bed in for peace история фотографии

Фотографии с постельной акции Леннона и Оно покажут в Москве

bed in for peace история фотографии

11 ноября в Московском музее современного искусства откроется выставка «Honeymoon event. 902. 1969. Амстердам», на которой будут представлены неизвестные фотографии со знаменитой постельной акции Джона Леннона и Йоко Оно.

Как сообщается на сайте музея, основу экспозиции, посвященной 40-летию акции «Bed-in for Peace» экс-битла и его жены в 902-м номере отеля Hilton в Амстердаме, составят 20 фотографий Нико Костера. В 1969 году он провел фотосессию пары во время акции, в ходе которой молодожены Леннон и Оно провели неделю в постели, протестуя таким образом против войны во Вьетнаме. Впоследствие один снимок был опубликован в голландской газете De Telegraaf, где работал Костер. Остальные до недавнего времени считались потерянными: их нашла дочь фотографа Николь в конверте со своими детскими рисунками.

Впервые эти фотографии были показаны широкой публике в марте 2009 года в Амстердаме. Московская экспозиция на Петровке будет сопровождаться мультимедийной инсталляцией, в которой будут отражены другие политические, культурные, экономические, спортивные события 1969 года.

Продолжая тему «номера 902», Нико Костер, который приедет в Москву на открытие своей выставки, проведет новую фотосессию. В ней будут заняты политолог Ирина Хакамада и художник Сергей «Африка» Бугаев. Результат будет демонстрироваться в столичной Ravenscourt Galleries с 17 ноября.

Источник

bed in for peace история фотографии

Автор фото, Getty Images

Ровно 50 лет назад Джон Леннон и Йоко Оно устроили лежачий протест в амстердамском отеле «Хилтон», пропагандируя мир и ненасилие и требуя окончания войны во Вьетнаме. Помог ли он делу мира и что он значил для поп-культуры в целом?

«Приходите, репортеры, я вас чем-то угощу»

20 марта 1969 года Джон Леннон, в то время еще бывший членом группы «Битлз», и японская художница-авангардистка Йоко Оно скромно поженились в Гибралтаре.

Поженились скромно, но к их браку все равно было привлечено всеобщее внимание, поскольку на тот момент широкой общественности уже было известно о раздорах среди битлов, за что поклонники в немалой степени винили именно Йоко. Как и в распаде первой семьи Леннона.

Молодожены решили не отмечать обычный медовый месяц (что было бы слишком мещанско-буржуазным), а пригласить к себе третьим в постель мир во всем мире. То есть раскрутить идею мира как рекламируемый товар.

Они созвали в свой президентский (как он тогда назывался) номер гостиницы «Хилтон» журналистов из разных международных изданий.

Из номера по их требованию была вынесена вся мебель, кроме двуспальной кровати, а на стенах развешаны нарисованные Джоном и Йоко плакаты.

Вот, что говорил об этом сам виновник события в сборнике Anthology: «Мы послали открытки «Приходите на медовый месяц к Джону и Йоко: лежачий протест, амстердамская гостиница». Вы бы видели лица этих репортеров и фотожурналистов, поваливших к нам в номер! Потому что, как бы там ни было, но в головах у людей было то, что они думали увидеть. И когда они оказались в номере, у них лица вытянулись. Мы лежали в постели, как два ангела, окруженные цветами с мыслями о мире и любви».

Подтекст таков: то есть ничего скандального на букву «с» журналисты не увидели, хотя за несколько месяцев до этого эта пара выпустила свой первый диск Two Virgins («Два девственника»), сфотографировавшись на его обложку в голом виде.

Автор фото, Getty Images

Личный инструктаж за мир

Почему именно тогда?

Ведь война во Вьетнаме на тот момент продолжалась уже 13 лет, и шансов на то, что заступивший за два месяца до этого на пост президента США Ричард Никсон вдруг возьмет да и прислушается к двум представителям артистического мира, была ничтожной.

Но незадолго до своего лежачего протеста они получили письмо от британского режиссера-документалиста Питера Уоткинса, известного своими пацифистскими взглядами и, в частности, фильмом 1965 года The War Game («Военная игра»).

Как рассказывал сам Леннон, Уоткинс писал, что у таких людей, как он и Йоко, есть гражданский долг использовать СМИ для борьбы за мир во всем мире.

Во-вторых, это дало возможность Джону и Йоко сблизить свои артистические карьеры, причем сделать это публично, поскольку Леннон, несмотря на свой мятежный нрав и резкие высказывания, все же в качестве битла был любимцем нации, а не политическим активистом (хоть «Битлз» и высказывались против войны во Вьетнаме).

Тогда как Йоко Оно в публичном пространстве занималась как раз перфомансами такого рода. Но до их сближения о ней мало кто знал.

Автор фото, Getty Images

Почему именно в Амстердаме?

Вовсе не потому, что там есть известный квартал красных фонарей.

Как вспоминает в своей новой книге And In The End: The Last Days of Beatles журналист Кен Макнаб, знавший их в расцвете славы, прибыв из Гибралтара в Париж, чета Леннонов-Оно встретила там голландца Ганса Боскампа.

Боскамп вращался в музыкальных кругах и убедил их ехать в Амстердам, чтобы там устроить свой мирный протест.

Но за этим романтизмом были и вполне прагматичные соображения: европейская пресса была гораздо более сдержанной, чем британская, которая на тот момент уже успела понаписать всякие гадости про Йоко-разлучницу.

Автор фото, LEX VAN LIESHOUT/EPA

«Хилтон» в Амстердаме проводит специальную выставку в дни 50-й годовщины протеста Джона и Йоко

Что конкретно они делали в постели?

Любовью они не занимались. Во всяком случае, на публике.

Макнаб в своей новой книге о последних днях «Битлз» (которые совпали с началом семейной жизни Джона с Йоко Оно) так объясняет весь этот хэппенинг: «Он к тому моменту уже понял, что когда СМИ подхватывают какую-то идею, то они ее упрощают и раздувают. Поэтому они с Йоко пришли к выводу, что посыл должен быть несложным, но не избитым и задиристым».

Молодым это так понравилось, что они повторили свой лежачий протест 26 мая в канадском Монреале, пригласив туда помимо журналистов еще и всяких знаменитостей.

Источник

«В постели за мир»: 50-летие акции Джона Леннона и Йоко Оно в отеле Fairmont

В этом году отель Fairmont The Queen Elizabeth празднует 50-летие легендарной акции Джона Леннона и Йоко Оно «В постели за мир». Целую неделю с 26 мая по 2 июня 1969 года молодожены провели в кровати, общаясь с журналистами и призывая прекратить войну во Вьетнаме

С 26 мая по 2 июня 1969 года в монреальском отеле Fairmont The Queen Elizabeth состоялась акция Джона Леннона (John Lennon) и Йоко Оно (Yoko Ono) «В постели за мир». В то время никто не мог себе представить, что это событие сыграет столь значительную роль в движении за мир и что гостиничный номер, в котором они останавливались и устроили свою «лежачую демонстрацию» против войны во Вьетнаме, станет поистине легендарным местом.

В честь 50-летия этого знакового события отель приглашает жителей Монреаля и гостей города оживить в памяти неделю, в течение которой пара сочинила и записала свою знаменитую песню «Give Peace a Chance», в прямом смысле не вставая с постели. Этим удивительным начинанием молодожены хотели привлечь внимание широкой общественности к миру во всем мире.

Начиная с 25 мая в лобби отеля будет проходить тематическая выставка фотографий Джерри Дейтера (Gerry Deiter). По заданию журнала «Life» Дейтер был единственным фотожурналистом, освещавшим акцию от начала до конца. Фотографии и воспоминания участников акции «В постели за мир» взяты из книги Джоан Этей (Joan Athey) «Give Peace a Chance: John and Yoko’s Bed-in for Peace». Выставка будет работать до 9 октября 2019 года, дня рождения Джона Леннона.

25 мая с 11:00 до 16:00 отель проведет экскурсии по люксу, в котором останавливалась пара. Здесь посетители смогут увидеть самую фотографируемую дверь отеля и встретиться с Джоан Этей, автором книги. Все средства, собранные от экскурсий, будут переданы в благотворительную организацию Amnistie Internationale Canada Francophone. Вечером этого же дня в баре Nacarat пройдет вечеринка «Peace & Love» под биты диджея Jojo Flores.

Источник

Искусство«Самая известная
из неизвестных художниц»: Что нужно знать о Йоко Оно и её искусстве

bed in for peace история фотографии

Йоко Оно, пожалуй, самая известная японка в мире — при этом большинству людей известно лишь то, что она вдова Джона Леннона, а о её собственной художественной карьере говорят куда реже, чем о её мнимой вине в распаде The Beatles. Тем не менее ещё до знакомства с Ленноном Оно была состоявшейся и известной в кругах ценителей художницей — а после его смерти она сделала немало интересных проектов, однако всегда оставалась в тени славы своего мужа. Мы сходили на выставку Оно в Московском музее современного искусства и рассказываем, что нужно знать о её знаменитых работах-«инструкциях», откровенных перформансах и политических заявлениях — а ещё о её собственной жизни и переживаниях.

bed in for peace история фотографии

bed in for peace история фотографии

Йоко и искусство

Йоко Оно родилась в одной из самых богатых и влиятельных семей в Японии. Её родители были консервативными, но не чуждыми западным ценностям: отец-банкир несколько раз переезжал в США и обратно в Японию и семья следовала за ним, однако, несмотря на перемещения, Йоко и её сёстрам удалось получить отличное образование. По просьбе родителей Йоко взяли учиться в престижную мужскую гимназию, где одним из её одноклассников был будущий император Акихито. Она стала первой женщиной, поступившей на философский факультет в Университете Гакусюин. Правда, до конца она не доучилась — Оно отправилась в США, где недолго изучала искусство в Колледже Сары Лоренс, а потом отчислилась и продолжила путь самостоятельно.

Переехав в Нью-Йорк, Оно быстро попала в эпицентр авангардного искусства: одной из самых первых её работ был перформанс с участием легенды минимализма Джона Кейджа — Оно лежала на струнах открытого рояля, пока Кейдж и другие музыканты играли на нём с помощью разных предметов. В начале 60-х Оно примкнула к движению «Флюксус», где главным жанром стал перформанс — тогда ещё явление совсем новое и обескураживающее. Художники из «Флюксуса» (движение называлось в честь журнала, который так и не был издан) отвергали примерно всё, что понимали и ценили на арт-рынке. Они выступали против чрезмерной серьёзности и интеллектуальности, против коммерческой выгоды, против институций — музеев и галерей, против монополии художника на творчество. Хулиганский «Флюксус», который поначалу казался коллективным пранком, оказался очень важным явлением в истории искусства: без него не было бы ни акционизма, ни монументальных перформансов Марины Абрамович, ни вообще современного искусства, каким мы его знаем сейчас.

Йоко сгенерировала немало идей, которые вошли в репертуар «Флюксуса», и с удовольствием развивала инструменты этого движения и дальше. Она быстро отказалась от концептуализма в пользу простых высказываний, приглашающих зрителя к диалогу, и ироничных наблюдений о повседневности. Йоко занималась музыкой, придумывала концептуальные объекты и организовывала акции — а ещё создавала партитуры для перформансов, которые должны были воплощать зрители.

↑ «Mend Piece» («Склеивание»), 1966/2019

Источник

Мужчины-музы: ученики, любовники и знакомые, которые вдохновляли великих художниц и художников

Когда мы говорим о музах, то, как правило, представляем себе прекрасную вдохновительницу художественных творений. Однако было множество юношей, ставших источником озарения для талантливых художниц или скульпторов: о незаслуженно забытых мужчинах-музах и их отношениях с творческими людьми разного пола рассказывает искусствовед и основательница лектория Art junky Елизавета Климова.

Кто такие музы и как они появились в художественной культуре

В античной мифологии музы — это девять дочерей Зевса, покровительницы искусств и наук, верные спутницы бога Аполлона. Сейчас музой называют человека или персонифицированную силу, которая рождает вдохновение для творческого процесса. Принято считать, что муза — роль исключительно женская: мол, мужчина — создатель, женщина — проводник мужской фантазии, объект, не способный к действию.

Музами обычно выступали жены, любовницы, дочери и даже матери художников. Но иногда это были знатные замужние дамы, покровительницы творческих натур, красавицы.

Первые известные музы в истории западноевропейского искусства — аристократка Симонетта Веспуччи (златовласая Венера с картины Сандро Боттичелли) и большеглазая дочь булочника Форнарина (Мадонна у Рафаэля). Реальные девушки вряд ли имели что-то общее с возвышенными образами, кроме внешнего сходства. На картинах же они предстают идеалом красоты и воплощением культа Прекрасной Дамы — средневековой традиции поклонения недосягаемой женщине.

bed in for peace история фотографииСандро Боттичелли «Рождение Венеры» (1486) bed in for peace история фотографииРафаэль Санти «Мадонна в кресле» (1513–1514)

Мужчины, которые вдохновляли мужчин

Однако в истории искусства есть много примеров, когда роль музы играли мужчины.

В эпоху Ренессанса художники умели ценить не только женскую, но и мужскую привлекательность.

Возвращение к канонам Античности развивало и интерес к обнаженному телу. Идеи неоплатонизма, столь популярные в кругу флорентийских философов и поэтов, ставили знак равенства между физической красотой и красотой духовной, и даже само понятие любви, согласно Платону, воспринималось как желание постичь красоту.

Двойственное отношение к гомосексуальности в Италии эпохи Возрождения породило своеобразную культуру, которая питала и вдохновляла многих гениев. При этом художники, создававшие чувственные образы библейских мучеников и античных богов, не обязательно состояли в интимной связи со своими моделями. Иногда это был лишь платонический союз.

Леонардо и Салаи

У Иоанна Крестителя с картины Леонардо да Винчи андрогинная внешность и взгляд, максимально далекий от святости:

bed in for peace история фотографииЛеонардо да Винчи «Иоанн Креститель» (1514–1516)

Натурщиком стал ученик художника — Джан Джакомо Капротти да Орено по прозвищу Салаи («Дьяволенок»).

Джакомо появился в жизни мастера в 1490 году: Леонардо было 38, несносному ученику — 10 лет. Леонардо был так очарован Салаи, что всё спускал ему с рук. Он баловал и опекал своего дьяволенка: покупал наряды, брал в путешествия. Джорджо Вазари писал, что Салаи был «очень привлекателен своей прелестью и красотой, имея прекрасные курчавые волосы, которые вились колечками и очень нравились Леонардо».

Да Винчи много рисовал любимого ученика, сохранилось даже изображение Салаи в откровенном виде, однако авторство этого рисунка спорно.

bed in for peace история фотографииЛеонардо да Винчи (?) «Ангел во плоти» (1510-е), предположительный эскиз к «Иоанну Крестителю»

Микеланджело и Томмазо Кавальери

Микеланджело Буонарроти как никто мог изобразить красоту и мощь человеческого тела, в первую очередь мужского. Его знаменитый Давид и сейчас является воплощением идеального героя-победителя: он великолепно сложен и излучает небывалую силу. Микеланджело всегда стремился изобразить совершенство, а не реального человека. Однако в некоторых произведениях исследователи улавливают черты, которые могли принадлежать молодому аристократу Томмазо Кавальери, например, в скульптуре «Дух победы» или даже в надгробном памятнике Джулиано Медичи.

bed in for peace история фотографииМикеланджело Буонарроти «Дух победы» (1532–1534)

Джорджо Вазари писал:

«Всех больше любил он, несомненно, молодого римского дворянина Томмазо Кавальери, страстно преданного искусству. Микеланджело сделал на картоне его портрет в натуральную величину — свой единственный портрет с натуры, ибо он отвергал натурную живопись, разве что речь шла о людях выдающейся красоты».

Отношения Микеланджело и Томмазо вряд ли выходили за пределы платонических: великий скульптор был слишком религиозен и предпочитал воздержание. Свои чувства он выражал в страстных сонетах, письмах и рисунках, которые он в большом количестве адресовал Кавальери. Тот относился к мастеру с положенным пиететом и робел от таких излияний. Впоследствии Томмазо женился, и безумное увлечение Микеланджело сошло на нет.

bed in for peace история фотографииМикеланджело Буонарроти «Статуя Джулиано Медичи, герцога Немурского» — фрагмент (1526–1534)

Караваджо и Марио Минитти

Волооких и пухлощеких юношей с музыкальными инструментами и фруктами в работах другого Микеланджело — Караваджо — искусствоведы ошибочно принимали за девушек. Даже Эрмитаж этим грешил.

На ранних картинах художника мы всё время встречаем одну и ту же модель. Это Марио Минитти — младший товарищ и ученик Караваджо, с которым его связывала не то дружба, не то нечто большее. Сексуальная ориентация художника — до сих предмет споров исследователей.

Сицилийцу Минитти было всего шестнадцать, когда они познакомились с Караваджо. Они не расставались целых семь лет, деля кров и, возможно, постель.

Караваджо много писал Марио: его капризный и чувственный образ узнаваем в «Лютнисте», «Вакхе», «Юноше с фруктами», «Музыкантах», «Гадалке» и даже среди героев «Призвания святого Матфея». Искусствоведы отмечают сексуальные сигналы, которые натурщик адресует не то автору, не то заказчику, не то всем сразу. Так, изнеженный Вакх предлагает выпить вина и недвусмысленно развязывает узел своей тоги.

bed in for peace история фотографииМикеланджело Меризи да Караваджо «Вакх» (1596)

Приоткрытый рот и обнаженное плечо юноши с фруктами уверенно сообщают зрителю, что «среди этих спелых фруктов самый сладкий персик — я».

bed in for peace история фотографииМикеланджело Меризи да Караваджо «Юноша с корзиной фруктов» (около 1593)

Подобная гомоэротическая эстетика могла быть продиктована не только личными отношениями живописца и его музы, но также общей свободой нравов, царившей при дворе кардинала Дель Монте — тогдашнего покровителя Караваджо.

Константин Сомов и Борис Снежковский

Начиная с XIX века гомосексуальность осмысляют как с медико-биологической, так и с культурной точки зрения. Для многих художников, поэтов и писателей мужское тело становится одной из важнейших тем в творчестве и отправной точкой в размышлениях о границах допустимого.

bed in for peace история фотографииКонстантин Сомов «Портрет боксера» (1933)

Константин Сомов познакомился с Борисом Снежковским в 1929 году во Франции. Художник искал модель для иллюстраций к истории Дафниса и Хлои — и Снежковский отлично подошел, хотя, по словам Сомова, и был «слишком атлетично для Дафниса сложенным». Двадцатидвухлетний натурщик стал компаньоном, возлюбленным и музой художника — они вместе посещали выставки, театры, вели насыщенную светскую жизнь. Снежковский позировал для многих произведений Сомова: «Портрет боксера», «Обнаженный юноша», «Обнаженный юноша с сигаретой», «Отдых», «Спящий».

Интимные портреты раздетого Снежковского напоминают моноспектакли, где всё внимание зрителя приковано к главному герою, который разрешает любоваться собой.

По мнению биографов, это отражало сущность отношений между художником и его музой.

bed in for peace история фотографииКонстантин Сомов «Обнаженный юноша» (1937)

Уже пожилой Сомов ставил Снежковского в центр не только своего искусства, но и своей жизни: он испытывал сильные и глубокие чувства к Борису, о чем писал в дневнике.

Фрэнсис Бэкон и Джордж Дайер

Совсем другого рода была связь английского художника Фрэнсиса Бэкона с его любовником и моделью Джорджем Дайером.

Бэкон — открытый гомосексуал с мазохистскими наклонностями, стремился к разрушению в искусстве, жизни и любви. С одной стороны, его пугающие картины с раскуроченными лицами и разверзнутыми ртами — это отражение травмы ХХ века с двумя мировыми войнами, а с другой — деструктивно-эротические переживания самого Бэкона, алкоголика, игромана, обожающего доходить до крайностей в чем бы то ни было.

С Джорджем Дайером художник познакомился, когда тот попытался ограбить его мастерскую.

Их бурный роман продлился семь лет и закончился самоубийством Джорджа прямо накануне крупнейшей выставки Бэкона в Париже. Дайер, страдавший ментальными проблемами и всевозможными зависимостями, неоднократно угрожал покончить с собой. В этот раз всё получилось: смешав лошадиную дозу алкоголя и барбитуратов, он умер, сидя на унитазе в номере отеля.

Бэкон не раз возвращался к образу мертвого любовника, словно желая изжить преследующий его кошмар и бесконечное чувство вины. Он написал серию «Черных триптихов», посвященных памяти своей музы.

bed in for peace история фотографииФрэнсис Бэкон «Триптих май — июнь» (1973)

Мужчины, которые вдохновляли художниц

В XIX веке женщинам наконец-то разрешили получать художественное образование. Однако обнаженное тело, тем более мужское, оставалось для художниц эстетическим и моральным табу.

Считалось, что женщины не способны к высокому искусству, к тому же поборники морали активно выступали за то, что порядочным дамам нельзя разглядывать голого мужчину.

Заботились они не столько о целомудрии художниц, сколько о мужчинах-натурщиках, которые могли оказаться в уязвимой роли объекта, а не привычного субъекта. Потребуется еще минимум полвека, эмансипация и сексуальная революция, чтобы женщины поменялись местами с мужчинами в творческом процессе. Но даже в сугубо патриархальную эпоху Второй Империи случались приятные исключения.

Берта Моризо и Эжен Мане

Француженка Берта Моризо рано проявила талант к живописи, и некоторые учителя всерьез опасались, что она может связать свою жизнь с искусством, что для девушки ее высокого положения было совершенно недопустимо. В семействе Моризо спокойно относились к увлечению дочери, так что Берта смогла строить карьеру художницы, а с замужеством ее никто не торопил.

В 1868 году она познакомилась с отцом модернизма и любителем хорошеньких барышень Эдуардом Мане. В результате этого знакомства Моризо примкнула к импрессионистам, а между ней и Мане вспыхнула страсть, которая, увы, ни к чему не привела. Эдуард был женат, а Берта была слишком приличной девушкой для случайных адюльтеров. Мане написал несколько портретов Моризо, а также знаменитое полотно «Балкон», для которого она позировала вместе со скрипачкой Фанни Клаус.

bed in for peace история фотографииЭдуард Мане «Балкон» (1868–1869)

В 1874 году художница вышла замуж за брата Эдуарда — Эжена, и это был по-настоящему счастливый брак. Эжен Мане боготворил жену, полностью поддерживал ее занятия живописью и часто становился моделью для картин. Сразу после свадьбы Берта написала сестре: «Я вышла замуж за прекрасного, честного молодого человека. Думаю, он искренне меня любит. Я долго гонялась за иллюзиями, которые не сделали меня счастливой, теперь начинается настоящая жизнь».

В своих работах Берта Моризо отражала повседневную жизнь представительницы высшего сословия: неспешные прогулки, портреты родственников, мужа и ребенка.

Она много писала Эжена Мане вместе с дочкой Жюли. Это легкие импрессионистические полотна, наполненные лирикой и нежностью к любимому мужчине. Эжен стал не только музой, но и менеджером для художницы. Он помогал ей во всем: от ношения мольберта на многочисленные пленэры до развешивания картин на выставках.

Леонора Каррингтон и Макс Эрнст

Английская сюрреалистка Леонора Каррингтон в 1983 году напишет:

«У меня не было времени быть чьей-либо музой… Я была слишком занята, бунтуя против своей семьи и учась быть художником».

Она влюбилась в немецкого авангардиста Макса Эрнста еще задолго до встречи с ним. Ей было 20, ему 46, и он был женат — но для Леоноры всё это не имело никакого значения. Они повстречались в Лондоне на одном из званых ужинов, после чего юная художница сбежала к нему в Париж, в самую гущу богемной жизни, разорвав отношения со своим респектабельным семейством.

bed in for peace история фотографииЛеонора Каррингтон и Макс Эрнст. 1937 год

Вместе с Эрнстом они поселились в деревеньке Сен-Мартен-д’Ардеш, их дом стал настоящей творческой лабораторией, где оба вовсю занимались искусством. Затем Вторая мировая война, арест Макса, нервный срыв Леоноры… Бывшие возлюбленные встретились только спустя два года в Нью-Йорке, да и то лишь для того, чтобы обменяться прощальными портретами друг друга.

Фрида Кало и Диего Ривера

Мексиканская художница Фрида Кало прославилась не только печальными автопортретами, но и изображением табуированных тем, впервые так смело и откровенно раскрытыми в искусстве женщиной. С бескомпромиссной честностью вперемешку с причудливой символикой она показывала на холсте, что значит потерять ребенка, быть обманутой любимым человеком, пережить развод и существовать в постоянно разрушающемся теле.

Главным мужчиной для Фриды был ее муж, известный мексиканский муралист Диего Ривера. В 18 лет она попала в аварию, которая навсегда лишила ее здоровья, в 22 вышла замуж за Риверу.

«В моей жизни было две катастрофы: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — Диего», — скажет потом Фрида об их браке.

Они сходились и расходились множество раз из-за постоянных измен Риверы, но именно он стал учителем, поддержкой и источником вдохновения для художницы. «Жить без Диего я не смогу. Он мое все», — писала она подруге.

Его образ раз за разом встречается в картинах Фриды: Диего-муж, Диего-сын, Диего-бог.

bed in for peace история фотографииФрида Кало «Объятия вселенской любви: Земля, я, Диего и Коатль» (1949)

Марина Абрамович и Улай

Марина Абрамович познакомилась с немецким художником Улаем (Уве Лайсипеном), когда за ее плечами уже были культовые перформансы «Ритм 0» и «Губы Томаса». «Некоторые пары планируют, какие купить кастрюли и сковородки, когда начинают жить вместе. Мы с Улаем планировали, какое будем вместе делать искусство», — вспоминала художница.

Они были вместе более 10 лет и за это время успели исследовать и художественно переосмыслить весь спектр взаимоотношений от полного слияния до отчуждения и насилия.

bed in for peace история фотографииМарина Абрамович и Улай

Сложно сказать, кто в этой паре кого вдохновлял, скорее, это был симбиоз энергий, находящий выход в самых радикальных концепциях и формах искусства. Марина и Улай стремились растворить свои личности, превратить их в общую сущность, которую они назвали «другое».

Они одевались как близнецы, работали только в паре и долгое время жили своим замкнутым мирком, колеся по свету в поисках новых идей.

Финалом их истории стал перформанс «Поход по Великой Китайской стене» 1988 года: в течение трех месяцев они шли навстречу друг другу, чтобы расстаться навсегда.

После каждый пошел своей дорогой, но именно Марина Абрамович из них двоих смогла выйти на новый уровень творческого развития и превратиться в легенду.

bed in for peace история фотографииМарина Абрамович и Улай «Великая Китайская стена» (1988)

Йоко Оно и Джон Леннон

Йоко Оно — «самый известный из неизвестных художников», как называл ее Джон Леннон, ко времени знакомства с великим битлом уже вовсю занималась концептуальным искусством в составе международного движения «Флюксус».

Впервые Джон и Йоко встретилась 9 ноября 1966 года в лондонской галерее «Индика». Леннона заинтересовала одна из инсталляций Йоко — «Потолочная живопись». Это была лестница с лупой. Когда музыкант забрался наверх, он поднес лупу к потолку и увидел слово «ДА». Сам Леннон признавался, что ожидал какого-нибудь подвоха и был приятно удивлен таким поворотом.

В союзе Оно — Леннон роль Йоко всегда воспринималась поклонниками The Beatles негативно. Ее обвиняли в развале группы, ведовстве (!), неконвенциональной внешности, разнице в возрасте (Йоко старше Джона на 7 лет) и принадлежности к другой расе.

Основная же причина ненависти была в том, что Йоко просто отказывалась играть пассивную роль, подобно другим женам битлов.

До сих пор бытует мнение,что рядом с мужчиной-суперзвездой может быть исключительно молоденькая фотомодель, женщина-невидимка — та, которая берет на себя все заботы и особо не отсвечивает.

Джон говорил об их союзе:

«Мы пытались найти общую цель в жизни, потому что она не могла со мной в рок-н-ролл, а я не мог с ней в авангард. И потом мы поняли, то общее, что у нас есть, — это Любовь. И от Любви пришел Мир. Так мы решили работать во имя мира во всем мире».

Их совместные акции Bed-in, War is over (if you want it) вошли в учебники по современному искусству.

bed in for peace история фотографииДжон Леннон и Йоко Оно, Bed-in For Peace (1969)

В 1968 году Оно сняла фильм Smile, где в течение 52 минут мы разглядываем безмятежное лицо Леннона, которое в конце концов расплывается в улыбке. Это трогательный интимный видеопортрет Джона, предстающего не в привычном амплуа саркастической рок-звезды, а скорее в образе возлюбленного и музы художницы. Это Джон глазами Йоко.

bed in for peace история фотографииЙоко Оно Smile Film No. 5 (1968)

Сильвия Слей и Пол Розано

Сильвия Слей — одна из важнейших фигур фем-арта, которая вывернула наизнанку традиционный стереотип «художник — муза». Цитируя классические сюжеты с одалисками и Венерами, она изображала мужчин в непривычной роли. Например, в «Турецкой бане», отсылающей к шедевру академиста Жана Огюста Доминика Энгра, художница показывает своих знакомых — известных искусствоведов и арт-критиков — в роли сексуальных моделей, меняя местами позиции наблюдаемого и наблюдающего.

bed in for peace история фотографииЖан Огюст Доминик Энгр «Турецкая баня» (1862) bed in for peace история фотографииСильвия Слей «Турецкая баня» (1973)

Кстати, одним из натурщиков стал ее муж Лоуренс Эллоуэй — куратор Музея Гуггенхайма, придумавший термин «поп-арт». Именно он лежит в позе тициановской богини с полотна «Венера и лютнист». А роль лютниста воплощает красавец-музыкант Пол Розано — постоянная муза художницы.

bed in for peace история фотографииТициан «Венера и лютнист» (1560)

В 1975 году «Двойной портрет Розано» стал предметом скандала: судья Верховного суда штата Нью-Йорк посчитал эту работу оскорбительной и и развернул кампанию против выставки в Музее искусств Бронкса. Когда журналистка New York Times спросила Сильвию о негативной реакции на картину, Слей ответила:

«Интересно, возражал бы судья против обнаженной женщины? Я не понимаю, почему мужские гениталии более священны, чем женские».

«Я с детства заметила, что всегда есть фотографии красивых женщин, но очень мало фотографий красивых мужчин, поэтому я подумала, что было бы действительно справедливо рисовать красивых мужчин для женщин», — заявила в 1995 году художница.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *