90 псалом история возникновения

90 псалом история возникновения

Скажите, пожалуйста, как правильно понимать 90 псалом? О чем в нем говорится? Заранее благодарна.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Этот псалом был написан пророком Давидом, как считают исследователи, по случаю избавления от трехдневной моровой язвы. У евреев он не был надписан. В греческой Псалтири он имеет название, указывающее, как на автора, так и на характер этого псалма – Хвалебная песнь Давида. Главная тема псалма: Бог есть Заступник и надежное прибежище всех уповающих на Него. Эту священную песнь отличает возвышенность мысли, горячая вера, живость чувства, яркость образов и поэтичность языка. В отличие от других псалмов, он имеет сложное построение. В нем четко выделяются три части (1-2, 3-13, 14-16). Главная композиционная особенность – диалогичность. По-видимому, при музыкальном исполнении псалма в скинии или в храме пение было антифонным.

Первый голос уверенно и утешительно возвещает:

Живый в помощи Вышняго. В крове Бога небесного водворится (1). Святитель Афанасий Великий изъясняет: «Пророческий дух ублажает человека, т. е. того, кому помощь и nocoбиe Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога небесного?».

Второй голос во втором стихе подтверждает это:

Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него (2).

В стихах 3 – 13 раскрывается главная мысль псалма. Первый голос объясняет причины своего непоколебимого упования на Бога:

Яко Той избавит тя от сети ловчи… В еврейском тесте: от сети птицелова. Образ этот часто встречается в Библии для выражения опасности, которой надо особо остерегаться, потому что она является скрытой: Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих (Пс.123:7); как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время (Еккл.9:12).

— … и от словесе мятежна (3), т.е. злословия, клеветы.

Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися…(4). Плещма – значит плечами. В еврейском тесте ebrah – крыло больших птиц. Вспоминаются слова Спасителя: Иерусалим, Иерусалим … сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф.23:37).

оружием обыдет тя истина Его (4). Оружием – значит щитом. Под истиной понимается верность Бога Своим обетованиям.

Не убоишися от страха нощнаго…(4), т.е. от всего, что может устрашать ночью: бесов, убийц, воров.

-… от стрелы летящия во дни (5). Имеется в виду, как буквальный, так и метафорический смысл: у восточных народов моровая язва иногда сравнивается со стрелой, потому что ее нельзя остановить.

-… от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго (6). По толкованию святителя Афанасия Великого: «бесом полуденным называет духа лености».

Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится (7). Цифры ­тысяча и 10 тысяч (тьма) символически означает необыкновенно большое количество нападающих. Однако от всех их защитит Господь праведника.

обаче (только) очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши (8). Значит: будешь только смотреть очами и видеть наказание грешников. Святитель Афанасий Великий пишет: «Не потерпишь, говорит, ни малого вреда от злоумышляющих, увидишь же падение врагов твоих».

В 9-м стихе второй голос кратко и уверенно произносит:

Яко Ты, Господи, упование мое(9). Говорит это, чтобы подтвердить обетование, раскрытое первым голосом. Далее первый голос снова начинает и продолжает высокую тему псалма, делая обращение во втором лице:

Вышняго положил еси прибежище твое (9).

Нарастает сила непоколебимого упования. Тон становится все более величественным:

Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (10): яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих (11).

На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою (12): на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия (13). По изъяснению святителя Афанасия Великого: «Словом «нога» означает душу, а словом «камень» – грех». Господь наш Иисус Христос апостолам и всем имеющим непоколебимую веру, обещал: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк.10:19).

В последних стихах (14 – 16) псалом достигает наивысшей торжественности и силы – Сам Бог произносит обетования:

Яко на Мя упова, и избавлю и (его): покрыю и, яко позна имя Мое (14).

Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним Есмь в скорби, изму его, и прославлю его: долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое (15,16). Святитель Афанасий Великий говорит: «А спасение это – сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним».

Источник

Псалом 90

Псалом сей имеет следующее надписание: Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей. А в Псалтири, изданной Российским Библейским Обществом, по переводу с еврейского языка, он имеет такую надпись: «Хвалебная песнь Давидова», каковой надписи соответствует и надпись Вульгаты, т.е. Библии на латинском языке, без приписки слов: не надписан у еврей, а просто: «laus cantici David XC», т.е. «хвалебная песнь Давидова». Все это свидетельствует о том, что в древнем еврейском собрании псалмов над 90-м псалмом не было поставлено никакого надписания, и что имеющаяся ныне краткая надпись: «Хвалебная песнь Давидова» – внесена в книгу псалмов впоследствии, например, при создании греческого перевода LXX толковников, и внесена, конечно, не самопроизвольно, а на основании дошедших до богомудрых издателей древних преданий ветхозаветной Церкви, приписывавших составление сего псалма Давиду.

По содержанию своему псалом этот хвалебный («Хвалебная песнь Давида») и вместе – учительный: здесь пророк учит о том, что надежда человека на Бога имеет непреодолимую силу, и что поэтому всякий, кто верою и надеждою связывает себя с помогающим ему Богом, – делается другом и сожителем Его и находится в совершенной безопасности.

Особенность сего псалма составляет быстрая перемена лиц, выражающих свои мысли и чувства. Здесь или пророк выражает свои мысли о праведнике, живущем полною надеждою на Бога (ст. 1–2), или, обращаясь к праведнику, успокаивает его теми благами, какие изливаются на уповающего на Бога (ст. 3–8, 10–13), или говорит от лица этого праведника, вполне преданного воле Божией (ст. 2,9), или же от лица Самого Бога, выражающего Свое благоволение праведнику (ст. 14–16).

Одни из толковников видят в сем псалме общий, отвлеченный поэтический образ праведника, в котором все случаи избавлений взяты псалмопевцем совершенно произвольно, без всякого исторического отношения, и который столько же идет к Давиду, сколько и к Езекии, и ко всякому другому праведнику. Другие же указывают в нем такие черты, которые почти все замечательным образом идут к лику благочестивого царя Иудейского Езекии и к обстоятельствам его времени. Кто знаком с историей сего Езекии, тому совершенно ясно, что в указанном изображении праведника мы имеем поэтическое изображение сей истории. Ввиду ясного сходства представленного образа праведника с историей Езекии, уже блж. Феодорит, приписывавший вообще все псалмы Давиду, признавал псалом 90 пророчеством Давида о Езекии.

Пс.90:1–2 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.

Не совсем ясный смысл изречений 1-го стиха, по церковно-славянскому переводу, выясняется при чтении других переводов. Так, в переводе с еврейского он читается: «Живущий под покровом Всевышнего (в крове Бога Небесного) в тени Всемогущего почивает»; а в переводе с латинского читается так: «Кто жительствует с помощию Всевышнего (Allissimr), тот будет пребывать в покровительстве Бога Небесного. Он скажет Господу: Ты заступник мой и прибежище мое: Бог мой, я буду надеяться на Него». Здесь выражается, с одной стороны – полная преданность воле Божией человека ни на кого более не надеющегося, как только на Бога, а с другой – полная безопасность того, кто находится в ближайшем общении с Богом Небесным, под Его крепкою защитою. Он и в молитве обращается к одному Богу и дерзновенно говорит Ему: Ты заступник мой и Ты один прибежище мое; и не только на молитве, но и пред другими исповедует: Он Бог мой и на Него я уповаю.

Здесь пророк, обращая речь к самому покровительствуемому Богом, говорит, что Господь Бог избавит тебя от сети ловца (птицелова или зверолова, от сети ловчи) и от всякого враждебного слова, могущего привести тебя в смятение (от словесе мятежна), вообще от всякой клеветы и заговора против тебя. Он прикроет тебя, будет осенять или охранять как бы плечами своими (плещма Своима осенит тя), и ты будешь иметь надежду, что под покровительством Его пребудешь в безопасности (и под криле его надеешися). В первом выражении образ речи заимствован от тех воинов, которые во время сражения стоят в передних рядах и плечами своими закрывают находящихся позади их, а во втором выражении подобие взято от птиц, которые крыльями своими прикрывают своих птенцов. Таким образом, мысль псалмопевца можно выразить так: всемогущая сила Божия защитит тебя, и, находясь под охраною Божественного попечения, ты будешь вполне безопасен. Сама истина Божия окружит тебя со всех сторон оружием. Под истиною Божией нужно разуметь здесь верность Божию обетованиям: Он обещает Свою помощь всем уповающим на Него, и действительно подает ее. По переводу с еврейского, последняя речь выражена так: «истина Его есть щит и ограждение».

Пс.90:5–6 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго.

Многие из людей подвержены бывают страху в ночное время, при угрожающей опасности, а иногда и совсем без всяких опасностей, при одном только представлении опасности, по причине окружающей тьмы. Некоторые, кроме того, воспитанные в разных суевериях, испытывают какой-то безотчетный страх при так называемых «встречах». Хотя подобные суеверия о «встречах» не повсеместны и не всеми приемлемы, тем не менее они всегда существовали, можно сказать, с глубокой древности, и потому их нельзя оставлять без внимания. Псалмопевец, как бы представляя все подобные случаи страха, успокаивает человека, находящегося под покровительством Божиим, говоря ему: охраняемый силою Божией, ты не будешь бояться никаких опасностей, ни явных ни тайных, ни днем, ни ночью, не будет у тебя страха нощнаго, не будешь бояться и стрелы, летящей днем. Ты избавишься от всякой (неприязненной) вещи, бывающей ночью (во тме преходящия), от опасной «встречи» и от всякой случайности, неожиданной при «встречах» (от сряща, т.е. от всего того, что с нами случается нечаянно), и от злого духа, нападающего в полдень. Под именем беса полуденного разумеется злой дух, в ясный день или в полдень причиняющий человеку различного рода вред болезни, например, моровую язву и заразу. Другие под именем беса полуденного разумеют солнечный зной, сильно жгущий в Палестине и бывающий смертоносным для путников. А блж. Иероним, согласно с сим, разумел известное на Востоке моровое поветрие, или смертоносный ветер, называемый Самум.

Пс.90:7–8 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.

Опасности угрожают человеку со всех сторон. С одной стороны тысяча, или как в переводе с еврейского: «Близ тебя падет тысяча и тьма по правую руку твою» (и тма одесную тебе), т.е. и тысячи, и десятки тысяч, и бесчисленное множество врагов нападет на тебя, но тебя не коснется (к тебе же не приближится). Или же так: если с одной стороны нападет на тебя тысяча врагов, а с другой – десять тысяч или бесчисленное множество, то и тогда никто из них не приближится к тебе, не погубит тебя. И ты не только не потерпишь никакого вреда от нападающих нечестивцев, но напротив, только будешь смотреть своими глазами, и сам увидишь воздаяние им от Господа (обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши). Так и было с благочестивым царем Иудейским Езекиею. Когда, с многочисленным войском, напал на него и осадил Иерусалим Сеннахирим, царь ассирийский, тогда Езекия молитвенно возопил ко Господу Богу, возложив все упование на Него. И Господь вскоре избавил Езекию от страшной опасности, угрожавшей ему, поразив в одну ночь все многочисленное (185 тысяч) воинство ассириян ( 2Пар.32 ).

Пс.90:9 Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое.

Надеющийся на Бога и всегда живущий в помощи Всевышняго сам в себе от удовольствия говорит: Ты, Господи, вся моя надежда и опора (яко ты, Господи, упование мое), и сказав так, одного Всевышнего избрал ты (положил еси) прибежищем твоим, говорит псалмопевец.

Пс.90:10–13 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему: яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою: на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия.

Пс.90:14–16 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его: долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое.

После того, как успокоил праведника утешительными словами об ангелах, посылаемых Богом для охранения его от разных бед и напастей, пророк вводит Самого Бога говорящим о праведнике в таких выражениях: так как он надеялся на Меня (яко на Мя упова), то Я избавлю его и скрою от опасности. А за то, что он познал и уверовал в Меня (яко позна имя Мое), т.е. Мне одному служил и покланялся, не признавая других богов, Я всегда буду помогать ему и внимать молитве его (услышу его). Если постигнет его какая-нибудь скорбь, то Я буду с ним и в скорби (с ним есмь в скорби), избавлю его (изму его) от всяких скорбных и тяжких обстоятельств, и не только избавлю, но и прославлю его, т.е. и самые несчастные обстоятельства направлю ему в благополучие и славу. Я сделаю для него то, что сделал некогда многострадальному праведнику Иову, или то же, что сделал для благочестивого царя иудейского Езекии. Долготою дний исполню его, т.е. получит он долголетнюю жизнь на земле и сподобится вечно блаженной жизни будущего века.

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Источник

Псалом 90 — история, смысл, особенности молитвы

Узнайте все самое интересное и полезное о псалме 90, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Псалом 90: история создания

90-й псалом является одним из самых известных молитвенных песнопений. Он содержится в Псалтыри – книге Ветхого Завета, насчитывающей около полутора сотен псалмов (жанр духовных песнопений). Псалом 90 на русском языке очень популярен среди верующих. Он также известен православным христианам по своим первым словам: «Живый в помощи Вышняго».

Автором этого псалма, как и основной части Псалтыри, является ветхозаветный еврейский царь и пророк Давид, живший в 11-10 веках до нашей эры. Текст был написан им в качестве благодарности и хвалы Богу после чудесного избавления израильского народа от эпидемии моровой язвы.

Псалом 90 на русском языке: толкование

В греческой Псалтыри этот псалом называется «Хвалебная песнь Давида». В данном заголовке отражена главная тема псалма – Бог защитит и утешит каждого, кто уповает на него. Отличительной чертой этой священной песни является диалогичность. В псалме присутствуют 2 рассказчика. Они подробно описывают, как Бог защищает и помогает тем, кто верует и надеется на Него. С помощью ярких, поэтичных образов псалом повествует, что блажен каждый, кто имеет Покровителем Бога. И что Всевышний убережёт уповающего на Него от любой опасности.

Приводятся различные примеры опасности: сеть ловца (символизирует путы дьявола). Летящая стрела (имеет и буквальное значение, и переносное – грехи и страсти). Мятежные словеса (то есть клевета и злословие). Аспид, василиск, лев, змий (дикие животные и нечистые духи). Полуденный бес (символ греховного дневного расслабления, лени, чревоугодия). А также телесные раны, и ночные страхи. Кроме того, в псалме сказано, что уповающий на Бога не только убережется от врагов, но и увидит их падение и справедливое наказание.

Последние строки псалма особенно торжественны. Всё вышесказанное подтверждается словами самого Бога: Он услышит, спасёт всех познавших и возлюбивших Его.

90-й псалом в богослужении и домашней молитве

Псалом 90 используется как на богослужениях, так и в домашней молитве, в повседневной жизни. Когда читается псалом 90? В Православии его читают на службе 6-го часа, который посвящён Распятию Иисуса Христа. А также на Великом Повечерии, во время отпевания и панихиды.

Псалом как молитва в опасности

Псалом 90 уже много веков читается христианами в опасных ситуациях. Причем не только во время бесовских наваждений, но и при нападении врагов, опасных животных, а также, чтобы защититься от злословия и клеветы. Христианским воинам разных исторических эпох в одежду вшивали текст этого псалма, написанный на бумаге или ткани. Но, разумеется, использовать текст псалма только в качестве защитного амулета недостаточно. Нужно обращаться к Богу словами царя Давида и надеяться на Его милость и помощь.

Как псалом помог войну пережить

Известно большое количество историй о том, как 90-й псалом помогал в опасных ситуациях. Особенно много таких свидетельств связано с различными ситуациями в периоды военных действий. Во время Великой Отечественной Войны. Некоторые из них описаны в книгах Виктора Николаева “Живый в помощи”, Андрея Фарберова “Спаси и сохрани” и Марии Гордовой “Ветер Нежность”.

В последней, например, приводится рассказ участника Великой Отечественной войны Петра Завьялова. Петра призвали в армию, мать дала ему листок с 90-м псалмом и велела зашить в гимнастерку. Молитва неоднократно спасала жизнь рассказчика: он выжил в Сталинградской битве и Курской дуге. В 1944 году он потерял листок с псалмом, позже получил ранение. Но Пётр уже хранил эту молитву в сердце и, пока был сознании, молился. Врач потом сказал, что он родился в рубашке. Пётр Завьялов закончил службу в Германии и благополучно вернулся домой с боевыми наградами.

Источник

90-й псалом

«> псалом был написан пророком 90 псалом история возникновенияДавид избирается на царствоГосподь говорит Самуилу, чтобы он перестал печалиться о Сауле, которого Он отверг. Бог повелел пророку наполнить рог елеем и пойти в Вифлеем, к Иессею: между сыновьями его Я усмотрел Себе царя (1 Цар 16, 1).

«> Давидом, как считают исследователи, по случаю избавления от 90 псалом история возникновенияМоровая язва — последняя скорбь царяК концу царствования Давид произвел перепись всего народа. Это явилось причиной постигшего страну испытания.

«> трехдневной моровой язвы. У евреев он не был надписан. В греческой Псалтири он имеет название, указывающее как на автора, так и на характер этого псалма: Хвалебная песнь Давида. Главная тема псалма: 90 псалом история возникновенияБог — Отец наш НебесныйВсе мы дети не только своих родителей, но и дети Бога. Как это произошло?

«> Бог есть Заступник и надежное Прибежище всех уповающих на Него. Эту священную песнь отличают возвышенность мысли, горячая вера, живость чувства, яркость образов и поэтичность языка. Псалом имеет сложное построение. В нем четко выделяются три части (1–2, 3–13, 14–16).

Главная композиционная особенность — диалогичность. По-видимому, при музыкальном исполнении псалма в скинии или в храме пение было антифонным. Первый голос уверенно и утешительно возвещает:

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится (1). Святитель Афанасий Великий изъясняет: «Пророческий дух ублажает человека — того, кому помощь и пособие Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога Небесного?»

Второй голос во втором стихе подтверждает это:

Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него (2).

В стихах 3–13 раскрывается главная мысль псалма. Первый голос объясняет причины своего непоколебимого упования на Бога:

Яко Той избавит тя от сети ловчи. В еврейском тексте: от сети птицелова. Образ этот часто встречается в Библии для выражения опасности, которой надо особо остерегаться, потому что она является скрытой: Душа наша, яко птица, избавися от сети ловящих (Пс 123, 7); как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время (Еккл 9, 12).

. и от словесе мятежна (3), то есть злословия, клеветы.

плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися. (4). Плещма — значит плечами. В еврейском тексте ebrah — крыло больших птиц. Вспоминаются слова Спасителя: Иерусалим, Иерусалим. сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф 23, 37).

оружием обыдет тя истина Его (4). Оружием — значит щитом. Под истиной понимается верность Бога Своим обетованиям.

Не убоишися от страха нощнаго. (5), то есть от всего, что может устрашать ночью: бесов, убийц, воров.

от стрелы летящия во дни (5). Здесь как буквальный, так и метафорический смысл: у восточных народов моровая язва иногда сравнивается со стрелой, потому что ее нельзя остановить.

от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго (6). По толкованию святителя Афанасия Великого, «бесом полуденным называет духа лености».

Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится (7). Числа тысяча и десять тысяч (тьма) символически означают необычайно большое количество нападающих. Однако от всех их защитит Господь праведника.

обаче [только] очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши (8). Значит: будешь только смотреть очами и видеть наказание грешников. Святитель Афанасий Великий пишет: «Не потерпишь, говорит, ни малого вреда от злоумышляющих, увидишь же падение врагов твоих».

В 9-м стихе второй голос кратко и уверенно произносит:

Яко Ты, Господи, упование мое (9). Говорит это, чтобы подтвердить обетование, раскрытое первым голосом. Далее первый голос снова начинает и продолжает высокую тему псалма, делая обращение во втором лице:

Вышняго положил еси прибежище твое (9). Нарастает сила непоколебимого упования. Тон становится все более величественным:

Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (10): яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих (11).

На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою (12): на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия (13). По изъяснению святителя Афанасия Великого: «Слово нога означает душу, а слово кaмeнь — грех». Господь наш Иисус Христос апостолам и всем имеющим непоколебимую веру обещал: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк 10, 19).

В последних стихах (14–16) псалом достигает наивысшей торжественности и силы — Сам Бог произносит обетования:

Яко на Мя упова, и избавлю и [его]: покрыю и, яко позна имя Мое (14).

Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое (15–16).

Святитель Афанасий Великий говорит: «А спасение это — Сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним».

90-й псалом испытан многими поколениями 90 псалом история возникновенияЧеловек — образ БожийЧеловек создан по образу и подобию Божию. После того как Господь сотворил небо, землю, весь растительный и животный мир, Он создает Свое высшее творение — человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *