awd привод что это такое
awd привод что это такое
Как работает AWD и 4WD.Системы полного привода
Трансмиссии полноприводных автомобилей имеют различные конструкции. В совокупности они образуют системы полного привода. Различают следующие виды систем полного привода: постоянного подключения, подключаемые автоматически и подключаемые вручную.
Разные виды систем полного привода имеют, как правило, разное предназначение. Вместе с тем можно выделить следующие преимущества данных систем, определяющие область их применения:
• эффективное использование мощности двигателя;
• лучшая управляемость и курсовая устойчивость на скользком покрытии;
• повышенная проходимость автомобиля.
☑ Система постоянного полного привода
Система постоянного полного привода (другое наименование – система Full Time, в переводе «полное время») обеспечивает постоянную передачу крутящего момента на все колеса автомобиля.
Система включает конструктивные элементы, характерные для полноприводной трансмиссии, а именно: сцепление, коробку передач, раздаточную коробку, карданные передачи, главные передачи, мелколесные дифференциалы задней и передней оси, а также полуоси колес.
✔Схема системы постоянного полного привода (Рис. 1)
.1. межколесный дифференциал передней оси
2. коробка передач
3. межосевой дифференциал
4. карданная передача задней оси
5. главная передача задней оси
6. межколесный дифференциал задней оси
7. раздаточная коробка
8. карданная передача передней оси
9. главная передача передней оси
10. вискомуфта
Постоянный полный привод применяется как на автомобилях с заднеприводной компоновкой (продольное расположение двигателя и коробки передач), так и на автомобилях с переднеприводной компоновкой (поперечное расположение двигателя и коробки передач). Такие системы различаются в основном по конструкции раздаточной коробки и карданных передач.
✔ Известными системами постоянного полного привода являются система Quattro от Audi, xDrive от BMW, 4Matic от Mercedes.
Сцепление обеспечивает кратковременное отсоединение двигателя от трансмиссии при переключении передач, а также предохранение элементов трансмиссии от перегрузок. Коробка передач служит для изменения крутящего момента, скорости и направления движения автомобиля. В автоматической коробке передач функцию сцепления выполняет гидротрансформатор.
✔ Раздаточная коробка предназначена для распределения крутящего момента по осям автомобиля и его увеличения при необходимости. Современная раздаточная коробка включает цепную передачу (зубчатую передачу), обеспечивающую передачу крутящего момента на переднюю ось, понижающую передачу в виде планетарного редуктора (в отдельных конструкциях) и межосевой дифференциал.
Наличие межосевого дифференциала является отличительной особенностью раздаточной коробки системы постоянного полного привода. Для полной реализации полноприводных возможностей в конструкции системы предусматривается блокировка межосевого дифференциала.
Блокировка дифференциала может осуществляться автоматически или вручную. Современными конструкциями автоматической блокировки межосевого дифференциала является вискомуфта, самоблокирующийся дифференциал Torsen, многодисковая фрикционная муфта.
✔ Ручная (принудительная) блокировка дифференциала производится водителем с помощью механического, пневматического, электрического или гидравлического привода. На некоторых конструкциях раздаточной коробки предусмотрены функции как автоматической, так и ручной блокировки межосевого дифференциала.
Карданные передачи обеспечивают передачу крутящего момента от вторичных валов раздаточной коробки на валы главных передач. Главная передача служит для увеличения крутящего момента и его передачи на полуоси колес.
Межколесный дифференциал обеспечивает распределение крутящего момента между ведущими колесами и позволяет полуосям вращаться с различными угловыми скоростями. В системах полного привода межколесный дифференциал применяется на передней и задней оси.
Для реализации полноприводных возможностей один или оба дифференциала имеют возможность блокировки. Блокировка межколесного дифференциала может осуществляться вручную или автоматически (вискомуфта, дифференциал Torsen). На современных автомобилях применяется электронная блокировка дифференциала.
☑ Принцип работы системы постоянного полного привода
Крутящий момент от двигателя передается на коробку передач и далее на раздаточную коробку. В раздаточной коробке момент распределяется по осям. При необходимости водителем может быть включена понижающая передача. Далее крутящий момент через карданные валы передается на главную передачу и межосевой дифференциал каждой из осей. От дифференциала крутящий момент через полуоси передается на ведущие колеса. При проскальзывании колес одной из осей автоматически или принудительно производится блокировка межосевого и межколесного дифференциалов.
☑ Система полного привода подключаемого автоматически
Система полного привода подключаемого автоматически (другое наименование – система On demand, в переводе «по требованию») является перспективным направлением развития полного привода легковых автомобилей. Данная система обеспечивает подключение колес одной из осей в случае проскальзывания колес другой оси. В обычных условиях эксплуатации автомобиль является передне- или заднеприводным.
Практически все ведущие автопроизводители имеют в своем модельном ряду автомобили с автоматически подключаемым полным приводом. Известной системой полного привода подключаемого автоматически является 4Motion от Volkswagen.
Конструкция системы полного привода подключаемого автоматически аналогична постоянному полному приводу. Исключение составляет наличие муфты подключения задней оси.
Раздаточная коробка в системе автоматически подключаемого полного привода представляет собой, как правило, конический редуктор. Понижающая передача и межосевой дифференциал отсутствуют.
В качестве муфты подключения задней оси используются вискомуфта или электронноуправляемая фрикционная муфта. Известной фрикционной муфтой является муфта Haldex, которая используется в системе полного привода 4Motion концерна Volkswagen.
✔ Схема системы полного привода подключаемого автоматически (Рис. 2)
1. двигатель
2. раздаточная коробка
3. карданная передача
4. главная передача задней оси
5. межколесный дифференциал задней оси
6. муфта подключения задней оси (муфта Haldex)
7. межколесный дифференциал передней оси
8. коробка передач
☑ Принцип работы системы полного привода подключаемого автоматически
Крутящий момент от двигателя, через сцепление, коробку передач, главную передачу и дифференциал передается на переднюю ось автомобиля. Крутящий момент через раздаточную коробку и карданные валы также передается на фрикционную муфту. В нормальном положении фрикционная муфта имеет минимальное сжатие, при котором на заднюю ось передается до 10% крутящего момента. При проскальзывании колес передней оси по команде электронного блока управления срабатывает фрикционная муфта и передает крутящий момент на заднюю ось. Величина передаваемого на заднюю ось крутящего момента может изменяться в определенных пределах.
☑ Система полного привода подключаемого вручную
Система полного привода подключаемого вручную (другое наименование — система Part Time, в переводе «частичное время») в настоящее время практически не применяется, т.к. является низкоэффективной. Вместе с тем, именно эта система обеспечивает жесткую связь передней и задней оси, передачу крутящего момента в соотношении 50:50 и поэтому является по настоящему внедорожной.
Устройство системы полного привода подключаемого вручную в целом аналогично системе постоянного полного привода. Основные отличия – отсутствие межосевого дифференциала и возможность подключения переднего моста в раздаточной коробке. Необходимо отметить, что в ряде конструкций постоянного полного привода используется функция отключения переднего моста. Правда в данном случае отключение и подключение это не одно и то же.
Спасибо, что прочитали статью до конца
ставьте лайки и подписывайтесь у меня много интересного!Надеюсь вам будет полезно!
Удачи на дорогах 😉
AWD и 4WD: в чём разница и какой тип привода выбрать
На мировом рынке сегодня представлены автомобили с разными типами привода: передний, задний и полный. Большинство автолюбителей хорошо знают, что означают разные типы приводов, однако с обозначениями, расшифровками и особенностями возникает путаница.
Далее мы рассмотрим, что собой представляет полный привод AWD, что такое АВД и 4ВД, чем 4WD привод отличается от АВД привода и где применяется. Также отдельно остановимся на плюсах и минусах подобных решений.
Что такое полный привод, для чего он нужен?
Полный привод или другим словами 4WD (4х4), конструкционный вид трансмиссии, которой оснащается автомобиль. Эта система позволяет одинаково распределять крутящий момент на колеса. До 80-х годов прошлого века, автомобили оснащённые приводом 4на4 ассоциировались с вездеходами или машинами высокой проходимости.
Однако сейчас, многое изменилось, полным приводом оснащаются не только вездеходы, внедорожники и кроссоверы, но и седаны, и универсалы. Полноприводными могут быть не только машины ведущих зарубежных производителей. Авто отечественного производства также могут быть оснащены приводом 4х4. Давайте разберёмся, что же скрывается за загадочной аббревиатурой 4WD.
Конструкция трансмиссии авто с приводом 4WD (Four-wheel drive) выполнена таким образом, что возможна передача крутящего момента на все колеса сразу. Крутящим моментом можно назвать некий сборщик сил лошадок, что собраны под капотом — т.е. в двигателе авто. Чем больше крутящего момента, тем соответственно быстрее работает и набирает ход автомобиль. Крутящий момент полностью зависит от объёма движка.
Авто с передним приводом — это то, где ведущий колеса находятся спереди (передний мост). В таком авто тяга двигателя передаётся на передние колеса. В машине с задним приводом ведущими являются задние колеса (задний мост).
В полноприводной машине нет одного ведущего моста, ведущими становятся все оси. Тяга движка равномерно или в определенном соотношении передаётся на все пары колес.
Автомобиль оснащённый полноприводной системой даёт возможность улучшить управляемость, проходимость авто и динамику разгона, он быстрее и шустрее разгоняется. Поскольку, все четыре колеся «толкают» машину вперёд. Автомобиль 4на4 показывает лучшую проходимость зимой, на льду, в межсезонье: скользкие дороги, размытый грунт, и бездорожье.
AWD системы
Суть работы автоматического привода (All-Wheel Drive) заключается в контроле дорожной обстановки при помощи системы контроллеров, информация с которых обрабатывается бортовым компьютером. В условиях автострады (города) полный привод не используется и полноприводная машина эксплуатируется как моноприводный автомобиль.
При этом нагрузка на одну из ведущих осей и количество крутящего момента определяется системой в зависимости от характеристик дорожного полотна. В момент начала пробуксовки колес автомобиля с awd включается привод на обе оси, что позволяет избежать «закапывания» в снег, песок и т.д.
Главной «целевой аудиторией» такого привода являются среднеразмерные городские кроссоверы и автомобили, в эксплуатационные задачи которых не входит езда по тяжелому бездорожью. Отсутствие в системе полного привода AWD понижающего трансмиссионного ряда наложило «вето» на ее использование в конструкции классических внедорожников.
Устройство полного привода
Устройство полного привода
Типовая полноприводная трансмиссия авто состоит из следующих элементов, выполняющих свои функции:
Самыми известными полноприводными системами являются:
Постоянный привод — Full-Time
Привод постоянного полного цикла обеспечивает стабильную связь с двигателем всех четырех колес. Трансмиссия комплектуется как межосевым (всегда), так и межколесным (в зависимости от модели) дифференциалом. Это позволяет использовать автомобиль, не задумываясь о типе дорожного полотна. Машина показывает хорошую управляемость на шоссе, маневренность в городе и прекрасно едет по глубокому бездорожью.
В схеме Full-Time 4WD трансмиссия имеет принудительную блокировку дифференциалов для глубокого бездорожья. В зависимости от класса и модели авто, блокировка может подключаться вручную или управляться электроникой. В качестве блокиратора может выступать вискомуфта, сцепление многодисковое, дифференциал системы Torsen.
Электроника для блокиратора используется на автомобилях премиум-класса: Мерседес, Лэнд Ровер Дискавери и др. Если в комплектации авто нет электронной системы блокиратора, есть вероятность столкнуться с серьезными пробуксовками на песчаной дороге, если не включить блокиратор заранее.
Виды полного привода
Значительное число автолюбителей уверены, что практически все внедорожники оснащены одинаковой системой 4х4. Однако, это не так и вводит в заблуждение многих. Какие же тогда бывают виды полноприводных систем?
Существуют следующие виды, имеющие свои функциональные особенности:
Подключаемый. В авто, ведущей осью является один из мостов. Подключается колёсная формула 4х4 водителем вручную, с помощью рычагов или кнопок управления. Тогда, к ведущий оси подключается дополнительная ось, и автомобиль временно превращается в полноприводной. Подключает дополнительную ось водитель для того, чтобы: преодолеть достаточно сложный участок дороги, труднопроходимую местность, либо бездорожье.
Подключаемый полный привод
Подключаемый полный привод частое используемое решение для автомобилей с высокой проходимостью — внедорожников.
Постоянный полный привод. Этот вид 4х4, где крутящий момент передаётся от движка на все колеса сразу. Используется на различного класса автомобилях с поперечной или продольной схемой расположения двигателя. Современные системы 4на4 оснащаются самоблокирующимися дифференциалами. Они могут распределять мощности в разных соотношениях по осям.
Постоянный полный привод
Постоянный полный привод является прогрессивной системой, которая создаёт динамику и активную безопасность при вождении. Так как электроника контролирует и координирует функционирование и работу системы 4х4. Для этого, в электронику направляются сигналы от датчиков скорости вращения колес. После, идёт моментальное измерение соотношения мощности.
К недостаткам системы постоянного полного привода можно отнести: повышенную нагрузку на элементы трансмиссии, дороговизну конструкции и повышенный расход топлива в сравнении с другими видами привода.
Автоматически подключаемый. Система автоматического подключения полного привода разработана так, чтобы на основании данных с датчиков, автоматически включать к ведущей оси дополнительную. Основным ведущим мостом может быть любой: задний или передний. Автоматически подключаемая система срабатывает в тот момент, когда зафиксирована разносить во вращении колес.
Автоматический полный привод
В обычном состоянии езды, автомобиль с таким типом приводя является моноприводнойным. Система подключается, когда идёт пробуксовка авто. Недостатком является, то что независимо от высокой точности датчиков и техники, только водитель может видеть перед собой сложный участок трассы и заранее подключить полный привод, без ожидания, когда автомобиль начнёт буксовать, к примеру на участке с размытым грунтом.
Подведем итоги
Приобретая полноприводный автомобиль, необходимо отдельно учитывать, в каких условиях будет использоваться машина, с какими нагрузками и т.д. Для наибольшей тяги и мощности в условиях полного бездорожья полноприводная система 4WD с «раздаткой» будет лучшим решением. Такая трансмиссия отлично подойдет для буксировки или перевозки тяжелых грузов, преодоления сложных участков и т.п. Однако, расход топлива и затраты на обслуживание такой машины будут выше.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое раздаточная коробка передач автомобиля. Из этой статьи вы узнаете о назначении, принципах работы, конструктивных особенностях раздатки.
В свою очередь, для экономии топлива и преимущественного использования в городских условиях, а также на легком бездорожье, для эксплуатации ТС в зимнее время и похожих условий обычно хорошо подходят автомобили с полным приводом AWD.
Данная трансмиссия конструктивно проще и дешевле, но на экстремальные нагрузки не рассчитана. В любом случае, потенциальный владелец должен учитывать рассмотренные выше нюансы, выбирая привод AWD или 4WD.
Преимущества и недостатки
Наличие полного привода имеет свои преимущества и конечно же недостатки. Главными плюсами такого авто являются:
К минусам можно отнеси следующее:
Что лучше – AWD или 4WD?
Отвечая на главный вопрос, руководствуйтесь информацией, изложенной выше. Главное отличие awd от 4wd в способе управления и продолжительности использования полного привода. Каждая из этих систем функциональна в своем «эксплуатационном поле». Приобретая автомобиль с полным приводом, важно определить, какие задачи и в каких дорожных условиях он будет выполнять. Существует несколько стандартных критериев такого определения:
Среди поклонников системы полного привода типа 4WD существует еще один, субъективный, но достаточно веский аргумент – хорошая управляемость и устойчивость на дороге. Поэтому, только приняв во внимание все факторы, можно принять грамотное и аргументированное решение. От этого зависит, какую аббревиатуру awd или 4wd на машине вы предпочтете увидеть.
4wd – Selectable
Полный многорежимный привод — одна из самых дорогих схем, которой комплектуются классические внедорожники: Mitsubishi Pajero, Grand Cherookee и др.
Многорежимный привод объединяет лучшие показатели всех предыдущих приводных систем. Используя Selectable 4wd, водитель может передвигаться на одной ведущей оси, на двух, в любых вариантах блокировки межосевых дифференциалов. Переключение на оптимальную передачу осуществляется автоматически через электронный блок управления, как на модели Nissan Pathfinder, или выбирается индивидуально водителем — комплектация Pajero.
При езде по городу летом для внедорожника достаточно использовать одну ведущую ось. Если асфальт скользкий, новичкам предпочтительнее подключить постоянный полный. Переход на автоматический полный лучше использовать при езде по легкому грунту, а при пересечении трудных участков самым надежным будет заблокировать дифференциал и использовать пониженную передачу.
Audi A6 Allroad
Автомобиль одновременно является легковым и полноприводным кроссовером. Известная модель Ауди преодолевает бездорожье благодаря фирменному полному приводу – «quattro».
Пневмоподвеска позволяет автомобилю опускаться до уровня легкового универсала в городских поездках и поднимать клиренс выше уровня некоторых кроссоверов (на высоту до 184 мм).
Мощный дизельный двигатель и системы, поддерживающие водителя на крутых спусках и подъемах, ставят автомобиль в один ряд с другими внедорожниками.
Современные внедорожники имеют разный тип кузова, характеристики и фирменные технические фишки, заложенные производителем. Удивительно было встретить наряду с Toyota Land Cruiser универсал от Audi. Главное, что еще сохранились полноприводные автомобили, которые не боятся бездорожья и других препятствий на своем пути.
Компоновка и конструкция трансмиссии
Механизм, при котором вся тяга «сердца» автомобиля переносится на первую ось называется передним приводом. То есть передние колеса автомобиля полноценно тянут средство, в то время как задние катятся им в след.
Задний монопривод отягощает задние колеса, которые полноценно управляют средством передвижения. Если сравнивать представленные виды и сравнить их получаем, что при переднем машина медленно разгоняется, оснащена плавным поворотом, ее тяжело заносит. Для заднего механизма преимуществом является интуитивная манёвренность при заносе. Переднеприводное устройство экономичнее своего заднеприводного собрата. Но вес автомобиля при заднем приводе располагается равномернее, что улучшает процесс вождения.
Основополагающие преимущества полного привода
Когда раздаточная коробка получает крутящейся момент и распределяет его на переднюю и заднюю оси это называется полным приводом. Существует 3 типа принципиально разных типа: постоянный полный привод, подключаемый вручную и автоматический. Постоянный оснащен свойством неубиваемости и возможностью передвигаться как по бездорожью, так и по асфальту. Регулируемый вручную старая модель, неудобная в своей компоновки. Положительным у такого вида является легкая езда по бездорожью, высокая надежность. И самым современным, но не доработанным является автоматическая система подключения пригодности. Суть его в том, что одна ось все время находится в соединении с двигателем, а другая подключается при необходимости. Такой вид экономичен по расходу топлива, удобен в использовании, но надежность системы существенно упала.
Основные преимущества полного привода компоновки трансмиссии:
Подводим итоги
Если вы опытный водитель или начинающий и пред вами стоит выбор какой привод лучше, мы уверенно порекомендуем полный. Надеемся, что в скором времени агрегатное устройство с автоматическим переключением привода будет доработано и каждый сможет испробовать нововведение.
Читать также: Малярная камера с водяной завесой
Плюсы и минусы АВД
Полноприводные седаны F-класса
Покупая люксовый седан для езды с личным водителем, обычно не скупятся на приятные дополнения, например, броню или полный привод. Сегмент не богат на машины с приводом на все колёса. Всего четыре машины, которые часто встречаются на вторичке:
Доподлинно известно, что к прохладно принятому на российском рынке Volkswagen Phaeton всё очень дорого – от лобового стекла до элементов салона. Система полного привода VAG не имеет клейма ненадежной, но при этом если вдруг что-то случится, нужно быть готовым к серьёзным вложениям.
В этом смысле лучше выбрать Audi A8 с её бессмертной Quattro. «Семёрка» BMW и вовсе имеет не самую удачную связку мотора 4.4 или 4.8 литра с системой xDrive – и без того огромный расход топлива дополняется расходами на содержание полного привода в порядке.
Что касается тяжёлого S-Class, то система 4Matic положительно отражается на его динамике и разгоне, и лучше покупать этот седан, оснащённый полным приводом.
Полноприводные седаны E-класса
Здесь всё те же бренды, что и в классе D, только «японец» другой, и плюсом добавился автомобиль из Чехии. В остальном те же игроки, только классом постарше – бизнес-седаны, которые принято относить к премиуму.
BMW в кузове Е60 особенно остро страдают от xDrive, так как в автомобиле использовано много алюминия и часть элементов хрупкие. Вкупе с ненадежной системой полного привода есть риск «приехать» на очень дорогой ремонт – от 200 тысяч рублей за подвеску, рычаги, стойки и попутно отладку «полняка».
Для чешского бизнес-седана Superb полный привод пошёл только на пользу – в такой вариации вместо ненадежной трансмиссии DSG устанавливается классический «автомат» с гидротрансформатором. Компания Nissan для топовых версий бизнес-седана Teana разработала надежный и эффективный полный привод, который хвалят владельцы этих авто.
Отличие АВД от 4wd
АВД это автоматически полный привод, 4ВД либо подключается механически вручную и может отключаться. Представим, что мы едем по мокрой дороге с кочками и съезжаем в просёлочную грязь, при этом машина снабжена АВД. В таких случаях работает передний привод, что экономней полного. Съезжая в грязь на 2 передних ведущих колёсах, они начинают терять сцепление и проворачиваться. Компьютер видит это и подключает задние колёса, распределяя мощность двигателя на заднюю ось, или каждому колесу по отдельности. Система 4wd распределяют мощность по двум осям. В системе АВД отсутствует пониженные передачи и нет блокировки дифференциала это два серьёзных момента, которые не позволяют автомобилю системы АВД ездить по серьёзному бездорожью – так как всё контролируется электроникой.
Минусы РВД
Типы приводов автомобиля
Давайте поближе познакомимся с каждым типом привода, а также разберём достоинства и недостатки.
Применение такого привода создаёт следующие преимущества:
При движении масса транспортного средства с RWD переносится на задние колёса, вследствие чего автомобиль получает лучшее сцепление с дорогой, а динамика разгона улучшается
Увы, вместе с достоинствами обнаруживаются и минусы. Их меньше, зато они несоизмеримо существеннее:
Типичные представители: BMW 3-Series E30, Cadillac CTS, Chevrolet SS и Camaro, Dodge Challenger, Charger и Magnum, Chrysler 300, Ford Mustang и Sierra, Hyundai Genesis, Jaguar S-Type, Lexus GS, Mazda MX-5, Mercedes E-Class W124, Nissan 370Z, Opel Omega, Scion FR-S, Smart Fortwo, Subaru BRZ, ВАЗ-2106.
Переднему приводу изначально свойственно сопротивление к поворачиваемости: на повороте колёса за счёт собственной тяги стремятся вернуться в исходное положение. Такое свойство считается признаком безопасности автомобиля и благоприятным условием для водителя среднего уровня.
Автомобиль с FWD весит на 3-5% меньше, чем ТС с заднеприводной конструкцией
Машина с данным типом привода наиболее распространена в мировом автопроме. С некоторых пор она заняла нишу самых экономичных и сравнительно недорогих легковых ТС. Подсчитано: её себестоимость, вес и «аппетит» намного меньше, нежели заднеприводной. На конвейере проще собрать узел «мотор + передний привод» и элементарно вставить его под капот, в то время как для заднего моста необходим технологический тоннель в автомобильном полике и многое другое. Поэтому на среднеразмерные «легковушки» (особенно мини-джипы и паркетники) ставят лишь передний привод. Такой вариант идеален для тех, кто предпочитает колесить по населённым пунктам, иногда покидая их пределы. Однако и за городом обычно езда осуществляется по ровному дорожному покрытию с небольшими повреждениями. С такой незамысловатой миссией переднеприводные аппараты справляются без особого труда.
Это важно! Трактовка «F» в сокращении FWD как Full («полный») или Four («четыре») является ошибочной, абсолютно неверной и вносит путаницу в классификацию.
Представители: Audi A4, AZLK-2141, Chevrolet Impala, LuAZ-969В, VAZ-2108, Mitsubishi Lancer, VW Golf.
Постоянный полный привод предполагает стационарное соединение всех колёс через многоступенчатую трансмиссионную систему с мотором. Для этого и служит межосевой дифференциал. Так, ВАЗ-2121 оснащён его принудительной блокировкой, что ставит «Ниву» в один ряд с машинами повышенной проходимости с подключаемым полным приводом.
С форматом «4х4» можно регулировать распределение вращения между колёсами – у некоторых моделей имеется возможность отключения крутящего момента на передний мост (UAZ, Mitsubishi Pajero). Впрочем, необходимо учесть, что в последнее время полный привод с функцией включения-отключения заводы-изготовители выпускают крайне редко, ведь данная опция зарекомендовала себя как неэффективная и дорогостоящая.
Во многих авто с 4WD приводом предусмотрен самостоятельный выбор распределения мощности между четырьмя колёсами
Надо сказать, что и раздаточная коробка постепенно становится редкостью. Механику вытесняет кибернетика, автономно мониторящая процесс вращения скатов и поддерживающая оптимальный режим эксплуатации трансмиссии. Как бы то ни было, традиционные схемы, когда водитель по желанию может включить пониженную передачу тяги при небольшой скорости и повышенных оборотах коленвала, ещё встречаются. Это весьма неплохое подспорье в критической ситуации, например, если ТС застряло в снегу или на пахоте.
Удобно, когда при необходимости имеется возможность включить 2H – передачу на одну ось, действующую в качестве классического заднего привода. Если этого недостаточно, переключаемся на 4H и плавно преодолеваем преграды. Однако главная фишка, отличающая 4WD от остальных приводов, – специальный технологический режим – 4L (пониженная передача). При нём 4 колеса полностью блокируются и вращаются с одинаковой частотой. Для города упомянутый режим ни к чему, а вот для глубокого сугроба либо трясины – в самый раз! Чистая мощность двигателя, подаваемая равными частями на оба моста, вытянет из вязкой и рыхлой массы без пробуксовки.
Представители: Audi Q3-SQ7, Bentley Bentayga, BMW X1- X6, Chery Tiggo, Daewoo Winstorm, Dodge Journey, Fiat Fullback, Jaguar F-Pace, Jeep Wrangler, Toyota Land Cruiser, Land Rover.
Это ноу-хау нашло применение в основном в кроссоверах. Его принцип заключается в том, что ведущий вал вращает передний мост и лишь в том случае, когда тяги недостаточно, электроника даёт команду на запуск заднего моста. Распределение тяги примерно соответствует 60% на перед и 40% на зад. Но есть исключения: на Audi и Subaru усилие делится пополам.
AWD в сравнении с 4WD выдаёт меньший крутящий момент. Кроме того, у AWD отсутствует возможность включения пониженной передачи крутящего момента (здесь нет демультипликатора-делителя).
Автоматически подключаемый полный привод чаще всего используется в современных кроссоверах
Впрочем, если мы говорим о AWD и 4WD, то понимаем, что номинально механическая вращательная энергия там и там распределяется по всем 4-м скатам. Справедливости ради стоит заметить: в некоторых уголках планеты эти два обозначения вообще тождественны. Там пренебрегают тем, что AWD оборудован особым операционным блоком, находящимся посредине авто. Он распределяет мощность на оба моста по своему усмотрению, т. е. так, как посчитает нужным. Подобная функциональная избирательность оптимизирует процесс ускорения, стремится к экономичной манере езды, зато при движении по льду или грязи могут наблюдаться непроизвольные сносы. В общем, к работе AWD следует приноровиться, надо научиться его чувствовать и предугадывать фазы активности, но на это нужно время и терпение.
Нельзя сказать, что трансмиссия AWD безопаснее при движении в зимний период. В этой связи знатоки предупреждают: полный привод по большому счёту не имеет преимуществ в торможении или на снежных, ледяных поворотах. Он лишь помогает в отдельных моментах сохранять устойчивость и создаёт иллюзию безопасности.
Допустим, вы спокойно едете по мокрому, скользкому покрытию. Очевидно, что в таких дорожных условиях в автомобиле включен передний привод. Но вот машина входит в проблемный поворот. В этот миг трансмиссия реагирует на изменение обстановки, и авто уходит в непреднамеренный занос. В свою очередь, водителю в данной ситуации также надо успеть среагировать на сей внезапный «сюрприз», иначе аварии не избежать.
Представители: Volvo S60, VW Golf III-IV, Subaru Impreza.