Тодес» Аллы Духовой.
Все перемены, идущие сейчас на эстрадном факультете ГИТИСа, направлены на творческое обновление отечественной эстрады, на создание искусства яркого, зрелищного, остросовременного, основанного на безукоризненном профессионализме – искусства, которое с полным правом может называться эстрадой ХХI века.
Факультет эстрады ведет подготовку актеров и режиссеров эстрады.
И.о. заведующего кафедрой эстрадного искусства – Владимир Николаевич Панков.
Декан факультета – Анна Федоровна Одинокова.
Форма обучения – дневная и заочная.
Адрес факультета: Ул. Земляной вал, дом 66/20.
Телефон: +7 (495) 137-69-33 (доб. 321)