Факультативные занятия в школе что это

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

один из видов дифференциации обучения по интересам. В общеобразоват. школе Рос. Федерации введены в 1966 с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профориентации.

На Ф. з. в учебном плане общеобразоват. школы выделяются спец. часы в классах средней и старшей ступени школы. В группы для изучения факультативных курсов учащиеся зачисляются по желанию, из одного или неск. параллельных классов. Возможно комплектование групп, состоящих из учащихся разных параллелей. Программы факультативных курсов носят ориентировочный характер. Учитель может по своему усмотрению исключить из программы или вынести на самостоят. изучение нек-рые темы, может уделить большее внимание вопросам, вызывающим у школьников особый интерес Учителя могут также составлять ориг. программы, к-рые утверждаются пед. советом школы

В 80-е гг наибольшее распространение в школе получили факультативы по предметам, входящим в у ч план Среди них факультативы типа «Курс повышенного уровня», на к-рых углубленно изучается содержание уч предмета, систематизируются и обобщаются полученные знания,сочетается теоретич и прак-тич подготовка учащихся Факультативы этого типа имеют также целью подготовку учащихся к продолжению образования, знакомство с системой обучения в вузах и программами вступит экзаменов «Курсы повышенного уровня» задают нек-рый стандарт углубленного изучения каждого уч предмета, способствуют повышению уровня подготовки учащихся по избранным предметам, отражению в школьном обучении достижений науки, техники и культуры

На факультативных спецкурсах углубленно рассматриваются отд вопросы осн.курса и проблемы, выходящие за рамки уч программы «За страницами школьных учебников математики», «Основы термодинамики и молекулярной физики», «Химия высокомолекулярных соединений», «Основы генетики», «Основы экон знаний», «Тайны рус языка» и др.

Важное место среди факультативных курсов отводится факультативам по предметам, не входящим в уч. план «Мировая худож. культура», «Общая психология», «Психология учения и НОТ школьника», «Основы пед. знаний», «Основы киноискусства», «Основы театральной культуры», «Основы муз. культуры», «Худож. культура и мы»

Выбор факультативных курсов учащимися осуществляется каждый год Ф з дают возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности учащихся, повысить степень их самостоятельности на основе выполнения творч, исследоват или конструкторских заданий, подготовки рефератов, докладов, выполнения библиографич работ. Задания выбираются таким образом, чтобы они имели ценность не только для данного ученика, но и для всей группы Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся, расчленение сложного задания на ряд простых с последующим обсуждением результатов их выполнения, взаимная заинтересованность в результатах труда, ответственность перед товарищами позволяют решать мн пед. задачи

Источник

Факультативы и элективные курсы

Факультативная и элективная форма обучения вызывает много сомнений и вопросов. А все из-за переживаний родителей, которые обеспокоены чрезмерной загруженностью своих детей. Предлагаем вам разобраться в этих формах дополнительного образования и их целях, чтобы помочь родителям преодолеть волнения, правильно включиться в воспитательный и образовательный процесс, стать помощником учителя в обучении своего ребенка.

Факультативные занятия в школе что это

Развитие общества и технический прогресс с каждым годом все больше расширяет знания человечества в самых разных областях науки. При этом программа общеобразовательной школы, состоящая из нескольких базовых предметов, рассчитана всего лишь на общий уровень подготовки, который уже не отвечает современным требованиям.

Специалисты уверены, что увеличение нагрузки по каждому из этих предметов в несколько раз, с учетом возрастающего уровня научных открытий, стало бы непосильной нагрузкой даже для самых способных детей. А чтобы подрастающее поколение «шло в ногу» последними достижениями науки, «расширенный» объем знаний школьникам предлагают получить на факультативах и/или элективных курсах.

Факультативы и элективные курсы – относительно новые вспомогательные формы обучения, задача которых состоит в расширении базовых знаний учащихся в соответствии с их интересами и способностями.

Отметим, что факультативная и элективная форма обучения вызывает много сомнений и вопросов. А все из-за переживаний родителей, которые обеспокоены чрезмерной загруженностью своих детей. Предлагаем вам разобраться в этих формах дополнительного образования и их целях, чтобы помочь родителям преодолеть волнения, правильно включиться в воспитательный и образовательный процесс, стать помощником учителя в обучении своего ребенка.

Что такое факультатив?

Факультативные занятия в школе что это

Многие родители, вспоминая свое школьное прошлое, считают, что факультатив – дополнительное занятие по предмету, где ребенка «подтягивают до среднего уровня». Пора устранить это заблуждение.

Факультатив – не повторение пройденного материала. Основная цель этих занятий –углубленное изучение предмета, а также знакомство с возможностями его применения в различных отраслях (прикладные науки). Знания, получаемые детьми в ходе факультативных занятий, выходят за рамки обязательной учебной программы, хотя нередко программа факультативных занятий синхронизирована с учебным планом.

Факультативы направлены, прежде всего, на расширение кругозора. Кроме того, они отчасти помогают получить представление о профессиях, имеющих отношение к выбранному курсу факультатива. Форма проведения таких занятий включает в себя теоретические, практические и исследовательские работы.

Каждый ребенок имеет возможность выбрать один или несколько факультативных курсов, чтобы, в конце концов, найти то, что его интересует больше всего. Факультативные занятия не предусматривают контролирование за уровнем усвоенного материала, поэтому оценивание знаний проводится, скорее, как форма поощрения за проделанную работу.

На факультативных занятиях учитель имеет возможность работать индивидуально с каждым учеником, подбирать для изучения темы, которые интересны ребенку. Посещение факультативных занятий не является обязательными.

Что такое элективные курсы?

В отличие от факультативной формы обучения, элективные курсы обязательны для посещения. Начиная с девятого класса, когда, как предполагается, ученик уже определился с будущей профессией, и знает, в каком направлении он хотел бы расширить свои знания, школьникам предлагают выбрать элективные учебные дисциплины, призванные повысить уровень освоения профильного предмета или его раздела.

Другими словами, профильные элективные занятия нацелены не столько на развитие кругозора школьников и закрепление его базовых знаний, сколько на приобретение знаний и навыков, которые помогут освоению профессии и их успешному продвижению на рынке труда.

Кстати, если факультативы проводятся преимущественно после окончания основного учебного процесса (то есть, после уроков или в выходные дни), то элективные курсы включены в расписание занятий общеобразовательной программы обучения и проводятся наравне с другими уроками. А поскольку программы элективных курсов, как правило, краткосрочны, каждый старшеклассник за два года должен выбрать и изучить порядка 5-6 элективов.

Факультативные занятия в школе что это

Нужны ли детям вспомогательные формы обучения?

Внеклассная работа и дополнительные занятия, в той или иной форме, в системе образования существовали всегда. Внеклассная работа была направлена преимущественно на всестороннее развитие и воспитание личности учащегося, раскрытие творческих способностей школьников. А дополнительные занятия по предметам помогали, в основном, «подтянуть» ученика до среднего уровня базовой программы, ориентированной на «среднего ученика».

Хорошо, что такой подход к обучению и развитию детей ушел в прошлое, а на первый план, наконец-то, вышли основные критерии оценки способностей ученика. Факультативы и элективные занятия в школе помогают педагогам выявить способности и интересы детей к определенным наукам, предоставить им возможность более глубоко изучить их, определиться с профессиональным выбором еще в школе.

Дифференцированный (индивидуальный) подход в обучении способствует улучшению усвоения базового уровня знаний. К сожалению, реализация такого метода непосредственно на уроках обусловлена объективными трудностями:

Поэтому не стоит сомневаться в целесообразности описываемых нами форм обучения. Факультативные и элективные курсы, кроме перечисленных выше задач, как раз и предназначены для целенаправленного распределения сил в соответствии с возможностями и интересами каждого ребенка.

Источник

Электив и факультатив: различия, опции выбора

Факультативные занятия в школе что это

В современной школе есть несколько видов учебных курсов, среди которых выделяются элективные и факультативные. У школьников и их родителей часто возникают вопросы, являются ли элективы и факультативы обязательными или их можно пропускать.

Да и различия между этими терминами далеко не все понимают правильно. Давайте попробуем разобраться, чем отличаются факультативные и элективные курсы, зачем они нужны и какая польза от посещения этих учебных дисциплин.

Что такое электив?

Появление понятия электив закреплено в ряде нормативных документов, в том числе в Письме Минобразования № 14-51-277/13 2003 года и Письме Минобрнауки №03-413 2010 года. Сущность элективного курса отражается его английским аналогом (elective — выборный, факультативный). Вместе с тем, в российской системе образования электив — это обязательный курс, элективность которого обусловлена выбором школы и профильного класса.

Для элективных курсов характерны следующие особенности:

Что такое факультатив

Факультатив — это необязательный курс, который добровольно посещают ученики, желающие углубить свои знания по одной из основных учебных дисциплин. Для факультативных курсов характерны следующие особенности:

Предпосылки для появления элективов и факультативов

Основной причиной появления элективных и факультативных курсов стала индивидуализация школьного образования. Каждый ученик имеет особые таланты и способности, а также право реализовать их в рамках школьного обучения. Постепенно это понимание оформилось в виде концепции профильных классов и в еще более глубоком подходе, который дает право выбора некоторых учебных дисциплин.

Идея элективных и факультативных курсов прописана в Федеральном законе №273-ФЗ. В частности, в пункте 5 статьи 34 указано, что учащиеся имеют право выбирать электив и факультатив из списка, предложенного образовательным учреждением. В пункте 3 статьи 44 этого же закона говорится, что аналогичным правом обладают родители несовершеннолетних учеников. Кроме того, по каждому из видов курсов выпущены методические рекомендации и другие документы, регулирующие требования, цели, задачи и другие нюансы проведения занятий.

Факультативы, элективы и нагрузка на учеников

Как уже указывалось, ученики и их родители имеют право выбирать факультативные и элективные курсы в рамках предложенных школой возможностей. Вместе с тем, все мы понимаем, что в современных условиях каждый школьник испытывает постоянные и, может быть, чрезмерные нагрузки психологического, умственного и физического характера.

Дополнительные занятия могут вызвать стресс и постоянную усталость, поэтому к выбору элективов и особенно факультативов следует подходить взвешенно, учитывая следующие моменты:

В любом случае решение о выборе и посещении/непосещении элективов и факультативов должно быть взвешенным и обоснованным.

Источник

Дидактические аспекты организации факультативов

Экономическое развитие страны, появление высокотехнологических производств, расширение масштабов межкультурного взаимодействия, рост конкуренции на рынке труда, а также мировые финансовые вызовы последнего времени предполагают постоянное обновление содержания образования.

Образование, получаемое в школе, определяет дальнейший путь молодого человека, дает возможность развития гуманистических идеалов, ценностных ориентаций, взглядов и убеждений, интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала.

Обучение в школе – это не только получение качественного образования, но и подготовка учащихся к осознанному профессиональному выбору в современных социально-экономических условиях, свободное их ориентирование в многообразных информационных потоках, привитие гражданской позиции, а также развитие навыков непрерывного обновления знаний и умений в течение всей жизни.

Типовые учебные планы обеспечивают непрерывный режим изучения учебных предметов с периодической аттестацией (промежуточной – за четверть, итоговой – за год). Порядок и режимы согласованной деятельности учителя и учащихся могут быть коллективными, групповыми, парными и индивидуальными. Причем равноправными видами организации обучения могут выступать урок, факультатив, консультация, экскурсия, семинар, лекция, практикум.

Факультативные занятия – это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности. Определено, что направленность факультативов может быть весьма различной: естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и др. В соответствии с этим, а также на основе учёта опыта проведения факультативных занятий в нашей стране и за рубежом определили функции факультативных занятий:

Успешная реализация перечисленных функций возможна лишь, при условии соблюдения руководством школы и учителями определенных управленческих и дидактических принципов. В нашем случае принципы – это организующие требования, которые выступают в качестве правил, норм, регулирующих образовательный процесс на факультативных занятиях.

1. Принцип самоопределения учащихся предполагает осознанный выбор учениками общеразвивающих, предметных и профориентационных факультативных занятий, предложенных педагогическим коллективом школы.

2. Принцип учёта возрастных особенностей, познавательных интересов учащихся на выбор тематику факультативных занятий, которая соответствует возрасту детей и результатам предварительной диагностики их интересов и познавательных потребностей.

3. Принцип ресурсной обеспеченности. Факультативные занятия должны быть обеспечены необходимой учебно-материальной базой для организации обучения в соответствии с выборами учащихся; учителями, способными преподавать учебные предметы на повышенном уровне или владеющими тем или иным ремеслом.

4. Принцип вариативности форм факультативного обучения. Это предопределяет образовательную кооперацию с другими учреждениями социальной сферы или производства, организацию межшкольных факультативов.

5. Принцип доступности – предполагает реализацию требования удовлетворить образовательные запросы учащихся на выбранном уровне.

6. Принцип индивидуализации обучения. Требует педагогического управления процессом ученического самоопределения, проектирования учащимися собственного учебного плана, в котором наряду с инвариантной составляющей есть вариативный (факультативный) компонент.

7. Принцип двойственного характера образовательного процесса.

Предполагает реализацию различных стратегий обучения на базовом уровне в рамках инвариантного компонента учебного плана школы и обучения на повышенном уровне на факультативных занятиях.

8. Принцип занимательности. В организации факультативных занятий требует от учителя применения широкого спектра средств возбуждения и поддержания учебно-познавательной активности учащихся: парадоксов и противоречий, проблемных ситуаций, занимательных заданий, работы над проектами, связи с жизнью и т.п.

9. Принцип адаптивности педагогического процесса. Предполагает следование при определении номенклатуры факультативных занятий постулату о том, что не все дети одинаково способны к различным учебным предметам, что есть учащиеся, более склонные, например, к физическому труду, художественной деятельности, ремеслу и пр.

10. Принцип преемственности обучения в диаде “уроки – факультативные занятия”. Преемственность в целях, содержании и технологиях обучения имеет важное педагогическое значение, поскольку она предопределяет высокий уровень учебных достижений и личностного развития учащихся.

Учащиеся различаются интересами и потребностями, склонностями, уровнями познавательного самоопределения, различны предпочтения школьников разных лет обучения. Сами учреждения образования различаются собственной миссией, кадровым составом, квалификацией учителей, учебно-материальной базой. В силу указанных факторов на различных ступенях обучения могут применяться факультативы, отличающиеся целевой направленностью, содержанием, формой проведения, продолжительностью, типом преемственности с основными курсами.

Целями факультативных занятий могут быть:

коррекция пробелов в знаниях и умениях учащихся и др.

Факультативные занятия можно дифференцировать по содержанию: предметной направленности, общеразвивающей и общекультурной направленности, профориентационные.

Виды факультативных занятий

Факультативы профориентационной направленности Их предназначение – помочь выпускникам в образовательном и профессиональном самоопределении.

На факультативных занятиях предметной направленности приоритетом для учителя и учащихся является успех на выпускных экзаменах и централизованном тестировании.

Общекультурные и развивающие факультативы направлены на становление и развитие у учащихся социальных и учебных компетенций: мультикультурной, языковой, правовой, гражданской, исследовательской, проектной, информационной, финансовой, экологической, рефлексивной, здоровьесберегающей

Цель методической работы состоит в информационном, научно-методическом и психологическом сопровождении педагогов. Предполагается, что результатом МР должны стать:

– видов факультативных занятий, способов и средств обеспечения преемственности уроков и факультативов;

– особенностей факультативных занятий, оценочной деятельности учителя и учащихся

– разрабатывать вариативные авторские программы факультативных курсов в соответствии с запросами учащихся и рынка труда;

– выбирать технологии обучения для факультативных занятий;

– проектировать, осуществлять и анализировать образовательный процесс на уроках и на факультативных занятиях.

Актуальными критериями оценки эффективности МР будут являться:

– осведомленность учителей в нормативно-методическом обеспечении, касающемся нововведений в школьную практику;

– направленность МР на удовлетворение запросов учителей и на преодоление их профессиональных затруднений в организации факультативного обучения;

– свидетельства овладения учителями актуальными технологиями, методами и средствами обучения;

– удовлетворенность педагогов ходом и результативностью МР;

– удовлетворенность педагогов результативностью своей педагогической деятельности.

Интегральным критерием эффективности МР является повышение качества образования учащихся.

На факультативных занятиях должно быть очень много оценки, которая понимается как выражение отношения к явлениям, деятельности, поведению, к образовательным продуктам учащихся. Субъектами оценки на факультативном занятии является каждый ученик в отдельности, учащиеся всей группы, сам учитель.

Существуют дидактические средства, применение которых на факультативных занятиях позволяет обеспечить эффективную оценочную деятельность учащихся и учителя.

“Презентация учащимися образовательных продуктов”: проектов, исследований, идей, схем, таблиц, текстов, решённых задач и т.п. В процессе презентации учащимся предлагаются критерии, с помощью которых сам презентующий и его одноклассники оценивают данный продукт.

“Эталонный продукт”. Учитель предлагает учащимся познакомиться с превосходной работой их сверстника: исследованием, проектом, эссе и т.п. Данный эталон помогает учащемуся оценивать свои наработки, видеть, что требует усовершенствования.

Демонстрация учителем больших ожиданий от учащихся”. Учитель выражает надежду, что учащийся в следующий раз сможет подобную работу сделать значительно лучше. Учитель и ученик обсуждают, что для этого нужно изменить ученику в способах его деятельности.

“Похвала”. Оцениваем мы не только баллами, но и словом, жестом, мимикой. Важно к месту похвалить и поддержать успех учащегося. Такая оценка выступает сильным средством стимулирования познания.

“Выставки и конференции”. Выступают как значимый фактор внешней оценки образовательных продуктов учащихся и их творческой деятельности и др.

Для разъяснения сущности и организационно-методических особенностей факультативных занятий удобно использовать мотивационно-технологическую логико-смысловую модель (ЛСМ) “Факультативные занятия”, которую предлагает Запрудский Н.И., заведующий кафедрой педагогики и философии образования ГУО “Академия последипломного образования г.Минска”, кандитат педагогических наук, доцент. В данной модели представлены 8 координатных осей (К), на каждой из которых в определённой последовательности расположены ключевые слова, выражающие основное содержание факультативного обучения в целом \приложение 1\.

К1 – сущность факультативного обучения:

К2 – виды факультативных занятий:

– удовлетворения индивидуальных образовательных запросов учащихся;

– углубления знаний; развития мышления и интеллектуальных умений;

– развития навыков самостоятельной и исследовательской работы; формирования опыта познавательной деятельности; личностного развития; подготовки к осознанному выбору профессии и др.

К5 – организационно-методические особенности факультативных занятий по предмету:

К7 – механизмы управления:

К8 – критерии эффективности факультативного обучения:

ЛСМ “Факультативные занятия” в каждом образовательном учреждении может быть составлена с учётом его специфики, миссии и программы развития.

Новые концептуальные и содержательные направления преобразований в образовании могут быть реализованы лишь общими усилиями всех субъектов образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и управленцев). Эти преобразования должны осуществляться последовательно, логически, поэтапно, при грамотном использовании нормативной правовой базы, всех потенциальных возможностей, основных и дополнительных ресурсов. Оптимальное включение каждого субъекта в инновационную деятельность обеспечивает управленческая команда школы.

Итак, основные условия эффективной организации в общеобразовательном учреждении факультативного обучения:

Источник

Факультатив? Факультатив. Факультатив!

Ф акультативные занятия

– занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

В новой образовательной ситуации, сложившейся после принятия Декрета Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. №15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования», факультативные занятия в школах страны становятся основной формой дифференциации обучения.

Едиными типовыми учебными планами общеобразовательных учреждений для I-XI классов определено количество учебных часов на проведение факультативов. Однако и у руководителей школ, и у учителей возникают многочисленные вопросы по их содержанию, организации, учебно-методическому обеспечению:

— кто правомочен разрабатывать и утверждать программы факультативных занятий?

— как обеспечить преемственность изучения учебных предметов и факультативных курсов? В чём она должна заключаться?

— в чём состоит специфика факультативных занятий на разных ступенях обучения?

— какие технологии обучения наиболее приемлемы для факультативных занятий?

— как осуществлять контроль за учебной деятельностью учащихся и оценивать эффективность факультативных занятий?

— Каковы критерии их эффективности?

Что такое факультативные занятия?

Направленность факультативов может быть весьма различной: естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военнно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и др.

Какие направленности факультативных занятий вы знаете?

В соответствии с этим, а также на основе учета опыта проведения факультативных занятий можно определить ФУНКЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ:

1) предметно-повышающая: учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам;

2) мотивирующая: за счёт удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве у многих учащихся формируется устойчивая познавательная мотивация к предмету изучения;

3) общеобразовательная: на факультативных занятиях создаются условия для общего развития учащихся, становления их познавательных и социальных компетенций;

4) профориентационная: факультативные занятия могут предоставить учащимся большие возможности для «профессиональных проб», что способствует их познавательному и профессиональному самоопределению.

Каковы функции факультативных занятий?

Успешная реализация перечисленных функций возможна лишь при условии соблюдения руководством школы и учителями определённых управленческих и дидактических принципов. (Принципы – это организующие требования, которые выступают в качестве правил, норм, регулирующих образовательный процесс на факультативных занятиях.)

ПРИНЦИП САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ предполагает осознанный выбор учениками общеразвивающих, предметных и профориентационных факультативных занятий, предложенных педагогическим коллективом школы. Организационная, информационная, педагогическая, психологическая и валеологическая поддержка самоопределения учащихся является важным условием оптимизации их выбора.

ПРИНЦИП УЧЁТА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ. Школа предлагает учащимся для выбора тематику факультативных занятий, которая соответствует возрасту детей и результатам предварительной диагностики их интересов и познавательных потребностей.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И НОРМАТИВНОЙ БАЗЕ. Обучение на факультативных занятиях должно реализовываться в рамках Закона РБ «Об общем среднем образовании», Единого типового учебного плана, Устава общеобразовательного учреждения. Обязательным условием является соблюдение санитарно-гигиенических норм.

ПРИНЦИП РЕСУРСНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ. Факультативные занятия должны быть обеспечены необходимой учебно-материальной базой для организации обучения в соответствии с выбором учащихся; учителями, способными преподавать учебные предметы на повышенном уровне или владеющими тем или иным ремеслом.

ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ ФОРМ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ. Школы работают в различных условиях, отличаются кадровым составом, уровнем учебно-методического обеспечения образовательного процесса, материальной базой, традициями, различными образовательными запросами учащихся и их родителей, спецификой рынка труда в данном регионе. В связи с этим факультативное обучение, в зависимости от характера индивидуальных выборов учащихся в условиях одной школы, не всегда может быть реализовано. Это предопределяет образовательную кооперацию с другими учреждениями социальной сферы или производства, организацию межшкольных факультативов.

ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ. Принцип предполагает реализацию требования удовлетворить образовательные запросы учащихся на выбранном ими уровне.

ПРНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ требует педагогического управления процессом ученического самоопределения, проектирования учащимися собственного учебного плана, в котором наряду с инвариантной составляющей есть вариативный (факультативный) компонент. Процедура проектирования этого учебного плана обеспечивает повышение ответственности учащихся и их родителей за принятые ими решения, повышает их учебную мотивацию и субъективность в познавательной деятельности.

ПРИНЦИП ДВОЙСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА предполагает реализацию различных стратегий обучения на базовом уровне в рамках инвариантного компонента учебного плана школы и обучения на повышенном уровне на факультативных занятиях. При обучении на повышенном уровне педагог и учащиеся ориентируются на успешную подготовку к вступительным экзаменам в вуз. На базовом уровне, помимо обучающей функции, приоритетным является гармоническое развитие личности учащихся.

ПРИНЦИП ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ в организации факультативных занятий требует от учителя применения широкого спектра средств возбуждения и поддержания учебно-познавательной активности учащихся: парадоксов и противоречий, проблемных ситуаций, занимательных заданий, работы над проектами, связи с жизнью и т. п.

ПРИНЦИП БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ. Проведение факультативных занятий не предполагает выставление отметок учащимся. Их высокая мотивация и ответственность обуславливаются не внешней оценкой в баллах, а индивидуальным выбором факультатива. Должна широко применяться самооценка и оценка деятельности и индивидуальных результатов учащихся, для чего необходимо применять соответствующие средства: листы самооценки, эталоны правильных ответов, рефлексию и т. п.

ПРИНЦИП АДАПТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА предполагает следование при определении номенклатуры факультативных занятий постулату о том, что не все дети одинаково способны к различным учебным предметам, что есть учащиеся, более склонные, например к физическому труду, художественной деятельности, ремеслу и пр.

Какие принципы, на ваш взгляд, свойственны только факультативам?

Важно понимать, что следование перечисленным принципам не всегда возможно в полной мере. Это обусловлено рядом объективных факторов:

— установлением максимально допустимой недельной учебной нагрузки на учащегося;

— совместным изучением некоторых учебных предметов немотивированными и заинтересованными учащимися;

— недостаточной в ряде случаев ресурсной обеспеченностью образовательного процесса и, в частности, факультативного обучения;

— сложностями в составлении расписания факультативных занятий, вызванными занятостью учителей, недостаточностью в ряде школ классных комнат, занятиями многих учеников во второй половине дня в спортивных и музыкальных школах, центрах внешкольной работы и т. п.

Названные трудности должны быть приняты во внимание, их важно видеть и понимать, чтобы предпринимать меры по уменьшению отрицательных образовательных эффектов.

Известно, что учащиеся различаются интересами и потребностями, склонностями, профессиональными намерениями. Различны предпочтения школьников разных лет обучения. Сами учреждения образования различаются собственной миссией, кадровым составом, квалификацией учителей, учебно-материальной базой. В силу указанных факторов на различных ступенях обучения могут применяться факультативы, отличающиеся целевой направленностью, содержанием, формой проведения, продолжительностью, типом преемственности с основными курсами.

ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по целям

ЦЕЛЯМИ факультативных занятий могут быть:

— подготовка старшеклассников к централизованному тестированию;

— подготовка одарённых школьников к олимпиадам;

— формирование профориентационной компетентности учащихся базовой школы;

— общекультурное развитие учащихся;

— приобщение учащихся к исследовательской деятельности;

— коррекция пробелов в знаниях и умениях учащихся и др.

ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по содержанию

— факультативы предметной направленности

— факультативы общекультурной и общеразвивающей направленности

— факультативы профориентационной направленности

Факультативы предметной направленности :

Слова о добром и прекрасном

История географических открытий

Математика после уроков

Решение логических задач

Подготовка к олимпиадам по химии

Культура маленчых паводзін

Обучение орфографии на основе межуровневых отношений

Рациональные уравнения, неравенства и их системы. Задачи с параметром Количественные отношения в химии

Факультативы общекультурной и общеразвивающей направленности применимы в основном в начальной и базовой школе. Они направлены на становление и развитие у учащихся социальных и учебных компетенций: мультикультурной, языковой, правовой, гражданской, исследовательской, проектной, информационной, финансовой, экологической, рефлексивной, здоровьесберегающей, учат ставить собственные цели, планировать работу, делать выбор и принимать решения, работать в команде, проводить самооценку и т. п.

«Учусь творчески мыслить», «Азбука Берегоши», «Человек в мире семейных отношений», «Основы потребительских знаний», «Энергосбережение», «Права ребенка», ЗОЖ, ОБЖ

Факультативы профориентационной направленности проводятся преимущественно в V-IX классах, т.е. в базовой школе. Их предназначение – помочь ее выпускникам в образовательном и профессиональном самоопределении, которое позволит сделать оптимальный выбор факультативных занятий на третьей ступени общего среднего образования. « Основы выбора профессии»

Итак, Какие ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по содержанию?

— факультативы предметной направленности

— факультативы общекультурной и общеразвивающей направленности

— факультативы профориентационной направленности

ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по форме проведения

Дифференциация факультативов по форме проведения обусловлена разнообразием их содержания, различием в условиях функционирования школ, квалификацией учителя. С одной стороны, на факультативных занятиях, как и на обязательных уроках, применяются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. С другой стороны – их содержание обусловливает необходимость широкого применения практических форм работы: тренингов, практикумов, лабораторных работ, исследований, экскурсий; образовательных проектов; ведения учениками дневников и тематических портфолио.

ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по продолжительности

Возможно и целесообразно организовывать факультативы различной продолжительности: в течение учебного года, полугодия, четверти. Выбор длительности проведения факультатива зависит от темы и содержания, от интереса учащихся и т.д. Например, факультативы профориентационной направленности рекомендуется делать непродолжительными.

ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по типу преемственности с изучением учебного предмета

Можно различать факультативы по типу преемственности с изучением учебного предмета. Преемственность может быть целевой, содержательной, а также технологической. Обучение учебному предмету в связке с факультативом может вести как один учитель, так и разные педагоги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *