Ф прокопович что написал

ФЕОФАН (ПРОКОПОВИЧ)

В миру Прокопович Елеазар, родился 8 июня 1681 года в Киеве в купеческой семье. Оставшись сиротой, мальчиком взят на воспитание дядей, ректором Киевской духовной академии и наместником Киево-Братского монастыря.

С помощью дяди поступил в Киевскую духовную академию, где начал обучаться русскому и латинскому языкам. В 1692 году после смерти дяди один киевский благодетель дал ему возможность продолжать образование в академии, где он и учился до 1698 года.

Принятие униатства и заграничная учеба

По обычаю того времени после окончания академии отправился за границу для завершения своего образования в польских училищах. В Польше принял униатство и пострижен в монашество от униатов с именем Елисея. Принятие униатства составляло тогда неизбежное условие заграничного образования для православных.

Обратив на себя внимание униатского духовенства, Прокопович был определен во Владимир Волынский учителем поэзии и красноречия.

Через некоторое время послан в Рим, где поступил в коллегию св. Афанасия, учрежденную папой Григорием XIII. Научные занятия здесь настолько захватили его, что он иногда даже забывал о пище. Внимательно присматриваясь к порядкам католической церкви, он хорошо познакомился с католической организацией, и в нем зародилось резко отрицательное отношение к папизму. Отцы иезуиты усиленно склоняли Прокоповича остаться в Италии и вступить в их ряды, но он отклонил их предложения.

Возвращение на Родину и принятие Православия

В 1702 году вернулся в Малороссию, отрекся от униатства, принял Православие и пострижен в монашество с именем Самуил (в 1705 году переменил свое имя, назвавшись в честь своего дяди Феофаном).

С 1704 года началась его педагогическая деятельность в Киевской духовной академии в качестве преподавателя пиитики.

В 1706 году перешел на класс риторики. Один случай выдвинул его из среды своих сотоварищей. 4 июля 1706 года Петр I прибыл в Киев для основания Печерской крепости, посетил Софийский собор, где приветственное слово ему сказал Феофан. Блестящая проповедь была замечена государем, и для Феофана открылась заря его высокого будущего. В 1708 году он был назначен префектом академии и учителем философии.

В 1709 году фаворит Петра князь Меншиков посетил Киево-Братский училищный монастырь, слышал себе похвальное слово, сказанное Феофаном, и это выступление не осталось безрезультатно. Меншиков рекомендовал киевского проповедника митрополиту Новгородскому Иову в архимандриты Юрьевского монастыря, как «учительного человека».

В 1711 году Феофан был вызван в царский лагерь во время турецкого похода, а по возвращении оттуда сделан игуменом Братского монастыря, ректором академии и профессором богословия. С этого времени начался рассвет его академической деятельности. Он отверг господствующую в то время в киевских школах систему схоластического богословского преподавания и выдвинул учено-исторический и критический метод, выработанный протестантской богословской наукой. В силу нового духа или блестящих талантов проф. Феофана лекции его по богословию пользовались в академии большим успехом. Но новаторский дух Феофана начал вызывать против него неудовольствие, и его стали обвинять в неправославии, в частности такие видные сослуживцы как Феофилакт (Лопатинский) и Гедеон (Вишневский).

В 1715 году Феофан получил приглашение Петра I приехать в Петербург. Здесь он сначала выступил в качестве проповедника-публициста, разъясняя действия правительства и доказывая необходимость преобразований, а также осмеивая и сатирически обличая их противников. Из этих проповедей особенно замечательны слово о царском путешествии за границу и «Слово о власти и чести царской» (1718), посвященное доказательству необходимости для России неограниченного самодержавия, причем проповедник особенно вооружался на «богословов», полагавших, что власть духовная выше светской.

Архиерей Псковский

7 февраля 1718 года был назначен епископом Псковским и Нарвским. Его критики приложили усилия для предотвращения хиротонии – так, вызванный в Петербург для посвящения Феофана во епископы митрополит Стефан (Яворский) не приехал, а отправил донос с обвинением Феофана в неправославии, но Феофан смог отвести от себя обвинения. Его хиротония состоялась 2 июня 1718 года.

Получив сан епископа, Феофан не поехал в Псков на епархию, а остался в Петербурге в качестве ближайшего сотрудника Петра в церковных делах. Через его руки проходят, им составляются или, по крайней мере, редактируются все важнейшие законодательные акты по делам церкви; он пишет, по поручению царя, предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты и т.д. Феофану было поручено Петром составление законодательного акта о ликвидации русского патриаршества и устроении высшего церковного коллегиального управления. Над этим «Духовным регламентом» Феофан трудился в 1719-1720 годах.

Когда была учреждена Духовная коллегия, Феофан назначен в ней вторым вице-президентом, а 25 января 1721 года, после её преобразования в Святейший Синод, Феофан стал его первым вице-президентом и в полном смысле правой рукою Петра-преобразователя в его церковных реформах.

В 1720 году возведен в сан архиепископа.

Петр Великий нередко делал Феофану подарки. Лично сам подарил ему несколько деревень, дарил значительные денежные суммы. У Феофана в Петербурге образовалось свое хозяйство. Псковскую епархию он посетил только на другой год после назначения и вернулся в Петербург.

В 1721 году Феофан прилагал усилия к открытию в Петербурге семинарии с высшим курсом, своего рода академии, но дело это подвигалось медленно, и он завел школу на своем Петербургском подворье на Карповке.

После смерти императора Петра I 27 января 1725 года Феофан примкнул к партии императрицы Екатерины и немало посодействовал её воцарению.

Общая перемена настроения в правление Екатерины в сторону допетровского уклада неблагоприятно сказалась на Феофане. Прежде всего у него возник антагонизм с Синодальным вице-президентом архиепископом Феодосием (Яновским), который написал в Синод донос на Феофана, где указал, что в Печерском Псковском монастыре лежат на полу 70 икон со снятыми ободранными окладами и драгоценными украшениями. Это набрасывало на Феофана тень и давало повод вести подкоп под его положение. Феофан понял это и постарался тем же орудием оградить себя от тайного удара. После одной очередной грубости Феодосия в отношении к государыне Феофан донес ей о допущенных им оскорблениях по отношению к ней. Феодосий был сослан в дальний монастырь, а Феофан достиг первенства в Синоде и наследовал его кафедру.

Архиепископ Новгородский

25 июня 1725 года он был назначен архиепископом Новгородским. Феофан настойчиво отказывался от этого лестного назначения и покорился только указу государыни.

С 15 июля 1726 года он первый член Святейшего Синода.

В конце царствования Петра I Феофан чуть ли не открыто стал разделять убеждения кальвинистов и своим поведением возмущал большинство духовенства. «Камень веры» митрополита Стефана (Яворского), обличающий протестантские заблуждения, не был пропущен цензурой Петра как противоречащий личным убеждениям Феофана. То же было и при Екатерине I. Из церковных деятелей Феофан дружественно сносился с расколоучителями, вел переписку со знаменитым Выговским настоятелем Андреем Денисовым, приглашал его к себе на собеседование, был сильным его покровителем. По словам самих раскольников, Феофан был для них «возлюбленный о Христе брат».

Однако, по вступлении на престол Петра II и по свержении князя Меншикова религиозное направление изменилось, Феофан оказался в немилости, а «Камень веры» был напечатан.

Вступление на престол императрицы Анны позволило Феофану вновь возвысится став во главе партии поддержавшей восстановление самодержавния подачей известной челобитной 1730 года. Благодаря своему деятельному участию в этом событии он вновь приобрел прочное положение при дворе и в Синоде — и обрушился на своих старых врагов, полемику с которыми на этот раз повел уже не столько в литературе, сколько в застенках тайной канцелярии.

После Феофана Прокоповича, которого так любил и возвышал Петр, киевские ученые не выдвинули из своей среды ни одного такого же ревнителя государственных интересов и пособников светской власти.

Феофан был плодовитым писателем, причем не только церковным, но и светским. Он много трудился на пользу государства в области церковного законодательства, принимал деятельное участие в составлении актов государственно-законодательных или вообще правительственно-официальных.

Не было почти рода писательства, к которому не был бы причастен Феофан. Богослов, проповедник, канонист, юрист, историк, поэт совмещались в нем с разною степенью дарования, но, во всяком случае, в необыкновенном сочетании. Феофан также может быть назван первым русским сатириком, первым представителем того направления, к которому впоследствии примкнули многие русские писатели. Он оказал большое влияние на таких деятелей как А.Д. Кантемир, сатиры которого нередко являются только перифразом проповедей Феофана, и В. Н. Татищев, взгляды которого на русскую историю и современность вырабатывались можно сказать в школе Феофана.

Таких разносторонних и плодовитых талантов мало можно встретить среди наших деятелей XVIII века. Взятая в целом личность Феофана Прокоповича всегда останется одной из центральных фигур русской истории XVIII столетия.

Скончался 8 сентября 1736 года на Карповском подворье на Аптекарском острове.

Феофан Прокопович был человек жестокий, он немало погубил невинных людей. Так, он доносил императрице на епископа Льва (Юрлова), участвовал в обвинении архиепископа Гедеона (Дашкова). Однако в свое времени Феофан почитался светилом, «оком и рукой царской».

Труды

Литература

Источник

архиепископ Феофан (Прокопович)

История Русской Православной Церкви

Священное Писание Ветхого Завета

Священное Писание Нового Завета

Ф прокопович что написал

Политический деятель, богослов, писатель, поэт, математик, философ, переводчик, публицист, ученый-гуманист, первый вице-президент Святейшего Правительствующего Синода.

Биография

Елисей, по другим сведениям Елеазар Прокопо́вич, родился в Киеве. Учился в Киево-Могилянской академии и в Католическом университете в Риме. В 1707–1709 прочитал в Киевской духовной академии курс по философии. В 1718 стал епископом, а в 1721 – вице-президентом Синода. С 1724 – архиепископ Новгородский. Выступал как последовательный сторонник петровских преобразований.

Прокопович сыграл важную роль в теоретическом обосновании и практическом осуществлении церковной реформы, в упразднении патриаршества и учреждении Синода. Разработал Духовный регламент – своего рода объяснение и оправдание политики государства в отношении церкви. В Регламенте и в трактате «Правда воли Монаршей» обосновывал священный, абсолютный характер царской власти.

Его оппоненты (в первую очередь, Стефан Яворский) считали, что, постоянно критикуя в своих сочинениях католицизм («папизм») за претензии на политическую власть («папоцезаризм»), он в то же время сам впадал в противоположную крайность, наделяя государство и монарха всеми возможными атрибутами сакральности (цезарепапизм) и по существу лишая церковь права на реальный авторитет в религиозно-нравственных вопросах.

Прокопович испытал определенное влияние протестантизма. Г.В.Флоровский писал по этому поводу в Путях русского богословия: «Не будь в феофановых трактатах имени русского епископа, их автора всего естественнее было бы угадывать в среде профессоров какого-нибудь протестантского богословского факультета. Все здесь пронизано западным духом, воздухом Реформации».

Умер Феофан Прокопович в Петербурге 8 (19) сентября 1736.

Источник

Феофан Прокопович — один из образованнейших людей своего времени, чья обширная деятельность в настоящее время практически забыта. Однако его роль в преобразовании русского общества во времена петровских реформ была одной из самых значительных.

Краткая биография

Представленный ниже рассказ об этом человеке поможет дать исторический портрет личности. Кем был, кому служил и какими идеями руководствовался в жизни Феофан Прокопович, об этом пойдёт речь далее.

Детство и образование

Ф прокопович что написал

Будущий архиепископ и ректор академии родился в купеческой семье выходцев из Смоленска (который незадолго перед этим вернулся в состав русского государства) в 1681 году. Его мирским именем было имя Елисей (по другим данным — Елеазар).

Довольно рано осиротел, был взят на воспитание родным братом матери, которого звали Феофан Прокопович (не установлена фамилия родного отца, сам будущий общественный деятель носил фамилию приемных родителей).

Молодой человек получил одно из лучших образований для своего времени, закончив Киево-Могилянскую духовную академию, какое-то время учился в германских университетах, а в 1704 г. закончил изучение в римской иезуитской академии (при этом продолжая оставаться православным).

Преподавание, труды и произведения

Ф прокопович что написал

После окончания римской академии Феофан вернулся в Киев, стал преподавателем местной академии.

Иезуитское образование во все времена считалось лучшим, молодой преподаватель воспользовался полученным в Европе опытом, выстроив собственную систему обучения по важнейшим предметам, разработав совершенно новые методические рекомендации. При этом ему удалось обойтись без многих схоластических приемов, студентам стало гораздо легче усваивать богословие, философию, риторику и др.

Проявил себя в литературном творчестве. В своих первых художественных произведениях (драматическое произведение «Владимир», многочисленные проповеди) выступает сторонником петровских преобразований, ратует за просвещение и прогресс.

Он автор наиболее известных произведений: «Слово о власти и чести царской», «Слово похвальное о флоте российском», «Слово на погребение Петра Великого».

Феофан Прокопович при Петре I

Ф прокопович что написал

Впервые Феофан встретился с царем во время Прутского похода, в 1711 г. Глава государства назначил Прокоповича игуменом Братского монастыря, а в родную академию Феофан вернулся уже в должности ректора.

Взгляды Прокоповича отличались от мнения большинства в духовном сословии. Царь оценил образ мысли ректора, именно такому человеку стоило заниматься церковной реформой. Для этой цели Феофан в 1716 г. был приглашен в Санкт-Петербург, новую столицу государства.

Общественно-политическая деятельность

Ф прокопович что написал

Талантливый проповедник и литератор, Феофан обеспечил идеологическое обоснование петровских реформ, совершил колоссальную работу для образования нового института власти — Священного Синода, проводившего императорскую волю в жизнь православной церкви.

Кроме того, Прокопович занимал до конца жизни несколько архиепископских кафедр, все высшие из возможных для духовного лица должности были за ним.

Смерть архиепископа Феофана

Скончался Прокопович на своем подворье в Санкт-Петербурге. Это произошло уже во время царствования Анны Иоановны, в 1736 г.

Оценка деятельности Феофана историками

Ф прокопович что написал

При жизни Феофан был широко известен как один из ближайших соратников и помощников Петра I. После смерти первого императора, Прокопович уже не имел такого влияния при дворе.

Отмечается, что идеология, проповедуемая Феофаном, не нашла поддержки у русского духовенства, отношение к нему в этой среде всегда было резко отрицательным.

В настоящее время он называется в череде ведущих мыслителей своего времени. Кроме того, его вклад в историю — создание государственного профессионального сыска.

Источник

ФЕОФАН (ПРОКОПОВИЧ)

Елисей или Елиазар Прокопович.

Архиепископ Новгородский (с 1725), первый вице-президент Святейшего Правительствующего Синода (с 1721), первенствующий член Синода Русской Православной Церкви (с 1726); проповедник, государственный деятель, писатель и публицист, поэт, философ, сподвижник Петра I.

Детство, юность

О юности Елисея (Елеазара) известно мало. Отец его умер вскоре после рождения сына, а мать, принадлежавшая к старинному роду Прокоповичей, скончалась, когда Елисею было семь лет. С этого момента мальчик воспитывался дядей по материнской линии – Феофаном Прокоповичем, являвшимся ректором Киево-Могилянской академии.

В период с 1692 по 1697 год Елисей обучался в Киево-Могилянской духовной академии, после чего прослушал курс лекций во Львове. С 1697 по 1698 год учился в Польше, перейдя в униатство, а с 1698 по 1701 год – в Риме, в известной иезуитской коллегии св. Афанасия, где значился под именем Самуила Церейского. Вполне вероятно, что фамилия была подлинной, а имя Самуил было принято при принятии католичества. Кроме того, Елисей слушал лекции в университетах Лейпцига, Халле и Йены.

В 1704 году Елисей вернулся в Киев, где вновь принял православие, а с ним и имя и фамилию своего скончавшегося на тот момент дяди-опекуна – Феофан Прокопович.

Киево-Могилянская академия

В Киево-Могилянской академии Феофан стал преподавать поэтику, потом риторику, философию и, наконец, богословие. Также, по этим дисциплинам им были составлены руководства. Вместе с этим Прокопович писал стихи на русском, латинском, польском языках. В 1705 году Феофан написал трагикомедию «Владимир», в основу сюжета которой была положена история введения христианства на Руси киевским князем Владимиром. Изображая победу христианства над язычеством и осмеивая жрецов, как поборников суеверия и невежества, Феофан Прокопович выступил горячим защитником просвещения. В 1709 году в честь Полтавской победы Прокоповичем была сочинена панегирическая проповедь «Епиникион», переведенная автором на латинский язык по приказу Петра I.

В 1711 году Феофан Прокопович был вызван Петром в царский лагерь во время Прутского похода, после чего Петр назначил Феофана ректором Киево-Могилянской академии и игуменом Братского монастыря в Киеве. Уже на новой должности Прокопович продолжил свою преподавательскую деятельность, издал ряд популярных рассуждений, диалогов и проповедей, затрагивающих различные богословские вопросы.

Петровская реформа церкви

В 1716 году Петр вызвал Прокоповича в Петербург для осуществления реформы церкви.

Дело в том, что Феофан Прокопович проповедовал цезарепапизм и считал, что император является понтификом, то есть епископом над всеми епископами и главой не только над мирским чином, но и над духовенством. С этой целью он написал книгу «Розыск историческии, коих ради вин, и в яковом разуме были и нарицалися императоры римстии, как язычестии, так и християнстии, понтифексами или архиереами многобожнаго закона; а в законе христианстем, христианстии государи, могут ли нарещися епископи и архиереи, и в каком разуме» (1721), в которой теоретически обосновал цезарепапизм.

В 1718 году Феофан был рукоположен во епископа Псковского и Нарвского, фактически пребывая в Петербурге. С этого момента он стал главным помощником Петра Великого в делах духовного управления. Им составляются или, по крайней мере, редактируются все важнейшие законодательные акты по делам церкви; по поручению царя он пишет предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты и проч. Им были составлены «Духовный регламент» (1721), «Слово похвальное о флоте российском», «Слово о власти и чести царской» (1718), подробный комментарий к «Уставу о престолонаследии» (1722) под заглавием: «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей» и многие другие сочинения, где Феофан изъяснял проблемы гражданского и церковного права, а также престолонаследия, утверждая принципы просвещенного монархизма.

В 1720 году Феофан Прокопович был возведен в сан архиепископа.

При образовании в 1721 году Святейшего Синода Прокопович стал его первым вице-президентом (и по смерти Стефана Яворского — его фактическим руководителем), с 1726 года — первенствующим членом Синода.

В 1725 году Феофан Прокопович стал архиепископом Новгородским.

После Петра I

При Петре Феофан имел колоссальный авторитет, позволявший ему действовать совершенно без опаски, не обращая внимания на своих политических оппонентов. После смерти Петра ситуация изменилась, но ненадолго. Прокопович сумел завоевать доверие императрицы Анны Иоанновны и вновь получив прочное положение при Дворе и в Синоде, обрушился на своих старых врагов, полемику с которыми на этот раз повел уже не столько в литературе, сколько в застенках Тайной канцелярии. Действуя при Петре во благо реформы просвещения, при Анне Иоанновне Феофан Прокопович становится строгим консерватором и панегиристом, оправдывающим существующий порядок даже и в тех случаях, когда он противоречил его собственному идеалу.

Протоиерей Георгий Флоровский писал: «Феофан Прокопович был человек жуткий. Даже в наружности его было что-то зловещее. Это был типический наемник и авантюрист, — таких ученых наемников тогда много бывало на Западе. Феофан кажется неискренним даже тогда, когда он поверяет свои заветные грезы, когда высказывает свои действительные взгляды. Он пишет всегда точно проданным пером. Во всем его душевном складе чувствуется нечестность. Вернее назвать его дельцом, не деятелем. Один из современных историков остроумно назвал его „агентом Петровской реформы“. Однако, Петру лично Феофан был верен и предан почти без лести, и в Реформу вложился весь с увлечением. И он принадлежал к тем немногим в рядах ближайших сотрудников Петра, кто действительно дорожил преобразованиями».

Феофан Прокопович скончался 19 сентября (8 сентября по стар. ст.) 1736 года в Петербурге и был похоронен в кафедральном Софийском соборе Новгорода.

Сочинения:

История о избрании и восшествии на престол блаженной и вечнодостойной памяти государыни императрицы Анны Иоанновны, самодержцы всероссийской. / Примеч. А. Терещенко // Сын отечества, 1837. — Ч. 184. — Отд. 2. — С. 23-73

Краткая повесть о смерти Петра Великого императора и самодержца Всероссийского, сочиненная Феофаном Прокоповичем, Архиепископом Новгородским и Св. Синода Первенствовавшим Членом. С присовокуплением описания порядка, держанного при погребении блаженной высокославной и вечнодостойнейшей памяти Всепресветлейшего, Державнейшего Петра Великого, Императора и Самодержца Всероссийского и блаженной памяти Её Императорского Высочества, Государыни Цесаревны Натальи Петровны. СПб., 1831.

Письма Феофана Прокоповича, писанные в царствование импер. Екатерины I и Петра II. (1725—1730 г.) // Труды Киевской Духовной Академии, 1865. — No.2. — С. 297—310.

Письмо Феофана Прокоповича к киевскому архиепископу о Братском училищном монастыре. 8 сентября 1736 г. // Русский архив, 1865. — Изд. 2-е. — М., 1866. — Стб. 329—336.

Письмо архиеп. Феофана Прокоповича к канцлеру Остерману // Москвитянин, 1852. — Т. 6. — № 22. — С. 1-2.

Показание прореченнаго прежде в словесех Божиих и давно уже явившагося в мире Великаго Антихриста чрез характиры его, в священном писании предложенныя, и по его явлении от многих прешедших лет узнанныя, и ныне ясно видимыя на нём, на пользу прямым истины искателям и рачителем спасения своего и на обличение мятежником, мир в отечестве нашем злобно терзающим и равным безумию своему беззаконием в Боговенчанных владетельных христах Господних показать суетно желающим Антихриста. Список 1812 г. (хранится в Секторе редких книг Национальной библиотеки Республики Карелия, инвентарный номер 36551р). 81 л.

Прокопович Ф. Сочинения / Под редакцией И. П. Еремина. М.-Л., СССР, 1961.

Прокопович Феофан. Философские сочинения в 3-х тт. / Філософські твори в 3-х тт. (на украинском языке). Перевод с латинского. Киев, 1979.

Прокопович, Феофан. Избранные труды / Феофан Прокопович; сост., авт. вступ. ст. и коммент. И. В. Курукин. М., 2010.

Источник

Феофан Прокопович

Ф прокопович что написал

Ф прокопович что написал

В данной статье имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок.
Феофан Прокопович
Ф прокопович что написал
Феофан Прокопович. Парсуна. Середина XVIII в.
Архиепископ Новгородский
25 июня 1725 — 19 сентября 1736
Церковь:Русская Православная Церковь
Предшественник:Феодосий (Яновский)
Преемник:Амвросий (Юшкевич)
Епископ Псковский и Нарвский
2 июня 1718 — 25 июня 1725
Предшественник:Иосиф (Римский-Корсаков)
Преемник:Феофилакт (Лопатинский)
Имя при рождении:Елеазар Прокопович
Рождение:8 (18) июня 1681 ( 1681-06-18 )
Киев
Смерть:8 (19) сентября 1736 ( 1736-09-19 ) (55 лет)
Санкт-Петербург, Российская империя

Архиепископ Феофа́н (в миру Елеазар Прокопо́вич; 8 (18) июня 1681, Киев — 8 (19) сентября 1736, Санкт-Петербург) — епископ Православной Российской Церкви; с 25 июня 1725 года архиепископ Новгородский. С 25 января 1721 года — первый вице-президент Святейшего Правительствующего Синода (и по смерти Стефана Яворского — его фактический руководитель), с 15 июля 1726 года — первенствующий член Синода Русской Православной Церкви; проповедник, государственный деятель, выдающийся писатель и публицист, поэт, сподвижник Петра I.

Содержание

Детство и образование

Елисей (его светское имя) родился в купеческой семье. Об отце ничего не известно, носил фамилию матери. Оставшись в раннем возрасте сиротой, был взят на воспитание дядей — Феофаном Прокоповичем, ректором Киево-Братской коллегии и наместником Киево-Братского монастыря. Образование получил в Киево-Могилянской академии; совершенствовал свои знания во Львове и после перехода в униаты обошёл пешком всю Европу. Посещал университеты в Лейпциге, Халле, Йене. В 1701 году в Риме поступил в прославленную тогда иезуитскую коллегию св. Афанасия, учреждённую для греков и славян.

Прослушав в этой коллегии полный курс, приобрёл громадную начитанность в исторических, богословских и философских сочинениях, а также в древнеклассической литературе и своими выдающимися дарованиями обратил на себя внимание папы Климента XI, но не пожелал остаться в Риме и в 1704 году вернулся в Киев. Обладал чрезвычайно глубокими познаниями в математике. Знал много европейских языков.

Преподавательская деятельность в Киеве

Ф прокопович что написал

Ф прокопович что написал

Вернувшись в Киев и снова обратившись в православие, он стал преподавать в Киево-Могилянской академии сначала пиитику, потом риторику, философию и, наконец, богословие, и по всем этим предметам составил руководства, очень замечательные для своего времени ясностью изложения и отсутствием схоластических приёмов.

Будучи преподавателем пиитики и удовлетворяя обычаю, требовавшему сочинения драматических представлений для школьной сцены, написал трагедокомедию «Владимир», в которой, изображая победу христианства над язычеством и осмеивая жрецов, как поборников суеверия и невежества, выступил горячим защитником просвещения и сторонником начатой уже Петром Великим решительной борьбы со старыми московскими предрассудками. По случаю Полтавской победы 1709 года сочинил панегирическую проповедь, которая была, по приказанию Петра, переведена на латинский язык самим автором.

В 1711 году был вызван в царский лагерь во время Прутского похода, а по возвращении оттуда сделан игуменом Братского монастыря и ректором Киево-Могилянской академии.

Продолжая свою преподавательскую деятельность, издал ряд популярных рассуждений, диалогов и проповедей о различных богословских вопросах. Все эти сочинения отличаются живым и остроумным изложением и стремлением к критическому анализу. Несмотря на полученное в юности католическое образование Феофан являлся заклятым противником всего католического в науке и жизни и поклонником новой европейской науки, созданной Ф. Бэконом и Р. Декартом; он решительно выступал с резким, принципиальным отрицанием всякого авторитета духовенства как учительского сословия, требуя свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам и опровергая старую теорию о первенстве духовной власти над светской и вообще о первенстве духовенства над всеми прочими общественными классами.

В Петербурге

Пётр I, узнав образ мыслей Феофана и убедившись в его выдающихся способностях, в 1716 году вызвал его в Петербург для осуществления реформы церкви.

Здесь сначала выступил в качестве проповедника-публициста, разъясняя действия правительства и доказывая необходимость преобразований, а также осмеивая и сатирически обличая её противников. Из этих проповедей особенно замечательны слово о царском путешествии за границу и «Слово о власти и чести царской» (1718), посвящённое доказательству необходимости для России неограниченного самодержавия, причём проповедник особенно вооружался на «богословов», полагавших, что власть духовная выше светской.

Так как после основания Петербург оставался без собственного епископа, 2 июня 1718 года был рукоположен во епископа Псковского и Нарвского, фактически пребывая в Петербурге, и с того времени становится главным помощником Петра Великого в делах духовного управления. Через его руки проходят, им составляются или, по крайней мере, редактируются все важнейшие законодательные акты по делам церкви; по поручению царя он пишет предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты и проч. Им составлен «Духовный регламент» (1721), «Слово похвальное о флоте российском», «Слово о власти и чести царской» (1718), написаны предисловие к Морскому уставу (1719), краткое руководство для проповедников, «Объявление» о монашестве (1724), трактат о патриаршестве, «Первое учение отроком», рассуждения о браках с иноверцами, о крещении, о расколе, подробный комментарий к «Уставу о престолонаследии» под заглавием: «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей» (1722) и мн. др. Феофан выступал также как поэт, автор силлабических виршей («За Могилою Рябою» — о Прутском походе, посвящение Антиоху Кантемиру, эпиграммы).

При образовании в 1721 году Святейшего Синода стал его первым вице-президентом (и по смерти Стефана Яворского — его фактическим руководителем), с 15 июля 1726 года — первенствующий член Синода.

Ф прокопович что написал

Ф прокопович что написал

Пётр нередко делал Феофану подарки: лично сам подарил ему несколько деревень, дарил значительные денежные суммы. У Феофана в Петербурге образовалось своё хозяйство.

В то время, как представители великорусской церковной партии и старшие иерархи из киевских учёных, руководителем которых был Стефан Яворский, в своих воззрениях на отношения светской власти к духовной, а также и в некоторых богословских вопросах, склонялись к католическому учению, стоял на точке зрения, близкой к убеждениям протестантских богословов, среди которых он имел немало друзей и почитателей.

Его политические убеждения, основой которых была теория так называемого «просвещённого абсолютизма», всецело разделялись Петром I. При таком положении дела многочисленные враги Феофана не имели возможности ему вредить. По смерти Петра обстоятельства изменились: ему пришлось выдержать ожесточённую и опасную борьбу, отражая обвинения уже не столько богословского, сколько политического характера. Но сумел искусно воспользоваться обстоятельствами вступления на престол императрицы Анны и стать во главе той партии «среднего чина людей», которые разрушили замыслы «верховников» подачей государыне известной челобитной о восстановлении самодержавия.

Благодаря своему деятельному участию в этом событии, вновь приобрёл прочное положение при Дворе и в Синоде — и обрушился на своих старых врагов, полемику с которыми на этот раз повел уже не столько в литературе, сколько в застенках Тайной канцелярии. Прежний горячий защитник реформы, действовавший во имя интересов просвещения, в котором он видел единственный залог блага России, теперь, при изменившихся условиях русской жизни, хотя и старается ограждать результаты реформы от посягательств реакции, но по существу своей роли официального проповедника-публициста обращается из деятеля прогрессивного в строгого консерватора и становится панегиристом, оправдывающим существующий порядок даже и в тех случаях, когда он противоречил его собственному идеалу.

Но Феофан всё же оставался человеком, высоко ценившим и, по возможности, отстаивавшим науку и просвещение. В лучших своих произведениях он выступает представителем критически-обличительного направления. Исходя из понятий современного ему научного рационализма и протестантской теологии, Феофан отрицательно относится к старым формам московской церковной и общественной жизни, которые считает особенно благоприятствующими процветанию невежества или показной псевдо-учёности, ханжества и суеверия; во имя выставленного им идеала просвещённого человека и сильного своим просвещением государства, он сатирически изображает современную ему русскую жизнь и в этом смысле может быть назван первым русским сатириком, первым представителем того направления, к которому впоследствии примкнули наши лучшие литературные силы.

Его влияние на знаменитого русского поэта Антиоха Кантемира, сатиры которого нередко являются только перифразом проповедей Феофана, было чрезвычайно сильно; не подлежит также сомнению и влияние его на В. Н. Татищева, автора первого капитального труда по русской истории, взгляды которого на русскую историю и современность вырабатывались, можно сказать, в школе Феофана.

Его сочинения на латинском языке изданы в XVIII веке в Кёнигсберге и Лейпциге Дамаскиным (Рудневым), Иакинфом (Карпинским), Давидом Нащинским и Самуилом (Миславским); некоторые переводились на русский язык. «Слова и Речи» изданы в 3-х частях (СПб., 1765).

Оценка

Протоиерей Георгий Флоровский: «Феофан Прокопович был человек жуткий. Даже в наружности его было что-то зловещее. Это был типический наемник и авантюрист, — таких ученых наемников тогда много бывало на Западе. Феофан кажется неискренним даже тогда, когда он поверяет свои заветные грезы, когда высказывает свои действительные взгляды. Он пишет всегда точно проданным пером. Во всем его душевном складе чувствуется нечестность. Вернее назвать его дельцом, не деятелем. Один из современных историков остроумно назвал его „агентом Петровской реформы“. Однако, Петру лично Феофан был верен и предан почти без лести, и в Реформу вложился весь с увлечением. И он принадлежал к тем немногим в рядах ближайших сотрудников Петра, кто действительно дорожил преобразованиями.» [4]

«Не было почти рода писательства, к которому не был бы причастен Феофан. Богослов, проповедник, канонист, юрист, историк, поэт совмещались в нём с разною степенью дарования, но, во всяком случае, в необыкновенном сочетании. Таких разносторонних и плодовитых талантов мало можно встретить среди наших деятелей XVIII века. Взятая в целом личность Феофана Прокоповича всегда останется одной из центральных фигур русской истории XVIII столетия.» [5]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *