Факторинг что это простыми словами бухгалтерский

Учет факторинга в бухгалтерии

В периоды экономической нестабильности повышается актуальность факторинговых сделок. Их заключение помогает компаниям справиться с финансовыми трудностями, вызванными постоянным ростом дебиторской задолженности и плохо прогнозируемой ситуацией на рынке. Неизбежное в таких случаях усложнение требований при кредитовании юридических лиц может поставить угрозу не только развитие, но и само существование бизнеса.

Сотрудничество с факторинговыми компаниями помогает решить эту проблему за счет увеличения объема оборотных средств и сокращения кассовых разрывов. Многие российские компании уже на практике убедились в его преимуществах. Тем не менее в процессе взаимодействия возникает много вопросов, связанных с правильным оформлением документации. Чаще всего владельцев бизнеса интересует, как ведутся бухгалтерский и налоговый учеты факторинга. В статье мы подробно рассмотрим эти вопросы

Особенности и преимущества факторинга

Договор факторинга (т.е. финансирования под уступку денежного требования) заключается в рамках гражданско-правовых отношений. Согласно ему клиент уступает финансовому агенту (фактору) денежные требования в отношении третьего лица (должника) и оплачивает оказанные агентом услуги. В свою очередь, фактор обязан выполнить не менее 2 действий, связанных с денежными требованиями, которые стали предметом уступки в соответствии с п. 1 ст. 824 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 824 ГК РФ финансовый агент получает возможность:

Соответственно, договор финансирования под уступку денежных требований касается 3 участников:

Чаще всего стороны взаимодействуют по следующему алгоритму:

Факторинг что это простыми словами бухгалтерскийКомпания-поставщик заключает с фактором договор в соответствии с ним готовит свой товар к реализации.
Факторинг что это простыми словами бухгалтерскийПокупатель принимает заказанную продукцию или услуги и документально подтверждает факт получения.
Факторинг что это простыми словами бухгалтерскийДалее фактор фактор перечисляет поставщику часть от указанной в договоре суммы (80-90%).
Факторинг что это простыми словами бухгалтерскийКомпания-покупатель поэтапно расплачивается за полученные товары или услуги. Деньги перечисляются на счет фактора, который после полной выплаты переводит поставщику оставшиеся 10-20% и забирает свою комиссию.

Такой формат сотрудничества удобен для предприятий как малого, так и среднего и крупного бизнеса, поскольку дает компаниям возможность функционировать в наиболее благоприятном

для них режиме. Поставщик сразу получает большую часть средств и может вложить их в производство следующей партии продукции или расширение своего бизнеса. Покупатель же может пользоваться товарами и услугами, отсрочив их оплату до удобного времени. Все участники сделки имеют возможность стабильно развивать свое дело.

Виды факторинга

В зависимости от того, на кого ложится ответственность, факторинг может быть:

с регрессомбез регресса
При заключении таких сделок ответственность за добросовестность покупателя целиком возлагается на поставщика. Если компания-получатель отказывается от своих обязательств по оплате товаров/услуг, фактор имеет право потребовать назад деньги, перечисленные поставщику. Поскольку риски финансового агента минимальны, его комиссия за обслуживание такой сделки тоже невысока.В этом случае фактор полностью берет на себя все вопросы, связанные с взысканием задолженности у покупателя. Поставщик не несет никаких финансовых рисков, однако размер комиссии за заключение сделки без регресса значительно больше.

Независимо от вида договора факторинг удобен для всех сторон, поскольку:

Учет операций факторинга у поставщика

Все взаиморасчеты между сторонами договора должны быть отражены в бухучете компаний. Бухгалтерские записи по этим операциям оформляются согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. Все операции, касающиеся факторинга, должны быть отражены на субсчете счета 76. Его можно назвать «Расчеты с факторинговыми компаниями».

Факторинг что это простыми словами бухгалтерскийПри заключении сделки без регресса бухучет операций у поставщика производится следующим образом:

Согласно (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н) сумма, полученная от продажи денежных требований (товаров, активов, отличных от денежных средств), включается в прочие доходы. Признание дохода, полученного в результате сделки, в установленном договором факторинга размере осуществляется на дату подписания акта об уступке права требования, т.е. в момент перехода этого права к банку (п.п. 10.1, 16 ПБУ 9/99).

Стоимость уступаемого требования в сумме задолженности покупателя входит в прочие расходы. В соответствии с п. п. 11, 14.1, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н они признаются в размере дебиторской задолженности (уступленного требования):

На основании п. 11 ПБУ 10/99 в бухгалтерском учете оплата финансовых услуг по договору факторинга в форме вознаграждения факторинговой компании включается в операционные расходы. Они признаются, если выполнены условия, предусмотренные п. 16 ПБУ 10/99. Касательно комиссии финансового агента за предоставление денежных средств датой их выполнения считается дата подписания акта об оказании услуг по договору факторинга.

Факторинг что это простыми словами бухгалтерскийЕсли оформляется договор факторинга с регрессом компания-поставщик ведет бухучет следующим образом:

После оплаты со стороны покупателя дебиторской задолженности в пользу фактора добавляются записи:

Если же покупатель (дебитор) отказывается погашать задолженность в пользу фактора требуется вносить другие записи:

Основная задача перечисленных проводок по договорам факторинга как с регрессом, так и без, состоит в том в том, чтобы уменьшить размер долга и получить денежные средства, поскольку факторинг представляет собой не кредит, а продажу дебиторской задолженности банку.

У Вас остались вопросы или решили воспользоваться нашими услугами?

Позвоните нам по телефону 8-800-200-18-08, либо отправьте заявку:

Источник

​Факторинг проводки

Чтобы избежать финансовой сложности и защитить компанию от риска неуплаты со стороны клиентов, многие владельцы бизнеса отдают предпочтение факторингу проводки. Для этого заключается договор с фактор-фирмой на обслуживание поставок клиента с отсрочкой платежа. Главной особенностью является уступка дебиторской задолженности.

Факторинг бухгалтерской проводки представляет собой сочетание нескольких частей: финансовых, управленческих. Под первой подразумевается финансирование поставок продуктов, различных услуг с отсрочкой внесения суммы за них. Управленческая составляющая включает профессиональное управление операциями, сбор долга.

Особенности факторинга проводки

Факторинг что это простыми словами бухгалтерский

По договору поставщик передает товар с возможностью отсрочки платежа. При этом право требовать долг передает фактору, выплачивая за это ему комиссию. Такой подход позволяет фирмам продавать продукцию, вкладывать деньги в совершенствование своей системы. Однако после уступки на клиенте остаются первоначальные обязательства, поэтому они продолжает нести риски. Он выступает в качестве поручителя должника.

По законодательству (ст. 128 ГК РФ). Такое требование является частью имущества организации. Продажа уступки отражается во всех бухгалтерской документации в качестве активов. Поступления от продажи будут прописаны в качестве операционных доходов.

Основные бухгалтерские проводки

Денежный поток организации от агента, учитывается в доходах, произошедших в дату заключения контракта факторинга. При отражении манипуляций по договору безрегрессивного факторинга осуществляется несколько основных проводок с учетом:

Списание денег происходит с внебалансового счета при соблюдении очереди, оговоренной в первичном соглашении. Происходит отнесение результата на счета учетов от проведения факторинговых манипуляций.

Источник

Факторинговые операции: бухгалтерский и налоговый учет и отчетность

Как отражать в бухгалтерском, налоговом учете и в декларациях по налогу на прибыль и НДС факторинговые операции?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Операции по договору факторинга следует отражать в таком же порядке, что и при уступке права требования по договору цессии.

Ниже приведен порядок бухгалтерского и налогового учета.

Обоснование позиции:

1) передавать клиенту денежные средства в счет денежных требований, в том числе в виде займа или предварительного платежа (аванса);

2) осуществлять учет денежных требований клиента к третьим лицам (должникам);

3) осуществлять права по денежным требованиям клиента, в том числе предъявлять должникам денежные требования к оплате, получать платежи от должников и производить расчеты, связанные с денежными требованиями;

4) осуществлять права по договорам об обеспечении исполнения обязательств должников.

Налоговая база по НДС при уступке первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), или при переходе указанного требования к другому лицу на основании закона определяется как сумма превышения дохода, полученного первоначальным кредитором при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены. Смотрите также письмо ФНС России от 14.11.2011 N ЕД-4-3/18981@.

В силу прямой нормы при уступке права требования у первоначального кредитора возникает налогооблагаемая база по НДС только в том случае, если сумма его дохода по договору цессии превышает размер денежного требования, по которому были уступлены права. Подробнее смотрите в материале: Энциклопедия решений. Определение налоговой базы по НДС при передаче имущественных прав.

Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения НДС. В связи с этим суммы налога по комиссионному вознаграждению финансового агента (фактора) принимаются к вычету в случае:

если в основе договора финансирования под уступку денежного требования лежат операции по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС (письма УФНС по г. Москве от 02.08.2005 N 19-11/55124, МНС РФ от 23.04.2004 N 03-2-06/1/1054/22@);

если финансовые услуги приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС (письмо Минфина России от 13.05.2009 N 03-07-11/136).

При этом на основании п.п. 1, 3 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ счет-фактуру на свои услуги финансовый агент (фактор) выставляет в общеустановленном порядке.

Налог на прибыль

К доходам в целях налогообложения прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном ст. 250 НК РФ (п. 1 ст. 248 НК РФ).

При реализации имущественного права, которое представляет собой право требования долга, налоговая база определяется с учетом положений, установленных ст. 279 НК РФ (третий абзац пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ). Доход (убыток) от уступки права требования долга полученный как до, так и после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа, необходимо учитывать в том отчетном (налоговом) периоде, в котором был подписан акт уступки права требования (п.п. 1, 2 ст. 279, п. 5 ст. 271 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 07.12.2011 N 03-03-06/2/194).

В силу пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации имущественных прав налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения данных имущественных прав и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией (если иное не предусмотрено п. 10 ст. 309.1 или п. 2.2 ст. 277 НК РФ).

При реализации права требования долга налоговая база определяется с учетом положений, установленных ст. 279 НК РФ (абзац четвертый пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Если разница между доходом от реализации права требования и стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) отрицательная, то она учитывается в специальном порядке (пп. 7 п. 2 ст. 265, п. 1, 2 ст. 279 НК РФ):

когда право уступлено до наступления срока платежа, то в расходы включается убыток, не превышающий сумму процентов, которую налогоплательщик уплатил бы исходя из максимальной ставки процента, установленной для соответствующего вида валюты п. 1.2 ст. 269 НК РФ, либо по выбору налогоплательщика, исходя из ставки процента, подтвержденной в соответствии с методами, установленными разделом V.1 НК РФ по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренного договором на реализацию товаров (работ, услуг). Порядок учета убытка должен быть закреплен в учетной политике;

если же право уступлено после наступления срока платежа, то с 1 января 2015 года отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) признается убытком на дату уступки права требования (смотрите также письмо ФНС России от 25.06.2015 N ГД-4-3/11053).

Финансирование по договору факторинга в налоговой декларации следует отражать в таком же порядке, что и при уступке права требования по договору цессии (письмо Минфина России от 04.03.2013 N 03-03-06/1/6366).

В случае уступки права требования до наступления платежа выручка от реализации права требования с учетом особенностей ст. 279 НК РФ отражается согласно п. 8.2 порядка заполнения декларации по строкам 100-150 Приложения 3 к Листу 02.

При этом сумма финансирования отражается по строке 100 (соответственно, по строке 340) Приложения 3 к Листу 02 декларации. Данные строки 340 переносятся в строку 030 Приложения 1 к Листу 02, которая впоследствии сформирует итоговую сумму доходов организации от реализации (строка 040 приложения 1 к Листу 02). Таким образом, выручка от уступки права требования войдет в состав доходов от реализации в целом.

Стоимость уступленного требования отражается по строке 120 (соответственно, по строке 350) Приложения 3 к Листу 02. Данные строки 350 переносятся в строку 080 Приложения 2 к Листу 02. Эта строка формирует итоговую сумму расходов организации (строка 130 Приложения 2 к Листу 02), которая будет отражена по строке 030 Листа 02 декларации.

Таким образом, стоимость реализованного права требования войдет в состав расходов по организации в целом.

Сумма убытка, учитываемая при налогообложении (не превышающая предельную величину), указывается в строке 140 Приложения 3 к Листу 02.

Сумма убытка, превышающая предельную величину, отражается по строке 150 и включается состав строки 360 Приложения 3 к Листу 02 декларации, которая затем переносится в строку 050 Листа 02. После этого в строке 060 Листа 02 декларации будет учтена в том числе сумма, указанная по строке 140 Приложения 3 к Листу 02 декларации (п. 8.2 Порядка заполнения декларации).

Вознаграждение финансового агента

Если договор факторинга связан с производством и реализацией товаров и по нему предусмотрено вознаграждение в виде фиксированной суммы, затраты можно учесть в полном объеме в составе прочих расходов (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ). В налоговой декларации их следует отразить по строкам 010-040 Приложения 2 к листу 02 (учетной политикой должно быть предусмотрено, к какому виду расходов относится вознаграждение финансового агента) (в зависимости от того, к прямым или косвенным расходам они относятся в соответствии с учетной политикой).

Если же сумма вознаграждения установлена в процентах, то и в декларации эти затраты учитываются в составе внереализационных расходов (как расходы в виде процентов) (пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ)*(1).

Признание расходов по договору факторинга в целях применения главы 25 НК РФ зачастую является предметом судебных споров в связи с сомнениями, возникающими у налоговых органов по вопросу экономической обоснованности таких расходов.

Так например, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 12.01.2009 N Ф04-8074/2008 отмечается, что суды приняли сторону налогового органа и признали, что налогоплательщик неправомерно отнес расходы по договору факторинга на уменьшение налогооблагаемой прибыли, так как налогоплательщик не доказал экономическую обоснованность спорных расходов. Суды исходили из того, что налогоплательщик мог получить кредит в банке на более выгодных условиях, чем заключение договора факторинга (определением ВАС РФ от 06.05.2009 N ВАС-5048/09 отказано в передаче указанного дела в Президиум ВАС РФ).

В определении ВАС РФ от 22.12.2008 N 17546/07 суд, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, указал, что договор факторинга не имел разумной деловой цели и был направлен на получение необоснованной налоговой выгоды, и отказал в передаче постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15.09.2008 N Ф04-5627/2008 в Президиум ВАС РФ. Смотрите также определение ВАС РФ от 13.06.2007 N 5019/07 и постановление ФАС Московского округа от 31.10.2006 N КА-А40/9338-06.

При этом существует и противоположная практика. Например, в определении ВАС РФ от 10.04.2008 N 4218/08 рассмотрена ситуация, при которой суд, учитывая правовую позицию КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, согласно которой налоговый орган не может производить оценку экономической целесообразности заключенных налогоплательщиком сделок в обоснование вменяемых ему налоговых правонарушений, согласился с выводами суда апелляционной инстанции о правомерном включении обществом в состав внереализационных расходов суммы затрат по факторинговым услугам. Смотрите также определения ВАС РФ от 27.05.2011 N ВАС-6240/11, от 03.11.2010 N ВАС-15760/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 30.01.2012 N А81-1927/2011, ФАС Московского округа от 25.03.2011 N КА-А40/1651-11, ФАС Уральского округа от 18.08.2011 N Ф09-4616/11, Седьмого ААС от 04.09.2018 N 07АП-5192/18 и др.

Таким образом, если заключение договора факторинга действительно обусловлено экономической необходимостью, затраты на вознаграждение банку за услуги по договору факторинга могут быть учтены при налогообложении прибыли*(2).

Документами, подтверждающими оказанные услуги факторинга, в данной ситуации могут быть такие, как договор факторинга, платежный документ, подтверждающий оплату услуг, акт об оказании услуг, отчет финансового агента (фактора) (ст. 831 ГК РФ) и т.п. При этом перечень документов, оформляемых при оказании услуг по договору факторинга, периодичность их оформления целесообразно предусмотреть в самом договоре (дополнительных соглашениях к нему)*(3).

Бухгалтерский учет

Согласно п. 7 ПБУ 9/99 поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров признаются прочими доходами. В соответствии с п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции признаются прочими расходами.

Следовательно, поступления от переуступки денежного требования к покупателю товара признаются в бухгалтерском учете прочими доходами и отражаются по дебету счета 76 в корреспонденции со счетом 91, субсчет «Прочие доходы». А стоимость уступленного требования, равная сумме дебиторской задолженности за отгруженные товары, учитывается в составе прочих расходов организации и списывается с кредита счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в дебет счета 91, субсчет «Прочие расходы».

Таким образом, схема проводок у Продавца может выглядеть следующим образом:

Дебет 51 Кредит 76, субсчет «Расчеты с финансовым агентом»
— поступили денежные средства от финансового агента (фактора) по договору факторинга;

Дебет 76, субсчет «Расчеты с финансовым агентом» Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— отражена уступка прав денежного требования к должнику;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 62
— списана дебиторская задолженность, по которой переданы права требования.

При такой схеме проводок реализации дебиторской задолженности на счете 91 формируются обороты по прочим доходам и прочим расходам, а также финансовый результат от уступки денежного требования*(4).

Сумма финансовых услуг в виде вознаграждения финансовому агенту (фактору) по договору факторинга в бухгалтерском учете включается в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»):

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 76, субсчет «Расчеты с финансовым агентом»
— учтены затраты на оплату вознаграждения финансовому агенту;

Дебет 19 Кредит 76, субсчет «Расчеты с финансовым агентом»
— учтен НДС по вознаграждению финансового агента;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
— НДС по вознаграждению принят к вычету;

Дебет 76, субсчет «Расчеты с финансовым агентом» Кредит 51,
— перечислено вознаграждение финансовому агенту.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

— Энциклопедия решений. Расходы при реализации имущественных прав (в целях налогообложения прибыли);

— Энциклопедия решений. Доходы от реализации имущественных прав в целях налогообложения прибыли;

— Учет факторинговых операций в «1С:Бухгалтерии 8» (журнал «БУХ.1С», N 5, май 2018 г.);

— Вопрос: Между ИП (применяет общую систему налогообложения) и банком заключен договор факторинга (стороны договора факторинга не являются взаимозависимыми лицами). Плата за услуги установлена в процентах. Вправе ли ИП полностью учесть плату за услуги факторинга в расходах при налогообложении? Какими документами подтверждаются такие услуги? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) По мнению представителей контролирующих ведомств, если по условиям договора факторинга плата за услуги финансового агента исчисляется в процентах от предоставленной суммы финансирования, то такие расходы в целях исчисления налога на прибыль квалифицируются в качестве расходов в виде процентов по долговым обязательствам (пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ) и учитываются в налоговом учете в соответствии с положениями ст. 269 НК РФ (письма Минфина России от 06.05.2016 N 03-07-07/26617, от 04.08.2008 N 03-03-06/1/437, от 17.04.2008 N 03-03-06/1/284, от 19.02.2008 N 03-03-06/1/116, УФНС России по г. Москве от 17.08.2012 N 16-15/076186@).

*(2) По мнению судей ФАС Западно-Сибирского округа, изложенному в постановлении от 11.05.2011 N Ф04-1638/11, обстоятельствами, подтверждающими необходимость заключения договора факторинга, например, могут быть:

представление документов в подтверждение необходимости получения средств по договорам факторинга;

представление доказательства принятия налогоплательщиком каких-либо действий для получения кредитов в банках;

финансирование от Банка поступило бы уже после того, как наступила дата платежа по контрактам;

отсутствие взаимозависимости налогоплательщика с его заказчиками.

*(4) Иной подход к отражению операций, связанных с осуществлением договора финансирования под уступку будущего денежного требования, в бухгалтерском учете организации, выступающей в роли клиента, содержится в письме Минфина России от 30.08.2004 N 07-05-14/221.

В соответствии с ним возникшее денежное требование к покупателю списывается с баланса как перешедшее к финансовому агенту записями:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по переданным денежным требованиям», субсчет «Расчеты с финансовым агентом» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Получение от финансового агента финансирования отражается как погашение его дебиторской задолженности в сумме полученных средств записью:

Дебет 51 Кредит 76, субсчет «Расчеты по переданным денежным требованиям», субсчет «Расчеты с финансовым агентом».
Счет 91 рекомендуется использовать только для отражения оплаты услуг финансового агента.

Однако мы полагаем, что подобный подход не в полной мере соответствует п. 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997), определяющему суть актива, и п. 20 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», в соответствии с которым дебиторская задолженность отражается в составе актива баланса.

Поэтому ее выбытие все-таки является выбытием актива, а результат от этого по правилам ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 более верно отражать с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *