Факапить что это такое

Словарь русского предпринимателя «Буллшит бинго»: Факап H&F составляет словарь нового бизнес-сленга. Нам помогает владелец медиаагентства Social Insight Андрей Подшибякин. Третья серия о факапе — тяжёлом промахе, влекущем за собой серьёзный урон компании.

Факапить что это такое

от англ. fuckup — провал (про*б)

Тягчайшее обвинение, фактически означающее срыв проекта.

— Это серьёзный факап, мы отзываем все бюджеты и расторгаем договор.

В эсхатологии российской бизнес-среды нет явления страшнее, чем факап — точнее, есть ещё «выемка документов», но она, к счастью, находится за рамками наших регулярных бесед. Факап — редкий случай, когда англоязычная идиома не только используется фонетически точно, но и идеально сохраняет исходный смысл. Семантически про*б и факап — близнецы, и в устной речи употребляются одними и теми же людьми в одном контексте и предложении. Но в письменном виде уместен только факап. Про*бывают только грузчики, а факапят — уважаемые сотрудники крупных компаний.

Факап — трубный глас приближающегося грандиозного скандала. Это крайне веское (часто последнее) слово, которое редко берётся назад и всегда должно быть подкреплено доказательствами. На юге России и особенно на Кавказе аналог брошенного в лицо факапа — оскорбление родственников; на факап обязана последовать жёсткая реакция, иначе не будут уважать и считать за человека.

В последние годы с факапом произошло несколько любопытных мутаций. Во-первых, начала размываться область применения — всё чаще случаются «небольшие факапы», что само по себе оксюморон. Во-вторых, появилась практика обмена обвинениями в факапах (об этом ниже).

Наконец, стала прослеживаться структура возникновения факапа, которую отражают последние выпуски «Буллшит бинго»: асап — консёрн — факап. Как и почти всё остальное в жизни, эта последовательность деконструируется при помощи аристотелевой теории драматургии: асап — завязка, консёрн возникает в конце второго акта, а факап — классическая кульминация с последующим катарсисом, то есть очищением через страдания.

Немало человекочасов проводится предпринимателями каждый день в попытках перекинуть факап с себя на оппонента — или, если не получится, вниз по управленческой цепочке. Это своего рода бизнес-версия школьной игры в сифу.

Однажды моя компания оказалась звеном мутной цепочки, состоящей из клиента, его креативного агентства, его digital-агентства и нескольких подрядчиков этого digital-агентства ( специалистов по медийному продвижению), SEO-оптимизаторов и нас как разработчиков. Большой проект, над которым работали все эти люди, в один прекрасный день рухнул под напором невесть откуда взявшихся миллионов посетителей. Клиент взревел годзиллой и обвинил креативное агентство в факапе. Оттуда факап разошёлся веером по всем адресам, пометался, как шарик в пинболе, с неделю и наконец приехал в нас — выполнявших исключительно технические функции. Что ж, мы тоже отфутболили факап в наиболее вероятных виновников торжества.

Чаще всего за факап достается не настоящему виновнику, а тому участнику цепочки, у кого хуже подвешен язык.

Альтернативный вариант

У факапа нет цензурных синонимов, и поэтому от него никуда не деться. Тем не менее факапы стоит предотвращать (хотя они всё равно гарантированно найдут лазейку), а главное, учиться определять истинных виновников — это возможно даже в самых запутанных бизнес-процессах. Пример разбора типичного факапа — в нижеследующем ролике.

Факапить что это такое

У читателя может сложиться впечатление, что российский предпринимательский суржик полностью состоит из англицизмов, — это, конечно, не так. В следующей серии «Буллшит бинго» обсудим модное прилагательное «инновационный».

Источник

Факапить что это такое

Факапить что это такое

Термин « факап » (от англ. «fuck up» – проиграть, провалиться) в общем смысле означает неудачу, поражение. Как правило, факап – это не просто досадная ошибка, а некий масштабный провал, неудовлетворение чьих-либо желаний или ожиданий.

Жизнь как один большой факап

Факапить что это такоеНеудачи преследуют нас всю сознательную жизнь. В детстве мама много раз просила тебя помыть посуду и выбросить мусор. Ты раз за разом не выполнял ее просьбу, делая свои «очень важные» дела. Вечером тебя ждал скандал и неделя без приставки. В школе, а потом и в институте, ты частенько не оправдывал ожидания своих учителей и преподавателей. Невыполненные домашние задания влекли за собой проваленные сессии. Факап следовал за факапом.

Во взрослой жизни ситуация редко улучшается, крупные и мелкие провалы продолжают настигать нас на каждом шагу. Не сдал отчет на работе, забыл поздравить подругу/друга с днем рождения, опоздал на автобус, не выполнил просьбу «второй половины», не покормил кошку, три месяца забывал полить фикус… Список можно продолжать бесконечно.

Почему мы факапим?

Факапить что это такое

Недооценка рисков
Планируя работу, мы часто недооцениваем ее сложность и переоцениваем свои возможности. Когда мы ставим задачу кому-то другому, то совершаем ту же ошибку: считаем задание слишком легким и забываем, что выполнять его будет такой же человек, как и мы.

Несколько лет назад мы должны были портировать игру из Вконтакте на Facebook. Весь функционал должен был остаться прежним. Предельно легкая задача, не правда ли? Менеджер проекта считал так же. Он был твердо уверен, что в новой версии не будет обнаружено много багов. Возможно, возникнут небольшие проблемы с версткой, но с этим разработчики справятся очень быстро. Откуда взяться ошибкам в игре, которую непрерывно тестируют отдел профессионалов и тысячи игроков? Исходя из этого, он заложил на тестирование и исправление ошибок одну неделю. При первом тестовом прогоне было найдено 119 (. ) багов (из них 10 блокеров, которые не позволяли пройти в игре дальше). Результат: игра была выпущена только через месяц, еще полгода шла доработка и исправление миноров.

Форс-мажоры
Ничто никогда не происходит так, как мы изначально задумали. Исполнители болеют и увольняются, заканчиваются заложенные в бюджете деньги, метеориты падают на Челябинск. Да и закон Мерфи никто не отменял: если есть вероятность того, что какая-нибудь неприятность может случиться, то она обязательно произойдет.

Человеческая природа
Все мы сталкивались со сладостным чувством лени и с тем, как порой сложно заставить свой мозг работать более 20 минут, не отвлекаясь на «котиков в фейсбуке». И дело не только в лени и ее проявлениях, как может показаться на первый взгляд. Причина гораздо глубже: так уж устроен наш мозг. Он очень изобретателен в выдумывании миллиона причин для того, чтобы не выполнять тяжелую и особенно монотонную работу. Полагаясь на других, мы также сталкиваемся с их прокрастинацией.

Приложение было переведено на 6 иностранных языков. Любая фраза отдавалась переводчикам, а затем перевод вставлялся в админку, из которой подтягивался в приложение. Проблем никогда не возникало, но в тест-кейсах всегда был прописан пункт с проверкой на каждом языке. После нового релиза из одной страны начали приходить сообщения в техподдержку о том, что вместо некоторых фраз на экране появляется нечто странное. Расследование показало, что тестировщик проигнорировал проверку локализации, так как в это время все его мысли были заняты выбором новой гитары. После этого случая тест-менеджер более пристально следил за работой этого тестировщика и старался ставить его на проекты вместе с более ответственными коллегами.

Неправильное планирование
К сожалению, при планировании все вышеперечисленное учитывается не всегда. Мы рассчитываем, что все пойдет как надо, и в этот раз все будет сделано правильно и вовремя. У каждого есть своя формула расчета времени на проекте. К примеру, я использую формулу «3,14*R+2 недели», где R – это идеальное время выполнения проекта без учета непредвиденных обстоятельств; 2 недели – срок, за который может быть сделан практически любой работоспособный проект, пусть и не в лучшем виде; 3,14 – число Пи.

Тест-менеджер получил запрос от руководителя проекта: в понедельник необходимо выделить трех тестировщиков для срочного тестирования новой фичи. Менеджер согласовал с другими проектами отсутствие тестировщиков в понедельник и вторник, за выходные было подготовлено тестовое окружение. Началась неделя, три тестировщика были готовы приступить к работе. Но, как оказалось, художники не успели нарисовать новые окна, а программисты не закончили фичи. Два дня тестировщики не могли приступить к полноценному тестированию, так как ПО «падало» даже на смоук-тестах. В среду стабильная версия была наконец передана в тестирование, но тестировщикам пришла пора возвращаться на свои проекты. Дедлайн был сорван, многим сотрудникам пришлось работать сверхурочно.

Что делать?

Железные дедлайны
Факапить что это такоеПрактика доказывает: если нет конкретной даты, к которой задача должна быть сделана, то задача не будет сделана никогда. Вспомни все свои сессии: каждые полгода приходил дедлайн, и ты экстренно делал все, что должен был сдавать, писать и учить на протяжении 6 месяцев. После экзамена ты, конечно, обещал себе, что это был последний раз, и в следующем семестре ты будешь ежедневно усердно работать и сдавать все вовремя. На следующей же сессии все повторялось. Все понимают, что делать все в последний момент – это очень плохая практика. Но раз за разом большинство студентов (и не только) собирают волю в кулак и делают финальный рывок. Дедлайн работает.

Для повышения эффективности лучше назначать один дедлайн и несколько промежуточных точек, к которым должны быть достигнуты определенные результаты (вспомни промежуточные контрольные и коллоквиумы). Если «промежуточный дедлайн» был сорван – не стоит скрывать этот факт от заинтересованных сторон, и тем более надеяться все наверстать к следующей контрольной точке. Оцени последствия и влияние их на стратегические сроки, продумай решение (а лучше несколько), затем приди к начальнику (или заказчику) и обсуди с ним возникшую ситуацию и возможные варианты решения.

Учет предыдущего опыта при планировании
Учиться на своих ошибках намного полезнее, чем на чужих, но те тоже всегда нужно учитывать. После окончания проекта сядь и проанализируй: что именно пошло не так, чего можно было избежать, что забыли предусмотреть, что ты мог сделать, чтобы исправить ситуацию. Используй полученный опыт в будущем планировании.

Читай чужие истории успеха, следи за проектами коллег, делись своим опытом. Многие проектные команды для этих целей проводят ретроспективы. Например, в Scrum-командах ретроспектива проводится после каждого спринта. Если твоя компания работает по другой методологии – не беда, проектные ретроспективы также широко распространены и проводятся после сдачи проекта.

Эта процедура позволяет собрать и проанализировать мнение коллег, сформулировать и высказать свои мысли, а также продумать заранее, каких ошибок можно избежать в будущем. Подробнее о проведении ретроспективы можно прочитать в книге Норма Керта «Ретроспектива проекта. Как проектным командам оглядываться назад, чтобы двигаться вперед».

Ранняя диагностика
Любая глобальная проблема вырастает из маленькой ошибки. Чем раньше ты ее заметишь, тем быстрее сможешь исправить, и тем менее катастрофическими будут последствия. Никогда не скрывай проблему. Если у тебя что-то не получается – иди к руководителю. Если член твоей команды пришел к тебе и честно сказал, что он не справляется, – не впадай в истерику и не ругай его. В противном случае он предпочтет в следующий раз промолчать, а проблема всплывет перед дедлайном, когда решить ее будет уже сложно. Если сроки срываются – сообщи об этом заказчику, ведь у него тоже есть обязательства перед кем-то. Вместе вы сможете придумать приемлемое решение.

В заключении

Смирись с тем, что факапы случаются со всеми. Ты не исключение. Будь готов к этому и предупреди того, кто поставил задачу тебе. Предусмотри самые печальные сценарии (вся твоя команда уволилась, что ты будешь делать), обязательно расскажи об этом заказчику. Возможно, ты далеко не первый, кто хочет минимизировать ущерб от провалов.

Источник

Топ 6 факапов 🤦‍♀. Или как облажаться по крупному, по мелкому и что потом с этим делать

Традиционно люди любят рассказывать, какие они молодцы, как много сделали и как хорошо это получилось. Но журнал «Генеральный директор» задал тут мне интересный вопрос и тем самым подкинул оригинальную тему — ошибки сотрудников и проекта. А также их последствия для компании и сотрудников. Мы свои ошибки любим и ценим, стараемся признавать, как минимум для себя. В большинстве случаев над ними можно посмеяться, но есть и те, от которых совсем не весело.

Итак, от веселого к грустному ТОП 6 факапов Сервиса аренды вещей Next2U за прошедший год. (надо бы, конечно, 5 или 7 для красивого названия, но получилось 6)

Факап #6 В конце года один из сооснователей Сервиса (угадайте кто?) уехала в отпуск и решила поделиться семейными фото у себя в Фейсбуке. Фотографии были классные — красивый номер отеля, хороший вид из окон на заднем плане, разобранная кровать и «домашняя» обстановка, симпатичный маленький ребенок (ну он правда у меня очень симпатичный). И все было бы прекрасно. Вот только забыла перелогиниться и опубликовала это на официальной странице компании в Фейсбуке. Только ленивый не прокомментировал пост. Лучшая шутка была, что это кликбейт.

Последствия => часа через 4 обнаружила ошибку. Покраснела, похихикала, подняла посещаемость страницы Next2u. Пост пришлось удалить, хоть под ним и было много смешных комментариев, скрины повесила у себя в аккаунте на память.

В очередной раз убедилась, что корпоративные соцсети — это не мое, и не надо туда заходить. Пусть ими занимается специальный человек.

Факап #5 Сотрудник отдела маркетинга нашел на одном популярном форуме на тему аренды вещей большую и горячую дискуссию. Он решил поучаствовать, но сделать это инкогнито — рассказать, какой замечательный Сервис аренды вещей Next2U якобы от лица обычного пользователя. Но в итоге увлекся «маскировкой». Чтобы не вызывать подозрения втянулся в долгую переписку и подробно рассказал про плюсы и минусы всех конкурентов, даже косвенных. Только через несколько недель, снова наткнувшись на этот форум, понял, что про Next2U рассказать забыл.

Последствия => думаю, коллега пожалел, что поделился этим рассказом с руководителем. Получил по шапке от директора по маркетингу. В первую очередь за то, что потратил много времени на непрофильную активность. В его задачи не входила работа по “пропаганде”. После этой истории руководитель ужесточил контроль и отчетность. Глобально, если есть результаты, мы против траты времени на заполнение бесконечного количества табличек и отчетов, но иногда это необходимо, чтоб сотрудники не теряли вектора.

Последствия => Выгрузка была сделана в субботу, в воскресенье сотрудник, отвечающий за нее, вышел на работу. Чтоб оперативно исправить свою ошибку, ему пришлось менять цены вручную, плюс помогать сотрудникам Службы заботы общаться с клиентами.

Последствия => последствий для сотрудника не было, т.к. примерно в то время, когда сорвалась встреча, он покинул нашу компанию. Мы признали, что ответственность за поведение бывшего коллеги полностью лежит на нас и принесли извинения. Это позволило назначить встречу повторно и исправить негативное впечатление партнёров.

Для себя сделали вывод, что нужно больше четкости в работе crm. Занялись наведением порядка там, чтоб не допустить “потерянных” контактов в случае болезни, увольнения или любых других жизненных обстоятельств сотрудников.

Факап #2 Не очень фееричный и уже более грустный косяк. Мы изменили номер телефона, но не поменяли его на сайте. Хуже того, заметили только через несколько дней, так как это случилось накануне праздников.

Последствия => потеряли время аналитика на выяснения, почему так сильно просели звонки. Потеряли клиентов, которым требовалась консультация по телефону и их хорошее отношение к Сервису. Сотрудник, что накосячил, получил строгий выговор.

Эта ситуация сильно осложнила работу и подпортила ожидаемые результаты. В бане мы были 2,5 месяца. Хорошо, что случилось «Новогоднее чудо» и в первых числах января с нас наконец-то его сняли.

По итогам года, каждый сотрудник задал себе вопросы: «Что я мог бы сделать и не сделал? Как мне не допустить такого в будущем?» Это был непростой, но очень хороший урок для нас всех.

Стоит ли говорить, как многому научили нас эти ошибки? Особенно последняя. У нас нет традиции устраивать показательные порки и театральные увольнения. Члены команды учатся признавать косяки, делать выводы, работать над ними и принимать последствия. Это ценно. И это очень сложно. Больших трудов стоит посмотреть на ситуацию со стороны и понять, что ты можешь сделать в следующий раз, чтоб не допустить такого.

Брать ответственность на себя за свою работу и жизнь очень непросто, но это всегда приносит ощутимые результаты.

Источник

Три факапа, которые ждут каждого стартапера

Факапить что это такое

Управляющий директор сервиса личных помощников Want

Факапы у большинства стартаперов зачастую одинаковы. Более того, они происходят в одни и те же этапы развития проекта. Даниил Смирнов, основатель сервиса личных помощников Want, рассказал, какие провалы могут случиться у начинающих бизнесменов и как их избежать.

Запуск своего стартапа — это как рождение ребенка, причем часто сам стартапер является этим новорожденным. Неважно, сколько вам лет и каков ваш предыдущий опыт, вам все равно предстоит встать на ноги, сделать первые нетвердые шаги и поначалу медленно идти, оступаясь и падая. И не стоит надеяться, что можно научиться ходить, глядя на других: вы все равно совершите свои уникальные ошибки.

Однако можно и нужно немного подстраховаться, ведь некоторые ошибки стоят очень дорого. Это то, что принято называть факапами бизнеса, и веселого в них мало. Факап означает, что вы теряете деньги или репутацию. Все остальные ошибки — просто трудности на вашем пути, операционные расходы. А вот факап способен полностью развалить ваш начинающий бизнес.

RED — первая открытая база данных о самых выдающихся предпринимателях России.

И если так называемые операционные расходы уникальны, то факапы у большинства стартаперов зачастую одинаковы. Более того, они происходят в схожие этапы, которые я называю четырьмя этапами развития стартапа. Они совпадают с известными всем этапами познания:

Рассмотрим, с какими факапами стартапер сталкивается на каждом этапе и как их избежать.

Напомню первое правило стартапера: если вы не теряете много денег или репутацию, это не факап, а операционные расходы.

Первый этап. Я не знаю, что я не знаю

Факапить что это такое

Будем откровенны: эту архимедову эврику хоть раз произносили 99% людей, которые генерируют бизнес-идеи. И это неплохо, но именно на этом этапе большинство допускает очень распространенные ошибки. Задайте себе следующие вопросы.

Запомните второе важное правило стартапера. Приступать к разработке мобильного приложения под свой продукт можно только в двух случаях: если вы глубоко в прибыли или если у вас есть стресс-оттестированное продуктовое решение, которое станет вашим преимуществом, только если вы реализуете его в мобильном приложении.

Второй этап. Я знаю, что я не знаю

Ну что, достаточно денег потратили на первом этапе? Значит, можно двигаться дальше. Теперь вы сомневаетесь во всем, кроме своего имени (и это абсолютно нормально), и двигаетесь более плавно. И вот тут вас поджидает второй факап.

Нам нужен CPO. Давайте наймем суперзвезду.

Я называю эту ошибку нехваткой веры. Вам кажется, что вы просто не сможете сами реализовать задуманное, поэтому в команду нужен человек, который расскажет, как надо, и проведет ваш корабль через шторм.

На самом деле, на вас просто действует эффект Даннинга-Крюгера. Вот он на графике. Видите самую нижнюю точку кривой? Вы тут или стремительно сюда движетесь.

Факапить что это такое

Но вы этого не осознаете, поэтому лихорадочно перебираете свой контакт-лист или, еще хуже, экстренно публикуете вакансию в интернете. В итоге ваш наем выглядит примерно так: «У моих знакомых есть знакомый с хорошим бэкграундом в консалтинге. Он, конечно, хочет за свою работу много денег, но это точно того стоит. Не хочет работать в офисе? Конечно, пусть не приезжает, главное, чтобы работал. Ура, мы станем вторым гуглом!».

Я считаю, что история с наймом CPO в любое время жизни проекта, кроме нулевой стадии, — абсолютный нонсенс. Ведь чтобы нанять такого человека, вам нужно забрифовать его. А это значит, что вы уже знаете о своем бизнесе больше, чем кто бы то ни было!

К тому же наемному работнику обычно интересны регулярные выплаты зарплаты, а не успех вашего бизнеса.

Почему вы считаете, что этап «я знаю, что не знаю» обойдет его стороной? Эффект Даннинга-Крюгера работает для всех одинаково, и велика вероятность, что однажды ваша звезда придет к вам за советом, что делать дальше.

В общем, самое время вывести третье правило стартапера. Никто лучше вас не знает, что из того, что вы уже пробовали, не работает. Суперзвезда и CPO в вашей компании — это вы.

Третий этап. Я знаю, что я знаю

Поздравляю, вы прошли нижнюю точку графика и движетесь вверх! С уверенностью можно утверждать, что вы, наконец, спросили свою ЦА, нужен ли им ваш продукт, и больше не будете брать на работу дорогостоящих наемных сотрудников, которые рисуют вам красивые презентации о светлом будущем.

Думаете факапы закончились? Нет. Дальше будет жестче. Теперь вас ждет третий по счету, но первый по значимости провал.

«Сейчас начнем продавать, а посчитаем потом». Он же «я тут построил модель, но у меня нет исходных данных, она на допущениях». Он же «на окупаемость выйдем на масштабе производства».

Давайте попробуем представить эти ожидания в виде графика. Получится примерно так:

Факапить что это такое

Этот график говорит, что расходы в начале больше доходов, и это логично — маркетинг всегда сперва дорогой. Но мы будем удерживать ретеншн на высоком уровне, поэтому, как только мы начнем зарабатывать больше, чем тратить, мы постепенно снизим расходы до удобного уровня и начнем максимизировать прибыль.

Оставьте эти иллюзии. В реальности все будет примерно так:

Факапить что это такое

То есть первое время вы будете просто масштабировать расходы, потому что, скорее всего, обратитесь в маркетинговое или пиар-агентство вместо того, чтобы вкладываться в развитие внутри компании. Все так делают. При этом вы не будете учитывать незапланированные расходы. Вместо этого вы будете ждать, когда юнит-экономика сойдется благодаря масштабам.

Когда этого не произойдет, вы поймете, что модель рассчитана неправильно и пора прекращать сливать бюджеты.

Вы начнете тратить не сколько хочется, а сколько сможете, все время подкручивая внутреннюю экономику и работая над себестоимостью и оптимизацией. И только если эта работа будет удачной, в перспективе ваши расходы наконец-то повстречаются с доходами.

Помните про четвертое правило стартапера. Любое стороннее агентство — это брокер. Оно заинтересовано в первую очередь в объеме операций и только во вторую — в рентабельности ваших вложений.

Четвертый этап. Я не знаю, как много я знаю, но мои знания работают

Я очень хочу верить, что вы добрались до хэппи энда. Наконец-то начинается бизнес! Теперь вы смотрите на вещи так:

И это — кульминация эволюции стартапера. Вы больше не уверены в своих силах так, как в самом начале, но и упаднические настроения прошли. Вы не знаете, как много знаете, но эти знания и опыт работают на вас. Поздравляю! Дальше будет лучше и легче.

Подведем итог. Вот четыре правила, которые должен помнить каждый стартапер:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *