Ф лагарп что сделал
Беглова Наталья Спартаковна
Его родовая фамилия была de la Harpe. Правильная русская транскрипция должна была бы быть «де ля Арп» (в переводе попросту «арфа»). Поскольку в те времена чётких правил не было, то, по традиции (ныне устаревшей), латинская буква “h”(«аш”) превратилась в русскую букву «г». Произошла Французская революция — и Фредерик-Сезар доблестно отбросил частицу «de», свидетельствовавшую о его порочной принадлежности к дворянскому сословию. Таким образом, фамилия из «de la Harpe» (де ля Арп) превратилась в «La Harpe». Правильно по-русски она должна была бы писаться Ля-Арп. Но вместо принципа транскрипции возобладал принцип транслитерации, и в русском языке утвердилось написание фамилии как «Лагарп».
Иоганн Фридрих Хаслер. Фредерик-Сезар де Лагарп. Гравюра. Баварская государственная библиотека (Мюнхен)
Лагарп получил очень хорошее образование. Он начал заниматься в довольно оригинальном учебном заведении, пользовавшемся большой известностью в то время. Речь идет о Речь идет о швейцарской частной школе, находившейся в замке Гальденштейн, в Швейцарии. Учащиеся, наравне с преподавателями, имели права, они могли принимать коллективные решения, касавшиеся процесса обучения и жизни школы. Одним словом, их готовили к тому, чтобы они стали полноправными и ответственными членами общества. Именно в этой семинарии сформировались идеальные взгляды Лагарпа на свободу и отечество. Затем он продолжил обучение в Женевской академии, а завершил образование на юридическом факультете Тюбингенского университета.
Почему Екатерина решила доверить воспитание внука человеку, известному своими республиканскими убеждениями? Точного ответа на этот вопрос нет. На мой взгляд, это назначение должно было еще больше укрепить в Европе образ просвещенной монархини, который Екатерина стремилась создать: вспомним хотя бы ее переписку с Вольтером. Все поменяется после того, как во Франции произойдет революция А пока Екатерину не смутила даже та программа обучения, которую новый наставник предложил ее внуку. В ней, наряду с изучением исторических трудов Геродота и Тацита, предполагалось значительное время уделить чтению произведений Жан-Жака Руссо, в частности его трудов «Об общественном договоре» и «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми».
В. Л. Боровиковский. Александр I (1802–1803). Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Проповедь подобных идей при дворе самодержавной императрицы, в сочетании с близостью Лагарпа к ее внуку, вызывали зависть и раздражение. Известно о нескольких попытках «избавиться» от швейцарца. Первый раз поводом послужило стремление Лагарпа оказать влияние на развитие политической жизни Швейцарии. Он надеялся, что французская революция, свежие ветра, повеявшие в Европе, помогут его родине обрести свободу от угнетения со стороны Берна. Лагарп обратился к бернскому правительству с прошением, в котором предлагал реформы. Недоброжелатели сумели захватить письма Лагарпа, в которых содержалась критика бернского режима. Это послужило поводом отнести его к числу зачинщиков беспорядков 1790 года в районах, являвшихся частью Во, в том числе и в родном городе Лагарпа Рóле.
«…Гражданину Лагарпу. Первое мгновение истинного удовольствия, которое я испытал после того, как стал управлять моей несчастной страной, — это то, чтó я почувствовал, получив Ваше письмо, мой дорогой и истинный друг. Я не могу Вам передать всю полноту моих ощущений, в особенности когда я увидел, что Вы сохранили чувства, столь дорогие моему сердцу, которые не может исказить ни разлука, ни прекращение нашего общения… Я постараюсь быть достойным того, что являлся Вашим учеником, и буду гордиться этим всю жизнь…» [18]
Монумент в честь Лагарпа. Фотография автора
Несколько лет назад на основе собрания архива Лагарпа, который хранится в отделе рукописей Кантональной и университетской библиотеки Лозанны, была опубликована его полная переписка с Александром I. Читая письма Лагарпа, не перестаешь удивляться тому, насколько актуально звучат его высказывания двухсотлетней давности. Можно подумать, что он пишет не о России девятнадцатого века, а о России сегодняшней. Впрочем, некоторые его высказывания вполне универсальны, так что справедливы для любой страны в любую эпоху. Приведу лишь несколько:
ЛАГА́РП
Том 16. Москва, 2010, стр. 561
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАГА́РП (La Harpe) Фредерик Сезар де (6.4.1754, Роль, кантон Ваадт, ныне кантон Во – 30.3.1838, Лозанна), швейц. политич. деятель, воспитатель вел. князей Александра Павловича (будущего имп. Александра I) и Константина Павловича, ген.-л. рос. службы (1814). Учился в Женевском, затем в Тюбингенском ун-тах. С 1774 вёл адвокатскую практику в Берне. Приверженец идей франц. Просвещения. Придерживался республиканских взглядов, входил в состав лозаннского Совета двухсот – представительного органа кантона Ваадт. Активно выступал за независимость кантона Ваадт от Берна, за что подвергался преследованиям со стороны властей Швейцарского Союза. В 1782 покинул территорию Швейцарии, сопровождал группу рос. дворян в поездке по Италии. В том же году по рекомендации Ф. М. Гримма и Е. Р. Дашковой приглашён в Россию имп. Екатериной II в качестве преподавателя франц. яз. для её внуков. В 1784 Л. представил Екатерине II записку, изложив в ней список предметов (история, математика, философия, правила закона гражданского, нравоучение и др.), которые следовало бы преподавать вел. князьям, и был утверждён наряду с Н. И. Салтыковым в должности их воспитателя. Занимаясь гл. обр. нравственным воспитанием вел. князей, Л. внушал им идеи естеств. равенства людей, «всеобщего блага», к которому должен стремиться государь, политич. свободы. По словам самого Александра I, в течение всей жизни состоявшего с Л. в переписке, никто больше Л. не повлиял на его «образ мыслей, не было бы Лагарпа, не было бы Александра».
ЛАГАРП ФРЕДЕРИК СЕЗАР ДЕ
Учился в Женевском, затем в Тюбингенском университетах. С 1774 года вёл адвокатскую практику в Берне. Приверженец идей французского Просвещения.
В 1782 году покинул территорию Швейцарии, сопровождал группу российских дворян в поездке по Италии. В том же году по рекомендации Ф. М. Гримма и Е. Р. Дашковой приглашён в Россию императрицей Екатериной II в качестве преподавателя французского языка для её внуков.
В 1784 году Лагарп представил Екатерине II записку, изложив в ней список предметов (история, математика, философия, правила закона гражданского, нравоучение и др.), которые следовало бы преподавать великим князьям, и был утверждён наряду с Н. И. Салтыковым в должности их воспитателя.
Занимаясь главным образом нравственным воспитанием великих князей, Лагарп внушал им идеи естественного равенства людей, «всеобщего блага», к которому должен стремиться государь, политические свободы.
По словам самого Александра I, в течение всей жизни состоявшего с Лагарпом в переписке, никто больше Лагарпа не повлиял на его «образ мыслей, не было бы Лагарпа, не было бы Александра».
Лагарп приветствовал Французскую революцию XVIII века. В 1791 году обратился к правительству Швейцарского Союза с посланием, в котором предложил созвать парламент и провести реформы, что дало повод швейцарским властям объявить Лагарпа зачинщиком беспорядков, произошедших в ряде франкоязычных кантонов, в т. ч. в Ваадте.
Содержание послания Лагарпа было доведено до сведения Екатерины II; особого значения ему она не придала, сказав Лагарпу: «Будьте якобинцем, республиканцем, чем вам угодно, я вижу, что вы честный человек, и этого мне довольно». По мнению большинства историков, в частности Н. К. Шильдера, причиной отставки Лагарпа, последовавшей в 1794 году, стал его отказ на просьбу Екатерины II уговорить Александра Павловича стать наследником престола вместо отца, великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I).
Вернувшись в Женеву, активно выступал против господства Берна над кантоном Ваадт. В 1796 году переехал в Париж, где сблизился с бывшими членами Гельветического клуба, стал лидером радикальной швейцарской партии, т. н. патриотов.
Обратился к французской Директории с предложением организовать интервенцию в Швейцарию для обеспечения независимости кантона Ваадт.
После провозглашения независимости кантона (январь 1798 года) и последовавшей вслед за этим оккупации Швейцарии французскими войсками в июне 1798 года вместе с П. Оксом возглавил Директорию Гельветической республики.
В 1800 году в результате роспуска Директории эмигрировал во Францию. Проживал под Парижем, занимался литературной деятельностью.
По приглашению императора Александра I в 1801-1802 годах Лагарп совершил поездку в Россию. Встретившись в Санкт-Петербурге с недавно вступившим на престол Александром I, Лагарп, разделявший с императором чувство «отвращения, какое внушает ему абсолютная власть», в то же время рекомендовал сохранить её «в целости и нераздельно», чтобы провести в стране необходимые реформы, например подготовить условия для отмены крепостного права, не посягая на земельную собственность дворянства, советовал наказать убийц императора Павла I, а также заключить союз с Францией (письмо, написанное Александром I Наполеону Бонапарту, Лагарп не передал по назначению, разочаровавшись в первом консуле).
Во время Венского конгресса 1814-1815 годов с помощью Александра I безуспешно пытался закрепить независимое от Берна положение кантонов Ваадт и Аргау в составе образованной по решению конгресса Швейцарской Конфедерации.
С 1816 года жил в Лозанне, до 1828 года был депутатом Большого совета (парламента) кантона Ваадт.
Награждён орденом Святого Андрея Первозванного (1814 год).
Исторические источники:
Письма императора Александра I и других особ царственного дома к Ф. Ц. Лагарпу. СПб., 1870
Список книг, избранных для вел. кн. Александра Павловича Лагарпом. П., 1916
Correspondance de F.-C. de La Harpe et Alexandre I, suivie de la correspondance de F.-C. de La Harpe avec les membres de la famille impériale de Russie / Publiée par J.Ch. Biaudet et F. Nicod. Neuchа̂tel, 1978–1980. Vol. 1–3
Correspondance de F.-C. de La Harpe sous la République helvétique. Neuchа̂tel, 1982–2004. Vol. 1–4.
Сочинения:
Quelques observations sur la révision de la constitution vaudoise de 1814. Lausanne, 1831
[Из записок]. Ф. Ц. Лагарп в России // Русский архив. 1866. Вып. 1
Отчеты Лагарпа графу Н. И. Салтыкову о воспитании великих князей Александра и Константина Павловичей. 1786–1794 гг. // Русская старина. 1870. Т. 1–2
Несколько писем Ф. Ц. Лагарпа. СПб., 1898.
Фредерик Лагарп
швейцарский государственный деятель
Фредерик Лагарп
Фредерик Сезар де Лагарп (фр. Frédéric-César de La Harpe) родился 6 апреля 1754 года в городе Роль (кантон Во, Швейцария). Во время Великой Французской революции он удалил из написания фамилии дворянскую частицу «де». Получив образование, был адвокатом в Берне.
В восьмидесятых годах 18 века Лагарп был приглашен Екатериной II в Россию, чтобы стать воспитателем её внука, будущего российского императора Александра I. Этим назначением он и оставил свой след в истории России.
В 1795 году Фредерик Сезар Лагарп был снят с должности воспитателя наследника русского престола. Основными причинами послужили либерализм и приверженность идеалам Великой Французской революции. Ситуация была проста. После начала революции Фредерик Сезар Лагарп предлагал бернскому правительству реформы. Это начинание дало повод считать его одним из зачинщиков беспорядков в кантоне Во, подчиненному Берну. Недруги довели эту информацию до петербургского двора. Так Фредерик Сезар Лагарп потерял место при царском дворе.
Продав свое имение Жанто в 1797 году, отправился в Женеву, а потом из Женевы в Париж. Известно несколько брошюр, изданных Лагарпом во Франции с критикой бернского аристократического правления. В Гельветической республике Фредерик Сезар Лагарп был членом управляющей директории.
В последний раз Лагарп побывал в России в 1801-1802 годах. Далее жил во Франции, а конец жизни провел на родине, в Швейцарии.
Умер Фредерик Сезар Лагарп 30 марта 1838 года в Лозанне (Швейцария).
vincenati
vincenati
В Вестнике архивиста нашла статью, описывающую отношения Александра I с наставником Лагарпом.
Мне было очень любопытно прочитать.
С помощью архивных источников восстанавливается подлинный характер взаимоотношений великого князя Александра Павловича, впоследствии императора Александра I, и его наставника – Ф.С. Лагарпа, швейцарского подданного, литератора, философа, политического деятеля.
Лагарп (La Harpe) Фредерик Сезар де (6.4.1754, Роль, кантон Во – 30.3.1838, Лозанна) – швейцарский политический деятель. По профессии адвокат. В 1780-х гг. приглашен Екатериной II в Россию в качестве воспитателя ее внука – будущего русского императора Александра I. Либерализм Лагарпа и защита им от посягательств правительства Берна кантона Во, в котором под влиянием Великой французской революции начались революционные выступления, повлекли в 1795 г. освобождение Лагарпа от должности воспитателя.
В 1798-1800 гг. вместе с П. Оксом возглавлял Директорию Гельветической республики. Во время Венского конгресса 1814-1815 гг. с помощью Александра I стремился к воссозданию Швейцарской федерации при независимом от Берна положении кантонов Во и Ааргау.
О том, насколько благотворным оказалось влияние Фредерика Сезара Лагарпа на своего воспитанника великого князя Александра Павловича, будущего росийского императора Александра I, у его современников и позднейших историков не было однозначного суждения. Далеко не все из тех, кто составлял придворное окружение Екатерины II, одобряли ее выбор иностранца в качестве воспитателя внука, наследника российского престола. Многие из ее окружения сомневались в том, что воспитание, основанное на «странной смеси философских и либеральных идей чуждых русской жизни» возможно сочетать с самыми строгими требованиями неограниченной власти.
Эти опасения позднее выразил известный сатирик и баснописец И.А. Крылов в своей басне «Воспитание льва», где царь зверей в поисках воспитателя для сына останавливает выбор на орле. В результате орлиного воспитания львенок предполагает по восшествии на трон повелеть всем зверям вить гнезда. Мораль басни такова: «…Пользы нет большой тому знать птичий быт, / Кому зверьми владеть поставила природа / И что важнейшая наука для царей / Знать свойства своего народа / И выгоды земли своей».
Спорные оценки воспитание Александра I получало и у некоторых русских историков. «Благодаря началам, лишенным строгой определенности и устойчивости, посеянным республиканцем-воспитателем, Александр I явился загадкой для современников и в царствовании своем представил резкие переходы от идеалистически-либеральных идей Лагарпа и конституционных наклонностей Чарторыйского, к мистическому масонству и капральской выправке Аракчеева. Вот почему и можно отнестись скептически к высокомерному заявлению Лагарпа, что «Провидение, по-видимому, возымело сожаление о миллионах людей, обитающих в России, но лишь Екатерина II могла пожелать, чтобы ее внуки были воспитаны как люди». Скорее можно сказать, что Провидение сжалилось над угнетенным отечеством Лагарпа и послало ему освобождение в награду за труды по воспитанию, попечению и заботе о русском великом князе швейцарского изгнанника». В последних словах содержится намек на позицию Александра I, которую под влиянием Лагарпа он занял на Венском конгрессе по вопросу государственного устройства Швейцарии.
Историк и публицист Б.Б. Глинский описал это в период правления Александра III, когда либеральные реформы предыдущего царствования, а вместе с ними и всякий «европейский либерализм», если не прямо, то косвенно осуждались. Но не стоит забывать и прямо противоположных суждений, начиная с пушкинского: «дней александровых прекрасное начало». На самом деле все это отголоски трехсотлетнего спора об историческом пути России: должна ли страна развиваться в общеевропейском русле, или у нее своя «особая» судьба. Споры на эту тему продолжаются по сей день, и тем интереснее нам сегодня личность Лагарпа и та роль, которую он сыграл в истории России.
В этом изложении воспитательной программы, может быть не без некоторого сарказма, но в целом верно переданы цели Лагарпа как педагога. Конечно он не был таким уж законченным идеалистом и быстро разобрался в правилах игры при русском императорском дворе, иначе он просто не смог бы в течение десятилетия сохранять свое положение. Но, будучи в вопросах воспитания последователем Джона Локка, он сумел стать для ученика не просто ментором, а задушевным другом. Чувства искренней любви и благодарности к учителю сохранились в сердце Александра I до конца его жизни.
Бумаги Лагарпа в запечатанном конверте были переданы на хранение в Государственный архив МИД в Петербурге, куда поступали важнейшие внешнеполитические материалы, в основном секретные, а также документы касающиеся императорской фамилии. Ныне фонды этого архива являются составной частью Российского государственного архива древних актов (РГАДА) в Москве. Но подлинники писем Александра I, великих князей Константина Павловича и Михаила Павловича, императриц Марии Федоровны и Елизаветы Алексеевны и др. оставались в семье Лагарпа в Лозанне.
Созданное в 1866 г. под августейшим председательством наследника цесаревича Александра Александровича (будущего императора всероссийскогго Александара III) Императорское Русское историческое общество вступило, при посредстве русской миссии в Берне, в переговоры с наследником Лагарпа Генрихом Моно (Henri Monod) о приобретении у него подлинной переписки. В результате переговоров Г. Моно согласился передать подлинники писем в дар лично наследнику цесаревичу, что и было сделано в 1868 г. Все приобретенные документы также поступили в Государственный архив МИД.
В дальнейшем переписка постепенно угасает (сохранилось всего два письма из Петербурга за 1808 и 1811 гг.), но вновь оживляется в 1813-1814 гг. во время заграничного похода русской армии. Император писал иногда буквально с полей сражений. В Париже Лагарп и Александр снова встретились. Лагарпу был пожалован чин генерал-лейтенанта и высший российский орден св. Андрея Первозванного. Но, конечно, главной его наградой стало признание суверенитета его родного кантона Во, принятое на Венском конгрессе благодаря влиянию императора Александра.
Вне поля зрения остаются еще письма великого князя Константина Павловича, который хотя и не был любимым учеником Лагарпа, но до конца своих дней сохранял почтительное отношение к наставнику и также состоял с ним в переписке. И, конечно, отдельного анализа требуют не только эпистолярные документы, находящиеся в РГАДА и других архивах России, например ГАРФ, но и все литературное наследие Ф.С. Лагарпа, замечательного педагога, политика и философа, оставившего заметный след в истории Швейцарии и России.