977 год событие на руси
«И пошел Владимир на Ярополка, брата своего»
1040 лет назад, в 978 году, на Руси завершилась гражданская война. Новгородский князь Владимир захватил Полоцк, а затем с помощью предательства части окружения великого князя Ярополка, занял и Киев.
Отец Ярополка, великий русский князь Святослав, перед уходом на войну с Византией поручил в 970 году Ярополку управление Киевом. Другие его сыновья – Олег и Владимир, стали править в древлянской и новгородской землях. 972 году Святослав с малой дружиной возвращаясь в Киев попал в печенежскую засаду и погиб. В организации нападения обвинили греков (ромеев-византийцев), заинтересованных в том, чтобы устранить великого русского князя, который планировал продолжить войну за Болгарию. Однако, видимо, приказ печенегам пришел из Киева.
В это время в Киеве активизировалась т. н. «христианская партия» — союз части бояр, купечества, принявшего христианство. Эта партия была разгромлена ярым сторонником древней русской веры Святославом, когда Киев хотели крестить при княгине Ольге. И снова окрепла при Ярополке, когда Святослав был занят войной на Балканах. Возвращение Святослава в Киев вело к новому погрому христиан. Поэтому киевляне подкупили союзных печенегов, и они убили Святослава. Видимо, среди участников заговора был и один из главных сподвижников Святослава воевода Свенельд. Великий князь отправил Свенельда с основным войском в Киев сухим путем, чтобы он организовал сбор нового войска для продолжения войны с Византией. Но воевода предал его. Когда князь не дождался подмоги, он сам пошёл в Киев и угодил в подготовленную западню. В итоге Свенельд окрутил юного Ярополка и стал его ближайшим советником.
Правление Свенельда и Ярополка привело к распаду и смуте. Очевидно, что между братьями не было близких отношений. Они были рождены от разных матерей и в дальнейшем воспитывались порознь. У каждого из них были свои родичи и наставники, к советам которых они прислушивались. Амбиции их окружения усугубили ситуацию. При этом при Ярополке окрепла христианская партия, возможно, он и сам принял христианство. По данным Никоновской летописи, к Ярополку приходили послы из Рима от папы. О симпатиях Ярополка к христианству сообщает известная по выпискам историка В. Н. Татищева Иоакимовская летопись: «Ярополк же был муж кроткий и милостивый ко всем, любящий христиан и, хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал… Ярополк нелюбим у людей, потому что христианам дал волю великую». При власти христианской партии зашевелились и иудейские купцы – хазары, которые занимались работорговлей и ростовщичеством, закабаляя вольных людей.
В результате правление Ярополка не признали древляне, где правил Олег Святославич и Новгород, где княжил Владимир Святославич с воспитателем-дядькой Добрыней. Другие также земли стали отпадать от Киева. А главный выигрыш от этой ситуации получила Византийская империя. Второй Рим мог забыть о страхе, который ему внушали яростные дружины Святослава и отказаться от выплаты, обещанной русским дани, чтобы они не воевали греков. Ромеи завершили завоевание обескровленной Болгарии, превратив её в свою провинцию. Болгарский царь Борис II униженно прошел в триумфальном шествии по Константинополю, сложил с себя царские регалии и стал второразрядным византийским придворным, а его брата Романа оскопили. Греки постарались лишить Русь выхода к Чёрному морю. Вопреки с соглашением со Святославом, по которому «Боспор Киммерийский был русским владением, греки позволили иудейским купцам (хазарам) возродить в Керчи и на Тамани свой кровавый, рабовладельческий промысел. Осколок Хазарского каганата ожил и наладил связь с Киевом, где у хазар были свои люди.
Второй Рим постарался подмять под себя Киев. Византия стала опорой для Свенельда с Ярополком. Когда князь подрос, его женили на неизвестной гречанке, якобы пленной монашке — это один из самых хитрых политических ходов – привязка политика с помощью жены. При гречанке при великокняжеском дворе появились византийские священники, понятно, что не случайные люди. Всё это методика концептуально-идеологической, информационной и тайной войны, которую люди ведут уже не одну тысячу лет.
В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братом Олегом. Считается, что войну начал Свенельд. В 975 году охотившийся в древлянских землях сын воеводы Свенельда Лют был убит Олегом. В ответ Свенельд призвал Ярополка начать войну с братом: «Поди на брата своего и захвати волость его». Свенельд разгромил древлян. Олег пытался скрыть в граде Вручий: «Был мост через ров к городским воротам, и люди, теснясь на нём, пихали друг друга в ров. И спихнули Олега с моста вниз». Согласно летописи, Ярополк сокрушался, узнав о смерти брата, которой не желал. «Смотри, — сказал Свенельду Ярополк над трупом брата, — ты этого хотел». В дальнейшее время Свенельд исчез с политической арены, видимо, умер, и больше не фигурирует в описании войны Владимира и Ярополка. Место Свенельда при киевсокм князе занял воевода Блуд.
Владимир при этом известии «убояся, бежа за море» — в варяжские земли. Ярополк стал правителем всего Русского государства. Тем временем Владимир сохраняя связи с новгородцами, получил от них деньги и набрал войско из варягов (западных русов). После этого он вернулся в Новгород, убив посадника Ярополка. Владимир начал собирать армию из племенных союзов Северной Руси. Видимо, в этот период он получил поддержку русского жречества против Ярополка, которого поддерживали христиане.
Тем временем Ярополк заключил союз с Полоцкой землей. Там правила самостоятельная династия, полоцкий князь Рогволод. Княжну Рогнеду Полоцкую сватали Ярополку. Владимир попытался разрушить этот союз и сам посватался к Рогнеде. «Повесть временных лет» под 980 годом сообщает: «…послал к Рогволоду в Полоцк сказать: «Хочу дочь твою взять себе в жены». Тот же спросил у дочери своей: «Хочешь ли за Владимира?». Она ответила: «Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка». Владимир был сыном прислуги, ключницы Ольги Малуши: «Володимиръ бо бе отъ Малки, ключници Олжины; Малка же бе сестра Добрыне, — и бе Добрыня дядя Володимиру» (Никоновская летопись).
Народ не осудил Владимира, его поддерживала вся Северная Русь, жречество и боярство, Ярополка же осуждали за убийство Олега и предательство старой веры. После этого Владимир повёл своё многочисленное войско на Киев. Северяне, древляне и поляне без боя пропустили его войско дальше к Киеву. Ярополк, утративший поддержку народа, горожан и значительной части боярства (язычники ещё преобладали), не сумел собрать большой рати и затворился со своей дружиной в Киеве. Однако он не мог надеяться на поддержку горожан. Во время штурма киевляне могли отворить ворота и впустить Владимира.
Князь Владимир Святославич не хотел боя (великий князь имел ещё возможности к сопротивлению, в частности, мог призвать союзных печенегов) и решил договориться с боярами Ярополка. Он послал к Блуду: «Будь мне другом! Если убьют брата моего, то будешь мне вместо отца и честь большую получишь от меня; не я ведь начал убивать братьев, а он. Я же, убоявшись этого, вышел против него». Советники великого князя во главе с Блудом поняв, что его песенка спета, решили перейти на сторону сильного. Блуд предал своего князя и посоветовал бежать, говоря ему, что киевляне тайно ссылаются с Владимиром, чтобы его выдать. Ярополк бежал в крепость Родню, в устье реки Роси, ухудшив своё положение. Оставшиеся одни киевляне подчинились Владимиру, который осадил Родню. И был в крепости большой голод, отсюда появилась поговорка «Беда, как в Родне».
Беременную жену Ярополка, красавицу-гречанку, Владимир взял в жены. Её сын Святополк, прозванный Окаянным, стал одним из главным участников следующей гражданской войны – усобицы 1015 – 1019 гг. (есть мнение, что его оболгали победители).
Эти события происходили между 978 и 980 гг. «Повесть временных лет» датирует гибель Ярополка и вокняжение Владимира 980 годом. Более ранний документ «Память и похвала князю Владимиру» («Житие князя Владимира от монаха Иакова Черноризца») приводит точную дату вокняжения Владимира — 11 июня 978 года. Из ряда хронологических соображений историки признают вторую дату более вероятной. Скорее всего, убийство Ярополка произошло именно 11 июня.
Первая усобица на Руси: победа Владимира
теория по истории 🏺 восточные славяне и Русь до начала XII века
Первая усобица на Руси — период междоусобной борьбы сыновей Святослава за Киевский престол в 972-980 гг., завершившийся победой Владимира I. На протяжении этого отрезка времени в Киеве правил старший сын Святослава — Ярополк (972-980 гг.).
Сыновья — наместники. Конфликт.
Перед тем как уйти в походы Святослав посадил своих сыновей на разные подвластные ему земли в качестве наместников.
Старший сын Ярополк получил Киевскую землю, его брата Олега Святослав посадил на Древлянскую землю, в город Искоростень. Третий сын Владимир, который родился от ключницы княгини Ольги Малуши, был посажен в Новгород, на се вер. После смерти Святослава главным князем стал Ярополк.
И под 977 годом в летописи сказано: » Пошел Ярополк на брата своего Олега в Деревскую землю.»
Гибель Олега.
В летописи под 980 годом сообщается, что Владимир «бежал за море» не просто так: он привёл оттуда войско варягов, готовое выступить против Ярополка. И действительно, когда Владимир вернулся в Новгород, то заявил посадникам Ярополка: «Идите к брату моему и скажите ему: Владимир идет на тебя, готовься с ним биться».
Поход Владимира.
«Владимир и Рогнеда» А.П. Лосенко. 1770 г.
После этого Владимир пришёл к Киеву, где сидел Ярополк, и осадил город. С помощью хитрости он уговорил воеводу Ярополка, Блуда, перейти на его сторону. По этому поводу автор Повести восклицает: «О злое коварство человеческое! Как говорит Давид: «Человек, который ел хлеб мой, возвел на меня клевету»». Обманом Блуд уговорил Ярополка бежать из Киева, а потом и вовсе сдаться Владимиру. Как только пришёл Ярополк к брату, «два варяга подняли его мечами под мышки», т.е. убили.
Усобица закончилась утверждением единой власти Владимира в Киеве. Вскоре он станет известен как Владимир Святой и Владимир Красное Солнышко (980-1015 гг.).
Таким образом развивались события первой усобицы на Руси согласно Повести Временных лет. Впереди нас ждёт славное правление Владимира I.
Борьба за власть между Святославичами
междоусобица Владимира, Олега и Ярополка
977-980 года
Началом первой междоусобицы на Руси, возникшей через 5 лет после смерти князя Святослава Игоревича, стало убийство Олегом Святославичем сына киевского воеводы Свенельда во время охоты. Свенельд воспользовался влиянием на молодого князя Ярополка и решил отомстить убийце сына.
Причины и предпосылки
Ввиду малолетства наследников за ними присматривали воеводы-помощники: для Владимира эту роль выполнял его дядя Добрыня, для Ярополка — вернувшийся в 972 году Свенельд (который и сообщил княжичу о смерти отца на днепровских порогах), о наличии наставника у Олега летописи не сообщают.
Таким образом можно перечислить следующие причины усобицы:
Начало междоусобицы и убийство Олега Древлянского
Захватив город Ярополк приказал разыскать брата, но его нигде не могли найти. Один древлянин сказал, что видел как Олег упал в ров перед крепостной стеной. С утра до полудня доставали трупы лошадей и воинов из рва, наконец, извлекли тело Олега и принесли его к Ярополку.
Летопись представляет Ярополка, сокрушающегося о гибели брата, убитого помимо его воли:
«О люто мне, что осквернился убийством брата моего, лучше бы мне умереть, нежели тебя, брат, так видеть, что злой клеветник учинил».. [1] В. Н. Татищев «История Российская» кн. 2, гл. 5
После известия о начале междоусобицы Владимир бежал из Новгорода «за море», а Ярополк стал правителем всего Древнерусского государства.
Борьба между Владимиром и Ярополком
Сватовство к Рогнеде и осада Полоцка
В 978 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Войдя с варягами в Новгород и изгнав посадников Ярополка, Владимир Святославич направил брату послание:
Затем, пытаясь усилиться перед столкновением с братом, Владимир направил сватов к владеющему Полоцком князю Рогволду, с просьбой выдать за него свою дочь Рогнеду. Она же была на тот момент уже сосватана за Ярополка и на просьбу отца самой определиться с выбором жениха ответила:
Эти оскорбительные слова обидели не только Владимира, но и его наставника-воеводу Добрыню, которой приходился дядей юному князю и братом той самой рабыни Малуши. Можно предположить, что истинной причиной отказа Владимиру и его дальнейшего захвата Полоцка было то, что Рогволод вступил в борьбу между двумя Святославичами на стороне Ярополка. Ответ Рогнеды свидетельствовал о политическом выборе Рогволода в пользу Киева, что неминуемо вело к войне с Новгородом.
Поход на Киев и предательство Блуда
Опасаясь столкновения с братом в чистом поле, Владимир привлёк на свою сторону воеводу Ярополка по имени Блуд:
«Будь мне другом! Если убью брата моего, то буду почитать тебя как отца, и честь большую получишь от меня; не я ведь начал убивать братьев, но он. Я же, убоявшись этого, выступил против него».
И сказал Блуд послам Владимировым:
После этого Блуд обманом сначала уговорил Ярополка не сражаться с Владимиром в открытом бою:
«Князь, для чего хочешь войско трудить, ибо я совершенно ведаю, что Владимир во своих войсках любви не имеет и, поскольку рабынич, укоряем. И когда тебя увидят войска его, все без бою предадутся тебе; для сего нет нужды тебе против него выходить, но жди его в Киеве». [7] В. Н. Татищев «История Российская» кн. 2, гл. 5
Прибыв к Киеву с большим варяжским войском и новгородской дружиной Владимир осадил город.
Затем Блуд посоветовал Ярополку, который мог бы долго сидеть в осаде, бежать из Киева, представляя ему, что киевляне тайно ведут переговоры с Владимиром, чтобы его выдать. Ярополк ушёл в крепость Родню. Оставшиеся одни киевляне подчинились Владимиру, который направился к Родню и осадил брата в крепости.
Убийство Ярополка по приказу Владимира
Находясь в осаждённом Родне Блуд уговорил своего князя примириться с братом, указывая ему на множество врагов вне крепости, между тем как в этой последней свирепствовал голод. Ярополк согласился, о чём Блуд известил Владимира, и отправился в Киев, несмотря на предостережения преданного ему слуги Варяжко:
Однако Ярополк понадеялся на мирные переговоры и отправился к Владимиру. Введя великого князя в теремной дворец, Блуд запер дверь, дабы туда не могла проникнуть Ярополкова дружина. Здесь Ярополк и был убит двумя варягами:
И, когда только вступил в двери, проткнули его два варяга мечами под пазухи [9] В. Н. Татищев «История Российская» кн. 2, гл. 5
Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.
По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова [10] «Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI
века это случилось 11 июня 978 года.
977 Первая усобица на Руси. Победа Владимира Святославича
977 Первая усобица на Руси. Победа Владимира Святославича
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
5. Первая победа
5. Первая победа Он зело стыдобил княгиню-мать, Он ее вопрошал с презрением: «Не срамно ль дружину нам потешать непотребным, чужим крещением?!» И. Кобзев, «Витязи» Естественно, предложение Ольги встретили в Священной Римской империи с восторгом. На Русь немедленно выехал
Первая усобица на Руси
Первая усобица на Руси Перед отъездом из Киева на Дунай Святослав распорядился о судьбе трех своих сыновей. Старшего, Ярополка, он оставил в Киеве; среднего, Олега, отправил княжить в землю древлян, а младшего, Владимира (Вольдемара), посадил в Новгороде. Итак, у власти в
Правление на Руси Владимира
Правление на Руси Владимира Итак, Владимир Святославич стал княжить в Киеве. Множество проблем навалилось на него. С большим трудом ему удалось уговорить пришедших с ним варягов не грабить Киев. Он постарался их выпроводить из Киева в набег на Византию, предварительно
5. Первая победа
5. Первая победа Он зело стыдобил княгиню-мать, Он ее вопрошал с презрением: «Не срамно ль дружину нам потешать непотребным, чужим крещением?!» И. Кобзев, «Витязи» Естественно, предложение Ольги встретили в Священной Римской империи с восторгом. На Русь немедленно выехал
Глава 8 Правление Владимира Святославича
Глава 8 Правление Владимира Святославича Начало Год рождения Владимира Святославича (умер в 1015) неизвестен. Вероятнее всего, он родился между 955 и 966 годами. Сын великого князя Святослава родился от ключницы княгини Ольги, рабыни Малуши из города Любеча. Многоженство было
Дружинный пир князя Владимира Святославича.
Дружинный пир князя Владимира Святославича. Миниатюра Радзивиловской летописи. XV
§ 7. Новая смута на Руси и утверждение в Киеве Владимира
§ 7. Новая смута на Руси и утверждение в Киеве Владимира Деятельность Святослава на Балканах не принесла Руси ни успеха, ни пользы. Множество лучших воинов сложили там свои головы. Это, очевидно, способствовало известному повороту в политике его наследников. В качестве
Победа Владимира Храброго
Победа Владимира Храброго Один из татарских отрядов доскакал до Волока Дамского – и под его стенами был наголову разбит ратью серпуховского князя Владимира Андреевича Хороброго. Двоюродного брата Дмитрия Донского, внука Ивана Калиты, героя Мамаева побоища. После этого
§ 10. Христианство на Руси до князя Владимира
§ 10. Христианство на Руси до князя Владимира Не достигшее большого развития и не имевшее внутренней крепости языческое миросозерцание наших предков должно было легко уступать посторонним религиозным влияниям. Если славяне легко примешивали к своим суевериям суеверия
Княжение Святослава Игоревича и сына его Владимира Святославича
Княжение Святослава Игоревича и сына его Владимира Святославича Святослав Игоревич (942–972), великий князь Киевской Руси, стал править сразу после гибели своего отца в 945 году, то есть с трёх лет. В полную силу же он вошёл в середине 60-х годов.Христианская вера была ему чужда,
Глава III. Свобода веры и совести в казачестве. — Первая казако-панская усобица. — Три характеристические черты казацких бунтов. — Католический бискуп в качестве примирителя казаков с Киевом. — Признаки разложения Польши. — Вторая казако-панская усобица.
Глава III. Свобода веры и совести в казачестве. — Первая казако-панская усобица. — Три характеристические черты казацких бунтов. — Католический бискуп в качестве примирителя казаков с Киевом. — Признаки разложения Польши. — Вторая казако-панская усобица. Ни запорожским
4 РУСЬ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА И ЯРОСЛАВА МУДРОГО. РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ
4 РУСЬ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА И ЯРОСЛАВА МУДРОГО. РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ При Владимире Киевская Русь уже приобрела черты раннефеодальной монархии. Впоследствии при Ярославе Владимировиче эти черты получили дальнейшее развитие. Структура политического устройства
Культура Киевской Руси во время правления Владимира Мономаха
Культура Киевской Руси во время правления Владимира Мономаха Мономах проявил себя не только как видный полководец и мудрый политик, но и как властный и в то же время добрый, рачительный хозяин, истинный христианин. На закате жизни Владимир Мономах написал свое знаменитое
13. Свидетельство фотия о христианстве на Руси до Владимира
13. Свидетельство фотия о христианстве на Руси до Владимира Кроме двух бесед Фотия, сообщающих нам в высшей степени важные сведения о походе руссов в 860 году на Царьград, имеется еще документ первостепенного значения, подтверждающий выводы, полученные нами из анализа
§ 7. Новая смута на Руси и утверждение в Киеве Владимира
§ 7. Новая смута на Руси и утверждение в Киеве Владимира Деятельность Святослава на Балканах не принесла Руси ни успеха, ни пользы. Множество лучших воинов сложили там свои головы. Это, очевидно, способствовало известному повороту в политике его наследников. В качестве
3. О первом крещении Руси до Владимира
3. О первом крещении Руси до Владимира Вопрос о первом крещении Руси еще до Владимира Великого до сих пор является предметом споров и разноголосицы.Мы уже разбирали вопрос о крещении князя Аскольда, здесь мы займемся всем вопросом в целом и покажем, что вопрос решается
977 год
Годы |
---|
973 · 974 · 975 · 976 — 977 — 978 · 979 · 980 · 981 |
Десятилетия |
950-е · 960-е — 970-е — 980-е · 990-е |
Века |
IX век — X век — XI век |
1-е тысячелетие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII век — IX век — X век — XI век — XII век | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хронологическая таблица |
СодержаниеСобытияРодилисьСкончалисьСм. также
ПолезноеСмотреть что такое «977 год» в других словарях:977 год до н. э. — Годы 981 до н. э. · 980 до н. э. · 979 до н. э. · 978 до н. э. 977 до н. э. 976 до н. э. · 975 до н. э. · 974 до н. э. · 973 до н. э. Десятилетия 990 е… … Википедия 977 (значения) — 977: 977 977 год от Рождества Христова. «977» фильм Николая Хомерики (2006) … Википедия 977 (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. 977 (значения). 977/ Девять семь семь … Википедия 1215 год — Годы 1211 · 1212 · 1213 · 1214 1215 1216 · 1217 · 1218 · 1219 Десятилетия 1190 е · 1200 е 1210 е 1220 е · … Википедия 1977 год — Годы 1973 · 1974 · 1975 · 1976 1977 1978 · 1979 · 1980 · 1981 Десятилетия 1950 е · 1960 е 1970 е 1980 е · … Википедия U-977 — U 977 … Википедия 980 год — Годы 976 · 977 · 978 · 979 980 981 · 982 · 983 · 984 Десятилетия 960 е · 970 е 980 е 990 е · … Википедия 974 год — Годы 970 · 971 · 972 · 973 974 975 · 976 · 977 · 978 Десятилетия 950 е · 960 е 970 е 980 е · … Википедия 981 год — Годы 977 · 978 · 979 · 980 981 982 · 983 · 984 · 985 Десятилетия 960 е · 970 е 980 е 990 е · … Википедия 979 год — Годы 975 · 976 · 977 · 978 979 980 · 981 · 982 · 983 Десятилетия 950 е · 960 е 970 е 980 е · … Википедия
|