Ф ницше что сделал

Фридрих Вильгельм Ницше

Фото Все

Ф ницше что сделал

Ф ницше что сделал

Ф ницше что сделал

Ф ницше что сделал

Видео Все

Ф ницше что сделал

Гении и злодеи. Фридрих Ницше. 2000

Ф ницше что сделал

Ф ницше что сделал

Фридрих Вильгельм Ницше

Фридрих Ницше — биография

Фридрих Ницше – не просто философ, но великий человек, который изменил мораль своих современников, перевернул представление людей об окружающем мире. О вопросах ницшеанства можно спорить долго, но имя философа осталось в веках. Помимо философских трудов, Ницше известен поэтическими и даже музыкальными произведениями собственного авторства.

Детство

В октябре 1844 года в семье немецкого священника родился болезненный мальчик, которого назвали Фридрихом. Священником был не только отец будущего философа, эта профессия была «семейной» – в церкви работали и дедушки мальчика. Вскоре у Фридриха появилась сестра, а за ней и младший брат. Младший ребенок умер в детстве, а сестра отличалась хорошим здоровьем и прожила долгую жизнь. С сестрой Фридрих всегда был особенно дружен, именно она во многом определила его отношение к женщинам.

Отец семейства умер очень рано и матери пришлось взять на себя заботу о старшем сыне и дочери. В 1858 году возмужавший Фридрих отправится в известную гимназию, где обучались дети самых влиятельных людей того времени.

Ф ницше что сделалФридрих Ницше в юности

В гимназии юноша увлекается литературой, он начинает писать, читает античных авторов. Но не только литература влекла юного гения – он решает всерьез заняться музыкой. В то время мальчик открыл для себя писателей-романтиков. В отрочестве он слушает композиции своего кумира – Вагнера. Юноша просто обожал музыку, даже создал несколько своих произведений.

Интересно, но играть на рояле Фридрих начал еще в шестилетнем возрасте. Уже в 10 мальчуган пробует создавать собственные произведения. До наших дней дошло всего лишь несколько сочинений великого философа (лирика для вокала, а также несколько пьес для фортепиано). Писал он и песни, которые также достаточно известны.

Затем Фридрих начинает изучать теологию и филологию, поступив в Боннский университет.

Отношения с другими учащимися у Фридриха складывались тяжело, его тяготил образ жизни обычного студента. У будущего философа уже начали формироваться его спорные взгляды на этику и мораль.

Новые мировоззренческие ориентиры Ницше пытался объяснить однокурсникам, но остался непонятым. Вскоре юноша переводится в другой университет, который располагался в Лейпциге. Рядом находился отчий дом будущего философа.

Ф ницше что сделалФридрих Ницше в молодости

Однажды на прогулке молодой человек зашел в лавку, где продавали старые книги. Среди старинных и пыльных фолиантов он отыскал одно из сочинений Артура Шопенгауэра. Книжка настолько восхитила Фридриха, что повлияла на его дальнейшие философские взгляды.

Во всем что касалось учебы философ делал блестящие успехи. Уже в 24 года его приглашают стать преподавателем в одном из швейцарских университетов. Впервые в истории преподавательское место попросили занять такого молодого ученого. Впрочем, учеба не привлекала Фридриха, хотя он и согласился на профессорскую карьеру.

Однако юный Фридрих не долго работал преподавателем. Когда он только начинал свою профессорскую карьеру, ему пришлось отказаться от прусского гражданства, поскольку его новое место работы находилось в Швейцарии. В 1870 году вспыхнула Франко-прусская война, в которой молодой ученый хотел принять участие. Швейцария, как обычно, осталась в стороне от конфликтов. Между тем молодой человек хотел попасть в гущу военных действий, но швейцарское правительство разрешило ему пойти лишь санитаром.

В течение всей жизни Фридрих имел плохое здоровье: он страдал головными болями, бессонницей. В тридцать лет мужчина практически ослеп, также у него был очень слабый желудок. Преподавательскую карьеру он закончил к 1879 году, после чего ему назначили пенсию. Молодой пенсионер смог сосредоточиться на создании философских произведений.

Философские труды

Свою философскую деятельность мастер начал с публикации небольших статей. Первая книга гениального автора вышла в 1872 году. Труд назывался «Рождение трагедии из духа музыки» и содержал 25 глав. В произведении исследователь пытается понять, что из себя представляет античная трагедия, а в последних главах рассуждает о творчестве Вагнера. Ницше был лично знаком с великим композитором. Два легендарных немецких деятеля даже дружили, пока Вагнер не решил стать христианином, чего Фридрих стерпеть не мог.

Путешествие Заратустры

Сказание о путешествии Заратустры, который все пытался отыскать сверхчеловека, сделало Фридриха известным. Интересно, что эта история родилась совершенно случайно. Ницше посетил Рим и познакомился с женщиной, которая станет его единственной любовью. Лу Саломе не только отличалась красотой, но и писала книги, имела успешную врачебную карьеру и занималась философией. В женщине Фридрих нашел великолепную слушательницу и был поражен ее умом. Он даже попытался предложить новой спутнице руку и сердце, но Саломе видела в философе только друга.

Ф ницше что сделал

Такое прекрасное начало отношений вскоре было разрушено крупной ссорой, и философы перестают общаться. Это стало отправной точкой для создания первой части нового философского шедевра. Фридрих описал свое представление об идеальном варианте дружбы. Остальные части выходят спустя несколько лет. Первые 40 экземпляров истории молодой ученый напечатал на собственные деньги.

Исследователи отмечали изменение тона повествования: от поэзии сюжет «перескакивал» к комичному и обратно. Произведение вышло не только необычным с повествовательной точки зрения, но и было ценным для философии как науки. Здесь впервые был упомянут термин «сверхчеловек», начинают четко проявляться идеи ницшеанства.

Сверхчеловек

Красной нитью через многие произведения философа проходит понятие «сверхчеловек», особенно ярок этот образ в истории о приключениях Заратустры. Заратустра находится в вечном поиске этого неведомого персонажа, который вот-вот должен прийти в мир. Пройдут десятилетия, пока Заратустра не почувствует прибытие своего героя. И тогда искатель испугается.

Ф ницше что сделал

Ницше представляет сверхчеловека как смысл земли, лучшего из представителей человеческого рода.

Воля к власти

По мнению Ницше, всему сущему в той или иной мере свойственно желание владеть и властвовать. Каждое живое создание стремится к силе.

Ф ницше что сделал

Смерть Бога

Среди общества клерикальной Европы услышать утверждение «Бог умер» было просто немыслимо. Между тем именно с этим утверждением Ницше вошел в мировую философию.

Ф ницше что сделалФридрих Ницше сочиняет музыку

Но и без «Бога» людям нового времени не было счастья – они чувствуют себя бездомными, словно осиротели. Старая мораль уже не может даровать современному человеку спокойствия (она мертва и безжизненна).

Философ выступал с резкой критикой христианства. Он считал, что фокус внимания в этой реалии сосредоточен не на реальной жизни, а на бытии загробном. Эта тематика всегда волновала автора, он даже напишет о своем видении проблемы книгу. В вопросе религии Ницше выступает нигилистом, напрочь отвергая все многовековые религиозные постулаты.

Личная жизнь

«Женский вопрос» как никогда остро стоял в середине и в конце XIX века, когда и жил Ницше. В исконно «мужской» мир начинают входить суфражистки, начинается борьба за женские права и всеобщая феминизация. Ницше к данному вопросу относился двояко, его мнение постоянно менялось.

В одной из своих книг Фридрих назовет всех женщин источником глупости. Однако в течение короткого времени философ будет выступать за феминизм. Вскоре его мнение поменяется на противоположное и автор встанет на сторону женоненавистников. Его взгляды во многом обусловлены отношениями с двумя главными женщинам в его судьбе – с родной сестрой и с Лу Саломе. Умная и проницательная Саломе была единственной возлюбленной Фридриха, в ней он видел идеальную собеседницу. Сведений об отношениях философа с другими женщинами просто нет. Личная жизнь Фридриха была большей частью ограничена его работой и исследованиями.

Ф ницше что сделалФридрих Ницше с Лу Саломе и Паулем Рэ

Не менее важны для биографии Фридриха отношения с младшей сестрой. Интересно, что именно Элизабет стала причиной ссоры брата и его возлюбленной Лу Саломе. Элизабет отличалась хорошим здоровьем, была красива. В будущем она возьмет на себя заботу о болезненном брате. Между братом и сестрой вскоре происходит разлад и произойдет он на фоне расовых разногласий.

Девушка вышла замуж за идеолога антисемитской организации и в будущем будет поддерживать нацистские идеи. В старости Элизабет встретится с Гитлером и очень позитивно отнесется к политическому курсу молодого фюрера. По словам Фридриха, именно идеология его сестры стала главной причиной конфликта. Философ критиковал свою сестру, не разделял ее радикальных взглядов.

Отношения между родственниками сгладились только в последние годы жизни философа. Он был стар, постоянно болел и ему требовался качественный уход. Элизабет пришла на помощь брату, взамен она получила права на все его литературные работы. Сестра великого философа взяла на себя смелость самостоятельно переработать многие работы брата, корректировала их. В результате изначальный смысл произведений Ницше был сильно искажен.

Ф ницше что сделалДом-музей Фридриха Ницше

После смерти брата Элизабет создает дом-музей, посвященный творчеству и жизни Фридриха. Музей трижды посетит молодой на тот момент Гитлер, который объявит дом философа центром идеологии нацистской Германии. Сестра Фридриха будет удостоена пожизненной пенсии за заслуги перед страной.

Смерть

Бросить писать философские произведения Ницше заставил душевный недуг. Его отец перед смертью страдал подобной болезнью. По одной из версий причиной припадка была неприятная сцена, свидетелем которой стал Фридрих. На его глазах стали жестко избивать лошадь. Среди других версий – лечение мигрени опасными веществами, плохая наследственность, опухоль в мозгу. Некоторые исследователи даже утверждали, что у философа был сифилис, который и стал причиной помутнения разума.

Ф ницше что сделалФридрих Ницше в психиатрической клинике

Прожил философ короткую жизнь – всего лишь 55 лет. Да и последние его годы были безрадостными – перед самой смертью он становится пациентом психиатрической клиники. Вскоре мать забрала его домой, но потом и она умерла. Из-за трагедии с Фридрихом происходит еще один приступ. Мужчина оказался парализован – он не мог двигаться и говорить.

Ф ницше что сделалПамятник Фридриху Ницше

В 1900 году великий философ умирает. Перед самой смертью Фридриха его труды внезапно обретают всемирную славу.

Произведения

Ссылки

Источник

Цитировать Фридриха Ницше — вовсе не значит понимать его. Но теперь ваша светская беседа спасена. Вот короткие разъяснения пяти ключевых идей философа: антихристианства, нигилизма, смерти Бога, сверхчеловека и воли к власти — и бонусом ответы на вопросы, можно ли считать Ницше нацистом и мизогином.

Долой христианство

Фридрих Ницше затрагивал проблемы религии во многих своих работах: «Веселая наука» (1881–1882), «Так говорил Заратустра» (1883–1885), «По ту сторону добра и зла» (1885–1886), «Антихрист» (1888). В своих трудах он критиковал христианство и церковь, утверждая, что «ни мораль, ни религия не соприкасаются в христианстве ни с какой точкой действительности». Христианская религия была для Ницше «лицемерным вероучением», а христиане — рабами, добровольно приносящими себя в жертву:

«Христианская вера есть с самого начала жертвоприношение: принесение в жертву всей свободы, всей гордости, всей самоуверенности духа и в то же время отдание самого себя в рабство, самопоношение, самокалечение».

Церковь философ считал лишь придатком государства («притом — самым лживым») и критиковал ее за попытки контролировать человека.

Ф ницше что сделал

Почему Ницше так категорично относился к религии и к христианству в частности?

Екатерина Элбакян, религиовед и доктор философских наук:

«Дело в том, что Ницше был иррационалистом. Основной категорией его философии была „жизнь“. А христианство, особенно в его протестантских разновидностях (Ницше был сыном лютеранского пастора), весьма рационально — столь же рационально выстроена и религиозная мораль. Ницше — сторонник мифа. Он воспевает „здоровые человеческие инстинкты“, в то время как христианство, по его мнению, религия рабов, которая формировала рабское сознание веками».

По мнению Ницше, христианская религия пришла на смену древнегреческому мифу — иррациональному, недоступному разумной доказательности, постичь который можно с помощью инстинктов. Религия же возникает вместе с рационализмом, олицетворением которого для Ницше был Сократ: именно этот древнегреческий философ внес в культуру морализирование.

Ницше считал, что религия — это следствие вырождения человечества и деградации его психической жизни.

А христианство — это утверждение ценностей низших слоев общества: опираясь на разум, они подавляли иррациональные элементы психики и укрепляли мораль, рациональность и науку. Тем самым они уничтожили культуру Греции, чьим фундаментом были инстинкты, и извратили здоровую волю человека к власти.

Нигилизм

Ницше противопоставлял инстинктивное и рациональное в форме антиномии жизни и морали: «Поскольку мы верим в мораль, мы осуждаем бытие». Этот конфликт (по существу, между нравственным идеалом и действительностью), вполне возможный в рамках индивидуального сознания, Ницше переносит на всю человеческую культуру.

В чем же решение? Если мы принимаем мораль низших слоев общества, полагал философ, то осуждаем все продуктивные, творческие формы жизни, создающие истинную культуру. Если же эту мораль мы не принимаем, то становимся на позиции нигилизма. Ницше определяет его так: «Что означает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос „зачем?“»

Екатерина Элбакян:

«Ницше предпочитает нигилистическое мировосприятие и отвергает общепризнанные ценности: веру, мораль, научность. Нигилизм, примененный к религии, ставит под сомнение все ценности существующего религиозного мировоззрения. А доведенный до крайности „радикальный“ нигилизм означает уничтожение, переоценку религиозных ценностей».

Ницше считал, что такая переоценка необходима, потому что современная христианская религия — симптом декаданса, то есть упадка и деградации жизни общества.

«Сильные люди», по мнению Ницше, стоят «по ту сторону добра и зла» — и не должны подчиняться общепризнанным нормам, требованиям морали и религиозным догматам.

«Мы атеисты и имморалисты, но мы поддерживаем религии стадного инстинкта: дело в том, что при помощи их подготовляется порода людей, которая когда-нибудь да попадет в наши руки, которая должна будет восхотеть нашей руки. Мы по ту сторону добра и зла — но мы требуем безусловного признания святыни стадной морали».

Смерть Бога

Самым знаменательным событием человеческой истории Фридрих Ницше считал «смерть Бога». В «Веселой науке» он в афористичной форме изложил идею смерти Творца, вкладывая в уста героя притчи — безумца — свое понимание этой идеи:

«Где Бог. Я хочу сказать вам это! Мы его убили — вы и я! Мы все его убийцы. Что сделали мы, оторвав эту землю от ее солнца. Не блуждаем ли мы в бесконечном Ничто. Бог умер. Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами — кто смоет с нас эту кровь?»

Философ считает, что «Бог задохнулся в богословии, нравственность — в морали» и что «понятие „Бог“ выдвинуто как противоположность понятию жизни — все в нем вредное, отравляющее, клеветническое…». Эти тезисы Ницше получили самые разные оценки в зависимости от мировоззрения комментаторов. Исследователь творчества Ницше К. А. Свасьян пишет по этому поводу:

«Нет сомнения, что для ортодоксального христианина речь здесь может идти лишь о безоговорочном атеизме, но, с другой стороны, трудно представить себе атеиста, который был бы способен безоговорочно принять такой атеизм. […]

Атеизм Ницше — не просвещенческая прихоть, ни того менее „научное“ убеждение, а своего рода непреложность измерительного прибора: стрелка сейсмографа, фиксирующая глубинную ситуацию эпохи, иначе — преступный диагноз, повлекший за собою наказание ничуть не повинного в нем диагноста. „Бог мертв“ — это значит: человек вступил наконец в пору совершеннолетия, то есть свободы и предоставленности самому себе…»

Впрочем, если Бог мертв, значит, когда-то он был жив. Более того, Ницше прямо говорил, что это было то самое священное, погибшее под ножами человечества.

Люди не оправдали божественных ожиданий и тем самым уничтожили саму идею Бога.

Тем не менее, живи Ницше сегодня, он вряд ли изменил бы свой взгляд на «смерть Бога». За 150 лет общество не продвинулось в сторону того, к чему на самом деле призывал немецкий философ.

Сверхчеловек

Говоря о смерти Бога, критикуя христианскую мораль за то, что ей должны подчиняться все, за то, что она обращается к несвободным, подавленным людям, считающим несвободу своим жизненным идеалом, Фридрих Ницше считал, что человек должен быть свободен. Он верил, что христианский идеал слабого человека нужно заменить идеалом Античности и эпохи Возрождения — это сильная и свободная творческая личность, не подчиняющаяся моральным нормам христианской религии:

«В понятие доброго человека включено все слабое, больное, неудачное, страдающее из-за самого себя, все, что должно погибнуть, — нарушен закон отбора, сделан идеал из противоречия человеку гордому и удачному, утверждающему, уверенному в будущем и обеспечивающему это будущее — он называется отныне злым…»

Не всем эта концепция пришлась по душе. В 1899 году философ Владимир Соловьев выразил сожаление, что идеи Ницше влияют на русских юношей. Его тревожило, что молодые люди увлечены идеей превосходства одних людей над другими и придания себе исключительного значения.

Нападки Ницше на христианство имели широкий резонанс в западной культуре. Его учение о нигилизме и переоценке ценностей отразило кризис общественного сознания, в том числе религиозного, в Западной Европе.

Воля к власти

В «Воле к власти» говорится, что людьми движет воля к власти. Амбиции человека, его желание всегда и везде побеждать, быть лучшим во всем — вот его главная движущая сила:

«Живое существо прежде всего стремится показать свою силу — сама жизнь и есть стремление к власти».

Но в современной психологии понятия «воля к власти» не существует. Оно употребляется скорее в философском значении или как метафора каких-то внутренних процессов в психике человека.

Дмитрий Лобачев, психоаналитик, преподаватель философии:

«У нас нет единственно верного понимания, что „волей к власти“ хотел сказать сам Ницше или, например, его идейный предшественник (по крайней мере, поначалу) Шопенгауэр. Труды Ницше и Шопенгауэра вообще очень сложны для изучения. Люди обычно говорят, что читали их, сыпят цитатами, как Раст Коул из „Настоящего детектива“, но на поверку оказывается, что они сводят их философию к 3–4 предложениям — зачастую к тем, которые оправдывают их собственные неудачи, пессимизм или банальную социальную неприспособленность.

Австрийский психоаналитик Альфред Адлер говорил о том, что человеком движет воля к власти. Эту волю он противопоставлял фрейдовскому либидо, и это была одна из основных, но не единственная, конечно, причина их расхождений. Однако адлеровская воля к власти не тождественна ницшеанской (откуда он, собственно, ее позаимствовал), она носит на себе отпечаток психолога (Адлера) и его собственных воззрений.

Если все же пытаться как-то определять волю к власти, то речь идет скорее о метафизическом принципе, о такой силе, на которой держится наша вселенная. Ницше вскрывает эту „вселенскую механику“, как и подобает любому великому философу, как врач делает вскрытые: препарируя мораль, религию, историю, само понятие человека, со временем он приходит к двум важнейшим концептам своей философии: воле к власти (как развитие идеи о сверхчеловеке) и идее вечного возвращения».

Речь идет не только о личном желании человека чем-то обладать, речь идет о другом, античном чувстве: желании обладать — но не только ради себя самого (Ницше не свойственен столь вульгарный нарциссизм, в отличие от его последователей сегодня), но для некоего «большого дела». Цезарь, Октавиан, Помпей — они хотели власти не только ради своих амбиций, но потому, что полагали, что сделают этот мир (в их случае римский мир) лучше и прочнее.

Вообще, воля к власти есть у всех нас. Просто каждый, очевидно, в силу своего невроза реализует ее по-своему. Невротик будет добиваться этого с помощью накопления капитала — будь то материальный или моральный; истерик будет скорее манипулировать отношениями, пытаясь стать единственным и незаменимым.

С точки зрения бизнеса, амбиции человека, его воля, страсть к достижению большего — это, пожалуй, прекрасные качества. О них рассказывают на модных тренингах и коуч-сессиях. В семейных отношениях, когда кто-то в паре начинает доминировать над другим (без согласия другого человека) или, скажем, ставит свои желания и амбиции выше потребностей другого человека, это выглядит как минимум некрасиво.

Едва ли можно сказать, что воля к власти является чем-то патологическим или таким, от чего следует избавлять человека.

Лечить от воли к власти — это все равно, что лечить от гравитации или силы притяжения. Можно бороться с ней, и есть люди, спортсмены, например, которые на доли секунды могут нарушить законы физики, скажем, прыгнув выше всех или сделав нечто сложное со своим телом. Но вопрос в другом: нужно ли это делать в повседневной жизни?

«Воля к власти, если мы ее понимаем как „ницшеанцы“, а не его оголтелые критики, является просто механизмом, силой, которая есть. Ее нужно уметь контролировать, понимать, как и собственно, все свое бессознательное. Однако „лечить“ или „избавляться“ от нее — очень плохая идея.

Вопрос в том, чтобы иметь возможность знать себя достаточно хорошо, чтобы понимать причину своих желаний, не отказываться от них. Иначе — тут Ницше был бы солидарен — они все равно возьмут свое, рано или поздно, однако последствия могут быть куда более сложными».

Ницше — профеминист?

Отношение Ницше к женщинам было противоречивым. В 1882 году он встретил Лу Саломе (уроженку Петербурга). Она покорила его своим умом и обаянием, но на предложение руки и сердца ответила отказом. Отношения философа с сестрой и вовсе были весьма натянутыми из-за ее антисемитских взглядов. Все это наложило свой отпечаток на мировоззрение Ницше. В его работах есть такие высказывания:

Прочитав их, хочется сделать однозначный вывод, что Ницше мизогин и антифеминист. Как можно думать по-другому?

Анастасия Бабаш, философиня из Университета Тарту (Эстония) и ведущая телеграм-канала «Настя про философию»:

«В современной феминистической философии можно встретить прямо противоположные прочтения Ницше. Кто-то называет его сексистом, мизогином и антифеминистом, цитируя его многочисленные высказывания в про женщин в его работах, а кто-то, наоборот, уверяет в его профеминистической позиции, ссылаясь на факты биографии. Эти жаркие споры между двумя сторонами (а также количество книг и статей на эту тему) лишь показывают, что изучение творчества Ницше важно для современной феминистической философии и привносит что-то новое в это направление (как и взгляды феминисток на его работы дополняют классические интерпретации)».

Однако у Ницше был дерзкий, ироничный и метафорический стиль — должны ли мы понимать приведенные выше цитаты буквально или, наоборот, за ними кроется его критика популярных тогда патриархальных взглядов?

Может быть, Ницше в этих цитатах выражает не свои взгляды, а скорее озвучивает распространенное тогда отношение к женщинам и критикует его?

Как пишут некоторые авторы, становясь на защиту философа: важно не то, что говорил Ницше, а как он это говорил.

Но давайте обратимся к его биографии:

Отрицание авторитетов, жесткая критика современной ему морали и общества, отказ от следования правилам — феминистическая философия сегодня может найти в этом какие-то основы для своей теории.

Анастасия Бабаш:

«Здесь важно не вешать на Ницше ярлык мизогина и сексиста и кэнселить его, вырывая самые противоречивые высказывания из текстов и не особо разбираясь ни в фактах его биографии, ни в контексте эпохи. Истина где-то посередине: работы Ницше, его критика морали и общества могут быть полезны для современной феминистической философии и поэтому их полезно читать, интерпретировать и спорить с ними».

И все же, как пишут Келли Оливер и Мерилин Пирселл в своем вступлении к сборнику про феминистические прочтения Ницше: «хотя Ницше бросает вызов традиционным иерархиям ума и тела, рационального и иррационального, природы и культуры, истины и вымысла — тем иерархиям, которые унижали и исключали женщин из общественной жизни, — его высказывания о женщинах и использование им женских и материнских метафор мешают просто провозгласить Ницше поборником феминизма».

Правда ли, что Ницше антисемит?

Сам Ницше, будучи немецким философом, к немцам себя не относил. Он с гордостью писал о своих польских корнях: «Мои предки были польскими дворянами (Ницкие). Я чистокровный польский дворянин, без единой капли грязной крови, конечно, без немецкой крови». И даже заявлял, что «Германия великая нация лишь потому, что в жилах ее народа течет столь много польской крови… Я горжусь своим польским происхождением». Правда, ученые польское происхождение философа оспаривают.

А вот против евреев Ницше не выступал. Более того, именно антисемитизм сестры и ее мужа стал поводом для ссор между родственниками. Многие исследователи вообще считают, что именно сестра Ницше ответственна за то, что труды ее брата расценивают как руководство для нацистов.

Анна Кигай, философиня, лектор умного лагеря «Марабу» и проекта «Шатология»:

«Элизабет, сестра Фридриха, в 1930 году встала на сторону нацистов. Ее брат умер еще в 1900 году, и женщина решила этим воспользоваться. Она совершила литературный подлог: собрала черновики брата, отредактировала их в том ключе, в котором хотела видеть сама, и издала книгу под названием „Воля к власти“».

Это помогло Элизабет добиться внимания фюрера. Она открыла музей-архив Ницше, который трижды посещал Адольф Гитлер. Он назначил ей пожизненную пенсию за заслуги перед отечеством, а музей объявил центром своей идеологии.

«Воля к власти» — текст, наиболее близкий к нацистским размышлениям. Но важно помнить, что Элизабет изменила в книге многое, и мы не знаем, как выглядели записи ее брата до редактирования. Поэтому не стоит проводить связь между Ницше и Третьим рейхом.

Анна Кигай:

«Нацизм стал неожиданностью для всей европейской цивилизации и произвел шокирующий эффект на общество. В то время труды любого известного философа, того же Канта или Хайдеггера (жившего как раз в тот период), обвиняли в нацизме. Но эти обвинения не говорят о том, что в работах этих философов действительно были заложены ростки нацистских идей».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *