bismarck 1939 на дне

Гибель линкора «Бисмарк»

Операция «Рейнские учения» предусматривала выход линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» в Атлантический океан через Датский пролив. Главной целью операции был выход на морские коммуникации британского торгового флота. Предполагалось, что «Бисмарк» будет связывать боем эскорт конвоев, в то время как «Принц Ойген» будет топить торговые суда. Командиром операции был назначен адмирал Гюнтер Лютьенс, который просил командование отложить начало похода, для того чтобы к нему смог присоединиться проходящий испытания «Тирпиц» или ремонтирующийся в порту Бреста «карманный линкор» Шарнхорст. Однако главнокомандующий кригсмарине адмирал Эрих Редер не поддержал Лютьенса и 18 мая 1941 года «Принц Ойген» и «Бисмарк» вышли в море.

20 мая немецкие корабли были замечены с нейтрального шведского крейсера «Готланд», в этот же день об эскадре из двух крупных боевых кораблей сообщили представители норвежского сопротивления. 21 мая Великобритания получила от своего военного атташе при посольстве Швеции сообщение об обнаружении в проливе Каттегат двух больших немецких судов. С 21 по 22 мая корабли встали на стоянку во фьордах недалеко от норвежского Бергена, где были перекрашены, а «Принц Ойген» был дозаправлен. «Бисмарк» по неизвестным причинам не заправлялся. Пока корабли были на стоянке, их удалось сфотографировать самолету-разведчику ВВС Англии. Теперь английские адмиралы точно идентифицировали Бисмарк.

Командующий английским «Хоум-флитом» адмирал Джон Тови практически сразу отправил линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Худ» в сопровождении эсминцев к ю-з побережью Исландии. Крейсер «Саффолк» должен был пойти на соединение с находящимся в Датском проливе крейсером «Норфолк». Легкие крейсера «Бирмингем», «Манчестер» и «Аретуза» должны были патрулировать в проливе между Фарерскими островами и Исландией. В ночь на 22 мая сам адмирал Тови во главе флотилии из линкора «Король Георг V» и авианосца «Викториес с эскортом вышел из базы флота Скапа-Флоу. Эта флотилия должна была поджидать немецкие корабли к с-з от Шотландии, где должна была встретиться с линейным крейсером «Рипалз».

bismarck 1939 на дне

Вечером 23 мая в Датском проливе в условиях густого тумана крейсера «Саффолк» и «Норфолк» вступили в визуальный контакт с немецкими судами. «Бисмарк» вынужден был открыть огонь по «Норфолку», после чего английские корабли отступили в туман и передали своему командованию местоположение противника, продолжая идти за «Бисмарком» по радарам на расстоянии 10-14 миль.

Бой в Датском проливе

Флагман английского флота «Худ» и линкор «Принц Уэльский» установили визуальный контакт с немецкими судами ранним утром 24 мая и в 5:52 утра начали бой, находясь на расстоянии более 20 км. Вице-адмирал Холланд, командовавший соединением, приказал открыть огонь по первому кораблю, приняв его за «Бисмарк». На «Принце Уэльском» быстро разобрались в ошибке и перенесли огонь на второй корабль. Вскоре это понял и сам Холланд, но видимо его приказ так и не дошел до центра управления огнем, так как «Худ» до самого конца продолжал обстреливать «Принца Ойгена».

Линкор «Принц Уэльский» вынужден был продолжать бой в одиночку и он развивался для него крайне неудачно. Корабль вынужден был идти на сближение с немецкими судами до дистанции в 14 км., избегая столкновения с остатками «Худа». После получения семи попаданий, которые вывели из строя одну из башен главного калибра, линкор вышел из боя, прикрывшись дымовой завесой.

Капитан «Бисмарка» Линдеманн предлагал продолжать погоню и потопить подбитый линкор, но адмирал Лютьенс приказал продолжать поход. На «Бисмарке» в результате боя вышел из строя один генератор, в бойлерную №2 с двумя котлами начала поступать забортная вода, были пробиты две топливных цистерны, корабль шел с дифферентом на нос и креном на правый борт. Адмирал Лютьенс принял решение прорываться во французский порт Сен-Назер для ремонта, после которого линкор смог бы беспрепятственно выйти на коммуникации Атлантики.

bismarck 1939 на дне

Крейсера «Саффолк» и «Норфолк» а также поврежденный линкор «Принц Уэльский» продолжили преследование немцев, передавая их местоположение. Гибель флагмана флота линейного крейсера «Худ» произвела на английских адмиралов очень тягостное впечатление, позднее для расследования обстоятельств гибели «Худа» была даже создана специальная комиссия. Теперь большая часть находившихся в северной Атлантике военных судов подключалась к охоте за «Бисмарком». Для преследования линкора были привлечены корабли охранения многих военных конвоев. Так для данной операции был задействован линкор «Родни» и три из четырех эсминцев, которые сопровождали превращенный в военный транспорт бывший пассажирский лайнер «Британик». Дополнительно для операции привлекли еще 2 линкора и 2 крейсера. Соединение флота «H» размещенное в Гибралтаре было приведено в боевую готовность, на случай если «Бисмарк» пойдет в их направлении.

Около 18 часов 24 мая «Бисмарк» неожиданно развернулся в тумане и пошел на своих преследователей. После короткого боя корабли не добились попаданий друг в друга, но британские суда вынуждены были скрыться, в это время «Принц Ойген» успешно прервал контакт с ними и достиг французского порта Брест через 10 дней. Полдесятого Льютенс доложил командованию, что «Бисмарк», испытывая нехватку топлива, прекращает попытки стряхнуть преследователей и движется в Сен-Назар напрямую.

Вечером того же дня адмирал Тови приказывает авианосцу «Викториес» сблизиться с линкором, а уже в 22:10 с него взлетели 9 торпедоносцев «Свордфиш», которые под сильным огнем зенитной артиллерии атаковали линкор и добились одного попадания с правого борта. При этом корабль не получил серьезных повреждений, так как торпеда попала в главный броневой пояс. В этом инциденте экипаж корабля потерял одного матроса (первая потеря с начала похода). Ночью «Бисмарк» сумел оторваться от преследователей, воспользовавшись тем, что те, опасаясь атак подводных лодок, начали выполнять противолодочные маневры.

Вновь обнаружить корабль удалось лишь в 10:10 26 мая, когда американо-британский экипаж летающей лодки «Католина» вылетевший с базы Лох-Эрне в Северной Ирландии смог обнаружить линкор. К этому времени Лютьенсу оставалось еще 690 миль до Бреста, вскоре он уже мог вызвать на защиту судна бомбардировочную авиацию люфтваффе.

В этот момент единственным английским соединением, которое смогло бы замедлить «Бисмарк» стало соединение «H», которым командовал адмирал Соммервилль, оно вышло на перехват из Гибралтара, имея в составе авианосец «Арк Ройаль». В 14:50 с его палубы к месту обнаружения линкора вылетели торпедоносцы «Свордфиш», к этому моменту в данном районе находился отделившийся от основных сил крейсер «Шеффилд», который пытался установить контакт с «Бисмарком». Нечего не знающие об этом пилоты приняли его за немца и провели торпедную атаку, на их счастье ни одна из 11 выпущенных торпед не смогла поразить цель.

В 17:40 «Шеффилд» обнаружил «Бисмарк» и начал его преследование, повторный налет 15 торпедоносцев в 20:47 принес свои плоды, английские летчики добились двух или трех попадании в линкор, при этом одно из них стало решающим, торпеда попала в кормовую часть судна и повредила рулевые механизмы. «Бисмарк» потерял возможность маневрировать и стал описывать циркуляции, попытки команды восстановить управляемость судна не принесли успеха.

bismarck 1939 на дне

Источник

Охота на «Бисмарка»

80 лет назад в скоротечном бою в Датском проливе немцы потопили британский линейный крейсер «Худ» – самый знаменитый и сильный в то время в королевском флоте. Погиб практически весь экипаж – из 1419 человек спались только трое.

Его соперник – линейный корабль «Бисмарк» – вырвался на оперативный простор Атлантического океана. В погоню за «Бисмарком» устремились главные силы британского флота. Германский линкор был потоплен 27 мая 1941 года. Из 2200 человек команды «Бисмарка» погибли 1995.

Атлантический театр

Британский королевский флот обладал подавляющим превосходством над кригсмарине (ВМС) Третьего рейха. Так, четырем линкорам германского флота – «Шарнхорсту», «Гнейзенау», «Бисмарку» и «Тирпицу», британцы могли противопоставить 15 линкоров и линейных крейсеров (и ещё пять строилось). Также Британия имела большое преимущество в числе авианосцев, крейсеров и эсминцев.

Главную угрозу для британцев в Атлантике представляли подводные лодки рейха. Однако тевтоны решили повторить недавний опыт Первой мировой войны – крейсерские операции. Тогда германские рейдеры, высланные на океанские коммуникации, причинили немало вреда судоходству Британской империи и её союзников. В августе 1939 года тяжелый крейсер («карманный линкор») «Адмирал граф Шпее» вышел в море и в конце сентября начал крейсерские операции в Атлантике. Крейсер погиб после боя с английской эскадрой в декабре 1939 года. Но перед этим немцы успели захватить и потопить 9 судов общим водоизмещением 50 тыс. тонн. Другие рейдеры записали на свой счёт более 100 судов общим водоизмещением свыше 600 тыс. тонн.

Так, с января по март 1941 года немецкие линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» действовали в Атлантике под руководством адмирала Гюнтера Лютьенса (операция «Берлин»). Они успешно прорвали английскую операционную зону, без потерь вернулись в Брест, уничтожили 22 судна с общим водоизмещением более 115 тыс. тонн.

«Учения на Рейне»

Германское командование положительно оценило опыт действий линкоров, крейсеров и вспомогательных крейсеров на море и много ожидало от этого способа войны. Поэтому весной 1941 года тевтоны решили устроить новый большой набег на британские конвои, следовавшие через Атлантику из США в Англию. Линкор «Бисмарк» должен был связать боем охраняющие транспорты британские крупные корабли, а тяжёлый крейсер «Принц Ойген» – уничтожить торговые суда. Предполагалось, что позднее к ним могут присоединиться линейные корабли «Шарнхорст» и «Гнейзенау», остававшиеся во французском Бресте. В случае необходимости крупные надводные корабли поддержат субмарины. Для этого на «Бисмарк» направили офицера-подводника.

Операция была тщательно засекречена. Немцы провели дополнительную авиаразведку британских военно-морских баз и северной Атлантики, устроили несколько ложных радиоточек, чья активная работа должна была отвлечь противника. Операцию возглавил адмирал Лютьенс, который уже отметился при рейде линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Теперь он командовал «Бисмарком» – в то время самым сильным кораблем своего класса в мире, а по величие уступавший только британскому линейному крейсеру «Худ».

bismarck 1939 на дне

18 мая 1941 года германские корабли вышли из Готенхафена (ныне Гдыня) и направились к балтийским проливам. 20 мая немцев заметил шведский крейсер «Готланд». Швеция соблюдала нейтралитет, но уже 21 мая британцы знали о движении вражеских кораблей.

Немцы прибыли в Корс-фьорд, около норвежского Бергена. «Ойген» дозаправили. В этот же день отряд Лютьенса вышел в Атлантику. 22 мая над Корс-фьордом пролетел английский самолет-разведчик. Получив доклад авиаразведки, в английском Адмиралтействе поняли, что враг уже в океане. Командующий флотом адмирал Тови приказал крейсерам под началом контр-адмирала Уэйк-Уолкера («Саффолк» и «Норфолк») усилить наблюдение. Британские корабли уже патрулировали в Датском проливе – между Гренландией и Исландией. К югу от Исландии направили лёгкие крейсера.

Из главной базы британского флота в Скапа-Флоу (гавань в Шотландии на Оркнейских островах) вышел отряд вице-адмирала Ланселота Холланда. Он держал флаг на линейном крейсере «Худ», за которым шли новый линкор «Принс оф Уэльс» и шесть эсминцев. Отряд получил задачу блокировать выход из Датского пролива с юга. Основные силы британцев – линейный корабль «Кинг Джордж V», авианосец «Викториес», 4 крейсера и 7 эсминцев, двинулись к юго-западному побережью. Позже к ним присоединился ещё один линкор. В общем, охота на «Бисмарк» началась. Немецкая радиоразведка перехватила приказ английского адмиралтейства начать поиски двух линкоров, идущих из Бергена в северную часть Атлантического океана.

Гибель «Худа»

23 мая 1941 года в 19 час. 22 мин. британский тяжелый крейсер «Саффолк» заметил в 7 милях противника. Англичане благоразумно ушли в полосу тумана и стали следить за немцами по радиолокатору. Адмиралы Тови и Холланд получили данные о курсе, скорости и месте. Потом с немцами сблизился «Норфолк», но был отогнан огнем «Бисмарка». Британское командование получило свежую информацию. Теперь британские крейсера шли справа и слева за противником на почтительном расстоянии. Тем временем отряд Холланда шёл на запад полным ходом.

Немцы знали, что англичане «сидят на хвосте». Вечером командиру «Ойгена» Бринкману доложили о перехваченных радиограммах «Саффолка». Оторваться не удавалось. Немцы догадывались, что у врага есть приборы, которым ни туман, ни дым не помеха. Однако Лютьенс не прервал операцию и не вернулся назад. Очевидно, немецкий адмирал стремился выполнить приказ любой ценой.

В полночь 24 мая британцы потеряли радиолокационный контакт с противником. Узнав об этом, Холланд решил, что немцы оторвались от отряда крейсеров и пошли назад. Это было логично. Британский адмирал повернул за ними – на север. Холланд составил план боя: «Худ» и «Принц оф Уэльс» сосредоточат огонь на «Бисмарке», а крейсера – на «Принце Ойгене», но не известил об этом контр-адмирала Уэйк-Уолкера. В 2 часа 47 мин. «Саффолк» снова обнаружил противника. Немцы по-прежнему шли на юго-запад. «Холланд» вновь развернулся, развил почти предельный ход – 28 узлов, и потерял свои эсминцы. Они остались севернее и в бою, как и крейсеры Уэйк-Уолкера, не участвовали.

После потопления «Худа» у Лютьенса был выбор: либо вернуться в Норвегию (1150–1400 миль), либо направиться во французские порты Брест или Сент-Назер (1700 миль). Но путь в занятые немцами норвежские порты проходил слишком близко от британских баз. Кроме того, поблизости был английский линкор «Принс оф Уэльс». О том, что он получил серьёзные повреждения и выбыл из игры, немцы не знали. Также во Франции можно было рассчитывать на поддержку ещё двух германских линкоров. Они могли выйти навстречу и помочь прорваться на французский порт. Немецкий адмирал Лютьенс связался со штабом, доложил ситуацию и получил разрешение отпустить крейсер в самостоятельное рейдерство, а самому идти к французскому побережью.

Погоня и обнаружение «Бисмарка»

Получив известие о гибели «Худа», британское морское командование направило на помощь линкор «Родней», авианосец «Арк Ройял», крейсер «Шеффилд». Ещё один линкор и 4 эсминца сняли с конвоя, третий отправили из Галифакса. «Бисмарк» в 18 час. неожиданно повернул на крейсеры Уэйк-Уолкера, которые следовали за противником, и заставил их отступить. Этот маневр помог крейсеру Бринкмана затеряться в океане. Да его особо и не искали, главной целью был «Бисмарк». Через 10 дней «Принц Ойген» пришёл в «Брест».

Около 23 час. 9 английских торпедоносцев с авианосца «Викториес» вышли к линкору и добились одного попадания по правому борту. Торпеда взорвалась у мощного бронепояса и не причинила большого вреда. Примерно в 3 час. 25 мая британские крейсера потеряли противника. Они начали поиск на западе и юго-западе от места последнего радиоконтакта. Гналось за врагом и соединение Тови. Его корабли пошли на северо-восток, к Исландии. «Бисмарк» спокойно прошёл в 100 милях за ним и пошёл на юго-восток. Британцы перехватили радиограммы с «Бисмарка». Тови получил из адмиралтейства эти данные, но не точные координаты, а пеленги, рассчитывая, что на его кораблях есть радиопеленгаторы. Но их-то и не было!

В этот же день произошла ещё одна ошибка, которая неожиданно привела англичан к успеху. В 13 час. 20 мин. британцы запеленговали радиограмму, посланную с Атлантики. Её передавала германская подлодка, обнаружившая британский авианосец. Текст прочитать не удалось, но решили, что передача велась с «Бисмарка», идущего к западному побережью Франции. Затем британцы засекли активный радиообмен немецкой группы «Запад», что утвердило англичан в предыдущем выводе. Всем эскадрам приказали идти на юго-восток. Немецкий линкор в это время оторвался от противника на 160 миль.

В 10 час. 20 мин. 26 мая германский линкор обнаружили в 690 милях от Франции с британской летающей лодки «Каталина». Британцы поняли, что догнать вражеский линкор сложно. Нужно было любыми способами приостановить его. Это могла сделать морская авиация. Соединение «H» под началом адмирала Соммервилла шло из Гибралтара, имея в своём составе авианосец «Арк Ройял». В 14 час. 50 мин. с авианосца к месту обнаружения противника вылетели торпедоносцы «Суордфиш». К этому времени в районе обнаружения «Бисмарка» находился британский лёгкий крейсер «Шеффилд». Английские самолеты атаковали свой корабль, к счастью для них, ни одна из 11 торпед не попала в цель.

К 17 час. 40 мин. «Шеффилд» обнаружил немецкий линкор и начал наводить на него авиацию. В 20 час. 47 мин. 15 самолетов, несмотря на темноту, начали новую атаку «Бисмарка». Две торпеды угодили в линейный корабль. Одна попала в бронепояс, зато другая взорвалась в корме и повредила рули. «Бисмарк» утратил возможность маневра и управляемость. Интересно, что перед выходом в море Лютьенс предсказал такой исход:

Последний бой «Бисмарка»

В это время британское командование уже подумывало прекратить операцию по преследованию «Бисмарка».

В 8 час. 47 мин. 27 мая подошли британские линкоры «Родней» и «Кинг Джордж V». Они открыли огонь с 12 миль. «Родней» дал ещё и торпедный залп. «Бисмарк» стал отвечать. Но он не мог нанести большой урон врагу: линкор не мог маневрировать, уклоняться, был идеальной мишенью, а крен негативно влиял на точность стрельбы. Также одним из первых попаданий был уничтожен главный дальномерный пост.
В это время в районе сражения проходила немецкая подлодка У-556. Британские большие корабли (линкор и авианосец) шли без эскорта и не меняли курс. Цель была отличная. Но субмарина возвращалась из похода и уже использовала боезапас.

В бой вступили британские тяжёлые крейсера «Норфолк» и «Дорсетшир». В 10 часов, израсходовав снаряды, прекратил огонь главный калибр «Бисмарка», затем смолк средний. Большинство высших командиров, очевидно, погибли. На британских кораблях кончались снаряды и топливо. Адмирал Тови приказал крейсеру «Дорсетшир» добить врага. Англичане спокойно подошли к погибающему, но не сдающемуся линкору.

«Бисмарк» в этом бою показал высочайшую живучесть. И есть вероятность, что гибель корабля была вызвана действиями самих немцев. В 10 час. 36 мин. полыхающий «Бисмарк» накренился, перевернулся и затонул. Британцы спасли 110 человек, ещё троих – через некоторое время немецкие субмарины. На линкоре было 2200 человек (по другим данным – 2403). Адмирал Лютьенс и командир корабля капитан Линдеманн погибли вместе с линкором.

Немцы провели расследование гибели «Бисмарка» и пришли к выводу, что дело в нарушении режима секретности. Германское морское командование отказывается от рейдов крупных надводных кораблей и делает ставку на действия подводного флота.

Британцы же после почти мгновенной гибели «Худа» и последующего упорного сопротивления «Бисмарка» переоценили свои взгляды на боевые возможности германских кораблей. Они стали держать во флоте метрополии достаточное число линкоров и авианосцев, чтобы парировать новый рейд врага. Это ухудшило возможности британского флота на других морских театрах. Также эта операция показала возрастающую роль морской авиации, авианосцев в морских битвах.

Источник

bismarck 1939 на дне

И Германия получила «Бисмарк», свой первый после Первой мировой войны полноценный линкор, а не «карманный», как иногда называли тяжелые крейсеры. При спуске на воду присутствовали фюрер и внучка князя фон Бисмарка Доротея фон Левенфельд, по традиции «окрестившая» корабль бутылкой шампанского.

При спуске на воду присутствовали фюрер и внучка князя фон Бисмарка Доротея фон Левенфельд, по традиции «окрестившая» корабль бутылкой шампанского

Редер и Лютьенс

Осенью 1939 года главнокомандующий кригсмарине гросс-адмирал Эрих Редер разработал план по уничтожению английской системы морских конвоев. Обладая базами подводных лодок в норвежских портах Берген и Тронхейм, немцы без труда организовывали патрули на возможных маршрутах конвоев. С сентября по декабрь 1939-го германские субмарины потопили 114 торговых судов Англии и ее европейских союзников. То есть в среднем почти по судну в день. Рeдер составлял многоходовые, буквально шaхматныe комбинации.

Немецкие линкоры, однако, представляли более страшную угрозу. Они могли эти коммуникации перерезать, и навсегда.

22 января 1941 года в Атлантический океан из Бреста, порта на крайнем северо-западе Франции, вышли под командой адмирала Гюнтера Лютьенса линейные крейсеры «Шарнхорст» и «Гнейзенау». За время своего рейда, который закончился 22 марта 1941 года, они потопили 22 судна противника общим водоизмещением более 115 тысяч тонн.

Но Редер считал, что любое промедление с началом боевых действий в Атлантике будет на руку врагу. Кроме того, рейд стал бы отвлекающим маневром, который вынудил бы англичан перебросить часть сил из Средиземного моря и ослабить давление на морские коммуникации итало-германских войск в Северной Африке.

Вообще-то о сдержанном, безмерно преданном своему делу Гюнтере Лютьенсе хорошо отзывались все, кто его знал, но в историю он вошел как неудачливый командующий флотом. Он пренебрегал элементарными правилами радиобезопасности и недооценивал неприятельскую авиацию как потенциальную угрозу для крупных кораблей. Таковые Лютьенс никогда не любил и по службе практически не был с ними связан. В Первую мировую воевал на миноносцах, с 1935 года возглавлял штаб военно-морского района Северного моря, с 1938-го командовал флотской разведкой, а в начале Второй мировой руководил операцией по минированию британских прибрежных вод.

Он никогда не пользовался нацистским приветствием и отказался сменить свой старый кортик с императорской эмблемой на кортик со свастикой. Лютьенс даже заявил письменный протест против обращения с евреями

Бой в Датском проливе

Немцы выбрали наиболее безопасный для себя путь: вокруг Исландии с севера, через Датский пролив, отделяющий этот остров от Гренландии. Но уже 20 мая, до прихода в Берген, «Бисмарк» заметили со шведского крейсера «Готланд». В тот же день о тандеме сообщили члены норвежского сопротивления, 21 мая от своего военного атташе в Швеции о нем узнало Британское адмиралтейство. Ко всему прочему во время стоянки в Бергене германские корабли сфотографировали с самолета-разведчика британских ВВС «Спитфайр». «Бисмарк», в отличие от «Принца Ойгена», дозаправки в порту не сделал, что оказалось одной из роковых ошибок.

22 мая оба рейдера покинули Берген, миновали Норвежское море и пересекли Северный полярный круг. Однако у северного входа в Датский пролив их поджидал противник в лице флагмана королевского флота линейного крейсера «Худ» и новейшего линкора «Принц Уэльский», которым предстояло выследить рейдеры и донести, куда те идут. То есть выполнить задачу дозорных, не более того.

Лютьенс решил вести прорвавшийся в океан «Бисмарк» на ремонт во французский порт Сен-Назер. Капитану «Принца Ойгена» было приказано атаковать неприятельские конвои самостоятельно.

«Невероятное облегчение»

Гибель «Худа» ожесточила англичан. Адмиралтейство распорядилось, чтобы к охоте за «Бисмарком» были привлечены почти все находившиеся в Северной Атлантике британские корабли, даже охрана конвоев. Группу перехвата, включившую линкоры «Георг V» и «Родней» вместе с авианосцем «Викториэс» плюс три эсминца, возглавил адмирал Джон Тови, участник Ютландского боя. С юга, от Гибралтара, шли на север линейный крейсер «Ринаун», авианосец «Арк Ройал», крейсер «Шеффилд» и дивизион эсминцев.

Сомкнуться кольцо облавы не успело: 25 мая в 3:06 ночи группа перехвата потеряла «Бисмарк». Перед этим девять самолетов-торпедоносцев «Суордфиш», стартовав с палубы авианосца «Викториэс», в кромешной тьме атаковали германский линкор. Но серьезных повреждений не нанесли: единственное торпедное попадание пришлось в главный броневой пояс.

В 7:00 утра 25 мая Лютьенс известил командование о том, что преследование продолжается, а в 9:12 передал еще одну радиограмму. Радиоперехват этих сообщений позволил британской стороне определить местоположение «Бисмарка». В 10:10 утра 26 мая экипаж гидроплана «Каталина» береговой авиации англичан обнаружил тянущийся за «Бисмарком» нефтяной след. В тот же день около 21:00 пятнадцать торпедоносцев с «Арк Ройал» начали вторую атаку на «Бисмарк». Некоторые велись пилотами настолько низко, что команды скорострельной малокалиберной артиллерии находились выше самолетов и с трудом различали их на фоне неспокойного моря.

27 февраля в 08:47 утра на «Бисмарк», который выдавал лишь семь узлов, обрушился шквал снарядов с линкоров «Родней» и «Георг V», с крейсеров «Норфолк» и «Дорсетшир». Германский рейдер ответил огнем, но после 44 минут боя его тяжелые орудия смолкли. Однако «Бисмарк» не спускал боевого флага, и англичане решили добить его торпедами с короткой дистанции. Лютьенс и капитан Линдеман были уже мертвы. Кто-то из офицеров приказал открыть кингстоны и покинуть корабль. В 10:39 «Бисмарк» погрузился в пучину, перевернувшись вверх килем. Из 2200 человек экипажа в живых осталось 115.

В 10:39 «Бисмарк» погрузился в пучину, перевернувшись вверх килем. Из 2200 человек экипажа в живых осталось 115

Нажмите на фотографии для увеличения:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *