Факторингового обслуживания что это

Деньги сразу: как быстро получить оплату по договору благодаря факторингу

Факторинг — это финансовая услуга для компаний, работающих на условиях отсрочки платежа. С её помощью продавец получает деньги за товар сразу после отгрузки, может устранить кассовые разрывы и пополнить оборотный капитал. Рассказываем, как оформить факторинг.

Факторингового обслуживания что это

Что такое факторинг

Суть договора факторинга проще объяснить на примере. Допустим, ваша компания занимается поставками кофе. Вы отгрузили сети кафе товар на сумму 1 миллион рублей, но по условиям договора клиент имеет право рассчитаться не сразу, а только через 2 месяца. Чтобы получить деньги сразу, вы можете обратиться к фактору — в банк или факторинговую компанию (часто они — «дочки» банков). Финансовый агент расплатится с вами вместо покупателя и возьмёт за свои услуги комиссию. Спустя 2 месяца сеть кафе перечислит деньги не вам, а фактору.

Чем факторинг отличается от кредита

Договор факторинга — это альтернатива кредиту. Вот в чём разница:

Для чего можно использовать факторинг

Пополнить оборотные средства

Когда покупатель долго не платит, владельцу бизнеса трудно позволить себе лишние расходы, и это сдерживает развитие компании. С факторингом всегда есть деньги, которые можно потратить на создание новой продуктовой линейки или расширение географии поставок.

Устранить кассовый разрыв

Из-за условия отсрочки платежа, прописанного в контракте, вы рискуете оказаться в ситуации, когда денег не хватит даже на текущие расходы. Факторинг помогает закрывать дыры в бюджете и вовремя выполнять обязательства.

Поработать с крупными ретейлерами и компаниями из других отраслей

Торговые сети работают с сотнями контрагентов, поэтому чаще всего оплачивают поставки только через 45—75 дней. Факторинг позволяет заключать контракты с крупными покупателями и получать деньги сразу.

В СберФакторинге действуют программы

Как работает факторинг

Услуга работает так:

Как оформить договор факторинга

Чтобы заключить факторинговый договор, не всегда нужно ехать в отделение банка. Например, в СберФакторинг Онлайн документы оформляют дистанционно. Вот как это сделать:

Вот какие документы нужны для оформления договора факторинга :

Копии учредительных документов:

Копии бухгалтерских документов:

Копии хозяйственных документов с контрагентами:

Фактор подключает компанию к электронной факторинговой платформе. Процесс происходит полностью онлайн: от загрузки документов и формирования реестров до подписания документов и уведомлений. Если услуга факторинга нужна вам регулярно, договор достаточно подписать один раз, после — только отправлять отгрузочные документы.

Короче

Факторингового обслуживания что это

Суть факторинга : поставщик передаёт банку или факторинговой компании право требовать деньги с покупателя, а фактор выплачивает сумму долга покупателя и берёт за это комиссию.

Факторингового обслуживания что это

Факторинг подходит компаниям, которые сотрудничают с новыми покупателями на условиях контрактной отсрочки платежа или имеют небольшой оборотный капитал.

Факторингового обслуживания что это

Источник

Что такое факторинг простыми словами

Перед большинством компаний зачастую встает вопрос: какой порядок оплаты выбрать при заключении договора с контрагентом? Это может быть авансовый платеж, рассрочка или отсрочка. Первый вариант может обернуться потерей части партнеров, а два других — потерей средств собственного оборотного капитала. Эффективным решением в этих случаях станет факторинг в банке. Он позволяет ликвидировать кассовый разрыв и обеспечивает стабильность финансового оборота. Факторинг: что это такое, какие он имеет разновидности, как работает и зачем нужен ― ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.

Понятие

Факторинг (от англ. factor, что значит ’агент, посредник, маклер’) в классическом понимании — финансирование под уступку права денежного требования. Этот продукт финансирования закупок и продаж товара подходит компаниям, работающим с отсрочкой платежа. Простыми словами, факторинг ― удобный инструмент для быстрого увеличения оборотного капитала и повышения стабильности компании.

Это эффективный инструмент для компаний, работающих практически во всех отраслях, будь то производство мебели, оптовые продажи бытовой техники, продуктов питания или любых других товаров. Суть договора факторинга отражена в его функциях:

Факторингового обслуживания что это

Схема и этапы факторинга

Использование данного финансового инструмента возможно только в рамках трехстороннего взаимодействия. Его участники:

Факторингового обслуживания что это

Факторингового обслуживания что это

Факторингового обслуживания что это

Схема их взаимодействия выглядит следующим образом:

Заключение договора факторинга

Отгрузка товаров (предоставление услуг) и передача фактору информации, подтверждающей факт поставки

Финансирование поставщика через факторинговую компанию

Оплата покупателем поставок в адрес фактора

Условно в факторинговом обслуживании клиентов можно выделить следующие этапы:

Предварительная работа. Потенциальный клиент и его контрагент тщательно проверяются на предмет благонадежности. Для этого собирается информация об их деятельности, условиях поставок и выполнения платежей, фактах нарушения договорных обязательств, если они были. Сотрудники факторинговой компании проверяют достоверность предоставленных сведений, юридическую чистоту сделки, заключенной между покупателем и поставщиком, а также оценивают существующие риски.

Оформление пакета необходимых документов. Клиент и фактор (например, банк) заключают договор факторинга. Этот документ определяет условия взаимодействия между сторонами. В содержании договора следует предусмотреть различные сценарии развития событий, которые могут возникнуть в процессе сотрудничества. Ключевыми частями договора являются его предмет, порядок предоставления средств, а также условия финансирования и уступки прав требования на дебиторскую задолженность. Первое определяет цель, второе — то, как она будет реализована.

Договор также должен содержать следующие пункты:

Финансирование компании-поставщика. Поставщик отгружает товары своему контрагенту и сообщает об этом фактору. Факт поставки необходимо подтвердить, предоставив накладные, счета-фактуры, УПД (универсальные передаточные документы) или иные документы (обычно в электронном виде). После этого фактор финансирует компанию-поставщика в установленном объеме.

Контроль сделки. Данный этап факторинга очень важен. Процедура включает в себя широкий спектр работ фактора по нескольким направлениям. Обычно специалист анализирует, исполняют ли стороны договора свои обязательства, а в случае их несоблюдения проводит претензионную работу.

Тщательным образом проверяются компании, которые относятся к тем экономическим отраслям, в которых существуют какие-либо сложности.

Виды факторинга

Существует несколько классификаций продукта. Основные из них:

1. По информированности участников операции:

В этом случае покупатель заранее уведомляется о том, что в сделке принимает участие третья сторона — фактор. Для того чтобы известить дебитора, на платежных документах указывается то, что права на возникшую задолженность передаются факторинговой компании, и осуществлять оплату следует на ее расчетный счет;

Поставщик заранее не информирует дебитора о предполагаемой переуступке права требования и смене кредитора. Он просто изменяет платежные реквизиты, указывая данные факторинговой компании. После того как дебитор переводит деньги на расчетный счет фактора, последний вычитает сумму ранее профинансированной поставки и переводит остаток поставщику.

2. По распределению рисков:

Фактор принимает на себя все риски неуплаты со стороны покупателей и покрывает все риски, связанные с неплатежами со стороны покупателя. В данном случае стоимость услуг факторинга оказывается на порядок выше;

Ответственность за невыполнение дебитором договорных обязательств полностью ложится на поставщика. Фактор возвращает клиенту документы, подтверждающие право требования, и требует возврата средств, если покупатель не внес оплату. Такой вид факторинга имеет более низкую комиссию за обслуживание, но поскольку риски довольно высоки, он менее популярен, чем безрегрессный вид.

3. По местонахождению участников:

Все компании, принимающие участие в сделке, зарегистрированы на территории одной страны;

Внешний (его также называют международным)

Поставщик, его клиент и факторинговая компания (банк) являются резидентами двух и более стран. Для данного вида факторинга характерны долгосрочные договоры.

Для чего нужен факторинг?

Потребность в данном финансовом продукте обусловлена, прежде всего, ростом мировой торговли. Участники рынка все чаще стали сталкиваться с продолжительными временными промежутками с момента поставки товара и до внесения оплаты. Факторинг позволяет моментально превратить отгрузочные документы в живые деньги, которые можно пустить в оборот.

Факторинг для бизнеса чаще всего применяется в следующих случаях:

1 Требуется срочное увеличение оборотного капитала и ликвидация кассового разрыва, а оформление займа в кредитно-финансовой организации стоит дорого. Наиболее часто в такой ситуации оказываются представители малого и среднего бизнеса, поскольку на рынке для них крайне мало выгодных программ кредитования.

2 Чтобы привлечь контрагента, нужно предоставить ему комфортную отсрочку платежа.

3 При расширении списка партнеров. Начиная сотрудничество с новыми контрагентами, поставщик может сомневаться в их платежеспособности. Факторинг позволит минимизировать риск неуплаты отгруженного товара.

4 Если участниками сделки с одной стороны выступает малое предприятие, а с другой ― крупный ритейлер или корпорация-гигант, которые, как правило, работают по четко регламентированным схемам с фиксированными условиями оплаты.

Услуги факторинга не предоставляются:

компаниям, которые выставляют счета не сразу, а после выполнения определенного спектра работ;

Источник

Что такое факторинг

Чтобы привлечь новых клиентов и не потерять старых, предприниматели продают товары с отсрочкой платежей. У решения есть большое но: застой финансов тормозит развитие бизнеса. Можно ли угодить клиенту без ущерба бюджету компании? Рассказываем в статье.

Рассмотрим на примере, что такое факторинг.

Компания «Царство Морфея» выпускает ортопедические матрасы. Санаторий «Будь здоров» готов сделать большой заказ матрасов, но оплатить сможет только через полгода.

Производственная компания не хочет терять клиента, но ожидание крупной суммы может создать бизнесу проблемы: сложности с выдачей зарплаты сотрудникам и оплатой аренды. Планы о расширении тоже придется отложить.

Чтобы избежать неприятной ситуации, компания решила воспользоваться услугой факторинга. Это позволит «Царству Морфея» сделать заказ с отсрочкой платежа и не потерять деньги.

Что такое факторинг простыми словами

Факторинг – услуга для производителей и поставщиков, которые продают товары с отсрочкой платежа. Производители обращаются к факторам – банкам, микрофинансовым организациям или специальным факторинговым компаниям. А те оплачивают счета вместо покупателей под небольшой процент.

В сделке участвуют трое:

Если вы беспокоитесь о сохранности кровно заработанных денег, советуем открыть вклад в Совкомбанке. Все вклады нашего банка застрахованы, а доход не только поможет покрыть уровень инфляции, но и заработать.

Схема факторинга

Вернемся к нашему примеру.

«Царство Морфея» продает санаторию «Будь здоров» партию матрасов и выставляет счет на оплату. Счет, или дебиторская задолженность – гарантия на получение выручки. Раз санаторий откладывает оплату, то счет оплачивает третий участник сделки – банк.

Фактор оплачивает счет – переводит 90% всей суммы. А через полгода, когда санаторий на 100% оплатит банку заказ, фактор отправит остаток средств «Царству Морфея» с вычетом комиссии за свою работу.

Так все останутся в плюсе. Продавец – производитель матрасов не потеряет деньги, покупатель – санаторий получит товар, а фактор – банк возьмет процент от предоставленной услуги.

Основные шаги участников факторинга при совершении сделки:

Продавец заключает с покупателем договор о фиксированной отсрочке платежа. При факторинге платеж может быть только безналичным. Передать наличные из рук в руки в обход фактору не получится.

Как только продавец отгрузит товар покупателю, на счету появится дебиторская задолженность – счет на оплату. Этот счет нужно передать фактору, чтобы он погасил задолженность.

Прежде чем получить от фактора деньги, составьте договор. Фактор проведет оплату – 70-95% от общей суммы. А покупатель вернет задолженность по реквизитам фактора, а не кредитора.

В назначенное время покупатель возвращает долг в полном объеме по реквизитам фактора. А тот возвращает продавцу оставшиеся 5-30%, из которых вычитает комиссию за выполненную работу.

Виды факторинга

Факторинг действует с 1992 года, а к 2000 годам стал особенно популярен.

У факторинга есть несколько видов, позволяющих бизнесу вести дела наиболее удобным образом.

Разновидности факторинга

По распределению рисков

Ответственность лежит на продавце. Если покупатель не оплатит счет, фактор потребует у него возврат выделенных финансов.

Покупатель несет больше рисков, но комиссия гораздо ниже.Ответственность по дебиторской задолженности вместе со всеми рисками передается фактору. Если случится простой или покупатель не оплатит счет, продавец «умоет руки» и разбираться с покупателем будет фактор.

По информированности всех участников сделки

ОткрытыйЗакрытыйПокупатель знает, что в сделке участвует третья сторона – фактор. На платежных документах указывают, что права на возникшую дебиторскую задолженность переходят к фактору и оплачивать ее нужно по реквизитам фактора.Покупатель не знает о существовании фактора. Продавец указывает реквизиты фактора на платежных документах. Когда покупатель закрывает задолженность, фактор делает взаиморасчет с продавцом с учетом комиссии за выполненную работу.

По местонахождению участников

ВнутреннийМеждународныйВсе участники сделки находятся на территории одной страны.Участники могут находиться на территории разных стран. Подходит для составления долгосрочных договоров.

По объему услуги

ПолныйЧастичныйДоговор предусматривает факторинговое обслуживание всех этапов сделки.Факторинг действует на разных этапах сделки. На каждый этап составляют отдельный договор.

Примеры факторинга

Рассмотрим на примере:

ООО «Выше крыши» занимается оптовой торговлей стройматериалов. 1 августа отгрузили товар для ООО «Строитель». Компании заключают договор поставки с отсроченным платежом на сумму 300 тысяч рублей. ООО «Строитель» обязан выплатить ее до 1 декабря.

Чтобы не остаться без денег, 5 августа ООО «Выше крыши» обращается в банк «Абсолют» и передает ему свое право денежного требования. «Выше крыши» и «Абсолют» подписывают договор факторинга. Банк выплачивает компании «Выше крыши»70% дебиторской задолженности. А оставшуюся сумму – когда должник ООО «Строитель» расплатится с банком. За выполненную работу банк удержит 2% от суммы платежа.

Договор факторинга вступает в силу. С этого момента компания «Строитель» должна деньги не напрямую «Выше крыши», а банку. Поэтому и производить оплату будет на реквизиты банка.

6 августа «Абсолют» переводит на счет ООО «Выше крыши» 70% от дебиторской задолженности – 210 тысяч рублей.

Как только наступает срок выплаты платежа, банк предъявляет должнику ООО «Строитель» платежное требование. 1 декабря «Строитель» перечисляет банку всю сумму, которую должен был внести за товар – 300 тысяч рублей.

Теперь банк должен перевести ООО «Выше крыши» оставшуюся дебиторскую задолженность в размере 30% за вычетом 2% собственного вознаграждения. Итого 28%, что равно сумме 84 тысячи рублей.

ООО «Выше крыши» предоставил ООО «Строитель» необходимую отсрочку платежа и своевременно получил от банка бо́льшую часть суммы на нужды. Банк получил комиссию от услуги факторинга. Сделка прошла успешно!

Преимущества факторинга

Предприниматели обращаются к факторингу из-за ряда преимуществ:

Факторинговые компании помогают избежать финансовых разрывов. Вы можете совершить сделку с отсроченным платежом и получить от банка финансирование в тот же день.

Чтобы увеличить поставки и начать расширение, деньги нужны здесь и сейчас. Факторинг помогает компаниям не терять время и масштабировать бизнес. Если спрос упадет, то вы можете сами выбрать факторинг для поставок. Так можно избежать лишних комиссий.

Классический win win – вы даете клиентам отсрочку платежа, и выгодно выделяете себя среди конкурентов. При этом сразу получаете деньги, которые можно пустить в дело!

При факторинге, в отличие от кредита, не нужен залог. Его роль выполняет будущая выручка.

Факторинговые компании проверяют покупателей на платежеспособность. Они выставляют лимит на сумму поставки товара, рекомендуют сроки отсрочки платежей. После предоставления денег клиентам, они сами напоминают покупателям о сроках оплаты. При этом снижаются риски при сделках с отсрочкой платежей.

Недостатки факторинга

Факторинг имеет минусы:

Если вы заключили с покупателем обычный договор, а оплату он просрочил, то обратиться в факторинговую компанию не получится.

Если факторинговая компания дает вам деньги, то это безналичный платеж. Расплатиться с клиентом наличными без ведома фактора не получится.

Действуют три вида документов. По вашему бизнесу, документы покупателя и документы по поставкам.

Фактор отслеживает сроки взаиморасчета. Сдвинуть сроки по договоренности с покупателем или вернуть товар не получится.

Когда используют факторинг

Интерес к факторингу вырос в 2020 году, когда из-за пандемии компании столкнулись с появлением кассового разрыва. Согласно данным Ассоциации факторинговых компаний, в 2020 году объем выплаченного финансирования увеличился на 24%, против 18% в 2019 году.

Если раньше к услуге обращались в основном для работы с федеральными сетями, то сейчас факторинг одинаково подходит как для сферы малого и среднего предпринимательства, так и для крупных компаний.

Факторинг подойдет тому, кто регулярно поставляет товары или услуги с отсрочкой платежей торговым сетям, интернет-магазинам, заводам и предприятиям со стабильным оборотом.

Рассмотрим выгоду на примере:

Вы производите качественную бюджетную косметику, которая востребована в интернет-магазинах, например, Ozon и Wildberries. Вы регулярно поставляете косметику на склады магазинов, а они каждый раз просят вас отсрочить платеж.

Факторинг поможет остаться на плаву – получая финансы со стороны, вы сможете разрабатывать новые продукты и развивать бизнес.

Факторинг активно используется и в госзакупках. Часто бывает так: можно выиграть крупный тендер и получить выгодный заказ, но из-за отсрочек платежей остаться без денег на долгое время. Услуги факторинговых организаций помогают получить деньги сразу и продолжить участие в новых тендерах.

На практике государственные структуры не признают изменение реквизитов получателя платежа. Чтобы облегчить факторинг при оплате тендерных заказов по 44-ФЗ, попробуйте заранее получить официальное разрешение Минфина РФ на передачу дебиторской задолженности по конкретному договору.

Как оформить факторинг

Совкомбанк предлагает более пяти специальных программ для финансовой поддержки производителей и поставщиков, которые ведут торговую деятельность на условиях отсрочки платежей.

Подать заявку на финансирование вы можете онлайн. Не нужно встречаться с клиентом для сбора и подписей документов.

Для оформления договора нужно предоставить факторинговой организации три вида документов:

Спрос на услуги факторинговых компаний продолжает расти. Вы можете выбрать выгодное предложение и получить финансирование в кратчайшие сроки.

Желаем вам выгодных сделок и успешного развития бизнеса!

Источник

Что такое факторинг и зачем он нужен

Факторингового обслуживания что это

Представьте: производство получило крупный контракт, отгрузило большую партию товара с отсрочкой платежа. Сразу пришел второй крупный клиент, которого нельзя упускать. А денег на закупку расходных материалов нет, потому что первый заплатит только через пару месяцев. Что делать в такой ситуации?

Можно попробовать взять целевой займ для бизнеса. А можно использовать факторинг и получить деньги быстрее, проще и без залога. Разбираемся, что это такое, какие плюсы и минусы у него есть, в чем разница с цессией.

Содержание статьи

Что такое факторинг

Официально, факторинг — финансирование под уступку денежного требования. Он регулируется на законодательном уровне, ему посвящена отдельная 43 Глава ГК РФ.

Факторинг — это когда вы уступаете дебиторскую задолженность фактору и получаете от него деньги сейчас, а не через 2-3 месяца. Например, у компании есть дебиторская задолженность на 1 млн рублей — эти деньги покупатели должны перечислить в течение 90 дней с даты поставки. А средства на зарплату, закупку новых партий материалов и обслуживание цехов нужны сейчас. Вы как бы «продаете» долг фактору, а он потом требует его с ваших покупателей.

Фактически при факторинге продавец получает деньги до того, как покупатель переводит их. При этом заключить договор факторинга можно еще до того, как совершена сама сделка.

Факторинг используют только в случае с дебиторскими задолженностями, когда компания отгружает партию товара или оказывает услуги с отсрочкой платежа. В том числе когда организация выполняет государственный контракт, оплата по которому проходит одним платежом после сдачи проекта. Выполнения госконтрактов легко добиться, если знать, как правильно участвовать в тендере — по ссылке в блоге «ПланФакта» вы узнаете, что надо сделать для выигрыша.

В факторинге участвуют три стороны:

1. Продавец

Он соглашается на сделку с отложенным платежом из-за выгоды или продолжительного сотрудничества. Потом обращается к фактору и переуступает ему долг, получает часть денег на счет и может продолжать развивать бизнес или выполнять другие контракты. За услуги факторинга продавец платит дважды:

То есть отдавая дебиторскую задолженность фактору, продавец получает не всю сумму по накладной, а меньше. Поэтому факторинг сравнивают с кредитом — по нему тоже отдают больше, чем получают.

2. Фактор

Это компания, оказывающая услуги факторинга, не обязательно банк. Фактор принимает заявки от продавцов, изучает их, и если одобряет, перечисляет деньги. Потом занимается обслуживанием дебиторской задолженности: напоминает покупателю о сроках оплаты, в случае их нарушения обращается в суд или использует другие законные способы получения денег. То есть фактор не просто дает деньги под дебиторскую задолженность, а полностью управляет ей и избавляет продавца от необходимости связываться с покупателем.

3. Покупатель

Это компания, предпочитающая использовать отсроченные платежи. Например, торговая сеть, которая рассчитывается с поставщиками после продажи их товара. Для покупателя ничего не меняется: он точно так же платит деньги по договору, просто не продавцу, а фактору. Он не переплачивает и не оформляет массы дополнительных документов: получает уведомление и реквизиты от фактора и платит по ним.

Отличие факторинга от цессии

Факторинг часто путают с цессией, но это разные процедуры.

Цессия — это продажа прав требования денег или чего-то другого. Вы продаете долг компании, а она платит вам чуть меньше, чем получит с должника. Кажется, в случае с факторингом происходит то же самое, но у процедур есть и другие отличия:

ЦессияФакторинг
Что можно переуступать?Права требования денег, товара, активов и всего остального.Только право требования денег по договору с отложенным платежом.
Кто может использовать?Все, в том числе физические лица.Только юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Будут ли дополнительные услуги?В стандартной цессии — нет.Да, в договоре можно прописать ведение фактором бухгалтерского учета, обслуживания счета и другие услуги.
Кто извещает должника?Тот, кто продает долг.Фактор или продавец долга.
Когда можно переуступить долг?В любой момент.Если еще нет просрочки по платежу.

По цессии переуступают не только права требования отложенного платежа, но и реальные долги с просрочкой. А факторинг используют, когда просроченных платежей еще нет — просто для того, чтобы быстрее получить деньги.

Факторинг или кредит: что лучше

Чтобы избежать кассовых разрывов или получить деньги на развитие бизнеса, предприниматели могут брать кредит. Это другой финансовый инструмент: сначала вы получаете деньги, потом отдаете их с процентами. В этом главное отличие кредита от факторинга: при оформлении займа придется постоянно недополучать часть чистой прибыли, потому что нужно вносить ежемесячные платежи. При обращении к фактору вы получаете меньше, чем прописано в договоре, но не ждете платежа нескольких месяцев.

Преимущества факторинга перед кредитом:

Недостаток факторинга в том, что обходится дороже на 5-10%. Сумма недополученной прибыли зависит от размера долга и политики компании, обслуживающей дебиторскую задолженность. Из-за этого некоторые компании отказываются от идеи использовать процедуру — так поступил Дмитрий Матвеев, президент ГК «Кабош»:

«Мы отказались от факторинга в 2019 году. Самый важный аргумент — стоимость привлеченных средств. Факторинговые компании за свои услуги требуют комиссии порядка 9-12% годовых от суммы финансирования.
Мы, как сельскохозяйственный производитель и переработчик с/х продукции, пользуемся льготным банковским кредитованием по программам Минсельхоза. По этим кредитам ставки для заемщиков законодательно закреплены в коридоре 1-5% годовых, по факту наши расходы на обслуживание таких кредитов не превышают 2% годовых.
Непосредственно администрирование факторинговых договоров требует дополнительных трудозатрат бухгалтерии (добавляется регулярный документооборот с факторинговой компанией).
В результате мы приняли решение полностью отказаться от услуг факторинга, до тех пор пока стоимость их услуг не сравняется со ставками, которые нам предлагают банки»

Виды факторинга

Факторинг без регресса

Самый распространенный тип факторинга. Продавец переуступает фактору право требования долга, получает деньги и может использовать средства как хочет. Даже если должник потом не вернет деньги, это никак не повлияет на продавца.

Фактор при невозврате средств сам будет обслуживать дебиторскую задолженность: давать отсрочки, напоминать должнику о необходимости оплаты, взыскивать деньги через суд. Он рискует, поэтому берет за услуги больше денег.

Факторинг с регрессом

Этот тип факторинга используют реже. Продавец так же переуступает право требования долга и пользуется деньгами фактора. Но если должник не перечисляет вовремя средства фактору, бремя оплаты ложится на продавца.

Это значит, что продавец должен будет:

Регресс менее рискован для фактора, поэтому такая услуга обходится дешевле. Компания, оказывающая услуги факторинга, в любом случае получит деньги — либо от того, кто должен был заплатить по договору, либо от клиента, которому должны были заплатить.

Реверсивный факторинг

Особый тип процедуры, при которой сам потенциальный должник обращается к фактору. Он просит выступить некой страховкой при закупке товара. Схема выглядит так:

Услуги фактора оплачивает тоже покупатель — компания, которая что-то заказывает.

Сам фактор выставляет лимит в зависимости от финансового положения компании. Например, при сумме лимита в 10 млн рублей он может оплатить все покупки компании до 10 млн, а если она купит что-то еще, будет оплачивать это сама.

Когда используют факторинг

Сам по себе факторинг можно применять только к безналичным расчетам. И только тогда, когда у контрагента есть документально закрепленное обязательство перечислить вам определенную сумму денег за поставку товаров или оказание услуг. В других случаях использовать процедуру нельзя.

Зачем используют факторинг

Причин, по которым компании оформляют факторинг вместо цессии или кредита, может быть несколько. Его используют, чтобы:

1. Не допустить кассового разрыва

Самая распространенная ситуация, когда используют факторинг — угроза кассового разрыва. Это когда у компании много дебиторской задолженности, но нет денег на текущие расходы: аренду помещений, зарплату сотрудникам, покупку партий расходных материалов. Подробнее об этом читайте в отдельном материале в блоге «ПланФакта».

Компания не ждет, пока покупатели продадут товар и перечислят деньги, а заключает договор с фактором. Получает средства от него и спокойно работает дальше без простоев, недовольства со стороны арендодателей и сотрудников.

Например, завод по производству сельскохозяйственного оборудования получил контракт на 25 млн рублей с отложенным платежом на 80 дней. Пока были деньги, закупил расходные материалы, выполнил и отгрузил заказ. Остались средства на зарплату людям, и руководство планировало выполнять мелкие заказы 80 дней.

Внезапно случилась поломка двух производственных станков — на их ремонт нужно 3 млн рублей. Если взять деньги из оборота, в следующем месяце нечем будет платить зарплату. Выручает факторинг: с ним компания сразу получает 20 млн, ремонтирует станки и может купить расходники на выполнение следующего крупного заказа, не говоря о текущих расходах. Именно текущие расходы чаще всего покрывают компании, использующие факторинг. Так поступает Евгений Остряков, владелец «Биржи грузоперевозок»:

«Факторинг на рынке FTL-перевозок — наше все.

Заказчики перевозки грузов хотят иметь отсрочку платежа не менее 30 банковских дней после предоставления, а платить водителям и заправлять топливо нужно здесь и сейчас. Поэтому наличие «денежной крови» порой является определяющим конкурентным преимуществом.

Однако немногие заказчики перевозки готовы подписывать факторинговое уведомление — документ, по которому требование по оплате переходит банку. Это связано с низкой платежной дисциплиной: нередки случаи нарушения сроков оплаты даже при подобной отсрочке платежа. В этом случае банк обязательно воспользуется своим правом выставить штрафные санкции.
Работа с факторингом предполагает качественное ведение документооборота и соблюдение всех требований бухгалтерского и финансового учета в срок. Не для всех транспортных компаний это выполнимая задача, часто бывают ошибки в бухгалтерских и товаросопроводительных документах. Работа через ЭДО (электронный документооборот) тоже не сильно спасает ситуацию, поскольку ЭДО пользуются не более 3% участников рынка.

В резюме хочу сказать, что для рынка FTL-перевозок развитие удобного и дешевого факторинга является одной из точек роста этого рынка»

2. Увеличить оборот в пик спроса

Факторингом часто пользуется бизнес с сезонным спросом: производители елочных игрушек, санок, купальников. В течение года число продаж низкое, но есть период повышенного спроса.

В этом случае работа с отложенным платежом снижает оборот. Компания ждет оплаты от крупных покупателей и не может позволить себе производство новой партии товара, поэтому упускает выгоду в период повышенного спроса. А по факторингу получает деньги и делает новые поставки, за счет чего растет оборот и чистая прибыль.

Например, швейная мастерская выпускает разные модели купальников. Работает с оптовыми покупателями и сама продает товары на маркетплейсах. Она отгрузила крупную партию в сетевые магазины одежды еще в апреле, но получит деньги за нее только в июле, когда спрос уже начнет падать после пика.

Чтобы не ждать, швейная мастерская оформляет факторинг и получает деньги сейчас. Не останавливает производство, а выпускает новые партии товаров: продает их сама на маркетплейсах и отгружает мелким оптом частным магазинам.

3. Заработать больше

Схема с факторингом помогает тем, чья чистая прибыль напрямую зависит от оборота. Например, компаниям, которые занимаются перепродажей — возят товары из Китая и отдают их местным оптовым покупателям.

Отложенная оплата в этом случае тормозит все бизнес-процессы, потому что компании нужны средства на покупку новых партий. Если их нет, она вынуждена ждать и не работать, пока должники не перечислят деньги. А по факторингу получает средства сразу и может сделать еще 2-3 рейса.

Например, компания возит разные мелочи для дома с китайских заводов. Руководители решили вложить все свободные средства в перспективное направление — товары для туристов. Компания потратила на закупку 2 млн рублей и заключила договор с оптовым покупателем, продав продукцию за 2,4 млн. Он попросил об отсроченном платеже, и руководитель пошел навстречу, чтобы не потерять крупного клиента.

В результате оборотных денег нет, и компания не может получать новые партии товаров из Китая. Чтобы не допустить простоя, руководство оформило факторинг, по которому получило 2 млн рублей, еще 200 тысяч придут вторым платежом, когда покупатель перечислит деньги. То есть компания уже окупила вложенное и может закупать товары снова, а потом получит чистую прибыль и от фактора, и от следующих покупателей, которые могут отдать деньги сразу.

4. Дисциплинировать контрагентов

Бывают контрагенты, которые отправляют деньги в последний день или всячески пытаются добиться еще большей отсрочки. Бывает, что компания-покупатель намеренно не оплачивает небольшой по ее меркам долг: ее руководство надеется, что поставщик не будет тратить время на обращение в суд.

С такими покупателями лучше не работать — заранее проверяйте надежность контрагента и отказывайте в сделке, если увидите что-то подозрительное. Если такое уже произошло, попробуйте факторинг. Сотрудники компании-фактора знают, как взаимодействовать с должниками, и в случае просрочки направят им уведомление и отправятся в суд.

Например, производитель одежды для животных постоянно отгружает партии товаров стоимостью в среднем 200 000 рублей розничным сетям. Когда появился новый покупатель, ему отгрузили партию стоимостью 100 000 рублей и дали возможность оплатить ее позже. А потом увидели, что контрагент не оплатил продукцию другим поставщикам.

Срок оплаты еще не подошел, поэтому производитель одежды для животных обратился к фактору и переуступил ему право требования долга. Получил деньги и спокойно работает с постоянными покупателями дальше. А фактор решил вопрос с должником в правовом поле, когда подошел срок оплаты. Покупатель понял, что проиграет суд, и ему придется отдать больше денег, поэтому перевел всю сумму без задержек.

5. Понравиться оптовым покупателям

Крупные компании и сетевые магазины часто работают с отложенными платежами, потому что это минимизирует риски. Отдают деньги, когда уже реализовали хотя бы часть товара, а не загрузили продукцию на склад и не тратят деньги на ее хранение.

Компания, которая привыкла работать с оплатой продукции сразу после ее получения покупателем, может быть сложно подождать 2-3 месяца: оборот значительно просядет, появится риск кассовых разрывов. Но сотрудничество с крупным сетевым магазином — хорошая возможность роста. Поэтому продавец может использовать факторинг и получить деньги как обычно, в течение пары дней после отгрузки товара.

Например, производитель детских игрушек раньше поставлял товары в небольшие интернет-магазины. Сейчас получил возможность заключить контракт с крупным сетевым ритейлером — тот готов купить продукции сразу на 3 млн рублей, но заплатить за нее позже.

Если продавец будет ждать оплаты 75 дней, как этого хочет ритейлер, ему придется приостановить производство на 1-2 недели. Поэтому он, чтобы не терять выгодный контракт, оформляет факторинг и получает деньги через пару недель после отгрузки. Их хватает, чтобы не останавливать производство и готовить новую партию товара этому же покупателю.

Стоимость факторинга

Цена на факторинг для продавцов складывается из двух составляющих:

Стоимость услуг в разных компаниях отличается. Обычно она составляет 4-30% от суммы задолженности. Чем больше сумма, тем меньше комиссия: например, за обслуживание долга в 10 млн рублей возьмут всего 5%, а за долг в 500 000 рублей — 15%.

Фактор считает стоимость услуг для каждого отдельно взятого клиента. Узнать заранее точную сумму нельзя — ее сообщают, когда изучают вашу заявку.

Плюсы и минусы факторинга

Кому недоступен факторинг

Фактор, принимая право требования долга, идет на риск — тот, кто должен денег, может не заплатить. Поэтому принимает далеко не все заявки, а проверяет их, почти как банк. Так, чтобы подать заявку на факторинг, нужно будет предоставить:

Некоторые компании, оказывающие услуги факторинга, могут требовать дополнительные документы. В любом случае они тщательно проверят и вас, и вашего контрагента, которому вы доверили отсрочку платежа.

Фактор может отказать в факторинге, если:

Продаете товары физическим лицам. Согласно законодательству, сторонами факторинга могут выступать только юридические лица либо индивидуальные предприниматели. Компания может подать заявку, если продает товары и физическим лицам, и оптовым клиентам, но оформить сделку может только в отношении отложенного платежа от ИП или юрлица.

Продаете аффилированному лицу. ФНС может признать сделку незаконной, если она оформлена в отношении собственного филиала или в отношении компании, частью которой владеете вы. Поэтому факторы тоже не берутся за сделку.

Привлекаете субподрядчиков. Фактор откажет, потому что договор не допускает участия в сделке четвертой стороны. Взаимное соглашение может быть заключено только между продавцом и фактором, третья сторона — покупатель, которому предоставили отсрочку платежа.

Принимаете оплату наличными. Факторинг можно использовать только в случае безналичной оплаты товаров или услуг. Даже если планируете принять наличными только часть оплаты, заключить сделку уже не удастся.

Отложили платеж на более, чем полгода. Факторы не хотят долго ждать и финансируют сделки, оплата по которым должна поступить в течение 30-90 дней. Если вы отложили платеж для покупателя на полгода и более, скорее всего, в заявке откажут. Это обусловлено тем, что повышается риск форс-мажоров, из-за которых покупатель не сможет заплатить по сделке.

Сотрудничаете с ненадежным контрагентом. Ненадежный в понимании фактора — тот, кто часто допускает просрочки по платежам либо вообще не платит по договорам. Если на момент подачи заявки с вашим покупателем идут разбирательства в суде, финансирования не получите.

Ждете оплату по множеству контрактов. Компании, оказывающие услуги факторинга, предпочитают работать с крупными суммами, потому что они требуют меньше ресурсов. Фактору выгоднее обслужить одну сделку на 1 млн, чем 20 сделок на 50 000 рублей. Поэтому тем, кто хочет получить финансирование на несколько десятков тысяч рублей, отказывают.

Ведете бизнес по нестандартной модели. Факторинг используют в схемах с простой, четкой оплатой. Если применяете для расчетов ценные бумаги или проводите оплату через офшорные зоны, скорее всего, вам откажут.

Как заключить договор факторинга и что в нем должно быть

Формы договоров факторинга свои у каждой компании, которая оказывает подобные услуги. Вы можете попросить образец, чтобы изучить его и задать дополнительные вопросы, если они возникнут.

В целом в договоре факторинга обязательно указывают:

Также в договоре с регрессом обязательно прописывают право фактора требовать неуплаченные покупателем деньги с продавца. Если подобного пункта нет, договор считают заключенным без регресса, то есть в случае невозврата средств фактор будет сам урегулировать вопрос.

Как выбрать банк или другую компанию для факторинга

Чтобы быстро получить деньги по факторингу и не переплатить за услуги, важно правильно выбрать компанию, оказывающую их. Для этого оценивайте:

Сначала проверяйте наличие компании в реестре Росфинмониторинга, потом оценивайте, возьмется ли она за вашу дебиторскую задолженность. А потом узнавайте о возможности электронного взаимодействия и условиях заключения договора — так максимально обезопасите себя от возможных проблем.

Факторинг — относительно простая процедура, позволяющая «удержаться на плаву» в случае отсроченной оплаты по договорам. Ее используют, когда грозит кассовый разрыв или ожидаемая прибыль от сделки перевешивает возможные потери. Чтобы все прошло без проблем, рекомендуем тщательно выбирать фактора и внимательно читать условия договора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *