Ф м ртищев что сделал

Первый русский просветитель Федор Ртищев

Влияние этого боярина на современников было настолько велико, что практически сразу после смерти Федора Михайловича Ртищева сочинили его житие. Это исключительный случай, ведь персонажами агиографии могли стать лишь канонизированные святые и духовные лица. Историк В.О. Ключевский в работе над биографией Ртищева сравнил его с маяком, который «из своей исторической дали не перестанет светить, подобно маякам среди ночной мглы, освещая нам путь». Поборник просвещения, меценат и благотворитель Ртищев создал предтечу Славяно-греко-латинской академии, а члены названного его именем братства внесли значительный вклад в развитие общественной и богословской мысли XVII века.

Федор Михайлович Ртищев был выходцем из знатного боярского рода, а потому, в соответствии с сохранившейся тогда системой местничества (обладания государственными должностями по родовитости фамилии), после воцарения Алексея Михайловича в 1645 году, молодого человека пригласили занять должность при царском дворе. Карьерная лестница тогдашней политической элиты начиналась с места стряпчего – придворного, в обязанности которого входило распоряжение царским столом и прочими мелкими поручениями. Так, стряпчий с ключом исполнял должность дворцового эконома. Кстати, стряпчие должны были приносить специальную присягу, в которой клялись в царскую стряпню и личные вещи «никакого зелья и коренья лихого не положити». Следующей ступенью была должность постельничего, который, как следует из названия, ведал царской спальней, включавшей в себя и «постельную казну» государя (иконы, кресты, золотую и серебряную посуду, царские облачения), а также шитье одежды и белья. Вершиной карьеры в случае Ртищева стало место окольничего – чиновника, работавшего в тогдашних министерствах-приказах или занимавшегося дипломатической службой.

Ф м ртищев что сделал

Заседание Боярской думы

Федор Михайлович Ртищев был близким другом и любимцем царя Алексея Михайловича, а потому смог попробовать свои таланты и умения в самых разных сферах государственной службы. Еще в молодости он был членом «Кружка ревнителей благочестия», в заседаниях которого участвовал и сам царь, и будущие непримиримые враги Никон и протопоп Аввакум. Цель «ревнителей» заключалась в укреплении авторитета церкви, сильно пошатнувшегося в годы Смуты и последующих лет. По сути реформаторское направление в православии, своими требованиями во многом было схоже с поборниками чистоты веры – пуританами. Искоренение различных языческих празднований и суеверий, улучшение нравственности духовенства, борьба против небрежности в богослужении, в частности введение единогласия, исправление церковных книг и восстановление проповеди – вот те рекомендации, которые выдвинули члены кружка. Активный участник заседаний Никон, вступив на патриарший престол, стал проводить в жизнь предлагаемые преобразования, однако, наметившийся еще до реформ раскол в среде «ревнителей» только усугубился.

Ртищев был весьма образованным и эрудированным человеком, воплощением идеала государственного деятеля и благотворителя. В 1650 году он открыл за городом больницу для бедных, в которой под присмотром лекарей находились 13-15 неимущих человек. Когда в конце века здание больницы сгорело, почитатели Ртищева выстроили новый дом, который функционировал даже в петровскую эпоху под именем «Больницы Федора Ртищева». Туда принимали неизлечимо больных, стариков, слепых и содержали на добровольные пожертвования горожан и меценатов. Во время русско-польской войны 1654-1667 годов Ртищев помогал в своей повозке госпитализировать больных и раненых. Отметим, что на все эти заботы боярин тратил исключительно собственные средства. Так, на выкуп русских пленных из турецкой неволи он пожертвовал 1000 рублей серебром. Еще одним ярким его поступком стала помощь жителям Вологды, сильно пострадавшей от разразившегося голода. Ртищев послал вологодскому архиепископу Симону 200 мер хлеба, 900 рублей серебром и 100 золотом – деньги, вырученные от продажи собственного имущества боярина, включая одежду и утварь.

Ф м ртищев что сделал

Русско-польская война 1654-1667 годов

Пожалуй, главным достижением Федора Михайловича Ртищева можно считать основанный им Андреевский монастырь, задуманный не только как духовный центр, но и как центр образовательный. В 1648 году у подножия Воробьевых гор, на месте древней деревянной церкви Андрея Стратилата, на собственные средства боярина была сооружена церковь Преображения Господня, которую впоследствии преобразовали в монастырь, названный в честь апостола Андрея Первозванного. В подписанном Ртищевым указе говорилось о создании «училищного монастыря для распространения свободных мудростей», «ими же возмощи бы обрести разум, свет души словесныя». Так, проект можно было бы назвать попыткой создания первого в России высшего учебного заведения. В качестве преподавателей были приглашены наиболее ученые монахи Киево-Печерского и других монастырей, всего 30 человек «в житии и чине и во чтении и пении церковном и келейном правиле изрядных». Одним из столпов нового образовательного центра был богослов и философ Епифаний Славинецкий – активный участник никоновской «книжной справы» (исправления богослужебных книг по греческим образцам), который для церковной власти был своего рода живой академией православных наук. Авторитетный ученый муж берется за новый перевод Библии, который выходит в свет в 1663 году, спустя более 80 лет с момента появления первой печатной версии Священного Писания.

Ф м ртищев что сделал

Основной образовательной направленностью Андреевского училищного монастыря стала подготовка ученых-богословов и переводчиков сакральных текстов. Ученики изучали грамматику, риторику, философию, греческий и латинский языки. Обязанный нести днем службу при царском дворе, Ртищев проводил вечера и ночи в Пленицах у Воробьевых гор, занимаясь вместе с другими слушателями изучением греческой грамматики под руководством киевских старцев, а затем участвуя в жарких спорах с учеными богословами о соотношении веры и знания. Отметим, что в ходе этих научных дебатов русская религиозная мысль пребывала в контексте общеевропейского реформационного движения за обновление церковных канонов и догматов. Как писал об этом времени Ключевский, «Россия впервые ставится лицом к лицу с Западной Европой». Авторитет Андреевских ученых был настолько высок, что именно сюда отправляют на «перевоспитание» отколовшихся от официальной русской церкви протопопа Аввакума и его сторонников. Когда один из членов «Кружка ревнителей благочестия» митрополит Никон стал патриархом, он пригласил ученых монахов Андреевского монастыря, которые должны были заниматься книжными исправлениями. В Чудове монастыре была организована греко-латинская школа, руководителем которой был назначен один из наиболее видных Андреевских философов Славинецкий. После падения Никона чудовская школа закрылась, да и «ртищевское братство», как называли монахов современники, распалось.

Ф м ртищев что сделал

Патриарх Никон в годы проведения церковной реформы

Источник

Ртищев Федор Михайлович – основоположник русской благотворительности

Ф м ртищев что сделал

Век XVII предстает перед нашим мысленным взором как одно из самых страшных и тяжелых столетий в русской истории. Он вместил в себя период Смуты, когда все убивали и грабили, и невозможно было разобраться, где свой, где чужой, и Соляной бунт, и Медный бунт, и войны, и голод, и эпидемии. Но даже в такое мрачное время рождаются люди с удивительно светлой душой, готовые всю свою жизнь посвятить служению ближним. Один из них – Федор Михайлович Ртищев.

Ф м ртищев что сделал

Молодые годы

Федор Ртищев происходил из обрусевшего татарского рода. Когда-то золотоордынец Аслан-Челеби-Мурза прибыл к Дмитрию Донскому с поручением от своего хана, да так и остался на Руси. Решил он не возвращаться в Орду. Принял крещение и породнился с русскими. Один из его потомков получил прозвище Ртище за крупный рот. Прозвище переросло в фамилию и закрепилось за всей семьей.

Прошло время, в 1626 году родился Федор Ртищев. Отец и мать его имели дворянское звание, которое тогда не очень ценилось – гораздо более «престижным» считался боярский чин.

Федор с отцом попали на военную службу к царю, обоим было назначено жалование и выделены земли. На царской службе младшего Ртищева вскоре приметили, юноша проявлял смекалку и верность. Его взяли во дворец на должность постельничего. Эта должность была очень почетна, так как позволяла практически неотлучно находиться при царском семействе, без просьб заходить в личные покои.

Жизнь, полная любви к ближним

Ф. М. Ртищев был занят не только государевой службой, хотя и ее он выполнял безупречно: государь из благодарности к верному слуге предложил Федору звание боярина. Тот – неслыханное дело! – отказался. И без почетного титула он был готов приносить царю и отечеству всю пользу, какую мог.

Федор Михайлович побывал главой нескольких приказов, затем получил должность окольничего (это был думный чин и важная должность в Боярской думе – видимо, по необходимости Ртищеву пришлось все же принять впоследствии боярское звание). Он выступал в качестве посла, выполняя важные поручения Алексея Михайловича. Однажды он получил задание провести переговоры с поляками так, чтобы те согласились прибавить к титулованию русского государя слова «и Малыя, и Белыя России», тем самым признав его права на украинские и белорусские земли. Федору Михайловичу удалось блестяще завершить переговоры, и поляки добавили требуемые слова к титулу!

Участвуя в военных походах Алексея Михайловича, Ртищев с горечью убеждался в том, что даже самые громкие победы приносят немало трагедий: на поле боя оставались убитые и раненые в огромном количестве. Он стал собирать раненых, усаживать в свои повозки и отправлять по домам на лечение, а у кого не было дома – в Москву. Сам Федор Михайлович страдал от какого-то заболевания, мешавшего ему свободно передвигаться и запрыгивать на лошадь, но при этом всегда при необходимости уступал свою коляску раненым, а сам ехал верхом.

С именем Ртищева связаны сведения о первых благотворительных учреждениях на Руси. Знатный дворянин создает на собственные средства сеть больниц и приютов в Москве и за ее окраинами, собирает нищих и больных. Тех, кто мог работать, приспосабливает к ремеслам, безнадежно больных оставляет на своем попечении.

Во время страшного голода в Вологде Ртищев по своей инициативе и на свои деньги отправляет в город подводы с продовольствием.

В биографии Федора Михайловича есть еще одна очень светлая страница, связанная с основанием Спасо-Преображенского (по другим сведениям, Андреевского) монастыря близ Москвы. В юные годы ему недолго довелось пожить отшельником, и вот на месте своего пребывания в «отшельническом сане» Ртищев строит монастырь, но этим не ограничивается. Он приглашает в этот духовный центр 30 ученых священнослужителей, которые начинают переводить на русский язык греческие книги. Они же обучают на безвозмездной основе всех желающих латыни, греческому языку и славянской грамоте. На основе этого монастыря возникла впоследствии Славяно-Греко-Латинская академия.

Лишь один раз оступился Федор Михайлович за время своей верной службы Отечеству, да и то он был ведом не идеей собственного обогащения, а мыслями о попытках справиться с финансово-экономическим кризисом в стране и повальной бедностью. Это была история с Медным бунтом. В источниках есть сведения, что идея выпускать медную монету, приравненную по стоимости к серебряной, принадлежит Ртищеву. Известно, что затея оказалась провальной и привела к еще большему обнищанию населения, и в результате разгорелся Медный бунт.

После окончания бунта Федор Михайлович, спасенный царем от разъяренной толпы, состоял при дворе воспитателем царевича, больше не занимая никакие должности. А после смерти царевича стал болеть. Федор Михайлович преждевременно скончался в возрасте 47 лет. Перед тем как уйти в мир иной, он отпустил на волю своих крепостных, а с теми, которых передавал в наследство дочери, велел зятю обходиться с любовью, по-отечески.

В памяти народа остался светлый образ Федора Михайловича Ртищева – первого благотворителя на Руси. Его почитали столь высоко, что сразу после смерти было составлено его «житие» – а это допускалось церковными правилами лишь для святых и удаленных от мира. Федор Михайлович был одним из самых лучших людей своего времени.

Источник

Первый русский просветитель Федор Ртищев

Влияние этого боярина на современников было настолько велико, что практически сразу после смерти Федора Михайловича Ртищева сочинили его житие. Это исключительный случай, ведь персонажами агиографии могли стать лишь канонизированные святые и духовные лица. Историк В.О. Ключевский в работе над биографией Ртищева сравнил его с маяком, который «из своей исторической дали не перестанет светить, подобно маякам среди ночной мглы, освещая нам путь». Поборник просвещения, меценат и благотворитель Ртищев создал предтечу Славяно-греко-латинской академии, а члены названного его именем братства внесли значительный вклад в развитие общественной и богословской мысли XVII века.

Федор Михайлович Ртищев был выходцем из знатного боярского рода, а потому, в соответствии с сохранившейся тогда системой местничества (обладания государственными должностями по родовитости фамилии), после воцарения Алексея Михайловича в 1645 году, молодого человека пригласили занять должность при царском дворе. Карьерная лестница тогдашней политической элиты начиналась с места стряпчего — придворного, в обязанности которого входило распоряжение царским столом и прочими мелкими поручениями. Так, стряпчий с ключом исполнял должность дворцового эконома. Кстати, стряпчие должны были приносить специальную присягу, в которой клялись в царскую стряпню и личные вещи «никакого зелья и коренья лихого не положити». Следующей ступенью была должность постельничего, который, как следует из названия, ведал царской спальней, включавшей в себя и «постельную казну» государя (иконы, кресты, золотую и серебряную посуду, царские облачения), а также шитье одежды и белья. Вершиной карьеры в случае Ртищева стало место окольничего — чиновника, работавшего в тогдашних министерствах-приказах или занимавшегося дипломатической службой.

Ф м ртищев что сделал
Заседание Боярской думы

Федор Михайлович Ртищев был близким другом и любимцем царя Алексея Михайловича, а потому смог попробовать свои таланты и умения в самых разных сферах государственной службы. Еще в молодости он был членом «Кружка ревнителей благочестия», в заседаниях которого участвовал и сам царь, и будущие непримиримые враги Никон и протопоп Аввакум. Цель «ревнителей» заключалась в укреплении авторитета церкви, сильно пошатнувшегося в годы Смуты и последующих лет. По сути реформаторское направление в православии, своими требованиями во многом было схоже с поборниками чистоты веры — пуританами. Искоренение различных языческих празднований и суеверий, улучшение нравственности духовенства, борьба против небрежности в богослужении, в частности введение единогласия, исправление церковных книг и восстановление проповеди — вот те рекомендации, которые выдвинули члены кружка. Активный участник заседаний Никон, вступив на патриарший престол, стал проводить в жизнь предлагаемые преобразования, однако, наметившийся еще до реформ раскол в среде «ревнителей» только усугубился.

Ртищев был весьма образованным и эрудированным человеком, воплощением идеала государственного деятеля и благотворителя. В 1650 году он открыл за городом больницу для бедных, в которой под присмотром лекарей находились 13−15 неимущих человек. Когда в конце века здание больницы сгорело, почитатели Ртищева выстроили новый дом, который функционировал даже в петровскую эпоху под именем «Больницы Федора Ртищева». Туда принимали неизлечимо больных, стариков, слепых и содержали на добровольные пожертвования горожан и меценатов. Во время русско-польской войны 1654−1667 годов Ртищев помогал в своей повозке госпитализировать больных и раненых. Отметим, что на все эти заботы боярин тратил исключительно собственные средства. Так, на выкуп русских пленных из турецкой неволи он пожертвовал 1000 рублей серебром. Еще одним ярким его поступком стала помощь жителям Вологды, сильно пострадавшей от разразившегося голода. Ртищев послал вологодскому архиепископу Симону 200 мер хлеба, 900 рублей серебром и 100 золотом — деньги, вырученные от продажи собственного имущества боярина, включая одежду и утварь.

Ф м ртищев что сделал
Русско-польская война 1654−1667 годов

Пожалуй, главным достижением Федора Михайловича Ртищева можно считать основанный им Андреевский монастырь, задуманный не только как духовный центр, но и как центр образовательный. В 1648 году у подножия Воробьевых гор, на месте древней деревянной церкви Андрея Стратилата, на собственные средства боярина была сооружена церковь Преображения Господня, которую впоследствии преобразовали в монастырь, названный в честь апостола Андрея Первозванного.

В подписанном Ртищевым указе говорилось о создании «училищного монастыря для распространения свободных мудростей», «ими же возмощи бы обрести разум, свет души словесныя». Так, проект можно было бы назвать попыткой создания первого в России высшего учебного заведения. В качестве преподавателей были приглашены наиболее ученые монахи Киево-Печерского и других монастырей, всего 30 человек «в житии и чине и во чтении и пении церковном и келейном правиле изрядных». Одним из столпов нового образовательного центра был богослов и философ Епифаний Славинецкий — активный участник никоновской «книжной справы» (исправления богослужебных книг по греческим образцам), который для церковной власти был своего рода живой академией православных наук. Авторитетный ученый муж берется за новый перевод Библии, который выходит в свет в 1663 году, спустя более 80 лет с момента появления первой печатной версии Священного Писания.

Ф м ртищев что сделал
Андреевский монастырь

Основной образовательной направленностью Андреевского училищного монастыря стала подготовка ученых-богословов и переводчиков сакральных текстов. Ученики изучали грамматику, риторику, философию, греческий и латинский языки. Обязанный нести днем службу при царском дворе, Ртищев проводил вечера и ночи в Пленицах у Воробьевых гор, занимаясь вместе с другими слушателями изучением греческой грамматики под руководством киевских старцев, а затем участвуя в жарких спорах с учеными богословами о соотношении веры и знания. Отметим, что в ходе этих научных дебатов русская религиозная мысль пребывала в контексте общеевропейского реформационного движения за обновление церковных канонов и догматов.

Как писал об этом времени Ключевский, «Россия впервые ставится лицом к лицу с Западной Европой». Авторитет Андреевских ученых был настолько высок, что именно сюда отправляют на «перевоспитание» отколовшихся от официальной русской церкви протопопа Аввакума и его сторонников. Когда один из членов «Кружка ревнителей благочестия» митрополит Никон стал патриархом, он пригласил ученых монахов Андреевского монастыря, которые должны были заниматься книжными исправлениями. В Чудове монастыре была организована греко-латинская школа, руководителем которой был назначен один из наиболее видных Андреевских философов Славинецкий. После падения Никона чудовская школа закрылась, да и «ртищевское братство», как называли монахов современники, распалось.

Ф м ртищев что сделал
Патриарх Никон в годы проведения церковной реформы

Влияние идей Ртищева на современников оказалось настолько велико, что практически сразу после смерти боярина появилось «Житие милостивого мужа Федора, званием Ртищева» — весьма редкий случай, ведь в агиографическом жанре в основном сочинялись жизнеописания иерархов церкви, а также канонизированных исторических лиц. Историк В. О. Ключевский в своей знаменитой биографии боярина под названием «Добрые люди Древней Руси» именует Ртищева «евангельским человеком»: «Из всего нравственного запаса, почерпнутого древней Русью из христианства, он воспитал в себе наиболее трудную и наиболее сродную древнерусскому человеку доблесть — смиренномудрие. Царь Алексей, выросший вместе с Ртищевым, разумеется, не мог не привязаться к такому человеку. Своим влиянием царского любимца Ртищев пользовался, чтобы быть миротворцем при дворе, устранять вражды и столкновения, сдерживать сильных и заносчивых или неуступчивых людей. Такая трудная роль тем легче удавалась Ртищеву, что он умел говорить правду без обиды, никому ни колол глаза личным превосходством, был совершенно чужд родословного и личного тщеславия».

Источник

Благотоврительность в России. Федор Ртищев

Благотворитель Федор Михайлович Ртищев – фигура при царском дворе очень странная, редкая, если не сказать случайная. Уж очень он отличался от остальных, как нравственной наклонностью, так и устроением духа.

Благотворитель был воплощением того типа русского благочестия, который присущ простому благочестивому мирянину. Ртищев стал единственным из числа мирян того времени, о ком почти сразу после смерти было составлено «Житие».

В народе его почитали за святого, при дворе – талантливым дипломатом и ученым мужем, среди знати – зловредителем, порушившим старую веру, на которого совершалось не одно покушение.

Но прославился Федор Михайлович не столько государственными делами и высокими почестями при дворе, сколько бескорыстием, нищелюбием, смиренностью, незлобивостью. Федор Михайлович был благотворителем и родоначальником просвещения.

На памятнике «Тысячелетие России» Федор Михайлович Ртищев стоит в числе просветителей земли русской между патриархом Никоном и святителем Димитрием Ростовским. Родословная первого благотворителя начинается в четырнадцатом веке в монголо-татарской Золотой Орде.

Ф.М. Ртищев между патр. Никоном (слева) и святителем Димитрием Ростовским
Однажды к князю Дмитрию Донскому отправился некто Аслан-Челеби-Мурзы, да так и остался при русском князе, приняв веру православную с новым именем Прокопий.

Сын Его, Лев Прокопьевич, по прозвищу Широкий Рот (Ртище), основал новую фамилию, лучшим из которой стал Федор Михайлович Ртищев.

Федор Большой родился шестнадцатого апреля 1626 года, на три года раньшеАлексея Михайловича, с которым они потом сдружились и будущий благотворитель быстро стал входить в ближний царский круг. Но на царский двор все-таки попадает не каждый дворянин.

У Ртищевых были при дворе «большие» родственные связи : племянник отца Ртищева, Богдан Матвеевич Хитрово, еще при Михаиле Федоровиче служил царю и продвигал к царскому трону своего любимого дядю. Потом эти связи только укреплялись.

Ртищевы породнились с Борисом Морозовым, а значит, и с царём Алексеем Михайловичем, потому что тот и другой были женаты на сестрах Милославских. В пятнадцать лет Федор Михайлович Ртищев зачисляется на военную службу, ему назначается земельное и денежное жалование и он становится городским дворянином.

В 1645 году вместе с отцом и братом они служат в Туле, охраняя русские земли от набегов крымских татар. Но вскоре после смерти первого Романова, Ртищевых призывают на царскую службу во дворец.

Отец принимает должность, на которой до этого был его племянник Хитрово, ушедший на повышение, а сын, Федор Ртищев, становится подчиненным своего отца. Ему всего девятнадцать. Через год он женится на Ксении Зубовой, за которой получает хорошее приданое – вотчину в Кинешемском районе.

Карьеру при дворе Федор Михайлович делает стремительно: через год он уже эконом, через четыре – постельничий, т.е. руководитель ближнего двора, еще через четыре Алексей Михайлович берет его с собой в Литовский поход на войну с поляками, доверяя ему самые сложные дела.

Но сделать это было нелегко, учитывая соперничество между Швецией, Польшей и Россией. Жизнь русского посла Ртищева была в опасности, его взяли в плен как соглядатая, от него долго не было вестей, царь волновался.

Наконец, через несколько месяцев Федор Михайлович вернулся в царскую ставку и сообщил об успешном выполнении своей посольской миссии. Это означало, что поляки признавали за русским царем земли Малороссии и Белоруссии, что было большой дипломатической победой. В Москву царь въезжал на белом коне, по правую руку от него въезжал Федор Михайлович Ртищев.

Федора Михайловича очень любили в Малороссии и даже хотели сделать его гетмано. Он много делал для укрепления политических и культурных связей с Украиной. Любили его за добросердечие и миротворчество, за умение ладить с людьми и находить общий язык с любым.

Такое отношение позволило ему пригласить в Москву из разных монастырей Малороссии группу монахов, составившую костяк «ученого братства», благодаря чему впервые на русской земле появилось училище при монастыре, созданное на собственные деньги Федора Михайловича Ртищева.

Монастырь находился на том месте, где когда-то молодой Федор жил отшельником, а потом решил на этом месте воздвигнуть обитель – Андреевский монастырь. Монастырь возводился за счет государственной казны, а училище – из средств Федора Михайловича. Теперь в Андреевском монастыре Синодальная библиотека МДА.

Ученых монахов рекомендовал еще во времена Михаила Федоровича сам Петр Могила, а направил их другой святитель Малороссии Сильвестр. Это были лучшие умы, которым на Руси не было равных. Епифаний Славинецкий, ученейший муж, величайший труженик и подвижник, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкой.

В училище могли заниматься дети разных сословий, которые становились потом переводчиками. При училище была создана библиотека Оно стало основой созданной Академии славяно-греко-латинской, прообраза Московской Духовной Академии.

Вокруг училища сложился кружок благочестия, в котором обсуждались вопросы церковной жизни и ее реформы. В него входили будущий патриарх Никон, Неронов, священник одного из московских храмов, Федор Михайлович Ртищев, Вонифатьев, духовник Алексея Михайловича. Позднее к ним присоединился Аввакум.

Попечением Ртищева было введено единогласие, многогласие было запрещено (многогласие – это сокращение церковной службы за счет одновременного пения, чтения и отправления нескольких чинопоследований). Он выписал из Киева хор, который ввел многоголосное партесное пение, в храмах была введена проповедь, которую священники не умели говорить и никогда не практиковали. Обсуждалась и книжная справа,

Но самым главным для Федора Михайловича стала не государственная служба, на поприще которой он многого достиг, а то, что он имел возможность помогать другим, кому было тяжело, кто недоедал, бедствовал и нуждался в помощи. Он был благотворитель по духу, страсти и возможностям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *