На страницах нашего онлайн портала alivahotel.ru мы расскажем много самого интересного и познавательного, полезного и увлекательного для наших постоянных читателей.
Это незавершённый список года. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его.
Полезное
Смотреть что такое «893 год» в других словарях:
893 год до н. э. — Годы 897 до н. э. · 896 до н. э. · 895 до н. э. · 894 до н. э. 893 до н. э. 892 до н. э. · 891 до н. э. · 890 до н. э. · 889 до н. э. Десятилетия 910 е… … Википедия
Монголо-татарское иго на Руси: годы, события, последствия
Расскажем, как и почему Русь попала в зависимость от Золотой орды, почему Куликовская битва стала легендой и кто всё-таки совершил нашествие на русские земли — татары или монголы.
Начало монголо-татарского ига
Первые столкновения между Золотой Ордой и Русью начались в начале XIII века — вскоре после появления монголов на Восточно-Европейской равнине.
В 1223 году русские войска вместе с половецкими кочевниками попытались остановить Батыя в Приазовье, на реке Калка, но проиграли. Причём со стороны монгольского войска это была лишь разведка. В последующие 14 лет монголы всё ближе подходили к русским границам, подчиняя соседние народы.
Масштабное нашествие монголо-татар на Русь началось в 1237 году. Один за другим пали русские города — Рязань, Коломна, Москва. Монголов не остановили даже русские морозы: зимой 1328 года были захвачены Владимир, Тверь и Торжок.
Несколько княжеств объединились, чтобы дать отпор кочевникам, но были разбиты на реке Сить. Весной того же года, после героического семинедельного сопротивления пал город Козельск — он был полностью разрушен, а жители убиты.
В 1240 году пал Киев — столица русских земель и самый укреплённый город. Большинство оставшихся в живых князей склонились перед Батыем и обязались платить монголам дань. Вассальная зависимость Руси от Золотой орды длилась более двух веков и вошла в историю под названием «монголо-татарское иго».
Что такое «иго»
Слово «иго» происходит от латинского iugum, обозначавшего сначала упряжь для скота, а затем ставшего синонимом рабства.
Впервые его использовал польский хронист Ян Длугош в 1479 году, в самом конце монгольского владычества на Руси — так он перевёл слова «плененье» и «насилье» из русских летописей. В русских источниках «иго» появляется с 1674 года.
Учите историю вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду HISTORY62021 вы получите бесплатный доступ к курсу истории 6 класса, в котором изучается тема Золотой орды!
Кто такие «монголо-татары»
В русских и европейских летописях монгольские завоеватели называются татарами. Это название имеет китайские корни, где словом «тар-тар» именовали все кочевые племена к северу от Великой стены (подобно тому, как древние римляне называли всех чужеземцев «варварами»). Скорее всего, слово «татары» пришло на Русь и в Европу по торговым путям задолго до нашествия.
Постепенно название «татары» перешло на завоёванные монголами тюркские народы, которые пополнили армию Золотой Орды — на половцев, волжских булгар и других. От них произошли современные татары.
Термин «монголо-татары» появился в середине XIX века, чтобы устранить несоответствие между самоназванием завоевателей (монголы) и их наименованием в русских летописях (татары).
В наше время, чтобы избежать путаницы, историки договорились называть этот период «ордынским владычеством». Правда, название «монголо-татарское иго» по-прежнему широко используется.
Годы ордынского владычества
Основной причиной поражения русских и столь долгой зависимости Руси от Золотой Орды стала междоусобица. Княжества Руси, постоянно воевавшие между собой, так и не смогли объединиться перед общей угрозой. Впрочем, даже объединённое русское войско едва ли могло противостоять монгольским полчищам. Их численность по разным оценкам составляла от 75 до 150 тысяч воинов, а дружина любого из восьми крупнейших княжеств насчитывала не более 5 тысяч.
В годы татаро-монгольского ига усобица только усилилась — князья продолжали враждовать и периодически прибегали к военной помощи монголов для борьбы друг против друга за ханский ярлык — документ, подтверждающий право князя на власть.
После каких-либо происшествий князь должен был являться в столицу Орды — Сарай — с докладом о своих действиях или бездействии. При этом хан нередко требовал от князя брать с собой кого-то из младших родственников, которые оставались в Орде в качестве заложников. Живыми возвращались далеко не все.
Сбором дани с жителей Руси занимались ордынские чиновники баскаки, пока в 1330-х годах московский князь Иван Данилович не добился от хана Узбека права собирать дань самостоятельно, за что получил прозвище Калита («кошель»). Благодаря этому, Москва стала экономическим и политическим центром Руси. С тех пор ордынцы перестали регулярно устраивать набеги на русские земли.
После смерти хана Джанибека в 1359 году в Орде началась борьба за власть, которую летописцы назвали «Великая замятня». Она ослабила Орду, в то время как Москва становилась всё сильнее, объединяя под своими знамёнами всё больше русских земель. В 1374 году московский князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты, отказался выплачивать дань фактическому правителю Орды — беклярбеку (советнику) Мамаю.
В 1378 году Мамай отправил на Русь пятидесятитысячное войско, но оно было разбито дружиной Дмитрия Ивановича на реке Вожа. Это была первая победа русских над Ордой, за которой последовала легендарная Куликовская битва.
8 сентября 1380 года объединённое русское войско сошлось в бою с войском Мамая на Куликовом поле, недалеко от слияния рек Дон и Непрядва.
Несмотря на большое количество свидетельств в летописях и художественных произведениях, достоверно об этой битве известно немного. Но совершенно точно одно: воины Дмитрия Ивановича нанесли ордынцам сокрушительное поражение и обратили армию Мамая в бегство.
Это сражение не стало финалом противостояния Руси и Орды. Через два года новый правитель Орды, хан Тохтамыш, разорил Москву и снова заставил русских выплачивать дань. Однако влияние Куликовского сражения на ход истории трудно переоценить.
Во-первых, победа сплотила Русь: князья убедились, что вместе Орду можно победить. Во-вторых, набеги сократились, князьям больше не нужно было получать ханский ярлык, и дань теперь выплачивали нерегулярно.
Наконец, именно это знаменитое сражение вдохновило правнука Дмитрия Донского, Ивана III, выступить против Орды и избавить страну от владычества ханов.
Свержение монголо-татарского ига
Через 100 лет после Куликовской битвы, в 1480 году, ордынскому игу пришёл конец. Золотая Орда распалась на несколько ханств, и великий князь московский Иван III отказался выплачивать дань. Хан Большой Орды Ахмат снарядил поход на Русь, но русское войско остановило его на реке Угра.
Этот эпизод вошёл в историю как «великое стояние на Угре». Несколько месяцев две армии стояли на противоположных берегах реки, не решаясь переходить в наступление. С приходом холодов Ахмат решил отступить. Больше ордынские войска на русских землях не появлялись.
Последствия монголо-татарского нашествия
Двухвековое монгольское владычество замедлило развитие экономики, культуры и науки, из-за чего Русь сильно отстала от западноевропейских стран.
Нашествие Батыя привело к огромным потерям населения — сотни людей были убиты или угнаны в рабство, в пожарах погибло множество книг, памятников живописи и архитектуры. Две трети русских городов было разорено, и большую часть из них так и не смогли восстановить. Население платило грабительские налоги. Многие ремёсла забылись на десятилетия и даже века — за время ордынского владычества не было построено ни одного каменного храма.
В то же время противостояние с монголами закалило русское войско и укрепило централизованную власть. Если до нашествия Русь была десятком разрозненных земель, то после окончания монголо-татарского ига вся страна объединилась под властью московского князя.
Благодаря этому впоследствии русское государство одержало немало важных побед и в конечном итоге покорило все территории бывшей Золотой Орды.
Лекция в духовном училище ССО СРВ Читает В.С.Казаков
Итак, уважаемые ученики, продолжим наше занятие. Сегодня мы разберём тему «Крещение Руси». Ну вот, скажете вы, опять двадцать пять! Ну, сколько можно? Одно и то же! Что нового мы сможем узнать? Каждый школьник знает, что Крещение Руси было при князе Владимире Красно Солнышко! Дай Бог памяти, в 988 году! Но так ли это?
А что не так с крещением Руси, скажете вы? Русь есть? Православие есть? Какие могут быть сомнения? Сомнений, на самом деле, очень много. Давайте их уже как-нибудь развеем и окончательно поставим точку в этом деле. Итак, открываем покрытое пылью «Дело №988».
Вопрос: Из какого источника мы с вами знаем, что состоялось крещение Руси?
Ответ: Из Повести временных лет. Вот же оно, под 6496, т.е. 988 годом:
Теперь внимательнее посмотрим на документ, из которого это взято, то есть, на «Повесть временных лет». Выглядит он, этот документ, так:
В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.
В год 6376 (868). Начал царствовать Василий.
В год 6377 (869). Крещена была вся земля Болгарская.
На что это похоже? На документ с вырванными страницами? Нет, уважаемые. Это похоже на документ, который не успели дописать. Видимо, так торопились, что забыли в 866 году написать главное. Вот это:
«..даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан,… поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере …, что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды».
Это из послания византийского патриарха Фотия за 867 год. В котором он сообщает о крещении Руси. Об этом же событии пишет император Константин Багрянородный:
«И народ росов, воинственный и безбожный, посредством щедрых раздач золота, серебра и шелковых одежд, он (император Василий I Македонянин, правивший в 867—886 гг. – В.К.) привлек к переговорам и, заключив с ними мирный договор, убедил их сделаться участниками спасительного крещения и расположил принять архиепископа… Он, прибыв в страну названного народа, был принят ими благосклонно по следующему поводу. Князь этого племени, собрав собрание подданных и председательствуя с окружающими его старцами… приглашает… архиерея и спрашивает, что он намерен им возвестить и чему их научить. Архиерей предложил им Евангелие и рассказал о некоторых чудесах Нового и Ветхого Завета. Росы заявили, что они не поверят ему, если не увидят сами что-нибудь подобное… Помня слова Христа о просящих во имя Его, архиепископ ответил: “Хотя и не должно искушать Бога, однако, если вы от всего сердца решили приступить к Нему, просите, чего хотите, и Бог непременно сделает это по вере вашей, хотя мы грешны и ничтожны”. Варвары потребовали, чтобы было брошено в огонь Евангелие. Помолившись, архиепископ сделал это. И по прошествии достаточного времени Евангелие было вынуто из потухшей печи и оказалось неповрежденным. Увидев это, варвары, пораженные величием чуда, без колебаний начали креститься».
Похожие рассказы о крещении Руси в IX веке и о «чуде» с пропитанным огнеупорным составом Евангелием, мы можем прочитать и в других византийских источниках: у Кедрина, Льва Грамматика, Зонары, Михаила Глики, Скилицы и других, а также в Житиях Св. Кирилла и Мефодия. Единственное, чего мы не находим в византийских источниках, так это упоминания о крещении Руси при князе Владимире Красно Солнышко. Но стоит ли на такие пустяки обращать внимание? На нет и суда нет.
Мы видим, что во время написания «Повести временных лет», киевский летописец, решив заполнить пробелы в событиях IX века, использовал то, что было у него под рукой. А была у него под рукой поздняя византийская хроника продолжателя Георгия Амартола. В котором о крещении Руси в 860 (?) году при Фотии не говорится ни слова. Зато успешный поход на Константинополь представлен в виде страшного поражения «безбожных русских» с помощью всё того же «чуда». Но патриарх Фотий, очевидец похода русов на Константинополь, описал «чудо» несколько иначе:
Никакого чуда, всё просто! Отягощённые награбленным русы сочли благоразумным удалиться подобру- поздорову. Что же произошло дальше? Уже после того, как в Киев был прислан епископ, а потом и архиепископ? А какой же архиепископ без церкви? Наверняка, в Киеве началось и строительство церквей. А дальше произошло крещение князя Аскольда под именем Николай, в память о котором в Киеве ежегодно, 2 июля, как по «убиенному язычниками» «мученику за веру Христову», свершались крестные ходы на «Аскольдовой могиле». Действительно, согласно той же ПВЛ, в 882 г. князь Аскольд был убит варягом-язычником Олегом:
«В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим».
И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава».
Обратим внимание вот на какие подробности. Первое: «младенцу Игорю» в 882 г исполнилось от 4 до 17 лет. Татищев (В.Н. Татищев, История Российская, ч.2) приводит разные годы рождения Игоря в различных летописных списках: 875 г. в Раскольничем, 865 г. в Оренбургском, 861 г. в Нижегородском, официальной наукой за год рождения Игоря принят 878 г. Видимо, у князя было замедленное развитие, потому что, по словам всё той же ПВЛ, вырос он только в 903 году.
Второе: Олег, собрав многочисленное войско из кривичей, веси, чуди, словен и варягов, отправился с ними в Смоленск и Любеч, а затем, по-видимому, собирался куда угодно, но только не в Киев, поскольку, лишь подходя к горам Киевским, он вдруг «узнал», что в Киеве княжат какие-то подозрительные Аскольд и Дир. Да и с какой стати князья вдруг пойдут к купцам? Даже если они их родственники? Сено к лошади не ходит.
По словам митрополита Макария (Булгакова):«Первые наши христиане над могилою сего князя имели церковь святого Николая. Быть не может, чтобы они согласились построить христианский храм над могилою язычника. Вероятна и та догадка, что Аскольд в крещении назван был Николаем, потому что у нас, точно, существовал обычай созидать церкви над могилами князей в честь святых, им соименных (подчёркнуто мной,- В.К.). Слова летописи Иоакимовой, называющей Аскольда блаженным, могут служить новым доказательством его крещения».
Верим. Главное, чтобы народ не начал строить разные догадки, почему Дира похоронили у церкви св. Ирины. А так всё очень даже убедительно.
Ну, и третье: С какой радости Киев вдруг стал матерью? Пусть даже и городов русских? Официальная версия такова: «мать городов» дословный перевод греческого слова метрополия. По другой версии когда-то Киев вовсе и не был Киевом. А назывался иначе – Самбата.
После убийства князя-христианина и чистки правящей верхушки в Киеве началась языческая реставрация. Поскольку язычество, в отличие от христианства и других «мировых религий», веротерпимо, то христианские церкви в Киеве сохранились. Кроме того, как мы видим из «Жития св. Кирилла», он, прежде чем отправиться в Моравию, был в Херсонесе и:«Обреть тоу Евангелие и псалтырь Роушкими писмены писано и человека обреть глаголюща тою беседою, и беседовав с ним и силоу рече прием, своей беседе прикладае и вскоре начеть чисти и сказовати и дивляхуся ему Бога хваляще».
То есть, ещё до предполагаемого крещения Аскольда и Руси в 860 г. Уже существовали христианские книги, писанные «русскими письменами», которые выучил Кирилл, благодаря человеку, владеющему русским языком. Кирилл, свободно владевший славянским языком, выучил русский язык (вернее, язык русов, не путать с современным русским языком! – В.К.) и стал вскоре читать на нём и говорить. Тут надо сделать важное отступление. После того, как Кирилл в Херсонесе видит книги, писанные «русскими письменами», он отправляется домой и, согласно официальным источникам, изобретает славянскую письменность. Но это уже тема другого увлекательного рассказа. О том, почему нельзя было русские христианские книги применить для пропаганды христианства у славян и почему славянские названия днепровских порогов звучат не так, как названия порогов «по-русски». Вернёмся же в Киев. Что происходило в Киеве с 883 по 897 год мы узнаём из того же недописанного документа с названием «Повесть временных лет»: В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.
В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: «Я враг их, и вам (им платить) незачем». В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань?». Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне». И дали Олегу по щелягу. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал. В год 6394 (886). В год 6395 (887). Царствовал Леон, сын Василия, который прозывался Львом, и брат его Александр, и царствовали 26лет. В год 6396 (888). В год 6397 (889). В год 6398 (890). В год 6399 (891). В год 6400 (892). В год 6401 (893). В год 6402 (894). В год 6403 (895). В год 6404 (896). В год 6405 (897).
Начался передел собственности и сфер влияния, то есть «крыши», говоря современным языком. Денежные потоки, направлявшиеся до того к хазарам, перенаправляются в Киев, причём, в том же размере: «как и хазарам давали». Не заполненные летописцем годы либо не тянули на героические, либо походили больше на криминальную хронику 90-х годов XX века. Или же летописец не знал, что написать. Далее, после пространного рассказа о славянах в Моравии, и упоминании, что«а славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. Полянами прозваны были потому, что сидели в поле, а язык был им общий –славянский»,ПВЛ продолжает «подробный» ежегодный рассказ о событиях на Руси: В год 6407 (899). В год 6408 (900). В год 6409 (901). В год 6410 (902). Леон-царь нанял угров против болгар. Угры же, напав, попленили всю землю Болгарскую. Симеон же, узнав об этом, пошел на угров, а угры двинулись против него и победили болгар, так что Симеон едва убежал в Доростол. В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу. В год 6412 (904). В год 6413 (905). В год 6414 (906).
В 907 году Олег нападает на Константинополь. «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги».
В том же году Олег умирает якобы от укуса змеи:«и ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер».
Мораль: не ходи по черепам босиком! Кроме этого загадочного события, описанного в ПВЛ, Олег известен тем, что все его походы и войны проходили скрытно и в обстановке строжайшей секретности! Наверное, поэтому его 30-летнее бурное правление никак не отражается в иностранных источниках. Ни в византийских, ни в каких-либо других! Даже нападение на Константинополь прошло незамеченным! Уж что-что, а нападение с применением кораблей, ехавших по суше на колёсах, греки должны были бы заметить! Такой цирк никого не оставил бы равнодушным! Это вам не какой-нибудь малозаметный щит, прибитый к воротам!
Далее ПВЛ ещё более «подробно», чем во времена Олега, рассказывает о княжении Игоря:
В год 6421 (913). После Олега стал княжить Игорь. В это же время стал царствовать Константин, сын Леона. И затворились от Игоря древляне по смерти Олега.
В год 6422 (914). Пошел Игорь на древлян и, победив их, возложил на них дань больше Олеговой. В тот же год пришел Симеон Болгарский на Царьград и, заключив мир, вернулся восвояси.
В год 6424 (916). В год 6425 (917). В год 6426 (918). В год 6427 (919). В год 6428 (920). У греков поставлен царь Роман. Игорь же воевал против печенегов. В год 6429 (921). В год 6430 (922). В год 6431 (923). В год 6432 (924). В год 6433 (925). В год 6434 (926). В год 6435 (927). В год 6436 (928). В год 6437 (929). Пришел Симеон на Царь-град, и попленил Фракию и Македонию, и подошел к Царьграду в великой силе и гордости, и сотворил мир с Романом-царем, и возвратился восвояси. В год 6438 (930). В год 6439 (931). В год 6440 (932). В год 6441 (933). В год 6442 (934). Впервые пришли на Царьград угры и попленили всю Фракию, Роман заключил мир с уграми. В год 6444 (936). В год 6445 (937). В год 6446 (938). В год 6447 (939). В год 6448 (940).
Не будем утомлять далее читателя «подробностями» из ПВЛ. С 916 по 940 год о делах в Руси лишь одно короткое упоминание:«Игорь же воевал против печенегов».Обратим с вами внимание на договор Игоря с греками под 945 год.
В Киеве в хазарском районе стоит соборная церковь св. Ильи. И это никого не удивляет. Законный вопрос: а кроме соборной церкви св. Ильи есть ли другие церкви? Кроме того, и русы-христиане и русы-язычники выступают в договоре как равноправные части населения. Это означает, что никакого притеснения христианам со стороны языческих властей не было. В 945 году, согласно ПВЛ, Игорь погибает во время повторного сбора дани с древлян. Возмущённые его жадностью древляне привязывают Игоря к двум согнутым деревьям и отпускают их. Деревья разрывают Игоря пополам. Но древняя медицина творит чудеса, поэтому в 949 году, по сообщениям того же хорошо осведомлённого Константина Багрянородного, Игорь ещё правит в Киеве:
А по другим данным, менее достоверным, чем данные ПВЛ, Игорь успевает заключить перед смертью в 949 г. договор против Венгрии с князем Олегом Моравским. После окончательной смерти Игоря начинает княжить Ольга, его главная (старшая) жена, а теперь вдова.
Краткая биография Ольги, согласно всё той же ПВЛ и «Житию св. Ольги», такова: Родилась в с. Выбуты в 12 км от Пскова. Когда она достигла 10 летнего возраста, случилось так, что в то же самое время внезапно вырос и возмужал Игорь (ему исполнилось то ли 38, то ли 25 лет), и Ольгу выдали за него замуж. Случилось это подпадающее под действие УК РФ событие в 903 году. При замужестве она хотела взять фамилию мужа, но, поскольку фамилии появились гораздо позже, в XIX веке, то ей ничего не оставалось, как поменять имя (на имя «приёмного» «свёкра»). Об этом говорит Иоакимовская летопись:
«Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил».
Видимо, что-то у Ольги с императором не сложилось. Забрав подарки и наобещав Константину с три короба, ветреная вдова вернулась в Киев:
«Эта же Ольга пришла в Киев, и прислал к ней греческий царь послов со словами: «Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь». Отвечала Ольга через послов: «Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе». И отпустила послов с этими словами».
И стала Ольга жить-поживать, да добра наживать. ПВЛ:
«Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. «Ибо для неверующихвера христианская юродство есть ».
…Так и Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь – тоже станешь радоваться». Он же не внимал тому, говоря: «Как мне одному принять иную веру?А дружина моя станет насмехаться
Что послужило причиной изгнания очередных просветителей, остаётся только догадываться. Как мне кажется, руками возмущённых язычников действовали представители Киевской епархии, греческие и болгарские церковники, не потерпевшие присутствия своих конкурентов – германских миссионеров. Когда буря утихла, жизнь христианской общины Киева и других подвластных Руси земель вошла в привычную колею. Так продолжалось вплоть до греческих походов Великого князя Святослава Игоревича и понесённых русами тяжёлых военных потерь. В 971 г. Святослав пришёл к выводу, что русы-христиане в его войске, по существу, являются союзниками византийцев и предателями, и решил с ними расправиться. Он задумал уничтожить также и главные рассадники христианства на Руси – церкви. Иоакимовская летопись рассказывает об этом так:
Из летописи следует, что в языческом Киеве было несколько церквей. А из данных археологии мы узнаём, что какие-то церкви действительно были разрушены. Ибо основание капища, поставленного 80-х годах X века «вне двора теремного» в самом сердце Киева, было вымощено плинфой и фресками христианского храма. Произошло ли это разрушение в 971 г. или оно совпадает по времени с разрушениями монастырей восставшими против христиан в 983 г. полабскими славянами, мы не знаем. Случилось так, что Святослав до Киева не дошёл. Дорога к Киеву была перекрыта печенегами, а помощи от своих он так и не дождался. На киевском столе стал княжить его сын Ярополк, который, по словам Иоакимовской летописи: «бе муж кроткий и милостивый ко всем, любяще христианы, и асче сам не крестися народа ради, но никому не претяше».
11 июня 980 г. Владимир занял Киев.«И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему. Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу». (ПВЛ)
Как уже было сказано выше, в качестве фундамента для капища послужил строительный мусор, образовавшийся после разрушения какой-то христианской церкви. Строительство нового капища в Киеве исторической наукой расценивается как «религиозная реформа» князя Владимира. Но так ли это? Можем ли мы назвать религиозной реформой снос плавательного бассейна «Москва» и строительство на его месте храма Христа Спасителя при президенте Ельцине? Нет, не можем. Зато мы можем догадываться, куда делось старое капище. Возможно, что оно было уничтожено христианскими миссионерами, что и вызвало гнев местных язычников с последующим разрушением церкви. Ведь проповедники христианства не гнушались уничтожать священные рощи, храмы и языческие святыни, потому что принятие «мученической кончины» с последующим попаданием в разряд «святых великомучеников» за подобный вандализм было им, как правило, обеспечено.
В целом мы видим, как на протяжении почти ста двадцати лет со дня первого крещения при патриархе Фотии в Киевском государстве существуют несколько религий. Официальная и государственная –язычество русов и славян, и неофициальные – христианство, ислам, иудаизм и прочие культы. Ислам, иудаизм и прочие культы мы пока не рассматриваем, поскольку они не относятся к теме нашего занятия. И возвращаемся к противостоянию христианства и язычества.
А нужно ли было принимать христианство? Была ли такая необходимость у Киева? «Партия учит нас», что такая необходимость была. Мол, только с принятием христианства «Киевская Русь» смогла войти в список «цивилизованных стран».
Продолжение следует Журнал «Родноверие» № 2(3) 2010