Фагот это что такое простыми словами
Значение слова «фагот»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Фагот сконструирован в XVI веке в Италии, в оркестре применяется с конца XVII — начала XVIII века, занял в нём постоянное место к концу XVIII века. Тембр фагота весьма экспрессивен и на всём диапазоне богат обертонами. Наиболее употребительны нижний и средний регистр инструмента, верхние ноты звучат несколько гнусаво и сдавленно. Фагот применяется в симфоническом, реже в духовом оркестре, а также как сольный и ансамблевый инструмент.
ФАГО’Т, а, м. [ит. fagotto, букв. связка] (муз.). Музыкальный духовой деревянный инструмент низкого регистра с характерным хрипловато-гнусавым тембром, состоящий из двух параллельно скрепленных цилиндров, к более короткому из к-рых приделан металлический язычок. Играть на фаготе. Вдруг из-за двери в зале длинной фагот и флейта раздались. Пушкин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
фаго́т
1. муз. духовой музыкальный деревянный инструмент, длинная трубка которого согнута пополам и связана
фагот
Хрипун, удавленник, фагот. История классовых диалектов русского языка почти совсем не изучена. Для иллюстрации можно указать случаи использования слов и выражений классовых диалектов или общенародных слов, но с жаргонными значениями, в языке художественной литературы, особенно часто в речи действующих лиц. Вот один пример из «Горя от ума» Грибоедова. Для социальной характеристики полковника Скалозуба в речи Чацкого Грибоедов использовал слова хрипун, удавленник, фагот в классово-диалектном, армейско-офицерском жаргонном смысле.
В «Горе от ума» Чацкий рисует социальный портрет Скалозуба такими словами:
Созвездие манёвров и мазурки.
Непосредственно ясно, что слова хрипун, удавленник, фагот употреблены здесь не в своем прямом значении. Они тут выступают как иронические обозначения типических черт представителя внешне вымуштрованного, столичного, привилегированного офицерства царской России начала XIX века. Хрипунами прозывали офицеров-фанфаронов, которые старались иметь хватский и высокомерный вид, стремились отличиться светской ловкостью и выработали у себя своеобразное произношение на французский манер, «сопровождаемое, по словам современника, насильственною хриплостью голоса».
Ср. у А. С. Пушкина в «Домике в Коломне»:
У нас война. Красавцы молодые,
Вы, хрипуны (но хрип ваш приумолк)
Сломали львы походы боевые?
В «Романе в письмах»:
«Охота тебе корчить г. Фобласа и вечно возиться с женщинами. В этом отношении ты отстал от своего века и сбиваешься на cidevant гвардии хрипуна 1807 г.». Ср. у Ф. Булгарина в «Приключениях квартального надзирателя»: «В армии называли хрипунами тех из молодых офицеров, которые говорили между собой по-французски, любили общество и щегольство. Это почти то же, что фанфароны».
Таким образом, Грибоедов пользуется армейским, военно-жаргонным осмыслением слова хрипун.
В этом контексте смысл слова удавленник, примыкающего к образу хрипуна, раскрывается отчасти таким описанием офицеров той же эпохи в повести И. С. Тургенева «Три портрета»: «Военные шею затянули туго-натуго. хрипят, глаза таращат, да и как не хрипеть?»
И слово удавленник употреблено Грибоедовым тоже в жаргонно-офицерском смысле.
Для понимания слова фагот чрезвычайно важен рассказ знаменитого хирурга Н. И. Пирогова в «Дневнике старого врача» о назначенном в начале царствования Николая I попечителе Московского университета военном генерале Писареве: «Не замедлил явиться перед нами в аудиториях и мундирный попечитель, тотчас же при своем появлении прозванный, по свойству его речи, фаготом. Действительно, речь была отрывистая, резкая. Я видел и слышал этого фагота, благодарение Богу, только два раза на лекциях.
У Геймана на лекции фагот, — высокий, плечистый генерал в военном мундире, входивший всегда с шумом, в сопровождении своих драбантов, — встретил моего прежняго нахлебника, Жемчужникова, в странном для него костюме: студенческий незастегнутый мундир, какие-то уже вовсе немундирные панталоны и с круглою шляпою в руках.
— ”Это что значит?“ — произнес фагот самым резким и пронзительным голосом, нарушившим тишину аудитории и внимание слушателей, прикованное к химическому опыту Геймана. — ”Таких надо удалять из университета“, — продолжал таким же голосом фагот.
Жемчужников встал, сделал шаг вперед и, поднимая свою круглую шляпу, как бы с целью надеть ее себе тотчас на голову, прехладнокровно сказал: — ”Да я не дорожу вашим университетом“, — поклонился и вышел вон.
Фагот не ожидал такой для него небывалой выходки подчиненного лица и как-то смолк» (Пирогов Н. И. Соч., 1910, 2, с. 389—390).
Можно припомнить обычные указания на свойственный фаготу — музыкальному духовому деревянному инструменту низкого регистра — хрипловато-гнусавый тембр. Ср. у Гоголя в «Мертвых душах»: «Манилов в ответ принялся насасывать чубук так сильно, что он начал, наконец, хрипеть как фагот».
Следовательно, жаргонное словоупотребление в языке художественной литературы социально-исторически обусловлено, и в то же время оно нередко связано с общенародным словарным фондом языка.
(Виноградов. О трудах И. В. Сталина по вопросам языкознания. М., 1951, с. 65—67).
К слову хрипун В. В. Виноградов обращается в работе «Язык Пушкина»:
«Домик в Коломне» (1830) является теоретическим манифестом новых принципов литературно-просторечного стиля и их иллюстрацией. Разрушается система высокой русско-французской фразеологии, облекавшей основные поэтические символы — рифмы, стиха, Пегаса, Парнаса, Феба, муз (ср. в «Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы», образы Парки и Жизни:
Парки бабье лепетанье.
Жизни мышья беготня.
Ср. стиль пейзажа в «Евгении Онегине»:
Гулять? Но голы все места,
Как лысое Сатурна темя,
Иль крепостная нищета.
и т. п.). Так, рифмы выступают в образе рекрутов, «мелкой сволочи», к которой раздается команда на языке военного просторечия:
Равняйтеся, вытягивайте ноги
И по три в ряд в октаву заезжай.
Держись вольней и только не плошай.
В исключенных строфах были отражения и военного арго:
У нас война. Красавцы молодые!
Вы, хрипуны (но хрип ваш приумолк),
Сломали ль вы походы боевые.
Вспоминается характеристика Скалозуба, данная Чацким в образах офицерского арго:
«Хрипунами прозывали за картавое произношение звука Р тех военных фанфаронов, которые употребляли всегда французский язык вместо русского, имели высокомерно-хватовской вид и старались отличиться светскою ловкостью» (Пыляев М. И., Замечательные чудаки и оригиналы, с. 37; ср. также Пыляев М. И., Старое житье, СПб., 1892: «Офицеров, которые отличались светскою ловкостью и французским языком, называли ”хрипунами“, последнее название произошло от подражания парижанам в произношении буквы Р » (101). Кн. П. А. Вяземский приписывает военно-жаргонное значение слова хрип творчеству конногвардейца «лингвиста» Раевского: «Слово хрип также его производства, оно означало какое-то хватовство, соединенное с высокомерием и выражаемое насильственною хриплостью голоса» (Старая записная книжка, 110). По-видимому, определение кн. П. А. Вяземского тоньше и ближе к действительности). И на этом фоне приобретает особый символический смысл противопоставление Ширванского полка «светским», столичным «хрипунам», сравнение октавы, как формы нового стиля, с Ширванским полком:
Видали ль в Персии Ширванский полк?
Уж люди! Мелочь, старички кривые,
А в деле всяк из них, что в стаде волк,
Все с ревом так и лезут в бой кровавой.
(Виноградов. Язык Пушкина, с. 427; см. также: Виноградов. Очерки, с. 224).
[Ранее в «Литературной газете» (от 24 июня 1934 года, № 80 (396), с. 2) В. В. Виноградов также обращался к словам хрипун, удавленник, фагот:] «Но бывают от недостаточного знания литературного языка и его стилей ошибки понимания — более общие и более печальные. Скалозуб из ”Горе от ума“ Грибоедова нередко хрипит на русской сцене, как фельдфебель с перепою. Кажется, почему бы ему и не хрипеть, раз Чацкий называет его ”хрипуном“.
И может ли человек, думающий, что «хрипун» — это тот, кто хрипит, понять пушкинское противопоставление хрипунов — «красавцев молодых» — «старичкам кривым» из Ширванского полка в таких строках «Домика в Коломне»:
У нас война. Красавцы молодые!
Вы, хрипуны (но хрип ваш приумолк),
Сломали ль вы походы боевые?
Видали ль в Персии Ширванский полк?
Уж люди! Мелочь, старички кривые,
А в деле всяк из них, что в стаде волк.
Смысл этого противопоставления столичных гвардейцев Ширванскому полку станет ясным, если вспомнить или доискаться, что хрипунами прозывали за картавое произношение на французский майер тех офицеров-фанфаронов, которые старались отличиться светской ловкостью, блеснуть французским языком и имели хватский вид (см., например, книги М. И. Пыляева «Старое житье» и «Замечательные чудаки и оригиналы»). Кн. П. А. Вяземский, приписывая жаргонное значение слова «хрип» творчеству конногвардейца Раевского (автора выражения «под шефе»), вносил некоторые дополнительные черты в образ «хрипуна». «Слово ”хрип“, — писал он в «Старой записной книжке», — означало какое-то хватовство, соединенное с высокомерием и выражаемое насильственною хриплостью голоса». В связи с этим и два другие эпитета Скалозуба — «удавленник, фагот» — надо понимать как иронические обозначения вымуштрованного, затянутого в мундир столичного офицера — фронтовика: они относятся не столько к голосу героя, сколько к его внешнему облику, к его «портрету» и к его социальному характеру». — Л. А.
Фагот
Литература : Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, Л., 1950, с. 115-20, 1972; Рогаль-Левицкий Д., Фагот, в его кн.: Современный оркестр, т. 1, М., 1953, с. 426-66; Левин С., Фагот, М., 1963; его же, Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, Л., 1973; Неклюдов Ю., О конструктивных усовершенствованиях фагота, в кн.: Методика обучения игре на духовых инструментах. Очерки, вып. 2, М., 1966, с. 232-45; Heckel W., Der Fagott, Biebrich am Rhein, 1899, Lpz., 1931; Оrefiсe A., Storia del fagotto, Torino, 1926; Langwill L. G., The bassoon: its origin and evolution, в изд.: Proceedings of the musical association, 66 Session, 1939-1940, Leeds, 1940; eго же, The bassoon and double bassoon, L., (1948); Piston W., Orchestration, N. Y., 1955, p. 188-205; Кunitz H., Pagott, Lpz,, 1957 (Die Instrumentation, Tl 5); Sрenсеr W., The art of bassoon playing, Evanston, Ill., 1958; Lehmann P. R., The harmonic structure of the tone of bassoon, Michigan, 1963.
А. А. Розенберг.
Полезное
Смотреть что такое «Фагот» в других словарях:
Фагот — Классификация язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью … Википедия
фагот — Хрипун, удавленник, фагот. История классовых диалектов русского языка почти совсем не изучена. Для иллюстрации можно указать случаи использования слов и выражений классовых диалектов или общенародных слов, но с жаргонными значениями, в языке… … История слов
ФАГОТ — (ит. Fagotto). Музыкальный духовой инструмент, с мягким, полным, басовым тоном. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАГОТ духовой музык. инструмент, состоит из длинной деревян. трубы с клапанами и… … Словарь иностранных слов русского языка
Фагот — (Fagotto или Bassone итал., Basson франц., Fagott нем.) духовой деревянный инструмент, басовый гобой, длинная трубка которогосогнута пополам и связана, что и дало этому инструменту название Ф.(fagot по франц. связка, пучок). От верхней части… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ФАГОТ — ФАГОТ, фагота, муж. (итал. fagotto, букв. связка) (муз.). Музыкальный духовой деревянный инструмент низкого регистра с характерным хрипловато гнусавым тембром, состоящий из двух параллельно скрепленных цилиндров, к более короткому из которых… … Толковый словарь Ушакова
ФАГОТ — (итал. fagotto букв. узел, связка), деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1 й пол. 16 в. Басовая разновидность контрафагот … Большой Энциклопедический словарь
ФАГОТ — ФАГОТ, а, муж. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент низкого тембра в виде длинной, слегка расширяющейся трубы. Играть на фаготе. | прил. фаготный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ФАГОТ — муж., франц. духовое музыкальное орудие, состоящее из двойной, оборотной деревянной трубки с отдушинами. Фаготовый, фаготный, к нему относящийся. Фаготист, фаготчик, на нем играющий; | фаготчик, фаготный мастер. Толковый словарь Даля. В.И. Даль.… … Толковый словарь Даля
фагот — сущ., кол во синонимов: 5 • германизм (176) • инструмент (541) • контрафагот (3) • … Словарь синонимов
Фагот — (итальянское fagotto, буквально узел, связка), духовой язычковый музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый) басо тенорового звучания. Появился в 1 й половине 16 в. Басовая разновидность контрафагот. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ФАГОТ — Вспомним еще раз музыкальную сказку Сергея Сергеевича Прокофьева «Петя и волк», о которой говорилось в рассказе, посвященном лейтмотиву. Всех персонажей этой сказки изображают различные музыкальные инструменты: кларнет, гобой, струнные. … … Музыкальный словарь
Фагот
Точная дата появления на свет фагота не установлена, но этот музыкальный инструмент совершенно точно родом из Средневековья. Несмотря на древнее происхождение, он и сегодня популярен, является важной составляющей симфонических, духовых оркестров.
Что такое фагот
Фагот относится к группе духовых инструментов. Его имя – итальянское, переводится, как «пучок», «узел», «вязанка дров». Внешне выглядит, как слегка изогнутая, длинная трубка, оснащенная сложной системой клапанов, двойной тростью.
Тембр фагота считается экспрессивным, обогащенным обертонами на всем диапазоне. Чаще применимы 2 регистра – нижний, средний (верхний менее востребован: ноты звучат вымученно, напряженно, гнусаво).
Строение фагота
Состоит конструкция из 4 основных частей:
Конструкция является разборной. Важная часть – бокал или «эс» – изогнутая металлическая трубка, отходящая от малого колена, очертаниями напоминающая S. Поверх бокала насаживается двойная камышовая трость – элемент, служащий для извлечения звука.
Корпус оснащен большим количеством отверстий (25-30 штук): попеременно открывая, закрывая их, музыкант меняет высоту звука. Управлять всеми отверстиями невозможно: исполнитель непосредственно взаимодействует с несколькими из них, остальные приводит в действие сложный механизм.
Звучание
Звучание фагота достаточно своеобразно, поэтому инструменту не доверяют сольных партий в оркестре. Но в умеренных дозах, когда необходимо подчеркнуть нюансы произведения, он незаменим.
В низком регистре звук напоминает хрипловатое ворчание; если взять чуть выше – получится печальный, лирический мотив; высокие ноты даются инструменту с трудом, звучат немелодично.
Диапазон фагота – примерно 3,5 октавы. Каждому регистру свойственен своеобразный тембр: нижнему – резкие, насыщенные, «медные» звуки, среднему – более мягкие, певучие, округлые. Звуки верхнего регистра используются крайне редко: они приобретают носовую окраску, звучат сдавленно, сложны для исполнения.
История инструмента
Прямым предком является старинный средневековый деревянный инструмент семейства духовых – бомбарда. Будучи слишком громоздкой, сложной по строению, она доставляла сложность в использовании, ее разделили на составные части.
Перемены благотворно отразились не только на мобильности инструмента, но на его звучании: тембр стал мягче, нежнее, благозвучнее. Новая конструкция получила первоначально название «дульциано» (перевод с итальянского – «нежный»).
Первые экземпляры фаготов снабжались тремя клапанами, в XVIII веке количество клапанов возросло до пяти. XIX век – период максимальной популярности инструмента. Модель снова подверглась усовершенствованию: на корпусе появилось 11 клапанов. Фагот стал частью оркестров, знаменитые музыканты, композиторы писали произведения, исполнение которых предполагало его непосредственное участие. Среди них – А. Вивальди, В. Моцарт, Й. Гайдн.
Мастера, внесшие неоценимый вклад в совершенствование фагота – капельмейстеры по профессии К. Альмендерер, И. Геккель. В XIX веке умельцами разработана 17-клапанная модель, ставшая впоследствии основой промышленного производства.
Интересный факт: первоначально материалом служила древесина клена, эта традиция неизменна до сегодняшних дней. Считается, что изготовленный из клена фагот является лучшим по звучанию. Исключение – учебные модели музыкальных школ, сделанные из пластика.
В ХХ веке репертуар инструмента расширился: для него начали писать сольные партии, концерты, включили в состав симфонического оркестра. Сегодня, помимо классических исполнителей, его активно используют джазмены.
Разновидности фагота
Существовало 3 разновидности, но лишь один вид является востребованным современными музыкантами.
Техника игры
Играть на фаготе непросто: музыкант задействует обе руки, все пальцы – такого не требует ни один другой оркестровый инструмент. Также потребуется работа над дыханием: чередование гаммобразных пассажей, применение разнообразных скачков, арпеджио, мелодичных фраз среднего дыхания.
ХХ век обогатил технику игры новыми приёмами:
В музыке появились сольные композиции, написанные специально для фаготистов.
Известные исполнители
Популярность контрфагота не так велика, как, например, фортепиано. И все же есть фаготисты, вписавшие свои имена в историю музыки, ставшие признанными мастерами игры на этом непростом инструменте. Одно из имен принадлежит нашему соотечественнику.
Фагот – инструмент, мало известный широкой публике. Но это не делает его менее достойным внимания, скорее, наоборот: узнать о нем больше будет полезно любому ценителю музыки.
Значение слова фагот
Словарь Ушакова
Словарь Ожегова
ФАГОТ, а, м. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент низкого тембра в виде длинной, слегка расширяющейся трубы. Играть на фаготе.
| прил. фаготный, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. франц. духовое музыкальное орудие, состоящ. из двойной, оборотной деревянной трубки с отдушинами. Фаготовый, фаготный, к нему относящ. Фаготист, фаготчик, на нем играющий;
фаготчик, фаготный мастер.
Энциклопедический словарь
Большая Советская Энциклопедия
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(Fagotto или Bassone — итал., Basson — франц., Fagott — нем.) — духовой деревянный инструмент, басовой гобой, длинная трубка которого согнута пополам и связана, что и дало этому инструменту название Ф. (fagot по-франц. — связка, пучок). От верхней части инструмента идет тонкая металлическая трубочка в виде S, к концу которой прикреплен двойной мундштук из двух тесно сложенных пластинок, как у гобоя. Ф. изобретен в 1539 г. каноником Aфpaниo в Ферраре. Значительно усовершенствованный в середине XVI стол. инструментальным мастером Зигмундом Шейцером в Нюрнберге, Ф. получил всеобщее распространение в Германии, Франции, Италии. Позднее Алменредер усовершенствовал систему клапанов и дырочек и урегулировал звучность каждой ноты хроматической гаммы, издаваемой этим инструментом. Ф. имеет важное значение басового голоса среди духовых деревянных инструментов. Это один из полезнейших инструментов симфонического оркестра. Партия Ф. пишется в басовом ключе для низких и средних звуков и в теноровом для высоких. Ноты звучат, как пишутся. Объем — от contra В до H в первой октаве. Лучшие регистры — низкий и средний; высокий регистр в первой октаве имеет звук сдавленный. Легче играть в строях с небольшим числом диезов или бемолей. Техника Ф. схожа с техникою гобоя. Трели, состоящие из двух нот с диезами или бемолями, трудны. В оркестре пишут две партии Ф. на одной системе. Ф. весьма полезен для подкрепления струнных инструментов низкого строя. Чрезвычайно редко применяется для небольшого соло. Квартфагот — увеличенный Ф. — имеет по письму тот же объем, но каждая нота звучит на чистую кварту ниже писанной ноты. С введением контрафагота (см.), в котором каждая нота звучит октавою ниже писанной, квартфагот вышел из употребления.
Словарь музыкальных терминов
(ит. fagotto — буквально: узел, связка) — духовой деревянный музыкальный инструмент с коническим каналом и двойной тростью. Звук фагота сильный, несколько гнусавого тембра. Диапазон: b1 — d2 (е2). Разновидности фагота: контрафагот (см.) и субконтрафагот, звучащий на октаву ниже контрафагота. Используется в симфоническом оркестре.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Музыкальный духовой инструмент низкого тембра в виде длинной слегка расширяющейся трубы.
* ► Последние слова понравились Манилову, но в толк самого дела он все таки никак не вник и вместо ответа принялся насасывать свой чубук так сильно, что тот начал, наконец, хрипеть, как фагот. // Гоголь. Мертвые души //; [Чацкий.] Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки. // Грибоедов. Горе от ума //. *